Хищение ГСМ на предприятии - Sps-Studio.ru

Хищение ГСМ на предприятии

⭐ Для большинства организаций и предпринимателей, использующих автотранспортную технику, весьма остро стоит вопрос доверия к водителю. Многие работодатели подозревают, что шоферы присваивают часть «служебного» бензина, и порой...

Хищение ГСМ на предприятии

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Для большинства организаций и предпринимателей, использующих автотранспортную технику, весьма остро стоит вопрос доверия к водителю. Многие работодатели подозревают, что шоферы присваивают часть «служебного» бензина, и порой такие подозрения подтверждаются фактами. Однако взыскать с работника стоимость похищенного ГСМ непросто. Для этого требуется тщательно соблюсти все формальности, предусмотренные законом. Наша статья может служить своеобразной памяткой для тех, кому предстоит удержать деньги из зарплаты водителя.

Вводная часть

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам Попробовать бесплатно

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Приведем пример. Допустим, водитель проехал 1 500 км. С его слов, данное расстояние полностью приходится на служебную поездку. Но система спутниковой навигации показала, что путь до объекта назначения составил 1 250 км., а оставшиеся километры относились к «непроизводственному» маршруту. Значит, водитель нанес компании ущерб в размере стоимости топлива, необходимого для поездки на 250 км.(1 500 — 1 250). По нормативу, утвержденному для данного авто, эта величина равна приблизительно 62,5 литров. Топливо приобреталось по цене 34 руб. за один литр (включая НДС). Значит, величина ущерба составляет 2 125 руб. (62,5 литров х 34 руб.).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса. По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены. Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения. Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Бесплатно рассчитывать зарплату с удержаниями и стандартными вычетами по НДФЛ в веб‑сервисе

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

К примеру, водитель может указать, что с его точки зрения действующий норматив расхода топлива занижен и нуждается в пересмотре. Если шофера уличили в поездках «непроизводственного» характера, он может заявить, что на самом деле маршрут был служебным и т.д.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ). При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85). Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя. Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России. Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен. Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба из зарплаты водителя. В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться?

В некоторых отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ

Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. RB.ru выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.

Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.

По данным компании Omnicomm (разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в компаниях, имеющих парк транспорта и спецтехники, составляют около 35% всех расходов, а средний объем хищений топлива в 2011 году вырос на 5%.

Способы воровства необычайно разнообразны: начиная с банального слива топлива из бака с целью дальнейшей перепродажи, заканчивая покупкой «левых» чеков на автозаправках и подкручиванием показаний одометра или счетчика моточасов.

По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, базу для возможности таких хищений в какой-то степени создает практически полное отсутствие контроля над водителями транспорта и операторами техники после их выезда из гаража. «При хищениях в ход идет все — «левые» чеки, накрутка километража, сговор с заправщиками и прочее, — говорит Емельянов. — Кроме того, узкофункциональные системы контроля такие, как тахографы или GPS/ГЛОНАСС-трекеры, против сливов топлива оказываются малоэффективны, ведь при одном и том же пробеге, но разных режимах работы двигателя, расход топлива может различаться в 2-3 раза. А строительную технику, которая работает, не покидая площадку, вообще бесполезно контролировать при помощи навигационных систем. C другой стороны, рост объема хищений связан и с подорожанием коммерческого топлива и повышением его цены на черном рынке и, как следствие, ценности для расхитителей».

Читайте также  Анализ возможности банкротства предприятия


По объему хищений лидирует строительная отрасль

В лидерах по объему хищений в этом году, как и в прошлом, находятся строительная отрасль и добыча полезных ископаемых, что связано с большим расходом топлива строительной техникой, а также невозможностью точного нормирования его расхода при работе навесных механизмов. По словам Емельянова, в этих отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ. Вместе с тем, несколько снизился объем хищений в отрасли грузовых перевозок, что связано с активным внедрением различных систем контроля и мониторинга автотранспорта.

В 2012 году специалисты Omnicomm прогнозируют дальнейший рост уровня хищений за счет общего роста цен на топливо и активизации черного рынка, а также вероятной стагнации заработных плат в отраслях строительства и грузовых перевозок. При этом под давлением рыночного спроса объемы хищений в отраслях, где массово внедряются системы мониторинга, будут снижаться, а в отраслях со слабой системой контроля, таких как, например, строительство — расти опережающими темпами.

«Интересно, что проблемы воровства топлива актуальны не только для России, — продолжает Емельянов. — На зарубежных рынках датчики и системы мониторинга и контроля топлива пользуются большим спросом. Особенно в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Болгарии, Турции, Чили, Чехии, ЮАР, а также в других странах».

Как бороться с хищениями?

В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, что компания очень щепетильно относится к вопросу расходования ГСМ. «Если бы эти расходы росли, мы не могли бы иметь возможность предлагать покупателям низкие цены на продукты, — говорит начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью Владимир Русанов. — В рамках оптимизации логистических процессов, нам удалось наладить эффективный контроль над транспортными издержками и в первую очередь над содержанием и эксплуатацией автопарка. Мы выстроили в компании такую систему учета расхода топлива, проверки и контроля сотрудников, при которой воровство или необоснованное расходование бензина практически исключено».

Что же это за системы учета? «Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные — например, для строительной техники, которая не покидает площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами — для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива», — говорит Емельянов. — В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива». Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.

Емельянов также подчеркнул, что важным вопросом является соотношение потерь от воровства топлива и стоимости установки такой системы, определяющее срок ее окупаемости. По опыту компании Omnicomm, этот срок никогда не превышает нескольких месяцев, а в некоторых случаях система окупается за несколько недель.

Внедрение системы мониторинга и контроля расхода топлива позволяет пресекать воровство топлива и нецелевое использование техники водителями, эффективно нормировать расходы на ГСМ, контролировать перемещение транспорта, а также соблюдение маршрута и графика движения. Кроме того, интеграция системы контроля расхода топлива в учетную систему компании позволит эффективно пресекать «сложные» схемы хищений, включающие не только водителей, но и менеджмент и бухгалтеров. А в некоторых случаях помогает разрешать спорные вопросы по использованию техники в отношениях с клиентами.

«В целом, применение систем контроля расхода топлива может позволить предприятию почти безболезненно перенести повышение стоимости топлива до европейского уровня в 1,5 евро/литр, которое уже не за горами», — резюмирует Емельянов.

Действия руководства и бухгалтерский учет при хищении на предприятии

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Расследование хищения имущества на предприятии
  2. Особенности учета и списания похищенного имущества
  3. Типовые корреспонденции

Случаи выявленного хищения попадают в сферу действия КоАП и уголовного права. Уголовный кодекс в ст. 158 оговаривает, что в качестве хищений необходимо рассматривать противоправные акты безвозмездных изъятий имущества предприятия. Результатом таких действий является нанесение материального урона организации. Если размеры ущерба не достигли уровня 1000 рублей, то уголовная ответственность за нее не предусмотрена – наказание будет назначено по нормам КоАП (ст. 7.27).

Вопрос: От хищения товаров не застрахована ни одна торговая организация. Особенно остро этот вопрос стоит в розничной торговле, а именно в торговых залах магазинов самообслуживания — различных супермаркетов. Какими документами подтвердить факт хищения товаров, как отразить недостачу в бухгалтерском и налоговом учете (при установлении виновного лица и без установления виновного лица)?
Посмотреть ответ

Расследование хищения имущества на предприятии

При выявлении факта хищения пострадавшей стороной является предприятие, которое владело украденным имуществом. Руководитель компании наделен правом обратиться за помощью в расследовании в правоохранительные органы. Для этого составляется письменное заявление.

Алгоритм действий должностных лиц предприятия:

  1. Сотрудник, обнаруживший факт недостачи, обусловленный возможной кражей, уведомляет об этом руководителя фирмы. Делается это в письменной форме посредством докладной или служебной записки, которые должны быть зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции.
  2. Директор инициирует своим распоряжением начало внутреннего служебного расследования.

ЗАПОМНИТЕ! Чтобы была возможность применить к виновным лицам меры дисциплинарной ответственности, решение о необходимости их применения должно быть вынесено в течение месяца. Исключение делается для случаев, когда виновное лицо находится на больничном или хищение было выявлено по итогам ревизии, аудита.

  • Создается комиссия для проведения следственных мероприятий.
  • Назначается председатель комиссионного органа.
  • Анализ результатов видеосъемки с камер наблюдения в помещении, откуда были похищены активы.
  • Проведение следственных мероприятий.
  • Подведение итогов.
  • Применение мер дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение, замечание) или передача материалов расследования в правоохранительные органы для заведения уголовного дела.
  • Если у комиссии имеются подозреваемые в совершении противоправных действий, эти лица должны быть оповещены о проводимых в отношении них следственных мероприятиях. После даты уведомления у таких сотрудников имеет двое суток для дачи пояснений по ситуации. Если объяснительная не была подана, комиссия составляет акт об отказе в предоставлении пояснительной информации.

    Вопрос: Кладовщик организации совершил покушение на хищение денег из сейфа организации. В течение какого срока организация вправе расторгнуть трудовой договор с работником по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?
    Посмотреть ответ

    В отдельных случаях руководство предприятия инициирует временное отстранение от работы подозреваемых в хищении лиц. Период отстранения ограничивается сроком реализации следственных мероприятий. Комиссия наделяется правом проводить опросы персонала предприятия, просматривать видеозаписи с камер наблюдения (если они имеются), осуществлять выемку документации и привлекать к следственным действиям экспертов.

    Результатом работы комиссии является акт служебного расследования. Его структура представлена такими блоками:

    • вводная (указывается противоправное действие, нанесенный ущерб, временные рамки расследования, состав комиссии);
    • описательная (перечень примененных следственных методов, расшифровка доказательной базы);
    • заключительная (перечисление виновных лиц, рекомендации руководству компании по дальнейшим действиям).

    При проведении расследования по факту хищения необходимо принять меры для сохранения улик. До прибытия на объект специалистов, которые будут проводить следственные мероприятия, необходимо ограничить доступ к месту происшествия.

    ВАЖНО! Работодатель должен определить размер ущерба. Для этого проводится инвентаризация активов компании. В отдельных случаях в ней могут принимать участие представители правоохранительных органов.

    Особенности учета и списания похищенного имущества

    Количественный состав похищенного имущества и стоимостная оценка определяются на этапе инвентаризации. Проверка должна затрагивать не все активы компании, а только ту группу объектов, к которой относится украденная вещь. Выявляемые несовпадения между фактическими и учетными данными фиксируются в ведомостях расхождений, результаты которых переносятся в акт.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отчетной документации недостачи показываются с привязкой к периоду их подтверждения инвентаризационными действиями. Момент кражи для этой цели не имеет значения.

    При расследовании хищения правоохранительными органами в случае отсутствия по результатам проверки виновных лиц, следователь направляет руководству предприятия уведомление о приостановлении уголовного производства. Это является основанием для бухгалтерии списать недостачу с баланса компании.

    Если виновное в краже лицо обнаружено, его вина доказана, то в подтверждение этого у организации должно быть решение суда о признании вины физического лица. Исчезнувшее имущество предприятия изначально числится в категории недостач. Если руководство компании инициирует привлечение к расследованию правоохранительных органов, то пропажа будет идентифицироваться как акт хищения. При самостоятельном проведении расследования и выявлении виновных руководство организации может привлечь должностное лицо к материальной ответственности, но не в полной сумме ущерба.

    Типовые корреспонденции

    Бухгалтерские записи при обнаружении фактов хищений разнятся в зависимости от группы украденного имущества. Если расследование начато по причине недостачи основного средства, то корреспонденции будут иметь вид:

    • Д01/Выбытие – К01/ОС – проведено списание первоначальной стоимости по похищенному активу;
    • Д02 – К01/Выбытие – накопленная по выбывающему активу амортизация списывается;
    • Д94 – К01/Выбытие – списана с балансового учета величина остаточной стоимости похищенного имущества;
    • Д91.2 – К94 – виновные лица не обнаружены к моменту списания похищенных активов;
    • Д73 – К94 – виновное лицо выявлено, им является работник предприятия, на его счет начислена задолженность в сумме причиненного ущерба;
    • Д76.2 – К94 – виновным лицом оказался посторонний человек, с которым у предприятия не заключен трудовой договор.
    Читайте также  Наблюдение при банкротстве предприятия

    Все недостачи, причиной которых являются умышленные или непреднамеренные неправомерные действия, относятся на 94 счет в размере их фактической стоимости. В корреспонденции с дебетом этого счета могут быть кредитовые записи по счетам 01, 10, 41, 43, 50.

    ВНИМАНИЕ! Списание со счета 94 возможно при условии, что у предприятия имеется решение суда о результатах расследования и признании вины должностных лиц (или о невиновности этих лиц).

    По похищенному имуществу может быть восстановлен НДС. На его сумму увеличивается общий размер материального ущерба. Восстановленный объем налоговых обязательств подлежит уплате в бюджет. В бухгалтерском учете эта процедура отражается такими корреспонденциями:

    • Д68/НДС – К19 – произведено восстановление налогового обязательства по НДС в отношении утраченного имущества в результате хищения;
    • Д94 – К19 – в учете произведена операция по увеличению размера материального урона предприятия на величину восстановленного налога;
    • Д68/НДС – К51 – перечислено налоговое обязательство по НДС в бюджет.

    Например, на предприятии была выявлена пропажа товарной продукции стоимостью 7500 руб. По результатам расследования было выявлено виновное лицо – кладовщик. Свою вину работник признал, готов возместить ущерб. В учете необходимо сделать такие записи:

    • Д41 – К60 – оприходованы товары на склад, стоимость сделки равна 7500 руб.;
    • Д19 – К60 – показан НДС по партии товаров в сумме 1350 руб.;
    • Д68/НДС – К19 – сумма НДС 1350 руб. принята к вычету;
    • Д94 – К41 – после обнаружения пропажи и окончания расследования бухгалтер списывает похищенную продукцию в сумме 7500 руб.;
    • Д73 – К94 – величина урона в размере 7500 руб. отнесена на счет виновного лица и подлежит взысканию;
    • Д73 – К68/НДС – на сумму НДС 1350 руб. увеличен долг кладовщика перед предприятием;
    • Д68/НДС – К51 — величина восстановленного налога перечислена в бюджет в размере 1350 руб.;
    • Д50 – К73 – виновное должностное лицо погасило причиненный компании ущерб (взнос в кассу равен 8850 руб.).

    Если бы в указанном примере виновные лица не были выявлены, то источником уплаты НДС должны быть собственные средства организации. Корреспонденции будут такими:

    • Д91 – К94 – 7500 руб., недостача, образовавшаяся вследствие хищения, списана;
    • Д91 – К68/НДС – 1350 руб., произведено восстановление НДС по украденной партии продукции;
    • Д68/НДС – К51 — вся сумма восстановленного налогового обязательства была погашена.

    Кража ГСМ на предприятии: как предотвратить

    По данным Omnicomm, размер хищений на предприятии может составлять 30% от установленного объема ГСМ в месяц. Чтобы вам было проще контролировать и пресекать воровство топлива, в этой статье мы собрали 8 способов кражи ГСМ и 6 методов контроля.

    Варианты воровства

    Слив топлива

    Суточная норма расхода топлива (НРТ) 40 литров. Затрачено 35 л. Водитель с помощью шланга сливает 5 литров горючего для продажи, либо заправки своего автомобиля.

    Обратить внимание: если горючее пропадает в небольших объемах, первые в группе риска водители с личными автомобилями на дизтопливе (возможно, подворовывают для себя).

    Левый чек

    Выделено 6000 р. на заправку техники. Сотрудник заправляется на 4000р, а 2000р. оставляет себе. Для отчета в бухгалтерию покупает фальшивый чек на сумму 6000р.

    Обратить внимание: частые жалобы шофера на норму топлива, перегруз, неровные дороги, пробки, ветер.

    Продажа топливных талонов

    Бензин не израсходован. Водитель продает топливный талон по заниженному курсу, а в бухгалтерии отчитывается якобы за заправку по нему.

    Обратить внимание: жалобы на нехватку топливных талонов из-за высоких затрат на ГСМ из-за перегрузов, неровных дорог, ветра.

    Левый рейс

    Нужно доставить груз из пункта «А» в пункт «Б». Шофер берет дополнительный «левый» груз в пункт «С» из-за которого путь увеличится на 1000 км. Фирма несет убытки, оплачивая горючее на «левые шабашки» шофера.

    Обратить внимание: значительное расхождение в расходе топлива «А-Б» и «Б-А».

    Подкрутка одометра

    Пройденный километраж 4000 км. Водитель накрутил одометр прибором (подмотка, генератор скорости) до 6000 км.

    Два варианта действий: покупается «левый» чек, остаток денег идет в карман; топливо сливается для продажи либо заправки личного автомобиля.

    Способы контроля

    Совершенных инструментов контроля не придумано, тем не менее есть способы снизить кражи.

    Учет расхода топлива

    В путевых листах и товарно-транспортных накладных указана информация о пробеге, грузе, заправках ТС. На основании этих данных рассчитывается затрата горючего. Если фактическая цифра значительно отличается от расчета, возможно есть факт мошенничества.

    Ловля на живца

    Машина отправлена из пункта «А» в пункт «Б». По дороге подставной заказчик предлагает за деньги отклониться от курса, чтобы доставить «левый» груз в другой пункт. Водитель соглашается операция прошла успешно.

    Риски: шофер может заподозрить подставу или его предупредит кто-то из службы безопасности предприятия.

    Топливные карты

    АЗС отчитывается перед фирмой о заправке, у водителя нет доступа к деньгам.

    Вариант обхода сговор с АЗС: Оператор списывает с топливной карты 200 литров бензина, заправляет машину на 150 л. Разницу в 50 литров шофер получает деньгами по заниженному курсу.

    Оптовая закупка ГСМ

    Горючее закупается самой компанией оптом и хранится на складах. Исключается покупка «левых» чеков, сговор с АЗС, продажа карт. Но остается два варианта обхода: сговор со сторожем, слив из бака ТС.

    Видеонаблюдение

    Снижает риск воровства на топливных складах и махинаций на стоянке.

    Риск: Если камера вышла из строя или узкий угол обзора, доказать виновность вора будет сложно.

    Система контроля Глонасс/GPS

    Отслеживает местоположение, скорость, время, фактический расход горючего ТС и сливы.

    На ТС устанавливают трекер GLONASS/GPS с датчиками уровня топлива (ДУТ). Система передает данные с автомобиля на компьютер диспетчера.

    Способы обхода:
    1) Спутниковый сигнал блокируется с помощью GPS-трекера и машина полностью выпадает из вида диспетчера.
    2) Диспетчер не видит изменений количества горючего, если на ДУТе будет заклеено отверстие воздушного дренажа.
    3) Во время движения ТС горючее сливается с помощью врезанного тройника с краном в топливный бак.

    Нужно знать

    Мы рассмотрели несколько способов кражи: левые чеки, слив, сговор с сотрудниками компании и АЗС, левые рейсы, воровство на складах.

    Для фирм с маленьким парком идеальным вариантом будет учет расхода топлива это снизит вероятность «шабашек» и сливов ГСМ.

    Для среднего бизнеса подойдет видеонаблюдение, топливные карты, оптовые закупки горючего поможет в борьбе с воровством на складах и стоянках, махинациями с чеками, сливами.

    Для фирм с широким парком и большими объемами затрат на ГСМ необходим спутниковый контроль — охватывает все способы мошенничества.

    К сожалению, совершенных систем контроля не придумано, поэтому даже объединив все инструменты, 100% результат не гарантирован.

    Борьба с мошенничеством должна начинаться с подбора персонала. Поэтому при поиске сотрудника проверяйте его кредитную историю. Человек с тяжелым кредитным бременем легче идет на преступление, особенно, когда есть просрочка по кредиту.

    Начните проверку сейчас

    Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.

    Кража топлива: популярные методы мошенничества на частных предприятиях и коммерческих АЗС

    Топливо — один из самых похищаемых и слабозащищенных от краж продуктов. При этом в основном угроза исходит от многочисленных сотрудников предприятий, использующих в своей работе топливо и злоупотребляющих своей близостью к горючему. Не случайно почти 100% владельцев АЗС и руководителей предприятий, потребляющих топливо, утверждают, что хоть раз были атакованы злоумышленниками

    Основатель компании Benza Михаил Колесников рассказал о самых популярных способах кражи топлива в частных компаниях и на коммерческих АЗС, а также перечислил эффективные методы защиты от мошенников.

    КРАЖИ СО ВСЕХ СТОРОН

    Самым распространенным и массовым «фигурантом несанкционированной смены собственника» топлива всегда были водители служебных автомобилей предприятий.

    Это вполне можно было назвать «обязательной традицией» или «само собой разумеющимся действием» для советского периода.
    Еще 40 лет назад топливо стоило символических денег.
    Частной собственности не существовало — все было государственным.
    Служебный транспорт для водителя фактически являлся заправочной станцией для личного автомобиля.
    Практика была нормой и происходила с молчаливого согласия, а часто даже с разрешения руководителей предприятий.
    Продавать топливо в советский период было сложнее из-за немногочисленных легковых автомобилей и огромного количества доступного бензина.
    На редких в то время грузовых дизельных МАЗах и КРАЗах работать соглашались только водители, не имеющие своего личного автотранспорта.
    Легковые автомобили в СССР были все бензиновые, водителям необходимо было их заправлять.
    Так что за возможность работы на прожорливых бензиновых грузовиках среди водителей всегда была серьезная борьба.
    Дизельное топливо в то время нельзя было пристроить даже бесплатно.

    Все эти факторы сформировали устойчивую модель поведения корпоративных водителей.
    В конце 80-х начале 90-х ситуация резко изменилась — топливо выросло в цене, появились частные компании.
    Появился платежный спрос на топливо, и вместе с тем увеличились кражи.
    Если раньше управляющий АЗС мог только бесплатно заправить свой автомобиль, то сейчас появилась возможность продать целый бензовоз за минуту.

    В 90-х и начался самый сложный для собственников топлива период борьбы за сохранность товара.
    Все грузовые машины стали дизельными, сделав это топливо популярнее бензина.
    Была сформирована целая преступная индустрия.

    Создавались и продавались «левые» чеки списания топлива, дизельное топливо сливалось, скупалось и после перепродавалось на частных АЗС.
    В новостях периодически появлялись сообщения о том, что «злоумышленники врезались в магистральный нефтепродуктопровод и через подземный прокол в один километр сливали топливо в бензовозы».
    Появились целые подпольные нефтебазы по обороту нефтепродуктов.
    В это время было очень сложно уберечь товар от хищений.

    К сожалению, сегодня предприятиям тяжело постоянно следить за непрофильными активами.
    Промышленные, лесозаготовительные, сельскохозяйственные, логистические компании сосредоточены на основном бизнесе.
    В итоге на организацию грамотного процесса оборота и контроля за топливом у руководителей и менеджеров не всегда хватает времени.

    Читайте также  Проходная система на предприятиях

    В коммерческих АЗС ситуация лучше, так как от сохранности топлива напрямую зависит рентабельность объекта.
    Однако методы махинаций в сравнении с нетопливными предприятиями аналогичны.
    Более того, мошенники в рядах сотрудников АЗС продолжают темную работу с клиентами часто без ведома собственников, нанося репутационный ущерб компании.
    Сегодня каждая пятая АЗС недоливает топливо, а 9% компаний торгуют некачественным товаром.
    И возможно недолив на коммерческих АЗС в масштабах всей страны суммарно дает самый большой объем хищений.

    ПРОПАЖИ ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БАКИ

    Метод: «обман» системы «обратки»

    Топливо — это жидкость, на которой не разместишь отличительных признаков, заводской маркировки, шильдиков.
    Товар не различишь по особенностям формы, а колоссальный спрос не подразумевал должной защиты.
    Однако с развитием технологий во 2 й половине нулевых появились автоматизированные системы мониторинга автотранспорта с технологией контроля расхода топлива в баках автомобилей.
    Технологии помогли собственникам автопарков в решении проблемы прямого слива из бака.

    Смекалка и укоренившиеся традиции пытаются найти выходы для обмана цифрового контроля.
    Для ведения хозяйственной деятельности предприятия с собственным автопарком вынужденно создают топливную инфраструктуру у себя и строят собственные топливохранилища и АЗС.
    Покупают топливо у нефтетрейдеров и заправляют свои автомобили и технику.
    Компании попадаются на махинации и часто даже не подозревают об этом.

    Пример из практики
    Водитель грузового автомобиля установил тройник с краном на шланге линии возврата (обратки) неотработанного топлива из двигателя.
    Пустив шланг из крана в канистру за водительским креслом, злоумышленник получал часть топлива, ранее поступавшего обратно в бак автомобиля.
    В дополнение к системе «инженер» даже сконструировал датчик, сигнализирующий о заполнении канистры, а лампочку-сигнализатор разместил на приборной панели.
    Наполнение канистры происходило постепенно в процессе работы двигателя и система расхода топлива не замечала слива топлива.
    «Изобретателю» оставалось только менять канистры.
    Позже система все же зафиксировала возросший расход топлива.
    Водитель надеялся, что сможет объяснить повышение на 10% показателей особенностями вождения, дорожными условиями и т. д.
    Афера вскрылась при инспекции причин расхода и проверки систем автомобиля.

    КРАЖИ ДО ПРИХОДА ТОПЛИВА

    Метод: «секретные» емкости, цистерны с песком, преступный сговор с операторами и приемщиками

    Повышение стоимости топлива в начале 90-х и появление частной собственности развязало борьбу между водителями бензовозов, доставляющих топливо, и клиентами.
    1 е всегда стараются слить меньше товара, чтобы увезти часть для перепродажи.
    1 из популярных методов мошенничества — автоцистерны с дополнительными баками.
    Сегодня большинство компаний до сих пор контролируют приход топлива с помощью метроштоков, визуальных осмотров, ведут записи в ведомостях.
    Зачастую процесс измерения происходит на глаз.
    Пользуясь процедурой, водители устанавливают секретные емкости внутри или под автоцистернами.
    При сливе на объектах часть топлива остается в скрытых емкостях.
    В итоге в резервуаре получающей стороны не сливается до 10% товара, но узнать об этом удается только спустя время.

    Метод проще — из бензовоза сливается некоторое количество топлива, в цистерну помещается бидон с водой или песком, который замещает объем слитого топлива.
    Уровень жидкости увеличивается до нормального состояния, позволяя злоумышленнику предоставить получателю полную цистерну.
    На бумаге схема выглядит более чем примитивной.
    Однако из-за халатности приемщиков часто мошенникам удается проворачивать такие махинации годами.

    Тем не менее, чаще причиной краж бывает отнюдь не невнимательность персонала.
    Грамотные сотрудники осматривают цистерны, ищут дополнительные полости, дотошно измеряют емкость, но это не всегда физически возможно.
    К сожалению, часть сотрудников идет по другому пути.
    Водители бензовозов вступают в преступные сговоры с операторами или приемщиками, по договоренности с последними не сливают часть топлива и вывозят обратно для перепродажи.
    Выручка делится между заговорщиками.
    По нашей статистике, на многих предприятиях минимум 5–10% топлива не сливается в резервуары потребителей.
    Это самый распространенный метод краж.

    СЛИВЫ ТОПЛИВА ВО ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ

    Метод: врезки в резервуары хранения, хищение сотрудниками

    Даже после попадания в резервуары хранения топливо на объектах потребителей не в безопасности.
    Заправочные станции, нефтебазы, коммерческие и государственные предприятия страдают даже на закрытых охраняемых объектах.
    Удивительный пример произошел в машиностроительной компании, когда операторы посетовали на несоответствие оставшегося и выданного топлива к привезенному.
    Для заправки собственного автопарка на предприятии использовали подземный резервуар.
    При осмотре площадки мы заметили замаскированную врезку в виде трубы, выведенную на поверхность земли.
    Всего за 3 месяца сотрудники предприятия откачали порядка 8 тыс. л топлива.
    Ответственные за сохранность сообщили, что они подумали, будто системы контроля неисправны и дают неточные результаты — поэтому и не стали сразу бить тревогу.

    Пример говорит о том, что человеку проще поверить в неисправность устройства, чем в смекалку похитителя.
    К сожалению, сегодня единственное решение избежать краж — избавиться от человеческого фактора там, где это возможно, и автоматизировать все процессы.
    Обмануть автоматизированные системы тяжело, а подкупить — невозможно.
    Это подтверждено многочисленными успешными кейсами во всех отраслях хозяйствования, где применяется автоматизация процессов.
    Технологии 24 часа выполняют свою работу без перекуров и выходных.

    Справиться с недостачей в топливообеспечении уже надежно помогает автоматика, 90-е гг. «черного топливного рынка» постепенно уходят в прошлое.
    Топливообеспечение становится более защищенным, и для обмана мошенникам понадобится изучить аппаратную часть.
    Однако в топливной сфере хакеры пока встречаются редко.

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральный прокурор

    Заместители Генерального прокурора

    Структура

    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru

    О Генпрокуратуре России

    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей

    Документы

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры

    Международное сотрудничество

    • Новости
    • Основные документы

    Взаимодействие со СМИ

    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ

    Правовое просвещение

    Контакты

    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    • Рус
    • Eng

    Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:

    • Руководство
      • Генеральный прокурор
      • Краснов Игорь Викторович
      • Заместители Генерального прокурора
      • Буксман Александр Эмануилович
      • Винниченко Николай Александрович
      • Демешин Дмитрий Викторович
      • Зайцев Сергей Петрович
      • Захаров Алексей Юрьевич
      • Кикоть Андрей Владимирович
      • Лопатин Геннадий Борисович
      • Петров Валерий Георгиевич
      • Пономарев Юрий Александрович
      • Разинкин Анатолий Вячеславович
      • Ткачев Игорь Викторович
      • Шишкин Николай Анатольевич
    • Структура
      • Генеральная прокуратура
      • Прокуратуры субъектов
      • Специализированные прокуратуры
      • Главная военная прокуратура
      • gvp.gov.ru
      • Научные и образовательные организации
    • О Генпрокуратуре России
      • История органов прокуратуры
      • Виртуальный музей
      • Геральдика
      • История в лицах
      • Исторические фильмы
    • Документы
      • Правовые основы деятельности
      • Нормативные акты
      • Постановления Европейского Суда по правам человека
      • Судебная практика
      • Конституционный Суд
      • Верховный Суд
      • Научно-методические материалы
      • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
      • По иным вопросам надзорной деятельности
      • Статистические данные
      • Об использовании выделяемых бюджетных средств
      • О деятельности органов прокуратуры
    • Международное сотрудничество
      • Новости
      • Основные документы
      • Главное управление международно-правового сотрудничества
      • Региональное представительство
        Международной ассоциации прокуроров в России
    • Взаимодействие со СМИ
      • Новости Генеральной прокуратуры России
      • Новости прокуратур субъектов федерации
      • События Генеральной прокуратуры
      • Мероприятия и встречи
      • Интервью и выступления
      • Печатные издания
      • Видео
      • К сведению СМИ
      • Инфографика
      • Конкурс
      • Участие в конкурсе
      • Этапы конкурса
      • Итоги конкурса
      • Аккредитация СМИ
    • Правовое просвещение
      • Информационные материалы
      • Социальные ролики
      • Наглядные материалы
      • Прокурор разъясняет
    • Контакты
      • Порядок обращения граждан
      • График приема
      • Интернет приемная
      • Уведомления об экстремизме
      • Статусы уведомлений
      • Прямая линия для предпринимателей

    В Москве трое мужчин осуждены за хищение бензина и дизельного топлива и повреждение нефтепродуктопровода

    Прокуратура города (г. Москва) . 03 сентября 2020, 15:20

    Люблинский районный суд г. Москвы вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении ранее судимых — 37-летнего жителя Московской области Алексея Бирюкова, 38-летнего гражданина Республики Узбекистан Отабека Хожиева, а также 32-летнего жителя Республики Мордовия Дмитрия Крысина. Они осуждены за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (хищение чужого имущества из нефтепродуктопровода). Бирюков и Хожиев также осуждены за совершение преступления, предусмотренного пп. «а», «б» ч. 2 ст. 215.3 УК РФ (повреждение нефтепродуктопровода, которое повлекло нарушение его нормальной работы, совершенное в отношении магистрального трубопровода, группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений).

    Судом установлено, что Бирюков и Хожиев, реализуя умысел на приведение в негодность нефтепродуктопровода, в октябре 2017 года осуществили врезку в трубопровод, принадлежащий АО «Транснефть – Верхняя Волга» и установили трубы, ведущие к заранее приготовленным цистернам, закопанным в землю на промышленной территории в г. Москве.

    Над цистернами сообщники установили строительные бытовки с целью сокрытия и обеспечения доступа к цистернам. После чего, реализуя умысел на хищение автомобильного бензина и дизельного топлива, Бирюков, Хожиев и Крысин совместно похитили указанные нефтепродукты на общую сумму более 35 млн рублей.

    Часть похищенного они успели реализовать. 18 апреля 2018 года врезка была обнаружена сотрудниками АО «Транснефть – Верхняя Волга» и ликвидирована.

    С учетом позиции государственного обвинителя Люблинской межрайонной прокуратуры суд приговорил Бирюкова к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Хожиева – к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Крысин осужден к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: