Налоговая начала процедуру банкротства
Налоговая начала процедуру банкротства
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 июля 2021 г. N КЧ-4-18/9633@ “По вопросам организационного сопровождения процедур банкротства”
Федеральная налоговая служба, реализуя функции уполномоченного органа в делах о банкротстве на основании Положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», сообщает следующее.
Представляя в делах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам, ФНС России реализует свои полномочия через территориальные налоговые органы.
При реализации функций уполномоченного органа в делах о банкротстве, территориальные налоговые органы непосредственно сопровождают процедуры банкротства, руководствуясь положением о налоговом органе, нормами действующего законодательства и стратегией сопровождения дела, принятой в конкретном налоговом органе.
Анализ дел о банкротстве в части взаимодействия с арбитражными управляющими свидетельствует о наличии необоснованных процессуальных, временных и логистических издержках, а также рисков негативных последствий для кредиторов.
Так, при наличии в деле о банкротстве надлежащих реквизитов для обратной связи (адреса территориального налогового органа, непосредственно сопровождающего дело о банкротстве), корреспонденция 1 , имеющая значение для реализации уполномоченным органом прав кредитора в деле о банкротстве на территории определенного региона, в ряде случаев, направляется арбитражными управляющими в адрес Федеральной налоговой службы (центрального аппарата ФНС России по адресу 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23).
Указанное обстоятельство приводит к неполучению (несвоевременному получению) процессуальных и иных документов, влечет рост необоснованных трудозатрат, приводит к затягиванию судебных разбирательств и нарушению прав не только уполномоченного органа, но и иных лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с ненадлежащим уведомлением уполномоченного органа, затягиванием процедур банкротства, лежит на арбитражных управляющих.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих входит контроль профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований законодательства о банкротстве, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.
В свою очередь, кредиторы имеют право обжаловать действия арбитражных управляющих в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.
Исходя из изложенного, а также в целях повышения качества сопровождения ликвидационных процедур и повышения эффективности работы арбитражных управляющих в делах банкротстве, предлагается саморегулируемым организациям арбитражных управляющих:
1. Организовать работу арбитражных управляющих — членов соответствующих саморегулируемых организаций по направлению процессуальных документов по делам о банкротстве в адрес территориального налогового органа, непосредственно сопровождающего дело о банкротстве, исключив в переписке с территориальными налоговыми органами по делам о банкротстве из перечня адресатов адрес центрального аппарата ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23), в том числе при подготовке документов с использованием средств автоматизации и (или) программных продуктов.
2. Использовать в целях переписки по делам о банкротстве надлежащий адрес территориального налогового органа, на сопровождении которого находится дело о банкротстве, указанный в процессуальных документах по делу о банкротстве.
В случае отсутствия информации о данном адресе в материалах дела о банкротстве, целесообразно использовать информационные сервисы ФНС России, размещенные на официальном сайте ведомства («Определение реквизитов ИФНС» https://service.nalog.ru/addrno.do) либо направлять корреспонденцию в региональное управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве) (список прилагается).
Организация предложенных мероприятий значительно сократит организационные издержки, связанные с сопровождением дел о банкротстве, случаи нарушения прав участвующих в арбитражном процессе лиц, а также снизит риск обжалования ненадлежащего исполнения обязанностей отдельными арбитражными управляющими.
Одновременно Федеральная налоговая служба информирует, что содержание настоящего письма и информация о факте уведомления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих об изложенном актуальном вопросе доводится до территориальных налоговых органов для сведения и использования в работе.
Приложение в электронном виде.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса |
К.Н. Чекмышев |
1 Запросы о предоставлении в 7-дневный срок информации в отношении должника, запросы о предоставлении платежных реквизитов для перечисления денежных средств, предложения о принятии имущества, отчеты конкурсных управляющих, отчеты финансовых управляющих, уведомления о проведении собраний и заседаний комитетов кредиторов в очной и заочной форме, процессуальные документы по делам о банкротстве (заявления, жалобы, ходатайства, отзывы, заявления о намерении погашения) и иное.
Обзор документа
ФНС обращает внимание СРО арбитражных управляющих на следующие моменты:
1. направлять процессуальные документы по делам о банкротстве нужно в адрес территориального налогового органа, непосредственно сопровождающего дело о банкротстве, исключив из перечня используемых адресатов адрес центрального аппарата ФНС;
2. в переписке по делам о банкротстве нужно использовать надлежащий адрес территориального налогового органа, указанный в процессуальных документах по делу о банкротстве.
Банкротство: стоит ли запускать и как подготовиться к процедуре
Мораторий на банкротство, введенный с 4 апреля 2020 года, запрещает кредиторам банкротить компании в некоторых пострадавших от пандемии отраслях, например, общепите, образовании, туристическом бизнесе, спорте.
Сами предприниматели все еще могут оформлять банкротство, если у них плохие финансовые показатели и долги. Банкротство может быть необязательным, если компанию еще можно спасти, сократив расходы и пересмотрев работу с контрагентами.
Как проходит процедура банкротства
По закону о банкротстве предприниматель обязан начать процедуру банкротства, если у компании накопился штраф в 300 000 руб. и она не может расплатиться с долгами в течение трех месяцев. Если на банкротство не подала сама компания, это могут сделать налоговая и контрагенты, и ей грозит штраф за несвоевременную подачу на банкротство.
На практике контрагенты обычно начинают банкротить партнеров с большими долгами — от 3 млн руб., потому что сама процедура банкротства в среднем обходится в 500 000 руб.
В банкротстве чаще всего используются две процедуры — наблюдение и конкурсное производство.
Наблюдение
При наблюдении во главе бизнеса встает арбитражный управляющий, он изучает все сведения о компании, запрашивает необходимые сведения о должнике и принадлежащем ему имуществе у госорганов.
После этого, на основании полученных сведений, управляющий делает финансовый анализ, который показывает, возможно ли спасти бизнес. И тогда собранием кредиторов принимается решение о переходе к новой процедуре — внешнему управлению или финансовому оздоровлению. Если становится очевидно, что компанию уже не спасти, переходят к конкурсному производству.
Оздоровление предполагает, что бизнес можно восстановить. В его главе встает новый управляющий, который нанимает новых сотрудников и оптимизирует работу предприятия. Это случается крайне редко и обычно касается крупных компаний, которые предоставляют много рабочих мест и значительно пополняют бюджет.
В основном оптимизировать компании, которые накопили долги, очень сложно.
Конкурсное производство
При конкурсном производстве продаются активы компании, директора привлекают к ответственности, а с кредиторами по возможности рассчитываются из денег, поступивших в конкурсную массу.
По окончании процедуры производство о банкротстве прекращается, все долги компании списываются.
Оформлять банкротство или нет?
Есть несколько признаков, которые позволяют понять, что компанию пора банкротить:
- у нее большая задолженность перед налоговой;
- прибыль уже давно не растет или растет очень медленно;
- счета компании уже не выдерживают никакой нагрузки;
- руководителю неоткуда взять инвестиции;
- бизнес-модель компании неэффективна.
Для среднего и крупного бизнеса просрочка в три месяца — не приговор, если контрагенты в ближайшее время должны выплатить крупную сумму. Если компания довольно большая и контрагенты должны в скором времени вернуть крупный долг, можно повременить с банкротством и позже использовать это как обоснование своих действий.
Если у компании долг в 1 млн руб. и она ждет исполнения контракта на 100 млн руб., нужно оценить шанс, что контрагенты выполнят все обязательства. Такие долги почти невозможно взыскать в судебном порядке, потому что сейчас суды назначают слушания только через несколько месяцев.
Как понять, что контрагент не вернет деньги
Обычно в такой компании резко меняется директор, и она не сдает отчетность.
Плохие признаки — количество исков, исполнительных производств, публикации о намерениях банкротства.
Сделки с компаниями на грани банкротства и невзыскание задолженности с контрагентов до истечения срока исковой давности могут повлечь за собой субсидиарную ответственность руководителей. Полезно вести реестр контрагентов и следить за тем, чтобы в отношении них не было большой судебной нагрузки.
Узнать сведения из Банка данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, получить анализ финансового состояния организаций по данным бухотчетности.
Если возникают сомнения в экономической устойчивости партнеров, предпринимателю стоит получить акт сверки задолженности и гарантировать исполнение обязательств в виде залога или поручительства.
Альтернативы банкротству
На практике с момента появления задолженности до процедуры банкротства проходит от 6 до 12 месяцев, поэтому для начала владелец бизнеса может попробовать выстроить работу с контрагентами, сократить расходы, например, пересмотреть стоимость аренды, разорвать неудачные сделки, особенно если партнеры нарушают договоренности и срывают сроки.
Банк может согласиться реструктурировать долг, так как банкротство должника для него невыгодно, а арендодатель — предоставить арендные каникулы.
Нужно внимательно следить за своими затратами: например, на счету лежит 500 000 руб., партнеры должны 1 млн руб., месячные затраты составляют 200 000 руб. Если дебиторская задолженность будет расти, кассовый разрыв возникнет уже через три месяца.
Если дебиторская задолженность продолжает расти, можно подать на контрагентов в суд и дождаться, пока пристав спишет деньги. Если пристав говорит, что директор покинул свой пост, а на счетах ничего нет, нужно инициировать банкротство и попытаться вернуть долг.
В целом, если у малого и среднего бизнеса плохие финансовые показатели, его проще добровольно ликвидировать даже при отсутствии долгов и открыть заново, переоформив на партнера. Если у компании нет крупного имущества (недвижимости, дорогого оборудования, автомобилей), владелец может просто бросить компанию, и налоговая исключит ее из ЕГРЮЛ. В этом случае руководитель не может руководить другими компаниями в течение трех лет.
Нередко используется самый дешевый, но рискованный способ избавления от компании — меняется директор и ставится номинальный учредитель. Учтите, что за это налоговая может назначить субсидиарную ответственность в размере долга компании.
Подготовка к банкротству
Прежде чем запускать процедуру банкротства, нужно провести анализ деятельности всей компании: просмотреть выписки по счетам, изучить имущество, которое было оформлено на компанию, проверить, можно ли взыскать с контрагентов долг или это компания-однодневка, которая безнадежно исчезла. Лучше, если это сделает юрист, специализирующийся на банкротствах.
Например, клиент должен 3 млн руб. налоговой, 5 млн — поставщикам и еще 2 млн — сотрудникам. Нужно провести анализ того, как возникла эта задолженность. Если это дебиторская задолженность — не заплатили недобросовестные контрагенты и владелец компании не совершал недобросовестных сделок, беспокоиться не о чем.
Юрист проанализирует все детали и объяснит, стоит ли банкротиться сейчас или лучше подождать. Сделки, которые могут быть оспорены, могут оспариваться через месяц, полгода, год, три года и после принятия заявления о признании должника банкротом. Чем больше срок, чем сложнее их оспорить.
В нашей практике был клиент, который продал имущество с рыночной стоимостью в 50 млн за 300 000 руб. Поскольку оно было продано не по рыночной цене, контрагенты недополучили 49 млн руб. Теперь этот убыток висит на руководителе компании, который провел недобросовестную сделку.
Если недобросовестные сделки грозят субсидиарной ответственностью, нужно продать имущество и вывести все личные активы, чтобы защитить себя от судебных приставов. Предприниматели, подозревая, что у них все плохо, резко начинают выводить деньги себе на дивиденды, переводить их на своих контрагентов, не задумываясь о последствиях.
Если задолженность маленькая, компания может просто сменить руководителя, но есть риск, что позже контрагент, банк или налоговая подадут на банкротство и директора привлекут за тот период, за который он несет ответственность. И все же вероятность этого мала, потому что контрагентам невыгодно инициировать банкротство за долги меньше 3-5 млн руб.
Стоимость банкротства
Чтобы инициировать процедуру банкротства, нужно внести на депозит 220 000 руб. для оплаты услуг арбитражного управляющего (по закону он не может получать меньше 30 000 руб. ежемесячно) и публикации, или доказать, что у компании достаточно денег или имущества — последнее может сделать только налоговая. Юристы могут брать за сопровождение банкротства от 50 000 до 1,5 млн руб. в месяц.
В среднем, компаниям без существенных проблем банкротство обходится в 500 000 руб., поэтому с задолженностью в 1 млн руб. и низкой вероятностью вернуть долги инициировать банкротство практически нет смысла. Рычагов воздействия на должников у контрагентов не так много.
Важно не оставлять долгов перед работниками и перед бюджетом. У налоговой больше рычагов воздействия: ей проще вести банкротство, у нее есть доступ к счетам и бухгалтерской отчетности, которого нет у обычных контрагентов.
Михаил Колосков, партнер юридической компании «ЛигалФронт»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как легально признать банкротом ООО
Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- В чем положительные стороны банкротства
- Кто может претендовать на признание банкротом?
- Предпосылки несостоятельности ООО
- Кто может заявить о банкротстве
- Этапы банкротства
- Банкротство по упрощенной схеме
- Особенности упрощенного банкротства
Банкротство – один из вариантов ликвидации нежизнеспособного бизнеса. Если компания накопила немалое количество просроченных денежных обязательств, а имеющихся активов явно не хватает, чтобы удовлетворить все требования кредиторов, то впору готовиться к вступлению в процедуру банкротства.
В чем положительные стороны банкротства
Положительные моменты официального банкротства очевидны:
- ООО освобождается от долговых обязательств не только перед банками, контрагентами и сотрудниками, но и перед государством;
- активы ООО защищены от арестов и рейдерских манипуляций;
- учредители и руководство компании не подлежат привлечению к ответственности (налоговой либо административной).
Ввиду того, что полное прохождение процедуры весьма растянуто во времени – от подачи заявления до вынесения судебного вердикта может пройти до 1,5-2 лет – к необходимости признания банкротства нужно подходить здраво.
Важно: сопровождение процедуры банкротства требует привлечения независимого управляющего, которому необходимо выплачивать вознаграждение на протяжении всего периода признания несостоятельности.
Кто может претендовать на признание банкротом?
Финансовая и деловая несостоятельность фирмы, признанная в судебном порядке – достаточно безопасный способ избавиться от организации, находящейся в стадии агонии. ООО, претендующее на получение статуса банкрота, должно отвечать следующим критериям:
- сумма всех долгов по бухгалтерской отчетности составляет 300 тысяч рублей и более;
- просрочка по обязательным выплатам длится больше трех месяцев;
- у фирмы нет потенциала, чтобы расплатиться по имеющимся задолженностям.
Наличие трех составляющих, дающих право на признание ООО банкротом, не означает, что всем организациям, имеющим долги, следует прибегать к получению статуса банкрота. Актуально прохождение процедуры для компаний, имеющим не только высокий уровень задолженности, но и значительную финансово-хозяйственную активность с крупными денежными оборотами.
Формальные признаки банкротства, оговоренные в Гражданском кодексе и ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности)», в большинстве случаев выступают «верхушкой айсберга», скрывая упущения и огрехи в организации и управлении ООО.
Предпосылки несостоятельности ООО
Отсутствие профессионального финансового и хозяйственного менеджмента – одна из главных причин, приводящих к ситуации, предшествующей банкротству. Критическое положение предприятия может проявляться следующими признаками:
- снижение величины оборотных активов;
- рост просроченной дебиторской задолженности за счет неграмотного расширения рынка сбыта, отгрузки товаров непроверенным контрагентам, выдаче товарных и финансовых займов неплатежеспособным субъектам;
- несоблюдение рационального распределения доходов и расходов;
- отсутствие спроса на продукцию/товары компании, обусловленное неконкурентоспособными ценами, несоответствием стоимости товара его качеству;
- непропорциональное соотношение активов ООО величине заемных средств.
Внешними причинами, ведущими к банкротству ООО, выступают проявления экономического кризиса, когда выживают сильные компании с грамотным менеджментом.
Если проанализировать бухгалтерский баланс ООО, то настораживающими факторами могут быть:
- «зигзаги» в отображении материальных запасов – резкий рост или обнуление соответствующего показателя баланса;
- перманентное увеличение долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности;
- повышение от периода к периоду долгов перед персоналом и учредителями ООО;
- уменьшение величины ликвидных активов (основных средств, складских запасов).
Проявление перечисленной симптоматики говорит о том, что организация вскоре может оказаться банкротом.
Кто может заявить о банкротстве
Решение о несостоятельности ООО выносится Арбитражным судом. Заявителями в процессе могут выступать:
- государственные контролирующие структуры – при наличии прогрессирующей задолженности по бюджетным и пенсионным платежам;
- контрагенты, выступающие в качестве кредиторов, долгое время не получающие денег за отгруженный товар или предоставленные услуги;
- банковские организации – при наличии просрочек по регулярным кредитным выплатам.
Заявить о банкротстве может и руководитель/учредитель ООО, если он уверен в невозможности восстановления платежеспособности фирмы и погашения накопленных долгов.
Подача заявления в Арбитраж – не только самый первый, но и наиболее важный шаг на пути к получению статуса банкрота. На этой стадии необходимо предоставить веские доказательства того, что ООО не способно погасить имеющиеся долги и обосновать свои притязания.
ФАЙЛЫ
Заявление в арбитражный суд о банкротстве (несостоятельности) ООО (.doc)
На протяжении месяца судебный орган будет изучать представленные задокументированные аргументы, прежде чем принять решение о начале процедуры банкротства.
Этапы банкротства
Классическая процедура банкротства, регламентированная федеральным законодательством, состоит их четырех этапов:
- наблюдение;
- финансовая санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Наблюдение
ООО продолжает функционировать в штатном режиме, однако его деятельность контролируется арбитражным управляющим. Руководство компании лишается права без согласия управляющего на заключение сделок по купле-продаже активов, получения займов. Кроме того, дивиденды участникам на стадии наблюдения не выплачиваются, и прибыль не распределяется. На этом этапе формируется перечень кредиторов и проводится их первое собрание с определением реестра требований к будущему банкроту.
Основная задача управляющего на стадии наблюдения – удостовериться, что все признаки несостоятельности ООО соответствуют действительности, и компания не намерена прибегнуть к фиктивному банкротству.
Первая стадия длится до 7 месяцев, после чего арбитражный управляющий представляет суду свое аргументированное решение по поводу целесообразности продолжения процедуры. Выводы управляющего основываются на детальном изучении финансового потенциала ООО, и содержат рекомендации по переходу к одному из следующих этапов процедуры.
Следует знать: на любой стадии банкротства допускается заключение мирового соглашения с кредиторами. Для этого составляется оптимальный график уплаты долгов, который устроит и должника, и его партнеров. Соглашение о мирном урегулировании утверждается Арбитражным судом.
Необходимость финансовой санации ООО
Финансовая санация применяется, когда есть перспектива восстановления нормального функционирования компании. В соответствии с планом оздоровления ООО должно расплачиваться по долгам пропорциональными долями. Для обеспечения погашения применяется период льготного налогообложения или финансовые займы от третьих лиц (в том числе от кредиторов). Длительность санационного этапа составляет до 24 месяцев. За это время ООО должно восстановить свою финансовую благонадежность и урегулировать дальнейшую деятельность.
Применение внешнего управления
Внешнее управление нацелено на проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности фирмы. Руководители ООО при внешнем управлении лишаются полномочий, а на требования кредиторов накладывается мораторий. Средства, которые должны были пойти на уплату долгов, перераспределяются на осуществление действий, способствующих экономической стабилизации должника.
Введение конкурсного производства
Введение конкурсного производства характеризуется формированием имущественной (конкурсной) массы для того, чтобы обеспечить удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью. По окончании конкурсного производства активы должника распродаются, часть долгов погашается, а те обязательства, на которые не хватило существующей конкурсной массы, считаются аннулированными.
Завершение конкурсного производства фактически означает прекращение деятельности ООО. Управляющий направляет документы в регистрационный орган, где фиксируется исключение компании из ЕГРЮЛ.
Банкротство по упрощенной схеме
Около 50% дел, связанных с банкротством ООО, рассматриваются в упрощенном порядке. В отличие, от общей схемы, где ликвидация фирмы – заверщающий этап, при «облегченном» банкротстве процедура начинается с принятия решения о ликвидации.
Как только учредители ООО договорятся между собой о добровольной ликвидации фирмы путем банкротства, они составляют соответствующее решение. Наряду с этим, необходимо установить фигуранта, который будет сопровождать всю процедуру – арбитражного/конкурсного управляющего.
Заявление в Арбитраж подается с приложением установленного регламентом пакета документов, среди которых, помимо учредительной документации, обязательно наличие бухгалтерского баланса и заверенных руководителем первичных документов (актов-сверок, платежных поручений, бухгалтерских справок).
Надо знать: инициировать банкротство по упрощенному варианту может сам должник либо государственные структуры (в т.ч. банки). Если заявителем выступает контролирующая или банковская организация, то она берет на себя финансирование процедуры банкротства.
Если суд вынесет вердикт о признании ООО несостоятельным (банкротом), то, минуя промежуточные этапы, назначенный управляющий проводит процедуру конкурсного производства. За 6-9 месяцев создается имущественная масса, подлежащая реализации с торгов, и удовлетворяются требования кредиторов.
Особенности упрощенного банкротства
Облегченный вариант получения статуса банкрота – процедура чрезвычайно удобная для должника. Однако для ее применения следует выполнить ряд условий:
- решение о ликвидации принимается единственным (или мажоритарным) участником ООО;
- активы ООО несущественны и их реализация не может удовлетворить требования кредиторов;
- наличие неликвидного баланса на момент принятия решения о добровольной ликвидации;
- высокий уровень задолженности по бюджетным платежам.
Имейте в виду: если суд выявит продажу активов ООО, осуществленную перед началом процедуры банкротства, то такие сделки могут быть оспорены, а решение Арбитражного суда будет для должника отрицательным.
Сроки прохождения процедуры при упрощенном банкротстве сокращены практически вдвое – реестр кредиторов закрывается спустя месяц после объявления о банкротстве. Так у компании появляются дополнительные возможности уменьшить реальную сумму задолженности.
Немаловажен и факт значительной экономии финансов для обеспечения процедуры – ввиду сокращенных сроков сумма вознаграждения управляющему будет гораздо меньше.
Отрицательным моментом в применении упрощенного порядка признания ООО банкротом является тот факт, что после вынесения судебного решения возобновления деятельности компании невозможно.
Первый среди равных. Права налогового органа в процедурах банкротства – очевидные и скрытые привилегии
Нормативное регулирование банкротства исходит из относительного равенства прав кредиторов должника вне зависимости от основания возникновения требований и статуса самого кредитора. Ясно, что некоторые преимущества имеют физические лица – работники должника, а также залоговые кредиторы, первые – исходя из социальной специфики трудовых отношений, вторые как лица получившие гарантии исполнения до процедуры банкротства. Есть еще небольшие привилегии у банка – подача заявления о банкротстве без предварительного «просуживания», например.
Однако в свете назревающей реформы банкротного законодательства, все чаще звучат разговоры о необходимости наделения налогового органа (в части фискальных требований) дополнительными правами и гарантиями. В частности, речь идет о приоритете при выборе арбитражного управляющего; о повышение очередности удовлетворения требований; признания налогового органа залоговым кредитором и т. д. и т.п.
Не буду комментировать саму идею предоставления приоритета бюджетным требованиям в рамках процедур банкротства, замечу лишь, что налоговый орган и сейчас имеет ряд вполне ощутимых привилегий, вытекающих, как из самого банкротного законодательства, так и практики его применения.
Ниже дан краткий обзор некоторых таких преимуществ и оценка того, как их реализация влияет на права иных (ординарных) кредиторов в процедуре банкротства.
На мой взгляд, на это полезно посмотреть для того, чтобы понять стоит ли расширять приоритеты ФНС в банкротных процедурах и за счет чего (вернее, кого) такое расширение неизбежно будет происходить.
Очередность удовлетворения требований
В конце 2016 г., начале 2017г., Верховный Суд «повысил» очередность удовлетворения некоторых фискальных требований (НДФЛ и взносы в ПФ), поместив их во вторую очередь текущих требований и вторую реестровую очередь (ранее они были в пятой текущей и третьей реестровой).
Что это означает для прочих «текущих» и реестровых кредиторов?
Самое очевидное – уменьшение шансов на погашение долга – особенно для текущих кредиторов четвертой и пятой очередей, которые такие шансы имеют.
Неприятным для кредиторов также является способ установления приоритета – путем разъяснений ВС практики применения отдельных норм. То есть, законодательство корректируется в пользу бюджета самым коротким путем, не требующим публичных дискуссий и парламентских процедур. Это не единичный случай, когда фискалы получают преимущества за счет формирования практики со стороны ВС (ниже будет приведены аналогичные ситуации).
В качестве косвенного эффекта повышения очередности части фискальных требований, можно признать снижение внимания налогового органа к тем процедурам, где конкурсный управляющий погашает вторую очередь – видимо таких платежей достаточно для внутренней отчетности ФНС. Это не самым лучшим образом сказывается на иных кредиторах, которые зачастую получали выгоду от активной позиции налогового органа.
Нечаянными жертвами этой ситуации стали и арбитражные управляющие, которые не перенести соответствующие фискальные требования в приоритетную вторую очередь и продолжили погашения с учетом старого подхода (например, Определение ВС от 10.06.2019 года №307-ЭС19-7807)
Практика ВС, утвердившая соответствующий приоритет: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016). «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
Оспаривание сделок
Оспаривания сделок – эффективный механизм пополнения конкурсной массы за счет реституции по подозрительным сделкам и сделкам с предпочтением. При этом контрагенты таких сделок (в случае признания их недействительными) вынуждены вернуть в конкурсную массу полученное от должника и стать в реестр (при очевидной бесперспективности погашения долга перед ними).
Учитывая это, законодатель внес дополнения в пункт 4 статьи 61.4 ЗоБ, исключив возможность оспаривания платежей налогоплательщика в бюджет (как предпочтительных), если они были ординарными (не отличались от предусмотренных законом) и налоговый орган не обладал информацией о неисполненных обязательствах перед иными кредиторами.
Тем самым, с одной стороны, ограничено возвращение из бюджета уплаченных в предбанкротный период сумм, с другой – прочие кредиторы лишены возможности удовлетворения требований за счет такого источника.
При этом доказывание осведомленности налогового органа о наличии иных просроченных обязательств должника осложнено строгим подходом практики – суды не принимают отсылки к балансам и иным абстрактным финансовым документам и требуют предоставления доказательств однозначной осведомленности налогового органа о конкретных обязательствах должника (Например, Постановление АС МО от 30.05.2019 года по делу № А40-150892/2017).
Очевидно, что в этой ситуации неприкосновенность бюджетных средств обеспечена за счет интересов прочих ординарных кредиторов.
Погашение налогов из выручки от реализации предмета залога (или доходов от аренды залогового имущества)
В 2014 году статья 138 ЗоБ была дополнена пунктом 6, который предусматривает погашение расходов на реализацию и обеспечение сохранности предмета залога за счет выручки от его продажи. Эти расходы удовлетворяются до распределения такой выручки в порядке пп 1,2 ст. 138 ЗоБ (то есть до передачи средств залоговому кредитору). Такой подход был распространен и на доходы от аренды залогового имущества.
Эта новация защищала имущественные права прочих (незалоговых) кредиторов, возлагая расходы связанные с предметом залога, в основном на залогового кредитора. Однако состав таких расходов законом не был определен, что и вызвало серьезные разногласия в процедурах банкротства.
Практически сразу ФНС, основываясь на указанной норме, стала причислять к расходам на «обеспечение сохранности и реализацию предмета залога» налоговые платежи, так или иначе связанные с этим имуществом. В частности, НДС от его аренды, налог на имущество и земельный налог.
Практика нижестоящих судов до настоящего времени упорно отвергала возможность погашения налога на имущества, земельного налога и НДС в порядке п.6 ст. 138 ЗоБ, то есть преимущественно перед требованиями залогового кредитора (например, Постановление АС МО от 26.11.2019 года по делу №А40-26348/2017).
Однако в прошлом году на эту тему высказался ВС — Определение от 19.10.2020 года №305-ЭС20-10152 — где было указано на то, что НДС, который является частью арендной платы (при аренде залогового имущества) относится к расходам связанным с реализацией и подлежит приоритетному погашению в порядке п.6 ст. 138 ЗоБ.
А уже в марте этого года судья ВС Саймуйлов С.В. передал на рассмотрение СКЭС спор о погашении налога на имущества и земельного налога, исчисленных в отношении залогового имущества, приоритетно из выручки от его реализации (Определение от 01.03.2021 №305-ЭС20-20287).
Полагаю, что вопрос об оплате налоговых платежей, связанных с залоговым имуществом (НДС, налог на имущества, земельный налог) из суммы его реализации (до ее распределения в порядке пп 1,2 ст. 138 ЗоБ) фактически решен в пользу налогового органа (бюджета). Важно то, что это опять же произошло в «явочном порядке» — в данном случае через «прецедентное регулирование».
Фактически указанные выше преимущества бюджета при реализации предмета залога (или получения дохода от его аренды) не слишком затрагивают права ординарных текущих и реестровых кредиторов, однако, очевидно могут серьезно урезать погашение залогового кредитора (читай – Банка) – накопленные налоги, связанные с залоговым имуществом, имеют порой очень приличный размер.
Кстати как тут не вспомнить один курьезный случай, когда еще Высший Арбитражный Суд, сам того не понимая, в 2009 году создал условия для преимущественного погашения текущих требований налогового органа по НДФЛ и взносам в ПФ из выручки от реализации залогового имущества (по сути залезть в карман залогового кредитора).
Речь идет о п.15 ПП ВАС от 23.07.2009 года №58. Там было указано, что 20 (или 15) процентов, которые согласно п.п. 1,2 статьи 138 ЗоБ должны быть направлены на погашение первой и второй очереди реестра также направляются на погашение аналогичных текущих требований – по сути второй очереди текущих. Но на момент этих разъяснений во вторую текущую погашались трудовые обязательства, а с конца 2016 года (как было указано выше) туда же попали НДФЛ и «пенсионные взносы».
Вот такой отложенный «бюджетный» эффект.
Продление срока на включение в реестр фискальных требований
Закон о банкротстве устанавливает двухмесячный срок подачи заявлений о включении в реестр в процедуре конкурсного производства. Однако для налогового органа он увеличен до 8 месяцев, в случае если на момент закрытия реестра не вынесено или не вступило в силу решение с выявленной недоимкой (пункт 4 статьи 142 ЗоБ).
Это правило дает фискальным требованиям преимущество по срокам включения в реестр по сравнению с иными кредиторами. В этой связи, налоговый орган может не спешить с проведением проверки, понимая, что у него есть «свой срок» на включение в реестр.
Пролонгация сроков на включение требований налогового органа в реестр ведет к возникновению неопределенности в отношении общего размера реестровых требований и возможности их удовлетворения, а также затягивает процедуру – поскольку принятие важных решений (утверждение Порядка продаж, например) невозможно до момента формирования реестра (особенно, если речь идет о «подвисших» требованиях мажоритарного кредитора). В противном случае, принятые решения собрания или комитета могут быть оспорены включенным в реестр налоговым органом.
Субсидиарная ответственность
Новая глава Закона о банкротстве (III.2), посвященная ответственности контролирующих лиц, установила специальную, по сути «фискальную», презумпцию «доведения до банкротства» – это случай, когда в реестре требований должника налоговые обязательства, возникшие в результате недобросовестных действий налогоплательщика (его бенефициаров), составляют более 50% третьей очереди (пп.3 п.2 ст.61.11 ЗоБ).
То есть, если третья очередь реестра более чем на 50% процентов заполнена фискальными требованиями, основанными на результатах налоговых проверок, банкротство должника «автоматически» признается результатом действий контролирующих лиц.
Такой подход, сам по себе, не умоляет прав прочих кредиторов. Однако в целом этот приоритет повышает шансы ФНС на удовлетворение бюджетных требований в тех процедурах, где она является мажоритарным кредитором. В процедурах, где доминируют коммерческие кредиторы, применяются иные более сложные презумпции.
Налоговая (ИФНС) и банкротство. Порядок действий для физических и юридических лиц в 2021 г.
Налоговая инспекция и банкротство — как связаны эти понятия? Дело в том, что ИФНС вправе инициировать банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А вот с физическими лицами все сложнее. В данной статье рассмотрены основные моменты банкротства по инициативе налоговой службы.
Содержание:
Время чтения: 5 минут 48 секунд
Налоговая в деле о банкротстве: когда ИФНС может быть инициатором?
Инициировать банкротство налоговая инспекция вправе, если должник допустил просрочку по уплате налогов сроком три месяца и в сумме 300 000 рублей для компаний, 500 000 рублей для граждан.
Поэтому должники, чтобы не допустить появления оснований для возбуждения дела о банкротстве могут обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об изменении сроков уплаты налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Какие документы нужны для банкротства со стороны налоговой?
На основании каких документов налоговики вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве?
Банкротство налоговыми органами возбуждается в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей на основании решения ИФНС о взыскании налоговой задолженности за счет их имущества.
А вот банкротство налоговой инспекцией физических лиц возможно только на основании решения суда, так как принудительно взыскивать просроченные обязательные платежи за счет имущества граждан можно только в судебном порядке.
В какой срок налоговая вправе подать заявление?
Налоговая подает на банкротство не раньше, чем через тридцать дней, и не позже, чем через девяносто дней, с момента передачи судебному приставу-исполнителю постановления (решения) о взыскании налога за счет имущества неплательщика.
Но если налоговики пропустят девяностодневный срок, суд все равно примет заявление к рассмотрению.
Что предпринять должнику до обращения налоговиков в арбитражный суд?
После того, как в службу судебных приставов направлен акт о взыскании обязательных платежей за счет имущества должника, у него есть еще 90 дней для принятия мер по защите своих интересов.
- Предоставить в ИФНС решение суда об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, сборов. В соответствии с АПК и ГПК при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта о взыскании недоимки с налогоплательщика.
- Или предоставить график погашения просроченных налогов, сборов и документы, подтверждающие реальную возможность взыскать дебиторскую задолженность в достаточной сумме.
В этом случае налоговый орган обязан отложить подачу заявления на шесть месяцев.
Подготовим отзыв на требование ИФНС
Поможем защитить свои права!
Внимание! При нарушении графика погашения налоговой задолженности налоговики подадут заявление в арбитражный суд в течение пяти дней.
Когда налоговый орган вправе приостановить подачу заявления?
Какие еще шаги может предпринять компания для защиты своих интересов?
Обжалование решения налогового органа, которое привело к появлению спорной задолженности, или обжалование действий налоговиков, из-за которых появились признаки банкротства, могут помочь приостановить подачу заявления на два месяца.
В этой ситуации ИФНС учитывает:
- реальность восстановления платежеспособности должника за этот срок,
- наличие у него достаточного ликвидного имущества.
Поэтому, если есть угроза того, что будет возбуждено банкротство налоговыми органами, должник должен предпринять все возможные меры: попытаться получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, взносов, доказать в суде, что у него есть реальная возможность эту задолженность погасить, обжаловать решения налоговиков по проверкам, повлекшие возникновение просроченной задолженности.
Что делать, если заявление на банкротство уже подано?
Чтобы доказать в суде отправку ответчику копии заявления, достаточно приложить почтовую квитанцию, поэтому должник может узнать о подаче заявления только после возбуждения дела о банкротстве.
Поэтому при наличии недоимки по налогам, которая может привести к банкротству, необходимо регулярно мониторить картотеку арбитражных дел.
Но и после принятия судом заявления к рассмотрению можно ходатайствовать об отложении дела, если компания в ближайшее время сможет оплатить долги.
Также суд отложит рассмотрение заявления, если должник планирует провести переговоры с налоговой инспекцией и заключить с ней мировое соглашение.
Налоговая обжалует сделки и привлекает контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности
Если процедура банкротства все же началась, это не только приведет к ликвидации компании, но и может привести к субсидиарной ответственности ее руководителей и участников.
Налоговая в процедуре банкротства все чаще подает такие заявления. Задача контролирующих должника лиц занимать активную позицию в процессе – предоставлять мотивированные отзывы, предоставлять доказательства.
Если у компании недостаточно средств для финансирования процедуры банкротства, то суд прекратит производство по делу.
Но и тогда у ИФНС останется возможность привлечь к субсидиарной ответственности руководство или собственников компании.
Налоговая в деле о банкротстве физических лиц
Подавая заявление о банкротстве гражданина, налоговики должны доказать достаточность его имущества для финансирования расходов на проведение процедуры банкротства, в том числе, предоставить сведения из ГИБДД о наличии транспортных средств, сведения из ЕРПН о наличии недвижимости.
Налоговая в деле о банкротстве в последнее время активно обжалует сделки должников, что способствует возвращению денежных средств в конкурсную массу.
Задолженность по налогам физических лиц может быть исключена из реестра, если она признана безнадежной к взысканию в силу 436-ФЗ от 28.12.2017 года. В этом случае гражданину необходимо обратиться в арбитражный суд в рамках процедуры банкротства.
Но если он умышленно не платил налоги, злоупотреблял правами, искусственно создал такую ситуацию, то задолженность из реестра не исключат (Определение ВС РФ от 10.04.2019 №309-ЭС19-87).
Мораторий на банкротство-2020 г. со стороны кредиторов и налоговых органов
В 2020 году в связи с приостановлением деятельности ряда предприятий из-за коронавирусной инфекции, с 4 апреля 2020 года на полгода был введен мораторий на банкротство некоторых компаний и ИП.
После отменены моратория налоговый орган сможет подать заявление через пятнадцать календарных дней. Поэтому желательно не дожидаться окончания моратория, а предпринимать необходимые шаги уже сейчас для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов.
Чем поможет адвокат, если налоговая банкротит должника?
Ответ однозначный: ДА!
Даже если налоговая начала активные действия, вы должны защищать себя, свою собственность и активы.
Во-первых, вам нужна квалифицированная помощь по защите от субсидиарной ответственности. Мы писали о том, каковы реалии привлечения к «субсидиарке» в статье.
Во-вторых, вам нужен представитель в суд по делу о банкротстве.
Мы в Адвокатском бюро «Правовая гарантия» специализируемся на банкротстве «под ключ» — как для физических, так и для юридических лиц. При этом, мы берем дела на любой стадии.
Даже когда речь идет о возбуждении уголовного дела — мы готовы предложить юридическую помощь. Защита по уголовным делам в рамках экономических преступлений, защита бизнеса от уголовного преследования — мы поможем Вам!
Закажите помощь адвоката
Защитим ваши интересы в спорах с налоговым органам и в делах о банкротстве
Мы — адвокаты.
Наша деятельность регламентирована Кодексом этики адвокатов и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» N 63-ФЗ. А это дополнительная ответственность для нас.
Мы работаем с 2003 года.
Наши юристы и адвокаты — практики. Мы представляем интересы своих доверителей в арбитражных судах, а не просто консультируем.
Мы решаем проблемы наших доверителей по делам о банкротстве (наши кейсы):
Представляли интересы должника, списано более 16 млн. долгов. Арбитражный суд Москвы признал должника банкротом
Защита интересов должника-физического лица — в Арбитражном суде Омской области. Списано более 17 млн. руб.
Списано более 2 млн. руб. долгов, доверитель признан банкротом.
Признание сделки должника недействительной (таким образом, должник намеревался скрыть имущество и уменьшить конкурсную массу). Мы защищали интересы кредитора и оспаривали сделку должника, подавшего на банкротство. В конкурсную массу была включена сумма по признанной недействительной сделке 7 630 055,00 руб.
Защита бывшего директора банкротящегося юридического лица от субсидиарной ответственности. Мы смогли отстоять интересы доверителя и доказать, что он не является контролирующим лицом банкротящегося должника.
Вы в сложной юридической ситуации?
Записывайтесь на консультацию — и уже сегодня будете знать, как действовать! Возможна консультация ОНЛАЙН (для любого города России)
Налоговая начала процедуру банкротства
6 МИН
Несостоятельный бизнес: как проходит банкротство юрлиц
Причины банкротства компании могут быть разными, например кризис привёл к убыткам или не «взлетела» новая бизнес-идея. Рассказываем, что происходит при банкротстве компании.
Что такое банкротство
Банкротство — это неспособность компании платить по обязательствам: начислять зарплату, выходные пособия, рассчитываться с контрагентами. Чтобы арбитражный суд вынес решение о несостоятельности, срок задержки платежей должен быть не менее трёх месяцев, а общая сумма задолженности — не менее 300 тысяч рублей.
Если в ходе разбирательства суд признает, что доходы бизнеса не могут перекрыть долги, по закону о банкротстве компании придётся продать имущество, а деньги перечислить кредиторам. При этом не начисляют штрафы и снимают аресты с активов юрлица.
Кто может инициировать банкротство
Процедуру могут инициировать как кредиторы организации, контрагенты или госорганы, так и сама компания. В итоге банкротство проходит по двум сценариям:
Добровольное. Компания вправе подать на банкротство по собственной инициативе, если собственники понимают, что расплатиться с кредиторами уже не смогут. Чтобы стать банкротом и погасить долги, компания не должна владеть имуществом и иметь источники дохода.
Принудительное. Когда должник не выплачивает деньги и не исполняет обязательства, кредиторы могут инициировать его банкротство. Если не хотите закрывать бизнес, придётся искать способы погасить долги, продать имущество компании, снизить расходы и найти новые источники доходов.
Банкротство компании: основные этапы
На рассмотрение дела о банкротстве у арбитражного суда есть 7 месяцев с подачи заявления должником или его кредиторами. Суд принимает документы и проверяет, есть ли признаки несостоятельности.
Наблюдение
Суд назначает временного управляющего, который следит за сохранностью имущества должника, анализирует его финансовое состояние и ведёт реестр требований кредиторов. В этот период компания перестаёт платить штрафы и кредиты, а приставы снимают аресты с её имущества.
За 10 дней до окончания наблюдения временный управляющий проводит собрание кредиторов. В зависимости от его результатов арбитражный суд принимает решение о переходе к одной из процедур — финансовому оздоровлению или внешнему управлению. Если по итогам собрания суд признает компанию кредитором, то сразу откроет конкурсное производство.
Финансовое оздоровление
Этап, на котором компания пытается восстановить платёжеспособность и покрыть долги. За процессом следит административный управляющий, которого назначает суд. Им может стать временный управляющий. Задача специалиста — контролировать расчёты с кредиторами и отчитываться по ним перед судом.
Финансовое оздоровление длится не больше двух лет. Если по итогам процедуры не осталось непогашенных долгов и жалоб от кредиторов, процедура банкротства прекращается, а компания продолжает вести бизнес без ограничений. В противном случае суд переходит к следующему шагу — внешнему управлению или конкурсному производству.
Внешнее управление
Арбитражный суд передаёт полномочия руководителя внешнему управляющему. Это новый специалист, назначить бывших административного или временного управляющего на его место не могут. Внешний управляющий разрабатывает план восстановления платёжеспособности должника, а затем пытается его реализовать.
Внешнее управление занимает до 18 месяцев с возможностью продлить ещё на шесть. Если должник на этом этапе расплачивается с кредиторами, банкротство прекращается, если нет — начинается конкурсное производство.
Конкурсное производство
Суд признает компанию банкротом и назначает конкурсного управляющего. Он проводит инвентаризацию, привлекает оценщика и затем продаёт имущество компании для погашения долгов. Производство занимает шесть месяцев с возможностью продлить ещё на шесть. В завершении в ЕГРЮЛ появляется запись о ликвидации компании-должника.
Мировое соглашение
На любой стадии банкротства компания может договориться с кредиторами и заключить с каждым из них мировое соглашение. В таком случае банкротство прекращается. Собрание кредиторов принимает соглашения, а арбитражный суд их утверждает. В документе прописывают порядок и сроки исполнения обязательств должника.
Упрощённая процедура банкротства
Существует упрощённый метод банкротства. Воспользоваться им можно в одном из трёх случаев:
- собственник начал добровольно ликвидировать компанию, но выяснил, что из-за долгов перед кредиторами не сможет завершить процедуру;
- местонахождение руководителя компании-должника не удаётся установить или по счетам фирмы более 12 месяцев не проводились никакие операции;
- банкротство началось в отношении ипотечного агента или специализированного общества, созданного для выпуска облигаций и инвестиций в долгосрочные проекты.
Когда собственник или кредитор узнают об этих обстоятельствах, они подают заявление о признании компании банкротом в упрощённом порядке. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, минуя этапы наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления.
Управляющий распродаёт имущество фирмы в счёт долгов бизнеса. Если погасить долги удалось, процедура банкротства прекращается и компания работает дальше. Если нет, то компания становится банкротом и её исключают из ЕГРЮЛ.