Закон о банкротстве юрлиц

127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

Закон о банкротстве юрлиц

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

27 сентября 2002 года

16 октября 2002 года

Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, регулирующими вопросы деятельности временных администраций финансовых организаций.

2.2. Процедура принятия решения о реализации акций (долей) банков, в случае поступления Предложения о покупке, включает следующие этапы: получение Предложения о покупке; подготовка заключения о соответствии такого Предложения Федеральному закону (в том числе о соответствии предложенной цены установленным требованиям); рассмотрение Предложения о покупке Правлением Агентства; информирование лица, направившего Предложение о покупке, об итогах его рассмотрения.

1) сведения о размере предлагаемых к передаче обязательств и их структуре с разбивкой по обязательствам перед кредиторами каждой из очередей в соответствии с Законом о банкротстве;

2) перечень имущества, которое может быть передано Приобретателю (Приобретателям), с указанием его балансовой и оценочной стоимости;

выполняет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

1.6. В аккредитационное дело кандидата (аккредитованного лица) помещаются поступающие в Банк России документы кандидата (аккредитованного лица) и копии документов, направленных ему Банком России, по вопросам, связанным с аккредитацией, отказом в аккредитации, аннулированием аккредитации, продлением аккредитации, отказом в продлении аккредитации, выдачей свидетельства об аккредитации, а также документы, относящиеся к деятельности кандидата (аккредитованного лица) в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего, ликвидатора.

Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций и особенности осуществления в отношении таких организаций государственного контроля (надзора) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон о банкротстве), Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом указанными нормативными правовыми актами истечение срока исполнения предписания саморегулируемыми организациями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований не отнесено к основаниям для проведения внеплановой проверки.

4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).

«В случаях, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». При этом положения частей шестой и седьмой настоящей статьи не применяются.»;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;

Денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

127 ФЗ о несостоятельности и банкротстве юридических лиц

Содержание статьи

    1. 127 ФЗ о банкротстве
    2. Закон о банкротстве юридических лиц

Федеральный закон 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон № 127-ФЗ) регламентирует процедуру банкротства юридических и физических лиц и устанавливает перечень обстоятельств, в результате которых лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Юридическое лицо, признанное банкротом, – это организация, не имеющая возможности исполнить взятые на себя денежные обязательства перед кредиторами в полном объеме либо внести необходимые платежи. Признать банкротство юридического лица может только арбитражный суд. Какие нюансы предусматривает Закон № 127-ФЗ в этом процессе?

127 ФЗ о банкротстве

Согласно ст. 65 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) за исключением:

  1. казенного предприятия;
  2. учреждения;
  3. религиозной организации;
  4. политической партии;
  5. публично-правовой компании.

Закон № 127-ФЗ определяет условия, согласно которым юридическое лицо может быть признано банкротом. Когда компания отвечает признакам неплатежеспособности, размер ее задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей и обязательство не исполнялось в течение 3 месяцев, то должник или иное установленное законом лицо вправе подать заявление о признании несостоятельности (банкротства) этого юридического лица.

Обратите внимание! Подведомственность рассмотрения дел о банкротстве ООО относится к арбитражному суду по месту нахождения (государственной регистрации) должника, в соответствии со ст. 33 Закона № 127-ФЗ.

При возникновении у компании финансовой несостоятельности, когда она не в силах уплатить задолженность перед кредиторами и по обязательным государственным платежам, как должник, она вправе подать заявление в арбитражный суд о признании собственной несостоятельности (банкротства) согласно ст. 8 Закона № 127-ФЗ. Инициировать процедуру банкротства ООО также могут конкурсный управляющий, кредиторы и уполномоченный орган. Уполномоченным органом выступает ФНС РФ, которая вправе истребовать внесение обязательных государственных платежей с ООО при наличии задолженности через свои территориальные органы. Заявление может быть подано и работником компании (в том числе бывшим), перед которым общество имеет долг в виде неуплаты выходных пособий и заработной платы либо по иным обязательным платежам.

Обратите внимание! Руководитель должника обязан написать в арбитражный суд заявление о банкротстве при наличии условий, установленных ст. 9 Закона № 127-ФЗ.

Заявитель перед подачей заявления о банкротстве ООО в арбитражный суд обязан уплатить государственную пошлину, согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, в размере 6 тысяч рублей, а также оплатить услуги арбитражного управляющего. В последнем случае средства вносятся на депозит арбитражного суда, а размер этой суммы определяется в соответствии со ст. 20.6 Закона № 127-ФЗ.

Одновременно на основании п. 4 ст. 37 Закона № 127-ФЗ должник обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства, отправив им заказным письмом с уведомлением копии поданного заявления. К заявлению необходимо приложить требуемый пакет документов.

Закон о банкротстве юридических лиц

Приняв заявление о банкротстве юридического лица, арбитражный суд проверяет его обоснованность на основании указанных условий и признаков неплатежеспособности должника, о чем выносит определение и начинает процесс банкротства.

Обратите внимание! Процедура банкротства юридических лиц направлена, прежде всего, на восстановление платежеспособности компании и погашение задолженности. Ликвидация юрлица происходит только, если все предпринятые меры, направленные на выход из кризисной ситуации, не помогли.

В первую очередь за компанией вводится наблюдение и назначается временный финансовый управляющий, который проверяет деятельность юрлица в течение 7 месяцев, после чего предоставляет суду отчет.

На стадии наблюдения составляется список (реестр) требований кредиторов и задолженности по обязательным платежам, наступает срок исполнения по возникшим до начала введения наблюдения всех обязательств и проводится первое собрание кредиторов. Наблюдение на основании отчета может перейти на следующий этап процедуры банкротства – финансовое оздоровление и внешнее управление. Если же юрлицо не имеет выхода из финансовой несостоятельности, вводится сразу конкурсное производство.

Финансовое оздоровление направлено на восстановление платежеспособности должника и вводится на срок до 2 лет; именно в это время собрание кредиторов и должник могут прийти к компромиссу, утвердив удовлетворяющий их график погашения задолженности. При добросовестном исполнении должником обязательств в порядке очередности, указанной в ст. 134 Закона № 127-ФЗ, в установленный срок юрлицо признается платежеспособным, дело о банкротстве прекращается, а компания продолжает свою деятельность.

Внешнее управление является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом по ходатайству собрания кредиторов на срок до 18 месяцев. Внешний управляющий может в данный период сменить сферу деятельности общества, закрыть нерентабельные направления и применить другие меры, направленные на выход юрлица из финансового кризиса. Если эти меры окажутся недостаточными для восстановления платежеспособности компании, арбитражный суд введет конкурсное производство.

Обратите внимание! На этапе внешнего управления должник вправе внести мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

ст. 95 Закона № 127-ФЗ

Конкурсное производство возможно после принятия судом решения о признании юридического лица банкротом. Его максимальная длительность – 6 месяцев. Данная процедура направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов посредством реализации с торгов принадлежащего должнику имущества назначенным судом арбитражным управляющим. Вырученные с торгов средства идут на погашение задолженности в порядке очередности. После исполнения обязательств должника юридическое лицо ликвидируется, о чем производится запись в ЕГРЮЛ.

Банкротство некоторых категорий должников, согласно гл. IX Закона № 127-ФЗ, имеет свои особенности:

  • градообразующие организации;
  • сельскохозяйственные организации;
  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • стратегические предприятия и организации;
  • субъект естественных монополий;
  • застройщики;
  • участники клиринга и клиенты участника клиринга.

Юридическое лицо, в отличие от физических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечает по обязательствам перед кредиторами и по обязательным государственным платежам только своим имуществом в рамках и в порядке очередности, установленных действующим законодательством.

Процедура банкротства юридического лица является трудоемким и затратным процессом с множеством нюансов. Справиться с нею вам поможет юрист по банкротству, который окажет помощь как на этапе подготовки, так и в процессе судебного производства.

Банкротство юридических лиц

К сожалению, не всегда все идет по плану, особенно в бизнесе. Идея может не выгореть, могут возникнуть внешние обстоятельства, например, как в случае с пандемией. Дело идет ко дну, а компания обрастает долгами. Выход из ситуации есть — это процедура банкротства юридического лица.

Регулирует ситуацию ФЗ-127 О несостоятельности. Банкротство юридических лиц — полностью законная процедура, после которой компания лишается всех финансовых претензий со стороны кредитора. Но это сложный и долгий процесс. Бробанк.ру рассказывает, как все проходит.

Признаки банкротства юридического лица

Статус не дается всем компаниям, он предназначен только для тех, кто реально не может справляться с долговыми обязательствами. Это могут быть любые проблемные долги: перед банками, контрагентами, государственными органами.

Закон говорит о том, что юрлицо может стать банкротом, если не исполняет требования кредиторов, не может выплачивать работникам зарплату, вносить обязательные платежи. Срок жизни проблемных обязательств — минимум 3 месяца. Общая сумма долга должна превышать 300 000 рублей.

Читайте также  Сомнительные сделки при банкротстве

Кто может инициировать банкротство ООО:

  1. Сама компания.
  2. Кредитор, перед которым у компании существует долг.
  3. Работник, перед которым у компании есть долг.
  4. Конкурсный кредитор.
  5. Уполномоченные органы, например, ФНС.

Вне зависимости от того, кто является инициатором, порядок банкротства юридического лица будет идентичным. Дела рассматриваются арбитражным судом.

Кроме того, Статья 8 ФЗ-127 говорит о том, что компания-должник правомочна подать заявление о банкротстве в Арбитражный суд заранее, когда сложная финансовая ситуация есть только в перспективе. Но при условии, если она явно неизбежна: например, у компании нет и не будет ресурсов, чтобы расплатиться с контрагентом или выплатить зарплату работникам в следующий период.

С чего начать

Для примера будем рассматривать ситуацию, что инициатором становится сама компания. У нее есть долги суммарно свыше 300 000 рублей, и руководство понимает, что своими силами не справится с этим долгом.

Закон предусматривает ситуации, когда юридическое лицо само обязано подать заявление о банкротстве:

  • удовлетворение требований одного кредитора ведет к неудовлетворению других;
  • компания имеет признаки неплатежеспособности, недостаточности имущества;
  • есть просрочка по выплате зарплаты сотрудникам сроком более 3 месяцев.

Организация обязана направить иск в суд в течение месяца после возникновения хотя бы одного указанного выше обстоятельства.

Заявление о банкротстве юридического лица может направить в Арбитражный суд уполномоченный руководитель компании. Также можно привлечь к делу юридическую компанию, которая занимается сопровождением процедуры банкротства юрлиц.

Юридическое сопровождение банкротства — востребованная на рынке услуга. Процесс долгий, сложный, имеет массу нюансов, особенно когда долгов и кредиторов много. Понятно, что это не бесплатные услуги, но часто без них просто не обойтись, особенно если у руководства ООО нет опыта в этом деле.

Сбор документов и подача заявления в Арбитражный суд

Компания своими силами или с привлечением представителя составляет исковое заявление в Арбитражный суд и прикладывает к нему пакет требуемых документов. Содержание заявления отражено в Статье 37 ФЗ-127, перечень необходимых бумаг — в Статье 38 этого же Федерального Закона. Определение о принятии заявления представитель фирмы получит в течение 5 дней.

Для рассмотрения дела о признании должника банкротом обязательно привлекаться арбитражный управляющий, который будет анализировать и регулировать финансовую сторону вопроса. В определении суд укажет на конкретную кандидатуру управляющего или на перечень СРО, выбранный специалист должен быть членом одной из них.

В течение 15-30 дней с даты вынесения определения организовывается первое судебное заседание, на котором определяется, есть ли у юридического лица признаки банкротства. К этому заседанию нужно определиться с кандидатурой финансового управляющего.

Если заявление признается обоснованным, суд утверждает управляющего, начинается стадия наблюдения. Точное решение о будущем компании принимается через 7 месяцев после подачи иска в суд.

Стадии банкротства юридического лица

Наблюдение

До самого банкротства еще далеко, первая стадия “Наблюдение” — это фактически подготовка к процедуре утверждения несостоятельности юридического лица. В дело вступает назначенный судом арбитражный управляющий, который проводит анализ компании.

На этом этапе компания существует, состав руководства остается неизменным, органы управления все еще правомочны принимать решения относительно деятельности, могут даже создавать филиалы, инициировать реорганизацию и пр. Но все действия проводятся только под контролем арбитражного управляющего и с его согласия.

Что делает управляющий на стадии наблюдения:

  • принимает меры по сохранности имущества должника. То есть замораживает все счета, создает реестр имущества, следит за его сохранностью. Компания, которая является потенциальным банкротом, не может распоряжаться своими активами;
  • проводит анализ финансового состояния должника, выявляет его кредиторов, объемы обязательств;
  • составляет реестры кредиторов с их требованиями, а также уведомляет их о начале процедуры банкротства компании;
  • организовывает собрание кредиторов.

За 5 дней до назначенной даты следующего заседание (через 7 месяцев после обращения компании в суд) управляющий предоставляет суду сформированные отчеты, реестры, протокол собрания кредиторов и заключение о финансовом состоянии должника.

При проверке управляющий анализирует и прошедшие сделки должника. Если обнаруживаются подозрительные сделки, говорящие об уводе активов, они будут оспариваться и признаваться ничтожными.

Финансовое оздоровление

Если первая стадия оказалась успешной для должника, наступает следующая стадия банкротства юридического лица — финансовое оздоровление. Ее суть в том, что управляющий пытается восстановить стабильность работы компании, ее платежеспособность для покрытия долгов.

Назначается административный управляющий, который будет все контролировать, его кандидатура утверждается Арбитражным судом. Что он будет делать:

  • вести реестры кредиторов, организовывать и вести их собрание;
  • создавать план оздоровления, следить за его выполнением;
  • контролировать все сделки, требуется обязательное согласование с ним;
  • направлять ходатайств в суд об отстранении руководителя, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, о признании сделок незаконными и пр.

Стадия финансового оздоровления продолжается установленный судом срок, но она не может продолжаться более 2 лет. Если за это время компания справится со всеми долгами, дело о банкротстве прекращается.

Внешнее управление

Если финансовое оздоровление не помогло справиться с обязательствами, наступает следующая стадия — внешнее управление. Оно назначается на срок не более 18 месяцев, но в зависимости от обстоятельств может продлиться еще полгода.

По сути, это продление стадии финансового оздоровления, но под руководством другого специалиста. Назначается внешний управляющий, который также разрабатывает “план спасения” проблемной компании и пытается его реализовать.

Полномочия прежнего руководителя полностью складывается, их на себя берет внешний управляющий. Он может либо уволить прежнего управленца, либо предложить ему другую должность в фирме.

Для восстановления платежеспособности управляющий может закрывать нерентабельные производства, продавать имущество компании, размещать дополнительные акции, замещать активы и пр. Может быть организована продажа предприятия.

И только по окончанию этой стадии можно говорить о признании юридического лица банкротом. Если и внешний управляющий не смог ничего сделать, суд принимает соответствующее решение и вводит конкурсное производство.

Конкурсное производство

По закону о банкротстве юридических лиц, если внешнее управление не дало результатов, долги по прежнему существуют, суд все же признает компанию банкротом. Он вводит конкурсного управляющего, который проведет полную инвентаризацию имущества фирмы и организует его реализацию. Вырученные средства пойдут на удовлетворение требований кредиторов.

Конкурсное производство продолжается не больше 6 месяцев, но по ходатайству заинтересованных лиц может продлиться еще на полгода.

Управляющий сразу после вступления в должность публикует сведения о несостоятельности компании в реестре банкротство юридических лиц. После обнаружения информации в деле могут появиться и другие кредиторы, которые могут заявить свои требования.

Что входит в задачи конкурсного управляющего:

  • организация сохранности имущества должника, проведение его экспертной оценки для дальнейшей продажи;
  • выявление имущества должника, которое находится в пользовании других лиц;
  • организация сокращения работников, уведомление их о предстоящем событии;
  • составление и соблюдение схемы удовлетворения требований кредиторов.

Очередность удовлетворения требований кредиторов прописана в Статье 134 ФЗ-127. В первой очереди находятся кредиторы, долги перед которыми возникли еще до объявления юридического лица банкротом.

После завершения конкурсного производства, продажи имущества компании и направления вырученных средств на покрытие долгов дело о банкротстве закрывается. Арбитражный суд инициирует исключение юридического лица из ЕГРЮЛ.

Сколько длится процедура банкротства ООО

Это сложный и долгий процесс. Если банкротство физического лица или индивидуального предпринимателя длится 1-2 года, то с юрлицом все совершенно иначе.

Банкротство юридических лиц проводит только Арбитражный суд по установленной законом схеме. Длительность стадий следующая:

  1. Сбор документов и составление иска. Если банкротство юридического лица ведет юридическая компания, все пройдет быстро. Эта стадия не продлится больше пары недель, ее можно не считать. Самостоятельная подготовка может занять около месяца.
  2. Подача заявление в Арбитражный суд и введение стадии наблюдения — 7 месяцев.
  3. Финансовое оздоровление — 2 года.
  4. Внешнее управление — 1,5-2 года.
  5. Конкурсное производство — 6-12 месяцев.

Итого закон о банкротстве юридических лиц предусматривает срок рассмотрения дела о несостоятельности компании в 55-67 месяцев. То есть руководству нужно сразу быть готовым к тому, что процесс займет примерно 5 лет.

Стоит ли обращаться в юридические компании по банкротству

Нужна ли вашей компании помощь при банкротстве — решать только вам. По сути, она выражается в юридической консультации, сборе документов для суда и составлении искового заявления. Дальше делом будут заниматься уже арбитражный управляющий, после внешний и конкурсный.

Но в любом случае компании могут потребоваться представители в суде, помощь в подготовке к очередным заседаниям. Если речь о большой фирме с большим количеством долгов, лучше воспользоваться услугами компаний, которые специализируются на банкротстве юридических лиц.

Закон о банкротстве юрлиц

6 МИН

Несостоятельный бизнес: как проходит банкротство юрлиц

Причины банкротства компании могут быть разными, например кризис привёл к убыткам или не «взлетела» новая бизнес-идея. Рассказываем, что происходит при банкротстве компании.

Что такое банкротство

Банкротство — это неспособность компании платить по обязательствам: начислять зарплату, выходные пособия, рассчитываться с контрагентами. Чтобы арбитражный суд вынес решение о несостоятельности, срок задержки платежей должен быть не менее трёх месяцев, а общая сумма задолженности — не менее 300 тысяч рублей.

Если в ходе разбирательства суд признает, что доходы бизнеса не могут перекрыть долги, по закону о банкротстве компании придётся продать имущество, а деньги перечислить кредиторам. При этом не начисляют штрафы и снимают аресты с активов юрлица.

Кто может инициировать банкротство

Процедуру могут инициировать как кредиторы организации, контрагенты или госорганы, так и сама компания. В итоге банкротство проходит по двум сценариям:

Добровольное. Компания вправе подать на банкротство по собственной инициативе, если собственники понимают, что расплатиться с кредиторами уже не смогут. Чтобы стать банкротом и погасить долги, компания не должна владеть имуществом и иметь источники дохода.

Принудительное. Когда должник не выплачивает деньги и не исполняет обязательства, кредиторы могут инициировать его банкротство. Если не хотите закрывать бизнес, придётся искать способы погасить долги, продать имущество компании, снизить расходы и найти новые источники доходов.

Банкротство компании: основные этапы

На рассмотрение дела о банкротстве у арбитражного суда есть 7 месяцев с подачи заявления должником или его кредиторами. Суд принимает документы и проверяет, есть ли признаки несостоятельности.

Читайте также  Реставрация строительная компания банкротство

Наблюдение

Суд назначает временного управляющего, который следит за сохранностью имущества должника, анализирует его финансовое состояние и ведёт реестр требований кредиторов. В этот период компания перестаёт платить штрафы и кредиты, а приставы снимают аресты с её имущества.

За 10 дней до окончания наблюдения временный управляющий проводит собрание кредиторов. В зависимости от его результатов арбитражный суд принимает решение о переходе к одной из процедур — финансовому оздоровлению или внешнему управлению. Если по итогам собрания суд признает компанию кредитором, то сразу откроет конкурсное производство.

Финансовое оздоровление

Этап, на котором компания пытается восстановить платёжеспособность и покрыть долги. За процессом следит административный управляющий, которого назначает суд. Им может стать временный управляющий. Задача специалиста — контролировать расчёты с кредиторами и отчитываться по ним перед судом.

Финансовое оздоровление длится не больше двух лет. Если по итогам процедуры не осталось непогашенных долгов и жалоб от кредиторов, процедура банкротства прекращается, а компания продолжает вести бизнес без ограничений. В противном случае суд переходит к следующему шагу — внешнему управлению или конкурсному производству.

Внешнее управление

Арбитражный суд передаёт полномочия руководителя внешнему управляющему. Это новый специалист, назначить бывших административного или временного управляющего на его место не могут. Внешний управляющий разрабатывает план восстановления платёжеспособности должника, а затем пытается его реализовать.

Внешнее управление занимает до 18 месяцев с возможностью продлить ещё на шесть. Если должник на этом этапе расплачивается с кредиторами, банкротство прекращается, если нет — начинается конкурсное производство.

Конкурсное производство

Суд признает компанию банкротом и назначает конкурсного управляющего. Он проводит инвентаризацию, привлекает оценщика и затем продаёт имущество компании для погашения долгов. Производство занимает шесть месяцев с возможностью продлить ещё на шесть. В завершении в ЕГРЮЛ появляется запись о ликвидации компании-должника.

Мировое соглашение

На любой стадии банкротства компания может договориться с кредиторами и заключить с каждым из них мировое соглашение. В таком случае банкротство прекращается. Собрание кредиторов принимает соглашения, а арбитражный суд их утверждает. В документе прописывают порядок и сроки исполнения обязательств должника.

Упрощённая процедура банкротства

Существует упрощённый метод банкротства. Воспользоваться им можно в одном из трёх случаев:

  • собственник начал добровольно ликвидировать компанию, но выяснил, что из-за долгов перед кредиторами не сможет завершить процедуру;
  • местонахождение руководителя компании-должника не удаётся установить или по счетам фирмы более 12 месяцев не проводились никакие операции;
  • банкротство началось в отношении ипотечного агента или специализированного общества, созданного для выпуска облигаций и инвестиций в долгосрочные проекты.

Когда собственник или кредитор узнают об этих обстоятельствах, они подают заявление о признании компании банкротом в упрощённом порядке. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, минуя этапы наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления.

Управляющий распродаёт имущество фирмы в счёт долгов бизнеса. Если погасить долги удалось, процедура банкротства прекращается и компания работает дальше. Если нет, то компания становится банкротом и её исключают из ЕГРЮЛ.

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Ведущий юрист проекта «ЮрХелп» Гюнай Везирова подготовила подробный материал о грядущих изменениях в закон о банкротстве. Чем он плох и есть ли существенные плюсы?

Предстоящие весенние изменения в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» включают в себя не только переименование закона (новое название — «О реструктуризации и банкротстве»), но и ряд очень серьезных нововведений в отношении физических, юридических лиц и арбитражных управляющих. Разбираемся в деталях.

Для чего вводятся изменения в закон о банкротстве

Попасть в сложное финансовое положение в современном мире со всеми его экономическими проблемами — задача не из сложных. Неудачное поручительство за должника (бизнесмена или родственника), долларовая ипотека — подобных вариантов немало. Справиться с проблемами помогает отлаженное законодательство о банкротстве. Но, к сожалению, термин «отлаженное» нельзя применить ни к действующим нормативным актам, ни, тем более, к новым поправкам, о которых и написана эта статья.

Изначально все планировалось для урегулирования деятельности арбитражных управляющих. Действительно, есть темные зоны в вопросе контроля деятельности: кто-то работает добросовестно, кто-то — не очень. Управляющим запрещено заниматься коммерческой деятельностью, но некоторые из них активно рекламируют свои услуги, в том числе и сопутствующие.

Количество банкротов растет — в отрасли циркулируют прогнозы о 20 % от трудоспособного населения России к 2024 году.

Это гигантские цифры на фоне общепринятой в мире 5–7 % нормы для экономически развивающейся страны. Можно долго рассуждать о причинах, но важнее подготовиться к последствиям. Именно эта подготовка, на мой взгляд, и стала основной для внесения изменений. Но, как у нас часто бывает, вместо того, чтобы подключить к вопросу практиков из бизнеса и специалистов по банкротству, закон писали другие люди.

Нововведения в порядке торгов имущества

Однако начнем с позитивных изменений.

Сейчас торги по имуществу должника могут длиться до полутора лет. Фактически есть риск, что вместо оперативного решения своего вопроса человек «застрянет» в процедуре на эти год-полтора из-за какого-нибудь старого «Москвича» за 10 000 рублей, который числится на нем и который никому не нужен.

По этому объекту будет точно такая же процедура, как и по чему-то более ликвидному — оформление бумаг, подготовка к торгам, сами торги (только они, согласно закону, могут растянуться до полугода). Сейчас процедура торгов выглядит так: проводятся два этапа с фиксированной ценой, если сделки нет, следующие этапы идут на понижение стоимости лота (имущества).

Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение / понижение) в течение дня.

То есть если раньше длительность сроков была обозначена сугубо «на глаз» и в зависимости от скорости прохождения судебного процесса, то сейчас ее значительно сокращают.

Еще один плюс — возможность реализации имущества банкрота не только с помощью специализированных площадок и прямых продаж имущества через доски объявлений, но и при размещении на маркетплейсах. Больше возможностей по реализации, ускорение процедуры — это однозначно хорошо. Но вот другие изменения положительными назвать никак нельзя.

Нововведения в цифрах: группы должников, стоимость услуг и введение балльной системы для СРО

Вводится разделение должников по уровню доходов:

  • Первая группа. Физические лица и ИП, а также все организации со стоимостью активов не более 300 миллионов рублей и годовым доходом не более 800 миллионов рублей.
  • Вторая группа. ИП и компании с доходами от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей.
  • Третья группа. Индивидуальные предприниматели и предприятия с доходами свыше двух миллиардов рублей.

Для физических лиц значительно подорожает сама процедура банкротства — стоимость услуг арбитражных управляющих. На сегодняшний день стоимость зафиксирована — это 25 000 рублей, после изменений цифра вырастет в 4 раза. Кроме того, изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного на торгах. Текущее значение — 7 %, запланированное — 10 %.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

На текущий момент процедура назначения управляющего выглядит так: пишется заявление на банкротство, в нем указываются суд и СРО — законом это не воспрещается. Если определенный арбитражный управляющий реагирует не сразу, внутри СРО выбирается другой, и об этом уведомляются участники процесса. Соответственно, обе стороны знают, кто и когда приходит, кому с кем работать, какие нюансы нужно учитывать при процедуре.

А сейчас, в новом законе, планируют сделать государственный реестр и туда внести всех арбитражных управляющих и все СРО. Запустить балльную систему оценки их деятельности: у кого лучше «оценка», тот себе и забирает процедуру — попахивает небольшой монополией. Или большой, смотря с какой стороны посмотреть.

Как будет работать предлагаемая рейтинговая система

В теории эта схема обеспечит прозрачность всей процедуры за счет отсутствия «договорных» специалистов. Но практика, как всегда, сильно отличается от теории.

Чем это чревато? Тем, что определенные СРО и не менее определенные арбитражные управляющие, пользуясь своим монопольным положением, смогут банально увеличивать сумму договора.

В итоге в проигрыше окажутся и физические лица, и ИП, и предприятия, и другие СРО и управляющие.

И все это — из-за отсутствия понятной прозрачной структуры формирования государственного реестра: какая будет балльная система, кому и по каким принципам будут добавляться баллы, кто эти принципы разработает и так далее.

Балльная система еще и сильно увеличивает ответственность арбитражного управляющего. Условно «неправильные» шаги будут уменьшать баллы и автоматически снижать техническую возможность специалиста принять участие в следующей процедуре.

Что получим? Перегруженность «правильных» управляющих и СРО, и, наоборот, недостаточную загрузку других. В итоге, учитывая двукратный рост количества банкротов в РФ за последний год (темпы роста подающих заявлений и признанных банкротами людей: в 2019 году их было около 60 тысяч, в 2020 году — около 120 000), образуется «транспортный коллапс» в этой сфере. Кто от этого выиграет? Уж точно не должники и кредиторы, у которых горят сроки по процедурам.

Еще один заслуживающий внимания момент, который ждет нас после принятия изменений, — усложнение организации всех необходимых процедур.

Юридическим компаниям придется сотрудничать не с одним-двумя постоянными арбитражными управляющими, а каждый раз в каждой процедуре договариваться с новым.

А это значит — регулярный контроль над каждым «новичком», оценка уровня его объективности по отношению к требованиям закона, соблюдения баланса интересов всех участников процесса: кредиторов, должника и самого финансового управляющего. Условно — вместо работы с уже многократно проверенным человеком необходимо будет каждый раз «ставить на темную лошадку». Это — время и нервы.

Итоги законопроекта о банкротстве

На текущий момент изменения еще не вступили в силу — они были отправлены на доработку. Одна из причин — резкое неприятие нововведения юридическим сообществом, арбитражными управляющими и компаниями.

Изменение уровня ответственности, непрозрачные процедуры начисления баллов, непонимание ряда процессов — все это заставляет декларировать крайне негативное отношение заинтересованных лиц к ФЗ «О реструктуризации и банкротстве».

Да, радует, что государство это услышало, но, с другой стороны, необходимых изменений «скользких» мест в тексте все еще нет, а дата рассмотрения — все ближе.

Закон вполне могут принять в весеннюю сессию в текущем виде, соответственно, до конца года поправки уже заработают.

Читайте также  Процедура банкротства частного лица

И эта попытка искусственного торможения официального количества банкротов (что, без сомнений, важно не только для экономики нашей страны, но и для оценки с помощью разнообразных международных метрик и последующих за ними договоренностей в экономических сферах) с большой долей вероятности приведет к обратному от желаемого эффекту — еще большему резкому росту количества банкротов реальных. Что в итоге вместо планомерной регуляции отрасли может привести к серьезному росту социальной напряженности.

Таким образом, декларируемая суть изменений — смена курса со списания долгов на их реструктуризацию, улучшение условий для всех сторон процесса и так далее — практически абсолютно не отображает нововведения в нормативном акте.

Банкротство юридических лиц

Понятие и признаки банкротства юридического лица. Наблюдение, конкурсное производство. Отдельные вопросы применения Закона о несостоятельности (банкротстве).

Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства.Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность – признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.Каждая разновидность обязательств может стать самостоятельным основанием для возбуждения процесса банкротства в отношении организации.

Первая характеристика состояния банкротства заложена в определение понятия – конкретные виды долгов, при наличии которых юридическое лицо может считаться несостоятельным. Второй важный признак – не всякая просрочка в погашении денежных обязательств свидетельствует о несостоятельности компании, а лишь та, что превышает три месяца с даты, когда обязательства должны были быть исполнены.

Подать заявление о банкротстве может должник в отношении себя либо его кредиторы.

При этом для руководителя неплательщика подача заявления о банкротстве является обязанностью в следующих обстоятельствах:

· погашение долга перед конкретным кредитором приведет к невозможности расчета по обязательствам с остальными кредиторами;

· орган управления юридического лица, уполномоченный учредительными документами, либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, принял решение о подаче такого заявления;

· обращение взыскания на имущество неплательщика сильно затруднит или сделает невозможной его дальнейшую хозяйственную деятельность;

· должник соответствует условиям неплатежеспособности или недостаточности имущества;

· больше трех месяцев имеет место задолженность перед работниками по выплате заработной платы или выходных пособий.

Процедуры банкротства юридических лиц.

Дела о банкротстве юридических лиц сложны и многоэтапны. Законодательством предусмотрены 4 основных процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Завершение дела о банкротстве также возможно путем заключения мирового соглашения.

Каждая из стадий, в свою очередь, состоит из множества фактических и юридических действий арбитражного управляющего, самого юридического лица и кредиторов.

Исключительно редко дела о банкротстве характеризуются прохождением всех стадий. Большинство дел о банкротстве включает в себя процедуры наблюдения и конкурсного производства, не сталкиваясь с необходимостью и возможностью введения других процедур.Каждая процедура банкротства вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов – после анализа судом конкретных обстоятельств и влечет наступление определенных правовых последствий.Рассмотрим пошагово каждый из этапов.

1. Инструкция по процедуре наблюдения.

Наблюдение вводится арбитражным судом после рассмотрения поступившего заявления о банкротстве – при наличии подтвержденных признаков несостоятельности.Руководитель должника и другие органы управления продолжают осуществлять свои функции. Однако главное действующее лицо в данной процедуре – временный управляющий, утверждаемый судом. На него возлагаются обязанности обеспечить сохранность имущества юридического лица, провести анализ финансового состояния, выявить держателей обязательств, сформировать реестр их требований, созвать и провести первое собрание кредиторов.Последствия введения наблюдения:

· Все денежные требования к неплательщику (за исключением текущих платежей) могут предъявляться исключительно в рамках дела о банкротстве, производство по имеющимся делам о взыскании денежных средств может приостанавливаться по ходатайству кредитора;

· Приостанавливаются исполнительные производства, снимаются аресты и другие ограничения в отношении собственности должника за исключением ряда случаев;

· Не допускается выдел доли в собственности должника при выходе участника, выплата действительной стоимости доли, приобретение должником размещенных акций;

· Не проводятся зачеты встречных требований, если при этом нарушается очередность погашения требований кредиторов;

· Не допускается изъятие имущества собственником унитарного предприятия;

· Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям, распределение прибыли между участниками;

· Финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств не начисляются.

· На совершение сделок по отчуждению имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% от стоимости активов неплательщика, требуется согласие временного управляющего;

· Обязательно согласие временного управляющего для сделок по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также с учреждению доверительного управления имуществом должника.

· Органы управления не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или участии неплательщика в других юридических лицах, о создании филиалов и представительств.Главная цель наблюдения – провести анализ финансового состояния юридического лица для определения возможности/невозможности восстановления его платежеспособности, установить достаточность принадлежащей должнику собственности для покрытия расходов по делу о банкротстве и сформировать реестр требований держателей обязательств. На основании представленных данных первое собрание кредиторов принимает решение о переходе к любой из последующих процедур банкротства.

Рекомендуем наши наиболее релевантные материалы:

2. Финансовое оздоровление.

Применяется для восстановления платежеспособности юридического лица и реализуется по специальному плану финансового оздоровления. План должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. График подписывается участниками должника, утверждается арбитражным судом.График должен предусматривать расчет по всем требованиям не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления, а по требованиям первой и второй очередей — не позднее шести месяцев с даты введения процедуры.Арбитражный управляющий в данной процедуре именуется административным управляющим. Его задача — контролировать выполнение плана и графика.

Юридические ограничения и последствия введения процедуры финансового оздоровления аналогичны наблюдению и практически дублируются. Есть ряд дополнительных ограничений по сделкам: без согласия административного управляющего не получится совершить сделки, влекущие рост кредиторской задолженности более чем на пять процентов от суммы требований по реестру кредиторов; сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества юридического лица, за исключением готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности должника.

Проценты по денежным обязательствам, включенным в график погашения задолженности, начисляются по ставке рефинансирования.Если по итогам финансового оздоровления непогашенная задолженность будет отсутствовать — суд прекращает дело о банкротстве.

Если требования кредиторов в полном объеме не погашены — суд вводит одну из следующих процедур.

3. Внешнее управление.

Срок внешнего управления — не более 18 месяцев, с возможностью продления до 6 месяцев. Цель — восстановление платежеспособности должника в соответствии с утвержденным планом. Действует внешний управляющий.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности неплательщика: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества дебитора; уступка прав требования юридического лица; исполнение обязательств неплательщика собственником имущества неплательщика, его участниками или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника взносами участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций дебитора; продажа предприятия должника; замещение активов должника и другие меры.

В последствиях введения внешнего управления есть несколько кардинальных отличий в сравнении с предыдущими процедурами:

• полномочия руководителя и органов управления неплательщика прекращаются, управление переходит к внешнему управляющему;

• вводится мораторий на погашение денежных обязательств.

После инвентаризации и оценки собственности внешний управляющий вправе продать часть активов должника в соответствии с планом внешнего управления.По итогам процедуры внешний управляющий составляет отчет, который представляется на рассмотрение собранию кредиторов. При восстановлении платежеспособности должника собрание принимает решение об окончании внешнего управления и переходе к расчетам с держателями обязательств.

В противном случае — признание банкротом, введение конкурсного производства. Если в ходе внешнего управления требования всех кредиторов были удовлетворены — производство по делу прекращается .

4. Инструкция по конкурсному производству.

Завершающий этап банкротства. Признание юридического лица банкротом влечет открытие конкурсного производства. Реестр требований держателей обязательств больше не формируется, все поступившие требования, признанные обоснованными, но поступившими с опозданием, выносятся «за реестр», т. е. считаются подлежащими погашению после завершения расчетов с лицами, чьи требования включены в реестр. У должника действует лишь один расчетный счет.

Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию собственности неплательщика, его оценку, реализует имущество неплательщика через специальные механизмы торгов.

Все активы должника, выявленные на момент открытия конкурсного производства, составляют конкурсную массу. За счет средств от реализации имущества погашаются требования в порядке очередности: текущие платежи, платежи первой очереди (по обязательствам о возмещении вреда жизни и здоровью), второй очереди (расчеты с работниками и авторами результатов интеллектуальной собственности), третей очереди (все остальные платежи).

Обособленно стоят лица, требования которых обеспечены залогом имущества должника.При недостаточности денежных средств, вырученных от реализации имущества, для расчетов с кредиторами в полном объеме, их требования считаются погашенными.По итогам отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства и ликвидации юридического лица.

Рекомендуем наши наиболее релевантные материалы:

5. Субсидиарная ответственность.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Яна Польская

Юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Иные наши полезные и интересные материалы на тему банкротства:

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: