САНПИН для здравпунктов предприятий
САНПИН для здравпунктов предприятий
от 18 мая 2010 года N 58
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44
(дополнительную информацию см. в ярлыке «Примечания»)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2020, N 0001202011120001) (вступило в силу с 1 января 2021 года).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I) ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы со дня вступления в силу настоящего постановления.
в Министерстве юстиции
9 августа 2010 года,
регистрационный N 18094
Приложение
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
В документе учтено:
I. Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
1. Общие положения и область применения
1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее — ООМД).
1.2. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
1.3. Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.
1.4. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.5. Ответственность за соблюдение требований настоящих санитарных правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
1.6. Медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.
1.7. Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.
2. Требования к размещению и территории медицинских организаций (МО)
2.1. МО располагают на территории жилой застройки, в зеленой или пригородной зоне на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов, а также в соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам. Отвод земельного участка подлежит согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с оформлением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка санитарным правилам и нормативам.
2.2. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение (далее — стационары), психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного, профиля располагают на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки. Стационары указанного профиля на 1000 и более коек желательно размещать в пригородной или зеленой зоне.
2.3. На участке МО не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней. На территории МО или в непосредственной близости от нее целесообразно предусматривать гостиницы или пансионаты для проживания пациентов, прибывших на амбулаторное обследование, и/или сопровождающих лиц.
2.4. На участке размещения МО почва по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы.
2.5. Через территорию МО не должны проходить транзитные инженерные и транспортные коммуникации.
2.6. В жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические МО мощностью не более 100 посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами.
2.7. В жилых и общественных зданиях не допускается размещение МО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным) больным, за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога.
2.8. МО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, не допускается размещать в жилых зданиях.
2.9. В жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения), отделения магнитно-резонансной томографии.
2.10. Требования к размещению организаций, эксплуатирующих источники ионизирующих излучений, определяются в соответствии с нормами радиационной безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
2.11. Площади земельных участков стационаров и отдельно стоящих амбулаторно-поликлинических организаций должны определяться в соответствии с требованиями градостроительных нормативных документов. Рекомендуемые площади земельного участка стационара в зависимости от коечной емкости представлены в таблице 1.
Таблица 1
Площадь земельного участка на одну койку
Коечная емкость стационара
Площадь земельного участка на одну койку в м
2.12. Рекомендуемый размер земельного участка поликлиники рассчитывается на число посещений в смену: 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на один объект. Подстанции скорой помощи — 0,2-0,4 га на один объект; для размещения транспорта предусматривается отапливаемая стоянка из расчета 36 кв.м на одно машиноместо. Расстояние от стоянки машин скорой помощи до жилых домов предусматривается не менее 50 м.
2.13. Территория МО должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. В условиях стесненной городской застройки, а также в стационарах, не имеющих в своем составе палатных отделений восстановительного лечения и ухода, допускается уменьшение площади участка в пределах 10-15% от нормируемой за счет сокращения доли зеленых насаждений и размеров садово-парковой зоны.
В целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 метров, кустарники — 5 метров от светонесущих проемов зданий.
2.14. На территории стационаров выделяются зоны: лечебных корпусов для инфекционных и для неинфекционных больных, садово-парковая, патолого-анатомического корпуса, хозяйственная и инженерных сооружений. Инфекционный корпус отделяется от других корпусов полосой зеленых насаждений.
2.15. Патолого-анатомический корпус с ритуальной зоной не должен просматриваться из окон палатных отделений, а также жилых и общественных зданий, расположенных вблизи МО. В ритуальную зону МО необходим отдельный въезд.
2.16. Инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические, радиологические отделения, входящие в состав многопрофильных лечебных учреждений, размещаются в отдельно стоящих зданиях. К инфекционному отделению предусматривается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта. При соответствующей планировочной изоляции и наличии автономных систем вентиляции допускается размещение указанных подразделений в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений. Для инфекционного отделения необходимо предусматривать отдельный вход.
2.17. На территории хозяйственной зоны МО на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.
2.18. Обращение с отходами медицинских организаций осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
3. Требования к зданиям, сооружениям и помещениям
3.1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м.
3.2. В медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.
Здравпункт на предприятии: требования СанПин
Оказание медицинской помощи в учреждении при наличии нештатной ситуации или чрезвычайного происшествия — прерогатива крупных организаций и предприятий, обладающих собственным медицинским персоналом. Наличие таких служб урегулировано законодательством и нормативными отраслевыми актами министерств, соответственно жесткая регламентация деятельности таких медицинских подразделений также является неотъемлемой частью их работы.
Кто по закону обязан организовать медпункт
Медицинская деятельность на различных видах производства регламентируется отраслевым законодательством. В нормативных отраслевых актах содержатся типовые требования к осуществлению медицинского контроля и обеспечения деятельности организации.
Типовой медицинский кабинет в организации с минимальным набором медицинского оборудования
Закон предусматривает создание здравпункт на предприятии требования санпин и иными нормативными актами о лицензировании в компаниях, где в силу законодательных требований и специфики работы требуется как постоянный врачебный контроль и проведение плановых постоянных осмотров, так и на предприятиях. Где присутствует постоянная опасность получения вреда для здоровья в силу специфики деятельности. В таком случае постоянный санитарный контроль обеспечивается силами и подразделением самой организации в отличие от иных компаний, где в случае нештатной ситуации привлекаются государственные специалисты.
Важно! При организации таких подразделений необходимо в обязательном порядке соблюдать требования, предъявляемые к штатным лечебным подразделениям. В противном случае государственные органы при проведении проверки могут наложить административный штраф за нарушения законодательства на руководство предприятия.
Проведение лечебного обследования в организации силами штатного врачебного персонала
Преимущества организации здравпункта (медпункта) на предприятии
Здравпункт на предприятии выступает в качестве штатной структурной единицы организации. В нем работают, как правило, фельдшер, лечебная сестра, иной врачебный персонал, которые проходят периодическое обязательное лицензирование. Преимуществом такого подразделения является непосредственное оказание врачебной помощи на производстве, что значительно сокращает общее время ожидания помощи при нештатной ситуации, а также осуществление контроля за состоянием персонала на постоянной основе.
Кроме того проведение постоянных осмотров и профилактической диспансеризации работников значительно сказывается на общей трудоспособности и эффективности трудовой деятельности всего коллектива в положительную сторону.
Обратите внимание! Несмотря на большой перечень требований к организации таких учреждений создание подразделений по оказанию помощи значительно улучшает общие показатели трудоспособности во всей организации.
Требования
Требования к медицинскому кабинету на предприятии основаны как на нормах отраслевого законодательства, так и на локальных нормативных актах самого предприятия. Медкабинет на предприятии должен придерживаться собственной инструкции по оказанию помощи работникам, а также должен обладать соответствующим набором медицинского оборудования. При этом все сотрудники такого подразделения должны пройти соответствующую подготовку и специальную процедуру лицензирования.
Регламентация деятельности здравпункта на производстве осуществляется посредством издания соответствующих приказов по организации, которые указывают на время, и место проведения медицинских мероприятий, а также специфику данных акций.
Алгоритм: как организовать врачебный здравпункт в организации
Создание данной штатной единицы в организации состоит из нескольких стадий:
- Издание соответствующего нормативного документа в виде приказа о создании на базе организации соответствующего здравпункта;
- Проведение лицензирования будущего персонала;
- Отведение специального помещения и закупка требуемого оборудования;
- Согласование создания такого подразделения с государственными органами и получение официального разрешения;
- Издание приказов, регламентирующих порядок работы медпункта.
Наличие специального медицинского оборудования в условиях здравпункта организации
Что необходимо для медпункта на предприятии
Для полноценного функционирования данного подразделения в обязательном порядке должно быть отведено специальное помещение на территории организации. Такое помещение должно соответствовать нормам СНиП по санитарный и врачебный контроль, а также должно быть оборудовано специальным медицинским оборудованием в соответствии со спецификой оказания помощи в условиях компании. Кроме того в здравпункте должен присутствовать постоянный штат сотрудников. согласно утвержденному расписанию.
Проведение планового медосвидетельствования персонала перед осуществлением трудовой деятельности
Если медицинские услуги не только для своих сотрудников
Осуществляя свою деятельность в соответствии с инструкцией по оказанию помощи, медпункт имеет право на проведение медицинских мероприятий в отношении иных сотрудников лишь в случае разрешения со стороны руководства. При этом такие мероприятия строго ограничиваются действием лицензии и не должны выходить за рамки прямых должностных обязанностей штатных медицинских работников организации. Обслуживание иных работников также регламентируется отдельным положение в организации.
Необходимо ли лицензировать медицинский пункт на предприятии?
Лицензирование деятельности медицинского персонала и медкабинет на предприятии в целом является прямой и непосредственной обязанностью руководства предприятия. Такая процедура осуществляется государственными врачебными центрами. После ее прохождения медпункт имеет право на осуществление определенных медицинских действий в соответствии со спецификой полученной лицензии.
Обратите внимание! Лицензионный орган по итогам аттестации выносит решение о соответствии стандартам и организации медпункт на предприятии требования и параметрам качества с государственными стандартами. После проведения данных мероприятий функциональный центр может осуществлять свою деятельность.
Расходы на оплату труда медперсонала и приобретение медикаментов
Расходы на оплату труда сотрудников медицинских подразделений в полной мере лежат на руководстве организации в соответствии с законодательством об оплате такой категории персонала. Фельдшерский и иной персонал приравниваются к работникам медицинских организаций и соответственно получают все положенные надбавки при работе в соответствии со своей должностной инструкцией в офис, компания, на производстве и в иных формах организаций.
Типовой медицинский пункт на территории небольшой компании
В итоге обеспечение медицинской деятельности на предприятии является важнейшим фактором безопасности трудовой деятельности и значительно уменьшает риск получения крупных травм во время производства, а также во многих случаях сохраняет и предотвращает прочие негативные обстоятельства. Реализация медицинского кабинета в заведении значительно сокращает риск получения вреда здоровью и смерти персонала во время работы.
Где Найти Требования к Помещению Здравпункта?
Вопрос от посетителя
Где найти требования к помещению здравпункта? Численность 100 чел. Можно его организовать в обычном кабинете где есть раковина?
Ответ для посетителя
И вам, тоже здравствуйте.
Лицензию Вам на это нужно…
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)
Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782) и включает в себя оборудование:
— санитарно-бытовых помещений;
— помещений для приема пищи;
— помещений для оказания медицинской помощи;
— комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.
«СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 782) (Действующая редакция)
Помещения здравоохранения
5.26. Помещения здравоохранения включают: медпункты, фельдшерские и врачебные здравпункты, помещения личной гигиены женщин, парильные (сауны), а по ведомственным нормам — помещения для ингаляториев, фотариев, ручных и ножных ванн, а также помещения для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, фитопункты.
По отдельному заданию на проектирование могут быть предусмотрены поликлиники (амбулатории), больницы, санатории-профилактории, станции скорой и неотложной помощи и другие службы медико-санитарной части, а также спортивно-оздоровительные здания и сооружения. При этом следует учитывать возможность использования их как многофункциональных зданий для групп предприятий, а для предприятий, размещаемых в городской застройке или населенных пунктах, — с учетом организации обслуживания населения.
5.27. При списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт.
Площадь медицинского пункта следует принимать: 12 м2 — при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 м2 — от 151 до 300.
Приказ Минздрава России от 13.11.2012 N 911н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26268)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 N 18094)
10.22. Здравпункты предприятий и учреждений.
10.22.1. Состав и площадь помещений определяется заданием на проектирование с учетом численности обслуживаемого контингента и видами медицинской деятельности. Помимо медицинских кабинетов предусматриваются бытовые помещения для персонала. В здравпунктах соблюдаются правила противоэпидемического режима в соответствии с требованиями настоящих правил.
+СКАЧАТЬ СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87
Как организовать медпункт на предприятии
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Кто по закону обязан организовать медпункт
- Здравпункт – зачем?
- Что необходимо для медпункта на предприятии
- План действий по регистрации медпункта
Человек проводит на рабочем месте довольно большой отрезок своей жизни, и важно, чтобы это время было для него максимально безопасным. Забота о здоровье сотрудников – обязательная инициатива для ряда предприятий и организаций, обоснованная в Трудовом кодексе. Одной из форм ее проявления является организация медицинских пунктов (здравпунктов), действующих на непосредственно на территории.
Что нужно для того, чтобы такой здравпункт начал функционировать? Какие нормы для этого предусмотрены законом РФ? На что обязательно обратить внимание, какие нюансы учесть? Проясним в статье.
Кто по закону обязан организовать медпункт
Ряд предпринимателей считают себя ответственными за здоровье своих работников, некоторые считают, что этот вопрос должен заботить самих сотрудников. Между тем законодательство РФ в обязательном порядке декларирует эту форму охраны здоровья в отдельных организациях:
- Трудовой Кодекс РФ гарантирует обеспечение от работодателя трудоустроенным гражданам:
- отсутствие опасности в условиях труда (ч. 1 ст. 212 ТК РФ);
- сервис для сотрудников в соответствии с принятым регламентом санитарно-бытовых, профилактических и оздоровительных мероприятий (ч.2 ст.212 ТК РФ).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорит о том, что такой пункт должен быть непременной частью системы охраны здоровья работников средних и крупных компаний.
- СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» в п. 5.27 уточняет, на каких предприятиях обязательно размещение такого пункта:
- со среднесписочной численностью от 50 до 300 штатных сотрудников – медпункт;
- с работниками в количестве более 300 человек – фельдшерский (врачебный) пункт.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ряд организаций, даже не достигающих заявленной численности, обязаны организовать постоянный доступ сотрудников к медицинским услугам в силу своей отраслевой специфики. Например, работники транспорта получают меддопуск перед выходом в рейс и осматриваются после окончания смены (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Закон предписывает организацию собственных медицинских (фельдшерско-врачебных) пунктов предприятиям следующих отраслей:
- добыча нефти и газа на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также при бурильных работах на море;
- охранные услуги (военизированные);
- производство пищевой продукции;
- услуги общепита (стационарные и в транспорте);
- предприятия транспорта;
- ряд услуг (образовательные, некоторые бытовые и др.).
Могут ли организовать медпункт другие предприниматели?
Закон оговаривает безусловную необходимость здравпунктов для крупных и средних фирм. Другие предприниматели могут позаботиться о здоровье своих сотрудников по собственной инициативе, приняв в штат медработников и организовав для них рабочее место. Следует помнить, что это невозможно без получения двух важных разрешительных документов:
- лицензии на медицинскую деятельность;
- санитарно-эпидемиологическое заключение.
ВАЖНО! При открытии медпункта без лицензии, что обнаружится при проверке, руководители получат серьезный штраф, а если случится что-то серьезное, то и уголовную статью.
Часто признается более целесообразным заключение договора с определенным действующим медицинским учреждением. В рамках которого и решается вопросы с медицинским обслуживанием персонала.
Здравпункт – зачем?
Необходимость здравпункта, заключающаяся в заботе о здоровье сотрудников, очевидна.
Основные функции «местного» медпункта:
- первая и неотложная помощь при необходимости;
- организация плановых медосмотров сотрудников;
- контроль над вакцинацией работников, а иногда и членов их семей;
- учет медицинских документов, медкнижек;
- покупка и учет лекарственных средств первой необходимости;
- медицинское освидетельствование перед допуском к работе, если специфика деятельности это предусматривает (например, водителей перед выходом в рейс).
Но в чем преимущества здравпункта именно на предприятии перед привлечением услуг сторонней медорганизации?
- Экономия рабочего времени. Если для прохождения диспансеризации или оказания первой помощи сотрудникам не придется обращаться в другое медучреждение, это существенно сократит временные затраты. Вторая выгода по времени связана с тем, что график рабочего времени у медпункта и предприятия, как правило, совпадает.
- Профилактика производственных увечий. Сотрудники медпункта могут оказать не только необходимую первую помощь, но и организовать квалифицированный инструктаж и обучение.
- Исключение симуляций. Врач на предприятии объективно определит, действительно ли работнику нужна помощь или он просто хочет уклониться от труда под видом болезни. Немаловажным фактором является освидетельствование на случай алкогольного или наркотического опьянения.
- Раннее выявление профзаболеваний. При регулярных осмотрах обнаружить коварные недуги можно значительно раньше, а значит, и эффективно с ними бороться, не утрачивая полезного сотрудника по медицинским причинам.
- Упорядочивание вопросов с временной нетрудоспособностью. Все оформления больничных, полисов медстрахования и связанных с ними документов можно препоручить сотрудникам здравпункта.
- Льготы по налогам. Расходы на организацию и содержание здравпункта снизят налогооблагаемую базу, если это для предпринимателя является законодательной обязанностью, а также если за этой услугой собственник обратился к сторонней организации. Самостоятельная инициатива такого налогового бонуса не предусматривает (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). С точки зрения налогового законодательства, эти траты относятся к «прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
К СВЕДЕНИЮ! Гражданский кодекс РФ санкционирует заключение договоров с медучреждениями, но не передачу помещения в обмен на безвозмездные медицинские услуги. Это не запрещено, но окажется гораздо накладнее с точки зрения налогообложения.
Что необходимо для медпункта на предприятии
Нормы, предусмотренные в специализированных законодательных актах, требуют, чтобы для организации здравпункта руководством предприятия было выделено:
- два помещения с площадью не менее 15-20 кв. м;
- в обоих помещениях должны быть окна (дневное освещение);
- пол и стены должны быть отделаны материалами, которые легко мыть;
- хотя бы в одной из комнат должна быть канализация и доступ к водопроводной воде (холодной и горячей).
Потребуется набор мебели, хотя б минимальный:
- стол;
- стулья;
- кушетка;
- шкафчики для лекарств и документов;
- холодильник для хранения медпрепаратов.
Оборудование должно включать в себя:
- компьютер;
- весы;
- ростомер;
- прибор для измерения артериального давления;
- глюкометр;
- аппаратуру для физиопроцедур;
- другие медицинские аппараты по желанию и специфике организации.
Естественно, нужно будет периодически приобретать ряд медицинских препаратов, своевременно обновляя те, у которых истекает срок годности. В бюджете нужно предусмотреть затраты на оплату труда медицинского штата: обычно это врач (фельдшер) и медсестра.
План действий по регистрации медпункта
Если все необходимое имеется в наличии и предприниматель не хочет доверять организацию здравпункта сторонней организации, ему предстоит сделать ряд шагов:
- Собрать пакет учредительной документации организации.
- Обратиться в Роспотребнадзор за разрешением на открытие медицинского пункта.
- Получить лицензию на меддеятельность либо заключить договор с уже существующей медицинской организацией на оказание профильных услуг.
- Прописать в учетной политике организации Положение о медицинском (фельдшерском, врачебном, оздоровительном) пункте на предприятии. Разработать должностные инструкции для штатных медицинских работников.
Новые санитарные правила (СанПиН) в медицине
С 01.01.2021 года в силу вступили новые Санитарные правила СП 2.1.3678-20: «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее СП). Скачать
Новые СП отменяют многие действовавшие до 2021 года директивы, но для медиков наибольший интерес вызывает тот факт, что более не работает базовый медицинский нормативно-правовой
СанПиН 2.1.3.2630-10: “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”.
Пока планируется, что новые санитарные правила будут актуальны до 01 января 2027г. Однако то предположение, что целых 6 лет для медицинских учреждений не будет введет ни один новый СанПиН вызывает сомнение.
Согласно подписанному Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24 декабря 2020 Постановлению №44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20…» упростилось некоторое количество требований к помещениям пригодным для использования в медицинских целях.
С 01 января появилось больше возможностей быстро найти подходящее помещение и оперативно запустить новую клинику, больницу, медцентр и т.д.
Однако появились и определенные тонкости (сложности), которые, впрочем, при надлежащем усердии вполне решаемы. Но их нужно знать!
Санитарные правила для медицинских организаций
Вступившие в силу СП имеют отдельные разделы для организаций, предоставляющих различные услуги.
Для медицинских организаций отведен раздел под номером IV: «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги»
Вкратце что нового? А нового много:
- Нигде не прописаны требования к высоте потолка для медицинских кабинетов (исключение сделано для стоматологий).
- По наличию окон. Более-менее конкретно прописано, какие именно помещения могут эксплуатироваться без окон или с освещением вторым светом. Кроме тех, что были указаны в прошлом СанПиНе добавили еще целый ряд. Например: помещения лабораторий малой площадью, помещения ЗТЛ, кабинеты оптики, кабинеты и помещения восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной (например, кабинет предрейсовых осмотров на автопредприятии), помещения медицинской организации, расположенных в торгово-развлекательных комплексах и имеющие малые площади и т.д. При выполнении обязательных дополнительных условий сюда можно отнести кабинеты некоторых врачей. Одним из обязательных условий является наличие окна в помещении персонала. Таким образом, по мнению законотворцев, врач в перерывах между приемом пациентов в кабинете без окон, может проследовать в помещение персонала, чтобы насладиться видом из окна. В СП звучит это так: «…кабинеты консультативного приема врачей, при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением…»)
- Уменьшились площади некоторых кабинетов приема специалистов. Например: ЛОР, офтальмолог, гинеколог, уролог, педиатр, а так же перевязочная и проч. Кабинеты, где кубатуру можно снизить перечислены в соответствующем приложении, а новые допуски указаны в процентах. Т.е. чтобы выяснить реальный разрешенный сегодня объем, нужно произвести некоторые расчеты опираясь на данные документов прошлых лет.
- Появились и помещения площади которых теперь и вовсе не нормируются. Например: помещения персонала, помещения мед отходов, помещения для мойки наркозно-дыхательной аппаратуры, помещения для хранения наркозно- дыхательной аппаратуры и некоторые другие…
- Вход детей в поликлиники, которые оказывают определенные услуги детям, теперь должен быть организован через специальный бокс.
- Отдельный туалет для персонала зависит от мощности организации, т.е. от ее пропускной способности. Исключение составляют услуги инфекциониста или фтизиатра.
- Есть послабления по вопросу водоснабжения. При выполнении некоторых ограничений допускаются автономные системы водоснабжения и даже вообще отсутствие водопровода. В этом случае необходимо использовать согласованную бутилированную воду. А также, может вообще не существовать даже горячее водоснабжение, но при выполнении условий: обязателен штатный водонагреватель и т.д.
Действительно, изменений много. Какие-то из них долгожданные и назревшие, какие-то можно признать прямо-таки инновационными, а какие-то вызовут у специалистов споры. Бесспорно одно – постановление подписано, СП вступили в силу! Работаем теперь по новым правилам!
Новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.3678-20
Если у Вас нет времени разбираться в тонкостях и хитросплетениях принятого нормативно-правого документа, если есть сомнения в правильности понимания казуистики написанного, обращайтесь!
Наши юристы дадут исчерпывающую консультацию и
помогут сэкономить массу времени и сил!
Звоните!
ИЛИ ПРОСТО
МЫ ПЕРЕЗВОНИМ ВАМ
В САМОЕ БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ!
обратите внимание на следующие услуги:
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДРАВПУНКТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что одна из основных ценностей предприятия – его трудовой коллектив. И заботиться необходимо не только об укомплектованности штата, но и о здоровье работников. Одним из способов проявления такой заботы является организация здравпункта на предприятии.
С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).
Некоторые предприятия обязаны иметь здравпункты. Требования об этом содержатся в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда, в санитарных правилах и других нормативных правовых актах. Таких как:
Например, Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте для проведения медосмотров водителей установлена необходимость иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях со списочным количеством работающих более 300 человек. Состав и площадь данных пунктов предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами (п. 3.6.23 ПОТ Р М-027-2003, утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28).
Также обязательно нужно иметь здравпункты на атомных электростанциях и железнодорожном транспорте.
Организации, в которых рекомендуется иметь здравпункт
Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье работников. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.
Основные функции здравпункта
Чтобы понять, какие основные функции может выполнять здравпункт на предприятии, необходимо обратиться к приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот основные из них:
Что нужно для организации здравпункта?
Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).
Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.
Для его размещения нужно выделить помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).
Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.
Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).
Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта
Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих.
Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности
Таблица 2. Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта
№ п/п | Наименование должности | Количество должностей |
1 | Заведующий здравпунктом – врач-терапевт | 1 |
2 | Врач-терапевт | 1 на рабочую смену* |
3 | Старшая медицинская сестра | 1 |
4 | Медицинская сестра | 1 на рабочую смену* |
5 | Санитар | 1 на рабочую смену для уборки помещений* |
* Количество рабочих смен определяется соответственно графику работы организации |
Стандарт оснащения врачебного здравпункта включает в себя 87 наименований оборудования. В это число входят:
Нужна ли лицензия на медицинскую деятельность?
Поскольку для ведения медицинской деятельности нужно иметь лицензию, ее следует получить для легальной работы здравпункта. В противном случае в нем можно оказывать только первую доврачебную помощь. На оказание медицинской помощи работникам, на проведение предварительных и периодических и предрейсовых медицинских осмотров необходима медицинская лицензия. Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и порядок ее лицензирования, определен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.
Получение лицензии на медицинскую деятельность для большинства организаций – дело весьма хлопотное и затратное, как правило, по этому пути идут предприятия, имеющие большое количество работников, занятых во вредных условиях труда, или крупные транспортные компании.
Однако большинство предприятий предпочитает аутсорсинг медицинских услуг – передачу имеющегося на предприятии здравпункта по договору на профессиональное управление медицинской организации, имеющей лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности. Это направление сейчас активно развивается, и на рынке появляется все больше медицинских учреждений, предлагающих услуги по организации работы медпункта или здравпункта на территории предприятия.
Медицинские учреждения могут предложить предприятию различные формы организации медицинского обслуживания, например:
При такой форме обслуживания предприятие имеет возможность сформировать индивидуальный пакет медицинских услуг, в том числе дающий возможность получать медицинские услуги различной сложности в поликлиниках и стационарах лечебного учреждения.