Водный налог уровень бюджета

Что такое водный налог и с какой целью его ввели. Публикуем конкретный пример вычисления водного налога. Также речь идёт о налоговых ставках.

Водный налог уровень бюджета

Кто и за что оплачивает водный налог

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. За что конкретно оплачивают водный налог
  2. Какие объекты облагаются налогом
  3. Какие объекты не подлежат налогообложению
  4. Налоговая база
  5. Налоговые ставки
  6. Налоговый период и сроки уплаты налога
  7. Порядок исчисления водного налога

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году

  • Федеральные налоги и сборы
  • Региональные налоги
  • Местные налоги и сборы
  • Чем отличается налог от сбора
  • Налоги и специальные режимы
  • Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2021 году (таблица)
  • Страховые взносы
  • Итоги

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Читайте также  Проверка расчетного счета контрагента на сайте налоговой

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Федеральные, региональные и местные налоги

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Расчет базы по водному налогу

Письмо Министерства финансов РФ №03-06-06-02/92592 от 28.11.2019

Читайте также  Округление налога по УСН

Минфин России в письме от 28.11.2019 г. № 03-06-06-02/92592 разъясняет, как нужно определять налоговую базу по водному налогу.

Кто платит водный налог

Налоговый кодекс относит водный налог к федеральным налогам.

Этот налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды, при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема.

Для расчета суммы налога кроме данных о налоговой базе (в частности, объеме забранной воды) нужны значения ставок. Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения.

Как определить налоговую базу?

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки с учетом специального коэффициента и налоговой базы по итогам квартала.

Налоговая база зависит от вида водопользования:

использованию акватории (исключая лесосплав);

использованию гидроэнергетических ресурсов;

Объем воды, забранной из водного объекта, определяют на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то исходя из времени работы и производительности технических средств. В крайнем случае – исходя из норм водопотребления.

Налоговой базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Как учесть потери?

Чиновники комментируемым письмом отмечают, что в налоговую базу по водному налогу нужно включать весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от дальнейшего использования.

Однако при доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери. Соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом?

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок учета потери воды при заборе и доставке до потребителя.

Чиновники в комментируемом письме рекомендуют учитывать потери забранной из водного объекта воды пропорционально объемам воды, переданной различным потребителям, применяя в отношении них соответствующие ставки водного налога.

Ранее налоговики отмечали, имея приборы учета забранной воды, зная общий объем забранной воды и применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик ведет учет объемов отпущенной воды населению и прочим потребителям, израсходованной на технологические нужды, и исчисляет объем потерь (утечек) воды.

Ставки водного налога

Ставки дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они установлены в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса.

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. В 2019 году он равен 2,01.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

при сверхлимитном заборе воды – коэффициент 5;

отсутствии средств измерения объемов забранной воды – коэффициент 1,1;

заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – коэффициент 10.

Пример. Расчет водного налога

Компания зарегистрирована в Тюменской области и использует водный объект. Лимит забора воды равен 500 тыс. куб. м. Ставка водного налога за забор воды составляет 276 руб. за 1 тыс. куб. м воды. При сверхлимитном заборе она увеличивается в пять раз и составит 1380 руб./тыс. куб. м (276 руб./тыс. куб. м x 5).

Компания использовала 650 тыс. куб. м воды из поверхностного водного объекта. Сверхлимитный забор – 150 тыс. куб. м (650 – 500)). Расчет налога:

500 тыс. куб. м x 276 руб./тыс. куб. м x 2,01 = 277 380 рублей;

150 тыс. куб. м x 1380 руб./тыс. куб. м x 2,01 = 416 070 рублей.

За забор воды компании нужно заплатить 693 450 рублей.

Предположим, что компания еще использует 10 кв. км акватории для других целей. Ставка водного налога составляет 30 240 руб. в год за 1 кв. км акватории реки. Сумма налога за квартал составит 151 956 руб. (30 240 руб. x 10 км x 2,01 : 4 кв.).

Уплата налога и подача декларации

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок нужно подать и декларацию по водному налогу. Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС России от 09.11.2015 г. № MMB-7-3/497@.

Имейте в виду, что налоговую декларацию должен представить каждый налогоплательщик независимо от того, исчислена ли сумма налога к уплате.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Декларация по водному налогу

  • Понятие водного налога, порядок его расчета и уплаты, сроки отчетности по налогу содержатся в главе 25.2 НК РФ.

    Сроки отчетности и уплаты налога

    Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

    Декларация подается в те же сроки:

    4 квартал 2020 года — до 20 января включительно;

    1 квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;

    2 квартал 2021 года — до 20 июля включительно;

    3 квартал 2021 года — до 20 октября включительно;

    4 квартал 2021 года — до 20 января включительно.

    Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

    Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.

    Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.

    Декларацию в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

    Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

    Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС РФ от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@.

    Декларация включает титульный лист и два основных раздела. Второй раздел документа состоит из двух подразделов.

    Титульный лист заполняется в обычном порядке — никаких особенностей и сложностей в нем нет. Страница 2 титульного листа нужна на тот случай, если декларацию сдает налогоплательщик без статуса ИП, у которого нет ИНН.

    Раздел 1 включает информацию о конечной сумме налога. Здесь нужно указать суммы платежа отдельно по каждой территории. На каждый ОКТМО заполняется отдельный блок строк 020-030. Если по одному ОКТМО у вас два водных объекта, заполните один блок строк. Данные для строки 030 берите из суммы строк 160 всех подразделов 2.1.

    Подраздел 2.1 нужно оформить отдельно на каждый имеющийся водный объект, лицензию и ОКТМО, опираясь при этом на цели использования воды. Если действует несколько ставок водного налога, то расчет тоже должен быть на отдельных листах.

    Читайте также  Обложение налогом банковских карт

    По строкам 010 и 020 налогоплательщик записывает коды КБК и ОКТМО соответственно.

    Строка 030 содержит полное название водного объекта (например, артезианская скважина № 258-639).

    Реквизиты лицензии фиксируют в строке 040.

    Коды водопользования отмечают в строке 050 (Приложение 4 к приказу).

    По строке 080 указывают код цели забора воды из Приложения 5.

    Объемы забранной воды, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения отражаются в строках 060, 070, 100. Сумма строк 070 и 100 должна быть равна сумме, отмеченной в строке 060.

    Объем воды из строки 100 подразделяется на забранный в пределах лимитов (строка 101) и сверх лимитов (строка 102).

    Налоговые ставки и коэффициенты находят свое отражение в строках 110–150.

    Непосредственно сумму налога ответственное лицо фиксирует в строке 160 (формула расчета содержится в порядке заполнения декларации).

    Подраздел 2.2 заполняйте, если используете акваторию водного объекта (кроме лесосплава в плотах и кошелях), водный объект для гидроэнергетики или для сплава древесины.

    Строки 010–040 подраздела 2.2 идентичны строкам подраздела 2.1. Информацию в раздел 2.2 заносят отдельные категории налогоплательщиков, указанные в порядке заполнения.

    Реквизиты договора на пользование нужно указать в строке 050. В строке 060 показывают код водопользования по Приложению 4.

    В зависимости от поставленного кода заполняются строки 070–100. В некоторых случаях эти сроки прочеркиваются.

    По строке 070 ответственное за заполнение декларации лицо указывает налоговую базу — площадь предоставленного водного пространства из лицензии, договора или технической документации.

    Строки 080–100 — это количественные показатели. В них указывают выработанную электроэнергию, объем древесины или расстояние сплава леса.

    Строка 110 — это размер налоговой ставки.

    По строке 130 ответственное лицо записывает сумму налога по отдельному водному объекту и отдельно взятой лицензии.

    Пример. ООО «Крона» зарегистрировано в Волгограде. Для своей деятельности использует воды из реки Волги. Волгоград относится к Поволжскому экономическому району. От района и способа забора воды зависит налоговая ставка. В данном примере ставка равна 294 рубля за 1 тыс. куб. м воды (ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды сверх лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ) указанная ставка умножается на пять (294 х 5 = 1470). Коэффициент равен 2,01. Согласно лицензии, лимит использования равен 26 тыс. куб. м. Всего за второй квартал забрано 30 тыс. куб. м воды.

    Сумма налога в пределах лимита = 26 × 294 × 2,01 = 15 364 рублей

    Сумма налога сверх лимита = 4 × 1 470 × 2,01 = 11 819 рублей

    Итого водный налог = 15 364 + 11 819 = 27 183 рублей.

    Водный налог для юридических лиц в 2021 году

    Плательщики водного налога для юридических лиц

    — Не признаются плательщиками налога организации и ИП, которые пользуются источниками воды на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие водного кодекса РФ, — рассказывает налоговый консультант компании «Маржу» Олеся Жукова.

    Юрист Юридической компании «ЭЛКО профи» Кирилл Маркеев добавляет, что не предусмотрен водный налог за забор минеральной воды из подземных источников, за заборы воды для тушения пожаров, за использование водных объектов для выращивания рыб, за использование воды для полива сельскохозяйственных угодий. Некоторые другие виды деятельности, прописанные в статье 333.9 НК РФ, также водных налогом для юридических лиц не облагаются.

    Сроки уплаты водного налога для юридических лиц

    Сроки уплаты водного налога для юридических лиц такие же, как и у других видов налогов. Расчет ведется по итогам квартала. Налог следует выплатить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Сроки уплаты водного налога:

    • За 1 квартал-не позднее 20 апреля
    • За 2 квартал-не позднее 20 июля
    • За 3 квартал-не позднее 20 октября
    • За 4 квартал-не позднее 20 января

    Отметим, что налог уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. В том числе это касается и иностранных организаций.

    Ставка водного налога для юридических лиц

    Как объясняет Олеся Жукова, ставки налога установлены за единицу налоговой базы. Последняя представляет собой виды водопользования, которые различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам, морям. В отношении каждого такого объекта отдельная ставка.

    Кирилл Маркеев приводит конкретные примеры:

    • ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2020 году составляла 162 рубля за 1 тысячу кубических метров воды;

    • при использовании бассейна реки Волга для целей гидроэнергетики налоговая ставка в 2020 году составляла 9 рублей 84 копейки (с коэффициентом 2,31) за 1 тысячу кВт.ч произведенной электроэнергии;

    • при использовании бассейна реки Енисей для сплава древесины налоговая ставка в 2020 году составляла 1 585 рублей 20 копеек (с коэффициентом 2,31) за 1 тысячу кубических метров сплавляемой древесины на каждые 100 километров сплава.

    Расчеты водного налога для юридических лиц

    Схема расчета водного налога для юридических лиц кажется простой. Налоговая база перемножается на соответствующую ей ставку, а та на специальный коэффициент, установленный статьей 333.12 НК РФ.

    — Если имеются несколько видов водопользования, то общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленного по всем видам водопользования, — объясняет Жукова. — Если в отношении одного водного объекта установлены различные ставки, то налоговую базу необходимо определять применительно к каждой налоговой ставке.

    Маркеев в свою очередь подчеркивает, что организация-налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно:

    — К примеру, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной с объекта за налоговый период, а при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики – как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    Пени по водному налогу для юридических лиц

    Опять же, как и в случае с другими налогами для юридических лиц, за просрочку уплаты водного налога начисляются пени.

    — Они начисляются за каждый день просрочки платежа в размере — за каждый день в течение 1-го месяца просрочки 1/300 ставки рефинансирования, начиная со следующего дня по окончании 1-го месяца просрочки и далее — 1/150 ставки рефинансирования, — указывает Олеся Жукова.

    Кроме того, если налог не уплачен в результате каких-либо нарушений — занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога — то они влекут за собой штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если установлено, что ошибка допущена умышленно, то речь идет о 40 %.

    — Обращаю ваше внимание, что если превышается лимит потребления (указывается в лицензии или для расчета лимита берутся данные обоснованной потребности в водозаборе, указываемые в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии), то для расчета налога применяется повышенный коэффициент, — делится Олеся.

    Как замечает Кирилл Маркеев, с 10 февраля 2020 года размер ставки рефинансирования ЦБ РФ составляет 6 %. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

  • Елена Алексеева/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Sps-Studio.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: