Банкротство автономной некоммерческой организации - Sps-Studio.ru

Банкротство автономной некоммерческой организации

Некоммерческая организация тоже может подвергнуться банкротству. О том, как правильно проходит данная процедура и каковы ее этапы, читаем в статье.

Банкротство автономной некоммерческой организации

Процедура банкротства некоммерческой организации

Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Законодательное обоснование
  2. Признаки банкротства НКО
  3. Порядок инициирования банкротства
  4. Основные этапы банкротства
  5. Дополнительная информация

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Ликвидация АНО в 2021 году

АНО – это автономная некоммерческая организация, главной целью которой является предоставление услуг в сфере здравоохранения, образования, науки и спорта. Основные положения закреплены в 123.34 Гражданского кодекса РФ.

Особенности деятельности АНО

У деятельности АНО существует ряд особенностей. Среди них можно выделить следующие:

  • Если учредитель в качестве взноса предоставляет свое имущество, оно автоматически становится собственностью организации
  • Учредители не несут ответственности по обязательствам организации. В свою очередь, организация тоже не несут ответственности за учредителя
  • Если НКО не состоит в объединяющей саморегулирующей национальной НКО. Это членства является обязательным.
  • Надзор за деятельностью организации осуществляется на основе Устава этой организации. Такой принцип применяется, если учредитель АНО – юрлицо.
  • Наличие высшего органа управления – обязательная часть системы управления некоммерческой организации. При этом он должен быть не меньше 2-х человек.

Прекращением деятельности АНО могут служит следующие основания:

  • Отсутствие средств на реализацию уставных целей
  • Деятельность АНО не соответствует целям, прописанным в Уставе организации
  • Срок, на который была создана организация, закончился
  • Решение суда
  • Банкротство

Способы ликвидации АНО

По действующему законодательству РФ, существует несколько способов закрытия автономной некоммерческой организации. Такими вариантами являются:

  • Добровольное решение о прекращении деятельности АНО
  • Поглощение более крупным предприятием
  • Реструктуризация
  • Смена состава учредителей
  • Решение суда. Заявление в суд подают кредиторы, которые могут быть обеспокоены за свои средства из-за того, что организация находится на стадии банкротства. После получения решения о закрытии, управляющий орган должен отправить его в налоговый орган. После этого АНО будет снята с учета.

Порядок ликвидации АНО

Процесс ликвидации АНО схож с процедурой закрытия любого иного юридического лица. Данный процесс реализуется в несколько этапов:

  • Собрание учредителей, где составляется протокол, в котором указываются все присутствующие
  • Создание комиссии для проверки финансово-хозяйственной деятельности организации и для надзора за оформлением отчетных бухгалтерских документов
  • Отправление уведомления о закрытии АНО в СМИ
  • Проверка главным бухгалтером финансовых показателей
  • Имеющиеся активы направляются на погашение долгов
  • Через два месяца после публикации в СМИ о закрытии АНО, нужно предоставить в налоговую инспекцию заявление о закрытие АНО

Документы для ликвидации автономной некоммерческой организации

  • Оригинал свидетельства регистрации организации
  • Заявление организации о прекращении своей деятельности
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Подтверждающий документ, что организация произвела все расчеты с негосударственного фонда
  • Выписка из публикации о прекращении деятельности
  • Информация о всех учредителях и главном бухгалтере
  • Копии устава и гос. реестра
Читайте также  Признаки банкротства юр лица

На первом этапе необходимо оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Если закрытие АНО происходит в следствии банкротства, госпошлина не оплачивается. После стоимость процесса рассчитывается индивидуально.

После получения всех необходимых документов налоговой службой, она в течение 5 рабочих дней вносит изменения в ЕГРЮЛ. В течение следующего дня налоговая служба готовит справку УФРС по СК, которая подтверждает прекращенную деятельность организации.

Привлечь к ответственности руководящий состав АНО невозможно. Существует ряд взысканий, которые можно изучить в руководящих документах, где прописаны основные позиции существования того или иного типа предприятий:

  • В общественных, религиозных объединениях, фондах, некоммерческих организациях и потребительских кооперативах члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия
  • В частных учреждениях предусмотрена ответственность по обязательствам, которые появились из-за ведения предприятием финансово-хозяйственной деятельности
  • АНО не зависима от финансового состояния ее участников
  • Ассоциации и союзы не несут ответственности за финансовые обязательства своих участников. В свою очередь, участники несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия
  • Ответственность по обязательствам также отсутствует в товариществе

Банкротство некоммерческой организации

Добрый день! Вопрос про банкротство некоммерческой организации.

У АНО два учредителя, один из которых директор.

В 2013 г. на АНО наложен административный штраф 1 млн. руб. Имущество АНО = 0 рублей. Других долгов нет. Средств на оплату штрафа нет. Счет заморожен и фактически с 2013 г. АНО не ведет деятельность, но сдавала нулевые отчеты в ИФНС, ПФР, ФСС, однако более 2-х лет не представляло отчеты в Минюст.

Как наиболее оптимально прекратить деятельность АНО с непогашенным административным штрафом и замороженным расчетным счетом?

Какие риски может понести директор АНО?

Как будет обстоять процедура банкротства, если Минюст инициирует ликвидацию через суд?

Роман, учитывая, что на АНО висит долг, прекращение ее деятельности возможно лишь через банкротство. Учитывая, что директору естественно известно о наличии долга и невозможности его уплаты, директору следует обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Все остальные процедуры соответствуют обычным процедурам, которые осуществляются при банкротстве организации.

В данном случае не вижу никаких рисков для директора, если только его действия и решения прямо не привели к состоянию банкротства.

Инициировать банкротство могут

а) Сама АНО в лице директора

в) уполномоченный государственный орган.

Дополнительно отмечу, что при наличии долга обычная ликвидация в том числе и через МинЮст уже не получится.

При наличии задолженности перед бюджетом (административный штраф- это местный или федеральный бюджет) в добровольной ликвидации откажут.
Сальникова Галина

Я бы даже несколько усилил — если заявление подано не будет, как раз в этом случае директор может и пострадать.

Вообще говоря, получатель штрафа – бюджет. Поэтому, указанное мнение выглядит несколько странно. Правильно ли я понимаю, что минюстовские предлагают не сообщать суду о наличии штрафа и поэтому все пройдет незаметно? И как предполагается в таком случае производить взыскание штрафа? После исключения из ЕГРЮЛ, с учредителей? Как–то это, мягко говоря, малопонятно.

Как наиболее оптимально прекратить деятельность АНО с непогашенным административным штрафом и замороженным расчетным счетом?
Роман

Согласно ст. 9 ФЗ «О банкротстве»:
1. Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
2. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
3. В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков. www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_1.html#p270© КонсультантПлюс, 1992-2015

Согласно смт. 10 ФЗ «О банкротстве»:

Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_1.html#p270© КонсультантПлюс, 1992-2015

Предлагаю срочно обратиться св арбитражный суд с заявлением о признании АНО банкротом.

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году. С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций. Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности. Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк. Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д. К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Читайте также  Судебные споры о банкротстве

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс. организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс. Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня. Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко. В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций. Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти. Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

Как закрыть некоммерческую организацию (НКО) в 2021 году: подробная инструкция

Содержание:

  1. Порядок ликвидации НКО: общие правила
  2. Профессиональная помощь с ликвидацией НКО

Некоммерческие организации (далее по тексту — НКО) обладают особым правовым статусом, который определяет нюансы процедуры создания и ликвидации указанных юридических лиц.

  • Так же, как и коммерческие организации, НКО прекращает свое существование с момента исключения юрлица из государственного реестра (ЕГРЮЛ), но при этом в процессе участвуют сразу два регистратора: Минюст и ФНС.
  • Такой вид НКО, как фонд, вообще может быть закрыт только и исключительно по решению суда.
  • Имущество, что остается после ликвидации НКО и произведенных выплат кредиторам, не распределяется среди учредителей, а используется в соответствии с уставными целями.

Таким образом, чтобы грамотно «свернуть» деятельность некоммерческой организации, придется выполнить определенную последовательность действий строго в соответствии с установленным порядком.

Порядок ликвидации НКО: общие правила

Официальное закрытие организации (как коммерческой, так и некоммерческой) предполагает рутинную и скрупулезную документальную работу по оформлению каждого этапа ликвидации. Схематично работу по закрытию НКО можно представить следующим образом.

  1. Прежде всего, следует подготовиться к неминуемой налоговой проверке:
    • внимательно оценить правильность и своевременность составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • при необходимости, заняться восстановлением бухгалтерского учета;
    • поработать с дебиторской задолженностью;
    • решить кадровые вопросы.
  2. Далее необходимо подготовить документацию непосредственно для проведения ликвидационной процедуры. Первый документ, который ляжет в основу закрытия НКО, — это решение уполномоченного органа, к компетенции которого уставом организации отнесено рассмотрение подобных вопросов. Одновременно с принятием решения о закрытии НКО избирается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению процессом. Теперь от имени НКО действует именно ликвидационная комиссия, в том числе выступает в суде.
  3. После оформления стратегического решения о ликвидации НКО информация передается в Министерство юстиции, которое перенаправляет сведения в налоговую. На основании полученного уведомления ИФНС вносит в государственный реестр юрлиц соответствующую запись.
  4. Следующий этап — публикация сообщения о начале процедуры закрытия НКО в вестнике госрегистрации. С этого момента кредиторы имеют возможность заявить о своих претензиях в течение 2 месяцев. Параллельно ликвидируемая организация самостоятельно уведомляет выявленных кредиторов о своей ликвидации и определяет размер общей задолженности.
  5. По истечении установленного двухмесячного срока организация приступает к составлению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса. О данном факте также следует уведомить Минюст, который, в свою очередь, передаст информацию в налоговое ведомство.
  6. Теперь можно закрывать задолженность НКО перед кредиторами.
  7. После погашения долгов необходимо подвести итоги — составить ликвидационный баланс. После его утверждения регистратору направляется комплект документов для регистрации окончательной ликвидации организации. После исключения НКО из ЕГРЮЛ процедуру закрытия можно считать завершенной. С этого момента обязательства учредителей и самой некоммерческой организации перед государством и иными лицами считаются прекращенными.

Профессиональная помощь с ликвидацией НКО

Процедура закрытия организации выглядит технически простой, однако, без должного опыта и глубокого знания правовых тонкостей выйти на финишную прямую при ликвидации НКО бывает сложно. Процесс по времени занимает порядка 3-х месяцев, состоит из нескольких этапов, требует выполнения ряда организационных мероприятий с обязательным юридическим оформлением. При отсутствии квалифицированной помощи ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Не доведенный до логического завершения процесс закрытия приводит к различным проблемам с контрагентами и проверяющими органами.

Читайте также  Оспоримость сделок при банкротстве

Компетентно решить все вопросы в рамках ликвидации некоммерческой организации помогут эксперты компании «Консалт-групп». К вашим услугам команда опытных специалистов юридического и бухгалтерского направления, которые помогут разобраться во всех тонкостях ликвидационного процесса, чтобы довести дело до конца.

«Уголовка» в банкротстве: зачем нужна и чем опасна

Уголовное преследование довольно популярный инструмент, когда речь заходит о банкротстве компаний. Последнее время его используют все чаще, потому что ни «субсидиарка», ни взыскание убытков зачастую не приводят к реальному пополнению конкурсной массы, говорит партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Юлия Литовцева.

Уголовный кодекс предусматривает три специальных «банкротных» состава: «Неправомерные действия при банкротстве», «Преднамеренное банкротство» и «Фиктивное банкротство» (ст. 195–197 УК). Но, как показывает практика, эти статьи не пользуются особой популярностью. По статистике Судебного департамента при ВС, в прошлом году по ним осудили всего 34 человека. При этом ни одного не наказали за фиктивное банкротство.

Дела по этим статьям обычно возбуждаются по заявлениям арбитражных управляющих. Другим лицам правоохранители, как правило, отказывают, объясняет небольшое число обвинительных приговоров советник Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × Антон Гусев. Кроме того, сами по себе конструкции «банкротных» норм, по словам эксперта, довольно сложны с точки зрения уголовного права.

Поэтому следователи предпочитают использовать «проверенные» статьи УК: 159 («Мошенничество»), 160 («Растрата»), 201 («Злоупотребление полномочиями»), 330 («Самоуправство»), замечает Руслан Зафесов из АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × . Если же среди кредиторов есть ФНС, то, как правило, параллельно банкротству идет уголовное дело о неуплате налогов (ст. 199 УК), добавляет Давид Кононов из юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 9 место По количеству юристов 16 место По выручке 20 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × .

В поле зрения правоохранителей чаще всего попадают, конечно, руководители компаний-банкротов (генеральный директор, исполнительный орган), но не только. «Уголовка» может грозить и учредителям, и конечным бенефициарам, предупреждает партнер Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × Станислав Петров.

Особо крупное мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК) вменяют, к примеру, Дмитрию Мазурову, бывшему совладельцу Антипинского НПЗ, который в 2019 году признали банкротом. В основу обвинений лег кредит Сбербанка на $29 млн. Следствие считает, что предприниматель скрыл от банка данные о неблагополучном финансовом состоянии завода, а потом присвоил кредитные средства. Также Мазурову инкриминируют особо крупную растрату (ч. 4 ст. 160 УК) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. «а» ч. 3 ст. 111 УК).

По другому делу об особе крупной растрате проходит бывший владелец банка «Югра» Дмитрий Хотин. В 2017 году банк признали несостоятельным. По мнению правоохранителей, бизнесмен вместе с председателем правления «Югры» Дмитрием Шиляевым, президентом Алексеем Нефедовым и директором филиала в Москве Ниной Черновой похитили у банка 23,6 млрд руб. Они якобы выдавали заведомо невозвратные кредиты подконтрольным Хотину фирмам.

От «уголовки» не защищены также главные бухгалтеры, коммерческие и финансовые директора, которых нередко привлекают в качестве соучастников, обращает внимание Кононов.

Выявить КДЛ и удержать активы

Уголовное преследование в банкротстве далеко не всегда используется по своему прямому назначению — для привлечения виновного лица к ответственности. Зачастую его инициаторы преследуют иные цели. К примеру, выявление контролирующих должника лиц (КДЛ).

Людей «в форме» боятся больше, нежели судей в мантии, поэтому первым охотнее выкладывают информацию о том, кто, как и при каких обстоятельствах давал обязательные указания.

К тому же правоохранителям доступны такие средства сбора доказательств контроля и вывода активов, которыми не могут воспользоваться участники банкротного процесса. Поэтому неудивительно, что последние несколько лет основным доказательством фактического контроля в делах о несостоятельности служат «уголовные» материалы (например, № А53-32249/2015), обращает внимание Петров.

Если же КДЛ известны, то их уголовное преследование может быть эффективным способом пополнить конкурсную массу, говорит Литовцева. Под угрозой лишения свободы такие лица куда охотнее выдают свое имущество, до которого обычно сложно дотянуться (например, имущество, оформленное на третьих лиц).

Если контролирующее лицо все же откажется «делиться» своими активами, у правоохранителей есть немало инструментов для их оперативного поиска, замечает Зафесов. Когда же такой поиск завершится успехом, добиться ареста найденного имущества в уголовном процессе куда проще, нежели в арбитражном, добавляет Виталина Степанова из АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22 место По количеству юристов 37 место По выручке Профайл компании × .

Важно помнить о рисках

Несмотря на все достоинства «уголовного» инструмента, порой его использование может сыграть злую шутку с кредиторами. Во-первых, существует риск отказа в возбуждении уголовного дела, особенно при плохо подготовленном заявлении. В таком случае несостоявшийся обвиняемый может в дальнейшем ссылаться на то, что его действия проверили следователи и не нашли в них ничего предосудительного, предупреждает Кононов.

Во-вторых, уголовное дело может сильно затянуть банкротный процесс. Если правоохранители изымут документацию должника, то процедура фактически встанет. Без бумаг нельзя ни выявить подозрительные сделки, ни взыскать «дебиторку», обращает внимание Кононов. Кроме того, довольно популярная мера в уголовных делах — арест имущества должника, замечает Степанова. Снять ограничение до вынесения приговора крайне сложно, а реализовать арестованное имущество невозможно. В итоге банкротная процедура может затянуться еще на несколько лет.

К тому же никто не отменял ответственность за заведомо ложный донос. Поэтому стоит задуматься дважды, прежде чем подавать заявление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: