Самая старая картина в мире

10 древнейших произведений искусства, созданных человеком с момента появления в Евразии Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и

Самая старая картина в мире

10 древнейших произведений искусства, созданных человеком с момента появления в Евразии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство — 700 — 300 тыс. лет до н.э.

Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами «чашечки», на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки — это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры — 230 000 – 800 000 до н.э

Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно — Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры — от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную «Тан-Тан», которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц — 60 000 до н.э.

Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе — 42 300 – 43 500 до н.э.

До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 — 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук — 37 900 до н.э.

На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости — 30 000 до н.э.

В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало — 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка — 24 000 – 27 000 до н.э.

Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись — 6000 — 8000 до н.э.

Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле — не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) — в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись — 330-650 н.э.

В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, — 7 век н.э.

В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как 15 картин великих художников, заставляющих ужаснуться .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самая древняя картина в мире: история в деталях

Самой старой картине в мире примерно 2500 лет. Где она хранится, что на ней нарисовано и по какому поводу она создана?

Читайте также  Развивающая беседа с сотрудником

А как же всякие пещерные росписи, например, в Альтамире, спросите вы? Нет, слово «картина» к ним не подходит, пещерные росписи именно что росписи, можно сказать даже, «фрески». Как же отличить конкретно картину от других видов живописи? Очень просто: традиционно «картина» — это то, что можно взять и унести с собой, станковая живопись (то есть живопись на станке-мольберте).

Итак, что же является самой древней «картиной» в мире — плоской штуковиной, покрытой краской с изображением, которую можно поднять и переставить? Разумеется, она происходит из Древней Греции, ибо все европейское искусство имеет корни оттуда.

Называется это — «таблички из Пицы» и, если быть точными, представляет собой не 1 картину, а 4 фрагмента.

Экспонат витрине Археологического музея Афин, инв. NAMA Nr. 16464

Пица (Πιτσά) — название деревни у Сикиона, вблизи Коринфа, где эти таблички были обнаружены. Любопытно, что по Плинию Старшему, древние греки считали, что станковая живопись была изобретена в Сикионе, недалеко от Пицы. Находка была сделана в 1935 году.

Судя по стилистике, росписи на этих табличках были сделаны в 540−530 годах до н. э. Они принадлежат к архаическому периоду греческого искусства. От этой эпохи греческого искусства, вообще, сохранилось много, но в своей массе всё нарисованное — это лаконичная вазопись, которую в ту эпоху выполняли в одном-двух цветах. (Полихромную вазопись греки начали делать очень-очень поздно, уже ближе к началу н. э.).

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.

Поэтому находка этих цветных табличек вызвала, конечно, сенсацию. Она доказывает, например, то, что эта лаконичная монохромность — не принципиальная позиция древних греков, а просто до нас сохранились сущие крохи.

Напомню, что в массе станковая эллинистическая живопись сохранилась только от первых веков после Рождества Христова — портреты из Фаюма; а от более раннего периода есть лишь несколько глиняных метоп из Афин.

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке

Это деревянные досочки, покрытые стукко (белый фон, минеральное связующее — гипс). Рисунок на них выполнен минеральными пигментами (как показали анализы: carbon black, calcium carbonate white, Egyptian blue, red and yellow ochre, cinnabar, orpiment and realgar). Как и в вазописи, художник нарисовал контур, а потом его раскрасил. Используются только восемь цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый и коричневый) без каких-либо оттенков или градаций. Краски очень яркие до сих пор.

Из четырех табличек живопись почти целиком сохранилась только на одной. На второй табличке — только в самом уголке, с изображением нескольких женщин. Два других фрагмента даже разглядывать неинтересно — там видны только фрагменты подолов одежд, если я правильно разбираю.

О сюжете мы можем судить только по самой сохранившейся табличке. Помогает то, что на ней есть надписи. Здесь изображена жертвенная процессия, в которой участвуют женщины-участницы ритуала, и сопровождающие их музыканты с флейтой и лирой. Мальчик ведет ягненка, видно, для жертвоприношения. Крайняя справа женщина выливает что-то на алтарь — тоже часть ритуала.

Надпись с помощью архаического коринфского алфавита содержит имена посвящающих женщин (Ehdydikas, Echolis, Ethelonia), и гласит, что табличка или изображенная жертва посвящены нимфам EYEKEN TIS NYMFAIS.

Любопытно — не верховным богам с конкретными именами, а низшим женским божествам; впрочем, в архаическую эпоху их культ мог иметь какие-то свои особенности.

Имени художника или судьи не уцелело, от этой надписи сохранилось только происхождение: «Коринфянин».

На второй табличке, которая с уголком, надпись тоже уцелела: она также относится к нимфам. Данные таблички являлись вотивными предметами — то есть, такой формой жертвоприношения божеству (не свечку поставить, а нечто подороже, но не очень дорогое, вот как гранатовый браслет на икону повесить). Подобные жертвенные предметы, на хрупком дереве и с помощью хрупких красок, были дешевы, и их жертвовали в святилища достаточно бедные слои населения. Люди побогаче вкладывали в храмы бронзовые статуи, вазы, ювелирные украшения.

Обратите внимание, что пещера, где нашли таблички, много веков служила религиозным святилищем, и ученые нашли в ней еще множество других предметов (фрагменты ваз, статуэток, медные вещи, украшения, фигурки животных ). Поклонялись в ней нимфам, Пану, фавнам — низшим божествам, поэтому вещи все эти были очень простенькими и дешевыми.

Очень жаль, что сохранилось так мало подобных «картин»: увы, дешевизна материала. Кстати, вам не напомнило это бересту?

Лишь уникальные природные условия и стечение обстоятельств позволило и всем этим артефактам уцелеть.

Найден самый древний наскальный рисунок с изображением охоты

Время от времени археологи находят весьма интересные и красивые рисунки, сделанные тысячи лет назад. Например, в октябре 2019 года мы рассказывали про найденную в Помпеях картину с изображением окровавленных гладиаторов. Однако, совсем недавно австралийские ученые нашли еще более интересную картину, которая хоть и не выделяется особой красотой и детализированностью, но считается одной из самых древних в мире. По оценкам исследователей, она была нарисована около 43 900 лет назад и показывает процесс охоты людей на животных. При этом некоторые детали кажутся ученым крайне нереалистичными — возможно древний художник был тем еще фантазером.

Самый древний наскальный рисунок в мире

До сих пор самым древним рисунком в мире считалось изображение быка, найденное в водной из пещер индонезийского острова Борнео. Исследование ученых показало, что древняя картина была нарисована красным цветом около 40 000 лет назад. Неподалеку от этого изображения исследователями также были найдены следы обведенных рук, которые были оставлены неандертальцами, которые обитали в той же индонезийской пещере.

Изображение красного быка на острове Борнео

Самая старая картина в мире

Наскальный рисунок, найденный австралийскими археологами во главе с Максимом Обертом, тоже был нарисован в индонезии, но пещере совершенно другого острова под названием Сулавеси. На этой территории учеными было найдено в общей сложности 242 пещеры, но так называемая Леанг Булу Сипонг 4 была обнаружена только в 2017 году. По данным научного журнала Nature, именно на ее задней стене исследователи и нашли 4,5-метровый рисунок с изображением охотников и зверей.

Тщательно изучив наскальную картину, археологи насчитали на ней 14 фигур. Шесть из них являются животными, среди которых исследователи распознали двух индонезийских бородавчатых свиней (Sus celebensis) и четырех карликовых буйвола (Bubalus). Остальные восемь фигур представляют собой человекоподобных существ, которые имеют некоторые животные черты. Можно было бы предположить, что древний художник изобразил охотников в масках для устрашения животных, однако наличие клювов и хвостов намекает на то, что эти человекоподобные существа имели внешность маленьких зверей. А древние люди вряд ли бы стали использовать маски беззащитных животных в охоте.

На рисунке D изображен огромный буйвол, стоящий перед охотниками

К тому же, гибриды людей и животных изображены маленькими, тогда как свиньи и буйволы на порядок крупнее. Из этого исследователи сделали вывод, что картина отражает не настоящую охоту, а какой-то фантастический сюжет. Скорее всего, человекоподобными существами на изображении являются так называемые териантропы, которые являются мифическими созданиями, способными принимать облик разнообразных животных.

В конечном итоге археологи пришли к выводу, что художник изобразил фантастическую картину охоты териантропов, охотящихся на животных по особой стратегии. Судя по изображению, звери бегут прямо на охотников, в то время как часть из них выгоняют их из укрытия, а другая группа пытается поймать их живьем с другой стороны при помощи веревок.

Читайте также  Самая быстрая женщина в мире по бегу

Может, вы думаете что на рисунке изображено что-то другое? Своими предположениями можно поделиться в комментариях или в нашем Telegram-чате.

Таким образом, найденный в Индонезии рисунок можно назвать самой древней фантастической картиной. Впрочем, на территории островов существует еще огромное множество других пещер, внутри которых археологи могут найти еще более интересные наскальные рисунки.

Самая древняя картина в мире — ей 2500 лет

Самой старой картине в мире примерно 2,500 лет. Где она хранится, что на ней изображено и по какому поводу она создана?

А как же всякие пещерные росписи, например, в Альтамире, спросите вы? Нет, слово «картина» к ним не подходит, пещерные росписи именно что росписи, можно сказать даже, «фрески».

Как же отличить конкретно картину от других видов живописи? Очень просто: традиционно «картина» — это то, что можно взять и унести с собой, станковая живопись (то есть живопись на станке-мольберте).

Итак, что же является самой древней «картиной» в мире — плоской штуковиной, покрытой краской с изображением, которую можно поднять и переставить? Разумеется, она происходит из Древней Греции, ибо все европейское искусство имеет корни оттуда.

Называется это — «таблички из Пицы» и, если быть точными, представляет собой не 1 картину, а 4 фрагмента.

Пица (Πιτσά) — название деревни у Сикиона, вблизи Коринфа, где эти таблички были обнаружены. Любопытно, что по Плинию Старшему, древние греки считали, что станковая живопись была изобретена в Сикионе, недалеко от Пицы. Находка была сделана в 1935 году.

Судя по стилистике, росписи на этих табличках были сделаны в 540–530 годах до н.э. Они принадлежат к архаическому периоду греческого искусства. От этой эпохи греческого искусства, вообще, сохранилось много, но в своей массе всё нарисованное — это лаконичная вазопись, которую в ту эпоху выполняли в одном-двух цветах. (Полихромную вазопись греки начали делать очень-очень поздно, уже ближе к началу н.э.).

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.

Поэтому находка этих цветных табличек вызвала, конечно, сенсацию. Она доказывает, например, то, что эта лаконичная монохромность — не принципиальная позиция древних греков, а просто до нас сохранились сущие крохи. (Напомню, что в массе станковая эллинистическая живопись сохранилась только от первых веков после Рождества Христова — портреты из Фаюма; а от более раннего периода есть лишь несколько глиняных метоп из Афин).

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке

Это деревянные досочки, покрытые стукко (белый фон, минеральное связующее — гипс). Рисунок на них выполнен минеральными пигментами. Как и в вазописи, художник нарисовал контур, а потом его раскрасил. Используются только восемь цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый и коричневый) без каких-либо оттенков или градаций. Краски очень яркие до сих пор.

Из четырех табличек живопись почти целиком сохранилась только на одной. На второй табличке — только в самом уголке, с изображением нескольких женщин. Два других фрагмента даже разглядывать неинтересно — там видны только фрагменты подолов одежд, если я правильно разбираю.

О сюжете мы можем судить только по самой сохранившейся табличке. Помогает то, что на ней есть надписи. Здесь изображена жертвенная процессия, в которой участвуют женщины-участницы ритуала, и сопровождающие их музыканты с флейтой и лирой. Мальчик ведет ягненка, видно, для жертвоприношения. Крайняя справа женщина выливает что-то на алтарь — тоже часть ритуала.

Надпись с помощью архаического коринфского алфавита содержит имена посвящающих женщин (Ehdydikas, Echolis, Ethelonia), и гласит, что табличка или изображенная жертва посвящены нимфам EYEKEN TIS NYMFAIS. (Любопытно — не верховным богам с конкретными именами, а низшим женским божествам; впрочем, в архаическую эпоху их культ мог иметь какие-то свои особенности). Имени художника или судьи не уцелело, от этой надписи сохранилось только происхождение: «Коринфянин».

На второй табличке, которая с уголком, надпись тоже уцелела: она также относится к нимфам. Данные таблички являлись вотивными предметами — то есть, такой формой жертвоприношения божеству (не свечку поставить, а нечто подороже, но не очень дорогое, вот как гранатовый браслет на икону повесить). Подобные жертвенные предметы, на хрупком дереве и с помощью хрупких красок, были дешевы, и их жертвовали в святилища достаточно бедные слои населения. Люди побогаче вкладывали в храмы бронзовые статуи, вазы, ювелирные украшения.

Обратите внимание, что пещера, где нашли таблички, много веков служила религиозным святилищем, и ученые нашли в ней еще множество других предметов (фрагменты ваз, статуэток, медные вещи, украшения, фигурки животных и т.п.). Поклонялись в ней нимфам, Пану, фавнам — низшим божествам, поэтому вещи все эти были очень простенькими и дешевыми.

Очень жаль, что сохранилось так мало подобных «картин»: увы, дешевизна материала. Кстати, вам не напомнило это бересту? Лишь уникальные природные условия и стечение обстоятельств позволило и всем этим артефактам уцелеть.

Самая древняя картина в мире

А как же всякие пещерные росписи, например, в Альтамире, спросите вы? Нет, слово «картина» к ним не подходит, пещерные росписи именно что росписи, можно сказать даже, «фрески». Как же отличить конкретно картину от других видов живописи? Очень просто: традиционно «картина» — это то, что можно взять и унести с собой, станковая живопись (то есть живопись на станке-мольберте).

Итак, что же является самой древней «картиной» в мире — плоской штуковиной, покрытой краской с изображением, которую можно поднять и переставить? Разумеется, она происходит из Древней Греции, ибо все европейское искусство имеет корни оттуда.

Называется это — «таблички из Пицы» и, если быть точными, представляет собой не 1 картину, а 4 фрагмента.

Экспонат витрине Археологического музея Афин, инв. NAMA Nr. 16464

Пица (Πιτσά) — название деревни у Сикиона, вблизи Коринфа, где эти таблички были обнаружены. Любопытно, что по Плинию Старшему, древние греки считали, что станковая живопись была изобретена в Сикионе, недалеко от Пицы. Находка была сделана в 1935 году.

Судя по стилистике, росписи на этих табличках были сделаны в 540–530 годах до н.э. Они принадлежат к архаическому периоду греческого искусства. От этой эпохи греческого искусства, вообще, сохранилось много, но в своей массе всё нарисованное — это лаконичная вазопись, которую в ту эпоху выполняли в одном-двух цветах. (Полихромную вазопись греки начали делать очень-очень поздно, уже ближе к началу н.э.).

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.

Поэтому находка этих цветных табличек вызвала, конечно, сенсацию. Она доказывает, например, то, что эта лаконичная монохромность — не принципиальная позиция древних греков, а просто до нас сохранились сущие крохи. (Напомню, что в массе станковая эллинистическая живопись сохранилась только от первых веков после Рождества Христова — портреты из Фаюма; а от более раннего периода есть лишь несколько глиняных метоп из Афин).

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке

Это деревянные досочки, покрытые стукко (белый фон, минеральное связующее — гипс). Рисунок на них выполнен минеральными пигментами (как показали анализы: carbon black, calcium carbonate white, Egyptian blue, red and yellow ochre, cinnabar, orpiment and realgar). Как и в вазописи, художник нарисовал контур, а потом его раскрасил. Используются только восемь цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый и коричневый) без каких-либо оттенков или градаций. Краски очень яркие до сих пор.

Читайте также  Создание магазина в инстаграмме

Из четырех табличек живопись почти целиком сохранилась только на одной. На второй табличке — только в самом уголке, с изображением нескольких женщин. Два других фрагмента даже разглядывать неинтересно — там видны только фрагменты подолов одежд, если я правильно разбираю.

О сюжете мы можем судить только по самой сохранившейся табличке. Помогает то, что на ней есть надписи. Здесь изображена жертвенная процессия, в которой участвуют женщины-участницы ритуала, и сопровождающие их музыканты с флейтой и лирой. Мальчик ведет ягненка, видно, для жертвоприношения. Крайняя справа женщина выливает что-то на алтарь — тоже часть ритуала.

Надпись с помощью архаического коринфского алфавита содержит имена посвящающих женщин (Ehdydikas, Echolis, Ethelonia), и гласит, что табличка или изображенная жертва посвящены нимфам EYEKEN TIS NYMFAIS. (Любопытно — не верховным богам с конкретными именами, а низшим женским божествам; впрочем, в архаическую эпоху их культ мог иметь какие-то свои особенности). Имени художника или судьи не уцелело, от этой надписи сохранилось только происхождение: «Коринфянин».

На второй табличке, которая с уголком, надпись тоже уцелела: она также относится к нимфам. Данные таблички являлись вотивными предметами — то есть, такой формой жертвоприношения божеству (не свечку поставить, а нечто подороже, но не очень дорогое, вот как гранатовый браслет на икону повесить). Подобные жертвенные предметы, на хрупком дереве и с помощью хрупких красок, были дешевы, и их жертвовали в святилища достаточно бедные слои населения. Люди побогаче вкладывали в храмы бронзовые статуи, вазы, ювелирные украшения.

Обратите внимание, что пещера, где нашли таблички, много веков служила религиозным святилищем, и ученые нашли в ней еще множество других предметов (фрагменты ваз, статуэток, медные вещи, украшения, фигурки животных и т.п.). Поклонялись в ней нимфам, Пану, фавнам — низшим божествам, поэтому вещи все эти были очень простенькими и дешевыми.

Очень жаль, что сохранилось так мало подобных «картин»: увы, дешевизна материала. Кстати, вам не напомнило это бересту? Лишь уникальные природные условия и стечение обстоятельств позволило и всем этим артефактам уцелеть.

источник — shakko.ru
[3 ссылок 129 комментариев 6053 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Николлетто

Всемирный подниматель настроения))))))

Самая древняя картина в мире: история в деталях

Самой старой картине в мире примерно 2500 лет. Где она хранится, что на ней нарисовано и по какому поводу она создана?

А как же всякие пещерные росписи, например, в Альтамире, спросите вы? Нет, слово «картина» к ним не подходит, пещерные росписи именно что росписи, можно сказать даже, «фрески». Как же отличить конкретно картину от других видов живописи? Очень просто: традиционно «картина» — это то, что можно взять и унести с собой, станковая живопись (то есть живопись на станке-мольберте).

Итак, что же является самой древней «картиной» в мире — плоской штуковиной, покрытой краской с изображением, которую можно поднять и переставить? Разумеется, она происходит из Древней Греции, ибо все европейское искусство имеет корни оттуда.

Называется это — «таблички из Пицы» и, если быть точными, представляет собой не 1 картину, а 4 фрагмента.

Экспонат витрине Археологического музея Афин, инв. NAMA Nr. 16464

Пица (Πιτσά) — название деревни у Сикиона, вблизи Коринфа, где эти таблички были обнаружены. Любопытно, что по Плинию Старшему, древние греки считали, что станковая живопись была изобретена в Сикионе, недалеко от Пицы. Находка была сделана в 1935 году.

Судя по стилистике, росписи на этих табличках были сделаны в 540−530 годах до н. э. Они принадлежат к архаическому периоду греческого искусства. От этой эпохи греческого искусства, вообще, сохранилось много, но в своей массе всё нарисованное — это лаконичная вазопись, которую в ту эпоху выполняли в одном-двух цветах. (Полихромную вазопись греки начали делать очень-очень поздно, уже ближе к началу н. э.).

Подавляющиее большинство греческих рисунков периода архаики выглядят так лаконично.

Поэтому находка этих цветных табличек вызвала, конечно, сенсацию. Она доказывает, например, то, что эта лаконичная монохромность — не принципиальная позиция древних греков, а просто до нас сохранились сущие крохи.

Напомню, что в массе станковая эллинистическая живопись сохранилась только от первых веков после Рождества Христова — портреты из Фаюма; а от более раннего периода есть лишь несколько глиняных метоп из Афин.

Живопись, уцелевшая на одной из табличек, в самом уголке

Это деревянные досочки, покрытые стукко (белый фон, минеральное связующее — гипс). Рисунок на них выполнен минеральными пигментами (как показали анализы: carbon black, calcium carbonate white, Egyptian blue, red and yellow ochre, cinnabar, orpiment and realgar). Как и в вазописи, художник нарисовал контур, а потом его раскрасил. Используются только восемь цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый и коричневый) без каких-либо оттенков или градаций. Краски очень яркие до сих пор.

Из четырех табличек живопись почти целиком сохранилась только на одной. На второй табличке — только в самом уголке, с изображением нескольких женщин. Два других фрагмента даже разглядывать неинтересно — там видны только фрагменты подолов одежд, если я правильно разбираю.

О сюжете мы можем судить только по самой сохранившейся табличке. Помогает то, что на ней есть надписи. Здесь изображена жертвенная процессия, в которой участвуют женщины-участницы ритуала, и сопровождающие их музыканты с флейтой и лирой. Мальчик ведет ягненка, видно, для жертвоприношения. Крайняя справа женщина выливает что-то на алтарь — тоже часть ритуала.

Надпись с помощью архаического коринфского алфавита содержит имена посвящающих женщин (Ehdydikas, Echolis, Ethelonia), и гласит, что табличка или изображенная жертва посвящены нимфам EYEKEN TIS NYMFAIS.

Любопытно — не верховным богам с конкретными именами, а низшим женским божествам; впрочем, в архаическую эпоху их культ мог иметь какие-то свои особенности.

Имени художника или судьи не уцелело, от этой надписи сохранилось только происхождение: «Коринфянин».

На второй табличке, которая с уголком, надпись тоже уцелела: она также относится к нимфам. Данные таблички являлись вотивными предметами — то есть, такой формой жертвоприношения божеству (не свечку поставить, а нечто подороже, но не очень дорогое, вот как гранатовый браслет на икону повесить). Подобные жертвенные предметы, на хрупком дереве и с помощью хрупких красок, были дешевы, и их жертвовали в святилища достаточно бедные слои населения. Люди побогаче вкладывали в храмы бронзовые статуи, вазы, ювелирные украшения.

Обратите внимание, что пещера, где нашли таблички, много веков служила религиозным святилищем, и ученые нашли в ней еще множество других предметов (фрагменты ваз, статуэток, медные вещи, украшения, фигурки животных и т. п.). Поклонялись в ней нимфам, Пану, фавнам — низшим божествам, поэтому вещи все эти были очень простенькими и дешевыми.

Очень жаль, что сохранилось так мало подобных «картин»: увы, дешевизна материала. Кстати, вам не напомнило это бересту?

Лишь уникальные природные условия и стечение обстоятельств позволило и всем этим артефактам уцелеть.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: