Самые богатые писатели России

Хорошо когда любимая работа еще и приносит высокий стабильный доход. Однако далеко не каждому человеку удается выбрать дело по велению сердца и жить на широкую ногу. Доказательством того может служить судьба известных русских писателей, на произведениях которых выросло уже несколько поколений. Одни были богаты, другие неплохо зарабатывали на своих произведениях, третьи же жили чуть ли не за чертой бедности.

Самые богатые писатели России

Жизнь русских классиков: кто из великих писателей был самым богатым и знатным

Хорошо когда любимая работа еще и приносит высокий стабильный доход. Однако далеко не каждому человеку удается выбрать дело по велению сердца и жить на широкую ногу. Доказательством того может служить судьба известных русских писателей, на произведениях которых выросло уже несколько поколений. Одни были богаты, другие неплохо зарабатывали на своих произведениях, третьи же жили чуть ли не за чертой бедности.

Самый богатый и знатный из классиков

Дворянин Лев Николаевич Толстой заслуженно возглавляет список самых богатых отечественных классиков. Предком писателя был Петр Андреевич Толстой, соратник и друг Петра Первого. После смерти родителей Лев Николаевич унаследовал внушительное состояние, которое было приумножено его трудами.

Казалось бы, человек, извлекавший огромную выгоду из своего помещичьего хозяйства, может не заботиться о размере своих гонораров. Однако не зря говорят, что деньги пристают к деньгам. По уровню гонораров Толстой также сумел обойти своих коллег. Известно, что «Русский вестник» платил творцу 500 рублей за печатный лист «Войны и мира». На публикации «Воскресения» писатель заработал 22 тысячи рублей, а «Анна Каренина» принесла ему 20 тысяч. Для сравнения, в те времена за 12 тысяч можно было приобрести особняк в Москве.

Обеспеченные писатели

История знает и другие примеры классиков, живших на широкую ногу. К примеру, Иван Гончаров – выходец из обеспеченной купеческой семьи. Его отец занимался хлебной торговлей и несколько раз становился главой Симбирска.

Родиться в обеспеченной семье повезло и Николаю Гоголю. Известно, что в наследство ему досталась земля и 400 душ крепостных. Иван Тургенев – отпрыск благородного и богатого рода. Его семья владела землей и примерно 5 тысячами душ крепостных.

Нельзя не отметить, что своим достатком эти классики обязаны своему происхождению, а не баснословным гонорарам. Все они зарабатывали на порядок меньше Льва Толстого. К примеру, «Дворянское гнездо» принесло Ивану Тургеневу всего 4000 рублей. Впрочем, эти люди могли позволить себе сосредоточиться на своем творчестве и не переживать из-за недостаточно высоких гонораров.

Бедные классики

Александр Пушкин – писатель, имя которого всем известно с детства. Удивительно, но создатель бессмертных произведений при жизни отчаянно нуждался в деньгах. Классик не имел собственного жилья, вынужден был его арендовать. Не способствовали накоплению денег его расточительность и страсть к азартным играм.

Стоит отметить, что Пушкин не так уж и мало зарабатывал своими литературными трудами. Скажем, за «Евгения Онегина» творец получил 12 тысяч, а за «Бориса Годунова» – 10 тысяч. Но стремление Александра Сергеевича жить на широкую ногу приводило к тому, что у него скапливались лишь долги. Своей семье классик наследства не оставил. После его гибели на дуэли обнаружилось, что он должен 140 тысяч рублей. Долги писателя взял на себя император Николай Первый, который также назначил его семье небольшой пенсион.

История Федора Достоевского свидетельствует о том, что и его губила страсть к азартным играм. Родительское наследство, которое получил классик, составило всего тысячу рублей. Писатель отчаянно нуждался в деньгах, что вынуждало его работать не покладая рук. Достоевский постоянно одалживал деньги и брал авансы за свой труд. Это отрицательно сказывалось на его гонорарах. Известно, что всего 7000 рублей Федору Михайловичу заплатили за роман «Идиот». Следовательно, он получил 166 рублей за печатный лист.

Другие примеры

В знатных и богатых семьях посчастливилось родиться лишь единицам. Многие писатели вынуждены были пробивать себе дорогу самостоятельно. К примеру, Иван Крылов – сын простого солдата, сумевшего дослужиться до офицера. Его путь к успеху начался с должности мелкого чиновника в казенной палате.

Иван Бунин – дворянин из небогатой семьи. Его родители не смогли даже позволить себе оплатить обучение сына в гимназии. Антон Чехов – внук крепостного, которому удалось купить свою слободу. Отец писателя занимался торговлей, но большого дохода его бакалейная лавка не приносила.

Что сейчас

Интересно и то, сколько зарабатывают писательским трудом наши современники. Список самых высокооплачиваемых отечественных авторов уже не первый год возглавляет Дарья Донцова. Известно, что писательница зарабатывает своими произведениями свыше 1.5 миллиона долларов в год. Суммарные гонорары Пелевина, Акунина и Улицкой значительно ниже этой цифры.

Новиков: «В России есть авторы, чьи доходы на западном уровне»

Почему российские писатели получают меньше своих иностранных коллег

Текст: Наталья Соколова/РГ

Forbes залез в карман писателей и подсчитал, сколько получают самые богатые из них.

В лидерах, конечно, «мама» Гарри Поттера Джоан Роулинг. В прошлом году она заработала 95 млн долл. Не слишком популярный у нас, но, как оказывается, самый богатый писатель Америки Джеймс Паттерсон, автор серии детективных романов об инспекторе Алексе Кроссе, заработал 87 млн долл. На третьем месте оказался Джефф Кинни, автор «Дневника слабака», — его кошелек пополнился в прошлом году на 21 млн долл.

Русских писателей в списке «Форбса», как обычно, нет. Почему? Неужели у нас невозможно заработать писательским трудом?

На этот вопрос отвечает Олег Новиков, президент Издательской группы «Эксмо-АСТ»

Почему в списке нет российских писателей?

Олег Новиков: Для того чтобы в списке самых высокооплачиваемых писателей мира появились имена российских авторов, нужны социальные и экономические предпосылки. Книжная отрасль в России сегодня живет в несколько других условиях, чем издатели и писатели в других странах. В первую очередь, на гонорары писателей влияет стоимость книги. За последние годы в России цены практически на все товары, будь то продукты или электроника, стали вполне сопоставимы с общемировым уровнем, в то же время стоимость книги практически не изменилась. В США и европейских странах книги стоят существенно дороже и это отражается и на роялти авторов, которые считаются от конечных продаж. Однако мы понимаем, как важно сдерживать рост цен на книжном рынке, учитывая покупательскую способность наших читателей, которая на порядок ниже, чем у жителей Европы и США.

Если цена на книги начнет расти, сократятся тиражи и количество читателей, доходы которых пока несопоставимы с уровнем жизни населения европейских стран и США.

Еще один важный фактор — существенно меньшие, чем на Западе, тиражи. Средний тираж, с которым сегодня выходит книга — 4,5 тысячи экземпляров — эти показатели сопоставимы с издательской отраслью Польши, население которой существенно меньше России. И сегодня мы заинтересованы в создании бестселлеров, которые выходят большими тиражами в 30—50—100 тысяч экземпляров и больше. Выпуская книги небольшими тиражами, в 2—3 тысячи экземпляров, мы ничего не зарабатываем, однако создаем новые имена и бренды на книжном рынке, предоставляя читателям выбор.

Для того чтобы национальные авторы начали получать высокие доходы, необходима развитая книжная инфраструктура. Пока обеспеченность россиянина книжными магазинами, библиотеками существенно отличается от ситуации, в которой находятся жители Германии, Великобритании, Соединенных Штатов.

По обеспеченности книжными магазинами и библиотеками на душу населения мы пока сильно отстаем от других развитых стран,

причем даже от стран Восточной Европы, и важно эту ситуацию исправлять. Библиотечные фонды нуждаются в регулярном пополнении актуальными изданиями. Что же касается продаж, то сегодня, по экспертным оценкам, в стране не хватает порядка 1000 книжных магазинов. Издатели ведут активный диалог с представителями местной власти для того, чтобы преодолеть кризис инфраструктуры чтения. Все это уже приводит к положительным изменениям — в 2016 году открылось 164 новых книжных магазина.

Также на доходы российских авторов существенно влияет электронное пиратство. В развитых странах мира незаконное копирование и распространение литературных произведений жестко преследуется, не оставляя пиратам шанса процветать. В России пока ситуация такова —

около 80% скачиваний электронных книг происходит с пиратских ресурсов,

которые нарушают авторское право, девальвируют профессию писателя. Сегодня предпринимаются определенные действия, совершенствуется законодательство, но пока пиратство все еще угрожает благосостоянию авторов и развитию цивилизованного книжного рынка.

Сопоставимы ли доходы наших авторов с доходами иностранцев?

Олег Новиков: Сравнивать доходы российских и иностранных авторов не совсем корректно — они живут и работают в разных экономических условиях. В России есть наиболее востребованные авторы — их книги продаются тиражами полмиллиона-миллион экземпляров в год, доходы которых находятся на вполне западном уровне. Однако речь идет об очень небольшом количестве писателей.

В силу тех условий, в которых живет сегодня российский книжный рынок, чаще мы можем говорить о меньших тиражах, низкой стоимости книг и покупательской способности читателей по сравнению с другими развитыми странами, что и отражается на доходах писателей. Произведения всех авторов из списка Forbes переведены и изданы в России, однако существенно меньшими тиражами и по меньшей стоимости за книгу — в любом формате, и бумажном, и электронном, и аудио. Тираж бестселлера Полы Хокинс «Девушка в поезде» в США превысил 2 миллиона экземпляров в первый год продаж, в России книга издана и продана тиражом в 150 тысяч экземпляров. Необходимо учитывать те условия, в которых мы живем.

При этом хочу отметить, что

интерес к российскому рынку растет, западные издатели видят в нем потенциал.

Об этом свидетельствует хотя бы то, что в этом году сразу два масштабных автора из списка Forbes посетят Россию: в августе — Джордж Р. Р. Мартин, а в октябре — автор серии «Дневник слабака» Джефф Кинни.

Читайте также  ФНС блокировка счетов проверить

Что нужно, чтобы у нас появился свой «Гарри Поттер», который может прогреметь на весь мир?

Олег Новиков: Основной вектор развития для нас сегодня — поиск и продвижение новых национальных авторов мирового уровня. Поиск хороших рукописей, талантливых авторов и оптимальных путей коммуникации с читателем.

Для того чтобы автор прогремел на весь мир, необходимо не только интересное, актуальное для широкой аудитории произведение, но и масштабная программа продвижения, грамотный маркетинг. Издательский бизнес традиционно сильно привязан к национальному языку. И если автор пишет, скажем, на английском языке и его издают англоязычные издательства, представленные во всех англоязычных странах, — это один путь к читателю, достаточно ясный и понятный. Если же автор пишет на русском языке, продвижение его книг в других странах связано с рядом сложностей самого разного порядка. Пока мы сосредоточились на работе с русскоязычной аудиторией — у нас для этого есть опыт, компетенции и перспективы для развития. При этом мы не исключаем и всеми силами поддерживаем экспансию наших авторов на Запад и Восток. Ряд наших писателей активно издается в Европе, США. Скажем,

Поттер кормит

Каждый год в список не попадают наши писатели. Почему? Неужели у нас невозможно заработать писательским трудом? Возможно. И дело тут не в стоимости книги, а в ее тираже. В числе тех, у кого действительно хорошие тиражи книг, Дарья Донцова, Дина Рубина и Борис Акунин. Издатели не скрывают, что совокупный тираж книг Дарьи Донцовой сейчас составляет около 200 млн экземпляров. Но совокупный тираж книг Роулинг — 400 млн экземпляров, больше только у Библии.

Если ты только пришел в литературу, гонорар может составить тысяч 25 рублей, автору с именем могут и миллион заплатить. Так что большинству наших писателей приходится искать дополнительный заработок — преподавать, заниматься журналистикой, вести свой бизнес, писать сценарии к телефильмам, продавать права на книгу за границу.

Конечно, писатели из списка Форбс заработали не только продажей книг. Львиная доля доходов Роулинг — это продажа прав на экранизацию Поттерианы. А в прошлом году сюда еще добавилась киноадаптация книги «Фантастические твари и где они обитают» — у фильма был невероятный успех по всему миру. Еще некоторую сумму отчисляет Роулинг парк развлечений кинокомпании Universal, в котором есть аттракционы, посвященные Гарри Поттеру.

Еще один объективный фактор того, что иностранные авторы богатеют быстрее — все приведенные в списке писатели пишут на английском языке. Как известно, на английском говорят гораздо больше людей, чем на русском. Не всех российских авторов переводят на другие языки. Активно переводят Дину Рубину, Дмитрия Глуховского, Людмилу Улицкую. Но это капля в море по сравнению с мировыми тиражами той же Роулинг. Кроме всего прочего, «Гарри Поттер» — это хорошо раскрученный маркетинговый проект, в который вложены немалые средства. У наших издательств денег на такие проекты нет. Так что на то, что мы читаем, во многом влияют пиарщики и маркетологи.

Почему в списке самых богатых писателей нет россиян?

Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ»:

— Для того чтобы списке самых высокооплачиваемых писателей мира появились имена российских авторов, нужны социальные и экономические предпосылки. Книжная отрасль в России сегодня живет в несколько других условиях, чем издатели и писатели в других странах. В первую очередь на гонорары писателей влияет стоимость книги. За последние годы в России цены практически на все товары, будь то продукты или электроника, стали вполне сопоставимы с общемировым уровнем, в то же время стоимость книги практически не изменилась. В США и европейских странах книги стоят существенно дороже, и это отражается и на роялти авторов, которые считаются от конечных продаж. Однако мы понимаем, как важно сдерживать рост цен на книжном рынке, учитывая покупательскую способность наших читателей, которая на порядок ниже, чем у жителей Европы и США. Если цена на книги начнет расти, сократятся тиражи и количество читателей, доходы которых пока не сопоставимы с уровнем жизни населения европейских стран и США.

Еще один важный фактор — существенно меньшие, чем на Западе, тиражи. Средний тираж, с которым сегодня выходит книга, — 4,5 тысячи экземпляров, эти показатели сопоставимы с издательской отраслью Польши, население которой существенно меньше России. И сегодня мы заинтересованы в создании бестселлеров, которые выходят большими тиражами в 30-50-100 тысяч экземпляров и больше. Для того чтобы национальные авторы начали получать высокие доходы, необходима развитая книжная инфраструктура. Пока обеспеченность россиянина книжными магазинами, библиотеками существенно отличается от ситуации, в которой находятся жители Германии, Великобритании, Соединенных Штатов. По обеспеченности книжными магазинами и библиотеками на душу населения мы пока сильно отстаем от других развитых стран, причем даже от стран Восточной Европы, и важно эту ситуацию исправлять. Библиотечные фонды нуждаются в регулярном пополнении актуальными изданиями. Что же касается продаж, то сегодня, по экспертным оценкам, в стране не хватает порядка 1000 книжных магазинов.

Самые богатые писатели мира в 2016 году

Джоан Роулинг, доход за год $95 млн. Пьеса для бродвейской постановки «Гарри Поттер и проклятое дитя» стала самой продаваемой книгой 2016 года.

Джеймс Паттерсон ($87 млн). В 2016 году автор продал 9,5 млн книг. Сейчас готовится к выходу триллер, созданный Паттерсоном вместе с Биллом Клинтоном. Если у книги будет хорошая пиар-кампания в России, то у нас наконец узнают имя самого богатого писателя Америки.

Джефф Кинни ($21 млн). «Дневник слабака» от Кинни стал бестселлером во всем мире, правда, не в России. Но немалый доход Кинни имеет от создания видеоигр.

Дэн Браун ($20 млн). После выхода «Кода да Винчи», за которого автор получил $260 млн, все его книги, уже вышедшие, и те, которые пока только готовятся к выходу, автоматически стали бестселлерами.

Стивен Кинг ($15 млн). Поразительная работоспособность приносит доход Кингу. А кроме того, любовь публики, что бы он ни написал. В прошлом году любители Кинга скупали его 55-й роман «Пост сдал».

Джон Гришэм ($14 млн). Его «Информатор» стал одним из самых продаваемых в 2016 году.

Нора Робертс ($14 млн). Доход принесла писательнице серия детективов «Следствие ведет Ева Даллас».

Пола Хокинс ($13 млн). Британский автор заработала на экранизации «Девушки в поезде». Говорят, что кинокомпании уже стоят в очередь, чтобы купить права на следующий бестселлер.

Э.Л. Джеймс ($11,5 млн). Автор заработала на экранизации второй части романа «Пятьдесят оттенков серого». В мировом прокате фильм собрал $379 млн.

Даниэла Стил ($11 млн). Дела у королевы женского романа сейчас идут не самым лучшим образом. Но в прошлом году у нее вышло шесть книг, которые и принесли немалый доход.

Богатые писатели: как продать книги на 283 миллиона?

Писателем может называть себя каждый, кто написал и издал хоть одну книгу. Однако зарабатывать с помощью своих произведений миллионы удается не всем. Журнал Forbes составил рейтинг самых успешных писателей 2018 года, которые вместе продали больше 24 млн книг на 283 млн долларов. На чем же заработали свои миллионы самые богатые писатели мира?

1. Джеймс Паттерсон, бывший рекламщик – 86 млн долларов

Американский писатель уже 10-й раз за последние 20 лет становится лидером рейтинга. Когда Паттерсон только начинал писать, его первый роман не взяли в 31 издательстве. Но он продолжал писать и параллельно работал рекламщиком, и когда издал роман «И пришел паук», то сам разрекламировал его так, что о Паттерсоне узнал весь мир. В этом романе впервые появился герой Алекс Кросс, который принес писателю наибольшую популярность.

На сегодняшний день в мире уже продано около 300 млн экземпляров книг Паттерсона. Он издает книги, казалось бы, с молниеносной скоростью. Одну книгу он пишет всего месяц, а точнее он только придумывает сюжет и персонажей. А для написания книги он нанимает другого писателя. В 2019 году заработки Паттерсона еще больше вырастут благодаря книге «Президент пропал», которую он выпустил вместе с Биллом Клинтоном. Уже продано более миллиона экземпляров.

2. Джоан Роулинг, книги о Гарри Поттере – 54 млн долларов

Автор «Гарри Поттера» оказалась на второй позиции, при том что в 2017 году Роулинг заработала 95 млн долларов и даже обошла Паттерсона.

Но доходы Роулинг стремительно падают, когда она не выпускает новых книг. Хотя и в «затишье» она неплохо зарабатывает благодаря тематическим паркам и спектаклям «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Также романы Роулинг легли в основу кинофраншизы, которая рассчитана на 5 фильмов.

3. Как пишет Стивен Кинг? – 27 млн долларов

А вот «король ужасов» в прошлом году заработал миллионы в основном благодаря фильму «Оно», который был снят по его одноименному роману и собрал более 700 млн долларов при бюджете в 35 млн.

Стивен Кинг уже написал 56 романов, более 200 рассказов и 5 научно-популярных книг. Такое огромное количество произведений «король ужасов» создал благодаря простому правилу, которому он следует уже не один год: каждый день писать как минимум 2 тысячи знаков.

4. Джон Гришэм, адвокат – 21 млн долларов

Гришэм получил юридическое образование и работал адвокатом, даже не думая о карьере писателя. Но когда на одном из заседаний суда он услышал показания двух 12-летних девочек, которые пережили изнасилование, Гришэм решил, что должен написать об этой истории книгу. Через три года вышел его роман «Пора убивать», который не вызвал ажиотажа.

Читайте также  Чем отличается банковский счет от карточного

Но это не остановило Гришэма, и следующий его роман «Фирма» стал бестселлером. По его сюжету сняли фильм с Томом Крузом в главной роли. После такого неимоверного успеха Гришэм поставил себе цель выпускать по одной книге в год и ничуть не пожалел, что оставил адвокатскую деятельность.

5. Джефф Кинни – 18,5 млн долларов

Американский писатель-карикатурист стал популярным благодаря серии детских книг «Дневник слабака», где главный герой, мальчик Грег, записывает в дневник все свои неудачи. Всего Кинни написал 12 частей «Дневника», хотя на написание первой части у него ушло 8 лет, и он изначально писал его для взрослых. Но когда редактор взглянул на сюжет книги, то предложил Кинни немного изменить концепцию. Писатель согласился и не пожалел об этом, ведь его книги читают на 50 языках, а 4 части «Дневника слабака» уже экранизировали. Интересно, что в одной из них автор исполнил роль второго плана. Сейчас Кинни занимается не только написанием книг, он разрабатывает видеоигры и онлайн-игры, а также открыл небольшой книжный магазин.

Другие писатели рейтинга Forbes

Вторая половина списка богатых писателей по версии журнала Форбс выглядит так:

6. Дэн Браун – 18,5 млн

7. Майкл Вулф — 13 млн

8. Даниэла Стил — 12 млн

9. Нора Робертс —12 млн

10. Э. Л. Джеймс – 10,5 млн

Доходы последних четырех участников рейтинга различаются не так сильно, как у лидеров десятки.

Самые богатые писатели России

По сравнению с самыми богатыми писателями в мире, доходы российских кажутся копеечными. Например, Дарья Донцова зарабатывает около 2 млн долларов в год. Второе место занимает Борис Акунин с доходами от продажи книг чуть меньше 2 млн долларов.

Третье место разделили между собой Татьяна Устинова и Александра Маринина. Они зарабатывают примерно по 1 млн долларов в год.

Возможно, чтобы попасть в рейтинг самых богатых писателей современности, российским прозаикам надо писать детективы и любовные романы на английском языке, которые в 2018 году принесли миллионные доходы лидерам мирового рейтинга.

Фантазия на миллион: сколько зарабатывают писатели в России и за рубежом с 2021

Быть писателем — тяжкий труд, требующий таланта, усидчивости и терпения. Но даже при наличии всего этого нет гарантии, что книга станет популярной и будет хорошо продаваться. Можно заработать 1 млн долларов (65 млн руб.), как Виктор Пелевин — именно столько заплатили ему за роман «Бэтман Аполло», или оставаться в тени, довольствуясь 30 тыс. руб. за публикацию. Официальные источники поделились тем, сколько зарабатывают писатели в России на самом деле.

Из чего складывается доход автора

Согласно данным «Комсомольской Правды» авторы получают разовый гонорар и роялти — процент с каждой проданной книги, цифра варьируется от 3 % до 25 %, в среднем составляя 5-10 %. В случае продажи прав писатель получает разово сравнительно большую сумму, но никаких авторских отчислений уже не будет. Дополнительно создатели успешных произведений зарабатывают на их переводах, экранизациях, радио-, и театральных постановках. Кроме того, есть литературные премии, победители которых получают существенные вознаграждения: один-три млн рублей.

Многие параллельно работают в СМИ, преподают или развивают бизнес, уходят в кино и сериалы — сочинять сценарии. На доход от написания книг живут лишь наиболее успешные.

Гонорар

Авторские гонорары могут достигать 0,5-1 млн руб. за одну книгу, но такие суммы получают немногие, да и одна книга пишется полгода-год, если не больше. Единицы получают сотни тысяч долларов или евро за публикацию. Большинство российских писателей рассчитывает в лучшем случае на 50-100 тысяч рублей за книгу. Средний гонорар начинающего автора составляет всего лишь 25 тыс. руб.

Александра Маринина получает в среднем 100-150 тыс. долларов за книгу (6,5-9,7 млн руб.), Дарья Донцова — 140 тыс. долларов (9 млн руб.), Борис Акунин — 25-30 тыс. долларов (1,6-1,9 млн руб.), Татьяна Устинова — 25 тыс. долларов (1,6 млн руб.).

Популярный автор дамских романов Татьяна Устинова

Авторские отчисления (роялти)

Авторские отчисления идут с определенного количества проданного тиража. Писатель получает процент не от розничной стоимости книги, а от оптовой. На каждом проданном экземпляре прозаик зарабатывает в среднем по 10 рублей. Так, при распроданном тираже 5000 штук получают писатели около 50 тыс. руб. роялти. Начинающие авторы печатаются тиражами в две-три тысячи экземпляров. В России мало писателей, которые получают значительные суммы в качестве роялти.

Переиздания книг

Тираж и размер гонорара определяется издательством, для которого произведение — не столько плод творческой деятельности, сколько коммерческий проект. Если книга хорошо продается, выпускается новый тираж, появляется возможность заработать на том же произведении. Переиздаваться может как новый роман, который показал коммерческий потенциал, так и книга, появившаяся на полках магазинов несколько лет назад. Доход автора зависит от того, как часто выходят новые книги и насколько хорошо их раскупают.

Продажа прав на произведение

Издательство может «перекупить» автора — приобрести права на напечатанные и планируемые книги на определенный срок. Стоимость одного произведения составит около 500 тыс. руб, но отчислений с продаж писатель не получит. Это хороший формат сотрудничества для начинающих, но перспективных авторов. Их именитые коллеги обычно договариваются на эксклюзивные условия.

За трехлетние права на издание всех имеющихся книг Дарьи Донцовой издательства готовы заплатить 2,5 млн долларов (162,3 млн руб.), плюс по 200 тыс. долларов (12,9 млн руб.) за каждое новое произведение, написанное в течение этого срока.

Писатель Дарья Донцова

Дополнительные заработки

Большинство писателей зарабатывают на жизнь совсем не литературным трудом. Кто-то преподает, многие работают в СМИ, университетах, занимаются бизнесом, пишут сценарии, проводят мастер-классы, дают уроки авторского мастерства. Доход от «случайных» заработков может быть даже выше, чем непосредственно от продаж книг. Например: согласно данным Гильдии кинодраматургов СК России, за сценарий полнометражного фильма автор получает 30 тыс. долларов (1,9 млн руб.), а за одну серию телесериала — 3,5 тыс. долларов (227 тыс. руб.).

Самые продаваемые

В 2004 году «Форбс» назвал Джоан Роулинг первой, кому удалось заработать миллиард долларов с помощью написания книг. Ее пример доказывает, что попасть в список миллионеров (и даже миллиардеров) реально и писательским трудом.

Культовый писатель Джоан Роулинг

Рейтинг писателей СНГ

Писатели стараются не разглашать свои доходы, но самым популярным редко удается утаить такую информацию:

  1. Александра Маринина. Под именем Марининой на полках магазинов в 2017 году появилось 7,5 млн экземпляров книг под 56 наименованиями. Согласно «Форбс», годовой доход автора — около 1 млн долларов (65 млн руб.).
  2. Борис Акунин. В 2017 году опубликовано 43 книги за его авторством, а суммарный тираж составил 362,5 млн экземпляров. В «Форбс» подсчитали, что годовой доход Акунина — 2 млн долларов (129 млн руб.).
  3. Дарья Донцова. Согласно докладу Книжной палаты, в 2017-м опубликовано 98 книг Донцовой суммарным тиражом в 1,35 млн экземпляров. Автор «иронических детективов» зарабатывает в год 2,1 млн долларов (136 млн руб.).

На просторах СНГ многим известны имена Дины Рубиной, Захара Прилепина, Людмилы Улицкой, Сергея Лукьяненко. По книге Дмитрия Глуховского разработали компьютерную игру «Метро 2033», продажи которой превысили 1,5 млн копий, а книгу «Омон Ра» Виктора Пелевина на Западе ставят в один ряд с «О дивный новый мир» Хаксли.

Российский автор Борис Акунин

Топ зарубежных авторов

«Форбс» опубликовал ежегодный список самых успешных писателей. В рейтинг попали авторы, которые за 2018 год продали 24,5 млн книг на сумму 283 млн долларов (18 млрд руб.):

  1. Джеймс Паттерсон. Автор политических триллеров заработал 86 млн долларов (5 млрд руб.). В 2018 году вышла книга «Президент пропал», которая быстро разошлась миллионным тиражом.
  2. Джоан Роулинг. Доходы автора Поттерианы заметно упали: в 2017-м она заработала 95 млн долларов (6,1 млрд руб.), а в 2018 году — 54 млн долларов (3,5 млрд руб.). Роулинг получает деньги от переизданий серии о Гарри Поттере, продажи сопутствующих изданий, а также благодаря спектаклям и тематическим паркам развлечений.
  3. Стивен Кинг. Король ужасов в 2018 году заработал 27 млн долларов (1,7 млрд руб.). Такому успеху поспособствовал коммерческий успех фильма «Оно» по одноименному роману 1986 года, который стал самым кассовым ужастиком всех времен.
  4. Джон Гришэм. Автор юридических триллеров получил 21 млн долларов (1,3 млрд руб.).
  5. Джефф Кинни. Свои 18,5 млн долларов (1,2 млрд руб.) писатель заработал на подростковых бестселлерах из серии «Дневники слабака».

Суммы указаны без учета налогов и выплат агентам, менеджерам, юристам.

Самые прибыльные жанры

По статистике продаж сайта pro-books.ru в Санкт-Петербурге и Москве топ самых востребованных литературных направлений таков:

  1. Фантастика.
  2. Женский роман
  3. Детективы на сюжеты из российской жизни.
  4. Кулинария.
  5. Детские книги.
  6. Литература по саморазвитию, учебная и образовательная.
  7. Бизнес-литература.
  8. Эзотерика.
  9. Мистический роман.
  10. Псевдоисторические и патриотические романы.

Популярные жанры по версии бизнес-портала Advertology.Ru

А вот, что популярно в Европе:

  • Классические детективы.
  • Подлинная детская классика.
  • Мистика.
  • Любовные романы.
  • Образовательная и обучающая литература.
  • Комиксы.
  • Современные европейские романы с элементами детектива, мистики и эротики.
Читайте также  Как посчитать ипотеку самостоятельно на квартиру

Сопоставив данные не трудно понять, что между предпочтениями отечественных и зарубежных читателей есть некоторые различия.

Причины “бедности” отечественных авторов

Немногие российские писатели богатеют за счет плодов своих фантазий. Получать гонорары, сопоставимые с доходами западных коллег, отечественным авторам мешает ряд причин:

  1. Маленькие тиражи. По оценкам Bowker, США лидирует на книжном рынке. Перспективных авторов, книги которых не нуждаются в переводах, издают и в других англоговорящих странах. В итоге тиражи произведений даже не топовых писателей могут превышать миллион экземпляров.
  2. Стоимость литературы. Первая часть серии книг о Гарри Поттере продается на Amazon за 11 долларов (714 руб.), а на Озоне стоит почти в два раза дешевле — 426 руб. (6,5 долларов). Это отражается на размере авторских отчислений с реализации тиража.
  3. Языковой барьер. Суммарное количество англоговорящих в мире составляет около 1 млрд человек, включая носителей (400 млн) и тех, кто только изучает язык. Русский является родным для 167 млн человек, еще около 110 млн владеют русским как вторым. Читательская аудитория куда меньше, чем у зарубежных авторов.
  4. Количество читающих. Согласно данным компании Harris Interactive, каждый пятый американец за год прочитывает более 21 книги. Результаты «Левада-Центра» по России кардинально отличаются: 46 % россиян не прочитали за последний год ни одной книги, 36 % читали от случая к случаю, 16 % – постоянно.

Книгу англоязычного автора без перевода сможет прочесть около миллиарда человек

В рейтинге «Форбс» пока нет российских имен. Многие отечественные авторы вынуждены заниматься не свободным творчеством, а разрабатывать «коммерческие» сюжеты, чтобы заработать на жизнь.

Как стать успешным писателем

Согласно статистике, издательства публикуют не более 3 % поступающих рукописей. Чтобы начинающему автору получить обратную связь от читателей и обратить на себя внимание редакторов, можно опубликовать произведения на Самиздате или в виртуальном издательстве (Bookscriptor, Amazon). Повысить грамотность и научиться строить сюжет поможет специализированная литература от состоявшихся авторов: «Право писать» Джулии Кэмерон, «Как писать книги» Стивена Кинга, «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери, «Творите!» Нила Геймана.

“Дзен в искусстве написания книг”, Р. Брэдбери

Советы от именитых писателей

«Толкиен не читал фэнтези в духе Толкиена, он читал книги по финской филологии. Читайте что-то неожи­данное».

Нил Гейман — автор серии комиксов «Песочный человек», сценариев к фильмам, графических романов.

«Я всегда говорил себе: относись к этому как к работе с девяти до пяти. Если у тебя жесткий рабочий график, ты просто идешь и работаешь, и неважно, хорошо ли тебе в этот день. Я могу каждый день садиться за стол и выдавать дневную норму. Просто не даю себе разрешения уклоняться».

Саламан Рушди — лауреат Букеровской премии 1981 года за роман «Дети полуночи», член Королевского литературного общества.

«Если не знаете, что делать дальше, похороните кого-нибудь заживо».

Эдгар Аллан По — создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

«Нет никаких правил и нет никакого правильного режима, если ты хочешь написать книгу».

Умберто Эко — автор романов «Нулевой номер», «Баудолино», «Таинственное племя царицы Лоаны».

Хорошо пишущих и просто грамотных людей мало, а с каждым годом становится еще меньше. Поэтому шанс стать известным и заработать на безбедную жизнь есть у каждого начинающего писателя. В помощь ему приходит интернет с его инструментами самопиара и самостоятельной реализации электронных версий книги. Однако надо понимать, что дорога к известности может быть долгой и извилистой.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Миллионы на книгах: сколько зарабатывают писатели

Можно ли заработать на писательстве? Легко! И целые миллионы! Это доказывает ежегодный рейтинг самых богатых на планете авторов книг, составляемый изданием Forbes. Сколько зарабатывают писатели? И почему в перечне Forbes нет российских имен? Об этом в материале студии «КНИГА».

Сочиняй и богатей: сколько зарабатывают писатели книг

Ежегодно американский журнал Forbes подсчитывает, сколько зарабатывают писатели книг, и составляет хит-парад богатейших литераторов мира. В 2017 г. его лидером оказалась мама Гарри Поттера Джоан Роулинг. С июня-2016 по июнь-2017 она положила в свой кошелечек $95 млн.

Немного отстает от британской романистки американец Джеймс Паттерсон. Сочинитель взрослых детективов и повестей для подростков за год стал богаче на $87 млн. На третьей строчке с гигантским отрывом Джефф Кинни – создатель популярной детской серии «Дневник слабака». Его счет за 12 месяцев пополнился «всего» на $21 млн.

Остальные места в десятке распределились следующим образом (суммы указаны в миллионах долларов):

  • Дэн Браун (ответственный за конспирологические романы о профессоре Лэнгдоне получил $20);
  • Стивен Кинг (король ужасов разбогател на $15);
  • Джон Гришэм (автор многочисленных детективных историй продал их на $14);
  • Нора Робертс (прибыль романистки, пишущей в детективном жанре, увеличилась на $14);
  • Пола Хокинс (создательница бестселлера «Девушка в поезде» заработала $13);
  • Э.Л. Джеймс (сочинительница трилогии «Пятьдесят оттенков серого» разжилась $11,5);
  • Даниэла Стил (королева женской прозы смогла добавить на свой счет $11).

А как у нас? Сколько зарабатывают писатели в России

Нетрудно заметить, что в списке Forbes нет ни одного автора-россиянина. И такая тенденция сохраняется десятилетиями. Неужели у нас никак невозможно разбогатеть, занимаясь писательским трудом? По мнению экспертов, теоретически возможно! Однако основная проблема заключается в тиражах – слишком маленьких, если сравнивать с западными. Даже стоимость книжной продукции играет меньшую роль в том, сколько зарабатывают писатели.

Дарья Донцова, Дина Рубина, Борис Акунин – у этих и некоторых других отечественных литераторов очень хорошие продажи. Так, общий тираж наследия Донцовой – примерно 200 млн. экземпляров. Но романы Роулинг продаются тиражами в 400 млн. – больше лишь у Библии. При этом тираж, с которым выпускается книжка в РФ сегодня – в среднем 4,5 тыс. копий.

Еще один аспект разницы в доходах российских и зарубежных прозаиков связан с языковым барьером. Многие авторы-иностранцы богатеют быстрее отчасти потому, что пишут по-английски. Ведь на этом языке говорит гораздо большее число людей, нежели на русском. Между тем далеко не всех наших романистов переводят. Повезло в этом смысле Дине Рубиной, Людмиле Улицкой и Дмитрию Глуховскому. Однако в сравнении с международными тиражами той же Роулинг это мизер.

Другой немаловажный момент – размеры гонораров. Если вы только пришли в литературу, гонорар обычно составляет всего 25 тыс. руб. А творцу с именем вполне готовы заплатить и целый миллион. Так что, то, сколько зарабатывают писатели книг, во многом зависит от трудового стажа на литературном поприще.

И, наконец, цена книжной продукции. Как заработать современному писателю, если за последнее время стоимость печатной и электронной литературы в России почти не поменялась?! В Европе и Соединенных Штатах книги стоят значительно дороже, что отражается и на прибыли авторов, считающейся от итоговых продаж. Но если сейчас цена на литературу в РФ увеличится, количество читателей и тиражи существенно сократятся.

Как заработать современному писателю? Не полагаться только на свой дар!

С учетом вышеперечисленного, как заработать писателю в России? Почти всем приходится подыскивать дополнительный заработок. Даже состоявшиеся романисты вынуждены писать сценарии к сериалам и телефильмам, заниматься журналистской или предпринимательской деятельностью, преподавать. Хорошо, если удастся продать права на книжку за границу. Но все равно то, сколько зарабатывают писатели в России, очень мало в сравнении с западными странами.

Большинство отечественных прозаиков, включая номинантов и лауреатов престижных премий, зарабатывает писательством около 80–100 тыс. руб. в год. Прожить на доходы от творчества могут только коммерческие авторы, специализирующиеся на фантастике, детективах и любовных романах. Например, гонорар Дарьи Донцовой за одно произведение зачастую достигает $140 тыс. Александра Маринина получает в среднем $100–150 тыс., Борис Акунин – $25–30 тыс., а Татьяна Устинова – $25 тыс.

Впрочем, и на Западе не каждый литератор, даже самый знаменитый и любимый – миллионер. Написать хорошее произведение – это еще не все. К примеру, «Гарри Поттер» – не просто отличная история о взрослении, волшебстве и борьбе Добра со Злом, но и удачный маркетинговый проект, приносящий огромную прибыль. В его раскрутку вложены немалые средства, а у российских издательств на подобные пиар-акции денег попросту нет.

Да и сама Роулинг богатеет не только на сочинительстве. Львиная доля ее доходов – продажа прав на киноадаптацию Поттерианы. А в 2016 г. личные средства писательницы выросли в связи с экранизацией книжки «Фантастические твари» и спектаклем «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Кроме того определенную сумму романистке перечисляет парк аттракционов «Волшебный Мир Гарри Поттера».

Итак, чтобы заработать на своем творчестве и войти в Топ-10 от Forbes, творцу из любого государства придется как следует постараться. К успеху приведут не только талант, трудоспособность и упорство, но и грамотный маркетинг и изрядная удача.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: