Особенности банкротства кредитных кооперативов - Sps-Studio.ru

Особенности банкротства кредитных кооперативов

НТВП "Кедр - Консультант" Подписка на обзоры и консультационные материалы. Услуги О возврате денег от обанкротившегося кредитного потребительского кооператива По договорам передачи

Особенности банкротства кредитных кооперативов

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

О возврате денег от обанкротившегося кредитного потребительского кооператива

По договорам передачи личных сбережений (№, дата 01.2014 г., №, дата от 24.01.2014 г.) заявительница Ф. передала в Кредитный потребительский кооператив «ААА» (далее – КПК) денежные средства в общей сумме 345000 тысяч рублей под 20 % годовых на срок 6 месяцев, т.е. соответственно до 13.07.2014 г. и до 24.07.2014 г. За это время с данных сумм набежали проценты в сумме 30000 рублей. Таким образом, общая сумма задолженности у КПК перед Ф. составляет 375000 рублей. За все время КПК ей ни разу не выплатил проценты.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу (№, дата) от 02.06.2014 г. принято к производству заявление КПК о признании его несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда УР в отношении КПК введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Ч.А.П.

Ф. и другие граждане обратились с заявлением в полицию отдел по борьбе с экономическими преступлениями для привлечения к ответственности председателя КПК Б.Е.В. к уголовной ответственности, однако до настоящего момента расследование не завершено.

18.09.2014 г. Ф. направила в суд заявление о включении в реестр требований КПК задолженности в сумме 375000 рублей.

Определением Арбитражного суда УР от 06.11.2014г. требование Ф. признано обоснованным в сумме 370716,85 руб. и включено в реестр требований кредиторов КПК по первой очереди удовлетворения.

Вопрос заявительницы: Существует ли реальная возможность получить обратно свои деньги с КПК?

Ответ юриста

Согласно абз. 2 п. 1 статьи 4 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Таким образом, существующие требования законодательства о банкротстве не позволяют взыскивать в исковом порядке задолженность с должника, в отношении которого введена процедура банкротства, поэтому Феоктистова Т.А. правильно обратилась в Арбитражный суд УР с заявлением о включении задолженности в реестр кредиторов КПК в сумме 375000 рублей.

Согласно п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Согласно ст. 189.5 Закона о банкротстве удовлетворение требований кредиторов кредитного кооператива осуществляется в порядке очередности, указанной в ст. 134 Закона о банкротстве.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве, в первую очередь подлежат удовлетворению требования членов кредитного кооператива (пайщиков) — физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика).

Таким образом, требование Ф. правомерно включено в реестр требований кредиторов КПК по первой очереди удовлетворения. Теперь она получила право участвовать в собрании кредиторов в соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве. Однако сможет ли она получить свои денежные средства обратно, зависит от действий временного управляющего и наличия имущества КПК.

Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. При этом арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, вести реестр требований кредиторов, предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Законом о банкротстве, в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях, предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Однако представленные Ф. материалы дела свидетельствуют о том, что имущества явно недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов и хватит лишь на вознаграждение арбитражному управляющему.

При отсутствии средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве согласно ст. 57 Закона о банкротстве. Расчеты с кредиторами будут производиться после открытия процедуры конкурсного производства в очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве.

Согласно ч. 9 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что заявительнице получить свои деньги с КПК будет невозможно. Мораторный режим на взыскание денежных средств и исполнение денежных обязательств, а также особый порядок предъявления требований к должнику в соответствии с Законом о банкротстве делает это практически нереальным. Тем более, что до реестровых платежей удовлетворяются требования кредиторов по текущим платежам, связанные с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (ст. 134 Закона о банкротстве). Имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов, у КПК не имеется. В соответствии с ч. 9 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Кроме того, у Ф. отсутствует договор страхования передачи денежных средств КПК.

Скворцов Алексей Валерьевич, консультант правового отдела ФСС по УР, 8-950-175-32-59

Консультация дана в ноябре 2014 г.

Банкротство кооперативов

Юридическая компания «Фурман и партнеры» оказывает юридические услуги, где реализуется банкротство кредитных кооперативов. Сама по себе несостоятельность – это не самая простая процедура для юридического лица. Кредитным потребительским кооперативом является объединение физических лиц или предприятий для защиты своих финансовых интересов. Возбуждаемое банкротство потребительского кооператива говорит о том, что данное юридическое лицо, не имеет достаточно средств для погашения своих долгов.

Содержание

Контроль над должником

Для кредиторов мы сможем предложить широкие возможности для работы по дебиторской задолженности. Банкротство юридического лица кредитором серьезно стимулирует к выплате долга, поскольку действующий закон о банкротстве позволяет жестко регулировать действия, сделки должника, оспаривание договоров, банковских операций, поиск и продажу имущества за 3 года до признания банкротом. Это широко распространено в настоящее время среди банков, коллекторов, налоговых органов. Арбитражный управляющий при банкротстве юридического лица найдет вам деньги и перечислит их в счёт долга.

Особенности банкротства кооператива в Самаре

Чтобы начать банкротство кредитного потребительского кооператива, необходимо иметь веские основания. В ст. 189. 16 Закона № 127-ФЗ приведены основания, по которым можно инициировать банкротство финансовой организации:

• сумма задолженности перед кредиторами не менее 100 000 рублей
• требования о выплате удовлетворяются в течение 14 дней со дня их наступления
• кредитный потребительский кооператив не может исполнить требование в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда о возврате задолженности
• общая стоимость имущества кооператива не покрывает его долг перед кредиторами
• во время работы временной администрации не была восстановлена платёжеспособность кооператива

В ст. 189. 2 Закона № 127-ФЗ приведены дополнительные основания на банкротство кооперативов:

• многократное нарушение действующего законодательства относительно деятельности кредитных кооперативов, и финансовых организацией в целом
• контрольный орган вынес предписание о запрете деятельности данного кооператива

Контрольным органом кредитного кооператива является Центральный банк Российской Федерации.

Консультация по банкротству в Самаре

Начинаем работу с опроса должника/кредитора и со сбора документов, которые необходимы чтобы подготовить заявление в суд о банкротстве юридического лица.

Нам важно чтобы у клиентов-должников было правильное понимание всех действий, процедур, этапов, поскольку главное для нас взаимопонимание и доверие на протяжении всей процедуры банкротства.

На консультации и при заключении договора адвокат по банкротству юридических лиц даст самые полные инструкции этапам дела. Такая пошаговая инструкция, состоящая из ряда консультаций опытных судебных юристов, позволит вам четко понимать весь ход работы и достигаемые цели.

За консультацией вы можете обратиться к нам по адресу электронной почты info@lffp.ru с темой письма, в тексте письма изложите суть вопроса, а при наличии документов по делу вы можете прикрепить их к письму (например, документы по делу, судебные решения и пр.). Юрист по банкротству ответит вам в ближайшее время.

При отправлении документов и вопросов в письме юрист по банкротству гарантирует конфиденциальность, а также дает обязательство в нераспространении документов и (или) сведений без согласия отправителя. Мы поможем вам отменить незаконное решение.

Судебное разбирательство по банкротству кредитного кооператива в Самаре

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации о признании финансовой организации банкротом дело о банкротстве финансовой организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.

Подать заявление на банкротство кредитных кооперативов

В ст. 189. 19 Закона № 127-ФЗ сказано, что подать заявление о банкротстве кредитного кооператива может:

• конкурсный кредитор, если кредитный потребительский кооператив имеет перед ним задолженность более 100 тысяч рублей, не исполненную в течение 14 дней с момента её возникновения
• уполномоченный орган, если есть вступившее в силу решение суда о взыскании с кооператива задолженности
• Центральный банк Российской Федерации по ходатайству СРО, членом которого является несостоятельный кооператив.

Для достойной защиты своих интересов важно заранее подготовить нужные для судопроизводства бумаги.

Банкротство кооперативов для пайщиков в Самаре

Задолженность кредитного потребительского кооператива перед кредиторами погашается в порядке очерёдности, указанной в ст. 134 Закона № 127-ФЗ. В п.2 ст. 189.5 Закона № 127-ФЗ сказано, что:

• требования граждан, которые являются пайщиками и кредиторами кредитного кооператива удовлетворяются во вторую очередь, если сумма вклада, согласно договору, не превышает 700 тысяч рублей; если задолженность перед пайщиком превышает 700 тысяч рублей, то она удовлетворяется в третью очередь.
• в третью очередь также удовлетворяются: требования пайщиков – юридических лиц, возникших на основании договора займа; других кредиторов кооператива.
Остальные последствия, как у обычного юридического лица. Имущество кооператива будет продано с торгов, для погашения долгов перед пайщиками.

Процедуры банкротства кредитного кооператива в Самаре

Порядок объявления кооператива финансово несостоятельным практически полностью идентичен порядку банкротства любого иного юридического лица.

Первый этап – подача заявления в арбитражный суд

На вынесение определения у суда есть ровно 5 рабочих дней. Отсчет начинается после того, как было подано соответствующее заявление. Если суд решил принять заявление, происходит запуск процедуры банкротства кооператива.

Сама процедура банкротства включает в себя такие стадии:

• Наблюдение. На данной стадии организация все также занимается своей стандартной деятельностью – но только под наблюдением временной администрации. В конце стадии происходит составление подробного отчета.
• Следующий этап – этап финансового оздоровления. На нем уполномоченные органы принимают меры, дающие возможность восстановить платежеспособность КПК. Используются деньги пайщиков и членов КПК. На данную процедуру могут отвести примерно 2 года.
• Этап № 3 – введение внешнего управления. Руководство потенциального банкрота снимает с себя свои полномочия. Теперь деятельность кооператива контролируется конкурсным управляющим.
• Кооператив все также функционирует, меняется только руководитель. Он старается вернуть КПК платежеспособность, использует прибыль от деятельности, реализует его имущество (само собой, если оно есть в наличии). На эту стадию может уйти приблизительно 1,5 года.
• Стадия № 4 – осуществление конкурсного производства. Здесь разбираются лишь с теми кооперативами, которые не исправили свою ситуацию за все предыдущие этапы. Происходит удовлетворение кредиторских требований в порядке очередности.
• Важный момент: в любой момент обе стороны имеют право на заключение мирового соглашения.

Привлечение к субсидиарной ответственности в Самаре

Если проданного имущества кредитного кооператива не хватает для погашения долгов пайщиков, что действующие члены кооператива, а также те, чьё членство было прекращено в течение полугода до подачи заявления о банкротстве, несут субсидиарную ответственность перед пайщиками.

Читайте также  Чем грозит банкротство ООО?

Об этом сказано в ст. 189.6 Закона № 127-ФЗ. Ответственность наступает в пределах части, внесённой в качестве взноса. Такая ответственность предусмотрена не только Законом № 127-ФЗ, но и Законом № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Правление кооператива, а также члены его ревизионной комиссии, могут быть признаны виновными и привлечены к административной (а в некоторых случаях и уголовной) ответственности, если судом будут выявлены действия (или бездействия), которые повлекли за собой банкротство кооператива.

СРО, членом которой является кооператив, также несёт ответственность при банкротстве. Если судом будут выявлены факты, что СРО не ходатайствовало в Центральный банк РФ о назначении временной администрации кооператива или о необходимости ввести банкротство потребительского кооператива, то это СРО также будет отвечать своим имуществом по долгам разорившегося кооператива.

Особенности банкротства кредитных кооперативов в Самаре

Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 — 183.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», распространяются на кредитные кооперативы с учетом положений настоящей статьи и статей 189.2 — 189.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом возникает у контрольного органа с даты обнаружения им признаков банкротства кредитного кооператива или, если временная администрация кредитного кооператива не назначена, со дня получения ходатайства саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, о необходимости подачи указанного заявления, в случае, если в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» контроль за деятельностью кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом.

Порядок подачи контрольным органом заявления о признании кредитного кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, устанавливается контрольным органом.

Если не установлено иное, с даты принятия арбитражным судом заявления о признании кредитного кооператива банкротом не допускается удовлетворение требований членов кредитного кооператива (пайщиков) о возврате паенакоплений (паев), в том числе требований, связанных с прекращением членства в кредитном кооперативе.

При проведении собрания кредиторов кредитного кооператива члены кредитного кооператива (пайщики), включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов кредитного кооператива, вправе принять участие в таком собрании или направить заполненные бюллетени для голосования арбитражному управляющему по адресу, указанному в уведомлении о проведении собрания кредиторов кредитного кооператива, посредством почтовой связи, электронной почты или иной связи.

Надлежащим уведомлением о проведении собрания кредиторов кредитного кооператива признается опубликование арбитражным управляющим сообщения о проведении такого собрания в порядке, установленном статьей 28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений об опубликовании сообщения о проведении собрания кредиторов кредитного кооператива включению в указанный реестр подлежат бюллетени для голосования без опубликования в официальном издании.

При подведении итогов голосования и принятии собранием кредиторов кредитного кооператива решений учитываются бюллетени для голосования, заполненные членами кредитного кооператива (пайщиками) и полученные арбитражным управляющим не позднее даты проведения такого собрания.

Помощь в банкротстве в Самаре

Юридическая компания Фурман и партнеры предоставляет самые полные услуги по банкротству, с нами вы сможете получить полный комплекс юридических услуг от сбора документов до сопровождения вашего дела на всех этапах «под ключ» до самого завершения. В стоимость входят также консультации и помощь юриста после завершения работы «постгарантийное обслуживание».

Банкротство кредитного потребительского кооператива: особенности проведения процедуры в соответствии с банкротным законодательством

В настоящее время на территории Российской Федерации существует большое количество различных финансовых организаций, которые оказывают банковские услуги различных видов населению. Одним из таких видов финансовых организаций является кредитный потребительский кооператив (КПК).

  • Что такое кредитный потребительский кооператив, с точки зрения законодательства
  • Основания для проведения процедуры банкротства
  • Порядок банкротства КПК
  • Этапы процедуры
  • Итоги банкротства КПК для его участников и порядок их действий

Функционирование кредитного потребительского кооператива осуществляется на основании Федерального закона за номером 190-ФЗ «О кредитной кооперации», вступившего в силу 18 июля 2009 года.

Что такое кредитный потребительский кооператив, с точки зрения законодательства

В соответствии с положениями указанного закона под кредитным потребительским кооперативом следует понимать объединение физических и юридических лиц с целью удовлетворения в полном объёме финансовых требований его участников, то есть пайщиков. При этом указанный федеральный нормативный акт отдельно выделяет кредитный потребительский кооператив граждан, то есть такую организацию, которая была создана только физическими лицами.

Главным отличием кредитного потребительского кооператива от банков и иных финансово-кредитных организаций – это его некоммерческая основа функционирования. Это связано с тем, что сам кооператив не получает никакой прибыли – это юридическое лицо, которое функционирует только для объединения разных категорий физических и юридических лиц, чтобы они налаживали взаимодействие между собой на наиболее выгодных для себя условий.

Чтобы вступить в кредитный потребительский кооператив, необходимо подать заявку на вступление и внести денежные средства в качестве вступительного взноса.

Основания для проведения процедуры банкротства

Процедура банкротства вне зависимости от того, идет ли речь о юридическом лице, в том числе о кредитном потребительском кооперативе, либо о физическом лице, представляет собой процедуру, в рамках которой происходит признание должника финансово несостоятельным, например, по причине невозможности погашения имеющихся задолженностей перед различными группами кредиторов.

Для того чтобы признать финансово несостоятельным кредитный потребительский кооператив, необходимо определить наличие следующих условий:

  • неоднократное неудовлетворение требований кредиторов, если такая ситуация повторяется на протяжении последних шести месяцев;
  • неоднократное неисполнение требований кредиторов по совершению обязательных платежей в течение трех дней с даты возникновения таких платежей;
  • допуск снижения собственных средств более, чем на двадцать процентов, по сравнению с максимальной их величиной за последние двенадцать месяцев, если такой допуск одновременно сопровождается нарушением нормативов Центрального Банка России в отношении достаточности средств;
  • выявленное неоднократное нарушение установленных Центральным Банком России нормативов в отношении своего финансового состояния, если такие нарушения зафиксированы за период в двенадцать месяцев с даты первого зафиксированного нарушения;
  • официально оформленный запрет, вынесенный контрольными органами, на осуществление привлечения денежных средств кредитным кооперативом, а также на включение в свой состав новых членов (то есть пайщиков) и на выдачу займов уже существующим членам.

При этом, чтобы процедура банкротства была признана законной, с точки зрения ее начала, необходимо наличие хотя бы одного из перечисленных признаков.

Порядок банкротства КПК

В качестве инициаторов проведения процедуры признания финансово несостоятельным кредитного потребительского кооператива могут выступать:

  • руководитель или учредитель кооператива, если в ходе осуществляемой кооперативом деятельности было установлено, что компания находится в таком финансовом состоянии, когда она не может рассчитаться с имеющимися у нее долгами, в том числе при проведении продажи имущества организации;
  • кредиторы компании в том случае, если было установлено, что у кооператива имеются задолженности перед таковыми;
  • контролирующие органы в случае возникновения у кооператива признаков банкротства, если такие признаки носят объективный характер и были выявлены в том числе в ходе проведения специальной проверки;
  • пайщики кооператива, если были зафиксированы задолженности перед таковыми по выплате необходимых дивидендов.

Этапы процедуры

Если выявлены признаки, в соответствии с которыми должно быть подано заявление в арбитражный суд о проведении процедуры признания финансово несостоятельным юридического лица-должника, такое заявление должно быть подано в течение одного месяца (то есть тридцати дней) с момента установления таких признаков. После принятия такого заявления начинается собственно процедура признания кооператива банкротом:

  • первым этапом становится введение наблюдения. В отличие от банкротства иных видов юридических лиц наблюдение в отношении кредитного потребительского кооператива сопряжено с запретом на выплату любых паевых взносов членам такого кооператива, даже если такие взносы связаны с выходом пайщика из состава кооператива. На этапе наблюдения проводятся те мероприятия, которые арбитражный управляющий посчитает необходимыми для определения фактического положения дел внутри организации, в том числе в отношении его финансового состояния и возможности проведения расчетов с кредиторами;
  • в отличие от других видов юридических лиц процедура банкротства кредитного потребительского кооператива связана с введением временной администрации, которой полностью передаются все функции по руководству деятельностью кооператива. Главной целью введения временной администрации является попытка стабилизации финансового состояния компании. Для этого производится реструктуризация долгов, а также происходит наложение моратория на проведение мероприятий, направленных на исполнение вынесенных решений суда по исполнительным листам;
  • в том случае, если финансовое оздоровление на этапе временной администрации не возымело своего эффекта, по решению арбитражного суда вводится стадия конкурсного производства, на которой будет осуществлена продажа всего имеющегося у кооператива имущества с целью покрытия имеющихся долгов и выплата паевых взносов членам кооператива, которые заявили свои требования для включения их в реестр требований кредиторов. В том случае, если имущества кооператива будет недостаточно для погашения всех имеющихся задолженностей перед кредиторами, а также было установлено, что банкротство произошло по вине руководителя компании или ее учредителей, то по заявлению временной администрации или арбитражного управляющего они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. После завершения процедуры конкурсного производства кредитный потребительский кооператив будет признан ликвидированным, а в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена соответствующая запись.

Итоги банкротства КПК для его участников и порядок их действий

В том случае, если процедуры признания банкротом кредитного потребительского кооператива не удалось избежать, его члены (другое наименование, используемое в федеральном законодательстве, — пайщики) должны заявить о своих требованиях об удовлетворении задолженностей.

Для того чтобы требования пайщиков о выплате паевых взносов и вкладов были включены в реестр требований и направлены на погашение в рамках установленных очередей, необходимо:

  • подать заявление в арбитражный суд о включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера такого требования;
  • направить уведомление арбитражному управляющему о необходимости включения сведений о требованиях в реестр требований кредиторов и публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • получить на руки определение арбитражного суда о признании требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Для того чтобы суд принял заявление о включении требований пайщика в реестр требований кредиторов, такое требование необходимо обосновать путем приложения к заявлению специальных документов:

  • договор о вступлении в состав кредитного потребительского кооператива и уплате паевого взноса;
  • платежные документы или иные, которые смогут подтвердить факт внесения средств в качестве вклада для функционирования в рамках кредитного потребительского кооператива;
  • расчет суммы средств, которые не только были вложены в кооператив, но и количества процентов, которые должны быть погашены перед пайщиком за использование кооперативом его средств.

В том случае, если все документы оформлены правильно, и арбитражный суд включает такие требования в реестр требований кредиторов, назначается очередность удовлетворения таких требований.

При этом действует правило, согласно которому, сначала в третьей очереди удовлетворяются требования пайщика-физического лица, потом – пайщика-юридического лица и только в последнюю очередь – кредиторов кооператива.

Являются ли уполномоченные пайщики контролирующими лицами?

Практика относительно субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве в последние несколько лет устоялась с явным уклоном в сторону расширения оснований и случаев привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Дела, в которых в удовлетворении подобного рода требований кредиторов было отказано, можно сосчитать по пальцам одной руки.

Одним из таких примеров является Постановление АС Северо-западного округа от 25 февраля 2020 г. по делу № А44-2961/2015. Особенностью данного дела является не только то, что к субсидиарной ответственности привлекались члены некоммерческой организации – потребительского общества, но и то, что в их привлечении к ответственности было отказано.

Кратко напомню фабулу дела. Новгородское областное потребительское общество «Облпотребсоюз» (далее – НОПО) – некоммерческая корпоративная организация, действующая на основании Закона о потребкооперации 1 , – было образовано путем слияния районных потребительских обществ, на основе которых образованы районные филиалы НОПО. За счет такого объединения общество приобрело большое количество основных средств, в том числе объектов недвижимости и предприятий.

В 2013 г. руководство НОПО приняло решение о реорганизации общества путем выделения ранее вошедших в него организаций с передачей им имущества, внесенного ими при объединении и создании потребительского общества.

Для текущей деятельности общества руководителем НОПО привлечено 14 кредитов на общую сумму около 1 млрд руб. Основным кредитором по данным обязательствам являлось АО «НС-Банк». Около 500 млн руб. заемных средств получено должником уже после реорганизации.

13 августа 2015 г. общество признано банкротом, введено конкурсное производство. В рамках дела о банкротстве 11 мая 2017 г. конкурсный кредитор («НС-Банк») подал заявление о привлечении 48 уполномоченных пайщиков НОПО к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. С учетом уточнений размер заявленного требования в общей сумме превысил 670,5 млн руб.

В качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности конкурсный кредитор указал голосование за утверждение на общем собрании уполномоченных пайщиков разделительного баланса, повлекшее, по мнению кредитора, несправедливое распределение активов между должником и выделившимися районными потребительскими обществами, и, как следствие, – банкротство должника.

Читайте также  Страхование от банкротства застройщика

Ключевыми обстоятельствами, составляющими предмет доказывания по данному делу, стали следующие.

Во-первых, контролирующий статус лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности.

В процессе судебного разбирательства уполномоченные пайщики неоднократно указывали, что не являлись лицами, контролирующими должника, представляли письменные доказательства, подтверждающие дачу председателем правления потребительского общества им указаний.

Во-вторых, факт голосования за спорный разделительный баланс.

Заявляя требование о привлечении к субсидиарной ответственности, кредитор должен был доказать факт голосования за разделительный баланс, а также подтвердить субъектный состав голосовавших. Однако в материалы дела оригинал протокола голосования, опросные листы, бюллетени или иные доказательства, подтверждающие факт голосования за спорный баланс лицами, привлекаемыми к субсидиарной ответственности, до окончания рассмотрения спора так и не были представлены.

В-третьих, противоправность голосования за предложенный председателем правления общества разделительный баланс.

Основным доводом конкурсного кредитора на протяжении рассмотрения спора являлся довод об осведомленности пайщиков о непропорциональном разделении прав и обязательств в утвержденном балансе. Однако даже если предположить, что единый разделительный баланс и утверждался уполномоченными пайщиками, не вполне понятно, обязаны ли они были проверять его достоверность и пропорциональность?

В-четвертых, неясно, стало именно разделение общества действительной причиной банкротства НОПО или была другая, не менее весомая причина наступления неплатежеспособности – например, выдача самим банком, требующим привлечения пайщиков к субсидиарной ответственности, кредита на сумму около 500 млн руб.

Спор прошел два круга рассмотрения, в итоге пайщикам удалось доказать отсутствие оснований для их привлечения к субсидиарной ответственности.

В первом круге суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляция, наоборот, привлекла к субсидиарной ответственности всех пайщиков. Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, обратил внимание на неисследованность судами вопроса о стандарте осмотрительности: могли ли лица, голосовавшие за утверждение разделительного баланса, объективно располагать сведениями о недостоверности содержащихся в нем данных и наличествует ли вина привлекаемых к ответственности лиц в том, что эти данные недостоверны?

При новом рассмотрении спора суд первой инстанции вновь встал на сторону пайщиков, а суд апелляционной инстанции привлек к субсидиарной ответственности лишь директоров филиалов НОПО. Кассация согласилась с нашими доводами и доводами других представителей пайщиков, отказав в привлечении к субсидиарной ответственности всех уполномоченных пайщиков, за исключением бывшего и действующего председателей правления.

Нам удалось доказать, в частности, что между членом правления, например, коммерческого банка и уполномоченным пайщиком потребительского общества как некоммерческой организации существует огромная разница (как по виду деятельности, так и по статусу данных лиц). Уполномоченные пайщики не являются профессиональными представителями (как, например, агенты или комиссионеры), они были избраны пайщиками на добровольных началах, их деятельность не оплачивалась. Потребительское общество является некоммерческой организацией (ст. 123.2 ГК РФ), что предполагает иной стандарт осмотрительности и добросовестности действий его членов по сравнению с членами коммерческих организаций, поскольку именно последние ведут деятельность на свой страх и риск (п. 1 ст. 2 ГК) при безвиновной ответственности по обязательствам (п. 3 ст. 401 ГК).

Согласно п. 2 ст. 123.1 ГК некоммерческие организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов России.

Фактически в рамках рассматриваемого дела речь шла о стандарте должной осмотрительности, который в отсутствие установленного законом правила должен установить суд при рассмотрении дела.

Дважды примененный конкурсным кредитором и судом апелляционной инстанции к гражданам-пайщикам, не являющимся предпринимателями, повышенный стандарт должной осмотрительности (ст. 10 ГК) привел к фактическому вменению последним обязанности по юридической, экономической и иной экспертизе документов, что несовместимо с их статусом. Возложение на пайщиков такой обязанности и, как следствие, привлечение их к ответственности за ее несоблюдение, на мой взгляд, недопустимы и абсурдны, учитывая категорию и число граждан, вовлеченных в потребительскую кооперацию и подобные некоммерческие объединения граждан.

Логика рассуждений суда апелляционной инстанции фактически ведет к тому, что граждане-пайщики при голосовании должны были прибегнуть к услугам специалистов (например, юристов, аудиторов) и оплатить их работу. Полагаю, подобное рассуждение суда является глубоко ошибочным, ложно интерпретирующим принятие решения о реорганизации некоммерческой организации как бизнес-решения со всеми вытекающими предпринимательскими рисками.

Фактически установленный апелляционным судом стандарт осмотрительности уполномоченных пайщиков приравнивается к стандарту осмотрительности членов коммерческих организаций, которые должны обладать соответствующей компетенцией и профессиональными знаниями. Полагаю, что подобные выводы не учитывают особую специфику правоотношений с участием граждан, большая часть которых не всегда верно трактуют экономическую или юридическую сущность бухгалтерских и иных документов.

Адвокатам удалось также отстоять в суде довод уполномоченных пайщиков об отсутствии с их стороны контроля за деятельностью НОПО. Работа в качестве директоров (заместителями директоров) филиалов должника не давала пайщикам возможность оказывать существенное влияние на принимаемые должником решения и получать доступ ко всей финансовой отчетности НОПО. Следовательно, их должностное положение не позволяло достоверно знать показатели разделительного баланса и участвовать в его формировании.

Согласно п. 20 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их (согласно положениям устава НОПО это председатель правления и главный бухгалтер).

Иными словами, «наполнение строк» баланса могло понять только то лицо, которое занималось его подготовкой, из чего следует, что сведениями о достоверности показателей бухгалтерской отчетности НОПО и принципах формирования разделительного баланса обладали только лица, осуществлявшие фактическое руководство должником в момент реорганизации, а также бухгалтерский учет и контроль финансовой деятельности должника.

Указанные доводы уполномоченных пайщиков были поддержаны судом и нашли отражение в постановлении кассационной инстанции, поставившей точку в этом деле.

Кроме того, в рамках обсуждаемого спора мы указывали на недобросовестные действия самого конкурсного кредитора, заявившего требование о привлечении уполномоченных пайщиков к субсидиарной ответственности. По нашему мнению, банк не мог не знать о готовящейся реорганизации общества в силу установленного законом порядка доведения до кредиторов информации о проводимой реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК). Однако несмотря на указанные обстоятельства, банк не только не прекратил выдачу кредитов обществу-должнику, но и продолжил его финансирование в увеличенных объемах. Банк имел также возможность прекратить финансирование как согласно условиям заключенных кредитных договоров, так и на основании п. 2 ст. 60 ГК, однако данным правом не воспользовался. Кроме того, он давал согласие на переход права собственности на объекты недвижимости от должника в пользу районных потребительских обществ, что, на наш взгляд, свидетельствует о детальной осведомленности конкурсного кредитора о хозяйственной деятельности должника.

В соответствии со ст. 10 ГК указанные доводы являются основанием для отказа в защите права лицу, в действиях которого имеется недобросовестность, но, к сожалению, они не нашли отражения в акте кассации.

Закрепление практики привлечения уполномоченных пайщиков к субсидиарной ответственности, на мой взгляд, нанесло бы непоправимый вред системе потребкооперации, с помощью которой жителям сельской местности обеспечивается доступ к социально-значимым товарам и товарам первой необходимости. С учетом особого характера деятельности таких предприятий, их социальной функции и широкого общественного резонанса вокруг сложившейся ситуации от итога рассмотрения описываемого дела во многом зависела судьба потребкооперации – по существу, решался вопрос: смогут ли пайщики других потребительских организаций свободно участвовать в этой системе, удовлетворяя свои бытовые нужды, или будут опасаться быть привлеченными к субсидиарной ответственности по долгам потребительского общества?

Помимо интересных и важных для практики выводов судов данное дело крайне важно с точки зрения формирования адекватной практики по вопросу привлечения к субсидиарной ответственности. Очевидно, что чрезмерная увлеченность судов применением названного института и прокредиторский уклон в делах о банкротстве неизбежно повлекут негативные для экономики последствия: вместо стимулирования активности граждан и поддержки их деятельности предлагается привлекать к субсидиарной ответственности даже членов некоммерческих организаций, не давая им при этом явных ориентиров, не указывая границ дозволенного и пределов должного в гражданских правоотношениях.

1 Согласно ст. 1 Закона о потребкооперации потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Банкротство кооператива

  • Статьи
    • Банкротство физлиц
    • Банкротство юрлиц
    • Законодательство в области банковской сферы
    • Автокредиты
    • Банковская деятельность
    • Валюта
    • Виды кредитов
    • Вклады
    • Кредитные должники
    • Залоговое имущество
    • Интернет-банкинг
    • Ипотечные кредиты
    • Кредитные карты
    • Коллекторы
    • Кредитная история
    • Микрозаймы и микрокредиты
    • Мошенничество в сфере кредитования
      • Самые известные мифы про потребительские кооперативы: как не столкнуться с мошенниками?
      • Потребительский кооператив — мошенник
      • Банкротство кооператива
      • Лапша на банкирские уши
      • Вариант с беспроцентным кредитом – очередной миф
      • Уголовная ответственность за невозврат кредита
      • Кредитные мошенники
      • Кредит, о котором Вы не знаете: как избежать ловушки
      • Появление фирм — «раздолжнителей»: появление нового мошеннического термина
      • Мошенники оформили кредит: план действий
      • Заем у частных лиц: схемы мошенничества
      • Хищническое кредитование: банковские организации занимаются обманом населения
    • Платежные системы
    • Судебные приставы
    • Страхование
    • Судебная система
    • Антиколлекторы
    • Общие вопросы кредитования
  • Видео
  • Банкротство считается не самым позитивным процессом для юридической организации либо гражданина. Объявление о собственной финансовой несостоятельности сообщает о следующем: это лицо не в состоянии погасить свои долги.

    Что представляет собой КПК?

    Кредитный потребительский кооператив – это когда физические лица создают объединение с целью защитить свои финансовые интересы.

    Основание для такого процесса – это участие на добровольных началах, а также внесенный членский взнос. В основе объединения членов КПК может «лежать» территориальный, профессиональный либо другой принцип.

    Основная цель создания любого КПК – оказание финансовой взаимопомощи.

    Кооператив – это учреждение некоммерческого типа. КПК действует следующим образом –один из участников организации одалживает свободные деньги другому, которому они срочно нужны.

    Банкротство кооператива – это когда юридическое лицо не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Банкротство по-другому – это финансовая неплатежеспособность.

    С 2011-го действует следующее требование – любое КПК должно быть частью определенной СРО. Таким образом, пайщики и сами займодатели получают дополнительные гарантии. Отдельные законодательные положения, прописывающие процедуру банкротства КПК, пока еще не разработали.

    На каких основаниях возможно банкротство кооператива?

    Инициирование процедуры банкротства кооператива невозможно без веских оснований.

    Исходя из положений ст.189.16 №127 ФЗ такими основаниями являются:

  • Размер долга перед кредиторами от 100 000 рублей и выше. Условия о выплате долгов не выполняются в течение двух недель с даты их наступления.
  • Если КПК не в состоянии в течение двух недель со дня вступления в законную силу судебного решения вернуть долг.
  • Банкротство кооператива возможно, если общая цена за имущество КПК меньше его задолженности перед кредиторами.
  • Если временная администрация не смогла сделать КПК финансово платежеспособным.

    Кроме того, ст.189.2 Закона №127-ФЗ приводит второстепенные основания, позволяющие признать кооператив банкротом.

    Должны быть выполнены следующие условия:

    1. Должны быть зафиксированы нарушения законодательных положений касательно функционирования КПК и финансовых учреждений, в общем.
    2. Контрольная инстанция должна вынести предписание о том, что данный кооператив больше не имеет права работать.

    Контрольный орган КПК – это Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР. Именно так прописано в правительственном постановлении от 29-го августа 2011-го года № 717.

    Кто может выступить в качестве инициатора?

    Законодательные положения говорят о том, что правом на подачу заявления о финансовой несостоятельности КПК обладают:

  • Непосредственно сам кредитор, если КПК должен ему более 100 000 рублей, а временной интервал просрочки составляет более двух недель.
  • Уполномоченная инстанция – при наличии обладающего законной силой судебного решения о взыскании с кооператива долга. Естественно, решение должно вступить в силу более 14 дней назад.
  • Контролирующая инстанция – ФСФР (если есть ходатайство СРО, в состав которого и входит неплатежеспособный КПК).

    Банкротство кооператива: в каком порядке осуществляется данная процедура?

    Порядок объявления КПК финансово несостоятельным практически полностью идентичен порядку банкротства любого иного юридического лица.

    Первый этап – подача заявления в судебную инстанцию.

    После судом выносится следующее определение:

    1. Заявление принимается, запускается банкротство кооператива.
    2. Заявление отклоняется.
    3. Заявление остается без движения.

    На вынесение определения у суда есть ровно 5 рабочих дней. Отсчет начинается после того, как было подано соответствующее заявление.

    Если суд решил принять заявление, происходит запуск процедуры банкротства КПК.

    Сама процедура банкротства включает в себя такие стадии:

    1. Наблюдение. На данной стадии организация все также занимается своей стандартной деятельностью – но только под наблюдением временной администрации. В конце стадии происходит составление подробного отчета.
    2. Следующий этап – этап финансового оздоровления. На нем уполномоченные органы принимают меры, дающие возможность восстановить платежеспособность КПК. Используются деньги пайщиков и членов КПК. На данную процедуру могут отвести примерно 2 года.
    3. Этап № 3 – введение внешнего управления. Руководство потенциального банкрота снимает с себя свои полномочия. Теперь деятельность кооператива контролируется конкурсным управляющим.

    Кооператив все также функционирует, меняется только руководитель. Он старается вернуть КПК платежеспособность, использует прибыль от деятельности, реализует его имущество (само собой, если оно есть в наличии). На эту стадию может уйти приблизительно 1,5 года.

    1. Стадия № 4 – осуществление конкурсного производства. Здесь разбираются лишь с теми кооперативами, которые не исправили свою ситуацию за все предыдущие этапы. Происходит удовлетворение кредиторских требований в порядке очередности.

    Важный момент: в любой момент обе стороны имеют право на заключение мирового соглашения.

    Как не попасться в современные финансовые пирамиды

    Банкротство кооператива: какие документы понадобятся для подачи заявления?

    Заявление о финансовой неплатежеспособности КПК должно содержать приложенную документацию.

    Исходя из законодательных положений, она должна состоять из:

  • [misha]устава кооператива;
  • подтверждающей документации – что копии заявления были отправлены каждому из участников данного делопроизводства;
  • квитанции об оплате государственной пошлины;
  • учредительной документации КПК;
  • копий свидетельства о том, что кредитный кооператив зарегистрирован как некоммерческое учреждение;
  • списка кредиторов, у которых имеются претензии к должнику;
  • бухгалтерского баланса за последний налоговый период. Несмотря на то, что кооператив считается организацией некоммерческого типа, он все равно обязан предоставлять минимальную отчетность по бухгалтерии.
  • отчета оценщика о стоимости имущества КПК;
  • иной документации, исходя из законодательных положений.

    Куда должно быть подано такое заявление и все остальные документы?

    Заявление о признании КПК банкротом должно быть подано в арбитражную судебную инстанцию по месту, где зарегистрировано данное учреждение.

    Если регистрация была осуществлена на одном месте, а деятельность ведется на другом, для подачи заявления используется второй адрес.

    К каким последствиям приводит банкротство кооператива?

    В банкротстве КПК есть и отрицательные (причем для каждой из сторон) моменты.

    Для вкладчиков

    Погашение долга КПК перед пайщиками осуществляется строго по очереди, которая закреплена в 127-ФЗ.

    В Федеральном законе прописано следующее:

    1. Удовлетворение требований граждан – пайщиков и кредиторов КПК – это вторая очередь (при сумме вклада не более 1 400 000 рублей).
    2. Если сумма долга кооператива перед вкладчиком – свыше 1 400 000 рублей, ее будут удовлетворять в третью очередь.

    Еще в третью очередь происходит удовлетворение следующих требований:

    1. Требований вкладчиков – юридических учреждений – если основанием их возникновения является договор займа.
    2. Иных кредиторов кооператива.

    Другие последствия идентичны стандартному юридическому учреждению:

    Банкротство кооператива предполагает реализацию имущества КПК с помощью торгов. Таким образом, удовлетворяются кредиторские требования.

    Субсидиарная ответственность

    Если все имущество КПК реализовано, а денежных средств для удовлетворения требований кредиторов все равно не хватает, действующие участники кооператива, а также вышедшие из организации за шесть месяцев до подачи заявления о финансовой несостоятельности, несут субсидиарную ответственность перед вкладчиками. Данное положение прописано в статье ст. 189.6 Закона № 127-ФЗ.

    Наступление ответственности происходит в пределах той части, которая была взносом. Эту ответственность предписывает не только вышеобозначенный Закон №127-ФЗ, но и Закон № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

    Если руководство кооператива будет признано виновным, его могут привлечь к административной (а иногда и к уголовной) ответственности. Произойдет это в том случае, если арбитражный суд выявит действия (либо бездействие), ставшие причиной финансовой несостоятельности кредитного кооператива.

    Саморегулируемая организация, в состав которой входит КПК, также ответственна при процедуре банкротства.

    Если суд найдет доказательства того, что СРО не просило ФСФР назначить КПК временную администрацию (либо не заявляло о том, что кооператив нужно признать неплатежеспособным), данная СРО тоже будет отвечать собственным имуществом по задолженностям кооператива – банкрота.

    Подмена договора, или как кредитный кооператив украл 27 квартир

    Как можно оспорить сделки, и что по этому поводу прописано в судебной практике?

    Сперва происходит сбор всех кредиторов. Далее следует принятие решения об оспаривании сделок. После данное решение должен получить арбитражный управляющий. И уже он подает заявление в арбитражный суд, который запустил банкротство кооператива.

    Заявление должно быть с приложенным пакетом документов. Они станут доказательством того, что вышеупомянутый кооператив провернул данную сделку.

    Такими документами могут быть:

    • соглашение купли-продажи определенного имущества;
    • соглашения займа и соглашения на сбережение денежных средств;
    • соглашение поставки;
    • чеки, доказывающие оплату товаров, работ либо услуг;
    • иная документация, которая может служить в качестве подтверждения сделки.

    Иной документацией, прикладываемой к заявлению, считается:

    1. Документация, подтверждающая наличие у сделки всех признаков финансовой несостоятельности.
    2. Решение общего кредиторского собрания об оспаривании конкретной сделки банкрота.

    Подведение итогов

    Некоторые кооперативы стараются любой ценой уйти от ответственности, не платить по своим обязательствам. Порой такие организации хотят обогатиться за счет чужих вложений и оставить вкладчиков ни с чем. В таком случае вернуть свои деньги пайщику поможет банкротство кооператива.Если Вас обманула такая контора, мы готовы оказать Вам помощь!

    Наш юрист готов проконсультировать Вас по Вашей проблеме – просто наберите наш номер телефона либо оставьте в соответствующем окне заявку. Мы обязательно Вам перезвоним! Мы неоднократно работали с такими делами, и можем представить Вам соответствующую судебную практику.

    Письмо Банка России о требованиях законодательства о банкротстве

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    (Банк России)
    Главное управление рынка
    микрофинансирования
    и методологии финансовой
    доступности
    107016, Москва, ул. Непшнная, 12 тел.: (495) 771-91-00
    СРО КК «Содействие»
    ул. Октябрьской революции, д. 9, офис 301, г. Смоленск, 214000

    № 56-3-10/1581 от 21.09.2015

    О требованиях законодательства Российской Федерации

    Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности сообщает следующее.

    Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности), устанавливая порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, определяет особенности банкротства финансовых организаций (статьи 183 1 -1832 6 Закона о несостоятельности), к числу которых в том числе относятся и кредитные потребительские кооперативы (далее — кредитный кооператив), а также особенности банкротства кредитных кооперативов (статьи 189 1 — 189 6 Закона о несостоятельности) 1 .

    I. Основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива предусмотрены положениями статей 183 и 189 Закона о несостоятельности 2 .

    При возникновении вышеуказанных оснований кредитный кооператив утверждает план восстановления платежеспособности и направляет его в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, членом которой является кредитный кооператив, в случае если в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» контроль за деятельностью такого кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом.

    В частности обращаем внимание на такое основание, как неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения.

    Контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности осуществляется саморегулируемой организацией кредитных кооперативов.

    При этом план восстановления платежеспособности должен содержать анализ финансового состояния, а также перечень мер по предупреждению ее банкротства и сроки их применения, которые не могут превышать шести месяцев с даты возникновения оснований для применения таких мер.

    Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по направлению плана восстановления платежеспособности в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, в силу норм 183 и 189 Закона о несостоятельности, является основанием для назначения временной администрации кредитного кооператива.

    При наличии данных обстоятельств саморегулируемая организация кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, направляет в Банк России ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива.

    Также основанием для назначения временной администрации кредитного кооператива является факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения плана восстановления платежеспособности.

    Порядок назначения контрольным органом временной администрации кредитного кооператива по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов установлен Указанием Банка России от 12.01.2015 № 3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива».

    Одновременно доводим до Вашего сведения, что согласно положениям статьи 1835 Закона о несостоятельности под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный Банком России.

    Целями назначения временной администрации финансовой организации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации.

    На период деятельности временной администрации финансовой организации полномочия исполнительных органов финансовой организации в соответствии с пунктом 1 статьи 183 ограничиваются или приостанавливаются решением Банка России в порядке и на условиях, которые установлены Законом о несостоятельности.

    Согласно положениям статьи 18313 Закона о несостоятельности временная администрация проводит анализ финансового состояния финансовой организации и представляет в Банк России заключение о финансовом состоянии финансовой организации, которое должно содержать выводы о возможности или невозможности восстановления ее платежеспособности.

    Учитывая изложенное, при осуществлении контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации предлагаем принимать во внимание, в том числе и указанные положения Закона о несостоятельности, регламентирующие процедуры по предупреждению банкротства кредитных кооперативов и, в случае установления соответствующих оснований, направлять в установленном порядке в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за кредитным кооперативом по месту нахождения такого кредитного кооператива (далее — территориальное учреждение Банка России), ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива.

    Одновременно обращаем внимание на необходимость при этом оценки факта отсутствия признаков банкротства в деятельности кредитного кооператива, учитывая определенные Законом о несостоятельности цели назначения временной администрации кредитного кооператива.

    II. Признаки банкротства финансовой организации определены статьей 18316 Закона о несостоятельности3.

    Исходя из норм статьи 1891 Закона о банкротстве в случае обнаружения признаков банкротства кредитного кооператива саморегулируемая организация кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, подает соответствующее ходатайство в Банк России.

    Порядок подачи Банком России заявления о признании кредитного кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив установлен Указанием Банка России от 29.12.2014 № 3520-У «О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов».

    К ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов прилагаются имеющиеся в распоряжении и заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие факт наличия признаков банкротства кредитного кооператива.

    Также целесообразно отметить, что положениями пункта 3 статьи 1896 Закона о несостоятельности установлено, что в случае, если саморегулируемая организация кредитных кооперативов не направила в Банк России ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива, ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом, саморегулируемая организация кредитных кооперативов може! быть привлечена к субсидиарной ответственности.

    Принимая во внимание, что целями института саморегулирования в сфере кредитной кооперации является регулирование и контроль деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также представление и защита интересов членов саморегулируемой организации, полагаем необходимым при реализации возложенных Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» на саморегулируемую организацию кредитных кооперативов функций, при выявлении вышеотмсченных оснований направлять в территориальное учреждение Банка России соответствующие ходатайства, во избежание случаев нивелирования требований Закона о несостоятельности, в том числе в части положений о субсидиарной ответственности саморегулируемой организации.

    В целях повышения эффективности реализации положений Закона о несостоятельности, а также оперативного при необходимости принятия Банком России мер надзорного реагирования, считаем целесообразным довести соответствующие разъяснения до кредитных кооперативов, являющихся членами саморегулируемой организации.

    И.о. начальника Главного управления
    A.M. Медведев

    1 Процедуры, предусмотренные Законом о несостоятельности (банкротстве), условно можно разделить на две группы.

    I Меры по предупреждению банкротства финансовой организации:
    — план восстановление платежеспособности финансовой организации;
    — временная администрация финансовой организации,

    II. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве финансовой организации:
    — наблюдение;
    — конкурсное производство

    — неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам;

    — неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнении,
    -недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности но униате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил;
    — неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с латы выявления первого такого нарушении;
    — нынееение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием шжых членов и выдачу займов.
    — сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней;
    — но исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления r законную силу решелие суда о взыскании с финансовой организации денежных средств;
    — стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации;
    — платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: