План проверки нефинансовых активов

Всё об аудите нематериальных активов: этапы, основные операции, потенциальная ценность. В чем заключаются основные задачи аудита НМА? Подробная информация из первых рук – от экспертов «Гардиума».

План проверки нефинансовых активов

Аудит нематериальных активов

Под аудитом, в широком смысле этого слова, понимается проведение независимой проверки. Обычно аудит нематериальных активов (НМА) выполняется в сокращенной форме в составе общего аудита бухгалтерской отчетности предприятия.

Однако это может быть и отдельная расширенная процедура, направленная на повышение эффективности работы с объектами интеллектуальной собственности (ИС).

Регламентированной программы аудита нематериальных активов не существует. Наша практика свидетельствует о том, что наиболее значимыми задачами аудита нематериальных активов являются:

  • проверка фактического наличия НМА;
  • оценка корректности документального оформления НМА;
  • контроль правильности бухгалтерского и налогового учета НМА (поступление, амортизация, выбытие, налогообложение).

Предварительный этап

На предварительном этапе аудитор изучает локально-нормативные акты предприятия, связанные с нематериальными активами. Целью данного этапа является определение подходов предприятия к порядку признания, оформления и учета НМА.

Основными документами здесь становятся:

положение о коммерческой тайне;

положение о работе с объектами ИС;

утвержденные формы и инструкции.

После ознакомления с внутренними документами аудитор переходит к непосредственной проверке объектов НМА, которую мы рекомендуем начинать с инвентаризации.

Инвентаризация НМА

Инвентаризация нематериальных активов – это сопоставление фактического наличия НМА с данными бухгалтерского учета. Как и привычная инвентаризация материальных активов, она преследует цель выявить существующие отклонения. Аудитору необходимо подтвердить обоснованность признания нематериальными активами обследуемых объектов учета, для чего осуществляется проверка их соответствия требованиям ПБУ 14/2007. Также проверяются первичные документы, на основании которых объекты ИС приняты к учету в составе НМА.

Кроме того, в ходе инвентаризации можно выявить объект ИС, не принятый к учету. Для российского бизнеса это достаточно распространенная ситуация, ведь на сегодняшний день доля НМА в структуре активов отечественных предприятий крайне низка. По аналогии с основными средствами найденный излишек в виде объекта ИС отражается в бухгалтерском учете по рыночной стоимости. Государство заинтересовано в росте капитализации бизнеса, и в 2019 году действует льгота: полученный доход от постановки на баланс выявленных НМА не облагается налогом на прибыль.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Оформление НМА

Наличие нематериального актива должно документально подтверждаться. И если в случае объектов ИС, подлежащих государственной регистрации (например, патенты на изобретения и товарные знаки), главным документом будет соответствующее свидетельство, то как подтвердить существование секрета производства (ноу-хау)?

Ноу-хау представляет собой сведения, способные приносить экономическую выгоду и неизвестные третьим лицам, поэтому его содержание вариативно и закрыто. Как же аудитору понять, что такой объект действительно есть?

Мы рекомендуем формировать описательный документ, содержащий перечень информации (конструкторскую и технологическую документацию, документы с описанием бизнес-процессов и управленческих решений, других внутренних положений, стандартов и регламентов), составляющую ноу-хау. Такой документ может быть предоставлен третьим лицам без нарушения конфиденциальности.

Бухгалтерский и налоговый учет НМА

Особенности операций бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов обусловлены возможной разницей между двумя этими видами учета, связанной с определением первоначальной стоимости и сроком полезного использования объектов ИС.

Оба параметра изначально устанавливаются в момент принятия НМА к учету и являются ключевыми с точки зрения влияния на финансовые показатели предприятия. Более подробную информацию об этом можно найти в нашей статье «Улучшение финансовых показателей».

Как Вы смогли увидеть, аудит нематериальных активов – мало вариативная процедура, но его результаты способны существенно изменить бухгалтерскую отчетность. Поэтому на первый план выходит качество проведения аудита. Наибольшее влияние на финансовые показатели оказывают выявленные результаты интеллектуальной деятельности, которые не были приняты к бухгалтерскому учету на начало проведения аудита. Подумайте, что приносит Вашей компании наибольшую прибыль? Продукт, услуга, технология? Сколько балансовая стоимость этого объекта сейчас? А сколько он действительно стоит? Специалисты Гардиума помогут оформить активы, отразив их в бухгалтерском учете по справедливой стоимости.

Оставьте заявку, эксперт свяжется с вами и расскажет дальнейшие шаги.

Екатерина Бусыгина

Работает в сфере аудита и подготовки отчетности с 2005 года, имеет опыт работы на руководящих финансовых должностях свыше 7 лет. Принимала участие в проектах крупнейших компаний: «Северсталь», «Базовый Элемент», ГК «Интегра».

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

  • Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
  • Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?
  • Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
  • Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
  • Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
  • Итоги

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

  • 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
  • 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
  • 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
  • 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
  • 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
  • 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
  • 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
  • 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)».

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

  • 10 — если учитывается объект основных средств;
  • 20 — если учитываются нематериальные активы;
  • 30 — если учитываются непроизведенные активы;
  • 40 — если учитываются материальные запасы.

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

Нет времени читать?

Читайте также  ДМС программы для юридических лиц

В 2021 неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) — права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на РИД, в том числе неисключительные лицензии на программные продукты, учитываются в соответствии с положениями федерального стандарта «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 181н.

Как учитываются НМА в 2021 году

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

  • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
  • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
  • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
  • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.

Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).

Порядок перевода на баланс неисключительных прав пользования на РИД

Одним из примеров объектов учитываемых на счете 111.60 «Права пользования нематериальными активами», а именно на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных», являются используемые в деятельности учреждения программные продукты на платформе «1С:Предприятие».

В комплект поставки программы, к примеру «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», входит лицензионное соглашение, по которому лицензиату предоставляются отдельные неисключительные права на использование программы.

Лицензионное соглашение на программу «1С» — бессрочное, является документом, подтверждающим наличие у лицензиата прав, предоставленных правообладателем — фирмой «1С», на использование программного продукта.

Документом, подтверждающим наличие у лицензиата прав использовать программу на нескольких рабочих местах, является дополнительная клиентская лицензия (лицензии) на определенное количество рабочих мест.

До 01.01.2021 по Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе лицензии на неисключительные права пользования программными продуктами, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». На счете 401.50 «Расходы будущих периодов» учитывались расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

С 1 января 2021 г. в соответствии с приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н такие объекты, учитываемые за балансом на счете 01, должны учитываться на балансе в составе счета 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных».

Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы» доведены письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384.

В данных методических рекомендациях содержатся положения по первому применению Стандарта и переходные положения. В отличие от переходных положений внедренных ранее стандартов (Приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н, Приказ Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н, Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н и др.), согласно которым принятие к балансовому учету объектов, соответствующих критериям актива, отражалось в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», перевод с забалансового учета на балансовый учет прав пользования нематериальными активами осуществляется операциями 2021 года в следующем порядке:

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2021 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее учитываемые на счете 401.50 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2021 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Данные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

Следовательно, если на 01.01.2021 на счете 401.50 учитываются расходы на приобретение лицензионного права на РИД, срок полезного использования которого меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2021 г. следующей проводкой:

Д-т 0 401.20 226 К-т 0 401.50 226.

Сумма списания и необходимость списания определяются по результатам инвентаризации и закрепляются в Решении Комиссии по поступлению и выбытию активов.

С 01.01.2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», так как приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н из описания забалансового счета 01 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на результаты интеллектуальной деятельности с 01.01.2021.

Соответственно одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01, независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек.

Методологами Минфина РФ даны разъяснения на видеоконференции Федерального казначейства по вопросам формирования годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2020 г.:

«Учреждения должны объявить в I кв. 2021 г. инвентаризацию в связи с вступлением в действие Стандарта „Нематериальные активы“.

При проведении инвентаризации определяются оставшиеся на 01.01.2021 сроки полезного использования объектов, учитываемых на счете 01, и соответствующие суммы на счете 401.50.

Сумма списания должна быть зафиксирована в решении комиссии по поступлению и выбытию. Комиссия должна получить документы о том, что право прекращено или заканчивается в срок, или будет продлено, и на этом основании списать остаток по счету 401.50 или принять объект к учету на счет 111.60 — если срок использования больше 12 месяцев. В Решении должно быть зафиксировано, какие права и на что, чтобы определить счет учета. Бухгалтер не является специалистом в области имущественных прав, соответственно должно быть Решение комиссии.

В Решении должно быть указано, например, что это лицензия на программный продукт будет использоваться более 12 месяцев. Срок полезного использования такой-то.

Пока Решения нет, на баланс права пользования НМА не следует поднимать. Их не следует переносить в межотчетный период. Закрываем 2020 год как есть».

Из всего вышесказанного следует: в 2020 г. и в межотчетный период никакие записи по поднятию на баланс неисключительных прав пользования на РИД не формируются.

Соответственно, если срок полезного использования неисключительного права на РИД больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА, в учете следует оформить следующие проводки:

  • формирование фактической стоимости права пользования НМА

Д-т 0 106.60 350 К-т 0 401.50 226

  • принятие к учету права пользования НМА в той же сумме

Д-т 0 111.60 350 К-т 0 106.60 350.

Соответствующий объект учета одновременно списывается с забалансового счета 01.

Далее амортизацию следует начислять из оставшегося срока полезного использования.

На бессрочные лицензии амортизация не начисляется, так как п. 26 Стандарта «Нематериальные активы» гласит: «По объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.»

Как оформить в «1С»

Рассмотрим примеры бухгалтерских записей, оформляемых в учете и в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2021 г. по результатам инвентаризации неисключительных лицензий на программные продукты на основании Решения комиссии в Таблице.

Начислена амортизация прав пользования НМА стоимостью до 100 000 руб. включительно в размере 100% первоначальной стоимости

Автор: Юлия Пыркова,
старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Программа внутреннего аудита: примеры и способы автоматизации

Программа внутреннего аудита — это детальное пошаговое описание и содержание процедур, обязательных к проведению для достижения целей аудиторского задания. Перед ее подготовкой нужно рассчитать риски и уровни существенности.

О нюансах ее составления, планах внутреннего аудита и применениях аудиторских процедур на своем вебинаре Методики организации и проведения аудиторской проверки рассказывала тьютор, дипломированный аудитор и член Международного Института Внутренних Аудиторов Наталья Гойло. Этот вебинар лег в основу материала. Его дополнили информацией об этапах планирования и примерами ручной и автоматизированной программы аудита.

Место и значение программы при организации внутреннего аудита

В настоящее время выделяют четыре подхода к формированию методик аудиторской проверки: учетный, правовой, отраслевой и специальный. Какую бы методику ни выбрал аудитор, в нее входят следующие элементы:

  • нормативная база;
  • информационная база;
  • ожидаемые или часто встречающиеся нарушения;
  • программа проверки;
  • применяемые процедуры и их последовательности.

Программа проверки относится к одному из основных элементов методики. А если разделить проведение аудита на этапы, то разработка программы относится к этапу планирования.

При планировании необходимо рассчитать риски и уровни существенности, составить план и программу внутреннего аудита.

Программа внутреннего аудита — это результат планирования. В ней детально пошагово прописывают содержание тех процедур, которые будут применять для достижения аудиторского задания.

Программа проверки может быть типовой или индивидуально разработанной для проверки конкретного объекта.

В каких случаях использовать типовую, а в каких индивидуальную программу? Покажем на примерах:

  1. Проверяем холдинг, у которого 15 дочерних предприятий в разных регионах. При этом все они занимаются торговой деятельностью. Здесь подойдет типовая программа для проверки дочерних предприятий.
  2. Проверяем холдинг, в составе которого:
    • материнская компания, которая занимается кондитерской деятельностью;
    • дочерняя компания по производству сырья — сахарный завод;
    • дочерняя компания по реализации продукции — фирменный магазин.
Читайте также  Как создать лотерею в интернете

Здесь программа проверки каждого из субъектов хозяйственной деятельности будет отличаться. То есть ее необходимо разрабатывать индивидуально.

В службе внутреннего аудита чаще всего хранится набор стандартных рабочих программ, в которые сотрудники вносят изменения в зависимости от целей и объемов задания. А для проведения новых видов аудита, которые ранее в компании не проводили, СВА разрабатывает индивидуальные программы.

Разработанная программа не остается неизменной до конца проверки. В ходе проведения аудита в программу можно, и даже нужно вносить изменения.

Готовую программу, как и все последующие изменения к ней утверждает руководитель СВА. Это дает уверенность в том, что:

  • будут выполнены необходимые процедуры для достижения цели;
  • сформировано четкое представление у каждого члена аудиторской команды о необходимых процедурах;
  • исключено дублирование работ членами команды;
  • работа будет выполнена в установленных временных и бюджетных рамках.

Примеры составления программы внутреннего аудита

Рассмотрим пример программы для проведения проверки долговых обязательств. Вначале соберем предпосылки для подготовки финансовой отчетности либо утверждения, которые должны быть проверены в ходе аудита (таблица 1).

Таблица 1 — Предпосылки для проведения проверки долговых обязательств

Все кредиты и займы полностью отражены в бухгалтерской отчетности

Все кредиты и займы, отраженные в бухгалтерской отчетности, реально существуют и относятся к отчетному периоду. Хозяйственные операции и события имели место в отчетном периоде

Кредиты и займы соответствуют деятельности клиента

Все кредиты и займы правильно сгруппированы в бухгалтерской отчетности и соответствующим образом раскрыты

Полнота, существование, точное измерение

Все проценты по кредитам начислены и отражены в бухгалтерской отчетности

Далее разработаем программу, в которой каждую из указанных предпосылок надо раскрыть. В нее включим цели и перечень процедур. Часть готовой программы показана в таблице 2.

Таблица 2 — Программа аудита долговых обязательств

Цели (предпосылки из табл.1)

Остатки по счетам, подлежащие проверке в данном разделе, должны соответствовать остаткам по сальдовой ведомости (Главной Книге) клиента.

Проверьте правильность математических вычислений. Сделайте перекрестные ссылки с рабочих документов на сальдовую ведомость.

Получите перечень всех долговых обязательств, которые должны соответствовать данным бухгалтерской отчетности и содержать расшифровку по краткосрочной и долгосрочной задолженности. Проверьте точность математических вычислений. Рассмотрите:

Получите подтверждение существенных долговых обязательств или займов, не погашенных на отчетную дату составления баланса

Такая программа используется на небольших аудиторских заданиях, где кредиты и займы занимают значительный удельный вес среди объектов бухгалтерского учета.

Как правило, программу создают в виде таблиц в редакторах MS Word или Excel. Еще в последнее время используют таблицы и документы Google. В них могут одновременно вносить данные несколько сотрудников, что упрощает процесс оформления аудиторской проверки.

Ниже приводим часть программы внутреннего финансового аудита расчетов с подотчетными лицами. В ней указано:

  • кто проводит проверку;
  • в пределах какого периода;
  • какие процедуры будет выполнять;
  • какими документами руководствоваться;
  • каким способом проводить проверку.

В примечаниях аудитор отразит найденные ошибки, напишет выводы и заключение.

Программа аудита для проверки учета запасов

Пример программы проведения внутреннего аудита

Еще один образец программы внутреннего аудита, созданный в Excel. Здесь указаны аудиторские процедуры и исполнители, а также сделаны гиперссылки на страницы с рабочими документами. Исполнители будут ставить отметки о выполнении и писать выводы и примечания.

Программа аудита дебиторской задолженности

Существует также специализированное программное обеспечение для проведения аудиторских проверок и их документирования. В нем можно видеть общую программу: раскрывать риски, расписывать необходимые процедуры внутреннего аудита для подтверждения той или иной предпосылки финансовой отчетности и т. д.

Программа аудита, составленная в ПО CaseWare

Ниже более детально показан контрольный лист учета запасов, в который вынесено:

  • какие будут выполняться процедуры;
  • какие будут оцениваться и проверяться предпосылки подготовки финансовой отчетности;
  • какие результаты, замечания и ссылки сделает аудитор;
  • возможность подсчета предварительного и итогового уровня существенности для данного субъекта хозяйствования.

Программа аудита для проверки учета запасов

Программное обеспечение для автоматизации внутреннего аудита

В предыдущем разделе мы упомянули, что существует специализированное программное обеспечение, в котором удобно создавать аудиторскую документацию. Теперь кратко расскажем о нескольких его представителях.

  1. CaseWare Audit — программный продукт, разработанный компанией CaseWare International (CWI). Предлагает следующие возможности:
    • использование встроенных шаблонов документов и создание новых;
    • использование встроенной библиотеки рисков для управления рисками и обеспечения контроля;
    • встроенный оптимизатор аудита: команда может начать аудит с файла, специально созданного для ее участия;
    • создание пробного баланса, который в дальнейшем позволяет автоматически создавать финансовые отчеты, ведомости и коэффициенты;
    • совместная работа в реальном времени.
  2. AuditXP Professional — программа для автоматизации проверок и документирования аудита по международным стандартам аудита. Возможности:
    • автономная работа на ноутбуках с последующей выгрузкой результатов в единую базу;
    • подписание документов электронной подписью;
    • сравнение данных бухгалтерской базы и бухгалтерской отчетности клиента;
    • добавление разделов и процедур с внешних файлов;
    • полный комплект рабочих документов по МСА и ФСАД.
  3. AutoAudit — программное обеспечение от компании Refinitiv. Возможности:
    • встроенные функции для оценки рисков, с помощью которых можно создавать и применять собственные методы оценки рисков для улучшения процесса планирования аудита;
    • централизованный подход — позволяет облегчить процесс проверки для всех сотрудников, в том числе для аудиторов, работающих в удаленном режиме;
    • использование стандартных и создание собственных настраиваемых документов; для создания отчетов данные извлекаются непосредственно из приложения.

Итоги

Программу внутреннего аудита составляют в конце этапа планирования и утверждают у руководителя СВА.

Основные пункты, которые вносят в программу:

  • перечень процедур для проведения внутреннего аудита;
  • проверяемые предпосылки;
  • исполнитель;
  • результат.

Удобнее всего ее создавать в таблицах Excel или Google, а также с помощью специализированного ПО для работы в области аудита.

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении?

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении?

Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье.

Вначале расскажем о незначительных поправках, которые были внесены в формы первичных документов и регистров учета. Это замена слов «материально ответственное лицо(а)» на слова «ответственное(ые) лицо(а)» в формах:

  • акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентарной карточки нефинансовых активов (ф. 0504031);
  • инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032);
  • инвентарного списка нефинансовых активов (ф. 0504034);
  • оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035);
  • карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041);
  • инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись (ф. 0504087));
  • ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее – ведомость расхождений (ф. 0504092)).

Ответственными лицами могут быть как лица, ответственные за сохранность имущества, так и лица с полной материальной ответственностью.

Значительная часть изменений, предусмотренных Приказом № 194н, коснулась последних двух документов. Поменялись не только формы инвентаризационной описи (ф. 0504087) и ведомости расхождений (ф. 0504092), но и порядок их заполнения.

Инвентаризационная опись (ф. 0504087).

Инвентаризационная опись (ф. 0504087), как и прежде, составляется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов с указанием:

– места проведения инвентаризации;

– приказа (распоряжения) о проведении инвентаризации (с отражением номера и даты приказа);

– даты начала и окончания инвентаризации.

Эта информация размещается в заголовочной части описи на странице 1. Там же ответственным лицом заполняется поле «РАСПИСКА», где подтверждается, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу активов, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход активов не имеется.

По содержанию инвентаризационная опись (ф. 0504087) стала более объемной, в ней появились новые графы и дополнительная страница 4. На этой странице теперь указывается информация о согласии ответственного лица с результатами проверки, об объяснении им причин расхождений (при наличии), а также приводятся заключение комиссии по результатам инвентаризации и соответствующие подписи. Напомним, что ранее данные сведения отражались на странице 1.

На странице 2 инвентаризационной описи (ф. 0504087) в графе 3 сейчас следует проставлять номер (код) объекта учета (инвентарный или иной). Он отражается в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация).

В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится инвентаризация материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.

Напомним, что оценочная стоимость нефинансовых активов определяется на основании п. 25 Инструкции № 157н [1] . Ею признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия их к учету.

Еще одно новшество – появление на странице 2 инвентаризационной описи граф 8 «Статус объекта учета» и 9 «Целевая функция актива».

Статус объекта учета – это состояние объекта имущества на дату инвентаризации исходя из оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например, статусы объектов нефинансовых активов, отражаемые в графе 8 описи, могут быть следующие:

Объекты незавершенного строительства

В запасе (для использования)

Строительство (приобретение) ведется

В запасе (на хранении)

Находится на консервации

Строительство объекта приостановлено без консервации

Не соответствует требованиям эксплуатации

Передается в собственность иному публично-правовому образованию

Не введен в эксплуатацию

Истек срок хранения

Целевая функция актива, которая указывается в графе 9 описи, – это возможные способы вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – способы выбытия объекта. Например, целевые функции нефинансовых активов могут быть следующие:

Читайте также  Как лучше оформить квартиру дарение или завещание

Объекты незавершенного строительства

Введение в эксплуатацию

Завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)

Приватизация (продажа) объекта

Передача объекта другим субъектам хозяйственной деятельности

Способ указания в соответствующих графах статуса объекта учета, целевой функции актива, например по наименованию и (или) коду, устанавливается субъектом учета при формировании своей учетной политики.

На странице 3 инвентаризационной описи (ф. 0504087) появились графы для указания номера (кода) счета бухгалтерского учета, это графа 10, а также для отражения информации об объектах, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, – графы 17, 18.

В графе 17 указывается количество объектов, которые не соответствуют критериям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, а в графе 18 – сумма, которая определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11.

В графе 19 «Примечание» приводится информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах, например:

– при выявлении недостач проставляется количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли;

– при изменении статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации отражаются причины (основания) таких изменений.

Отметим, что новые графы (в частности, 8, 9, 17, 18) добавлены в инвентаризационную опись (ф. 0504087) с целью соответствия этого документа положениям федеральных стандартов – Концептуальные основы [2] , Основные средства [3] и Обесценение активов [4] , которые применяются с 2018 года. Ими определено отражать на балансе активы, соответствующие требованиям, главное из которых – извлечение полезного потенциала от актива или получение от него будущих экономических выгод в процессе достижения целей деятельности (выполняемых функций, полномочий) учреждения.

Согласно федеральным стандартам учет отдельных объектов нефинансовых активов осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть произведен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Если актив учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость, то в учете отражается убыток от обесценения. А выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

Ведомость расхождений (ф. 0504092).

Согласно обновленным положениям Приказа № 52н ведомость расхождений (ф. 0504092) следует составлять на основании инвентаризационных описей (ф. 0504087) в целях обобщения информации об установленных в ходе инвентаризации отклонениях с данными бухгалтерского учета. Показатели, отражаемые в ведомости и описях, практически идентичны. В форме также предусмотрены графы для приведения информации об объектах учета, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива в целях ведения бухгалтерского учета. Помимо этого, новшеством считается появление в ведомости отметки бухгалтерии о принятии данных к учету.

Рассмотрим, как формируются показатели в соответствующих графах ведомости расхождений (ф. 0504092):

21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных активов

Важная задача аудита нематериальных активов — установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематери­альных активов требованиям нормативных актов, а также соответ­ствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учета.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита нематериальных активов можно выделить четыре направления про­верки:

1) операций учета поступления и создания нематериальных ак­тивов;

2) учета амортизации нематериальных активов;

3) учета выбытия нематериальных активов;

4) правильности налогообложения по нематериальным активам.

Аудиторская проверка учета нематериальных активов планиру­ется на основе сводного общего плана и сводной программы ауди­та экономического субъекта.

Общий план проверки нематериальных активов должен учиты­вать направления аудита данных участков, названные выше.

Содержание общего плана и программы аудита приведены в табл. 21.1 и 21.2.

Аудит операций учета поступления и создания нематериальных ак­тивов. В ходе аудиторской проверки операций учета поступления и создания нематериальных активов следует рассмотреть, как они по­ступают на предприятие: в качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.

Нематериальные активы, поступившие на предприятие в ре­зультате вклада в уставный капитал инвесторов, отражаются в бух­галтерском учете по дебету счета 04 «Нематериальные активы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в том случае, если на величину заявленного уставного капитала предприятия сделана за­пись по дебету счета 75 и кредиту счета 80 «Уставный капитал».

Если имущество инвесторами вносится в уставный капитал сра­зу и полностью, то счет 04 может дебетоваться в непосредственной корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный капитал». Нема­териальные активы приходуются в этом случае в оценке по догово­ренности сторон.

Другие варианты поступления нематериальных активов на предприятие — их приобретение за плату и создание. В настоящее время приобретение и создание нематериальных активов осуществ­ляются в результате долгосрочных инвестиций.

Долгосрочные инвестиции связаны в том числе и с приобрете­нием, и с созданием активов нематериального характера. Бухгалтер­ский учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Стоимость приобретенных нематериальных активов отражается на счете «Вложения во внеоборотные активы» согласно оплаченным

378 Раздел IV. Методика детальной проверки оборотов и сальдо

или принятым к оплате счетам после их оприходования и поста­новки на учет, что отражается по дебету счета 08 и кредиту счета 60, 76 и т.д.

Долгосрочные инвестиции включают в себя и процесс создания нематериальных активов. При создании предприятием нематериаль­ных активов на счете «Вложения во внеоборотные активы» отража­ются фактически произведенные при этом затраты. Эта операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 04 «Нематериаль­ные активы», соответствующему субсчету и кредиту счета 08.

Еще один вариант поступления нематериальных активов на предприятие — в результате безвозмездного получения от юридических и физических лиц. Эта операция отражается по дебету счета 04 «Не­материальные активы» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Операции по безвозмездному получению требуют весьма тщательной проверки с использованием инструмента встречного контроля, чтобы установить, не нарушены ли здесь права добровольных инвесторов. Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.

Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные доку­менты: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др.

Если аудитор установит нарушения в учетных записях по пере­численным выше операциям поступления нематериальных активов, он указывает работникам бухгалтерии на необходимость внесения соответствующих исправлений и уточнений.

Аудит учета амортизации нематериальных активов. Цель — в ходе аудиторской проверки провести контроль начисления амортизации нематериальных активов.

Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, и переносят равномерно свою первоначальную стоимость на из­держки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии исходя из срока их полезного использования.

Существуют по крайней мере три варианта установления срока использования нематериальных активов:

• срок полезного использования нематериальных активов сов­падает со сроком их действия, который предусмотрен соответст­вующим договором. В этом случае величина амортизационных от­числений за год равна отношению первоначальной стоимости не­материальных активов к сроку их полезного использования, уста­новленного соответствующим договором;

Глава 21. Аудит учета нематериальных активов £79

• предприятие самостоятельно устанавливает срок полезного ис­пользования нематериальных активов. При этом необходимо иметь в виду, что срок полезного использования объекта нематериальных ак­тивов должен быть не менее одного года, так как по отношению к не­материальным активам в нормативных документах применяется поня­тие «долговременный». В этом случае величина амортизационных от­числений за год также равна отношению первоначальной стоимости нематериальных активов к сроку их полезного использования, уста­новленного предприятием;

• по нематериальным активам, по которым невозможно опреде­лить срок полезного использования, нормы амортизации устанавли­ваются в расчете десять лет, а с 2000 г.

Так как величина амортизационных отчислений по нематериаль­ным активам включается в себестоимость, то в итоге это влияет на финансовый результат — балансовую прибыль. Любое отступление от установленных правил начисления амортизации нематериаль­ных активов ведет к искажению прибыли как базы для налогообло­жения. Поэтому задача аудитора в данном случае — обеспечить контроль за правильностью начисления амортизации.

Начисление амортизации по нематериальным активам отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета издержек производства 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или обращения — счет 44 «Расходы на продажу» кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Аудитору необходимо убедиться в том, что: для каждого объекта нематериальных активов на предприятии установлены нормы амор­тизационных отчислений и срок их полезного использования; амор­тизация начисляется ежемесячно.

Аудит учета выбытия нематериальных активов. В ходе аудитор­ской проверки операций учета выбытия нематериальных активов Рассматривается, как они выбывают: в качестве вклада в уставные Капиталы других предприятий или в совместную деятельность; в Результате реализации безвозмездной передачи; окончания срока Полезного использования; морального износа; компенсационной сДелки; в счет погашения кредиторской задолженности.

Для обобщения информации о процессах реализации и прочего выбытия нематериальных активов, а также для выявления финансо­вых результатов предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводя проверку указанных операций, необходимо убедить­ся, что:

• независимо от характера выбытия нематериальных активов все они отражены на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;

380 Раздел IV. Методика детальной проверки оборотов и сальдо

• выявлен финансовый результат от выбытия нематериальных активов предприятия;

• полностью соблюдены требования действующего законода­тельства по налогообложению в части налога на добавленную стои­мость, налога на прибыль.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: