Почему снизили зарплату учителям?
Зарплата учителей в 2021 году
Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».
Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 25 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 100 тысяч рублей.
Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:
-
Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.
Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.
Компенсирующая часть. Это надбавка за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья или же оплата коммуналки учителям сельских школ.
Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.
На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.
В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:
— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается максимум на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет: заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.
Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.
— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть его зарплата должна сохраняться и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.
Будет ли повышение зарплаты учителей в 2021 году?
Конкретных распоряжений насчет зарплат учителей в 2021 году не поступало. Несмотря на то, что в «майских указах» президента предполагалось увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.
Однако номинальная зарплата все же вырастет — как минимум за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы, — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.
По подсчетам Росстата 1 , средняя зарплата учителей в России за январь-март 2021 года по стране составляет 45 832 руб. По отдельным регионам:
Светлана Иванова, учитель начальных классов, Астраханская область:
— В нашей школе базовая часть заработной платы учителя состоит из оплачиваемых часов (ставки), платы за проверку тетрадей, за категорию и за заведование кабинетом. Ставка в целом составляет 18 часов, учителю оплачивается каждый час. Если у учителя ставка включает в себя менее 18 часов, с ним подписывается соглашение о том, что зарплата сокращается.
Каждый учитель, заведующий кабинетом, ответственен за его вид, небольшой косметический ремонт, учебные материалы, которые в нем хранятся. Более сложный ремонт согласуется с директором школы.
Стимулирующие выплаты назначаются учителям за успешную рабочую деятельность, за работу с документаций, в том числе за ведение электронного журнала. Мы полностью отказались от бумажных журналов и уже второй год выставляем оценки в специальной информационной системе. Это тоже отмечается руководством. Если учитель снижает свою активность, начинает хуже выполнять свои трудовые обязанности, стимулирующие выплаты уменьшаются. Таким образом руководство школы дает понять учителю, что работе стоит уделить больше внимания.
Премии выплачиваются в конце каждого года с учетом «экономии школы». Это значит, что если у образовательного учреждения остаются неизрасходованные на выплату зарплат средства, они распределяются между учителями в виде бонусов.
Дополнительно оплачивается труд учителя, если его должностные обязанности расширяются. Это фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору, если, например, учителю доверяют часть полномочий завуча. Административные полномочия могут быть распределены между несколькими учителями.
Как снижают зарплаты в московских школах
- 100 лет назад
- 1917: моя жизнь после
- s-толком о церкви
- Аналитический центр s-t-o-l.com
- Главред говорит
- День Победы
- Дом, который тебя ждёт
- живопись
- Жизнь редакции
- Жить вместе
- Календарь «Стола»
- кино
- конкурс
- Мост, которого нет
- На берегах Стикса сидели мы и плакали
- Пасха. День Победы
- Прожито для нас
- Русские картинки
- Русское застолье
- Сказки на ночь
- Стол справок
- Студенты революции
- Фотопроект
- Цвет настроения
Мы допускаем, что описанная ниже ситуация характерна не для всех московских школ, но так совпало, что сразу двое из опрошенных нами учителей рассказали о малопонятных и несправедливых, на их взгляд, урезаниях ежемесячных выплат. Их настоящие имена, а также расположение школ, где они работают, наши собеседницы просили не указывать.
Приведённые ими цифры показывают, что за последние годы зарплаты в их школах не только не увеличились, но даже уменьшились. Сохранять прежний уровень дохода получается только при серьёзном увеличении нагрузки.
Татьяна
В прошлом году, когда у меня была ставка 24 часа и не было классного руководства, я получала 50 тысяч плюс доплату 8,7 тыс. руб. за МЭШ («Московская электронная школа», учителю доплачивают, если он включен в работу с электронной средой). Минимальная зарплата учителя в Москве сейчас, кажется, 69 тысяч минус налог, и она не должна включать в себя МЭШ, это идет сверх неё. Но у нас МЭШ включался в минималку, мы получали 69 тыс. (до вычета налога) и как будто МЭШем не пользовались.
Таким образом, в прошлом году без платных групп у меня выходило около 60 тысяч. В этом году у меня нагрузка увеличилась колоссально: теперь она у меня 32 часа плюс появилось классное руководство. Классное руководство не может быть меньше 20 тыс., за него половину (10 тыс.) должен доплачивать город. Количество часов увеличилось на треть: если за 24 часа я получала 40 тысяч, то теперь у меня должно было получиться тысяч 56 плюс 20 за классное руководство. Вот так, по моим расчётам, должна была шагать зарплата. Плюс за год работы у меня должны были появиться 1,5 тыс. стимулирующих. В общем, зарплата у меня должна была подняться тысяч на 35, а поднялась тысяч на 20. И не только у меня зарплата понизилась. Мы предположили, что нам стали меньше платить за часы. Теперь они печатают стандартные контракты на 75 тыс., куда включено в числе прочего классное руководство. Знакомая учительница из другой школы, когда я описала ей свою нагрузку, сказала, что я не могу со всем этим получать меньше 100 тыс. А если хорошая школа (как у неё), за это получают и 120 тыс. Я же с учётом появившихся ещё платных групп (плюс 10 тыс.) получаю 80 тыс.
Но это ещё не всё. В прошлом месяце я не досчиталась выплат за платные «допы»: их выплату приостановили якобы в связи со сложным финансовым положением школы. Вдобавок убрали выплаты стимулирующих надбавок (у меня за год работы она была 1,5 тыс. минус налог). Почему сняли – никто не объяснил. Стимулирующие сняли со всех в школе. Ещё сняли надбавки с тех, кто ездил с детьми на олимпиаду «Парки. Музеи. Усадьбы»: если ты побеждаешь в ней, то на следующий год получаешь стимулирующие 3 тыс. рублей в месяц. У нас было несколько победителей, за них учителя в сентябре получили своих 3 тыс. стимулирующих, а потом их сняли – без объяснений. Понимаю, если бы директор нас собрал и сказал, что школа переживает трудные времена: «Денег нет, но вы держитесь». Но нам ничего не объяснили.
Платные группы я беру по собственному желанию, потому что они хорошо оплачиваются, но мне самой приходится «выбивать» деньги у учеников, раздавать платёжки. За них мне платят 60 % минус налог. У меня в группе 10 человек, все они платят по 2–3 тысячи (меньше сдают льготники). С группы я могу получить 10 тыс. за месяц, если они всё вовремя заплатят.
У нас работает девочка, 22 года. Ей как молодому специалисту к минимальной зарплате (69 тысяч минус налог) положена доплата тысяч 10–15, причём её платит город, а не школа. Но никаких доплат ей почему-то не назначили. И даже минимальная зарплата в её случае не соблюдается. Когда её принимали, то сказали, что ставки 20 с чем-то часов для 69 тыс. маловато, поэтому ей дали дополнительные полставки педагога-организатора, кажется. С ней вместе получались эти 69 тыс. А потом вдруг без объяснения причин её вызывают и говорят подписать бумагу, что с неё снимают эти полставки. И осталась она, молодой специалист, на 40 тысячах.
Евгения
Нагрузка у меня сейчас снизилась. В прошлом году нагрузка у меня была 31 час плюс два бюджетных «допа» (за 4 тыс. в месяц). В этом году «допы» у меня сняли и нагрузку снизили до 27 часов, но зарплата снизилась значительнее, чем на эти часы, переведённые в рубли, – тысяч на 12. Вместо снятых часов у меня появилась новая группа – 3 часа в неделю, за которую я получаю около 4,5 тыс. То есть эти 3 часа оплачиваются значительно дешевле, чем те, что сняли.
Объясняется это тем, что во многих школах оплата сейчас идёт за «человеко-час», то есть учителю платят не за проведённый урок, а за количество человек. Если в группе у него 16 человек, он получает в два раза больше, чем если в группе 8 человек. Это создает нездоровую атмосферу в школе: учителя начинают бороться за количество учеников, переманивая их к себе всеми возможными способами. Новую группу мне дали маленькую, теперь у меня две маленькие группы (в прошлом году была одна). Распределение групп между учителями зависит от массы не очень прозрачных параметров, решение принимает директор.
Три года назад зарплата у меня была такая же или даже немного больше, чем сейчас. Почему? Сейчас нет никаких выплат за категорию. Формально они исчезли лет 8 назад, но наш прошлый директор пыталась их восполнить по другим статьям – через премиальные и ещё что-то. Три года назад пришла новая директор и сразу эту часть убрала – около 20 тыс. Сейчас тоже есть премия, но она значительно меньше.
Из-за роста безработицы люди боятся отстаивать свои права. Нам было сказано: что-то не нравится – пишите заявление. И впечатление такое, что дальше будет только хуже. Учителя сейчас могут уволить за то, что его не было 5 минут на перемене на дежурстве, везде стоят камеры. Ещё нельзя иметь чайники и пить чай… Так же запросто увольняют директоров: никто из них сейчас не уверен, что завтра будет работать.
За комментарием к этим двум историям мы обратились в департамент образования Москвы. В частности, мы спросили, на что имеет право учитель в ситуации необоснованного снятия надбавок (например, за победу в олимпиаде «Парки. Музеи. Усадьбы»). Также попросили уточнить, снятие/невыплата каких набавок не является поводом для жалобы и как проверить законность действий руководства школы, не разглашая имён тех, кто пожаловался. Департамент прислал нам такой ответ:
«Средняя зарплата учителей в Москве за 9 месяцев 2019 года выросла до 117 тысяч рублей (это в 2 раза выше, чем в Петербурге и в Московской области, и в 3 раза выше средней по ЦФО).
Кроме того, также существуют такие выплаты:
— городская надбавка за активное участие в развитии «Московской электронной школы» (10 тыс. рублей в месяц);
— городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (12,5 тыс. рублей в месяц при наполняемости класса 25 человек).
Зарплата московского учителя, работающего на полную ставку, не может быть ниже 75 тысяч рублей.
Обращаем также внимание, что за разъяснением о порядке и условиях начисления заработной платы педагоги могут обратиться в администрацию образовательной организации. Если не удаётся достичь консенсуса, то обращение можно направить в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и суд».
В пресс-службе департамента нам предложили назвать номера школ, где работают учителя, поделившиеся с редакцией своими историями. Также справедливо заметили, что объективности ради нужно представлять позицию обеих сторон: не только учителей, пожаловавшихся на снижение оплаты их труда, но и директора. Наверное, нужно, но тогда это будет последний материал, где люди доверили нам свои проблемы. Покуда директор имеет возможность наказать жалобщиков, такая «объективность» с нашей стороны будет предательством по отношению к нашим информаторам.
Любой учитель вам скажет, что формальный повод уменьшить ему надбавки, нагрузку или даже уволить всегда найдётся
За рамками официального комментария в департаменте нам подтвердили, что директора действительно обладают сейчас определённой автономией в распоряжении школьным бюджетом. А любой учитель вам скажет, что формальный повод уменьшить ему надбавки, нагрузку или даже уволить всегда найдётся.
Заявления о согласии с сокращением зарплаты
В школе, где работает Татьяна, уже после её интервью «Столу» события развивались следующим образом. Директор собрала всех учителей и всем раздала типовые заявления о согласии с сокращением зарплаты — отменой надбавок, стимулирующих. В общем, сократить зарплаты по просьбам трудящихся. Рядом положила стопку типовых заявлений об увольнении и предлагала выбирать: или соглашаетесь на снятие всевозможных надбавок, или увольняетесь. Объяснила, что школа – банкрот и, если зарплаты не сократят, то будет запущена стандартная процедура банкротства, при которой оплата труда – это последняя, четвёртая, очередь выплат. То есть деньги педагоги получат не раньше, чем будут оплачены все коммунальные платежи и погашены задолженности школы перед городом. Эта «пугалка» мало похожа на правду, но проверять никто не стал. Некоторые уже заявили об уходе и дорабатывают последние недели, некоторые не заявляли, но тоже подыскивают себе место. Школа тоже ищет им замену – тех, кого устроит урезанная зарплата. Такие, безусловно, найдутся. Как правило, это учителя с меньшим опытом и квалификацией.
Всё это до боли что-то напоминает. Кажется, ситуацию в здравоохранении. Государственным поликлиникам и больницам тоже ведь предоставили похожую «автономию»: разрешили ввести платные услуги. В результате записаться к специалисту (не терапевту) и получить качественную медпомощь стало возможно только за деньги: с вас их теперь берут на совершенно законных основаниях.
Мы продолжим следить за судьбой наших собеседниц и их коллег, не раскрывая их имён и номеров школ, до тех пор, пока они нам сами этого не разрешат.
Действительно ли школы теперь работают и банкротятся как частные компании? Может ли обычный учитель отстоять своё право получать именно столько, сколько он «получает» по версии московских чиновников? Это мы обязательно выясним в ближайшее время.
Что такое настоящий рождественский вертеп и как его создать
Основная, компенсирующая и стимулирующая: эксперимент по оплате труда учителей проведут в пяти регионах
Лента новостей
- 02:40 Сотрудникам «Газпрома» поднимут зарплаты выше уровня инфляции — на 7,5%
- 01:36 Сингапур ввел новые коронавирусные ограничения
- 00:36 На пост президента РПЛ претендует только Ашот Хачатурянц
- вчера, 23:45 Саакашвили заявил, что он пленник грузинских властей
- вчера, 23:15 В Ницце протестующих против санитарных мер разогнали лакриматором
- вчера, 22:57 Захарова: уличенные в краже дипломаты США не вернули рюкзак потерпевшему
- вчера, 22:40 Избивавшие сослуживца солдаты не признали вину
- вчера, 22:23 Партия Бабиша проиграла парламентские выборы в Чехии правым
- вчера, 21:53 Под Ярославлем нашли трехлетнего мальчика
- вчера, 21:39 В Чечне с 11 октября введут QR-коды
- вчера, 21:26 В Большом театре рассказали о гибели актера во время смены декораций
- вчера, 20:49 Артиста Большого театра насмерть придавило декорацией
- вчера, 20:23 WADA отозвало аккредитацию Московской антидопинговой лаборатории
- вчера, 20:10 Полиция в Риме разогнала водометами протестующих против Green Pass
- вчера, 19:54 В Ростовской области ввели обязательную вакцинацию для ряда профессий
- вчера, 19:38 Из горящего в центре Петербурга исторического дома эвакуированы 100 человек
- вчера, 19:24 В Раде заявили об отравлении депутата Полякова метадоном и алкоголем
- вчера, 18:54 Перекрывшее Канал имени Москвы судно отбуксировали
- вчера, 18:25 По делу об отравлении алкоголем в Оренбуржье задержали девять человек
- вчера, 17:54 Из Марокко вывозят россиян и студентов вузов РФ
- вчера, 17:25 В Хабаровском крае возбудили дело об избиении солдата
- вчера, 16:55 Пермская прокуратура выяснила причину зеленого цвета воды местных рек
- вчера, 16:24 За продажу отравленного алкоголя в Орске арестована хозяйка магазина
- вчера, 15:55 Представитель Серова опроверг сведения о его заболевании коронавирусом
- вчера, 15:24 В Югре с понедельника вводится обязательная вакцинация
- вчера, 15:09 Круизный теплоход сел на мель на Москве-реке и заблокировал движение
- вчера, 14:53 В Ливане наступил полный блэкаут
- вчера, 14:21 День траура объявлен в Грузии в память жертв обрушения дома в Батуми
- вчера, 13:52 В трех регионах России один из ключевых авиаперевозчиков прекратил полеты
- вчера, 13:22 В пробах изъятого в Оренбуржье алкоголя обнаружен метанол
- вчера, 12:51 В Турции за шпионаж задержаны шесть человек с российскими паспортами
- вчера, 12:20 Байден поздравил лауреатов Нобелевской премии мира журналистов Муратова и Рессу
- вчера, 11:54 Россия за сутки приблизилась к максимальному числу новых случаев COVID-19
- вчера, 11:38 Wildberries в ультимативной форме потребовал от продавцов скидки к своему дню рождения
- вчера, 11:12 Число жертв суррогатного алкоголя в Оренбуржье выросло до 26
- вчера, 10:52 СМИ: актера Валерия Гаркалина подключили к аппарату ЭКМО
- вчера, 10:20 В МИД РФ подтвердили визит Нуланд в Россию 11 октября
- вчера, 09:47 Обрушение части жилого дома в Батуми вызвал ремонт в квартире
- вчера, 09:16 Власти разработали новую систему оплаты труда врачей и медперсонала
- вчера, 08:45 Белоруссия с 9 октября вводит в стране масочный режим
- вчера, 07:40 В 2022 году максимальное пособие по безработице будет увеличено до 12 792 рублей
- вчера, 06:28 Дочь Рамзана Кадырова стала министром культуры Чечни
- вчера, 05:35 Компании Google в России грозит новый миллионный штраф
- вчера, 02:24 Гинеколог Минздрава: вакцинация беременных от ковида не выявила осложнений
- вчера, 01:23 Индия начнет выдавать туристические визы с 15 октября
- вчера, 00:35 Калифорния на законодательном уровне запретила «стелсинг»
- 8 октября Избитому в метро москвичу выплатят 2 млн рублей
- 8 октября Директором года России стала директор подмосковной гимназии Майя Майсурадзе
- 8 октября МИД РФ просит снять иммунитет с трех сотрудников посольства США, подозреваемых в краже
- 8 октября В российских школьных аттестатах с 2022 года будет изменена система оценок по физкультуре
Все новости »
В Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии введут новую систему формирования зарплаты учителей исходя из уровня их квалификации. Проект рассчитан на год. Поможет ли эксперимент улучшить оплату труда педагогов?
Фото: ергей Савостьянов/ТАСС —>
В пяти российских регионах введут новый порядок оплаты труда учителей. Эксперимент проведут в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии. Эти регионы будут устанавливать оплату труда педагогов исходя из квалификационного уровня, который утверждается правительством. Еще будут выплаты компенсационного характера и стимулирующие, размер и условия назначений которых определяется правительством. Пилотный проект рассчитан на год и, предварительно, начнется со следующего мая.
Выровнять разницу между зарплатами в разных регионах было бы неплохо. Сейчас зарплаты в разных областях могут кардинально отличаться. Но пока много вопросов, как система будет работать и как ее вообще создать, говорит учитель истории и ОБЖ из Нижегородской области Дмитрий Казаков:
— Не сильно отличается от проектов, которые уже есть на сегодняшний момент, то же самое стимулирование, с помощью которого эту разницу можно сохранить. Пока кардинальных изменений не происходит. Возможно, позже что-то будет, еще несколько месяцев разрабатываются положения, которые конкретно будут показывать, что произойдет.
— Реально ли региональным учителям приблизиться к зарплатам московских учителей?
— Хорошо было бы, если бы учителя из регионов получали как в Москве. Но не знаю, как на самом деле может решиться этот разрыв. Учителя в регионах получают 15-20 тысяч рублей, а в Москве — 100 тысяч рублей условно. Финансирование образования год от года не увеличивается. За счет чего будут повышать зарплаты?
В принципе разделения зарплаты на основную, компенсирующую и стимулирующую ничего нового нет. Он уже действует в столице. Часть зарплаты учителю гарантирована, зависит от его нагрузки. Стимулирующая определяется администрацией школы, поэтому зачастую больше получают те, кто в хороших отношениях с руководством. Третья, компенсирующая, — за особые условия работы. Но пока эта система ничего кардинально не меняет, считает учитель высшей категории, почетный работник образования Леонид Перлов:
— Ни один из вариантов эксперимента не предусматривает главного — гарантированной оплаты за ставку рабочего времени. Для учителя-предметника — 18 часов, их никто не отменял. Речь о ставке там не идет, речь идет о зарплате. Это то же самое, что происходит сейчас. Чтобы заработать, учителю приходится работать на полторы-две ставки, а то и больше. Мне известны случаи, когда учителя работают с нагрузкой более 40 часов в неделю с тем, чтобы заработать на этом 20-22 тысячи рублей.
— Москва уже через это проходит, были недовольства и учителей. Как думаете, зачем они решили проводить этот эксперимент?
— Затем, что нет денег. Но необходимо создать видимость, что начальство неусыпно печется об учительских зарплатах и эти зарплаты растут. Для многих понятие «ставка» и понятие «зарплата» примерно одно и то же, люди не понимают разницы, пока она не ударяет им по карману. Для общества это здорово звучит, учитель зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц, а то, что при этом он много перерабатывает, остается в тени.
Ранее главы некоторых российских регионов, в частности Тверской, Ивановской областей и Санкт-Петербурга, заявляли про единовременные дополнительные выплаты учителям. Суммы варьировались от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
Как изменились зарплаты учителей в сентябре и чего еще ждать?
После 1 сентября в интернете какой-то бум статей, где говорится о том, что учителя массово пишут заявления на увольнение. Вполне может быть, что ситуацию авторы намеренно сгущают и ничего сверхнеобычного не происходит. Правда, комментарии с форумов очень настораживают. Вдруг все не так обыкновенно?
С одного из форумов:
«В этом году не работа, а просто ужас какой-то. Встреча детей, измерение им температуры, беготня по кабинетам, успокоение вечно недовольных родителей, срочное написание программ и КТП, министерская проверка в начале сентября…».
А надбавка 5000 рублей классным руководителям только подлила масла в огонь.
С одной из популярных статей:
«В родительской среде, начиная с января, уже идут разговоры о том, что «вам же подняли зарплату на 5 тысяч, вы должны». И когда говоришь, что доплата будет только в следующем году, округляют глаза и говорят «Не может быть! Путин уже давно выступал!»
Сентябрь пришел. Сколько на самом деле получат классные руководители?
С форума: «5000 руб. на бумаге, взяли налог и выдали нам 4350 руб.».
Напомним, Президент страны пообещал выплачивать классным руководителям 5000 рублей ежемесячно. В одной из статей мы размещали Постановление Правительства и разъясняли его суть.
Итак, 5000 на руки все же классные руководители не получат.
Во-первых, эта выплата будет облагаться 13% налогом.
Во-вторых, возможны случаи, что выплата будет подчиняться определенным правилам, например, будет выплачиваться пропорционально нагрузке. Часты случаи, когда классное руководство имеет социальный педагог школы, педагог-организатор или заместитель директора. Они не имеют 18-часовую нагрузку, следовательно, и выплата им будет полагаться не в 5000, а в 2500.
Условием могут также объявить какую-то определенную наполняемость класса. Следовательно, от этого могут пострадать сельские малокомплектные школы.
Одну выплату добавили, а какие снимут? Или просто увеличат нагрузку?
Пока только читаем комментарии и удивляемся, как администрация на местах решает вопрос экономии бюджета.
«А по поводу дополнительной нагрузки (У НАС ТЕПЕРЬ ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ), так просто обязанности воспитателя продленного дня перекинули на классного руководителя, с той лишь разницей, что воспитателю нужно платить ставку, а учителю 5000 тыс. Да и у учителя теперь по требованиям Роспотребнадзора нагрузка увеличится почти в два раза».
«…если по расписанию у учителя уроки, например, с 3-го, классный приходит к 1-му и целый день крутится, это не на 5 тыс, это еще на ставку! то есть больше 30 часов в неделю получается. Двойная работа. Уже не до своих уроков и не до качества. Почему не ввести ставку классного руководителя на пару классов, освобожденного от проведения уроков. ».
«За больничный и отгулы будут снимать из этих 5000 руб, — говорит наша администрация.».
Майские указы президента
Напомним, что согласно майским указам президента 2012 года, зарплата педагогов должна быть не ниже средней по региону. Но проблема в том, что в разных регионах она слишком разная.
Например, в 2019 году средняя зарплата в Ростовской области составила 27.681 руб., в Карелии 36.578 руб., а в Москве 95.035 руб. Сергей Кравцов докладывает президенту, что его указы 2012 и 2018 годов выполняются в полном объеме.
Правда, откуда появились такие цифры, не понятно. Или никто не уточнил, что эта средняя зарплата далеко не на одну ставку?
Давайте сравним с данными на сайте вакансий trud.com. Там указаны зарплаты, которые обещают учителям работодатели к 18.09.2020г. Слева — количество вакансий, внизу – размер зарплаты в тысячах рублей.
А вот динамика зарплат по месяцам
Узнать, где самая большая нехватка учителей можно по количеству вакансий в регионах.
Для этого скачайте файл, прикрепленный к статье, «Количество вакансий учителей по регионам». Кстати, данные удивляют, значит, дело не только в зарплатах. |
Индексация зарплат учителей
В России запланирована индексация оплаты труда учителей. В 2020 году планируется повысить на 5,5%, а в 2021 году – на 6,8%.
Всем понятно, что ежегодная инфляция «съедает» такие индексации, хоть и официальный ее уровень 3,4% (по данным ЦБ).При этом реальные доходы населения показывают отрицательную динамику (по данным Росстат).
Но, с учетом образовавшегося в этом году дефицита бюджета, учителя, а точнее, классные руководители, все же в лучшем положении, чем воспитатели или преподаватели колледжей.
В заключение: почему на самом деле увольняются учителя?
Мы видим, что за многие годы никакие указы и доплаты не меняют картины. Учителя давно работают с адскими перегрузками и небольшими зарплатами. И не удивляет, что из таких условий бегут.
Понятно одно, не в зарплате дело. Высокая зарплата, как правило, только отсрочивает «побег».
Последней каплей все равно становится неуважительное отношение администрации или родителей, потеря смысла работы, когда вместо качественного обучения и воспитания детей учитель должен заполнять горы отчетов, выгорание из-за колоссальных перегрузок, ведь у многих учителей не остается даже времени, чтобы уделить внимание собственной семье, позаботиться о своем здоровье. Разве 3 месяца отпуска могут это компенсировать?
Плюс еще очень большое количество требований, которые часто бывают абсурдными, но ты должен их выполнять.
Бывает ли по-другому? Да, бывает! Но писать статьи об успешных учителях никто не любит, как-то так сложилось в нашем менталитете.
Поэтому и мы расскажем только об одном примере. В одной из школ нашей страны учителя английского ведут групповые дополнительные занятия. Платно, но дешевле, чем репетиторство. Родители очень рады. Во-первых, в группе не более 9 детей. Во-вторых, фото присутствующих детей и все материалы, пройденные на уроке, учитель тут же высылает родителям в мессенджер. Так что детей легко проконтролировать. В третьих, в группе успеваемость лучше, чем при индивидуальных занятиях. В итоге — довольны все: родители от результатов и прозрачности всего процесса, дети – от интересных фото и «движухи», учителя – от результатов и хорошей прибавке к зарплате. Это и называется самореализация.
Почему снизили зарплату учителям?
В шестидесяти регионах страны базовые ставки зарплаты учителей ниже минимального размера оплаты труда, узнали «Открытые медиа» из исследования, проведённого членами межрегионального профсоюза «Учитель». Самыми бедными оказались педагоги в Карачаево-Черкесии, Еврейской автономной области и на Алтае, а самые богатые учителя живут в Москве, Магаданской области и на Сахалине.
«Несмотря на ежегодные обещания правительства сделать зарплаты учителей достойными возлагаемой на них великой миссии, этот труд стремительно превращается в волонтерский. Дешевизна труда российского учителя — знак вопиющего неуважения к этому труду, сколько бы пафосных слов не лилось с трибун по официальным праздникам», — комментирует результаты исследования Марина Балуева, сопредседатель профсоюза «Учитель».
Дотянуть до МРОТ
Профсоюз «Учитель» исследовал региональные постановления об оплате труда работников бюджетных образовательных организаций и выяснил, что размер базовых ставок педагогов по регионам распределён так:
- 4 региона – менее 5 000 рублей
- 13 регионов – от 5207 до 7497 рублей
- 26 регионов – от 8005 до 9966
- 17 регионов – от 10 010 до 12 046
В восьми регионах установить размер базовых ставок экспертам не удалось из-за индивидуальных формул расчёта оплаты труда. Более подробно ознакомиться со всем перечнем регионов и постановлений можно здесь.
Базовая ставка зарплаты (базовый оклад) – это установленный региональными властями минимальный учительский оклад без надбавок за категорию, стимулирующих выплат и доплат за увеличенную нагрузку. Поэтому он теоретически может быть ниже федерального МРОТ в 12 130 рублей. Учитель общеобразовательной школы по умолчанию приравнивается к педагогу четвёртого квалификационного уровня и получает базовую ставку за 36-часовую рабочую неделю. Он может пройти аттестацию и стать педагогом первой и высшей категории – в таком случае его оклад увеличится. Коэффициент увеличения, как и сама базовая ставка, устанавливаются региональными властями.
В Республике Алтай, как показало исследование, минимальная базовая ставка составляет 3145 рублей, тогда как учитель высшей категории, прошедший аттестацию, может рассчитывать на 3617 рублей. В число регионов с самой низкой ставкой также попали ЕАО, где её диапазон составляет от 3870 до 5510 рублей, и Брянская область с базовой ставкой в 4339 рублей, и максимальная для учителей высшей категории – 5207 рублей.
Немногим выше ставка в Краснодарском крае, где минимальный оклад составляет 5932 рубля, за первую категорию учитель получает 6525 и за высшую – 6822 рубля. Следом идёт Ханты-Мансийский автономный округ с базовой ставкой в 6540 рублей. После повышения категории учитель может рассчитывать на оклад от 7194 до 7848 рублей. Учителя Костромской области могут рассчитывать уже на пятизначный оклад – 10 896 рублей, но только в том случае, если им подтвердили высшую категорию. Педагоги первой категории в регионе получают оклад в 9317 рублей, а остальные – 7896 рублей.
У работающих на Дальнем Севере учителей оклады побольше. К примеру, в Магаданской области базовая ставка уже превышает российский МРОТ и составляет 14 600 рублей. Учителя первой категории там получают 16 790, а высшей – 18 250 рублей. Неожиданно на втором месте по размеру оклада в стране оказались учителя Крыма. Им положено от 14 650 до 16 650 рублей.
Больше всего минимальный оклад у учителей Московской области. Базовая ставка здесь составляет примерно 18 480 рублей (она варьируется в зависимости от стажа работы), для учителя первой категории – 21 630 рублей, а высшей – 23 075.
Примерно 50% учителей в России – педагоги первой категории, еще 20% – высшей, а оставшиеся 30% – без категории.
Реальные зарплаты учителей, конечно, выше окладов. «Базовые оклады – это как в коммерческих фирмах, когда у работников 30% оклад, а остальная зарплата формируется из различных премий и надбавок, – объясняет оргсекретарь профсоюза „Учитель“ Ольга Мирясова. – При этом каждый регион самостоятельно устанавливает систему оплаты труда, придумывает свои надбавки и стимулирующие выплаты».
Подавляющее большинство учителей не может получать зарплату ниже МРОТ, потому что в таком случае работодатель нарушит закон. Из-за этого, говорит Мирясова, работодатели с помощью различных надбавок и стимулирующих выплат дотягивают работников до минимальной заработной платы, а сами учителя берут полуторные и двойные ставки (то есть вместо 18 уроков в неделю ведут 24 или 36).
«Бывают надбавки за стаж, разные квалификационные выплаты, за работу на Крайнем Севере или в сельской местности. Где-то учитель на автобусе ездит с детьми, довозит их в качестве сопровождающего, у него за это надбавка. Или 0,25 ставки могут назначить, например, за подработку в школьной библиотеке. Есть внеурочка – занятия за рамками учебных программ, необязательные для учеников. В итоге зарплата в бедных регионах может вырасти до, допустим, 20 000 рублей, но это если педагог очень плотно работает», – объясняет Мирясова.
Деньги появляются по команде
Проблема с зарплатами учителей решается медленно. В 2019 году Госдума единогласно приняла специальное постановление, которое требует от правительства установить дорожную карту по повышению базовых окладов педагогов до 70% от средней зарплаты по региону. Однако во время обсуждения бюджета «Единая Россия» оказалась единственной фракцией, проголосовавшей против поэтапного поднятия базовой ставки.
В Госдуме сейчас находятся два законопроекта, направленные на повышение оплаты труда учителей. Первый, разработанный депутатами Госдумы ещё в 2018 году, предлагает приравнять базовую ставку педагога к двум МРОТ. С аналогичной инициативой выступал профсоюз «Учитель». По словам Мирясовой, закон необходим для того, чтобы у учителей была нормальная гарантированная часть зарплаты, ведь все надбавки и стимулирующие выплаты могут быть сняты в любой момент и педагог останется на окладе ниже МРОТ.
Второй законопроект предлагает приравнять базовую ставку учителя к средней по России и региону.
Оба проекта, по словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по науке и образованию Олега Смолина, подвергаются критике как со стороны правительства, так и со стороны «Единой России».
«Законопроект, который приравнивает базовую ставку к двум МРОТ, несколько раз переносили, против него высказалось правительство и профильный комитет, его поддержала федерация независимых профсоюзов России, но с оговоркой, что это надо сделать не только для учителей, но и для других представителей интеллигентных категорий бюджетной сферы», – рассказал Смолин «Открытым медиа».
«Нам откровенно говорят: вопрос очень важный, но где деньги, Зин? Деньги появляются только когда приходит команда сверху. Десять лет назад мы предложили за счёт федерального бюджета ввести надбавку за классное руководство. И только в этом году идея реализована, после того как это объявил президент. Деньги сразу нашлись. Госдума принимает только те законы, которые инициированы правительством, а ещё лучше президентом», – сетует депутат Смолин.
При этом в 2019 году Конституционный суд, разбирая жалобу сотрудника техникума, чей оклад был меньше МРОТ и дополнялся за счёт стимулирующих выплат и надбавок постановил, что оклады работников не должны быть меньше МРОТ.
«Каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей)», – следует из решения КС. Несмотря на то, что суд признал незаконность базовой ставки ниже МРОТ, никаких изменений в окладах учителей после этого решения не последовало.
Что изменится в работе педагогов в 2021 году?
Подошел к концу 2020 год. Он был судьбоносным практически для всех, и изменения охватили все сферы нашей жизни. Что готовит нам 2021-ый? На этот вопрос трудно ответить, однако можно утверждать, что будут нововведения, касающиеся разных областей, в том числе и образования. Работа педагогов будет построена по-другому. Рассмотрим основные тенденции.
Оплата труда учителей
Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.
Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.
Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:
- Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
- Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.
Меры безопасности
Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.
Изменения в ЕГЭ
Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.
Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.
В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).
Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).
Изменения в ОГЭ
В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.
В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.