Внутренняя логистика на предприятии

Для многих предприятий актуальна проблема логистики. О том, как лучше организовать логистику в компании, какие принципы применять, рассказано в статье.

Внутренняя логистика на предприятии

Организация логистики на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Цели и задачи логистики
  2. Составляющие логистической структуры
  3. Организационная логистическая схема
  4. Базовые направления деятельности логистических служб
  5. Рекомендации по организации логистики
  6. Два логистических рынка
  7. Три уровня логистической структуры
  8. Информационный уровень
  9. Основные логистические проблемы

Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.

Вопрос: Организация оптовой торговли имеет в своей структуре обособленное подразделение логистики, работники которого самостоятельно не осуществляют грузоперевозку товара, а управляют процессом доставки товара до покупателя. Обязаны ли указанные работники проходить медосмотр?
Посмотреть ответ

Цели и задачи логистики

Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии – повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.

Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:

  • оптимизация процессов производства, складирования, транспортировки, снабжения;
  • грамотное осуществления руководства материальными запасами;
  • алгоритмизация движения товаров;
  • минимализация времени достижения товаром конечного потребителя;
  • рационализация различных потоков – денежного, информационного, материального и пр.;
  • снижение затрат на общую логистику;
  • повышение стандартов потребительского сервиса;
  • работа с упаковкой и тарой.

Составляющие логистической структуры

Логистика включает в себя такие элементы, как:

  • Минимизация издержек.
  • Увеличение прибыльности от каждой поставки.
  • Заключение договоров.
  • Управление запасами.
  • Создание эффективной схемы доставки товара.
  • Налаживание связи с таможенными органами.
  • Мониторинг текущего спроса на рынке.
  • Транспортировка продукции до конечного потребителя.
  • Контроль над запасами на складах.
  • Хранение и упаковка.

Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.

Организационная логистическая схема

ВАЖНО! Инструкция менеджера по логистике от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:

  • Исполнительный директор, входящий в состав совета компании.
  • Менеджеры различных отделов и их подчиненные.
  • Группы воплощения конкретных логистических проектов: организация центров распределения товаров, расширение соответствующих платформ, работа над дизайном систем логистики.
  • Руководители, отвечающие за оперативную работу, транспортировку сырья и комплектующих.

Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:

  • Встраивание групп в состав логистической службы. К примеру, это может быть контроль над исполнением проекта, инжиниринг в различных хозяйствах.
  • Создание отдельных подразделений. В них будут задействованы свои сотрудники. Перед подразделениями ставятся конкретные задачи. К примеру, это может быть организация доставки ресурсов.
  • Группы создаются с участием сотрудников, которые уже работают в компании.

Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.

Базовые направления деятельности логистических служб

Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:

  • Транспортировку. Включает в себя внутренние и внешние перевозки, подбор вида ТС, заботу об обслуживании транспортных средств.
  • Структуру основных средств. Предполагает управление складами, оборудованием, распределение активов.
  • Запасы. Включает в себя снабжение сырьем, создание различных типов запасов, обработка возвращенных запасов.
  • Маневрирование ресурсами. Это сортировка, обработка и упаковка товара.
  • Коммуникация. Включает в себя обработку поступающих заказов, составление прогнозов относительно спроса, планирование производственных процессов, обновление базы данных.

Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.

Рекомендации по организации логистики

Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:

  • Правильное формулирование функций подразделения и конкретных сотрудников. Функции должны быть оговорены предельно точно. Необходимо сформулировать наименование должности, подотчетность, ответственность, обязанности и права.
  • Определение точного количества сотрудников, которое необходимо для решения задачи. Руководитель фирмы должен определять стратегию логистики, составлять прогнозы.
  • Прием на работу профессионального менеджера. Специалист должен разбираться именно в логистике. Он должен соответствовать должности, иметь все соответствующие знания и навыки.

Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.

Два логистических рынка

Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках – предпринимательском и потребительском.

Рынок поставщиков включает в себя:

  • сырье;
  • оборудование;
  • комплектующие, запчасти;
  • расходные материалы;
  • товары, которые предназначены к перепродаже;

К рынку потребителей относятся:

  • конечные пункты потребления;
  • сеть розничной торговли;
  • оптовики;
  • дистрибьюторы;
  • дилеры;
  • торговые дома.

По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.

Три уровня логистической структуры

Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:

  1. Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
  2. Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
  3. Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.

Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.

Информационный уровень

Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:

  • Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
  • Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
  • Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
  • Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.

Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.

Основные логистические проблемы

Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:

  • Служба логистики и прочие подразделения компании не связаны между собой. Проблема часто возникает тогда, когда функциями логистики ранее были наделены прочие подразделения, однако позже был сформирован обособленный отдел.
  • Отсутствует эффективная логистическая структура. Проблема возникает вследствие расхождения направлений производственной деятельности.
  • Нет оптимальной организационной структуры. Мотивацией сотрудников является их неуверенность в своем положении.

Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.

Внутренняя логистика производственного предприятия (WMS + MES)

Бизнес-процессы производственного предприятия сильно взаимосвязаны. Обобщенно их можно представить так:

  • склад сырья принимает сырье и упаковочные материалы от поставщиков;
  • продукция выпускается в цехе на основании сменных заданий;
  • склад сырья подготавливает и передает в цех необходимое сырье и упаковочные материалы по сменным заданиям и технологическим картам;
  • в цехе на производственных линиях выпускается продукция;
  • паллеты с готовой продукцией перемещаются из цеха на склад готовой продукции и размещаются на стеллажах или в зонах напольного хранения;
  • в соответствии с заказами клиентов склад готовой продукции формирует и отгружает продукцию.

Структура производственного предприятия делится на три участка:

  1. склад сырья;
  2. цех (производство);
  3. склад готовой продукции.

Комплексная автоматизация внутренних бизнес-процессов такого предприятия предполагает автоматизацию складской логистики и управления производством. Для автоматизации складов применяются системы управления складами (WMS), и для автоматизации управления производством – системы управления производством (MES).

В интегрированной системе WMS + MES операции складов и производства взаимосвязаны и согласованы (см. схему).

Функции системы управлением складом в такой связке традиционны, только дополнительно к отгрузке готовой продукции конечным клиентам склада и обработке приходов от поставщиков она должна еще отрабатывать указания системы управления производством на перемещение сырья и упаковочных материалов в цех и перемещение готовой продукции из цеха на склад готовой продукции.

Функции системы управления производством включают в себя:

  • управление сменами;
  • управление сменными заданиями;
  • ведение технологических карт;
  • формирование по сменным заданиям и технологическим картам нарядов на подготовку сырья (заготовок) и перемещение сырья (заготовок) к приемникам сырья цеха;
  • управление перемещением сырья (заготовок) со склада сырья в цех – синхронизация с выпуском продукции;
  • фиксация выпуска продукции на производственных линиях или производственных участках;
  • списание сырья (заготовок) по факту выпуска продукции;
  • формирование нарядов на перемещение готовой продукции из цеха на склад готовой продукции (или временного хранения) и размещение на хранение;
  • формирование отчетов по выпуску продукции по линиям, сменам, продукции, операторам;
  • фиксация выпуска продукции.
Читайте также  Оценить риск банкротства предприятия

Тонкий момент в работе MES – фиксация выпуска продукции. Фиксацию выпуска продукции можно выполнять несколькими способами:

  • автоматическая фиксация с помощью датчиков, встроенных в производственные линии;
  • автоматизированная фиксация с помощью терминалов сбора данных.

Интеграция WMS и MES. Границы между системами управления складами и производством проходят по общим бизнес-процессам для разных участков предприятия:

  • склад сырья – производство: подготовка и передача сырья в производство;
  • производство – склад готовой продукции: независимо от варианта использования оборудования для регистрации выпуска продукции система управления производством автоматически инициирует работу системы управления складом для обработки выпущенной продукции (перемещения от производственных линий на склад готовой продукции).

Использование интегрированных решений WMS и MES на производственных предприятиях позволяет существенно уменьшить затраты на автоматизацию и получить при этом преимущество в гибкой настройке бизнес-процессов предприятия в целом.

Внутренняя логистика

Внутренней логистикой предприятия считается решение производственных вопросов, ограниченных рамками самого предприятия. Это закупка сырья и материалов, их хранение и складирование, транспортировка между подразделениями предприятия, а также контроль запасов материалов, сырья, полуфабрикатов, внесение корректив в эти запасы.

Ключевыми элементами логистической инфраструктуры являются системы складов и транспорта. Современный подход к развитию предприятия неизбежно требует реорганизовать логистическую систему и сделать ее более эффективной. К этому может привести:

  • внедрение новых планов развития предприятия, включающих новые логистические решения;
  • принятие решения о выходе на новые рынки;
  • увеличение ассортимента продукции;
  • сокращение оборачиваемости товарных запасов;
  • излишний рост затрат на логистику.

Особенности транспортной логистики

Объектом приложения сил внутренней логистики прежде всего являются перемещения, связанные с процессом производства. Построены они могут быть по разным принципам:

  • перемещающиеся процессы, в ходе которых изделие передвигается с одного рабочего места на другое;
  • стационарные процессы, когда изготавливаемый объект слишком велик, чтобы его перемещать, и перемещаются только рабочие, переходя с одного объекта на другой.

Впрочем, и при стационарном процессе могут перемещаться отдельные узлы и детали в процессе их изготовления.

Перемещения могут осуществляться неподвижными механизмами, передающими предметы труда с одного рабочего места на другое, или подвижными, которые сами перемещаются в пространстве. В первом случае это различные транспортеры и конвейеры, во втором – тележки, кары, лифты, подъемники, краны.

Внутреннее перемещение в пределах цеха или одной территории предприятия обычно производится силами самого предприятия, а перемещение между разными территориями одного предприятия может быть выполнено как своим транспортом, так и привлеченными транспортными организациями.

Основными целями внутренней транспортной логистики можно назвать:

  • обеспечение максимальной гибкости в отношении направления движения, быстрое изменение его при необходимости;
  • обеспечение максимальной скорости передвижения с учетом требований безопасности;
  • обеспечение минимального пространства, используемого для действий с продукцией;
  • внедрение дистанционного управления механизмами;
  • минимизация стоимости транспортных перемещений в пределах предприятия.

Особенности складской логистики

Вопрос хранения в любом производстве возникает на нескольких уровнях:

  • хранение запасов сырья, материалов, комплектующих;
  • хранение промежуточных межоперационных запасов в процессе изготовления изделия;
  • хранение готовой продукции перед отправкой ее потребителю.

Логистика в этом направлении оценивает оптимальные размеры запасов на всех этапах, опираясь на особенности технологического процесса и учитывая возможные сбои в производстве. Желательно, чтобы любой сбой не приводил к нарушению производства, не возникал избыток или недостаток изделий на предыдущих и последующих операциях. Такие запасы, которые называют еще материальными заделами, в большей степени зависят от принятой технологии производства, но, с другой стороны, являются частью внутренней логистики предприятия.

Таким образом, складская логистика предприятия не замыкается только на традиционном ее понимании в качестве управления перемещениями по территории склада материальных ресурсов, но включает в себя координацию всех складов и мест промежуточного межоперационного складирования.

Важное направление внутренней складской логистики – это документирование всех процессов движения деталей и изделий, благодаря чему в любой момент можно выяснить, на каком складе находится изделие, на какой стадии обработки и в каком количестве.

В целом задачи внутренней логистики можно представить как упорядочивание перемещений всех деталей, изделий и полуфабрикатов при одновременном снижении себестоимости производства за счет оптимизации вспомогательных операций.

Чем занимается отдел логистики: служба логистики и ее функции

Деятельность современных предприятий осуществляется в условиях непрерывных вызовов со стороны внешнего мира. Жесткая конкурентная борьба на рынке производства и предоставления услуг требует использования наиболее прогрессивных методов работы. Методы, процедуры и подходы, позволяющие быстро реагировать на новые факторы среды, в последние годы стали относить к средствам логистики. О том, что такое логистика, каковы ее основные виды и особенности использования, чем занимается отдел логистики на предприятии, мы и поговорим ниже.

Что означает логистика

Первые упоминания этого термина относятся к Древней Греции, где должности логистов относились к высшему административному руководству городов, а сам термин определялся искусством проведения математических расчетов. Во времена Римской империи деятельность логистов связывалась с распределением продовольствия. В двадцатом веке наибольшее развитие эта сфера деятельности получила во времена войны 1941-1945 годов, когда благодаря прогрессивным формам материально-технического обеспечения войск были организованы своевременные поставки продуктов, амуниции, оружия и техники. Кроме того, впервые был использован метод контейнерных перевозок.

Наше время

Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.

Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип «автономизации», при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.

Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.

Какие бывают логистики

Область применения стала определять различные логистики:

  • Закупочную — контроль потоков в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
  • Запасов — управление на всем протяжении цепочки снабжения.
  • Складирования — управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
  • Распределительную — обеспечение эффективного распределения готовой продукции или комплектующих, которые закупает предприятие.
  • Транспортную — управление перемещением материальных предметов в производстве (готовой продукции, комплектующих и др.) из одной части производства (цеха, участка) в другую по оптимальному маршруту.
  • Производственную — управление процессами, которые касаются изготовления или ремонта продукции.
  • Информационную — контроль данных, сопутствующих материальному потоку, обеспечение обработки логистической информации.
  • Финансовую — управление денежной массой, участвующей в организации логистической системы.

Позже возросшая сложность управления различными потоками потребовала создания отдельных структур для рационального распределения логистических функций. Так появляется новое структурное подразделение — отдел логистики.

Чем занимается отдел логистики в организации

Для систематизации логистических процессов в каждодневной деятельности на многих предприятиях создаются самостоятельные службы — логистические отделы. Они могут как подчиняться руководителю предприятия, так и проводить свою политику по процедурам аутсорсинга, обеспечивая определенную независимость и прозрачность процессов. Служба должна выполнять функцию сквозного интегрированного управления материальными потоками. Целью такой реорганизации предприятий является оптимизация затрат на этапах закупки, производства, распределения и совершенствования качества обслуживания заказчиков.

Основные задачи службы логистики

Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.

Можно выделить такие ключевые позиции:

  • Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
  • Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
  • Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
  • Оперативное управление материальным и другими потоками.
  • Постоянный реинжениринг процессов.

Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:

  • Определить стратегические цели службы.
  • Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
  • Провести анализ рынка и определить его показатели.
  • Выбрать механизм коммуникаций.
  • Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
  • Улучшить степень организационной адаптации.

Логистические процессы

По своей направленности процессы подразделяются на внешние и внутренние.

Внутренняя логистика занимается вопросами управления производством и его обеспечением различными видами ресурсов. Картирование производственных операций, внедрение системы всеобщего контроля за оборудованием (ТРМ) и быстрой переналадкой оборудования (SMED), повышение организационного уровня цехов и участков (5S), использование поточного производства — это далеко не полный перечень методов производственной логистики. Рациональное распределение ресурсами базируется на распространенных системах Kanban, MRP и MRP-II, «ОТП», основной задачей которых является планирование и последующий контроль над производственными ресурсами. Изучение данных подходов даст возможность начинающему исследователю детально разобраться в том, чем занимается отдел логистики.

Читайте также  Покупка предприятия с долгами

Внешняя логистика объединяет различные функции с точки зрения хранения, распределения и доставки заказов потребителю.

Структура отдела логистики

Круг решаемых производственных задач определяет, целесообразно ли разбить отдел на несколько рабочих групп или скомпоновать на основе проектной структуры.

Тогда ответ на вопрос о том, чем занимается отдел логистики, будет содержаться в тех конкретных функциях, которые выполняются в рамках различных проектов.

Примерный функционал для разных групп приведен ниже.

Отдел закупок материалов и запасных частей:

  • Управление закупками.
  • Складские операции.

Отдел производственной логистики:

  • Планирование производства на основе оперативных, текущих и перспективных планов.
  • Координация технологических процессов.
  • Внедрение прогрессивных методов производственной логистики.

Отдел управления запасами:

  • Аудит и контроль запасов.
  • Составление отчетов текущей деятельности и прогнозирование ассортимента продукции.
  • Разработка и применение прогрессивных методов управления запасами.

Отдел контроля и распределения готовых заказов:

  • Рекламная деятельность.
  • Оформление заказов на готовые изделия или услуги.
  • Разработка оптимальных схем поставок заказчикам.
  • Сервисная служба.

В обязанности отдела логистики также будут входить улучшение технологических этапов обработки материальных потоков, комплексная механизация (автоматизация) процессов и др.

Организационная иерархия службы

Должностная иерархия в службе зависит от задач, решением которых занимается отдел логистики, и показателей самого предприятия (масштабов производства, специфики деятельности). Примерный штат сотрудников может выглядеть так:

  • Начальник отдела — может совмещать свои функции с начальником транспортного отдела. Основные обязанности — контроль за выполнением общей стратегии службы.
  • Заместители начальника — руководители системных подразделений (отдела закупок, управления запасами и других). Осуществляют контроль за выполнением тактических и оперативных задач.
  • Основной штат специалистов — технологи, диспетчерский аппарат, логисты по транспортировке, распределению, сервисному обслуживанию, экономисты и др.
  • Дополнительные работники — наладчики, техники, уборщики.

Складское хозяйство

Рассмотрим для примера, чем занимается отдел складской логистики.

Основные задачи, которые должны решать логисты данного отдела, таковы:

  1. Расчет технико-экономических параметров складской среды (полезной площади склада, необходимого количества грузоподъемного оборудования и рациональной схемы его работы, рационального использования площади и объема склада), уменьшение циклов хранения.
  2. Адаптация ассортимента под потребительские ожидания с целью выполнения заказов.
  3. Разработка наиболее рациональных схем размещения, что обеспечивает бесперебойность различных технологических процессов.
  4. Применение прогрессивных моделей управления.

Должностная инструкция

Эффективное управление материальными потоками предприятия возможно при использовании всех резервов управленческого персонала. С этой целью разрабатывается должностная инструкция отдела логистики. В ней указываются функции, возможности, круг обязанностей и ответственность руководителей и служащих разного ранга. Инструкция отдела логистики, как правило, включает в себя ответы на такие вопросы:

  • Что специалист должен знать.
  • Что обязан выполнять.
  • На что имеет право.
  • За что отвечает.

Инструкция отдела логистики будет составлена по принятой форме для подобного рода документов.

В заключение

Создание новой управленческой структуры является достаточно сложной и трудоемкой задачей. Синхронизация полученной службы с уже имеющимися, проработка обязанностей отдела логистики с целью отсутствия дублирования управленческих функций и постепенный выход на эффективный уровень работы займут продолжительное время. Однако в условиях постоянных колебаний международного экономического курса подобные изменения становятся крайне актуальными для любых предприятий и организаций.

6.1. Внутренняя и внешняя логистика

Прежде чем рассматривать вопросы организации, планирования и управления службой логистики ча предприятиях и в организациях, ос­тановимся на основных ее составляющих. В логистике (глобальный масштаб) выделяются два основных раздела — управление материаль­ными ресурсами и их распределение.

К материальным ресурсам в данном случае относятся первичные и вторичные, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, конечная готовая продукция, упаковочные материалы, запасы.

Распределение материально-технических ресурсов осуществляется товародвижением промежуточных и конечных готовых продуктов по двум направлениям. Первое — движение напрямую (прямой канал распре­деления) к промежуточному потребителю для осуществления дальней­шего производственного процесса или к конечному потребителю. Вто­рое — движение к промежуточному или конечному потребителю через разветвленную сеть посредников (косвенный канал распределения) — крупными, средними или мелкими партиями.

Логистика на предприятии, в зависимости от направлений его деятель­ности, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя предусмат­ривает решение производственных вопросов непосредственно на фирме. Внешняя решает задачи по обеспечению товародвижения на рынок.

Задачи, стоящие перед внутренней логистикой, сводятся к матери­ально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это — закупка сырья и материалов для предприятия, их складирование и хра­нение, транспортировка как от поставщика, так и на самом предприя­тии между подразделениями, постоянный контроль за объемами запа­сов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их кор­ректировка.

Задачи, стоящие перед внешней логистикой, состоят в распределе­нии конечного готового продукта через различные каналы распреде­ления. Это — транспортировка готового промежуточного или конечно­го продукта потребителям; выявление их запасов на собственных скла­дах, промежуточных логистических платформах и у потребителей; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту производимой продукции; наблюдение за спросом изготавливаемых товаров, корректировка объемов их производства при необходимости.

6.2. Организационная схема

Служба логистики на предприятии имеет несколько обязательных уровней управления. При этом в нее входит какая-то часть админист­рации, ответственная за принятые решения (по задачам, целям и пробле­мам фирмы) и штатные сотрудники отдела логистики и ее службы в целом.

Организация и менеджмент службы логистики на предприятии вклю­чает следующие основные структурные звенья:

Исполнительный директор по логистике. Он входит в состав со­вета фирмы или является одним из заместителей генерального дирек­тора.

Менеджеры, ответственные за деятельность отделов и подчинен­ный им персонал.

Группы реализации отдельных проектов логистики — планирова­ние новых центров распределения конечной готовой продукции, расши­рение существующих и организация новых логистических платформ, формирование дизайна проектируемых информационных систем логи­стики.

Управляющие персоналом. Они ведут оперативную работу, от­вечают за центры распределения конечной готовой продукции, за до­ставку сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их хранение и упаковку.

Что касается группы реализации отдельных проектов логистики, то существует несколько наиболее распространенных способов форми­рования таких групп на предприятии как внутри службы логистики, так и самостоятельных:

группы функционируют как неотъемлемая часть в составе служ­бы логистики на предприятии, например, такие как контроль за вы­полнением проектов, инжиниринг в транспортном и складском хо­зяйстве, в информационных логистических системах;

группы существуют как отдельные, самостоятельные подразделе­ния со своим персоналом, организованные на предприятии и выпол­няющие определенные функции системы логистики, например, орга­низация доставки материально-технических ресурсов; формирова­ние логистических платформ,

группы формируются оперативно из персонала, занятого в отдель­ных сферах деятельности логистики, например, в сфере транспорт­ного или складского хозяйства — в этом случае группа выполняет свои обязанности по реализации проектов по возникающей необ­ходимости в такого рода работах.

Любая промышленная фирма, стремящаяся достичь высокой эффек­тивности закупок, производства, складирования, хранения и формиро­вания запасов материально-технических ресурсов, а также распреде­ления конечного готового продукта, должна иметь правильно организо­ванную службу логистики.

6.2. 1. Основные виды деятельности служб логистики но фирме

Служба логистики на предприятии подразделяется, как правило, на пять основных функциональных групп, отвечающих за транспортиров­ку; структуру основных средств, запасы, маневрирование материальными

ресурсами, коммуникации и информацию. В соответствии с назначе­нием функциональных групп предусматривается перечень видов их де­ятельности, а именно:

транспортировка — внутренние, внешние и международные пе­ревозки, выбор вида транспорта, транспортных средств и вариан­тов их обслуживания;

планирование и управление складским хозяйством и оборудова­нием, центрами распределения, складскими производственными пло­щадями;

снабжение сырьем и материалами; формирование запасов (стра­хового, подготовительного, производственного) и готовой продукции, обработка возвращенной продукции;

маневрирование материальными ресурсами, их сортировка, об­работка, упаковка;

обработка заказов, прогнозирование спроса, планирование производства, связь с центрами распределения; расширение инфор­мационной сети коммуникаций; обновление банка данных.

Следует отметить, что такое формирование функциональных групп службы логистики на предприятии не соответствует традиционным орга­низационным структурам фирм, так как все названные виды деятельно­сти в течение довольно длительного времени делегировались отделом снабжения материально-техническими ресурсами (закупки), который относился к производству; обработки заказов и связи с клиентами, за­нимавшемуся маркетингом; транспортных операций (существовал как самостоятельный); управления складским и тарным хозяйством (также являлся самостоятельным).

6.2.2. Практическое достижение успеха

Фирма, занимающаяся промышленным производством или оказа­нием различного рода услуг, в системе логистики должна ориентировать­ся на практическое достижение успеха. Для этого на каждой фирме необходимо обязательное выполнение трех важнейших условий.

Первое — необходима точная формулировка и перечень функций каждого отдельного сотрудника службы логистики на предприятии. А именно, название должности, организационные связи (подотчетность), границы ответственности, обязанности и права.

Второе — фирма должна располагать необходимой информаци­ей о том, какое количество сотрудников персонала службы логистики по­требуется в ближайшее и отдаленное будущее; какими знаниями и навыками они должны обладать; какие организации и фирмы могут обеспечить требуемое количество работников в ближайшем и отдален­ном будущем. В этом случае необходима следующая информация: объем предполагаемых работ, масштаб расширения фирмы, нужное количество работников, положение на рынке рабочей силы.

Третье —фирма должна находить и подбирать будущего менедже­ра (сотрудника) службы логистики на определенную, конкретную долж­ность, а не подбирать должность будущему сотруднику. В последнем случае его некомпетентность может привести к негативным последстви­ям. Обязателен направленный подбор кадров; соответствие кандида­тов должности по знаниям и навыкам, компетентности.

Читайте также  Типовые стратегии развития предприятия

Организация логистического управления на предприятии

9.1. Организационные структуры логистического управления

Организация логистического управления на предприятии является неоднозначной и сложной проблемой. Это связано со многими объективными и субъективными факторами: различием в специфике деятельности предприятий, организационных и управленческих структурах, недопониманием со стороны руководства значимости сквозного логистического управления, сопротивлением сотрудников и т.д. В результате на многих российских предприятиях службы логистики занимаются организацией работ в какой-либо одной из логистических областей, например, транспортными перевозками. Задача управления сквозным МП даже не ставится. Если же это происходит, то отсутствуют доступ к положительному опыту других организаций, ситуационные шаблоны, методики, наборы типовых должностных инструкций и т.п. Некоторые вопросы организации логистики на предприятии освещены в [5, 7, 10, 13, 14, 20].

Важнейшей составляющей успеха при внедрении на предприятиях логистического управления является мотивация сотрудников всех уровней: от руководителей до служащих. По оценкам экспертов из консалтинговых фирм, до 50% предприятий не могут обеспечить выполнение всех предписаний консультантов по перестройке системы управления МП. И главные причины этого положения — колоссальное сопротивление сотрудников, у которых новая система ликвидирует коррупционные источники дохода (откаты и т.п.) либо отношение руководства к мотивации как к благотворительности, т.е. полнейшее непонимание ее значимости и действенности. Все вышеописанное плюс отсутствие в некоторых сферах экономики острой конкуренции замедляет внедрение логистического управления на российских предприятиях.

На рис. 9.1 представлен традиционный вариант управления МП на предприятии, принципиальный недостаток которого — отсутствие системности управления. Так, связи между ЛО, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать.

В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения — логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи.

Основные задачи логистической службы

  1. Развитие, формирование, реорганизация ЛС.
  2. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.
  3. Внутренняя и внешняя логистическая интеграция:
    1. формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы;
    2. координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.

    На рис. 9.2 представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления МП.

    В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.

    Стадии эволюции логистических структур

    По аналогии с историческими этапами развития логистики по уровню охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий, эволюция логистических структур на предприятиях проходит также следующие три стадии.

    На первой стадии основная функции логистики — доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии логистические функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению ЛФ в организационные подсистемы.

    На второй стадии к доставке продукции в розничную сеть добавляются и другие: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ не только расширяются, но и объединяются большинство ЛО, и создаются системы доставки товаров по заказам клиента.

    На третьей стадии происходит полное объединение всех ЛО на предприятии. В набор логистических задач включаются построение ЛС, участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок МР для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.

    Возможные организационные структуры логистической службы

    1. Матричная структура характерна для крупных компаний в англосаксонских странах. Это — классический ответ на потребность в интеграции всех операций, связанных с МП. Центральной логистической службе подчинены несколько служб, ответственных за определенный этап процесса физического перемещения продукции. Поскольку сама служба логистики не располагает собственными операционными средствами, то ее функция становится исключительно координационной. Происходит уточнение конечных целей и согласование деятельности структур, выстроенных «по горизонтали» (торговля, производство, закупки, исследования) и «по вертикали» (финансы, информация, контроль за качеством, логистика). Руководство каждой логистической операционной единицы отчитывается перед этими структурами в той части своей деятельности, которая касается их.
    2. Второй вариант более свойственен компаниям в латинских странах и основан на взаимодействии «отдающих приказания» и «предоставляющих услуги» единиц. Он также приводит к интеграции операций, но при этом не создается двусмысленного положения, когда одно и то же подразделение несет двойную ответственность. Центральная логистическая служба получает «приказания» от торгового отдела в виде прогнозов продаж, четких указаний и показателей стоимости, рентабельности. Все это служба логистики сводит в специальный перечень заданий, особый для каждого этапа логистического процесса. После этого перечень заданий передается «внутренним предоставителям услуг», т. е. магазинам, транспортным подразделениям, производственным единицам и т.д.
    3. Третий вариант, менее жесткий, чем предыдущий, заключается в установлении внутри компании четкой системы приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Функция логистической службы тогда ограничивается внутренним логистическим контролем: она следит за соблюдением правил перемещения материалов и товаров. Роль логистики на этой стадии уменьшается, но зато прекрасно понимается всеми работниками. Работа руководства на каждом уровне оценивается, в том числе и с позиций логистической эффективности, уровень которой предварительно обсуждается и устанавливается по инициативе службы логистического аудита. Выбор этого варианта сопряжен с необходимостью специального логистического обучения всего персонала фирмы. Периодически в связи с изменением задач должны проводиться занятия по повышению квалификации при сохранении преемственности в обучении и формировании новых навыков на базе предыдущих.

    Все эти три варианта могут налагаться друг на друга или порождать множество промежуточных вариантов.

    Организация межфункциональной командной работы

    Одним из подходов к организации работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или ЛЦ. Преимуществами такой работы являются:

    • объединение знаний, навыков, умений сотрудников различных подразделений предприятия;
    • перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;
    • повышение качества принимаемых решений;
    • повышение уровня взаимодействия между специалистами различных подразделений и развитие сплоченности команды;
    • ускорение определения и решения логистических задач и др.

    Существуют следующие условия эффективной работы межфункциональных команд:

    • менее 10 членов;
    • добровольное членство;
    • группу возглавляет специалист по логистике;
    • объем документации минимален;
    • руководитель и члены команды разделяют идеи, составляющие суть логистической деятельности;
    • команда имеет ясные цели в области логистики;
    • перед командой ставятся конкретные задачи в области логистики;
    • этих целей можно достичь только командной работой;
    • существует потребность в каждом члене команды;
    • деятельность каждого члена команды подчинена целям команды;
    • команда получает адекватную отдачу от своей деятельности;
    • предусмотрены конкретные виды поощрений за деятельность всей команды, а не отдельных членов.

    Требования к специалистам по логистике

    Менеджер-логист — это очень сложная и ответственная должность. Такой менеджер должен быть одновременно профессионалом в логистике и руководителем с широким кругозором. Как специалист, менеджер-логист должен знать тарифы перевозок, расположение складов, оценивать потребность в запасах того или иного ресурса, разбираться в вопросах производства, приобретения и транспортировки. А как руководитель, менеджер-логист должен обеспечивать координацию всех логистических функций, устанавливать и поддерживать связь логистики с другими функциями компании, а также с деятельностью поставщиков и клиентов.

    Специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы (компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования, транспортных средств и т.д.) и стратегов (менеджеров-логистов), которые обладают высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.

    Для эффективного решения логистических задач стратег должен:

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: