Однородные товары в госзакупках

Отнесение товаров к однородным проводится при расчете рыночной цены при контролируемых сделках. О критериях однородности (идентичности) рассказано в статье.

Однородные товары в госзакупках

Какие товары считаются однородными

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Где учитывается однородность товаров
  2. Какие товары называются однородными
  3. Как определить однородность товаров
  4. Определение таможенной стоимости однородных товаров

Современный рынок богат разнообразием товаров и услуг. Но на практике многие из них выполняют сходные функции, а какой из них выбрать, решает потребитель, исходя из тех или иных принципов. Для определения таможенной стоимости, а также при осуществлении госзакупок закон предписывает объединять товары в группы по их аналогичности: однородности либо идентичности и учитывать это при определении их стоимости.

Проанализируем, какие товары можно отнести к однородным, уточним их признаки, рассмотрим, как аналогичность отражается на таможенной стоимости однородных товаров.

Где учитывается однородность товаров

Отнесение товаров к однородным (или идентичным) имеет смысл и значение при выяснении рыночной цены для контролируемых сделок, то есть когда обе стороны взаимно зависят друг от друга. К ним относятся:

  • сделки с иностранными юридическими или физическими лицами;
  • внешняя биржевая торговля;
  • сделки с оффшорными предпринимателями (компаниями);
  • некоторые сделки между отечественными взаимозависимыми лицами (критерии приведены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Вопрос: В рамках контроля таможенной стоимости иностранного товара таможенный орган выявил более низкую цену ввозимого товара по сравнению с ценой однородных товаров. В результате у декларанта были запрошены дополнительные документы, а также ему сообщили о возможности выпуска товара при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом таможенный орган выбрал источник ценовой информации (сделка с однородным товаром) и выставил декларанту требование о внесении изменений в ДТ. Каковы действия декларанта в сложившейся ситуации?
Посмотреть ответ

Понятие однородности (или идентичности) имеет значение для применения в следующих сферах предпринимательства:

  1. При системе контрактов: при определении начальной минимальной цены. Обоснование – ст. 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Методические рекомендации Министерства экономики и развития от 02 октября 2013 года №567.
  2. В налоговом законодательстве: при определении налоговой базы по доходам в контролируемых сделках. Обоснование – ст. 1005.9 НК РФ.
  3. В таможенном законодательстве: при использовании метода определения стоимости. Обоснование – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №202 от 30 октября 2012 года.
  4. В Гражданском законодательстве : при регистрации товарных знаков. Обоснование – приказ Роспатента №198от 31 декабря 2009 года.

Какие товары называются однородными

ВАЖНО! Образец генерального полиса (договора) на страхование партий однородного товара от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В мире не найдется двух абсолютно одинаковых вещей. Однако в предпринимательстве товары выпускаются классами, группами, партиями и т.п. Для правильного определения стоимости нужно учитывать, к какой группе можно отнести тот или иной товар.

Отдельные их объединения обладают настолько сходными свойствами, что могут рассматриваться как аналогичные.

Аналогичность товаров может быть выражена в двух формах:

  • идентичность – товары, произведенные в одной и той же стране, одним и тем же производителем с одинаковыми основными характеристиками (функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными), имеющими один товарный знак;
  • однородность – товары, имеющие сопоставимые указанные характеристики, то есть состоящие из похожих элементов, могущие выполнять те же самые функции и заменять друг друга коммерчески и с точки зрения эксплуатации.

Для обозначения однородности нередко употребляются обозначения «заменители» или «аналоги».

СПРАВКА! Данный термин и определение однородности были введены Федеральным законом №147-ФЗ от 31 июля 1998 года, вводящим в силу Налоговый кодекс РФ. Вплоть до конца 2011 года однородность применялась только по отношению к товарам. С 1 января 2012 года понятие однородности используется в п. 7 ст. 38 НК РФ по отношению не только к товарам, но также к услугам и работам.

Примеры однородных товаров:

  • минеральные воды различных производителей;
  • детские растворимые молочные каши;
  • подгузники одних и тех же эксплуатационных характеристик;
  • медицинские препараты с одинаковым действующим веществом;
  • напитки «Кока-кола» и «Пепси-Кола»;
  • гелевые и шариковые ручки и др.

Многие спорят о принципе взаимозаменяемости как признаке однородных товаров, говоря о его излишней субъективности. Так, в некоторых случаях запрещено использовать другой цвет авторучки, кроме черного. Значит ли это, что синие и черные авторучки нельзя отнести к однородным товарам, поскольку одна из них не сможет заменить другую? Нет, поскольку речь идет о коммерческой взаимозаменяемости. Если использовать конкретизированный смысл взаимной замены, окажется, что однородных товаров вообще не может существовать на рынке.

Как определить однородность товаров

Чтобы объединить товары в группу как однородные, следует принять во внимание ряд общих (сходных) значимых характеристик:

  • одни и те же либо аналогичные материалы в составе;
  • равные показатели качества;
  • та же самая страна, где они произведены;
  • сходная рыночная репутация производителя;
  • одинаковая сфера применения, то есть функции товаров;
  • взаимная заменяемость с коммерческой точки зрения.

Товары не будут признаны однородными, если какая-либо из значимых характеристик была изменена после того, как товар поменял страну-производителя (например, был ввезен в РФ): сделано другое оформление, дизайн, конструкторские особенности и т.п.

Если нужно решить, рассматривать ли товары как однородные или нет, следует сравнить следующие параметры:

  • размер;
  • форму;
  • метод производства;
  • другие физические характеристики;
  • материалы в составе товара;
  • для каких целей применяется;
  • возможность коммерческой взаимной замены.

Если все эти параметры совпадают, товары можно отнести к группе однородных.

Определение таможенной стоимости однородных товаров

Для вычисления размеров таможенных сборов, а также для статистического учета импорта законодательством предусмотрено определение таможенной стоимости товаров. Эту стоимость определяет тот, кто пишет декларацию, но таможенники в обязательном порядке контролируют ее величину.

В мировой практике применяется 6 методов определения таможенной стоимости, из них выбирают оптимальный в зависимости от особенностей товаров и самой сделки:

  1. Основной. Таможенная стоимость товара приравнивается к стоимости самой сделки плюс затраты, понесенные до достижения границы с Российской Федерацией: транспортировка, страховка, лицензирование и т.п.
  2. По сделке с идентичными товарами. Применяется тогда, когда основной метод применить невозможно. Товары, подлежащие оценке, сравниваются с уже оцененными идентичными, если:
    • таковые ввезли на территорию России в одно и то же время или не позже 3 месяцев тому назад (по сравнению с временем оценки);
    • и те, и другие планируется реализовать или применять в РФ;
    • партии ввозимых товаров были примерно одинаковыми;
    • одинаковые коммерческие условия ввоза.

Если все условия, кроме коммерческих, совпадают, допустимо произвести уточняющие расчеты и подтвердить их обоснованность с помощью соответствующих документов. Если сделок по идентичным товарам было несколько с разными ценами, то разрешается учесть самую низкую, то есть более отвечающую интересам декларанта:

  1. По сделке с однородными товарами. Метод используется аналогично второму, но оцениваемые товары сравниваются не с идентичными, а с однородными.
  2. Метод вычитания. За основу берется наибольшая партия однородных (идентичных) товаров, проданная в России за последнее время. Из ее стоимости вычитаются внутренние затраты: транспорт, местные пошлины и т.п. «Очищенная» цена считается таможенной стоимостью.
  3. Метод сложения. К сумме прибыли за реализацию однородных (идентичных) с оцениваемыми товаров прибавляются расходы на их производство, а также на саму реализацию.
  4. Резервный способ. Его разрешено использовать, только если все из 5 предыдущих методов оценки оказываются неприменимыми в сложившихся условиях. Он заключается в экспертизе и установлении стоимости путем соотнесения цен на такой товар в РФ в условиях конкуренции и при обычной реализации.

ВАЖНО! В первую очередь применяется основной способ. Если это невозможно, каждый следующий способ идет в ход, только если предыдущий доказал свою несостоятельность. Допустимо менять местами методы 3 и 4.

Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ

Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к формированию предмета контракта. Он содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, из п. 1 ч. 1 которой, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Вместе с тем ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта.

Определенные ограничения такого совмещения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок. Однако запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких контрактов законодательство не содержит.

Закон N 44-ФЗ также не содержит ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были введены в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11). Ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) в п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены иным образом, ограничивая общую сумму закупки на основании этих пунктов, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик может заключить и контракты на приобретение одноименных (однородных) товаров, работ, услуг с любым интервалом на сумму до 100 тысяч рублей каждый, если при этом будет выполняться лимит на совокупный годовой объем закупки, установленный п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 12.02.2016 N Д28и-285.

Однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции. Поскольку, исходя из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст.48 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения, вполне можно допустить, что правовая позиция ВАС РФ о недопустимости необоснованного дробления заказа продолжает оставаться актуальной. В этой связи в том случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). При этом, заметим, технически и (или) функционально дополняющие друг друга товары, работы, услуги не обязательно должны быть одноименными (однородными). В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше 100 (500) тысяч рублей без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе, может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Читайте также  Возврат списанного товара проводки

Тем не менее, окончательно вопрос о «дроблении предмета закупки» в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из конкретных обстоятельств дела. Представляется, что, например, контракты на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчикам, не могут быть признаны притворными.

Также заметим, что из сказанного выше, по нашему мнению, прямо следует, что возникновение претензий со стороны контролирующих органов возможно только при закупке одноименных (однородных) или технологически и (или) функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг без проведения торгов. Проведение торгов для закупки таких товаров, работ, услуг не может быть ограничено в принципе.

Лоты в закупках по 44-ФЗ: что это и как правильно сформировать

Лот в закупках — это обособленная часть товаров, работ или услуг в составе одного тендера. Законом установлены правила, как формировать товарные группы. Следуйте им, чтобы избежать нарушений.

Как формируются товарные группы по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе, формирование лотов проводится при проведении конкурсных процедур — закрытых конкурсов и закрытых аукционов.

В ч. 6 ст. 24 44-ФЗ разъясняют, что такое лот в закупках: этим понятием определяют отдельный заказ из нескольких, со своей ценой и условиями договора внутри одного тендера. Процедура определения поставщика иногда содержит несколько таких заказов. Когда заказчик вносит изменения в такой заказ или принимает решение о его отмене, остальные заказы, которые входят в тендер, остаются неизменными.

Рассказываем, как проходит аукцион, в котором 2 лота: подача заявок, подведение итогов, признание закупки несостоявшейся и заключение контракта проводятся по каждой товарной группе отдельно.

Когда в тендере выделено несколько товарных групп, участник подает заявку на каждый заказ отдельно и по итогам тендера заключает отдельный контракт.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы не ошибиться при формировании лотов.

Контрактное законодательство определяет процедуры определения поставщиков, при проведении которых не могут выделяться лоты (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ). К ним относят запрос котировок, запрос предложений, электронные процедуры и закрытые электронные процедуры (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ).

Новое правило работает для товарных групп, цена которых превышает:

  • 600 000 руб. при объеме заказа медизделий за прошлый год меньше 50 млн руб.;
  • 1 млн руб. при объеме заказа медизделий за прошлый год от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
  • 1,5 млн руб. при объеме заказа медизделий за прошлый год более 100 млн руб.

Контрактное законодательство разъясняет, как разбить аукцион на лоты по 44-ФЗ: в 2021 году многолотовый аукцион в электронной форме заказчики не проводят (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ).

Приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 14.06.2012 № 65-ПР «О порядке применения, ведения и корректировки Справочника “Классификатор предметов государственного заказа города Москвы”» разъясняет, КПГЗ какого уровня может быть указан при формировании лота: перечень детализирует покупку до уровня указания единицы ТРУ. Конечный код изделия включает в себя 7 разрядов. При необходимости код увеличивают доп. разрядом.

Какие товары нельзя объединять

Объединение товаров, работ или услуг, поставка или выполнение которых технологически не связаны между собой и редко проводятся одним подрядчиком, нарушает закон «О защите конкуренции» (ч. 3 ст. 17 закона № 135-ФЗ).

Закупка — это не всегда группа товаров, работ или услуг, иногда это одна товарная позиция, т. к. лоты могут выделяться при осуществлении закупки 44-ФЗ в связи с тем, что несколько товаров в одну группу объединить нельзя.

Примеры в госзакупках по 44-ФЗ

При размещении заказчиками тендеров по закону о контрактной системе формирование лота по 44-ФЗ чаще всего проводится с нарушениями при объединении:

  • лицензированных и нелицензированных видов деятельности;
  • поставки товаров и выполнения работ или оказания услуг;
  • строительных, проектных и исследовательских работ;
  • строительных работ и покупки материалов для строительства;
  • разных видов строительных работ при ремонте объектов или их строительстве;
  • поставки продуктов питания и услуг по организации питания в детских и лечебных учреждениях.

На вопрос, как в лот по малым закупкам добавить деньги, отвечаем — никак. Возможность выделения отдельных предметов контракта предусмотрена исключительно для конкурсных процедур. Это значит, что и объединить несколько закупок у единственного поставщика в рамках одной процедуры не получится. В соответствии с нормами контрактного законодательства, многолотовая закупка по 44-ФЗ — это конкурсная процедура.

Как формируются товарные группы по 223-ФЗ

При проведении тендеров по 223-ФЗ заказчик указывает в документации цену лота, требования к участникам и к порядку исполнения договора. Вот где написано про лот: в информационной системе номер товарной группы формируется автоматически.

На торговой площадке при размещении извещения о закупке формируется таблица для участия в нескольких лотах, чтобы участник видел все лоты, которые входят в тендер. Участник подает только одну заявку в отношении каждого предмета контракта (ч. 11, ст. 3.2 223-ФЗ). Остальные нюансы формирования лотов заказчик прописывает в положении о закупках и конкурсной документации.

Вот короткая инструкция, как сделать лот на единицу продукции в ЕАИСТ и детализировать процедуру:

  1. Создайте объект закупки.
  2. Произведите детализацию лота: пропишите цену единицы товара по каждой позиции, укажите объем закупки.

Техническое задание для каждого заказа, обоснование и расчет начальной (максимальной) цены, условия исполнения договора прописываются в извещении отдельно.

Какие товары не объединяются

Порядок объединения разных групп товаров, работ, услуг в одну группу по 223-ФЗ четко не регламентирован. Основное правило — формирование товарных групп не должно ограничивать конкуренцию, т. е. содержать несколько видов работ, услуг, товаров, поставка или выполнение которых технологически не связаны между собой.

Подробный алгоритм выделения отдельных заказов в составе одной конкурсной процедуры заказчик прописывает в положении о закупках, как и конкретные способы определения поставщиков, механизм определения технологической взаимосвязи между различными видами товаров, работ, услуг для принятия решения о возможности их объединения в один заказ.

Примеры в закупках по 223-ФЗ

Часто обжалуются при формировании групп товаров попытки объединить проектные и строительные работы, когда заказчик закладывает в один контракт поставку расходных материалов для оргтехники и обслуживание АРМ, работы по техническому обслуживанию и ремонту техники.

В данном случае практика по рассмотрению жалоб на ограничение конкуренции в УФАС разнится. Ключевой момент — наличие у заказчика доказательств, что его действия были обоснованными или вынужденными.

Например, заказчик размещает неделимый тендер, в котором предусмотрены несколько видов услуг, технологически не связанных между собой, разделение которых экономически неэффективно или физически невозможно. Например, тендер на оказание услуг по проживанию и питанию спортивной команды во время соревнований.

Об авторе этой статьи

Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».

В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.

ОДНОРОДНЫЕ И ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ

Учимся различать однородные и идентичные товары

Один из методов обоснования НМЦК заключается в сопоставлении ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги. При этом закон разделяет аналогичности предметов на два блока. Разберем, что это за группы, и как они влияют на обоснование цены.

Порядок использования категорий аналогичности

Для начала укажем, что понятие «однородность» и «идентичность» предметов используются в следующих сферах:

Контрактная система, ст. 22 44-ФЗ, Методические рекомендации Минэкономразвития от 02.10.2013 №567 при определении НМЦК.

Налоговое законодательство, ст. 105.9 НК РФ при определении доходов в сделках для целей налогообложения.

Таможенная область при применении методов определения стоимости продукции (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 №202). Гражданское законодательство при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (приказ Роспатента от 31.12.09 №198).

Для определения НМЦК заказчику необходимо выявить стоимость закупки на основании расценок на идентичные ТРУ, а при их отсутствии — расценок на однородные.

Таким образом, для использования приоритетного способа обоснования НМЦК — сопоставимых рыночных цен — необходимо разделять данные категории, и в запросе ценовой информации указывать сведения необходимые для ее установления. Детальнее разобраться, чем отличаются идентичные и однородные товары, примеры, которые мы приводим ниже, помогут.

Идентичная группа

Идентичными товарами признаются товары, имеющие следующие одинаковые характеристики:

Идентичными товарами, работами, услугами признаются те, которые обладают одинаковыми характерными для них основными признаками, в том числе работы, услуги, реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемых подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией и деловой репутацией.

Идентичные товары — это, по сути, одна и та же продукция, которая может иметь незначительные различия во внешнем виде.

Например, два халата, изготовленные из одинакового материала (шелк), по одному фасону, одинакового размера и цветовой гаммы, либо отличающееся по цвету, но это расхождение является незначительным, что означает об отнесении данных товаров к группе идентичных.

Читайте также  Налог на продажу сельхозпродукции

Однородная категория

Однородные ТРУ — имеющие следующие сопоставимые характеристики: состав из аналогичных материалов; одинаковое качество; единая страна происхождения; одинаковая репутация производителя на рынке; коммерческая взаимозаменяемость.

Например, два лекарственных препарата, имеющие одно действующей вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, являющиеся взаимозаменяемыми, но выпускаемые различными производителями, соответственно имеющие различные торговые наименования признаются однородными.

Последствия ошибок

Хотя зачастую описание объекта закупки готовит и представляет заказчику именно поставщик, и не в силу коррупционной составляющей, а потому, что заказчик не может обладать информацией о технических характеристиках всех существующих моделей и типов продукции, заказчику необходимо учитывать, что несоблюдение правил определения идентичности и однородности ТРУ может послужить признанием закупки недействительной (решение Новгородского УФАС от 19.06.2014 по делу №3426/0, решении Дагестанского УФАС от 28.05.2014 №249А-2014, решение Свердловского областного суда от 14.03.2017 по делу №72-272/2017).

Вам будет интересно:

  1. КИТАЙСКИЕ ТОВАРЫ В ГОСЗАКУПКАХ
  2. ОБОСНОВАНИЕ НМЦК МЕТОДОМ СОПОСТАВИМЫХ РЫНОЧНЫХ ЦЕН
  3. Дробление закупок: новые инструкции от ФАС
  4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК. ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД
  5. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В 2020 ГОДУ
  6. ТЕНДЕР ПРОВОДИМЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПП 925
  7. СТАТЬЯ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 05.04.2013 № 44-ФЗ
  8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 1119
  9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 791
  10. Ошибки в обосновании НМЦК и НМЦЕ

Комментарии закрыты

Сайдбар

Поиск по сайту

Поддержи проект

Онлайн консультация юриста в области Государственных закупок. Помощь в сложных ситуациях. Участие в закупках. Конкурсы, аукционы, запросы котировок. Оперативно.

Госзакупки: формирование лотов

В настоящем материале будут рассмотрены следующие спорные вопросы, касающиеся формирования лотов в госзакупках:

1) для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты;

2) допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке;

3) допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки;

4) как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках;

5) вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Закон N 419-З содержит правила, которые необходимо соблюдать при проведении процедур госзакупок. В частности, для каждой конкретной процедуры госзакупки используется категория «предмет госзакупки», в отношении которого заказчиком устанавливаются потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

По общему правилу предмет госзакупки составляют однородные товары (работы, услуги), определяемые как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 . Вывод об однородности товаров (работ, услуг) в предмете госзакупки следует из нормы абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З. Иными словами, по общему правилу в процедуре госзакупки приобретаются товары (работы, услуги) по позициям годового плана госзакупок, который также основан на включении в него товаров (работ, услуг) по принципу их однородности .

Одновременно Закон N 419-З допускает, что предмет госзакупки, его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов) .

Из этого правила следует четыре важных вывода.

Во-первых, сам предмет (товар, работа, услуга) и его объем (количество) могут быть распределены на частям (лотам).

Пример 1
Заказчик (организатор) при проведении процедуры по приобретению офисной бумаги может разделить предмет на части (лоты) по принципу формата бумаги, например, бумага формата А4 — одна часть (лот), бумага формата А3 — вторая часть (лот); объем (количество) приобретаемой офисной бумаги формата А4 может быть распределен таким образом, что одна часть (лот) — офисная бумага в количестве 100 пачек (поставляется для заказчика по месту его нахождения), вторая часть (лот) — офисная бумага в количестве 50 пачек (поставляется для заказчика по месту нахождения филиала заказчика).

Также следует учитывать и тот факт, что в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных Законом N 419-З , но не более чем на 10% . Подчеркнем, что вышеизложенное следует учитывать и при формировании части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства на основании ст. 29 Закона N 419-З.

Во-вторых, принцип распределения предмета на части (лоты) Законом N 419-З не установлен, кроме случая, предусмотренного ст. 29 Закона N 419-З, и фактически основанием для такого распределения будет являться инициатива заказчика (организатора) по причинам, присущим деятельности данного заказчика (организатора) и иным. Наряду с этим установлены рамки для формирования частей (лотов) при декларируемой Законом N 419-З свободе действий заказчика (организатора). Так, не могут быть объединены в один предмет или его часть (лот):

— технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги);

— технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых постановлением Совмина N 206 установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;

— товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о которых составляют госсекреты .

Подчеркнем, приведенные выше запреты и ограничения касаются не только в целом предмета госзакупки, но и его части (лота).

В-третьих, участник в процедуре госзакупки, в которой выделены части (лоты), может участвовать по всем частям (лотам), по нескольким из них, только по одной части (лоту). Но во всех таких случаях участником по части (лоту) может быть подано только одно предложение.

В-четвертых, на вид процедуры госзакупки оказывают влияние предмет госзакупки и составляющие его товары (работы, услуги), а также ориентировочная стоимость годовой потребности тех однородных товаров (работ, услуг), которые составляют предмет госзакупки. Если заказчик (организатор) в предмет госзакупки объединяет неоднородные товары (работы, услуги), технологически и функционально связанные друг с другом, то для выбора вида процедуры имеет значение сумма ориентировочных стоимостей годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах). В этой связи ошибочна логика тех заказчиков, которые, объединяя в один предмет госзакупки неоднородные товары с распределением их на части (лоты), полагают, что вид процедуры определяется стоимостью части (лота).

Пример 2
В предмет госзакупки объединяются 5 позиций неоднородных товаров, каждая из которых ориентировочной стоимостью годовой потребности однородных товаров 250 БВ, но с распределением предмета на 5 частей (лотов). Вид процедуры в этом случае определяется по сумме 1250 БВ, то есть применяется электронный аукцион или открытый конкурс, а не процедура закупки из одного источника.

1. Для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты.

Разделение предмета госзакупки на отдельные лоты обусловлено потребностями, особенностями деятельности заказчика (организатора), а также требованиями Закона N 419-З. В числе нормативных причин распределения на части (лоты) следует отметить ст. 29 Закона N 419-З и обязательное формирование части (лота) по товарам (работам, услугам), включенным в перечень товаров (работ, услуг), процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Совмина N 395.

Обязательное выделение части (лота) в соответствии со ст. 29 Закона N 419-З требуется всегда, кроме случаев приобретения товаров (работ, услуг), не включенных в указанный перечень, либо невозможности формирования такой части (лота), либо проведения процедуры закупки из одного источника .

Также нормативные случаи деления на части (лоты) предусмотрены при установлении условий допуска для определенных товаров, также если сведения о товарах составляют госсекреты .

В практике применения законодательства о госзакупках можно назвать следующие причины разделения предмета госзакупки на отдельные части (лоты):

— по территориальному принципу поставки товаров (работ, услуг);

— по типоразмерам товаров;

— при объединении неоднородных товаров (работ, услуг) распределение на части (лоты) осуществляется по однородным товарам (работам, услугам);

— по условиям поставки;

— по условиям оплаты;

— по видам товаров (работ, услуг), составляющих однородные товары (работы, услуги);

— по объему (количеству) товаров (работ, услуг) и иные.

2. Допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке.

Норма абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З не допускает объединять в предмете госзакупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).

Вывод из приведенной нормы однозначен: не допускается объединять при отсутствии указанной связи неоднородные товары (работы, услуги) как в предмете госзакупки (если части (лоты) не выделены), так и в его части (лоте) (если такие части (лоты) выделены).

Как отмечалось выше, при объединении в предмете неоднородных товаров (работ, услуг) при наличии технологической и функциональной связи между ними допускается сформировать части (лоты) из однородных товаров (работ, услуг). Не допускается в часть (лот) включать неоднородные товары (работы, услуги) при отсутствии между ними технологической и функциональной связи.

3. Допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки.

Выше отмечалось, что Закон N 419-З не запрещает формировать части (лоты) исходя из объема (количества) предмета госзакупки.

Исключение составляет ст. 29 Закона N 419-З, которая устанавливает суммовой предел для части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 10% от объема (количества) предмета госзакупки.

4. Как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках.

Закон N 419-З устанавливает общее правило: при распределении предмета госзакупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор госзакупки с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов) .

Если же условия проектов договоров не совпадают, то при выборе одного участника-победителя по нескольким частям (лотам), где разные условия проектов договоров, по каждой такой части (лоту) заключается отдельный договор госзакупки.

5. Вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Участник вправе принимать участие в закупке только по одному из лотов. При этом не допускается подача двух и более предложений по части (лоту) или двух и более предложений по предмету госзакупки, если части (лоты) не выделены. При подаче второго и последующего предложений при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений оператор ЭТП не допускает размещения предложения .

Читайте также  Продажи упали что делать?

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Формирование НМЦК согласно Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» [1] (далее — Постановление Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020) устанавливаются особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок [2] :

При определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч. 13 и ч. 14 ст. 22 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик учитывает исключительно товары, происходящие из государств-членов Евразийского экономического союза, в том числе включенные в:

  • реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением РФ, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» ;

Пример из практики

В УФАС поступила жалоба поставщика на действия организатора торгов при проведении электронного аукциона на поставку металлической мебели . По мнению инициатора обращения, при осуществлении закупки заказчиком не применено Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком». При рассмотрении данного дела, комиссия УФАС установила, что заказчик правомерно применил нормы ст.14 ФЗ № 44-ФЗ и в совокупности с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установил запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза). Постановление Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020 не могло быть применено организатором торгов, поскольку код ОКПД 2 – 31.01.11.190 отсутствует в указанном НПА. По мнению антимонопольной службы, в рассматриваемом случае нельзя говорить о доле поставки российского товара, поскольку согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 по данному коду поставляется 100% отечественная продукция. (Решение Новосибирского УФАС №054/06/44-356/2021 от 03.03.2021)

  • единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»)[3] ;
  • каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Идентичность и однородность ТРУ

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (к примеру, из стран ЕАЭС – Республика Беларусь).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (или эквивалентность).

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (части 12 — 17 ст. 22 ФЗ № 44) [4] .

при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее-ГИСП).

Метод анализа рынка цен, прописанного в Постановлении № 2014, необходимо применять организатором торгов только в том случае, если он планирует закупать товары с установленным ограничением допуска. Если ограничение допуска заказчиком не используется (например, по Постановлению № 878 от 10.07.2019 им было подготовлено обоснование невозможности соблюдения ограничений допуска), то про требования Постановления № 2014 от 03.12.2020 следует забыть.

Инструкция ГИСП

Пошаговая инструкция о том, как рассчитать НМЦК согласно Постановлению Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020 при помощи ГИСП, которая размещена на официальном сайте Государственной информационной системы промышленности [5] :
1) найти интересующую продукцию в Реестрах, размещенных в ГИСП (доступен поиск по наименованию, ОГРН, ОКПД2 и ТНВЭД):
Реестр евразийской промышленной продукции [6] ;

2) отправить запрос о цене поставщику промышленной продукции, используя контактные данные в карточке промышленного предприятия ГИСП . При направлении запроса рекомендуется руководствоваться функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными и иными характеристиками товаров, размещенных в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии таковых сведений).

В случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

а) зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот с сайта ГИСП) в целях будущего обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли [9] ;

Отчетным периодом при подготовке отчета, обоснования (при наличии) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Отчет подготавливается в ЕИС по форме согласно приложению (см. Постановление № 2014 от 03.12.2020) автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в ЕИС. Информация в отношении закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС, включается в отдельное приложение к отчету, которое не публикуется в ЕИС и формируется на бумажном носителе по форме, установленной настоящим Положением (см. Постановление № 2014 от 03.12.2020) для формирования отчета, с указанием грифа секретности (при наличии) в соответствии с требованиями законодательства РФ о государственной тайне и подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика.

Заказчик не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным [10] :

  • включает в отчет обоснование (если по итогам отчетного года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, составляет менее размера минимальной доли закупок);
  • подписывает отчет усиленной квалифицированной электронной (за исключением случая, предусмотренного п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020) подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

б) направить информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП в Минпромторг России на почту: Metod@minprom.gov.ru (сделать, к примеру, скриншот страницы)

3) получить коммерческое предложение от поставщика и рассчитать начальную (максимальную) цену контракта в «общем порядке» по ст.22 Закона № 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 содержит общие особенности формирования НМЦК, а не конкретный порядок расчета начальных цен. Часть продукции, входящая в перечень согласно названного НПА, уже имеет утвержденные правила расчета цен. К примеру, Приказ Минздрава России от 15 мая 2020 года № 450н устанавливает порядок определения организатором торгов начальной (максимальной) цены в отношении медицинских товаров. Данный приказ предусматривает применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на большую часть медицинских изделий, приобретаемых заказчиком. Организаторам процедур следует помнить, что Постановление Правительства РФ № 2014 от 03.12.2020 является дополнением к уже имеющимся правилам указанного Приказа № 450н по расчету методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), не заменяет и не искажает его порядок расчета.

Следует иметь ввиду, что отечественная продукция, ценовые сведения которой будут учитываться организатором закупки при расчете НМЦК, должна полностью соответствовать требованиям технического задания заказчика, в т. ч. подготовленного на базе требований к товарам, содержащихся в КТРУ (при наличии закупаемой продукции в каталоге).

Постановлением № 2014 от 03.12.2020 предусмотрено постепенное увеличение размера закупок российской продукции по большинству товарных позиций (размер доли определен на ближайшие три года -2021-2023гг.) Несмотря на то, что данный НПА не так давно вступил в силу, у многих заказчиков и поставщиков возникло множество вопросов его применения, в т.ч. по определению НМЦК. Для надлежащего применения рассматриваемого постановления законодателю необходимо доработать и внести в него уточнения для лучшего понимания данного НПА заказчиками и участниками торгов.

Автор: Елена Бусарова

Редактура и правки: Наталья Кузьмина — ведущий эксперт ЭТП ГПБ

[1] Постановление Правительства № 2014 от 03.12.2020 вступило в силу с 01 января 2021 года. Названный НПА обязывает организаторов процедур закупать отечественную продукцию в объеме, определенном в процентном выражении от суммы закупок, которые были осуществлены заказчиком на протяжении календарного года (по определенным видам товаров). Данное постановление принято в целях реализации ч.3 ст.14 ФЗ № 44.

[2] Применять особенности необходимо при закупках только той продукции, которая присутствуют в Перечне, прилагаемом к ПП РФ № 2014 от 03.12.2020 г. (более 100 позиций товаров)

[3] См. Решение Новгородского УФАС № 053/06/14-244/2021 от 30.03.2021 (в реестре согласно ПП РФ № 878 от 10.07.2019 отсутствует оборудование, соответствующее требованиям заказчика)

[4] Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф08-11749/20 по делу N А32-35643/2019

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: