Что запрещается сотруднику полиции?

Что запрещается сотруднику полиции? Процедура доставления прямо предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Доставление представляет собой

Что запрещается сотруднику полиции?

Что запрещается сотруднику полиции?

Процедура доставления прямо предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Доставление представляет собой принудительное препровождение гражданина, подозреваемого в совершении правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении. При это доставление возможно лишь тогда, когда такой протокол не может быть наставлен на месте выявления правонарушения.

Сотрудники полиции вправе доставить гражданина в случае, если предполагаемое правонарушение относится к их компетенции, а также когда к ним обратились другие должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в случае выявления таких правонарушений. К примеру, если кто-то проводит шумные ремонтные работы ночью и тем самым нарушает региональный закон, то местные чиновники вправе обратиться к полиции за помощью, чтобы зафиксировать правонарушении и при наличии оснований доставить нарушителя для составления протокола.

В соответствии с законом полиция вправе доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Кроме того, доставлять могут также подозреваемого в совершении преступления. В таком случае гражданин доставляется в орган дознания или к следователя, а доставление фактически является элементом задержания.

Основные нормы закона:

Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);

Статья 27.2 КоАП РФ (Доставление).

Задержание гражданина полицией

Задержание – это ни что иное как лишение свободы. В соответствии с положениями статьи 22 Конституции Российской Федерации до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Закон «О полиции» наделяет сотрудников правоохранительных органов правом на задержание 13 категорий лиц: начиная от подозреваемых в совершении преступления и заканчивая теми, кто скрылся из психиатрической лечебницы или попытался совершить суицид.

При задержании полицейский обязан назвать гражданину свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, а также разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права: право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

При задержании гражданина и его личные вещи, а также автомобиль, досматривают. Не позднее трех часов с момента задержания задержанный имеет право на телефонный разговор.

В случае задержания гражданина полицейские обязаны составить протокол о задержании, в котором указать дату, время и место, основания и мотивы задержания, сведения о факте уведомления близких задержанного и другие сведения. Копия этого протокола обязательно должна быть вручена гражданину.

Во время задержания граждане содержатся в специально отведенных помещениях под охраной. Они также должны обеспечиваются питанием и медицинской помощью, а также определенными минимальными условиями содержания.

Важно заметить, что административное задержание, то есть задержание, которое производится в случае подозрения гражданина в совершении административного правонарушения, отличается от «обычного» задержания.

Так, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного, в то время как срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а именно с момента доставления в полицейский участок.

Основные нормы закона:

Статья 22 Конституции Российской Федерации;

Статья 14 Федерального закона «О полиции» (Задержание);

Глава 12 УПК РФ (Задержание подозреваемого);

Статья 27.1 КоАП РФ (Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении);

Статья 27.3 КоАП РФ (Административное задержание);

Статья 27.4 КоАП РФ (Протокол об административном задержании).

Право на свободу и личную неприкосновенность

Это конституционное право, суть которого заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном законом. Иными словами, в правовом государстве не допускается произвольное лишение свободы (задержание или арест)

Значение термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле является автономным и затрагивает различные ограничения свободы, Включая, к примеру административное задержание даже на срок до 3 часов, несмотря на то, что оно носит кратковременный характер.

Во-первых, любое задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в соответствующем протоколе.

В-третьих, лишение свободы должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли такое ограничение права на свободу и личную неприкосновенность единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Незаконное лишение свободы является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 127 УК РФ.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного лишения свободы, подлежит возмещению в порядке статьи 1070 ГК РФ в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия вины должностных лиц.

Основные нормы закона:

Статья 22 Конституции Российской Федерации;

Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на свободу и личную неприкосновенность).

Применение полицией физической силы, спецсредств и оружия

Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.

Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.

Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.

Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.

На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.

Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:

  1. для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. для пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  12. в случаях, когда полицейскому разрешено применение огнестрельного оружия;

Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.

Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  3. для освобождения заложников;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  7. для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  8. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  9. для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  10. для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
  11. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.

Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.

Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Основные нормы закона:

Глава 5 Федерального закона «О полиции» (Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

МВД приказом переносит своих сотрудников в волшебный мир

МВД РФ подготовлен проект Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Он опубликован на официальном портале проектов правовых актов. Изучая документ, можно в мечтах нарисовать портрет идеального полицейского, живущего в идеальном мире.

Не материться, хотя бы при женщинах, не пить и ценить чужие вещи

Первые статьи кодекса носят весьма общий характер, призывают к профессионализму и скромности и не представляют особого интереса. Но уже со второй главы появляется некоторая конкретика. Например, там есть призыв к соблюдению чувства меры ‎при оформлении служебного кабинета, в частности, не использовать для этого предметы роскоши. Напоминание о том, что нужно сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие, в том числе при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации. Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности ‎его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. Полицейский также должен воздерживаться от жестких действий и резких высказываний ‎по отношению к правонарушителю в присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста. Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Читайте также  Запрос в ФНС о наличии открытых счетов

При проведении осмотра, обыска, выемки сотрудник МВД не должен допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан. При проведении допроса сохранять спокойствие и уверенность, проявлять сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого.

Во внеслужебное время сотрудник МВД должен признавать приоритет государственных и служебных интересов и не пользоваться своим статусом в личных целях. Ему предписывается всячески помогать гражданам и пресекать правонарушения. Кроме того, полицейский должен соблюдать культуру речи, уметь грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаться принятых речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона.

При управлении автомобилем или иным транспортным средством сотрудник МВД должен быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости. Воздерживаться от публичного участия в азартных играх, исключать употребление наркотических средств и психотропных веществ ‎в немедицинских целях, алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах и др.

Дополнительные требования установлены для начальников, которые должны «быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, соблюдения этических норм и требований, служебной дисциплины и законности».

В полицейском все должно быть прекрасно

Сотруднику МВД следует носить форменную одежду в соответствии ‎с установленными требованиями, чистую и аккуратную, хорошо подогнанную и отглаженную; быть подтянутым, соблюдать правила личной гигиены. При этом одетому в форму полицейскому не рекомендуется посещать рынки, рестораны, казино и увеселительные заведения, если это не связано ‎с выполнением служебных обязанностей. Сотруднику не следует держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, соответствующих статусу государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.

При выполнении служебных обязанностей «сотрудник мужского пола должен быть всегда коротко подстрижен, тщательно выбрит, а в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом». Сотруднику мужского пола не рекомендуется носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца, чрезмерно использовать парфюмерию.

Сотруднику женского пола также следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.

Власть не критиковать, в соцсетях не светиться

Публично размещенная сотрудником МВД информация, в том числе в интернете, не должна содержать высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника. Полицейскому не рекомендуется размещать в сети «Интернет» на личных страницах, страницах в социальных сетях и на других ресурсах информацию (в том числе фотографии и видеозаписи), позволяющую определить его персональные данные, принадлежность ‎к органам внутренних дел, если это не связано с выполнением им служебных обязанностей. Информацию, которая может вызвать негативную реакцию в обществе. Материалы, дискредитирующие образ сотрудника, умаляющие либо наносящие ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

Всего кодекс будет содержать 5 глав. «Этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, содержащиеся в утверждаемом Кодексе, определяют поведение сотрудника в служебное и внеслужебное время, внешний вид сотрудника, рекомендации по размещению сотрудником информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», — говорится в документе. При этом, по мнению авторов кодекса, этические нормы и требования основываются на общепринятых ‎в российском обществе нравственных принципах и ценностях.

Правила выезда за границу сотрудникам МВД

2014 год запомнился россиянам как год серьёзного обострения политических взаимоотношений и многочисленных санкций. На этом фоне в 2015 году Минобороны РФ издало указ.

Согласно имеющимся там положениям на сотрудников МВД был наложен запрет на выезд за границу. Большинство силовиков, членов их семей и сочувствующих граждан были возмущены.

Закон о запрете выезда за границу сотрудников МВД

Как происходило принятие рекомендательного запрета

Информация о том, что готовится документ, запрещающий выезд за границу сотрудников силовых подразделений России, всколыхнула общество. Многие работники полиции утверждают, что ими были получены телеграммы и письма, в которых говорилось о том, что заграничное путешествие теперь находится под запретом.

Согласно этому документу под запрет на выезд попадали:

  • все сотрудники Министерства Внутренних Дел;
  • сотрудники Минобороны (частично);
  • силовики, работающие с делами о наркоторговле;
  • миграционные полицейские.

Считается, что запрет был введен на фоне острейшего политического кризиса в соседнем государстве. Официально существование документа, подтверждающего запрет, никто из высоких чиновников не обозначил.

О санкциях на выезд за границу для силовиков снова заговорили. После этого председателем комитета Государственной думы было подготовлено и отправлено открытое письмо-обращение к В. Колокольцеву. В этом обращении Министру внутренних дел задавался прямой вопрос: существует ли запрет на выезд за рубеж для сотрудников полиции, и с чем он связан.

Каким был мотив

Неофициально запрет на посещение зарубежных стран сотрудниками силовых ведомств был мотивирован следующим образом:

  1. Охрана государственной тайны (это касалось тех силовиков, которые имеют доступ к секретной информации).
  2. Защита жизни и свободы российских полицейских (актуально для тех лиц, которые собирались посетить государства, имеющие договор об экстрадиции с Соединенными Штатами).

Возмущение рядовых полицейских было вызвано не столько самим запретом, сколько существованием на высшем уровне совершенно потрясающего мнения. Так, со слов одного высокопоставленного московского чиновника, полицейским на фоне сокращений будет просто не на что выезжать за границу.

Выдержка из Закона о государственной тайне

Содержание документа

На официальном уровне документ носил строго рекомендательный характер. В приказе, по неподтвержденным данным, говорилось о том, что сотрудники МВД имеют право на выезд за границу, но это действие для них нежелательно.

Распоряжение о запрете на выезд сотрудников МВД

Как это часто бывает в кругах «низшего» чиновничества, рекомендательный документ приняли за реально существующий запрет. Воля начальства была выполнена. Всего под запрет попало более 200 иностранных государств, в которых, по некоторым данным, активно действуют агенты спецслужб США. Примечательно, что запрет на выезд, согласно рекомендательному документу, был актуален даже для некоторых стран СНГ.

Изменения

Вопрос о запрете на выезд за границу для полицейских вновь был поднят на высшем уровне. Предлагалось закрепить Директиву о невыезде на законодательном уровне для всех полицейских без исключения.

Депутаты полагали, что такие ограничения способствуют защите населения от преступных действий иностранных агентов. Но законопроект был отозван, поскольку ограничение граждан в свободе перемещения противоречит основным положениям Конституции РФ.

Сотрудники Полиции РФ

Если раньше запрет на выезд за границу носил всё-таки рекомендательный характер, то в 2021 году этот вопрос встал остро. В связи с ежегодно усложняющейся политической обстановкой в конце 2017 года Министр внутренних дел России подписал распоряжение о проведении отпусков сотрудников МВД за пределами нашей страны.

Отдыхать за границей в 2020 году запретили 4 млн сотрудникам МВД. Если учитывать то, что запрет распространяется и на членов их семей, то эта цифра увеличивается в два-три раза. Сейчас полицейские и члены их семей точно знают только то, что отдыхать им можно в России.

Какой была реакция на запрет

Изменения в законе о Полиции

То, как отнеслись к предположительному запрету сотрудники МВД, узнать несложно. Для этого можно почитать форумы, на которых общаются полицейские и члены их семей. Настроения самые разные.

Если сами полицейские стараются отшучиваться, то их супруги и дети не скрывают возмущения. Они полагают, что основная причина запрета кроется не в желании сохранить государственные тайны или жизни полицейских. По их мнению, государство заинтересовано в том, чтобы личные денежные средства госслужащих оставались внутри страны.

По мнению членов семей сотрудников МВД, их лишили или собираются лишить недорогого и качественного отдыха. Качество услуг на отечественных курортах оценивается ими как среднее. А стоимость услуг в Крыму и Сочи при этом выше, чем на популярных зарубежных курортах.

Ответ чиновников

Пункт пограничного контроля РФ

Когда недовольство граждан не замечать уже не получается, большинство чиновников только пожимают плечами. Ответ стандартен: если кому-то что-то не нравится, он имеет полное право поменять страну проживания. О том, что любой запрет в нетоталитарном государстве, каким бы мотивированным он ни был, рассматривается как нарушение прав гражданина, чиновники стараются не говорить.

Впрочем, на неофициальном уровне говорится, что категоричный запрет актуален не для всех сотрудников МВД в 2021 году. Инспектор ГАИ может путешествовать (но с письменного разрешения начальства). А полковник или генерал, работающий в следственном управлении, обязуется забыть о «загранице» и отдыхать только на территории России.

Видео: запрет на выезд силовиков из РФ

Список стран, куда можно ехать отдыхать в 2021 году

Таблица и список стран, куда сотрудникам силовых структур можно выезжать на отдых в 2021 году. В основном это страны СНГ.

С 14 февраля 2020 года сотрудникам МВД разрешили посещать ряд дополнительных стран для пляжного отдыха. Об этом было издано соответствующее распоряжение.

Страна

Необходимость получения визы Документы для въезда Лучшие месяцы для отдыха

Примерная стоимость поездки на 2 взрослых на 7 дней

Как получить разрешение на выезд

Запрет на посещение заграничных государств касается не только сотрудников МВД. Это же требование относится и к лицам, проходящим контрактную службу.

Но попытаться получить разрешение на выезд за границу может каждый желающий. Алгоритм действий:

  • подать рапорт (для военных лиц), бланк которого можно скачать на официальном сайте Министерства обороны;
  • подать заявление на имя главы управления по установленной форме;
  • дождаться решения;
  • после получения разрешения на руки, обратиться со справкой в отдел кадров;
  • получить заграничный паспорт.

Беспрепятственно получить разрешение на посещение любой иностранной державы может любой сотрудник МВД, имеющий там тяжелобольных родственников. Это же относится к силовикам, получившим уведомление о смерти живущего за границей близкого человека.

Покинуть пределы РФ может служащий, нуждающийся в срочной операции, которая не может быть проведена в России.

Сотрудники полиции в аэропорту

  1. Решение принимает начальник управления МВД. Оно оформляется документально.
  2. Следующий этап – ознакомление сотрудника МВД с решением начальства. Он ставит свою подпись и указывает дату.
  3. Документ имеет установленную форму (в виде справки) и не может быть составлен в произвольном порядке.

Важные тонкости

Заграничный паспорт, находящийся на хранении в отделе кадров, выдают исключительно на основании полученного разрешения-справки. Согласно поправкам, которые действуют в 2021 году, сотрудник МВД при наличии уважительной причины имеет право на нахождение за границей дольше, чем 15 суток.

Определение государственной тайны

В этом случае начальник управления МВД выносит решение только после разрешения вышестоящего чиновника. Лица, имеющие доступ к государственной тайне, теоретически также могут получить разрешение. На практике положительное решение вопроса заявителя невозможно.

Согласно требованиям, актуальным и в 2021 году, такие сотрудники обязуются сдать свой паспорт в отдел кадров в течение 5 суток с момента его получения. Правила получения разрешительной справки для них намного жёстче.

Если сотрудникам, имеющим отношение к хранению государственной тайны, удается получить разрешение для посещения иностранного государства, то по возвращении в Россию они обязаны отчитаться перед руководством. В отчёт должно быть включено абсолютно всё, включая посещение магазинов.

Также важно учитывать доступ к степени секретности для выезда за границу сотрудников правоохранительных органов. Для некоторых из них, имеющих доступ к 1 форме, выезд за границу запрещен полностью.

С 16 декабря 2019 года вступил в силу ФЗ-433. Теперь бывшие сотрудники ФСБ не вправе выезжать за рубеж в течение 5 лет с момента увольнения с государственной службы. Новость была опубликована на официальном портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912160063.

Видео: как путешествовать сотрудникам МВД

Что год грядущий нам готовит

В текущем году политическая обстановка остаётся нестабильной. По некоторым данным для получения соответствующего разрешения для выезда в запрещенные страны сотрудники силовых ведомств должны обращаться с просьбой к министру. Это касается лиц, занимающих высокий пост, и рядовых сотрудников.

Читайте также  Табель учета питания сотрудников

Что запрещается сотруднику полиции? Федеральный закон РФ «О полиции»

Я предлагаю вашему вниманию краткую статью-памятку о правах и обязанностях полиции и соответствующих её ограничениях в соответствии с ФЗ «О Полиции».

Что запрещается сотруднику полиции? Федеральный закон РФ «О полиции», № 3-ФЗ

Сотрудники полиции во время несения службы должны учитывать положения ФЗ «О полиции» № 3. В нем содержится информация о том, какими правами и обязанностями обладают работники правоохранительных органов. Дополнительно приводятся определенные действия, которые полицейские не имеют право реализовать. Например, сотруднику полиции запрещается пользоваться огнестрельным оружием без веских оснований. Если работник правоохранительных органов будет нарушать требования законодательства, то он не только может лишиться своей работы, но и вовсе будет привлечен к административной или уголовной ответственности.

Чем занимается полиция?

Сотрудники полиции обеспечивают правопорядок на территории РФ. Обязанности и права сотрудника полиции перечисляются в специальном нормативном акте ФЗ «О полиции». Они обязаны следовать требованиям данного закона, а иначе к ним могут применяться разные меры наказания. Выбираются для службы только люди, обладающие подходящим образованием и прошедшие соответствующую подготовку. Во время несения службы полицейские могут пользоваться разными мерами воздействия на правонарушителей и преступников. Они наделяются большим количеством прав, но при этом имеются и некоторые ограничения, которым они должны следовать, чтобы продолжать трудовую деятельность.

Кто не может стать полицейским?

Федеральный закон «О полиции» содержит основные требования к людям, которые планируют служить в качестве полицейских. Они должны иметь подходящее образование и хорошее здоровье. Служба в полиции недоступна гражданам в следующих случаях: наличие каких-либо серьезных проблем со здоровьем, которые устанавливаются в результате прохождения официального медицинского осмотра; имеются родственные связи с сотрудником полиции, которого планируется замещать в должности на какой-либо период времени; оформление гражданства иностранного государства; передача в МВД поддельной документации или бумаг, содержащих недостоверные сведения. За передачу фиктивных данных вовсе гражданин может привлекаться к ответственности.

Какие обязанности имеются у полицейских?

Если человек планирует поступить на службу в МВД, то им в обязательном порядке изучаются обязанности и права сотрудника полиции. Только в этом случае он сможет легко справляться с поставленными задачами, заключающимися в поддержании правопорядка на закрепленной территории. При выходе на службу обязательно изучается полицейским следующая информация: оперативная обстановка в регионе; особенности поста; места нахождения всех нарядов полиции и разных ЧОП; приметы разных преступников; основные сведения о разных автомобилях или ином имуществе, объявленном в розыск; места, где существует высокая вероятность совершения преступлений разными правонарушителями; информация о лицах, котяре были освобождены из тюрьмы досрочно, если они проживают в районе, который патрулируется работником МВД; расположение разных важных объектов. Как только полицейский заступает на место патрулирования, он обязан передать соответствующую информацию дежурному.

Когда можно оставить пост?

Запрещается сотруднику полиции оставлять пост без веских на то оснований. Это возможно только в следующих ситуациях: предупреждение каких-либо преступных действий; пресечение преступления; преследование преступников; доставление нарушителей в отделение полиции; оказание помощи пострадавшим; ликвидация пожара или последствий других ЧП; охрана места, где произошло какое-либо серьезное происшествие; получение медицинской помощи, если в ней имеется необходимость; содействие другим полицейским. Все вышеуказанные действия должны подтверждаться официальными документами, составляемыми полицейскими после окончания службы.

Что запрещается во время службы?

Федеральный закон «О полиции» содержит информацию о том, с какими запретами и ограничениями сталкиваются сотрудники полиции в процессе несения службы. Если они будут нарушать данные требования, то им придется столкнуться с серьезными мерами воздействия со стороны вышестоящих органов. Во время несения запрещается сотруднику полиции выполнять следующие действия: передавать огнестрельное оружие другим лицам, кроме вышестоящего руководства; демонстрировать свое оружие посторонним гражданам; спать на посту; отвлекаться от службы без веских оснований; нарушать требования, по которым происходит радиообмен; общаться по телефону с родственниками или друзьями; заходить без разрешения владельцев в жилые помещения или другие частные сооружения. Контролем над действиями полицейских занимаются руководители подразделений, но при этом каждый гражданин, который выявит какое-либо нарушение со стороны полицейского, может составить официальную жалобу.

Беспристрастность полицейских

Статья 7 ФЗ № 3 содержит информацию о том, что сотрудники полиции должны защищать любого гражданина независимо от его пола, расы, происхождения и материального состояния. При этом учитываются следующие требования: сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях; они не могут поддерживать какие-либо политические фракции или участвовать в деятельности партий; не допускается, чтобы на службу сотрудника МВД оказывалось влияние со стороны религиозной организации или какого-либо объединения; работники МВД должны с уважением относиться к деятельности разных организаций, а также к культурным обычаям разных людей и этнических групп. Даже вне службы полицейский не должен осуществлять какие-либо действия, которые вызывают сомнение в его беспристрастности и справедливости.

Использование специальных средств

Полицейские во время службы имеют доступ к разным специальным средствам, предназначенных для самообороны и удержания преступников. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении следующих граждан:

беременных женщин или инвалидов;

лиц, находящихся на разных митингах или демонстрациях, где не применяются какие-либо насильственные действия.

Исключением являются ситуации, когда вышеуказанные лица действительно совершают какое-либо вооружение сопротивление или нападают на других лиц, что угрожает здоровью и жизни граждан. Сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие без веских оснований. Допускается им воспользоваться только для защиты своей жизни или жизни других граждан.

Правила применения спецсредств

Специальные средства могут использоваться в определенных ситуациях, но только с учетом следующих ограничений: нельзя бить граждан палкой по голове или шее, животу или половым органам; водометы не должны использоваться, если температура на улице ниже 0; нельзя останавливать автомобили, используемые для перевозки пассажиров или применяемые разными консульствами или дипломатическими представительствами; окрашивающие средства на разных объектах устанавливаются только при наличии соответствующего согласия от владельца данного имущества; водометы или бронемашины могут использоваться только при наличии решения руководителя отделения полиции с уведомление за сутки прокурора. Отступление от каких-либо ограничений или запретов может привести к тому, что полицейский будет привлечен к ответственности. Сотрудник полиции может отстраняться от службы, принудительно увольняться или вовсе привлекаться к уголовной ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому любой работник МВД должен хорошо разбираться в положениях ФЗ «О полиции».

Любой сотрудник полиции должен знать, какими он обладает правами и обязанностями. При этом учитываются ограничения, накладываемые на применяемые им действия. Запрещается сотруднику полиции нарушать права и свободы граждан без веских оснований. Работники МВД могут пользоваться разными спецсредствами или оружием только при возникновении опасности для здоровья или жизни граждан. Нарушение требований законодательства становится основанием для привлечения полицейского к ответственности. Нередко это приводит к тому, что человек теряет право работать в органах МВД.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Согласно Федеральному закону «О полиции» действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; при обращении к гражданину, в том числе проводящему одиночное пикетирование, сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (части 4 и 5 статьи 5, часть 2 статьи 9).

М.М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Административного регламента и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 (далее — Приказ N 676) в той мере, в какой они не предусматривают разъяснение сотрудниками органов внутренних дел лицу, отстраняемому от управления транспортным средством, а также в отношении которого проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а в отношении понятых, участвующих в административном производстве, прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.7 КоАП РФ, противоречащими статье 3, части 2 статьи 4, статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции), нарушающими их права, свободы и законные интересы при управлении транспортными средствами и привлечении к административной ответственности.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Читайте также  Рукописная дарственная на квартиру

Согласно Федеральному закону «О полиции» действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; при обращении к гражданину, в том числе проводящему одиночное пикетирование, сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (части 4 и 5 статьи 5, часть 2 статьи 9).

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

» Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».».

Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

» Статья 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 5 и 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», статьи 7 и 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».».

» Статья 5 Федерального закона «О полиции».».

20.2. В абзаце шестом слова «12 — 15 Закона Российской Федерации «О милиции» заменить словами «18 — 24 Федерального закона «О полиции».

Статья 5 Федерального закона «О полиции».

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

Федеральный закон «О полиции» содержит обращенное к сотрудникам органов внутренних дел требование как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5); не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6); воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7); стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9).

Таким образом, по смыслу названных законоположений, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо разъяснять имеющиеся у него процессуальные права, причем непосредственно в момент фактического возбуждения дела, в том числе при применении к нему меры государственного принуждения в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП Российской Федерации. Этому корреспондирует и норма части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», согласно которой при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Запреты, связанные со службой в полиции

Сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность в полиции в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 28 настоящего Федерального закона. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

6) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено федеральным законом;

7) получать в связи с выполнением служебных обязанностей вознаграждения от граждан и организаций (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением случаев, предусмотренных законом;

8) выезжать в связи с выполнением служебных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств граждан и организаций, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

9) использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

10) разглашать или использовать в целях, не связанных со службой в полиции, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей;

11) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если это не входит в его служебные обязанности;

12) принимать без письменного разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций;

13) принадлежать к политическим партиям, являться членом общественного объединения, преследующего политические цели, материально поддерживать политические партии и указанные общественные объединения, принимать участие в их деятельности, а также использовать преимущества служебного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

14) использовать служебные полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его служебные обязанности;

15) создавать в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел структуры политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций или способствовать созданию указанных структур, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

16) прекращать выполнение служебных обязанностей в целях урегулирования индивидуального служебного спора;

17) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

18) заниматься без письменного разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

19) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.

Подарки, полученные сотрудником полиции в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются по акту в орган, учреждение или иную организацию системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в которых он замещает должность, за исключением случаев, установленных гражданским законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае, если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, сотрудник полиции обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации после увольнения со службы в полиции не вправе:

1) без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в течение двух лет замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если в период службы в полиции он замещал должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, и если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в его служебные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах граждан, общественных объединений и организаций сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

5. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается федеральными законами.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: