Учет АКБ на предприятии
Учет АКБ на предприятии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Привезли два комплекта аккумуляторных батарей и зарядных устройств для их замены на электропогрузчиках. Стоимость одного аккумулятора — около 750 тыс. руб., зарядного устройства — около 150 тыс. руб. Аккумуляторные батареи меняют из-за того, что они сломались. А зарядные устройства — из-за того, что новые АКБ не подходят к старым зарядным устройствам. Эти зарядные устройства отдельно не числились, так как они пришли в комплекте с электропогрузчиками. Как следует приходовать зарядное устройство: на счет 01 или провести как ремонт через счет 10?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Аккумуляторные батареи независимо от их стоимости учитываются в составе МПЗ на счете 10 «Материалы».
Зарядные устройства, выполняющие самостоятельные функции отдельно от электропогрузчиков, учитываются в составе ОС на счете 01 «Основные средства».
Обоснование позиции:
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если приобретенное имущество отвечает условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, и при этом его стоимость составляет более 40 000 рублей, такое имущество подлежит учету в составе ОС (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
В свою очередь, п. 6 ПБУ 6/01 предусматривает, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В данной ситуации аккумуляторные батареи (далее — АКБ) самостоятельно никаких функций выполнять не могут, возможность их использования непосредственно связана с электропогрузчиками, на которые они устанавливаются.
Согласно п. 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Кроме того в соответствии с п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.
Полагаем, что замену АКБ в электропогрузчиках на новые без улучшения их технических характеристик следует рассматривать в качестве ремонта ОС (постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2011 N Ф09-5749/11).
Пунктом 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) понятие материалов для целей бухгалтерского учета определено как вид запасов. К материалам относятся как сырье, основные и вспомогательные материалы, так и комплектующие изделия, запасные части и прочие материалы. Отметим при этом, что действующие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат стоимостного ограничения для учета активов в составе МПЗ.
В связи с этим считаем, что АКБ для целей бухгалтерского учета не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов ОС, а учитываются в составе МПЗ. При этом стоимостной критерий (стоимость более 40 000 рублей) роли не играет. Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064586@.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, АКБ, приобретенные отдельно от электропогрузчиков, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части».
Подтверждением нашего мнения является судебная практика. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2010 по делу N А29-12544/2009 (определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-17332/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) суд признал правомерными учет дорогостоящих запасных частей на счете 10 «Материалы» и списание их на расходы единовременно в момент отпуска в производство на основании актов на списание материальных ценностей и актов расхода материалов. Ссылка инспекции на разный срок использования спорных агрегатов была отклонена судом, поскольку это обстоятельство не является основанием для учета деталей как самостоятельных объектов основных средств (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 29.01.2010 N КА-А40/15500-09, ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2007 N Ф03-А24/07-2/3141).
При этом мы полагаем, что зарядные устройства в данной ситуации следует учитывать в составе ОС. Это обусловлено тем, что зарядные устройства выполняют определенные самостоятельные функции — зарядку АКБ независимо от того, на котором из электропогрузчиков такие АКБ были установлены.
Поэтому, на наш взгляд, зарядные устройства в данной ситуации соответствуют всем требованиям, установленным ПБУ 6/01, необходимым для учета их в составе ОС, в том числе и в отношении стоимости.
С порядком отражения аналогичных объектов в налоговом учете можно ознакомиться в следующих материалах:
— Вопрос: Каким образом оприходовать покупку двигателя, приобретенного для замены на транспортном средстве, стоимостью 200 000 руб.? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.)
— Вопрос: Компания, занимающаяся транспортными перевозками, имеет в собственности автовоз, на который она приобрела дорогостоящую запчасть (редуктор стоимостью 150 000 рублей без НДС). Без редуктора автовоз двигаться не может, то есть не способен приносить экономические выгоды организации. При замене редуктора улучшения свойств автовоза (модернизации) не происходит. Как учитывать дорогостоящие запчасти в бухгалтерском и налоговом учете? Признается ли данная запчасть материалом и сразу списывается на затраты, или она амортизируется в бухгалтерском учете? Признается ли данная запчасть материалом и сразу списывается на затраты, или она амортизируется в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.)
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения материалов за плату.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
7 декабря 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей
Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.
Важность бухучета аккумуляторов
Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.
Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:
- оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
- отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
- контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
- правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.
Нормы эксплуатации аккумуляторов
В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.
При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.
Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.
В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.
Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей
Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.
В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:
Интенсивность эксплуатации | Срок использования |
от 40 тыс. км. в год | 3 года |
до 40 тыс. км. в год | 4 года |
Учет поступления и списания аккумуляторов
При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.
Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.
Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:
- цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
- расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
- затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.
Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → “Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».
При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.
В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.
Особенности учета материально-производственных затрат данного вида
Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:
- аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
- аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.
Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.
Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.
Порядок утилизации аккумуляторов
При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.
При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.
Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:
- на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
- на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.
Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.
Типовые проводки по учету аккумуляторов
Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:
Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей
Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам
Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств
Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству
Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей
Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ
5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей
Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?
В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.
Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?
При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1. Читайте также статью: → “Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:
Дт 91.1 Кт 10 – отражена стоимость продаваемого аккумулятора
Дт 62 Кт 91.1 – отражена непосредственная реализация аккумулятора
Дт 51 (50) Кт 62 – отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора
Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.
Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов – при их покупке или в момент начала эксплуатации?
Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.
Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?
Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.
Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?
Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.
Учет АКБ на предприятии
* При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи
Нормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством — в размерности пробега в тыс. км, а автопогрузчиком — в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в приложении 1.
При выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.
Для подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания АКБ от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в км пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.
Обезличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч. при выполнении их ТО и ремонта, не допускается.
Форма карточки (ведения базы данных) учета наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2.
Для подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание) выполняют определенный комплекс работ, технология проведения и объем которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ или места их изготовления.
Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1.
Решение о списании АКБ принимают по результатам учета ее наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3.
В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для I-й категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков — средней годовой наработкой в моточасах.
Сроки службы стартерных АКБ, эксплуатируемых на автотранспортных средствах в более жестких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жестких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путем индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.
Для назначения таких смягченных норм, индивидуальных для конкретных автотранспортных средств и автопогрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.
Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств, автопогрузчиков и установленных на них стартерных АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автотранспортных средств и автопогрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега стартерных АКБ, указаны в табл.2.
Таблица 2 — Годовая наработка автотранспортных средств и автопогрузчиков, при которой допускается применение типовых норм сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей
Учет отработанных аккумуляторов в коммерческой организации
На балансе многих предприятий числятся транспортные средства. Однако не каждый бухгалтер знает, что делать с отработавшим свое автомобильным аккумулятором. И главное – как списать аккумулятор в бухучете?
Учет аккумуляторов в бухгалтерии начинается с понимания, чем АКБ являются для автомобиля. От этого зависит правильность отражения их поступления и списания, и утилизации.
Аккумулятор – это автономный источник питания, которым «пользуется» стартер и многочисленные электронные устройства в автомобиле, отвечающие за безопасность и комфорт его управления. Без этого источника питания любое транспортное средство не сможет работать. Но аккумулятор имеет свой срок службы, который завод-изготовитель определил в технической документации к нему. Кроме того, этот срок может быть сокращен, если нарушены условия эксплуатации АКБ, или по иной причине. В итоге батарейку нужно менять. И в бухгалтерии такой процесс называется ремонтом.
Целью ремонта является поддержание актива в нормальном рабочем состоянии. А, поскольку транспортное средство без аккумулятора двигаться не может, то замена АКБ является именно ремонтом, а сам АКБ относится к запчастям. Это означает, что поступление и списание аккумуляторов в бухгалтерском учете будет происходить через счет 10 «Материалы» или с помощью счета 15 «Заготовка и покупка материальных ценностей» – в зависимости от учетной политики предприятия.
Замена аккумулятора – это замена запчасти
Но в любом случае потребуется отдельный субсчет – в счете 10 это субсчет 10.5 «Запчасти»:
Дебет счета 10.5 «Запчасти» Кредит счета 71 «Подотчетные лица», счета 60, и т.д. – приняты к учету аккумуляторы.
Субсчет 10.5 Запчасти
В связи с тем, что АКБ относится к материально-производственным запасам, их учет осуществляется в соответствии с ПБУ №5/01 (утверждено приказом Минфина РФ №44н):
- принимаются они на учет по фактической себестоимости, состав которой определяется предприятием на основании раздела II ПБУ №5/01;
- единица учета АКБ выбирается организацией самостоятельно – это может быть и номенклатурный номер, и однородная группа запасов, и партия, и т.д.
- документальное оформление операций по движению АКБ предприятие тоже выбирает самостоятельно – с учетом ст.9 закона №402-ФЗ о бухгалтерском учете. В связи с этим можно воспользоваться, например, формами, утвержденными Госкомстатом РФ в постановлении № 71а;
- для списания стоимости передаваемого для эксплуатации аккумулятора используется один из методов, поименованных в п.16 ПБУ 5/01.
Однако порядок списания аккумуляторов в бухгалтерском учете и их выбытие с предприятия имеет свою специфику.
Как списать аккумуляторы в бухучете
Как уже отмечалось, аккумулятор относится к запчастям. Списание стоимости АКБ, поступающего на предприятие, происходит в момент его передачи в эксплуатацию, т.е. в момент замены старого аккумулятора. Иными словами, пока не заменена отработавшая свое батарейка, новый АКБ продолжает числиться на балансе предприятия на своем субсчете 10.5 (или на субсчете к 15-му счету).
Стоит отметить, что учет аккумуляторов, поступивших на предприятие в составе автомобиля, не производится отдельно. АКБ в этом случае является составной частью транспортного средства. А вот приобретаемый отдельно аккумулятор уже подлежит отражению в составе запчастей.
Стоимость аккумулятора, приобретенного отдельно от транспортного средства, подлежит списанию с учетом порядка выполнения ремонта:
- если своими силами. Тут важно обратить внимание на документальное оформление операции: если подразделение, которое ремонтирует автомобили, находится на территории предприятия, то нужно воспользоваться формой Госкомстата РФ №М-11 (утверждена постановлением 71а) (если предприятие использует данные формы). Если аккумулятор передается за пределы территории организации, но ее же подразделению, то необходимо выписать на такую передачу запчастей форму №М-15 (накладная утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении №71а).
Кроме того, сами расходы на ремонт машины являются расходами по обычным видам деятельности, а значит, списываются на затраты производства или на расходы по продажам:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 26,23,25, 44, 29… Кредит сч.10.5 «Запчасти» – списание аккумуляторов в бухгалтерском учете происходит в момент их отпуска на ремонт автомобиля;
- если ремонт делается силами подрядчика. Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика (если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта). Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами:
Дебет счета 10.7 «Материалы переданы в переработку» Кредит счета 10.5 – отражена только передача аккумулятора для ремонта автомобиля.
И только уже после окончания ремонтных работ и при получении от подрядчика Отчета о материалах, которые были израсходованы на ремонт, заказчик вправе списать сам аккумулятор на производственные расходы:
Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч. 10.7 – на основании отчета от подрядчика выполнено списание аккумулятора.
Еще один очень важный момент – это заполнение акта ОС – 3 (или иного подобного документа, разработанного предприятием самостоятельно):
- если АКБ устанавливается силами ремонтной службы предприятия, либо с помощью подрядчика, то акт №ОС-3 (если на предприятии используется форма, утвержденная Госкомстатом РФ в постановлении №7) оформлять нужно;
- если же на предприятии нет специальной ремонтной службы, но установка аккумулятора выполнена своими силами (например, водителем автомобиля), то акт, подобный форме ОС-3, не требуется. Дело в том, что в этом случае не происходит передачи транспорта на ремонт от заказчика к исполнителю. Но все-таки выполнение самого ремонта нужно чем-то подтвердить. Для этого можно разработать свой акт, например, о замене в автомобиле запчастей.
Но что делать со старым, отработавшим АКБ? Как списать такой аккумулятор в бухучете?
Что делать с отработанным аккумулятором?
АКБ, которые более не подлежат применению по своему прямому назначению, представляют собой в соответствии с законом №89-ФЗ отходы производства, которые необходимо утилизировать. Хранить на предприятии вне специально оборудованных мест старые аккумуляторы опасно – из-за свинца и электролита, содержащего серную кислоту. Поэтому их обычно сдают в утиль. Но делать это нужно только лицензированному пункту приема, с которым у организации заключен договор.
Передача таких АКБ в переработку у организации отражается в специальном Журнале по учету и движению отходов. На его основании предприятие может принять к учету доход, полученный от сдачи аккумуляторов. Форму данного регистра можно посмотреть в Приказе Минприроды РФ №721 от 01 сентября 2011г.
В дополнение к этим документам в качестве подтверждения сдачи аккумулятора в утиль служат приемосдаточные акты, которые оформляет сам пункт приема АКБ. Более того, транспортировать обычным образом старые аккумуляторы предприятие не вправе – этим должны заниматься пункты приема, имеющие лицензию на перевозку отходов 1-4 класса опасности.
И еще один важный момент. Аккумуляторы содержат свинец, который делает батарейки ценным материалом. АКБ сдаются по цене свинца, извлекаемого в пунктах приема. Поэтому полученный таким образом доход следует отразить в составе прочих доходов – через счет 91.
Новости
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ
Источник:http://www.ecoindustry.ru/news
Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла — на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию — можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?
Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.
Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
— отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Материальный объект обретает статус «отхода производства» тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.
Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.
Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.
Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.
Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
Примечание — Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).
Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (далее — ГОСТ Р 54098-2010).
Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как «побочный продукт», то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.
Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.
Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.
Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.
Учет запчастей с 2021
Как учитывать запчасти по ФСБУ 5/2019, если их стоимость несущественна? Занимаемся продажей б/у оборудования и приобретаем запчасти для его ремонта.
В результате деятельности – восстановление б/у оборудования для дальнейшей его продажи, образуется готовая продукция – отремонтированное оборудование, пригодное для использования. Затраты на приобретение б/у оборудования, а так же запчастей для восстановления необходимо классифицировать как прямые производственные материалы. Учитывайте их, как запасы в соответствии с пп. а п. 3 ФСБУ 5/2019 на счете 10.01 «Сырье и материалы».
Если сумма запчастей несущественна и она не оказывает существенное влияние на формирование фактической себестоимости готовой продукции, которой является для вас отремонтированное оборудование, то можете в БУ руководствоваться правилом рациональности и признавать стоимость запчастей в расходах в момент их приобретения, если укажете это в УП.
Не забывайте, что для признания прямых расходов в НУ, требуется документальное подтверждение факта использования запчастей. На наш взгляд, лучше оставить стандартный учет производственных материалов (запчастей) на счете 10.01 «Сырье и материалы».
Слышали комментарии к ФСБУ 5/2019, что запчасти на ремонт ОС не являются запасами, т. к. они не используются в производстве. Поясните, как учитывать запчасти для текущего ремонта погрузчика, используемого для строительных работ?
Учет затрат на ремонт ОС регламентирует ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» – обязательно применение с 2022. Затраты на приобретение запчастей для ремонта ОС учитываются как капитальные вложения (Дт 08) если используются для
- улучшения, восстановления ОС (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция);
- * планового ремонта (техобслуживания), проводимого с периодичностью > 12 мес. (пп. ж п. 5 ФСБУ 26/2020).
Стоимость запчастей — в Разделе I «Внеоборотные активы» баланса.
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
В капитальные вложения не включаются затраты на проведение:
-
текущего ремонта периодичностью
Карточка публикации
Разделы: | |
---|---|
Рубрика: | Выбытие / Поступление / ФСБУ 5/2019 ЗАПАСЫ |
Объекты / Виды начислений: | |
Последнее изменение: | 18.06.2021 |
ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, ‘post_tag’ ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . »; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID — понятное дело, ID элемента * $termin->slug — ярлык элемента * $termin->term_group — значение term group * $termin->term_taxonomy_id — ID самой таксономии * $termin->taxonomy — название таксономии * $termin->description — описание элемента * $termin->parent — ID родительского элемента * $termin->count — количество содержащихся в нем постов */ —>
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС
[05.10.2021 запись] Лайфхаки по Зарплатной отчетности в 1С
Отчетность за 9 месяцев 2021 в 1С
[07.10.2021 запись] Учет для ЭТК и подготовка СЗВ-ТД в 1С
[30.09.2021 запись] Поддерживающий семинар по зарплатным изменениям в 1С:Бухгалтерия 3.0
Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру
Как всегда, замечательный обзор и разбор новшеств в законодательстве и налоговом контроле!