Вакцинация сотрудников образовательных учреждений

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

Вакцинация сотрудников образовательных учреждений

Вакцинация сотрудников образовательных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Вправе ли педагогический работник (школа) отказаться от вакцинации против коронавирусной инфекции (Новосибирская область)? Обязан ли работодатель отстранить такого работника от работы, или это должен сделать орган Роспотребнадзора в муниципальном районе? Обязательна ли такая прививка в рамках медицинского осмотра (ч. 1 ст. 76 ТК РФ)? Если отстранение от работы по указанной причине не входит в обязанности работодателя, то какие меры он должен (или может) принять в отношении работника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации работодатель — образовательная организация не вправе отстранить от работы или уволить педагогического работника в связи с тем, что он отказывается от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Закон N 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н. Приказом Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, была внесена в вышеуказанный календарь. При этом лица, подлежащие обязательной вакцинации, разделены на три группы (приоритеты). И, в частности, к приоритету первого уровня отнесены работники образовательных организаций.
По общему правилу вакцинация является добровольной — граждане имеют право на отказ от проведения профилактических прививок (абзац восьмой п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). В то же время граждане, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее — Перечень), подлежат обязательной вакцинации. В случае непроведения профилактических прививок такие граждане отстраняются от работы либо не принимаются на нее (абзац четвертый п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Согласно Перечню граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вне зависимости от занимаемой должности), подлежат обязательной вакцинации (п. 12)*(1).
В соответствии с абзацем восьмым части первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поскольку обязанность отстранить от работы работника образовательной организации в случае отсутствия у него прививок предусмотрена Законом N 157-ФЗ, то работодатель вправе требовать от всех работников образовательной организации прохождения обязательной вакцинации, а при отказе — отстранить от работы.
Отметим, что в правоприменительной практике существует подход, согласно которому отказ или уклонение без уважительных причин*(2) от обязательной вакцинации работника, если это является обязательным условием допуска к работе, является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением или ненадлежащим исполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель на основании ст. 192 ТК РФ, ст. 214 ТК РФ имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (смотрите, например, решение Селемджинского районного суда Амурской области от 25.08.2017 по делу N 2-220/2017).
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определен в ст. 193 ТК РФ. Согласно части первой данной статьи до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть вторая ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (часть третья ст. 193 ТК РФ).
Если к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено, то возможно применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ. Увольнение по этому основанию также допустимо, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», далее — Постановление N 2).
Полагаем возможным применение к рассматриваемой ситуации по аналогии позиции Верховного Суда, в соответствии с которой к случаям неисполнения работником своих трудовых обязанностей относятся отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе (подп. «в» п. 35 Постановления N 2).
Следовательно, когда работник и после привлечения к дисциплинарной ответственности продолжает уклоняться от прохождения вакцинации, можно считать, что он совершает новый дисциплинарный проступок. Тогда при наличии у работника неснятого и непогашенного дисциплинарного взыскания он может быть уволен по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ за неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин, выразившееся в отказе от обязательной иммунопрофилактики.
Работодателю при расторжении с работником трудового договора по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ нужно учитывать, что проступок, послуживший поводом к увольнению, должен быть не обнаружен, а именно совершен после применения предыдущего дисциплинарного взыскания (определение Московского городского суда от 01.07.2010 N 33-19776). Таким образом, если работник после привлечения к дисциплинарной ответственности будет снова направлен работодателем на вакцинацию и уклонится от ее прохождения (либо откажется), он тем самым совершит новый дисциплинарный проступок. Тогда работодатель с учетом тяжести очередного проступка, а также обстоятельств, при которых проступок был совершен (часть пятая ст. 192 ТК РФ), вправе расторгнуть с ним трудовой договор по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ.
В свою очередь, стоит учитывать, что в силу ст. 10 Закона N 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. О необходимости принятия соответствующих постановлений (решений) главными государственными санитарными врачами речь идет и в п. 18.3 Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней санитарно-эпидемиологических правил 3.1/3.2.3146-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65).
В настоящее время такие постановления ни на федеральном уровне, ни на территории Новосибирской области не приняты, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций (смотрите также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.03.2021 N 02/3835-2021-32 «Об иммунизации сотрудников образовательных организаций»).
С учетом изложенного полагаем, что в приведенной ситуации оснований для отстранения работника в связи с отказом от вакцинации нет, но только до тех пор пока не будет принято соответствующего постановления (решения) главного государственного санитарного врача РФ или главного государственного санитарного врача Новосибирской области и проведение такой вакцинации станет обязательным для педагогического работника.
В заключение отметим, что организация-работодатель должна контролировать соблюдение работниками обязанности по обязательной вакцинации. Если в организации имеются работники, подлежащие обязательной вакцинации, чья деятельность поименована в Перечне, но работодатель этот факт проигнорировал и не предпринял необходимых мер, такой работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Подчеркнем, сказанное является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что вакцинации подлежат лица, не болевшие COVID-19 и не имеющие иммуноглобулинов классов G и М к вирусу SARS-CoV-2 по результатам лабораторных исследований (смотрите материалы:
— письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.01.2021 N 1/И/1-333 «О методических рекомендациях «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения»;
— письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.01.2021 N 1/И/1-332 «О стандартной операционной процедуре «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению»;
— Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 10» (утверждены Министерством здравоохранения РФ 08.02.2021)).
*(2) Такой уважительной причиной могут быть, например, имеющиеся у работника медицинские противопоказания к проведению прививок — смотрите п. 2.10 Методических рекомендации «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.01.2021 N 1/И/1-333).

Должны ли учителя делать прививки? 10 вопросов о профессиональной вакцинации

Что такое прививка?

Обратимся к Федеральному закону от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; абз. 3, ст. 1: «профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням».

Здесь же читаем, что к иммунобиологическим лекарственным препаратам для иммунопрофилактики относятся «вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням».

При чём тут учителя?

В Постановлении Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» находим пункт 12. Он гласит, что к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО проведения профилактических прививок, относятся «работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Итак, понимаем, что вакцинация преподавателей определена законом.

Читайте также  Франшиза тайский массажный салон

Кто делает прививки?

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» видим перечень органов власти, уполномоченных осуществлять иммунопрофилактику и санитарно-эпидемиологический надзор. К таким организациям относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав) и подведомственные ему учреждения. Иммунопрофилактика обеспечивается Минздравом в рамках национального календаря профилактических прививок.

От каких болезней вакцинируют учителей?

Ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определяет перечень болезней, против которых делают прививки. Таким образом, «Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа».

Когда проводят вакцинацию?

Абз. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указывает на то, что «Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Существует Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Этот приказ определяет перечень прививок, порядок их проведения и сроки вакцинации. Под особыми значками есть пометки для вакцин, которые следует выполнять несколько раз в согласии с указанным интервалом. Так, например, определяется, что раз в 10 лет проводится ревакцинация от дифтерии и столбняка; а прививка от гриппа делается за один раз, но каждый год. Существуют также особые указания в зависимости от возраста работника и наличии/отсутствии первой вакцинации (при надобности ревакцинации). Например, прививка от кори делается работникам образования в возрасте младше 35 лет в случае, если они не переболели корью, не были ранее привиты или не имеют об этом сведений. А также выполняется ревакцинация против кори сотрудникам до 55 лет (включительно), в случае, если они не болели корью, не прививались, прививались однократно либо не имеют сведений о прививках против кори.

Зачем делать прививки?

Согласно п. 4 Приложения № 1 по вышеуказанному Приказу: «Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 5 лица, которым должны проводиться прививки, должны быть предварительно осмотрены врачом (фельдшером).

Можно ли отказаться от прививки?

Требования ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяют возможность отказа преподавателя от вакцинации (в письменной форме); обязательные разъяснения последствий отказа от прививки медицинскими работниками; основания «принудительных» прививок.

Абз. 8 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также допускает отказ от прививки.

Следовательно, преподаватель в соответствии с законами РФ в праве отказаться от вакцинации.

Есть ли последствия отказа от вакцинации?

Согласно ст. 6.3 Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ руководитель образовательного учреждения несёт ответственность за нарушение закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Чтобы не быть привлечённым к ответственности, руководитель имеет право отстранить преподавателя от работы. Подобное основание предусматривается ст. 76 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ: «Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, . не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр». «Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется».

А если есть медицинские противопоказания?

Естестественно, если у преподавателя есть медицинские противопоказания к прививке, педагог может отказаться от неё без опасения за свою работу. Не все противопоказания являются основаниями для отказа от прививки, поэтому каждому преподавателю, находящемуся в подобной ситуации, следует обратиться к соответствующему закону.

Перечень медицинских противопоказаний установлен «МУ 3.3.1.1095-02. 3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002).

Медицинскими противопоказаниями для всех типов прививок являются сильная реакция (наличие температуры выше 40 °С, в месте введения вакцины — отек и гиперемия свыше 8 см в диаметре) или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение.

Некоторые противопоказания являются временными. К таким, например, относятся острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний.

Так как определено, что одним из оснований к противопоказанию является «сильная реакция или поствакцинальное осложнение на ПРЕДЫДУЩЕЕ введение», это самая реакция на предыдущую вакцинацию должна быть отражена в документах (амбулаторная карта пациента). Если преподаватель во время отказа от прививки укажет причину — «осложнение при предыдущем введении прививки», но впоследствии выяснится, что это ложные сведения, к педагогу может быть применена ответственность в соответствии с действующим законодательством (выговор, увольнение и т.д.).

Таким образом, при необоснованном отказе работодатель имеет право отстранить работника от работы без сохранения заработной платы.

Подытожим: всё же должны ли учителя делать прививки?

Мы рассмотрели ответы, пожалуй, на все возможные вопросы о вакцинации педагогов. И если люди некоторых других профессий вольны рассматривать своё участие в вакцинации с точки зрения медицины, то работники образования вынуждены обращаться к юридической стороне вопроса.

Относясь к перечню профессий, подлежащих обязательной вакцинации, преподаватели обязаны делать прививки. Избежать их могут лишь работники, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации.

Когда заставляют вакцинироваться от гриппа

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Отсутствие профилактических прививок влечет, помимо иных ограничений, также отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 года № 157-ФЗ).

Нормативно-правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, в который включены в том числе и прививки против гриппа.

Проведение иммунизации работников против гриппа для всех организаций носит рекомендательный характер, только если иное не уставлено законом (п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2019 № 10 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019 — 2020 годов»).

Есть ряд случаев, при которых вакцинация является обязательной:

• для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, определен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В него в 2014 году были включены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

• также вакцинация обязательна при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний — по предписаниям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которые обязательны для исполнения юридическими лицами в установленные сроки (п. 2 ст. 50, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).

В 2013 году Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гражданки Гунтаишвили В. З. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и проверил нормы данного закона на соответствие Конституции Российской Федерации.

В определении от 21.11.2013 г. № 1867-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию, согласно которой установление правила о правовых последствиях отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

В силу ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения его от работы. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная работнику не начисляется.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, что закреплено в ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании».

Отстранение педагогов — это дополнительные противоэпидемические мероприятия, направленные на прерывание эпидемиологического процесса в учреждении для несовершеннолетних детей.

Обязательность вакцинации может быть также закреплена и во внутренних документах любой организации, например в правилах внутреннего распорядка и в таком случае работодатель будет вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие прививок (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Работодатель же за отсутствие у сотрудников обязательных прививок может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает максимальное наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Поэтому, работодателю крайне важно оформить правильно как извещение сотрудников о добровольной и обязательной вакцинации, а также правильно оформить отстранение сотрудника от работы.

Извещение о вакцинации должно быть оформлено в письменном виде, допускается составить его в произвольной форме и ознакомить каждого сотрудника организации.

Поскольку вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, ст. 1 Закона № 157-ФЗ), то проводить ее возможно только с письменного согласия работников (п. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ).

Отказ от вакцинации также в обязательном порядке оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 5 Закона № 157-ФЗ).

Читайте также  Приказ о проверке контрагентов

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Закона № 157-ФЗ, таблица 1 «Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок» МУ 3.3.1.1095-02 «3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания», утвержденных Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).

Поэтому, если сотрудник отказался проходить вакцинацию и не имеет доказательств наличия противопоказаний по состоянию здоровья, в таком случае, работодатель должен, на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации издать приказ об отстранении сотрудника от работы, в котором указываются — Ф.И.О., должность работника, структурное подразделение, обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от работы, срок отстранения с указанием даты, а также то, что заработная плата в период отстранения от работы работнику не начисляется.

В случае наличия у сотрудника подтверждённого отвода к проведению вакцинации по состоянию здоровья, работодателем должен быть издан приказ об отстранении сотрудника от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, но с учетом положений ч. 2 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Таким образом, граждане, работающие в образовательных учреждениях обязаны проходить ежегодную вакцинацию от гриппа, чтобы быть допущены к исполнению своих трудовых обязанностей.

Также, сотрудники образовательных учреждений имеют право отказаться от проведения вакцинации исходя из личных убеждений, либо по состоянию здоровья.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой:

— Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22.11.2012 по делу № 33-5976/2012;

— Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 01.03.2017 по делу № 2-78/2017;

— Решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.03.2019 по делу № 2-181/2019.

Постановление главного государственного санитарного врача по Воронежской области от 6 октября 2021 года № 4 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям»

Комментарии Российской Газеты

Я, главный государственный санитарный врач по Воронежской области И.И.Механтьев, проанализировав заболеваемость новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), установил осложнение эпидемиологической ситуации по данной инфекции на территории Воронежской области.

За период с 07.09.2021г. по 06.10.2021 г. отмечается стабильный рост суточного показателя заболеваемости коронавирусной инфекции с 19,8 до 25,7 на 100 тысяч населения. Заболеваемость за указанный период регистрировалась на высоком уровне, составляя от 461 до 597 случаев в сутки, с увеличением еженедельного темпа прироста с 0,3 до 10,7 %.

Уровень заболеваемости новой коронавирусной инфекцией поддерживается преимущественно за счет лиц трудоспособного возраста от 18 до 65 лет, удельный вес которых составляет до 70%.

На 06.10.2021 г. привито против коронавирусной инфекции 734254 человека (31,9% от населения области), в том числе привиты двукратно 696148 (30,2% от населения области).

В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции руководствуясь пунктом 6 части 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 66 раздела II. СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» постановляю:

1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80 % от общей численности.

1.1. Работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах:

— образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

— транспортных услуг (транспорте общего пользования, такси);

— многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

— гостиничных и иных услуг;

— клиентских подразделений финансовых организаций,

— услуг почтовой связи;

— салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов;

— соляриев, бань, саун;

— физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, аквапарков;

— бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных объектов;

— жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;

— театров, кинотеатров, концертных залов;

— массовых физкультурных, спортивных мероприятий.

1.2. Сотрудникам государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лицам, работающие вахтовым методом; волонтерам;

1.3. Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов государственной власти Воронежской области и подведомственных им организаций.

2. Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с.п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» и п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).

3. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Воронежской области, установленных п.1 Постановления:

3.1. В срок до 20.10.2021г. представить в медицинские организации по месту расположения объекта списки работающих, подлежащих иммунизации против новой коронавирусной инфекции;

3.2. В срок до 30.10.2021г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины, в срок до 30.11.2021г. — вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.

3.3. Оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19),

3.4. Усилить информационно — разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.

4. Правительству Воронежской области:

4.1. Обеспечить контроль за соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями требований настоящего Постановления и еженедельно представлять в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информацию об исполнении настоящего Постановления.

4.2. Организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективном профилактическом мероприятии.

4.3. Определить потребность в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работниках, необходимых для выполнения требований пункта 1 настоящего Постановления.

5. Начальнику отдела эпидемиологического надзора, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Воронежской области обеспечить контроль за организацией и проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

6. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области»:

6.1. Осуществлять в ежедневном режиме мониторинг заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в разрезе муниципальных образований, возрастных групп, декретированных контингентов;

6.2. Проводить в еженедельном режиме мониторинг заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) среди привитых лиц

7. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

И.И.Механтьев

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией

Вакцинация работников образовательных учреждений

Автор: Ершов Ю., эксперт журнала

Все ли работники образовательных учреждений должны делать профилактические прививки? Могут ли сотрудники, которые не находятся в непосредственном контакте с обучающимися (бухгалтеры, кадровики, завхозы и т. п.), отказаться от вакцинации?

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и согласно национальному календарю профилактических прививок и календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, которые утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н.

Вакцинация является правом каждого человека. Работники при осуществлении иммунопрофилактики могут отказаться от прививок (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ[1]).

В свою очередь, отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В пункте 12 данного перечня указаны работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При этом конкретные должности сотрудников таких организаций в названном перечне не поименованы. Из сказанного следует, что профилактические прививки должны делать все работники образовательных учреждений, включая тех, кто не контактирует с обучающимися (бухгалтеры, кадровики, завхозы и т. п.).

За отсутствие у работников обязательных прививок учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ не подлежат вакцинации работники, имеющие медицинские противопоказания, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения (см. таблицу 1 «Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок» Методических указаний 3.3.1.1095-02 «3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002).

Наличие или отсутствие противопоказаний к использованию той или иной вакцины относятся к сфере специальных медицинских знаний и должны проверяться перед каждой предполагаемой вакцинацией по отношению к каждому пациенту.

Таким образом, все сотрудники образовательных организаций, не имеющие противопоказаний к проведению прививок, обязаны проходить вакцинацию против инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Отсутствие прививок или отказ от прохождения вакцинации могут привести к отстранению сотрудника от работы.

Данная позиция не противоречит Конституции РФ, поскольку предусмотренные п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, следовательно, указанное правило отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, Определение КС РФ от 21.11.2013 № 1867-О).

[1] Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных — НОВОСТИ

Разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (Роспотребнадзор)

Читайте также  Самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в России

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ

1. Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон №157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

  • распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;
  • использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
  • доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
  • предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим, в том числе могут относиться работники:

  • направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.

Например, на основании информации, размещаемой юридическим лицом в личном кабинете на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ и сопоставление в автоматическом режиме данных списочного состава сотрудников организаций с данными о вакцинированных и переболевших, зарегистрированных в государственной информационной системе Минздрава России, а также в рамках выборочного контроля в соответствии с законодательством (в том числе при проведении плановых, внеплановых проверок, эпидрасследованиях и прочее).

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Актуальная информация о вакцинопрофилактике COVID-19 размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «COVID-19. Коронавирус. Информация для граждан» в подразделе «Вакцина для профилактики COVID-19».

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ

Е.В. МУХТИЯРОВА

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека

Е.Б. ЕЖЛОВА

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

Работодателю необходимо:

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

  • сведения о необходимости вакцинации;
  • сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
  • порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;
  • порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;
  • информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;
  • должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

  • постановление Главного государственного санитарного врача субъекта;
  • подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
  • приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: