Первоначальный капитал унитарного предприятия

Что такое уставной капитал? Какой минимальный размер уставного капитала установлен законодательством?

Первоначальный капитал унитарного предприятия

Что такое уставной капитал?

Содержание:

Без минимально установленного уставного капитала невозможно зарегистрировать юридическое лицо. Законодательство предъявляет строгие требования к его размеру. Нарушение правил грозит ликвидацией фирмы. В статье рассмотрим, из чего складывается уставный капитал, его ключевые функции и особенности, а также разберемся, какие операции допустимы с денежными средствами общего фонда. Перед регистрацией юридического лица рекомендуем обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту.

Нет времени читать статью?

Общие сведения об уставном капитале

Уставный капитал — обязательная составляющая любой организации, начинающей свою деятельность. Это не только живые денежные средства, но и различное имущество, акции и иные бумаги, имеющие ценность. Уставный капитал — это минимальная сумма финансов юридического лица, которая служит гарантом, что предприятие выполнит свои обязательства перед кредиторами.

Три составляющих уставного капитала:

  1. Реальные «живые» денежные средства.
  2. Имущество — компьютерная техника, производственные станки и оборудование, мебель, земельные участки, недвижимость, автомобили и другие транспортные средства.
  3. Ценные документы — векселя, акции.

Настоящими деньгами необходимо внести минимум 10 тысяч рублей. Остальную долю допустимо набрать с помощью ценных бумаг, интеллектуальных прав и имущества.

Уставный капитал складывается из размеров долей всех учредителей. Он влияет на объем прибыли для каждого участника процесса. Если Петренко П. Е. вложил в организацию 30 тысяч рублей, а уставный капитал составляет 120 тысяч рублей, то вкладчик сможет рассчитывать по умолчанию на ¼ прибыли компании. В учредительных документах возможно прописать иные условия выплаты дивидендов.

До недавнего времени минимальная сумма уставного капитала для любой формы юридического лица составляла всего 10 тысяч рублей. Сегодня действуют иные нормы. Законодательство устанавливает разные минимальные размеры уставного капитала для следующих форм организаций:

  • ООО (общество с ограниченной ответственностью) — 10 000 рублей;
  • публичное/непубличное акционерное общество — 100 000/10 000 рублей;
  • государственная организация — 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
  • муниципальная унитарная организация — 1000 МРОТ;
  • банк с универсальной/базовой лицензией — 1 миллиард/300 миллионов рублей;
  • предприятия по производству алкогольной продукции/водки — 10 миллионов рублей/80 миллионов рублей;
  • страховые фирмы — минимум 120 миллионов рублей. Размер определяется объектом страхования.

Имущество, ценные документы и финансовые средства передаются в общий фонд по акту приема-передачи. Предварительно они проходят оценку у независимого эксперта для определения денежного эквивалента стоимости. Затем результаты утверждаются на собрании членов фирмы.

Зачем нужен уставный капитал?

Уставный капитал — обязательное условие для начала деятельности предприятия. Его должны иметь даже «виртуальные» компании для аренды помещения, организации мест для сотрудников, покупки техники, мебели и других минимальных предметов, необходимых для работы. Обозначить суть уставного капитала в двух словах можно так — это сумма, которую учредители вложили в создание нового бизнеса.

Функции уставного капитала:

  1. Ограничивать предприятие в приобретении первоначальных предметов и элементов, необходимых для начала работы.
  2. Гарантировать минимальный размер выплат для кредиторов.
  3. Фиксировать долю каждого учредителя для последующего распределения прибыли.

Обязательный стартовый капитал необходимо отразить в бухгалтерских документах организации. Это один из элементов, указывающих на положительную репутацию и повышающих доверие к фирме со стороны партнеров и клиентов..

Когда и как вносится уставный капитал?

Перед государственной регистрацией юридического лица все учредители на собрании определяют общий размер уставного капитала, а также вклад каждого члена. Решение должно быть отражено в уставе и в договоре о создании фирмы. Капитал после регистрации общества разрешено уменьшать, увеличивать и перепродавать другим лицам.

Каждый учредитель вносит долю в срок, который определен соглашением о создании ООО. Законодательство устанавливает максимальный временной отрезок для данного мероприятия — 4 месяца. В договоре и уставе компании участники могут прописать штрафные санкции за нарушение условий. До 2014 года действовало правило, согласно которому до регистрации компании необходимо было внести половину уставного капитала.

Каждый учредитель перечисляет свою часть в кассу ООО или на расчетный банковский счет с указанием по операции «Взнос участника за уставный капитал». Если один из членов фирмы отказался от обязательств по внесению доли, то она распределяется между остальными участниками или передается третьему лицу, которое одновременно приобретает права учредителя. Альтернативный вариант — уменьшить капитал на размер доли выбывшего участника. О подобных изменениях следует уведомить налоговую инспекцию в течение 30 дней.

Можно ли пустить денежные средства уставного капитала на нужды предприятия?

Один из главных вопросов, волнующих начинающих бизнесменов: «Можно ли расходовать денежные средства стартового капитала?». Законодательство не предъявляет требования, чтобы финансы в нужном размере всегда были на счету. Их можно смело использовать на покупку производственного оборудования, организацию рабочего места, приобретение компьютерной техники и мебели, расширение бизнеса.

Продажа имущества также не отразится негативным образом на размере общего уставного капитала. Но важно контролировать объем чистых активов на балансе. Он не может быть меньше минимального стартового капитала. Операции, совершаемые с денежными средствами из общего фонда, подлежат обязательной регистрации во внутреннем документообороте.

Распоряжение долей в уставном капитале

Учредитель может дарить, продавать, менять и передавать по наследству свою долю в ООО. Нюансы перечисленных операций прописывают члены фирмы в уставе. В любой момент участник вправе покинуть компанию и получить действительную стоимость доли. Полученные доходы облагаются налогом.

Действительная стоимость доли не идентична номинальной. Учредитель получит не тот объем денежных средств, который вложил, а часть от чистых активов, которая соответствует его доле. Если фирма не приносит прибыли, а чистые активы ушли в минус, участник при выходе из компании не получит денежной компенсации.

Увеличение и уменьшение уставного капитала

В процессе бизнес-деятельности учредители могут принять решение об увеличении уставного капитала. Подобная необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  1. Для развития предприятия необходимы дополнительные финансовые вложения. Учредители или третье лицо может внести денежные средства за долю в ООО.
  2. Перепрофилирование фирмы в направление, для которого законодательством установлен больший минимальный размер стартового капитала.
  3. Получение большого кредита или средств от инвесторов. Маленький объем общего фонда часто служит причиной отказа, свидетельствует о финансовой нестабильности компании.
  4. Повышение имиджа предприятия и конкурентоспособности для участия в тендерах и сотрудничества с крупными партнерами.

Увеличить капитал могут новые или прежние учредители предприятия за счет внесения денежных средств или имущества. Максимальный размер суммы рассчитывается по формуле: объем чистых активов организации – (стартовый капитал + резервный фонд). Все данные определяют по последним годовым отчетным документам.

Необходимость в уменьшении уставного капитала возникает, если компания работает в убыток или один из членов решает покинуть команду. Если в течение 24 месяцев общий фонд больше, чем объем чистых активов, ООО могут ликвидировать.

Учет разниц при получении унитарным предприятием ОС от собственника

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В декабре 2020 года муниципальному унитарному предприятию на ОСНО переданы собственником в хозяйственное ведение сверх уставного фонда основные средства, созданные за счет средств бюджетного финансирования. В бухгалтерском учете МУП ОС принимаются по текущей стоимости. В налоговом учете – признаются амортизируемым имуществом, но не подлежат амортизации. Какие проводки должны быть сделаны в декабре 2020 года (в момент отражения ОС в бухгалтерском учете) в части применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»? И какие будут возникать разницы далее по мере начисления амортизации?

Общие правила учета при получении имущества

При получении МУП основных средств от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда их первоначальная стоимость в целях применения гл. 25 НК РФ равна нулю в связи с отсутствием фактически осуществленных предприятием расходов. Налогооблагаемые доходы в этом случае не возникают на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. См. также письма Минфина РФ от 26.10.2020 № 03-03-05/93012, от 24.09.2020 № 03-03-06/3/83811, от 14.08.2020 № 03-03-06/3/71657, от 05.08.2020 № 03-03-06/1/68590.

В бухгалтерском учете МУП при получении имущества от собственника сверх уставного фонда делаются такие записи:

Дебет 08 Кредит 83 – получено имущество от собственника предприятия сверх размера уставного фонда;

Дебет 01 Кредит 08 – полученное имущество принято к учету в качестве объектов ОС по текущей рыночной стоимости.

Представленный порядок организации бухгалтерского учета основан на рекомендациях аудиторам за 2015 и 2011 годы (приведены в письмах Минфина РФ от 22.01.2016 № 07-04-09/2355 и от 27.01.2012 № 07-02-18/01 соответственно). Финансисты регулярно обращают внимание на необходимость использовать именно эти рекомендации при раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном от собственника сверх уставного фонда. Из последних напоминаний – письма от 17.08.2020 № 07-01-09/71839, от 13.01.2020 № 07-01-09/402.

В бухгалтерском учете стоимость ОС, полученных от собственника сверх уставного фонда МУП, переносится на расходы постепенно путем начисления амортизации. В налоговом учете амортизация по обозначенному имуществу не начисляется, так как его стоимость считается равной нулю.

Учет разниц в момент получения имущества

В момент получения МУП имущества от собственника в бухгалтерском учете используется счет 83 «Добавочный капитал», а в налоговом учете первоначальная стоимость признается равной нулю и не возникают налогооблагаемые доходы. Это означает, что сам по себе факт получения имущества не оказывает влияния в момент признания этого имущества в качестве ОС ни на бухгалтерскую прибыль (убыток), ни на обязательства по налогу на прибыль. В связи с этим считаем, что отложенное налоговое обязательство можно не признавать. Поясним подробнее.

Согласно п. 8 ПБУ 18/02 в редакции Приказа Минфина РФ от 20.11.2018 № 236н, действующей начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год, под временными разницами понимаются:

доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или в других отчетных периодах;

результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.

И с 01.01.2020 ПБУ 18/02 предписывает определять временные разницы так называемым балансовым методом: временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Читайте также  Какое предприятие считается ликвидным?

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на вычитаемые и налогооблагаемые. Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налогового актива (ОНА) – отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемые – к образованию отложенного налогового обязательства (ОНО), то есть отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Вместе с тем, как указано в п. 15 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», отложенное налоговое обязательство признается в отношении всех налогооблагаемых временных разниц, кроме случаев, когда данное обязательство возникает в результате:

1) первоначального признания гудвила;

2) первоначального признания актива или обязательства вследствие операции, которая:

не является объединением бизнесов;

и на момент ее совершения не оказывает влияния ни на бухгалтерскую прибыль, ни на налогооблагаемую прибыль (налоговый убыток).

Учет разниц в связи с начислением амортизации

При таком подходе – когда отложенное налоговое обязательство не признается – в связи с начислением в бухгалтерском учете амортизации будет возникать постоянная разница в виде расхода (суммы начисленной амортизации). Это расход, который формирует бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль ни в отчетном, ни в последующих отчетных периодах.

В том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, организация признает постоянный налоговый расход (доход) (ПНР (ПНД)) – сумму налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Порядок учета ПНР (ПНД) зависит от выбранного предприятием и закрепленного в учетной политике способа определения величины текущего налога на прибыль.

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 организация может использовать один из следующих способов определения величины текущего налога на прибыль:

1) на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации по этому налогу;

2) на основе декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации по этому налогу.

В первом случае в бухучете сначала отражается налог на прибыль, определяемый исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) (исходя из условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль). Далее полученная сумма налога доводится до суммы налога на прибыль, отраженной в декларации, путем отражения в учете в том числе ПНР (ПНД).

Унитарное предприятие начислило в бухгалтерском учете в I квартале 2020 года по ОС, полученным от собственника сверх уставного фонда, амортизацию в сумме 50 000 руб. Других постоянных разниц нет.

В бухгалтерском учете нужно отразить ПНР в сумме 10 000 руб. (50 000 руб. х 20 % (если применяется такая ставка налога на прибыль)). Проводка: Дебет 99 Кредит 68 – 10 000 руб.

Во втором случае – когда текущий налог на прибыль определяется на основе налоговой декларации – в бухгалтерском учете сразу же отражается налог на прибыль, полученный по данным декларации. В этом случае ПНР (ПНД) на счетах бухгалтерского учета вообще не отражаются. Информацию о наличии постоянного налогового расхода (дохода) нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 25 ПБУ 18/02).

Кстати, в первом случае ОНО и ОНА признаются и погашаются с использованием счета 68, во втором случае – счета 99.

По нашему мнению, в момент принятия к учету основных средств, полученных унитарным предприятием от собственника сверх уставного фонда, в бухгалтерском учете по причине наличия разницы между балансовой стоимостью и налоговой стоимостью ОС можно не отражать отложенное налоговое обязательство. Тогда в дальнейшем в связи с начислением в бухгалтерском учете амортизации по ОС образуется постоянная разница и, как следствие, постоянный налоговый расход. Порядок учета ПНР и ПНД, а также ОНА и ОНО зависит от выбранного предприятием и закрепленного в учетной политике способа определения величины текущего налога на прибыль.

Пошаговая инструкция, чтобы преобразовать МУП в акционерное общество

Реорганизация МУПа в акционерное общество происходит путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную. Когда этот процесс завершится, администрация муниципального образования потеряет права на активы МУПа, но в то же время получит права на ценные бумаги акционерного общества. Если собираетесь в 2021 году преобразовать унитарное предприятие, то уже сейчас примите по нему решение. Тогда успеете внести предприятие в план приватизации и учесть доходы в проекте бюджета.

Процедуру преобразования вы обязаны провести по правилам Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если их нарушить, то прокурор или счетная палата может подать на муниципалитет в суд. Если суд признает реорганизацию недействительной, акционерное общество могут ликвидировать, а должностных лиц органов местного самоуправления привлечь к административной ответственности. Чтобы этого не произошло, действуйте по алгоритму из этой статьи.

Шаг 1. Примите решение о преобразовании МУПа в АО

Решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия принимает местная администрация. Она — орган, действующий от имени собственника унитарного предприятия, то eсть муниципального образования. Оформите решение письменно.

На заметку: Почему муниципалитетам придется избавиться от большинства унитарных предприятий

С 8 января 2020 года органы местного самоуправления вправе создавать унитарные предприятия лишь для осуществления деятельности в сферах:

  • естественных монополий;
  • культуры, искусства, кинематографии, сохранения культурных ценностей;
  • обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера;
  • устранения последствий ЧС и недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Остальные предприятия, которые функционируют на конкурентных рынках, придется ликвидировать или реорганизовать до 2025 года (Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ). Что именно делать с МУПом — ликвидировать или реорганизовывать, — решает его учредитель.

Шаг 2. Проследите за тем, чтобы МУП уведомил о предстоящей реорганизации налоговиков и кредиторов

Документ: Уведомьте налоговый орган о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003 (утв. п риказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@)

Налоговую инспекцию унитарное предприятие должно уведомить в течение трех рабочих дней после принятия решения о преобразовании. Уведомление направляют по месту регистрации предприятия. К уведомлению надо приложить решение администрации муниципального образования о преобразовании.

Чтобы оповестить всех кредиторов, времени нужно больше. Уведомления надо разослать не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации. Такой срок установлен в пункте 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника унитарного предприятия не требуется. Но кредиторы вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков. Это требование они вправе заявить в течение 30 дней с даты, когда МУП направил уведомление о реогранизации в акционерное общество. Заявленные кредиторами требования орган местного самоуправления рассматривает при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

Шаг 3. Включите реорганизацию МУПа в прогнозный план или программу приватизации

Включите реорганизацию МУПа в форме преобразования в план приватизации на будущий год. Укажите срок, условия и порядок изменения статуса унитарного предприятия. Прогнозный план или программу приватизации имущества на будущий год утверждает представительный орган местного самоуправления.

Шаг 4. Проведите инвентаризацию имущества и финансовых обязательств

На заметку: Проведите инвентаризацию в том числе объектов незавершенного строительства, товаров, запасов готовой продукции, оборудования, инвентаря, сырья

Приказ о проведении инвентаризации имущества, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии издает руководитель МУПа. В состав инвентаризационной комиссии включают специалистов комитета по управлению имуществом и профильных отделов местной администрации.

  • движимое и недвижимое имущество, независимо от его местонахождения и цели использования;
  • имущество, которое не принадлежит организации, но числится в бухгалтерском учете (например, арендованное, полученное для переработки);
  • имущество, не учтенное по каким-либо причинам;
  • денежные средства;
  • все виды финансовых обязательств.

В ходе инвентаризации проводят осмотр всех объектов, составляют описи и выявляют расхождения между данными учета и данными осмотра. Затем оформляют акт о результатах инвентаризации. Форма акта утверждена приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Шаг 5. Составьте промежуточный баланс МУПа

На заметку: Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости

Промежуточный баланс унитарного предприятия составляют с учетом результатов инвентаризации имущества на дату подписания акта инвентаризации. На основе данных баланса бухгалтер рассчитает балансовую стоимость подлежащих приватизации активов. Ее определяют как сумму стоимости чистых активов и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Шаг 6. Проведите аудиторскую проверку итогов инвентаризации и промежуточного баланса

Привлеките аудитора, который проверит итоги инвентаризации и промежуточный баланс. Аудитор составит заключение. В нем будет информация о периоде аудиторской проверки, составе финансовой или бухгалтерской отчетности организации, использованных нормативах, целях, методах и результатах проверки.

Заключение подписывают уполномоченное лицо аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки. Также должны быть указаны номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия. Аудитор ставит на документе печать.

Шаг 7. Определите состав приватизируемого и не подлежащего приватизации имущества

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяют в передаточном акте. Подготовьте этот документ на основе данных акта инвентаризации имущества МУПа, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте укажите:

  • виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия (здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция);
  • права требования, обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  • права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания;
  • сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Читайте также  Банкротство муниципального казенного предприятия

Все, что вы не включили в состав подлежащих приватизации активов предприятия, муниципалитет не приватизирует и изымает.

Шаг 8. Определитесь с капиталом акционерного общества

Размер уставного капитала АО, создаваемого посредством преобразования МУПа, равен балансовой стоимости его активов

На этом этапе утвердите размер уставного капитала АО, определите номинальную стоимость и количество акций.

Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости его активов, подлежащих приватизации. Но при этом нужно соблюдать ограничения. Минимальный размер уставного капитала публичного АО — 100 тыс. руб., непубличного — 10 тыс. руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Шаг 9. Издайте постановление об условиях приватизации МУПа

Постановлением об условиях приватизации утвердите:

  • размер уставного капитала АО, количество акций и их номинальную стоимость;
  • состав подлежащего приватизации имущества МУПа;
  • перечень объектов, не подлежащих приватизации;
  • устав акционерного общества, который пишется на данном этапе;
  • передаточный акт;
  • состав совета директоров АО;
  • состав ревизионной комиссии;
  • регистратора общества и условия договора с ним.

Также назначьте постановлением руководителя АО. До первого общего собрания акционеров директором или генеральным директором АО назначают прежнего руководителя МУПа (п. 5 ст. 37 Закона № 178-ФЗ).

Образец постановления об условиях приватизации МУПа посмотрите ниже.

Шаг 10. Утвердите решение о выпуске ценных бумаг

Решение о выпуске ценных бумаг при реорганизации МУПа утверждает уполномоченный орган управления им. Документ подписывает руководитель МУПа.

Акции можно разместить среди ограниченного круга инвесторов или на бирже.

Шаг 11. Подготовьте эмиссионную документацию

Выпуск акций нужно зарегистрировать в ЦБ. Для этого понадобятся:

На заметку: Госпошлина за регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 35 тыс. руб. (подп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК)

  • копия устава МУПа в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями;
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию МУПа;
  • копия решения уполномоченного органа о реорганизации МУПа с приложениями;
  • решение о выпуске ценных бумаг;
  • копия решения уполномоченного органа об утверждении решения о выпуске ценных бумаг;
  • заявление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
  • платежное поручение на перечисление госпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;
  • опись представляемых документов;
  • электронный носитель, содержащий текст решения о выпуске ценных бумаг и опись предоставляемых документов.

ЦБ выдаст документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного или идентификационного номера.

Шаг 12. Зарегистрируйте АО

Ценные бумаги акционерного общества, создаваемого в результате преобразования МУПа, считаются размещенными в день государственной регистрации общества. Поскольку сведения о МУПе уже имеются в ЕГРЮЛ, реорганизация унитарного предприятия потребует лишь изменения формы хозяйствования юридического лица. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ. Подайте в орган государственной регистрации:

  • заявление о государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации МУПа;
  • устав акционерного общества в двух экземплярах;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного или идентификационного номера.

В заявлении о государственной регистрации акционерного общества укажите:

На заметку: Подлинность подписи заявителя, уполномоченного органом МСУ, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке

С момента регистрации акционерного общества деятельность унитарного предприятия прекращается.

Шаг 13. Разместите информацию в СМИ

Информацию о процедуре преобразования нужно разместить в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 63 ГК, п. 1 приказа ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Для публикации придется собрать комплект документов: заявление, сопроводительное письмо, решение о реорганизации, квитанцию об оплате публикации. Подробную инструкцию и бланки документов для размещения информации в «Вестнике» вы найдете на сайте vestnik-gosreg.ru.

Как складываются отношения с работниками после реорганизации МУПа в АО

Акционерное общество, созданное в процессе приватизации имущественного комплекса МУПа, обязано соблюдать коллективный договор, действовавший до приватизации. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации АО его работники, совет директоров, исполнительный орган АО могут предложить заключить новый коллективный договор или продлить на срок до трех лет действие прежнего договора.

После приватизации трудовые отношения с работниками бывшего МУПа могут быть продолжены либо изменены или прекращены в соответствии с трудовым законодательством. Если руководитель унитарного предприятия осуществлял свою деятельность на основе гражданско-правового договора, отношения с ним регулируются в соответствии с гражданским законодательством и данным договором.

ЕКАТЕРИНА ВЛАСКИНА, ведущий экономист 1-й категории ООО «ИТП “Град”»

Уставный капитал

Уставный капитал — минимальный резервный фонд компании, который гарантирует обеспечение интересов ее кредиторов. Размер его фиксируется в учредительной документации юридического лица, которая подлежит государственной регистрации.

Особенности формирования

Уставный капитал (УК) формируется на этапе создания организации. Информация о его объеме и особенностях распределения учредительских долей в нем подлежит обязательному внесению в устав компании — этим и объясняется происхождение термина «уставный капитал».

УК может быть образован из средств одного или нескольких учредителей предприятия. Определенный законом срок оплаты УК — 4 месяца с момента учреждения организации. Для акционерных обществ (АО) предусмотрен отдельный порядок оплаты УК, составленного из распределенных между учредителями акций. Не менее 50 % акций оплачиваются в трехмесячный срок после регистрации АО, оставшаяся часть средств вносится в течение следующих 9 месяцев.

В качестве оплаты УК могут быть внесены любые активы: наличные, безналичные деньги, ценные бумаги, имущество, имущественные права. Если в фонд вносятся неденежные активы, их стоимость предварительно подтверждается независимой экспертной оценкой, а процесс передачи их обществу фиксируется актами приема-передачи.

Значение и функции

Уставный капитал образует базу, необходимую для дальнейшего функционирования компании. Причем это не только материальная база, но и юридическая, т. к. УК является неотъемлемым условием создания и существования юридического лица.

Уставный капитал выполняет сразу несколько функций:

  • формирующую. Фонд УК — это средства для первоначального обеспечения созданного бизнеса, они идут на приобретение оборудования, инвентаря, товаров и пр.;
  • распределительную. Распределение долей в фонде между учредителями закрепляет за ними право на определенную часть прибыли предприятия;
  • гарантийную. УК — это минимальное имущество организации, которое в случае ее убыточной деятельности и банкротства обеспечит выплату долгов инвесторам и кредиторам;
  • репутационную. Объем капитала компании обеспечивает ее имидж, свидетельствует о стабильности. Чем он больше, тем более привлекательно предприятие для коммерческих партнеров.

Виды уставного капитала

Выделяют несколько видов УК. В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта это может быть:

  • складочный капитал. Вид УК, создаваемый полными товариществами и товариществами на вере — организациями, не предполагающими разработку и подписание устава. Образуется из взносов и долей участников, внесенных в денежном или неденежном эквиваленте;
  • уставный фонд. Характерен для муниципальных и государственных предприятий. Включает в себя нематериальные активы, обеспечивающие функционирование компании;
  • паевой фонд. Вид УК, формируемый кооперативами. Образуется путем объединения паев участников и прибыли, вырученной в ходе деловой активности;
  • уставный капитал. Традиционный вид УК, создаваемый ООО, ОАО, ЗАО. Состоит из учредительских вкладов, обеспечивает запуск бизнеса и гарантирует контрагентам безопасность сотрудничества с компанией.

Минимальный размер фонда

Решение о размере уставного капитала принимается собственниками компании. Однако законом определена нижняя граница, которая не должна нарушаться при учреждении предприятия и образовании его фондов. Она зависит от организационно-правовой формы компании.

Минимальный размер УК составляет:

  • для ООО, АО — 10 тысяч рублей;
  • для ПАО (публичного АО) — 100 тысяч рублей;
  • для кредитного учреждения с базовой лицензией — 300 миллионов рублей, с универсальной лицензией — 1 миллиард рублей;
  • для микрофинансовой организации — 90 миллионов рублей;
  • для государственного предприятия — 5 тысяч МРОТ (минимальных размеров оплаты труда);
  • для муниципального унитарного предприятия — 1 тысяча МРОТ.

Периодически минимально допустимые значения размера УК пересматриваются. Кроме того, в ряде регионов местные законы накладывают дополнительные условия на порядок формирования и размер фондов учреждаемых организаций.

Хранение

Особых условий по сохранению УК законом не оговорено. Если оплата его производится денежными средствами, то они вносятся в кассу или непосредственно на расчетный счет и находятся там до момента расходования. В случае оплаты УК имуществом компания обязана обеспечить его сохранность наряду с другими материальными ценностями. Нематериальные активы в форме прав на интеллектуальную собственность, входящие в состав УК, общество использует в своей работе и извлекает из них прибыль.

Использование фонда

Фонд УК не является неприкосновенным запасом. Это средства, обеспечивающие деятельность компании. После внесения собственниками их долей в кассу или на расчетный счет сформированный актив можно использовать на любые корпоративные нужды:

  • приобретение оборудования, инвентаря, товаров;
  • арендную плату;
  • оплату труда сотрудников;
  • оплату услуг подрядных организаций и пр.

Собственники компании вправе распоряжаться своими долями в УК: продавать их, передавать в дар и т. д., если на это нет прямого запрета в уставе организации. При выходе участника из состава учредителей компания возмещает ему его долю в УК в срок не позднее 6 месяцев после завершения финансового года.

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

6 марта заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова в ходе совместных с Московским УФАС публичных обсуждений, посвященных реформе контрольной и надзорной деятельности, рассказала о недавно вступившем в силу Законе о реформировании унитарных предприятий.

В декабре 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках*. «Законопроект разработан в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 – 2020 годы[1], утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618», — отметила Оксана Кузнецова.

Можно определить два основных направления по реформированию деятельности унитарных предприятий: первый связан с созданием унитарных предприятий, второй – с ограничением их деятельности на конкурентных рынках.

Законом с 08 января 2020 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета. При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год. Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса в настоящее время подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте РФ, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов — проекта Устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», — пояснила Оксана Кузнецова.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

Читайте также  Предприятие не подлежащее разделу

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера — обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

В целях реализации положений Закона, ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ФАС России планы мероприятий «дорожные карты» по реформированию унитарных предприятий, в которых определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий и т.д.

«Реализация Закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», — отметила Оксана Кузнецова.

В мероприятии также приняли участие представители Московского управления ФАС России, Правительства г. Москвы, органов исполнительной власти и прокуратуры, общественных, коммерческих организаций и ассоциаций.

* Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: