Отличительные особенности унитарных предприятий
Всё по специальности Менеджмент
Учебные материалы для обучающихся по специальности Менеджмент
- Главная
- Вопросы к ГОСам
- Задать вопрос
- Карта сайта
- Ссылки
- Помощь по диплому
Особенности учреждения и деятельности унитарных предприятий
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Характерные особенности унитарного предприятия
1. У нитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества.
2. Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками.
3. Управление унитарным предприятием осуществляет единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, им он и подотчетен.
4. В зависимости от принадлежности собственности, закрепленной за унитарным предприятием, различают государственные и муниципальные унитарные предприятия.
5. Учредительным документом унитарного предприятия является Устав.
6. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем, различают 2 типа унитарных предприятий:
— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).
Предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное), имеет большую самостоятельность в управлении (владеть, пользоваться и распоряжаться) имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми аспектами;
Предприятие, основанное на праве оперативного управления, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
7. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
При несостоятельности казенных предприятий Российская Федерация, как учредитель предприятия, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества.
8. Предмет и цели деятельности такого предприятия определяет собственник имущества, он же осуществляет контроль достижения этих целей.
9. Размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее 1000- кратного размера минимальной месячной оплаты труда на дату представления устава предприятия для регистрации.
10. Учредитель — собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления.
11. Казенное предприятие может быть создано только на базе федерального имущества по решению Правительства РФ. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства.
12. Имущественный статус казенных предприятий похож на положение госбюджетных учреждений, но в отличие от них они не финансируются, а имеют самостоятельный баланс и получают доходы от результатов своей деятельности.
13. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, по сути действуют от имени государства и в его интересах, поэтому государство несет субсидиарную ответственность по их долгам.
Унитарное предприятие
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
неделимость передаваемого имущества;
наличие единоличного органа управления.
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
полученные кредитные и заемные средства;
начисленные суммы амортизационных отчислений;
осуществленные предприятием капитальные вложения;
полученные дотации из бюджета;
дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Отличительные особенности унитарных предприятий
Отличительные особенности государственных унитарных предприятий
Государственное унитарное предприятие (сокращенно – ГУП) являет собой коммерческую организацию, не имеющую собственного имущества.
Оно вверяется хозяйствующему субъекту на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Имущественные объекты используются для извлечения прибыли.
Имущественные фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий пополняются за счет имущества государственных структур — субъектов РФ или муниципальных образований.
Такое отчуждаемое имущество не может быть передано третьим лицам, ни юридическим, ни физическим.
Оно полностью находится в собственности правительственных органов и в случае закрытия такой компании возвращается в ведение госструктур.
Главной целью создания ГУП является решение государственных задач при помощи предпринимательской деятельности.
К примеру, это могут быть предприятия общественного питания или фабрики по пошиву одежды, реализующие продукцию населению по минимально возможным ценам.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется нормами ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ.
Именно закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях раскрывает суть этих коммерческих организаций, регламентирует их права и ответственность перед государством.
Особенности госпредприятий
Как и любое другая коммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия имеют устав, в котором содержится подробная информация о правилах функционирования этого хозяйствующего субъекта.
В уставе прописывается, какой орган государственной власти владеет переданным имуществом.
Руководителем унитарного предприятия назначается физическое лицо, которому государственная власть передаст полномочия по управлению организацией.
Что касается источников формирования имущества ГУП, то это не только имущество, переданное государственными органами.
К другим источникам могут быть отнесены:
- прибыль, полученная от осуществления коммерческой деятельности,
- кредиты банковских учреждений,
- дотации и субсидии из бюджета,
- пожертвования или добровольные взносы физических или юридических лиц и др.
В наименовании ГУП обязательно должна присутствовать фраза «государственное предприятие».
Унитарное предприятие данного типа не несет никакой ответственности по обязательствам государственного органа, передавшего имущество для осуществления коммерческой деятельности.
Оно не имеет права открывать дочерние предприятия.
Каждое вновь созданное предприятие обязано предоставить соответствующие данные в органы статистики для внесения его в единый государственный регистр предприятий и организаций.
При внесении данных в ЕГРПО госпредприятию присваиваются соответствующие коды, в том числе ОКПО, ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ.
Виды государственных унитарных предприятий
Государственные и муниципальные предприятия делятся на два типа в зависимости от того, на каких условиях им передано имущество.
Разделение данных хозяйствующих субъектов такое: основанные (1) на праве хозяйственного ведения или (2) на праве оперативного управления.
[1]. Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения
Данные хозяйствующие лица используют имущество для получения прибыли. Имущественные ценности передаются субъектами РФ или муниципальными образованиями.
Организация имеет устав в качестве главного учредительного документа, в котором отражается информация о величине уставного фонда, а также о направлениях и цели деятельности организации.
Размер уставного фонда должен быть не менее 5000 МРОТ.
Государство не отвечает по обязательствам хозяйствующего субъекта, то есть не берет на себя долги предприятия. Государство примет на себя долги и обязательства, только если банкротство и крах предприятия было спровоцировано действиями собственника имущественных средств.
[2]. Госпредприятия на праве оперативного управления
Данные хозяйствующие субъекты позиционируются как казенные предприятия. Они создаются также на основании устава как главного учредительного документа.
Закон о государственном предприятии гласит о том, что сама компания не имеет права распоряжаться переданными ей имущественными средствами, а только на основании решений, принимаемых его полноправным владельцем.
Собственник может изъять излишне переданное или не используемое имущество, либо используемое, но не по прямому его назначению.
Владелец имущества наделен ответственностью по долгам или обязательствам унитарного предприятия, только такая ответственность считается субсидиарной, то есть по всем долгам и обязательствам отвечает сама компания и собственник имущественных ценностей.
Государственные коммунальные предприятия
Такие предприятия могут обладать имуществом как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления.
В качестве такого имущества передается коммунальная собственность, и при этом владельцами являются органы местного самоуправления.
Руководит государственным коммунальным предприятием директор, назначаемый собственником имущества.
Уставный фонд коммунального предприятия формируется за счет органа власти, который создал данное предприятие, и при этом его размеры устанавливаются органами местного самоуправления.
Государственная регистрация предприятия, относящегося к коммунальному типу, должна проводиться в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
В наименовании такого хозяйствующего субъекта обязательно должна содержаться фраза «коммунальное предприятие». Также в нем должно быть указание на орган муниципальной власти, который передал имущество для использования в коммерческих целях.
Унитарное коммунальное предприятие не отвечает по обязательствам собственника своего имущества, то есть не обязано возмещать возникшие по каким-либо причинам долги.
Каждая государственная унитарная организация в соответствии с принятым законодательством РФ обязательно должна быть внесена в единый государственный регистр предприятий и организаций. Эту запись вносят государственные органы статистики
Приватизация государственных унитарных предприятий
Приватизация обозначенных субъектов осуществляется на основании специального законодательного акта — Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
Приватизация представляет собой процесс, при котором предприятие меняет свою форму собственности, то есть из государственной превращается в частную.
В такого рода деятельности участвуют две стороны — частное лицо или (хозяйствующий субъект) и государственные органы.
Иногда приватизация применяется, когда нет возможности осуществлять государственную поддержку неплатежеспособных предприятий, а частный владелец берет на себя такую ответственность и готов восстановить деятельность организации.
Перед непосредственной приватизацией проводится обязательная инвентаризация ГУП, в соответствии с которой составляется акт инвентаризации.
Кроме того, обязательным документом и является аудиторское заключение — именно на основании этих двух документов составляется передаточный акт. В нем указывается вся необходимая информация по имуществу, передаваемому в частные руки, с поименным перечислением всех объектов.
Все обязательства, имеющиеся у государственного унитарного предприятия, передаются новому собственнику, который является правопреемником от государственных органов.
Имущество приватизируемого предприятия подлежит обязательной оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Финансами рассматриваемых коммерческих организаций после приватизации распоряжаются новые собственники организации.
Что касается работы на государственном предприятии, которое приватизируется и передается в ведение частных собственников, то здесь все уже зависит от нового работодателя.
Он имеет полное право оставить тех же сотрудников, которые работали и ранее.
Это очень выгодно, поскольку многие работники имеют богатый опыт и знания в деятельности данной компании и смогут дальше выполнять свои должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.
Приватизация унитарного предприятия сопряжена со сменой формы собственности — с государственной на частную.
Все имущество и обязательства передаются новому владельцу, который может самостоятельно управлять компанией, пользоваться имуществом и решать коммерческие вопросы.
Унитарное предприятие — что это и как оно работает
В условиях современной экономики возникают новые виды организации работы компаний. Путь формирования организации зависит от направления деятельности. Унитарное предприятие (УП), относится к одной из таких разновидностей хозяйственной деятельности. С основными положениями об УП можно ознакомиться в ст. 113 и 114 ГК России.
1. Что такое унитарное предприятие простыми словами
Прежде чем приступить к детальному изучению особенностей работы унитарных организаций, стоит понять, к какой форме хозяйствования они относятся.
УП не обладает правами на имущество. Оно принадлежит одному владельцу, он и является единственным лицом, имеющим право продать его или воспользоваться в других целях.
Принадлежащие государству и унитарные компании относят к особой хозяйственной форме, которая требует соблюдения определенного перечня требований из законодательных актов. В момент создания такой разновидности компании, следует обязательно учесть, что в названии придётся указать собственника имущества. Также эти данные нужно прописать в уставе.
Имущество, переданное УП может принадлежать:
- Одному из органов на местах;
- Субъекту РФ;
- Органам на местах;
Говоря простым языком, казённая собственность или принадлежащая другому юридическому лицу, передаётся организации для возможности работать в направлении, которое поможет покрыть потребности общества. Данное имущество необходимо для внедрения в производственный процесс и соответственно, для помощи в получении прибыли.
2. С какой целью создаются унитарные предприятия
Практически все разновидности унитарных предприятий объединены тремя главными факторами, служащими причиной для их создания, а именно:
- Работа в определённом направлении, которое в текущий период времени необходимо для общественности. Например, речь может идти даже об убыточных предприятиях, но при этом, они производят продукцию, необходимую населению;
- В хозяйственной деятельности необходимо применить имущество, которое по закону нельзя приватизировать. При этом, данный капитал можно использовать для получения дохода или направить на создание востребованных товаров или услуг;
- Решение проблем в социальной сфере. Речь может идти о реализации услуг и товаров для населения по доступным ценам. Сюда же относятся реализация закупочных или товарных интервенций в сфере, где создаются товары первой необходимости.
Чтобы унитарное предприятие имело возможность получить необходимое для работы имущество, перед тем, как его создать, нужно определить его конкретную цель. На основании этого, определяется сущность хозяйственной деятельности компании. Работу УП следует направить на преодоление таких проблем, которые не в силах решить другие организации, созданные с целью получения прибыли.
Если какое-либо юридическое лицо имеет желание внести долю в уставной капитал УП, она также будет относиться к части того имущества, которым уже владеет другой собственник.
Ни у одного из работников штата нет возможности претендовать на долю распределяемого дохода. В уставе компании должна прописываться информация о единственном владельце, которому принадлежит право собственности. За каждом из процессов на предприятии следит начальник. Он должен контролировать работу организации и вовремя вносить изменения, если это необходимо.
3. Формы и виды УП
Основные виды унитарных организаций:
- ФГУП . Организация, за которой закрепляется федеральное имущество. 25% прибили организации должны направлять ежегодно в государственный бюджет;
- ГУП . Имущество принадлежит другим юридическим лицам, чья главная цель, это получение дохода;
- МУП . Создаются на федеральном или региональном уровне.
Объединения, созданное по инициативе государства или местными органами, можно разделить в зависимости от размера уставного капитала. Если это городская или региональная единая организация, уставной капитал не должен превышать 1000 минимумов ежемесячной зарплаты согласно МРОТ. Компании, созданные по инициативе государства могут владеть капиталом в более чем 5000 минимумов.
УП зачастую работают по одной из таких схем:
- На праве хозяйственного ведения. В основном, такая организация производит необходимые для населения услуги или товары;
- На базе оперативного управления.
Если главная цель организации, это получение прибыли, она вправе подписывать контракты, и на основании данного соглашения, передать часть имущества другому юридическому лицу, но только в том случае, если оно не использовалась. Если это государственное предприятие, оно может осуществлять подобные процедуры только после того, как получит соответствующее разрешение. Кроме вышеперечисленных разновидностей, УП могут быть производственными, коммунальными, сельскохозяйственными и частными.
4. Что является источником формирования собственности УП
Имущество УП формируют из следующих источников:
- Гос. дотации;
- Имущество, передающееся организации, опираясь на решение владельца с целью покрытия уставного фонда;
- Добровольные взносы граждан, юридических лиц или пожертвования;
- Любое имущество, передающееся унитарному предприятию на основании решения владельца;
- Дивиденды, которые подлежат уплате товариществами или хозяйственными обществами, в чьих уставных капиталах есть доля организации;
- Прибыль, полученная в результате ведения хозяйственной деятельности;
- Заёмные средства и кредиты;
- Сумма, образовавшиеся из амортизационных отчислений;
- Другие источники, которые могут формировать имущество унитарного предприятия и при этом не нарушать законы РФ. Также сюда можно отнести полученную прибыль.
Когда права на собственность УП переходят другому владельцу (это касается всех форм УП, не включая государственные), организация вправе сохранить это имущество на своём балансе.
5. По каким признакам распознать унитарное предприятие
На примере современных УП можно выделить ряд характерных признаков такой разновидности предприятий:
- У организации есть оригинальный логотип, но его нужно зарегистрировать по процедуре, определённой действующим законодательством. Также УП имеет собственное угловые штампы и фирменные бланки;
- Перед законом унитарное предприятие отвечает всем находящимся в его распоряжении имуществом. Но, если владелец данного имущества имеет долг перед государством или другим юридическим лицом, УП не имеет к этому никакого отношения;
- Опираясь на форму собственности учредителя компании, активы предприятия могут находиться в муниципальной или государственной собственности;
- У компании есть собственная оригинальная печать. По закону, на ней обязательно должно находится её название. В случае необходимости, данное название может быть написано на языке другой стороны;
- Согласно действующему законодательству, унитарная организация может вести такую деятельность, которая кажется актуальной учредителю;
- УП самостоятельно ведет документооборот и должно переносить информацию из первичной документации в определенные законом учётные реестры. Кроме этого, необходимо вести бухгалтерию и вовремя подавать отчеты в налоговую.
6. Примеры государственных и муниципальных УП
Прежде чем будет создано УП уполномоченные органы должны выдать соответствующее разрешение. Данная процедура сопровождается составлением актов, которые определяют степень компетенции конкретных властных структур. ГУП функционируют в сфере транспортных коммуникаций. Такие компании могут формироваться и в других отраслях. Это одна из распространённых разновидностей деятельности на территории РФ.
Перечислить все примеры муниципальных УП сложно из-за большого количества разновидностей. Один из самых ярких примеров УП этой разновидности, это ЖКХ. Такие организации работают практически в каждой из областей государства. Многие из муниципальных единых предприятий работают с целью решения проблем конкретного населённого пункта.
В уставе УП должна отображаться следующая информация:
- Полное или сокращенное название организации;
- Информация о том, куда были потрачены деньги;
- Адрес, который был указан в момент регистрации;
- Данные о направлении и сфере работы компании;
- Процедура, по которой происходило назначение начальника;
- Данные о владельце собственности УП;
- Список полномочий руководителя организации.
Назначенные на должность руководителей лица не имеют права самостоятельно распоряжаться полученным имуществом. Если это необходимо, придётся обращаться к собственнику.
7. Как распределяется полученная прибыль
Унитарные предприятия отличаются друг от друга особенностями финансовой деятельности. Согласно закону, УП могут заниматься распределением прибыли только после того, как будут оплачены налоги и внесены остальные обязательные платежи. Таким образом средства накопляются в стимулирующих и социальных фондах. Эти же средства могут пойти на пополнение уставного капитала предприятия.
После уплаты налогов, средства можно направить на развитие предприятия:
- Модернизация имеющегося оборудования и строительство новых объектов;
- Применение новейших разработок;
- Пополнение штата высококлассными специалистами для развития хозяйственной и экономической деятельности;
- Финансирование программ, направленных на защиту окружающей среды.
8. Плюсы и минусы УП
Несмотря на это, что УП зависит от собственника её имущества, но всё равно можно выделить положительные стороны.
- Постоянно ведется работа, которая покрывает потребности муниципалитета, района или государства;
- У унитарного предприятия есть возможность осуществлять деятельность в том направлении, которая закрыта для других коммерческих организаций;
- В своё распоряжение компания может получить имущество, которое не сможет получить другое юридическое лицо.
- Каждый из финансово-экономических показателей находится под контролем владельца имущества. Кроме этого, это же лицо выбирает направление деятельности предприятия;
- Определенную часть дохода необходимо ежегодно переводить на баланс муниципального образования, региона или государства;
- Каждое решение, которое хочет принять начальник предприятия, должно обсуждаться с владельцем имущества. То же самое касается проведения всех разновидностей сделок.
Заключение
Большинство из УП преследуют цель удовлетворить конкретные потребности населения. Поэтому, государство иногда направляет дотации, предоставляет субсидии и разрабатывает программы лояльности для развития таких организаций. Но, это возможно только в том случае, если работа компании направлена на борьбу с существенными для народа проблемами.
Что такое унитарное предприятие?
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, главная особенность которой в том, что право собственности компании на имущество здесь отсутствует. «Унитарный» означает единый, неделимый, т.е. имущество нельзя разделить на доли, как это делается в акционерных обществах. Унитарным может быть не только предприятие, но даже целое государство.
Учредители и виды унитарных организаций
Учредителями унитарного предприятия могут быть:
- Российская Федерация
- Субъект РФ (республика, край, область, округ)
- Муниципальное образование
И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами. Кроме стандартных сведений, он должен содержать информацию о целях и предмете деятельности УП, а также о величине его уставного фонда.
Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.
Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:
- оперативное управление
- хозяйственное ведение
Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.
Государственное унитарное предприятие
По административно-территориальному делению выделяют:
1. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)
ФГУП имеют своим учредителем институты РФ и как коммерческие юридические лица преследуют две цели: реализацию определенных задач государства на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, нередко имеет второстепенное значение. Имущество такого предприятия может формироваться из заемных средств банков, государственных дотаций, собственной прибыли и др. Примеры организаций:
- ФГУП «Центр единых научно-технических разработок»
- ФГУП «Киноконцерн Мосфильм»
- ФГУП «Исследовательский центр инноваций и энергоэффективности»
- ФГУП «Инженерно-технический центр министерства обороны Российской Федерации» и т.д.
Интересный факт : ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь инвестиции для реорганизации деятельности, а также как поиск источника финансирования при наличии долгов.
Вообще не следует путать государственные унитарные предприятия (как организационно-правовую форму) с юридическими лицами, у которых доля акций принадлежит государству: у унитарных предприятий нет акций. Например, ФГУП «Охрана» Росгвардии – это федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Минфину РФ. Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетной задачей.
2. Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)
ГУП очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты РФ. Уставный фонд ГУП должен составлять не менее 5000 МРОТ, величина федерального МРОТ с 2021 года 12 792 руб. в месяц. В регионах допустимы свои ставки, но не ниже федерального значения.
Банкротство ГУП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался «Ленгипроинжпроект» (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и должен около 20 млн. рублей. Рассмотрение дела пока отложено. В 2018 г. в такой же ситуации находился саратовский ГУП «Сартехинвентаризация» (БТИ), не плативший сотрудникам зарплату, однако все же сумевший погасить долги. Альтернативой банкротству при невыполнении обязательств может служить приватизация, т.е. передача ГУП в частные руки.
Другие примеры предприятий:
- ГУП «Ингушэлектросервис»
- ГУП Саратовской области «Облводстрой»
- ГУП Курской области «Курский рыборазводный завод» и т.д.
Муниципальное унитарное предприятие
В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.
Понятно, что здесь риск банкротства еще выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году банкротом стало МУП «Автотранспортные перевозки» в Северо-Западном округе, МУП ЖКХ «Энергия» и др. Примеры организаций:
- МУП г. Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление»
- МУП г. Благовещенска «Банно-прачечные услуги»
- МУП г. Приморска «Южный гавань» и др.
Мнение экономистов : считается, что МУП является неэффективной организационно-правовой формой экономической деятельности. Производительность труда работников МУП по оценкам в 4-5 раз ниже, чем у работников иных организационно-правовых форм. Почему же она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками муниципальных властей.
Сферы экономики, где обязательны формы собственности УП:
- производство общественных благ (оборона, наука, культура, водоснабжение, уборка мусора и т.д.);
- естественные монополии (почта, транспорт, энергетика);
- предприятия стратегического назначения (судостроение, атомная энергетика, космическая отрасль)
Производственное унитарное предприятие
В отличие от российских ГУП и МУП, в Беларуси используется другое разделение:
производственное унитарное предприятие (ПУП)
торговое унитарное предприятие (ТУП)
Основной вид деятельности ТУП – продажа продукции, тогда как ПУП занимаются ее производством. Примеры:
- ПУП «Донаприс» — производство плодовых и фруктово-ягодных столовых вин (Гомельская область);
- ПУП «Белкоопмех» — производство пушно-мехового сырья (г. Минск);
- ПУП «Завод СВТ» — производство контрольно-измерительных приборов (г. Минск);
- ПУП «Завод Белит» — производство бытовых электрических приборов и бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры (Витебская область);
- ТУП «Минск кристалл трейд», связанный с алкогольной продукцией, и др.
В России ПУП отсутствуют. Интересно, что в Беларуси УП дают около 70% ВВП (существенно выше, чем в России и Европе), поскольку страна в большой части сохранила советскую модель функционирования экономики.
Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично идет на экспорт, так что ПУП и ТУП еще и наиболее популярные формы предприятий на территории Беларуси. ПУП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.
Статистика
На конец 2019 года в РФ насчитывалось около 17 тыс. унитарных предприятий разного уровня (по данным ФНС России), однако ежегодно наблюдается тенденция к снижению их количества. В России в унитарных организациях работают около 3,5 млн. человек, т.е. примерно 2.5% общего населения страны.
Топ-3 унитарных предприятия по объему годовой выручки в РФ (по данным СПАРК):
- ГУП «Московский метрополитен» – 108 млрд. руб. Транспортные услуги.
- ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – 93 млрд. руб. Управление воздушным транспортом и его обслуживание.
- ГУП «Мосгортранс» – 45 млрд. руб. Транспортные услуги.
Причины создания, плюсы и минусы УП
- решение оперативных и стратегических вопросов, социальных задач;
- использование государственного и муниципального имущества;
- осуществление экономически убыточных, но необходимых видов деятельности.
Преимущества по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:
- надзор и защита вышестоящих государственных органов;
- субсидии и дотации от государства;
- очень часто монопольное право на оказание услуг, выполнение работ (электроэнергия, коммунальные услуги, авиа и ж/д перевозки);
- риски банкротства отсутствуют или минимальны;
- низкие процентные ставки по кредитам
Недостатки :
- отсутствие ведения свободной коммерческой деятельности;
- жесткий контроль со стороны вышестоящих органов (согласование смет, планов ФХД);
- длительный процесс согласования крупных сделок;
- медлительность в принятии управленческих решений, смены стратегии развития, процедурах закупки товаров, работ, услуг
Мировой опыт
В зарубежных странах используется различная терминология для обозначения предприятий унитарного типа. В Дании это государственные корпорации, в Италии субъекты публичного права, в Швеции – государственные коммерческие агентства. В России как синоним УП очень часто используют формулировку «госсектор». Влияние госсектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.
По данным РБК, в Китае госсектор дает около 40% ВВП, в России и других бывших республиках СССР – 35%, странах Восточной Европы – 20-25%, в странах Западной Европы лишь около 10%. В США унитарные предприятия называют государственными корпорациями. Они дают всего 3-4% ВВП.
В каждой стране свои сферы деятельности, где преобладает госсектор. В Италии это металлургия и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжение. В США на унитарной основе действует космическая отрасль, почта и железнодорожные перевозки, а в Сингапуре – аэропорты, морские порты, мобильные операторы, авиакомпании.
Новые тенденции
Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:
- искусство, культура, кино;
- естественные монополии;
- радиоактивные отходы;
- за пределами РФ;
- иные случаи (регулируются ФЗ, актами президента и правительства РФ)
Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).
Заключение
Унитарные предприятия (особенно ФГУП) выполняют важные социальные функции, решает оперативные и стратегические задачи, которые перед ними ставятся государством и муниципальными образованиями. Однако они менее эффективны экономически, часто рассчитывают на дотации и больше отягощены бюрократией, чем частный бизнес. Результатом последних изменений в законе должно стать привлечение частного капитала и преобразование заметного числа УП в акционерные общества.
Статья 2. Унитарное предприятие
Статья 2. Унитарное предприятие
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
ГАРАНТ:
О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Информация об изменениях:
Статья 2 дополнена пунктом 5 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона