Особенности банкротства ликвидируемого должника

Процедура банкротства ООО в упрощенном порядке (банкротство ликвидируемого должника) имеет по сравнению с общим регламентом свои тонкости, которые значительно ускоряют весь процесс. О том, при каких условиях возможна ликвидация через банкротство и каков ее порядок, мы расскажем в данном материале.

Особенности банкротства ликвидируемого должника

Упрощенная процедура банкротства при ликвидации ООО

  • Общая информация о ликвидации через банкротство
  • Ликвидация ООО с долгами по налогам
  • Особенности банкротства ликвидируемого должника
  • Досудебный этап ликвидации
  • Способы ускорения ликвидации
  • Процесс упрощенного банкротства
  • Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии

Процедура банкротства ООО в упрощенном порядке (банкротство ликвидируемого должника) имеет по сравнению с общим регламентом свои тонкости, которые значительно ускоряют весь процесс. О том, при каких условиях возможна ликвидация через банкротство и каков ее порядок, мы расскажем в данном материале.

Общая информация о ликвидации через банкротство

Рассматриваемый процесс регулируется § 1 гл. XI закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Остальные общие положения о банкротстве применяются с учетом особенностей вышеназванного правового источника. К таким нормам, например, относятся ст. 63 и 65 ГК РФ.

Следует отметить, что в перечисленных законодательных актах никаких особенных требований, касающихся банкротства именно обществ с ограниченной ответственностью, не существует. Также и специальные нормы об ООО в ГК РФ или законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ ничего не говорят о специфичности банкротства данного вида юридического лица.

Что касается упрощенного банкротства вообще и ликвидации ООО через банкротство в частности, то оно имеет свои нюансы, о которых поговорим подробнее в следующих разделах публикации. Здесь лишь скажем о главном отличии упрощенной процедуры.

Она применяется в том случае, если решение о ликвидации юридического лица уже принято (п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 225 закона 127-ФЗ), то есть тогда, когда на стадии начавшегося «закрытия» предприятия обнаруживается, что у него не хватает имущества удовлетворить все требования кредиторов. Моментом принятия решения о ликвидации ООО считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, когда данный факт приобретает значение для третьих лиц.

Ликвидация ООО с долгами по налогам

У организации могут быть долги по различным видам налогов, в зависимости от вида реализуемой в фирме системы налогообложения, вида деятельности организации. В любом случае проблема ликвидации ООО с долгами по налогам какими-то отдельными положениями в законодательстве не отмечена. Понятно, что если учредители решили закрыть общество, то налоговую задолженность обойти никак не получится, чего не скажешь о требованиях других кредиторов.

В этом случае при любых намеках на нехватку имущества у ликвидируемого должника налоговый орган, как кредитор, сразу подаст соответствующее заявление в арбитражный суд. При таких обстоятельствах и с учетом неоднородности судебной практики есть риск, что банкротство будет проходить в общем порядке с более длительными сроками.

Особенности банкротства ликвидируемого должника

Упрощенное банкротство имеет следующие особенности:

  • После принятия заявления сразу открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий.
  • Такие процедуры, как наблюдение, оздоровление, управление, не применяются в данном случае, что является вполне оправданным. Так, в процессе обычного банкротства перед участниками стоит задача и удовлетворить требования кредиторов и по возможности не закрывать юридическое лицо. В случае с ликвидируемым должником его судьба уже решена, поэтому надобности в реабилитационных воздействиях нет.
  • Сроки упрощенной процедуры банкротства ООО также отличаются от обычной. Согласно ст. 51 закона 127-ФЗ процесс банкротства длится не более 7 месяцев. Хотя на самом деле он может идти несколько лет. Продолжительность рассмотрения судами дел о банкротстве в упрощенном порядке отдельно не установлена законом, но по сложившейся практике составляет от 4 до 6 месяцев.
  • По вопросу выявления признаков банкротства обратим внимание, что они абсолютно такие же, как у обычных должников. Единственная особенность — это нахождение организации в процессе ликвидации.

Досудебный этап ликвидации

Обратимся к самому началу процесса закрытия ООО. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале ликвидации осуществляется следующий алгоритм действий:

  • Ликвидатор публикует информацию в специализированном издании. После этого кредиторам дается два месяца на предъявление своих требований.
  • Ликвидационная комиссия сама выявляет кредиторов и уведомляет их.
  • По истечении двух месяцев составляется промежуточный баланс, где сводятся все данные о долгах и имуществе ООО.
  • Далее идет погашение задолженности. Сначала из денежных средств организации, затем путем продажи имущества. Только после этого станет точно известно, остались ли непогашенные долги. Ведь до реальной продажи имущества должника никто не скажет, сколько денежных средств можно выручить.
  • Если не все требования удовлетворены, ликвидатор инициирует процедуру банкротства.

Все эти этапы занимают достаточно много времени, поэтому встает справедливый вопрос, можно ли их пропустить или ускорить? Об этом поговорим в следующей части статьи.

Способы ускорения ликвидации

Самому ликвидатору ускорить процесс затруднительно. До продажи имущества он не будет точно знать, отвечает ООО признакам банкротства или нет. Однако у ликвидационной комиссии есть право подать заявление в суд, основываясь на предвидении ситуации, но только в общем порядке. Соответственно, и банкротство будет осуществляться обычным путем.

Другой способ пропустить досудебные ликвидационные проволочки — подать заявление в суд от кредитора. Однако судебная практика дальнейшего рассмотрения таких заявлений неоднообразна:

  • с одной стороны, есть дела, где суды, узнав по выписке из ЕГРЮЛ информацию о начавшейся ликвидации, автоматически переводят банкротство в сторону упрощенного варианта (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 № 17АП-14530/2013-ГК по делу № А60-29762/2013);
  • с другой стороны, некоторые судьи полагают, что п. 3 ст. 63 ГК РФ исключает применение упрощенной процедуры, если во время ликвидации кредитор подает заявление о банкротстве (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 № 17АП-3658/2015-ГК по делу № А60-50780/2014).

В любом случае банкротство ликвидируемого должника выгодно кредитору, который находится в сговоре с должником, так как если обойти досудебные этапы ликвидации, то не будет полной картины по задолженности. Следовательно, в такой ситуации могут пострадать интересы остальных кредиторов.

Процесс упрощенного банкротства

Подать заявление на упрощенное банкротство ООО в арбитражный суд может лишь ликвидационная комиссия (ликвидатор, руководитель комиссии). Если этот орган еще не создан и с заявлением о банкротстве обращается учредитель (участник) или руководитель общества, то процесс будет проходить по обычному регламенту. Логичность такого требования понятна, ведь узнать о том, что имущества должника не хватает на погашение всей кредиторской задолженности, может только ликвидационная комиссия в силу своих полномочий.

Необходимо помнить, что законодатель делает ограничение по срокам подачи заявлений в арбитражный суд. По общему правилу обратиться нужно в кратчайшие сроки, но не позже одного месяца с даты обнаружения признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона 127-ФЗ). Но при упрощенном варианте действует п. 3 ст. 9 закона 127-ФЗ, по которому руководитель ликвидационной комиссии обязан подать соответствующее заявление в суд в течение 10 календарных дней с даты выявления признаков банкротства.

По форме и содержанию заявление об упрощенной процедуре банкротства ООО с долгами ничем не отличается от обычного. Составляется данный документ по нормам пп. 1 и 2 ст. 37 закона 127-ФЗ. К нему прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ и ст. 38 закона 127-ФЗ. Перед непосредственным обращением в арбитражный суд заявитель обязан выслать копии заявлений всем заинтересованным лицам (п. 4 ст. 37 закона 127-ФЗ).

После принятия судом заявления, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего процедура банкротства проходит в обычном порядке. То есть оставшаяся часть процесса регулируется гл. III и VII закона 127-ФЗ.

Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии

Обратим внимание, что подача заявления в арбитражный суд при обнаружении признаков банкротства — это обязанность ликвидационной комиссии, а при ее отсутствии — учредителей и исполнительного органа общества. Естественно, в случае нарушения данных требований наступает ответственность.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 закона 127-ФЗ, если ООО продолжает ликвидацию, хотя у него не хватает имущества для расчета со всеми кредиторами, то такому обществу откажут в государственной регистрации. Дело в том, что при подаче заявления в налоговую по ликвидации юридическое лицо тем самым подтверждает отсутствие какой-либо задолженности (подп. «а» п. 1 ст. 21 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). А по факту получается, что ООО просто вводит в заблуждение налоговый орган. За данное правонарушение на должностное лицо общества налагается штраф от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Как уже говорилось выше, при упрощенном банкротстве существуют сроки подачи заявления в арбитражный суд. Если лица, ответственные за указанную обязанность, не исполнят ее вовремя, то они будут нести субсидиарную ответственность перед всеми кредиторами общества (п. 2 ст. 226 закона 127-ФЗ).

Итак, упрощенное банкротство осуществляется в более короткие сроки, чем обычный процесс. Бесспорно, инициировать этот вариант банкротства может только ликвидационная комиссия после обнаружения признаков банкротства. Если ликвидатор не обратится в суд, то будет нести субсидиарную ответственность по долгам общества. К сожалению, законодательное регулирование упрощенной процедуры банкротства ООО достаточно скудно, поэтому в данном процессе большую роль играет сложившаяся судебная практика.

Когда ликвидация компании «внезапно» становится банкротством. И когда так лучше не делать

При ликвидации компании в установленном законом порядке должно соблюдаться одно важное требование. А именно: имущества, активов, средств компании должно хватить, чтобы удовлетворить претензии всех ее кредиторов, которые заявили свои требования.

А вот как быть, если требования всех кредиторов удовлетворить не удается? Тогда нужно использовать процедуру упрощенного банкротства.

До определенного этапа эта процедура напоминает процедуру добровольной ликвидации . А потом начинается «развилка». Итак, опишем упрощенное банкротство поэтапно.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации компании. И назначении ликвидатора

Начинается процесс избавления от ненужной компании с принятия решения ее участниками. Решение должно быть принято единогласно. Если есть пропавшие участники, или те, с которыми нет связи, придется сначала навести в этом порядок. Как правило, таких участников исключают через суд, как систематически нарушающих свои обязанности, и делающих невозможной работу общества (будем рассматривать все на примере ООО, как самой частой коммерческой ОПФ).

После того, как есть необходимый кворум (100% голосов), на общем собрании участников необходимо принять решение по следующей повестке дня:

  1. Ликвидация компании.
  2. Назначение ликвидатора.

Ликвидатором может быть любое лицо, имеющее право быть руководителем компании. Можно назначить и ликвидационную комиссию, формально разницы между ними нет.

Как правило, ликвидатором назначают действующего директора.

Если в обществе один участник, он принимает единоличное решение по тем же вопросам. После этого нужно зарегистрировать в ЕГРЮЛ факт начала процедуры ликвидации компании. И назначения ликвидатора (главы ликвидационной комиссии).

Этап 2. Публикации

Сразу после получения Листа записи о начале ликвидации, необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». И в реестре ЕФРСФДЮЛ. Для второго есть срок — три рабочих дня с момента регистрации сообщения о начале ликвидации в ЕГРЮЛ. Основание — пп. «в» п. 7 ст 7.1

Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Насчет срока — это не совсем точная трактовка нормы закона, когда нужно вносить сведения «в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта». Собственно, возникают вопросы, когда факт возник — когда принято решение о ликвидации, или когда оно зарегистрировано в налоговом органе? Но, поскольку внесение в ЕГРЮЛ длится 7 рабочих дней, внести после принятия решения в течение трех дней проблематично. Тем самым была принята трактовка, начинающая течение срока с момента государственной регистрации сообщения о начале ликвидации.

Соответствующие публикации нужны для того, чтобы кредиторы компании, если они есть, смогли в установленный срок (как правило, это два месяца, меньше нельзя), заявили свои требования.

Как правило, в публикации указывается адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ.

Важно: если после публикации налоговая внезапно признала адрес компании недостоверным, и было принято этот адрес сменить (или пришлось уточнять его вплоть до офиса и помещения), придется снова подать публикацию в «Вестник».

В ЕФРСФДЮЛ нужно вносить сведения только о начале процедуры ликвидации. Все остальные сведения туда внесет регистрирующий орган. Но если не внести — возможен отказ в регистрации на следующем этапе. Особенно этим «грешат» региональные регистрирующие налоговые инспекции. Но и в столицах иногда бывают случаи таких отказов, особенно в последнее время.

Есть вероятность, что налоговики обязательно проверят этот момент.

Этап 3. Промежуточный ликвидационный баланс

Этот этап является некой «развилкой», на которой прекращается сходство данной процедуры с добровольной ликвидацией. Именно при составлении промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) должно прийти понимание, есть ли у ликвидируемой компании средства для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Если их не хватает, или их нет вообще — пора переходить в банкротство.

Читайте также  Размещение уведомления о банкротстве

До составления ПЛБ ликвидатор должен провести сверку с налоговой, отправить запросы в ГИБДД, Роспатент, Росреестр, и другие регистрирующие организации в целях розыска и уточнения имущества, которое может быть у компании. По сути, он собирает «конкурсную массу», из которой будут удовлетворяться требования кредиторов.

Итак, составляется ПЛБ, сообщение об этом подается в регистрирующий орган.

Важно: сам ПЛБ в налоговую подавать, по закону, нет обязанности. Но иногда может быть отказ в регистрации, хоть он и незаконен. Каждый сам выбирает, как поступить — правильно, или чтобы точно зарегистрировали.

Итак, после получения Листа записи о регистрации этого этапа, пора переходить в упрощенное банкротство.

Этап 4. Упрощенное банкротство. Начало

Упрощенным это банкротство называется потому, что у него отсутствует период наблюдения. По сути, все предшествующие этапы и были наблюдением — ликвидатор собрал всю информацию, пришел к выводу что средств не хватает, а значит, нужно сразу вводить конкурсное производство.

Собственно, пункт 3 статьи 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» об этом гласит:

«В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков».

Важно: Ликвидатор, не подавший заявление в 10-дневный срок, может быть привлечен к субсидиарной ответственности по вновь возникающим долгам предприятия. К примеру, если процедуру банкротства начнут кредиторы — это вознаграждение арбитражного управляющего и затраты на проведение процедуры.

Чтобы процедура была именно завершена ликвидацией, а не повисла в воздухе, нужно:

  • показать суду, что денег у предприятия нет на удовлетворение требований кредиторов, но хватает для проведения банкротства;
  • оплатить госпошлину;
  • приложить ответы из госорганов о наличии или отсутствии имущества у ликвидируемого должника.

Если арбитражный суд признает заявление о банкротстве ликвидируемого должника, он вводит конкурсное производство. После этого ликвидатор передает все свои полномочия конкурсному управляющему. А также, имущество, документацию ликвидируемой компании.

Этап 5. Конкурсное производство

Арбитражный суд вводит конкурсное производство, назначает конкурсного управляющего. Поскольку тут должник банкротит сам себя, конкурсного назначает сам суд.

После своего назначения, в течение 10 дней конкурсный управляющий делает публикацию о введении конкурсного производства в газете «Коммерсантъ», а также в реестре ЕФРБ.

С даты введения конкурса:

  • прекращаются взыскания по исполнительным производствам и исполнительным листам;
  • прекращается начисление процентов, неустоек, пеней, штрафов по обязательствам должника;
  • Срок исполнения обязательств, возникшим до введения конкурса, считается наступившим;
  • Все требования кредиторов предъявляются в 30-дневный срок с момента публикации в «Коммерсанте».
  • аресты имущества, счетов, активов прекращаются.

Полномочия руководителя должника переходят от ликвидатора к конкурсному. Ликвидатор должен по акту передать все документы и ценности управляющему.

Важно: если кредиторы не заявили свои требования повторно, в указанный 30-дневный срок, суд не будет завершать конкурсное производство. Он его прекратит с рекомендацией завершить ликвидацию по закону, поскольку формально долгов у компании нет. Опоздание с подачей требований тоже сюда относится.

Также конкурсный управляющий:

  • принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию, обеспечивает сохранность, распоряжается в пределах, установленных законом;
  • принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; подает иски о признании сделок недействительными или мнимыми, иски о взыскании убытков;
  • при наличии оснований подает иски о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц;
  • уведомляет работников должника о предстоящем увольнении и увольняет их в установленном действующим законодательством порядке;
  • предъявляет иски о взыскании задолженности перед должником к его контрагентам;
  • заявляет в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, ведет реестр требований кредиторов;
  • оценивает и продает имущество должника, формирует конкурсную массу;
  • за счет конкурсной массы удовлетворяет в установленном законом порядке требования кредиторов;
  • регулярно информирует о своей деятельности кредиторов; не реже одного раза в три месяца проводит собрание кредиторов;
  • по окончанию конкурсного производства сдает дела в архив, получает свидетельство о ликвидации предприятия.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В срок от 30 до 60 дней суд направляет это определение в регистрирующий орган, Это определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным. Долги, который в процедуре упрощенного банкротства не погасили — будут считаться погашенными.

В каких случаях не стоит использовать упрощенное банкротство

Процедуру упрощенного банкротства не стоит применять, если компании угрожает выездная налоговая проверка (ВНП).

Во-первых , само объявление о начале ликвидации является сигналом для налоговиков — риск проверки возрастает многократно.

Во-вторых , если во время ликвидации начата налоговая проверка — до ее завершения ликвидацию завершить не дадут. И скорее всего, налоговики не будут тянуть с проверкой до регистрации сообщения о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

И в третьих , если есть риск выездной налоговой проверки — есть другие способы ликвидировать компанию.

Когда еще применяется упрощенное банкротство

Упрощенное банкротство применяется не только при невозможности рассчитаться с кредиторами. Еще его применяют при банкротстве отсутствующего должника.

Вот что говорит п. 1 ст. 227 ФЗ «О несостоятельности»:

«В случаях, если гражданин — должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности».

Уполномоченный орган — это налоговая служба. И они подают на банкротство только если точно знают, что у организации есть средства на оплату процедуры. Из бюджета они её оплачивать не будут.

Не лишним будет уточнить, что выбирать тот или иной способ закрытия компании нужно только после детальной консультации со специалистами.

Банкротство ликвидируемого должника. Меняется практика?

Банкротство ликвидируемого должника — привлекательный инструмент «быстрого» банкротства. Он дает возможность экономить время и деньги, но, прежде всего, обеспечивает контроль над процедурой вне зависимости от размера ваших требований к должнику. Все перечисленные преимущества обеспечиваются за счет открытия в отношении должника конкурсного производства, минуя предшествующие процедуры, а конкурсным управляющим суд утверждает кандидатуру, предложенную первым заявителем по делу.

За последние годы мы привыкли к единообразию применения норм пп. 1 гл. XI «Банкротство ликвидируемого должника», касающихся условий, необходимых для инициирования соответствующей упрощенной процедуры банкротства.

В частности, наряду с условиями установленными законом (стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований, а в отношении должника должно быть принято решение о ликвидации), судебной практикой сформулирован подход при котором решение о ликвидации может быть принято должником только до возбуждения производства по делу о банкротстве. А если оно принимается после – то процедура банкротства идет по общим основаниям.

Правовое обоснование такой позиции строилось на:

— толковании п.3 ст.63 ГК РФ, дающей возможность суду делать вывод о том, что указанной нормой законодатель ввел запрет — с момента возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации по правилам статей 61 — 63 ГК РФ не может быть осуществлен, процедура ликвидации юридического лица в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).

— применении ст.10 ГК РФ к решению о ликвидации, принятому должником после возбуждения производства по делу о несостоятельности, как к недобросовестным действиям с противоправной целью.

— п.3 ст.225 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», распространяющим прописанное в законе ограничение для должника (когда производство по делу о банкротстве возбуждено по заявлению должника до назначения ликвидатора) на кредитора.

Подробнее о таком правоприменении см., например, определение ВС РФ от 07.02.2020 г. №310-ЭС19-26723, постановление АС УО от 10 февраля 2020 г. № Ф09-9367/19 по делу N А07-5490/2019.

Идентичная практика сложилась и по вопросу оспаривания решений/протоколов о ликвидации. Так, кредитор успешно оспаривал корпоративные решения должника о ликвидации, принятые после инициировании процедуры его банкротства.

Правовое обоснование такой позиции строилось наряду с ранее упомянутыми нормами на ст.181.5 ГК РФ, указывающей на ничтожность решения собрания по причине противоречия основам правопорядка или нравственности.

Подробнее о таком правоприменении см., например, определение ВС РФ от 19.04.2019 г. по делу №306-ЭС18-26010; определение ВС РФ от 08.10.2018 г. по делу №304-ЭС18-15637.

26.02.2020 г. ВС РФ принимает определение по делу №305-ЭС20-156, где при аналогичных рассматриваемым в настоящем материале обстоятельствам приходит к выводу, что дата начала ликвидации должника по отношению к дате возбуждения производства по делу о несостоятельности не имеет значения для введения упрощенной процедуры (применительно к п.1 ст.224 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовое обоснование такой позиции построено на:

— отсутствие нормы закона о банкротстве, предусматривающее проверку судом порядка проведения ликвидации для признания ликвидируемого должника банкротом , а равно необходимость соблюдения должником предусмотренных ГК РФ ликвидационных мероприятий как на условие возникновения у кредитора права обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом;

— введение в отношении должника процедуры конкурсного производства не может быть отменено, если судом установлен сам факт принятия решения о ликвидации должника и такое решение не отменено и не оспорено .

— применительно к ч.4 ст.4 АПК РФ заявитель кассационной жалобы не указал, за защитой какого нарушенного права он обратился в арбитражный суд путем подачи кассационной жалобы, каким образом обжалуемым судебным актом были нарушены его права и законные интересы, какие неблагоприятные последствия претерпевает заявитель , обращаясь за судебной защитой, каким образом отмена решения суда первой инстанции о признании должника банкротом позитивным образом повлияет на возможность удовлетворения требований кредиторов, и в целом не указан правовой результат, который будет достигнут в данном случае.

Еще один довод в поддержку занятой ВС РФ правовой позиции был сформирован в постановлении 9 ААС от 18.09.2019 № 09АП-49747/2019 по делу N А40-57685/2019. В частности, суд пришел к выводу, что закон о банкротстве не предусматривает каких-либо правовых последствий для должника с момента возбуждения в отношении него дела о банкротстве. Соответствующие ограничения, в том числе запрет на принятие решения о добровольной ликвидации должника, наступают после введения процедуры наблюдения (п. 3 статьи 64 Закона о банкротстве).

И еще один довод в поддержку, высказанный ВС РФ в определение от 27.07.2017 по делу № 305-ЭС17-4728: В ситуации, когда уполномоченным органом должника принято решение о его ликвидации, состоялось назначение ликвидационной комиссии, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, к данной организации в силу п.2 ст. 1 ГК РФ невозможно применить реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), целью которых является сохранение юридического лица.

Если определение ВС РФ от 26.02.2020 г. по делу №305-ЭС20-156 рассматривать как первый судебный акт в измененном подходе к вопросу банкротства ликвидируемого должника, то откровенно слабым местом остается практика ВС РФ, позволяющая кредитору признавать ничтожным решение о ликвидации.

В этой связи представляется перспективной правовая защита от такого оспаривания, поддержанная 11 ААС в постановлении от 6 апреля 2018 г. по делу N А65-31018/2017 со ссылкой на постановление Пленума ВАС от 10.04.2008 г. №22. В частности, суд пришел к выводу: при определении сферы применения ст. 169 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ), а нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои . К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение определенных видов объектов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте; сделки, направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения, и факта нарушения прав истца именно ответчиком. В данном случае они отсутствуют.

Читайте также  Инструкции при банкротстве туроператора

Сегодня идентичные правила закреплены в п.85 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25.

Вывод о повороте судебной практики в вопросе введения процедуры банкротства ликвидируемого должника отчасти преждевремен. Но сделанные выводы в определении ВС РФ от 26.02.2020 г. по делу №305-ЭС20-156 диаметрально отличаются от правовых позиций ВС РФ последних лет. Их целесообразно учитывать в работе.

Банкротство отсутствующего должника

Последняя редакция 05 августа 2021

Время на прочтение 8 минут

Банкротство отсутствующего должника — это специальный режим, который действует при отсутствии информации о гражданине или о руководителе организации. Процедура может возбуждаться по инициативе кредитора или уполномоченного государственного органа — ФНС. Даже если неизвестно местонахождение должника, управляющий сможет продать его имущество.

Если же активов нет, решением суда задолженность признается безнадежной к взысканию и списывается. О том, как происходит банкротство без банкрота, расскажем в этой статье.

Кто такой отсутствующий должник в банкротстве

Закон о банкротстве описывает разные ситуации, которые могут возникать в между кредиторами и должниками. Есть специальный § 2 Банкротство отсутствующего должника. Процедура будет проходить через суд. Во внесудебном порядке такие дела не рассматриваются, поскольку нет должника-гражданина, который мог бы подать заявление в МФЦ.

По статье 227 Закона № 127-ФЗ должника признают отсутствующим для целей банкротства:

  • если неплательщик-гражданин признан безвестно отсутствующим по решению суда, либо невозможно установить его фактическое местонахождение;
  • если руководитель компании-должника признан безвестно отсутствующим по решению суда, либо невозможно установить его фактическое местонахождение.

Если речь идет о банкротстве юридического лица, чей директор отсутствует, то компания должна фактически прекратить деятельность. Это заключается в отсутствии движения средств по счетам, несдаче налоговой отчетности, отсутствии представителя по юридическому адресу.

Естественно, должник в таких случаях не сможет отстаивать свои интересы в ходе банкротного дела. Однако суды и управляющие обязаны строго следовать закону, проводить все процедуры не на свое усмотрение, а по нормам 127-ФЗ.

Кто может подать на банкротство отсутствующего должника

  1. Такая возможность есть у кредиторов. Это могут быть банки и МФО, управляющие ресурсоснабжающие компании по долгам ЖКХ, займодавцы по распискам и договорам.
  2. Заявление о банкротстве отсутствующего должника вправе подать уполномоченный орган — это ИФНС, которая банкротит неработающее предприятие. Если компания более года не сдает отчеты и не ведет деятельность, долги по налогам взыскать практически нереально.

В ст. 227 указано, что на банкротство отсутствующего должника кредиторы могут подать независимо от размера требования. Не обязательно, чтобы сумма долгов превысила 500 тысяч рублей, и просрочка длилась более 90 дней. Но на практике кредиторы будут начинать процедуру, только когда долги крупные — от миллиона рублей.

Подсудность банкротства отсутствующего должника определяется по адресу жительства или пребывания. Если таких данных нет, заявление подается в арбитраж по последнему известному адресу проживания.

Зачем это нужно кредиторам

Местонахождение должника может быть неизвестно по разным причинам.

  • Гражданин умышленно изменил место жительства, скрывается от приставов и взыскателей.
  • Руководитель компаний бросил бизнес без ликвидации, несмотря на просроченные обязательства.

Бывают и ситуации, когда люди пропадают без вести, и родственники не могут их отыскать.

В большинстве случаев банкротство не выгодно кредиторам. После завершения процедуры суд списывает долги, лишает права на дальнейшее взыскание. Поэтому кредиторы банкротят должника только в крайнем случае, когда точно знают о наличии у него ликвидных и дорогостоящих активов .

Отсутствие должника не препятствует продаже его имущества. Исходя из норм 127-ФЗ о банкротстве и судебной практики, кредиторы могут подавать заявление в отношении отсутствующего должника:

  • чтобы реализовать недвижимость, автотранспорт или иные активы банкрота;
  • чтобы признать долг безнадежным к взысканию и списать его. Это актуально для ФНС, тогда как банки и другие кредиторы вряд ли заходят таких последствий от банкротства;
  • чтобы исключить организацию из ЕГРЮЛ — эту цель также преследует ФНС;
  • чтобы оспорить сделки должника, совершенные за последние годы. Это может увеличить конкурсную массу для реализации;
  • чтобы добиться привлечения к субсидиарной ответственности руководство и учредителей юридического лица.

Отдельный порядок применяется для банкротства умершего должника. Для таких дел применяется статья 223.1 Закона № 127-ФЗ. В частности, управляющий запросит сведения от нотариуса о наследственном деле, проверит состав имущества покойного.

Допускается и оспаривание сделок умершего при банкротстве, если они были совершены с нарушением интересов кредиторов. О банкротстве умершего мы подробно рассказали в этом материале.

Особенности рассмотрения дела при отсутствующем должнике

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с банкротством, в том числе в отношении отсутствующего должника.

Когда выявляются признаки отсутствующего должника при банкротстве

Это важный момент. Заявитель может сразу указать факт отсутствия неплательщика, представить доказательства. Можно ссылаться:

  • на судебный акт о признании гражданина безвестно отсутствующим;
  • на материалы исполнительного производства, если розыск приставами не принес результата;
  • на отсутствие операций по счетам организации за последние 12 месяцев;
  • на другие признаки, подтверждающие отсутствие сведений о неплательщике.

Если в заявлении сразу перечислены эти признаки, при банкротстве отсутствующего должника будет использоваться упрощенная схема.

Факт отсутствия может выявляться и после возбуждения банкротного дела. То есть кредитор подает заявление по общим правилам, указывает данные о месте жительства или пребывания должника-гражданина, либо юридический адрес предприятия.

Когда управляющий установит, что невозможно получить данные о местонахождении должника, он подает заявление в суд, просит ввести упрощенную процедуру. В заявлении можно ссылаться на запросы в рамках банкротного дела, на материалы работы управляющего.

Алгоритм действий кредиторов

Банкротство по упрощенной процедуре отсутствующего должника предусматривает пропуск некоторых процедур.

Пошаговая инструкция при банкротстве отсутствующего гражданина:

  • подается заявление, доказательства сумм и периодов задолженности;
  • если арбитражный суд признает заявление обоснованным, он откроет дело, назначит управляющего;
  • формируется реестр требований кредиторов;
  • управляющий выполняет обязательные мероприятия по розыску активов банкрота, проверке его сделок за предыдущие периоды;
  • если найдено имущество, оно продается на торгах;
  • по итогам реализации распределяется выручка — начала закрывают расходы по банкротному делу, остаток выплачивается кредиторам;
  • на основании отчета управляющего арбитражный суд принимает решение о списании задолженностей физ.лица.

Если банкротилось юрлицо, в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации компании. После этого кредиторы вправе привлечь к субсидиарной отвественности учредителей этой компании.

Процедуры при упрощенном банкротстве

Должник отсутствует, а значит, нет смысла проводить такие стадии банкротства внешнее управление, реструктуризация, оздоровление.

При упрощенной схеме применяются следующие процедуры:

  • рассмотрение заявления уполномоченного органа или кредитора;
  • формирование реестра требований;
  • поиск активов — запросы в госорганы и банки;
  • реализация активов;
  • распределение выручки.

Отсутствующий должник в деле о банкротстве не представит документы о своем имуществе и доходах, не даст пояснений по совершенным сделкам.

Управляющий фактически проводит одностороннюю проверку по указанным направлениям. Например, обязательно делаются запросы в Росреестр и ГИБДД, чтобы получать данные о недвижимости и автотранспорте. В банках запрашиваются сведения о счетах и вкладах, анализируется выписка по счету — на что тратились деньги,куда переводились.

Кто оплачивает расходы

Расходы оплачивает заявитель-кредитор или уполномоченный орган (ФНС).

В заявлении нужно подтвердить наличие средств на финансирование расходов и вознаграждения, их источник. Если в арбитраж обращается ФНС или другой уполномоченный орган, расходы на ведение дела оплачиваются из бюджета.

Распределение выручки

На этом этапе происходит распределение средств от реализации активов, остатков на счетах и вкладах банкрота.

Для этого применяются общие правила очередности по 127-ФЗ. Приоритет отдается погашению расходов на ведение дела, выплате вознаграждения управляющему и погашению текущих обязательств.

Если после этого останутся средства, они пойдут на погашение долгов кредиторам.

Завершение банкротства и его последствия

На заключительном этапе банкротства арбитраж рассматривает отчет управляющего. На основании ответа могут приниматься следующие решения:

  • о признании долгов безнадежными, списании их;
  • об отказе в освобождении от долговых обязательств;
  • о ликвидации юридического лица и внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • о снятии с учета ИП с внесении записи в ЕГРИП;
  • о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности.

С отсутствующего должника могут списать задолженности по кредитам и микрозаймам, по налогам, по услугам ЖКХ. В любом случае не спишут долги по алиментам, по возмещению вреда и ущерба. По данным видам обязательства право на взыскание сохранится даже после завершения банкротства.

По статье 51 Закона № 127-ФЗ общий срок банкротства не может превышать 7 месяцев. На практике он может быть больше или меньше 7 месяцев, так как это зависит от действий управляющего, от продолжительности реализации активов.

Если у вас возникли вопросы, либо требуется помощь в банкротстве с отсутствующим должником, обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Процедура банкротства организации

Конец фирмы. Как правильно проводить процесс банкротства и ликвидации юрлица

Ни одна компания, начиная свою деятельность, не планирует разоряться. Однако обстоятельства часто оказываются сильнее любых расчетов и смет, а потому следует знать, как провести процедуру банкротства с минимальными потерями для фирмы. Финансовая несостоятельность компании, когда она не может удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме, требует открытия процедуры банкротства. Признать фирму банкротом может только суд, а вот настоять на этой процедуре имеет право как сам собственник умирающего предприятия, то есть должник, так и кредитор или налоговые органы.

Признать организацию банкротом могут в случае, если оно не в состоянии погасить долги по налогам и сборам в течение трех месяцев с момента, когда они должны были быть погашены. При этом сумма задолженности должна составлять не менее 100 тыс. руб.

Процедура банкротства организации

Процедура банкротства организации отнюдь не означает полного разорения, она может быть направлена на сохранение активов организации. То есть адвокаты финансово несостоятельной компании пытаются всячески очистить фирму от долгов, защищая ее при этом от неправомерных действий кредиторов, и ищут возможность продать или реструктуризировать бизнес, чтобы собственник не прибегал к полной ликвидации бизнеса.

Процедуру банкротства организации должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.

Сложности процедуры банкротства

Кстати, ликвидировать бизнес довольно сложно, особенно если предприятие не первый день на рынке и уже имеет какие-то устойчивые отношения с партнерами и другими структурами. Чем больше сторон заинтересовано в существовании фирмы, тем труднее ее закрыть, поскольку необходимо грамотно прерывать контакты с государственными контролирующими органами, контрагентами, партнерами.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо можно ликвидировать в добровольном порядке по единогласному решению его собственников. В первую очередь о ликвидации необходимо уведомить налоговую инспекцию. Туда следует отправить данные о составе ликвидационной комиссии или ликвидатора, в роли которых обычно выступают учредители компании. При этом нужно опубликовать решение о ликвидации компании, уведомив об этом кредиторов. Следует учитывать, что срок, отведенный на эти действия, ограничен минимальной планкой в два месяца, то есть фирме могут отказать в регистрации ликвидации, если перед тем, как составить и передать в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс, она не выждет положенного срока. Завершает ликвидацию составление окончательного ликвидационного баланса, который ликвидатор должен передать все в ту же налоговую инспекцию. Через пять дней после подачи заявления ликвидатор получает государственное свидетельство о том, что фирма прекратила свое существование.

Процедуру банкротства организации нужно доверить профессионалам

Кстати, если дела у компании плохи, то об этом обычно подозревают не только собственники, но и партнеры с кредиторами. А потому взыскивать долги они начнут до полного угасания фирмы. Следует знать, что процедура банкротства дает кредиторам шанс приобрести имущество должника по цене значительно ниже рыночной или, например, позволяет сменить все менеджерские структуры организации, которая имеет перед ними определенные финансовые обязательства. Поэтому процедуру банкротства должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.

Читайте также  Критерии банкротства индивидуального предпринимателя

Преимущества добровольного проведения процедуры банкротства юридического лица

Провести процедуру банкротства могут предприятия с организационными формами ООО, ОАО и ЗАО. После признания предприятия банкротом оно исключается из единого государственного реестра юридических лиц. Стоит учитывать, что проведение процедуры банкротства зависит от ее инициатора. Если сам должник пошел на этот шаг, то он получает преимущества, к примеру имеет право продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица. К тому же активы компании, которые представляют собой наибольшую ценность, могут быть проданы заранее кому-то из своих, хотя подобные сделки чреваты рисками получить обвинение в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Бросить, ликвидировать или обанкротить — как безопасно для владельца завершить юридическое существование компании

Пандемия и сопутствующий ей экономический кризис привели к состоянию объективного банкротства огромное количество ранее активных на рынке компаний с реальными владельцами. Последние все чаще задаются вопросом — что делать с пришедшим в финансовую негодность корпоративным активом (скорее, пассивом). Хочется выбрать дешевый и надежный вариант, то есть такой, который исключит обращение взыскания по обязательствам общества на имущество ее участника.

При этом чаще всего, речь идет о компаниях, не имеющих ликвидных активов, за исключением разве что стандартного мусора на балансе — «мертвой» дебиторки и несуществующих запасов. В пассивах – коммерческие и фискальные долги.

Основные варианты очевидны – ликвидация, банкротство или пассивное прекращение работы с компанией в расчете на исключение из ЕГРЮЛ (или истечение сроков, в течение которых могут быть предъявлены требования к владельцу компании).

В каком направлении двинуться? Или вообще не двигаться и подождать? Попробуем порассуждать на эту тему, опираясь на практику.

Ликвидация

Это самый легальный способ прекращения деятельности юридического лица и исключения его из реестра. Однако его успех зависит от того насколько активы ликвидируемой компании покрывают ее обязательства. Причем речь здесь идет не о номинальном (суммовом) покрытии, а о фактическом погашении долгов за счет имущества.

Иными словами, если из промежуточного ликвидационного баланса следует, что долги не могут быть погашены за счет активов или в условиях формальной достаточности активов известно, что они отсутствуют или имеют нулевую стоимость – ликвидатор или комиссия обязаны обратиться в суд с заявлением должника о банкротстве. На этом попытка ликвидации закончится. (Определение ВС от 23.12.2017 года №310-ЭС17-8699).

Вывод: ликвидация общества с заведомой недостаточностью имущества для погашения обязательств — это прямой путь в процедуру банкротства. При активном уклонении ликвидатора от обязанности подать соответствующее заявление – он рискует получить административную и/или субсидиарную ответственность (хотя это не очень страшно, если должник уже не генерирует обязательств).

Банкротство

В условиях объективного банкротства, владелец компании может инициировать подачу заявления должника или договориться о подаче такого заявления со стороны кредитора (имеющего «просуженные» требования). Последний вариант позволит утвердить условно дружественного управляющего (во всяком случае, на период наблюдения).

Однако, «направляясь» в процедуру банкротства, бенефициару должника следует учитывать ряд важных обстоятельств.

А) Расходы. Необходимо будет финансировать процедурные мероприятия — при отсутствии покрытия текущих расходов процедура будет прекращена по инициативе арбитражного управляющего (в противном случае он будет нести риск неполучения вознаграждения и отказа в возмещении расходов – п.15 ППВАС от17.09.2009 года №91). Как минимум, «заказчику» необходимо оплачивать публикации, почтовые расходы, вознаграждение управляющего, расходы на проведение собраний. Минимальный ценник за полгода здесь выходит что-то около 220 тысяч.

Б) Отсутствующее имущество

Если на балансе числится имущество, а по факту оно отсутствует (крайне распространенная ситуация в отношении запасов) – то это будет с неизбежностью выявлено управляющим. В подавляющем большинстве случаев вразумительно объяснить это не возможно, а значит, появятся основания, как минимум, для взыскания убытков с контролирующих лиц.

При этом если у вас не сложилось «теплых» отношений с арбитражным управляющим, он гарантированно направит соответствующее заявление в правоохранительные органы. А это может быть большой головной болью, даже при отсутствии состава преступления, но вашей «имущественной» привлекательности для блюстителей закона.

Аналогичная ситуация и с иными активами, например, дебиторской задолженностью – если она по каким-то причинам не взыскивалась своевременно и возможность ее истребования утрачена – это тоже основание для взыскания убытков или привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Иным словами, любые нелогичные и не объяснимые деловой практикой действия/бездействия в отношении активов (а это, к сожалению, «сплошь и рядом»), могут стать серьезным основанием для претензий к контролирующему лицу.

В) Оспаривание сделок

В российской деловой практике распространенной является ситуация полного или частичного вывода активов должника в преддверии банкротства. Кроме того, по-прежнему очень часто коммерческие организации (вернее их бенефициары) – выводят безнал компании в кэш. Это стало дорого, но никуда не ушло.

И то, и другое не сложно выявить при анализе условий сделок и контрагентов. Конечно «дружественный» управляющий может чего-то не заметить, но тут мы делаем круг и возвращаемся к первому пункту – «близорукость» управляющего это дополнительные расходы бенефициара. Кроме того, если в процедуре есть ФНС или активные кредиторы, а оптимизационные мероприятия слишком очевидны, уклонение управляющего от оспаривания соответствующих сделок может дорого ему стоить (Определение от 07.02.2019 года №305-ЭС16-15579) и едва ли он на это пойдет.

Г) Субсидиарная ответственность контролирующих лиц (или взыскание с них убытков)

Строго говоря, закон о банкротстве знает только два правонарушения, которые ведут к субсидиарной ответственности – доведение до банкротства (ст. 61.11 ЗоБ) и неподача заявления должника (ст.61.12 ЗоБ). Однако на практике суды не слишком придерживаются доктрины и в качестве фактических оснований ответственности контролирующих лиц могут ссылаться на отсутствие имущества должника, совершение разного рода оптимизационных сделок, непередачу документов должника, хотя эти обстоятельства являются условиями презумпции доведения до банкротства (Определение ВС от 30.01.2020 года №305-ЭС18-14622).

Но основной риск субсидиарной ответственности не в размытости ее оснований, а в том, что к ответственности могут быть привлечены как лица, осуществляющие прямой контроль в отношении должника, так и иные лица, находящиеся под контролем общего бенефициара и получившие косвенную (или даже предполагаемую) выгоду от деятельности должника (Определения ВС от 06.08.2018 года №308-ЭС17-6757 и от 25.09.2020 года №310-ЭС20-6760).

Вывод: даже беглого перечисления обстоятельств, на которые следует обратить внимание при использовании банкротства, как способа прекращения деятельности юридического лица, достаточно чтобы признать его неприемлемость для значительного количества кризисных компаний и их бенефициаров. Это тот джин, которого контролирующим должника лицам лучше не выпускать.

Фактическое прекращение деятельности компании

Имеется в виду создание условий для исключения организации из ЕГРЮЛ, как недействующей в порядке статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На первый взгляд для этого нужно совсем не много – отказаться от использования счета и сдачи отчетности, в таком режиме просуществовать один год.

Однако, исключение из ЕГРЮЛ это право, но не обязанность ФНС и потребовать этого от нее нельзя. Ожидание может основательно затянуться. К тому же, исключение из реестра не устраняет главную опасность для контролирующего лица – привлечение к ответственности по обязательствам ликвидированной компании (в порядке пункта 3.1. ст. 3 Закона об ООО). В качестве негативных последствий исключения из реестра Закон о государственной регистрации предусматривает также ограничения для мажоритарного участника и директора в отношении регистрации новых обществ (п.п. «ф» п 1 ст. 23.1 Закона о регистрации).

Правда тут есть два позитивных для должника и его бенефициаров обстоятельства. Первое – условием привлечения контролирующего лица к ответственности по пункту 3 статьи 3.1. Закона об ООО является доказанный факт того, что невозможность удовлетворения требований кредиторов была следствием действий контролирующего лица. То есть, привлечение к ответственности на основании п.3.1. статьи 3акона об ООО осуществляется по аналогии с составом «доведения до банкротства» статьи 61.11 ЗоБ.

Все попытки навязать ответственность контролирующим лицам исходя лишь из уклонения от использования счета и сдачи отчетности (игнорируя установления их действий в качестве причины непогашения долга), Верховный Суд признал необоснованными (Определение ВС № 307-ЭС20-180 от 25.08.2020 года). Очевидно, что ординарному коммерческому кредитору (в смысле — не ФНС и не кредитной организации) исключенной из реестра организации, вне процедуры банкротства будет очень сложно найти доказательства недобросовестных действий контролирующих лиц.

Второе – это срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении к ответственности в порядке пункта 3.1 статьи 3 Закона об ООО. По аналогии с нормами о субсидиарной ответственности (п.6 статьи 61.14 ЗоБ) – такой срок не может быть больше, чем три года от даты исключения должника из ЕГРЮЛ. При этом, практика арбитражных судов склонна считать этот срок иначе (лояльнее в отношении контролирующих лиц), связывая начало его течения не с исключением должника из реестра, а с моментом, когда кредитору должно было быть известно о невозможности погашения его требований (например, Решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2020 года по делу №А41-91799/19).

То есть период тревожной неопределенности для бенефициара не будет вечным.

Вывод: с учетом всех обстоятельств, прекращение деятельности компании (в расчете на ее исключение из ЕГРЮЛ), на сегодня, пожалуй, самый приемлемый, безопасный и дешевый способ отказа от корпоративного актива.

А что кредитор? Каковы его шансы при каждой из указанных выше процедур юридической ликвидации юридического лица?

Тут ситуация зеркально противоположная – для кредитора «кризисной» компании наиболее приемлемым вариантом является, конечно, банкротство. Только в этом случае у него появляются шансы добиться хотя бы частичного удовлетворения требований за счет неправомерно выбывших активов (через оспаривание сделок должника) и/или имущества контролирующих лиц (в рамках субсидиарной ответственности).

Однако инициировать этот процесс может не каждый кредитор – необходимо иметь «просуженное» требование и быть готовым нести текущие расходы. И это без гарантии погашения долга. Поэтому ординарные кредиторы (не Банки и не ФНС) обычно выжидают, когда соответствующее заявление будет подано кем-то другим. Часто это ожидание заканчивается тем, что должника исключают из реестра в порядке статьи 21.1. закона о государственной регистрации.

Что же можно посоветовать кредиторам в этой ситуации, чтобы при минимальных расходах дотянуться до имущества контролирующего лица?

Первый вариант – действия вне конкурса (вне процедуры банкротства). Практика предоставляет здесь очень ограниченные возможности по препятствованию вывода активов и оспариванию сделок — это допустимо только в отношении недобросовестных действий физических лиц (Определение ВС 4-КГ15-54 от 01.12.2015 года) и в случае с корпоративными требованиями об оплате действительной стоимости доли (например, Постановление АС Поволжского округа от 24.12.2016 года по делу №А12-20196/2015. ).

Второй вариант – подача заявления кредитора о банкротстве с последующим прекращением производства в связи с отсутствием источников финансирования. Это дает возможность сэкономить на расходах и подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности вне процедуры банкротства (п.12 ст.61.11, ст.61.19 ЗоБ).

Третий вариант – обращение с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам недействующей компании, исключенной из ЕГРЮЛ (на основании пункта 3.1 статьи 3 ФЗ Об ООО).

Выше было отмечено, что слабым местом для заявителя здесь является отсутствие информации о недобросовестных действиях контролирующих лиц. Учитывая это, практика осознанно снижает стандарт доказывания для заявителей в подобной ситуации – им достаточно обосновать свою позицию с помощью косвенных доказательств (п.57 ППВС от 21.12.2017 года №53, Определение ВС от 28.03.2019 года №305-ЭС18-17629).

В качестве обоснования возможных недобросовестных действий контролеров заявитель может указать на значительное уменьшение активов должника (согласно данным балансов); на отсутствие информации о судьбе имущества, которое принадлежало должнику; на «формальные» судебные процессы (Определение №305-ЭС17-2261 от 08.06.2020 года); на то, что деятельность должника была переведена на другую аффилированную компанию и т.д.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: