Сокращение госслужащих и налоги

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

Сокращение госслужащих и налоги

Сокращение госслужащих и налоги

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 апреля 2021 г. № 03-04-09/26066 О налогообложнеии НДФЛ компенсации, выплачиваемой гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы, а также дополнительной компенсации, выплачиваемой в случае расторжения служебного контракта с гражданским служащим до истечения срока предупреждения об увольнении

Вопрос: Об НДФЛ при выплате гражданскому служащему компенсации при увольнении и дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения срока предупреждения об увольнении.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц компенсации, выплачиваемой гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы, а также дополнительной компенсации, выплачиваемой в случае расторжения служебного контракта с гражданским служащим до истечения срока предупреждения об увольнении, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

1. Согласно части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 — 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Указанная компенсация по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении гражданского служащего, а выходное пособие, предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, не выплачивается.

С учетом вышеизложенного при налогообложении компенсации, выплачиваемой при увольнении с государственной гражданской службы, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, применяются положения пункта 1 статьи 217 Кодекса.

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

При этом согласно части 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Дополнительная компенсация, выплачиваемая в соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта с гражданским служащим до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

Не облагаются НДФЛ компенсации при увольнении в части, не превышающей в целом трех средних зарплат (шести — для организаций в районах Крайнего Севера).

Компенсация при увольнении госслужащему в размере четырехмесячного денежного содержания по существу является выходным пособием, соответственно, при налогообложении применяется указанный выше порядок.

Дополнительная компенсация в случае расторжения контракта с госслужащим до истечения срока предупреждения об увольнении не облагается НДФЛ в полном объеме.

Выплаты при сокращении госслужащего в 2020 году

vyplaty_pri_sokrashchenii_gossluzhashchego_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

Выплаты, полагающиеся госслужащему при сокращении, регулируются не ТК РФ, а положениями отдельных федеральных нормативных актов. Ознакомимся с ними и определим, много ли есть преимуществ у госслужащих перед обычными работниками при сокращении штатов.

Выплаты при сокращении госслужащего в 2020 году: законодательство

Основные нормативные акты, регулирующие процедуру сокращения штатов на госслужбе:

  • Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (прежде всего, статьи 31 и 37);
  • постановление Правительства России от 19.09.2013 № 822 (принято в соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

В случаях, не предусмотренных Законом № 79-ФЗ, формально должен применяться ТК РФ. Но в вопросе начисления выплат госслужащим при сокращении штатов в этом необходимости нет: указанный федеральный закон в полной мере регулирует такие выплаты. Отметим, что во многом их начисление осуществляется по принципам, схожим с теми, что отражены в статьях 178, 180 и иных статьях ТК РФ, которые регулируют выплаты при сокращении штатов в обычных организациях.

Рассмотрим теперь, какие конкретно выплаты госслужащему при сокращении штата положены в соответствии с действующим законодательством.

Выплаты при сокращении госслужащего в 2020 году: что полагается увольняемому

Руководство госслужащего обязано предупредить его о сокращении за 2 месяца до увольнения (письменно под роспись). Такое же общеизвестное правило действует и в негосударственных организациях.

В течение двухмесячного срока начальство, сообщившее госслужащему о сокращении, обязано предлагать ему другие имеющиеся в ведомстве должности, с учетом его опыта и квалификации. Или же — вакансии в других ведомствах. То, в каком порядке предлагаются соответствующие вакантные должности, регулируется указанным выше постановлением Правительства № 822. Применяется особый порядок проведения аттестации и конкурсов на замещение должностей.

Если за 2 месяца увольняемому не нашли альтернативную работу, то договор на выполнение государственной службы с ним расторгается. Человеку обязаны выплатить компенсацию в размере денежного содержания за 4 месяца (п. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). Отметим, что оно не является выходным пособием, предусмотренным ТК РФ – выходное пособие госслужащим не выплачивается. Денежное содержание федеральных госслужащих исчисляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (ред. от 10.07.2014).

Если госслужащий работает в районах Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях, то компенсация в размере месячного содержания выплачивается также за 5-й и 6-й месяцы при условии, что государственный служащий в течение 1 месяца после увольнения обратится в службу занятости и не будет ею трудоустроен. Решение о компенсации принимает орган занятости, а выплату производит наниматель (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Другой сценарий — досрочное расторжение контракта, т.е., до истечения двухмесячного срока после предупреждения о сокращении. С письменного согласия госслужащего, стороны вправе расторгнуть договор на выполнение государственной службы до истечения двух месяцев (п. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ). В этом случае госслужащему полагается еще одна компенсация — в виде денежного содержания, начисленного за период между датой фактического увольнения и датой окончания двухмесячного срока. При получении данной дополнительной компенсации госслужащий сохраняет право и на другие, полагающиеся при сокращении, выплаты.

Указанные выше выплаты госслужащим при сокращении должности полагаются в случае, если произошло, собственно, сокращение, и в случае, если ведомство было упразднено и сотрудник не перешел на службу в другое.

Правомерно сделать вывод о том, что выплаты, которые полагаются госслужащим при сокращении, частично схожи по существу с теми, что гарантирует ТК РФ, а частично — нет. Проведем краткое сравнение условий начисления выплат по ТК РФ и Закону № 79-ФЗ.

Выплаты госслужащим при сокращении и выплаты работникам по ТК РФ: сравнение

Для сравнения составим небольшую таблицу.

Госслужащего (ст. 31, 37 Закона № 79-ФЗ)

Обычного работника (ст. 178, 180, 318 ТК РФ)

Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

Читайте также  Транспортный налог для фур

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Оптимизации не хватило мотивации

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

Читайте также  Налог при получении квартиры по договору дарения

По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Как бывшему муниципальному служащему оформить самозанятость?

Месяц назад я уволилась с муниципальной службы, где занимала должность ведущего специалиста отдела загса. При увольнении работодатель уведомил меня, что на протяжении двух последующих лет я должна в обязательном порядке оповещать бывшего работодателя о своей трудовой деятельности. Точнее, должна прежде всего уведомить нового работодателя о ранее занимаемой муниципальной должности, а он, в свою очередь, известить бывшего работодателя согласно постановлению правительства от 21.01.2015 № 29.

Сейчас я планирую оформить самозанятость и стать фрилансером. Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о своей деятельности? Как правильно это сделать?

Статус самозанятого не отменяет обязанности муниципального служащего сообщать бывшему работодателю о своей трудовой деятельности. Но делать это должны не вы, а ваш новый работодатель или заказчик услуг.

Расскажу, как и в каких случаях необходимо уведомлять бывшего работодателя государственного служащего о его новой деятельности. В ответе я буду использовать термин «госслужащий», но правила распространяются в том числе на муниципального служащего.

Когда нужно уведомлять бывшего работодателя

Бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения должен сообщать новому работодателю данные о последнем месте службы, даже если новая работа никак не связана со старой. Например, судебный пристав устроился курьером или специалист Ростехнадзора стала продавцом детской одежды — они должны сообщить на новой работе о прошлой службе.

При приеме на работу бывшего госслужащего работодатель извещает орган власти о том, что теперь их бывший сотрудник работает у него. Это правило касается не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров с размером вознаграждения более 100 тысяч рублей. К таким договорам относятся договоры подряда, возмездного оказания услуг, хранения, поручения, перевозки и другие. Они заключаются на разовую или проектную работу или услугу. Например, на ремонт квартиры или юридическую консультацию.

Лимит в 100 тысяч рублей установлен только для гражданско-правовых договоров. Зарплата по трудовому договору, какой бы она ни была, хоть 15 тысяч рублей в месяц, на обязанность извещать госструктуру не влияет.

Уведомлять государственный или муниципальный орган нужно, если должность служащего входит в специальный перечень. Но проблема в том, что единого документа, где четко перечислены такие должности, нет. Кроме базового указа президента № 557, ведомства публикуют собственные расширенные списки. Например, в загсе Москвы есть внутренний приказ с перечнем таких должностей.

Если в обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организациями, то перед трудоустройством ему нужно также получить разрешение комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером в частную фирму или сотрудник ГИБДД хочет стать экспедитором.

Как победить выгорание

Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о работе в статусе самозанятого

Самозанятые — обычные люди, которые работают на себя, как правило, без регистрации в качестве ИП и наемных сотрудников. Статус самозанятого подходит большинству фрилансеров: дизайнерам, строителям, копирайтерам, программистам, репетиторам.

О самом факте регистрации в качестве самозанятого сообщать бывшему работодателю не нужно. Но в дальнейшей работе вам наверняка понадобится заключать договоры с заказчиками: письменный договор дает фрилансеру гарантию, что его работу оплатят. О таких договорах бывший работодатель должен знать, если размер вознаграждения по ним превысит 100 тысяч рублей в месяц. Уведомить его обязан заказчик работ или услуг.

Читайте также  Налог на садовые деревья

Иногда фрилансера оформляют в штат компании на удаленную работу и заключают с ним трудовой договор. В этом случае компания также должна сообщить бывшему работодателю госслужащего о новом месте его работы независимо от размера зарплаты.

Кто и как должен направить уведомление

Сообщать о найме бывшего госслужащего должен работодатель или заказчик услуг независимо от организационно-правовой формы и статуса. Это значит, что такая обязанность лежит на организациях, предпринимателях, а также, например, на адвокатах, нотариусах, которые занимаются частной практикой.

Например, компания заказала разработку приложения человеку, который недавно работал ведущим специалистом в казначействе. Обязанность уведомить его бывшего работодателя лежит на генеральном директоре этой компании.

Или индивидуальный предприниматель нанял юриста, который оказался бывшим следователем, год назад уволившимся из полиции, и заключил с ним договор с оплатой более 100 тысяч рублей в месяц. Сообщить в госструктуру должен именно предприниматель, как заказчик услуг.

Уведомление составляется письменно, в произвольной форме. Установленного бланка нет. В нем указываются реквизиты сторон, должность, вид услуги, дата и срок действия договора. В случае с гражданско-правовым договором — еще и стоимость работ или услуг.

Уведомление направляют в учреждение, где раньше работал госслужащий. На это дается 10 календарных дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора. Отправить можно почтой ценным письмом с описью вложения.

Что будет, если не уведомить бывшего работодателя

Госслужащего, который не известит нового работодателя или заказчика услуг о последнем месте службы, ждет увольнение или расторжение гражданско-правового договора. Других санкций законом не предусмотрено.

А вот работодателя или заказчика услуг, который возьмет на работу бывшего госслужащего и не сообщит об этом, оштрафуют. Причем штрафы немаленькие: для организаций — до 500 тысяч рублей.

Что и как нужно отправлять работодателю при приеме бывшего госслужащего, чтобы не получить штрафа и избежать лишних вопросов из прокуратуры, мы уже писали.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Здравствуйте, Юлия. На сегодняшний день не предусмотренному никаких ограничений для регистрации бывших государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых, оформляйтесь в обычном порядке, без всяких уведомлений. Кроме того, в 2017 году Постановлением Пленума Верховного Суда было дано разъяснение, согласно которому регистрация бывшего государственного (муниципального) служащего в качестве индивидуального предпринимателя или учреждение данным гражданином юридического лица не порождает установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности. Напомню, что на тот момент статуса самозанятого не существовало. Значит по логике регистрация бывшего госслужащего в качестве самозанятого также снимает с нового работодателя обязанность уведомления прошлого работодателя о заключении договора.

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

В России снова пытаются уменьшить численность чиновников

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое устанавливает предельную численность госслужащих и фонд оплаты труда. Реформа, о которой было объявлено в ноябре 2020 года, предполагает сокращение к 1 апреля 2021 года 32 тысяч штатных единиц «в основном за счёт имеющихся вакансий», говорится в постановлении. При этом фонд оплаты труда сохраняется.

Одновременно произойдут изменения в структуре аппарата правительства.

«Появятся семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики. Департамент здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры будут упразднены», — говорится в сообщении пресс-службы.

Департамент сопровождения законопроектной деятельности преобразуют в департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования, а также будет создано Сводно-аналитическое управление правительства.

Судя по всему, реальные сокращения будут минимальны, да и бюджет от реформы ничего не выиграет. Как скажется на эффективности работы создание более специализированных департаментов, пока сказать сложно.

Член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, представитель фракции КПРФ Вера Ганзя не ждет от реформы серьезных подвижек в плане сокращения бюрократизации.

— Живая мысль уже умерла в чиновничьих коридорах, бумагах, нормативах и остальном. Такие же законы. И вообще, зачем 450 депутатов в Государственной Думе? Я многих ни разу не видела на трибуне, не слышала их голоса. Где они работают, как — сказать сложно.

Предлагаемые изменения саму концепцию госаппарата не меняют.

Сейчас достаточно большое количество должностей вакантны: цифры дают разные, но где-то около 20%. Чтобы фонд зарплаты позволял платить более высокую заработную плату, есть вакантные должности. Средства на выплаты по ним прописаны в бюджете. Сокращать будут не людей, а эти должности.

Как это отразится на зарплате чиновников, сказать не могу. Но в нормативных документах прописано, что фонд заработной платы при сокращении штатных единиц сохраняется. Следовательно, бюджет от этого сокращения ничего не получит.

«СП»: — Зачем тогда вообще нужна эта реформа?

— Во-первых, в 2021 году выборы в Государственную думу. Так как наши чиновники сегодня это притча во языцех (то есть такой нелюбви у народа по отношению к административному персоналу я не припомню, даже во время перестройки такого не было), то считаю, что это очередной пиар-ход.

По сути, идет оптимизация, но она мало кого затронет. Если брать самый высший аппарат, то абсурдом можно назвать то, что у министров и других руководящих работников высокого ранга по несколько первых замов. Это что такое? Столько замов просто не надо, поэтому они и попадают под сокращение.

Слишком много руководящих работников у нас расплодилось, в том числе и в госаппарате. Все норовят руководить, а исполнители работают за копеечную плату, не успевая обрабатывать все хотелки руководящих работников, стоящих над ними. Здесь надо наводить порядок, конкретно с этой позицией я согласна: не надо нам столько указующих перстов. Это единственный положительный момент, который я нашла в этой административной реформе.

Что касается упорядочения, то вместо четырех департаментов, где объединялись некоторые направления, теперь будет семь. Будет ли при этом здесь рост чиновничьего аппарата — неизвестно.

Вообще, не факт, что чиновники будут сокращены. Они могут быть выведены за штат, то есть выполнять те же функции, но не состоять в штате, считаться государственными служащими, хотя лишатся определенного ряда льгот.

Не ждет особого положительного эффекта от реформы и директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

— Реформа того же порядка, что и всегда. Последняя похожая была, когда премьер-министром стал Дмитрий Медведев. Также пытались сократить около 30% чиновников, в результате их просто перевели на работу в дружественные структуры, типа ФГУП Они перестали быть служащими, но продолжили заниматься тем же, хотя и лишились возможности получать госпенсии и стали получать меньшую зарплату. Какая-то экономия для бюджета была, но, с другой стороны, у нас ни одна реформа не обходится без того, чтобы в итоге при сокращении госаппарат не вырос.

Мишустин также пошел по этому пути. Так, было 3−4 департамента, которые он сократил, и сделал семь.

«СП»: — Может, работа в результате станет более эффективной?

— Вряд ли. Сокращение затрагивает в основном низовые звенья. Тех людей, которые, условно говоря, в окошке общаются с населением.

«СП»: — Но заместители министров тоже попали под сокращение.

— Кого-то могут сократить, но в итоге разрастутся. Департаменты тоже сократили, в итоге расширили. Сокращают тех, кого не жалко. А это, как правило, рядовые работяги. В итоге услугу нужно будет ждать не день, а два-три.

Возможно, Мишустин, как цифровизатор, это все выправит. Посмотрим. Пока это, скорее, ожидание чуда, чем реальные предпосылки.

«СП»: — Зачем вообще понадобилась эта реформа, да еще так спешно?

— Сложно сказать, но, наверное, в преддверие выборов в Госдуму хотят показать, что правительство эффективно. Думаю, это политический запрос.

Думаю, будет глобальная реформа правительства в плане смены вице-премьеров. Это будет более глобальная реформа, которую подадут как позитивный фактор перед выборами. Но в конечном итоге это будет перестановка чиновников с одного места на другое. А Мишустин постарается усилить свои позиции.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Директор Фонда развития Югры рассказал, как институт ГЧП способствует развитию российских регионов

Переговоры в российской столице инициировала американская сторона

Американские инсайдеры пролили свет на столкновение «Морского волка» с «неизвестным объектом»

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: