Экологический налог на курение
Экологический налог на курение
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2017 г. N 03-01-11/37290 О рассмотрении предложений о введении налога на курение табака и электронных сигарет, а также о повышении акциза на табачную продукцию, электронные сигареты и курительные смеси
Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение, благодарит за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
О введении налога на курение табака и электронных сигарет
На основании пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, одним из которых является объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. То есть сам процесс курения не имеет четких количественных и физических характеристик (особенно при использовании электронных средств доставки никотина), исходя из которых, по истечении налогового периода может быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате.
На основании изложенного считаем, что администрирование предлагаемого налога не представляется возможным, в связи с чем предложение не поддерживается.
О повышении в десятки раз акциза на табачную продукцию, электронные сигареты и курительные смеси с целью снижения их доступности для детей и большей части населения
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, дорожных фондов, а также воздействие на уровень потребления табачной продукции.
Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются НК РФ в соответствии с основными направлениями налоговой политики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, с учетом реально складывающейся экономической ситуации, а также интересов Российской Федерации как члена Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).
Кроме того, налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию определяется с учетом положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон).
Статьей 13 указанного Закона установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.
На основании изложенного предложение об увеличении ставки акциза на табачную продукцию с целью снижения ее доступности поддерживается, и в настоящее время реализуется с обоснованным определением уровня указанного увеличения.
Ставки акциза индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. В 2017 году по сравнению с 2007 годом минимальная ставка акциза на табачную продукцию выросла в 18 раз (с 115 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук).
Вместе с тем, увеличение ставок акцизов на указанную продукцию в Российской Федерации ограничено угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота табачной продукции, в том числе связанных с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в приграничных государствах — членах ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия).
Одним из направлений борьбы с нелегальным ввозом в Российскую Федерацию табачной продукции является сближение ставок акцизов в государствах — членах ЕАЭС.
В этой связи, с целью гармонизации ставок акцизов на указанную продукцию в рамках ЕАЭС, разработан проект соглашения о единых принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств — членов ЕАЭС.
В настоящее время проект соглашения готовится для внутригосударственного согласования.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики |
В.А. Прокаев |
Обзор документа
Не планируется вводить налог на курение табака и электронных сигарет.
При этом Минфин России поддерживает предложение об увеличении ставки акциза на табачную продукцию с целью снижения ее доступности.
Ставки акциза индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. В 2017 г. по сравнению с 2007 г. минимальная ставка акциза на табачную продукцию выросла в 18 раз (со 115 руб. до 2 123 руб. за 1 000 шт.).
Вместе с тем увеличение ставок акцизов ограничено угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота табачной продукции.
Экологический налог: кого и когда обяжут платить
Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.
Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.
Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».
После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.
К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.
Комментарии Минфина об экологическом налоге
В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.
Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.
Кто налогоплательщик
Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.
Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.
Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.
Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:
- ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
- осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.
Что считается объектом налогообложения
Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.
Объект налогообложения | Не объект налогообложения |
---|---|
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками | негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней |
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод | размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это) |
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности | накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения |
Налоговая база и налоговый период
Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:
- для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
- в отношении каждого загрязняющего вещества;
- для каждого класса опасности отходов производства и потребления.
Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).
За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.
В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.
Налоговая декларация: сроки и особенности представления
Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.
Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.
Реакция бизнес-сообщества
Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».
Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.
Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
В России вводится новый налог. Поправки для новой главы НК уже готовы
В Налоговом Кодексе появится новая глава «Экологический налог». Проект соответствующего закона разместил Минфин.
Таким образом внедряется план по включению в НК неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер.
Кто будет платить, за что и сколько — расскажем.
Зачем
Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемый природоохранным законодательством, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в НК.
Введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду, говорится в пояснительной записке к проекту.
Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, посетовали в Минфине.
Чиновники обратили внимание на недостаточную ответственность плательщиков, которые пренебрегают своими обязанностями.
Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Но введение экологического налога все изменит.
При сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.
Что облагается
Экологический налог, по сути, заменяет действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.
Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Кто платит
Налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том ИП, при осуществлении которыми деятельности образовались отходы.
При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Не являются плательщиками налога организации и физлица, в том числе ИП:
— осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;
— в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.
За что
Объектом налогообложения признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:
— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ;
— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ;
— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
Не признается объектом налогообложения:
— негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.
— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов;
— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов
Ставки
Проектом установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя).
Таблицу со ставками экологического налога можно скачать здесь.
С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент, учитывающий уровень инфляции.
В ряде случаев к ставкам налога применяются коэффициенты от 0 до 100.
В НК будут представлены формулы для расчета налога. Вот, например, как выглядит формула расчета налога за размещение отходов для субъектов МСП:
Как платить и отчитываться
Поправками в НК определены порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Налоговым периодом по экологическому налогу признается год.
В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов МСП, уплачивают в бюджет авансовые платежи в размере ¼ от суммы налога за прошлый год до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Сам налог уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.
В этот же срок (до 1 марта следующего года) надо сдать декларацию в ИФНС.
Когда
Планируется, что новая глава НК заработает с 1 января 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за годом принятия закона с вышеназванными поправками, и не ранее одного месяца со дня официального опубликования такого закона.
Экологический налог: кому, когда и сколько платить?
Минфин опубликовал проект поправок в НК РФ, согласно которым компании начнут платить экологический налог. «Расчет» поговорил с Викторией Поповой, руководителем проектов по управленческому учету департамента консалтинга, экспертизы и аудита КСК групп, и узнал, что именно предлагает ведомство, как компании будут рассчитывать новый налог и кому поручено его администрировать.
Вопрос неналоговых платежей, их количества, качества администрирования обсуждается в стране уже продолжительное время. В конце концов власти приняли решение преобразовать часть этих выплат в налоговые. Задача изменений, в том числе, – передать функции по сбору платежей в ФНС и, как результат, увеличить собираемость налога. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Расскажите подробнее, о каком проекте введения экологического налога идет речь.
Министерство финансов рассматривает поправки к Налоговому кодексу в части создания нового налога – экологического. Проект готовится по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева от 16 марта 2018 года № ДМ-П13-10. Финансовое ведомство предлагает ввести новую главу в части 1 и 2 Налогового кодекса. Публичное обсуждение проекта завершилось 31 августа 2018 года.
По сути новый налог – это реализация плана властей о переводе части неналоговых платежей в налоговые. Это так?
Совершенно верно. Планируется заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В рамках систематизации неналоговых платежей Минфин упорядочивает платежи, не имеющие признаков налога. Уплачивающийся сейчас экологический сбор должен плавно «превратиться» с 2020 года в экологический налог. Минфин хочет упорядочить неналоговые платежи и ужесточить меры по их неуплате. Увеличение налогового бремени экологическим налогом не предусмотрено.
Изменятся ли ставки сбора или останутся прежними?
Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.
Налоговые ставки разделяются по группам:
- за выбросы загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками;
- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Ставка будет рассчитываться исходя из 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления).
Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.
С 2021 года для стимулирования уменьшения выбросов власти введут коэффициенты. Самый высокий коэффициент 100 будет применяться за превышение установленных объемов или массы вредных выбросов. И наоборот, сумму налога можно уменьшить, если были расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Увеличится или уменьшится количество компаний, обязанных платить экологический налог?
Плательщиками налога остаются организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Трудно оценить изменение количества компаний, обязанных платить этот налог. Сложность оценки связана с развитием рынка, появлением новых технологий к 2020 году. Сейчас сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Конечно, хотелось бы сокращения количества компаний, которые будут платить экологический налог. Ведь никакие деньги не обеспечат сохранения хорошей экологии на территории страны.
Изменится ли получатель платежей?
Изменится. Сейчас НВОС платится в Росприроднадзор. Плата перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сбросов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. В будущем плательщикам экологического налога необходимо будет зарегистрироваться в ФНС и оплачивать сбор уже туда. При этом изменятся не только реквизиты получателя, но и КБК платежа.
Изменится ли порядок уплаты налога?
Плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический налог одинаковы. Изменений новым законом не предусмотрено. Отчетным периодом по плате сбора за негативное воздействие и экологическому налогу остается календарный год. Будут так же платиться квартальные авансовые платежи; итоговую сумму платы нужно перечислить в бюджет по итогам года. Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. Величину доплаты по итогам года можно определить как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Кому полагается платить экологический сбор и сколько
Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Что представляет собой экологический сбор?
- Законодательная база по экологическому сбору
- Рассчитываем размер экологического сбора
- Кто уплачивает ЭС?
- Куда перечислять деньги и в какие сроки?
- Сопутствующая отчетность
- Ответственность за неуплату экологического сбора
Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.
Что представляет собой экологический сбор?
Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:
- Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
- Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.
То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.
Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.
ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.
ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.
ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.
Законодательная база по экологическому сбору
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
- Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
- Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
- Экономическое положение страны.
- Класс опасности отходов.
- Сложность утилизации.
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Ставки
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
- Текстильная продукция и ковры – 16 304.
- Одежда – 11 791.
- Товары из дерева – 3 066.
- Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
- Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
- Нефть и нефтепродукты – 3 431.
- Товары из резины – 8 965.
- Товары из пластика – 3 844.
- Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
- Товары из стекла – 2 858.
- Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
- Металлическая тара – 2 423.
- ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
- Приборы для освещения – 9 956.
- Шины и покрышки – 7 109.
- Ручной инструмент – 26 469.
- Газеты и журналы – 2 378.
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
Рассчитываем размер экологического сбора
ЭС рассчитывается по следующей формуле:
- С – ставка;
- М – масса утилизируемых товаров;
- Н – норматив переработки.
ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.
Пример расчета
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Кто уплачивает ЭС?
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Кто не платит экологический сбор?
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
- Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
- Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
Куда перечислять деньги и в какие сроки?
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Что делать при переплате?
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Сопутствующая отчетность
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
- Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
- Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
Ответственность за неуплату экологического сбора
Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:
- Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
- На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.
Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.
Дым сигарет с фенолом
Фискальная экология
По замыслу авторов законопроекта, экологический налог должен заменить все действующие платежи за ущерб окружающей среде. Но если раньше ими облагались только предприятия, то теперь налог коснется и граждан. Для каждого вредного вещества будут установлены определенные налоговые ставки. К примеру, тонна соединений ртути обойдется в 18 тысяч 244 рубля, то же количество аммиака — в 139 рублей.
Если говорить о курильщиках, то все они вместе взятые за год выбрасывают в атмосферу 500 тысяч тонн оксида углерода, 720 тысяч тонн синильной кислоты, 108 тысяч тонн никотина, 384 тысячи тонн аммиака. А всего в табачном дыму содержится боле 4660 элементов, включая легендарный полоний и фенолы. Разделим это на 1,1 млрд курильщиков и получим средний вклад каждого — 1,55 тонны. В общем, прикинуть налог на курящего, исходя из выбросов, не очень сложно: 35 рублей за аммиак, плюс за синильную кислоту и так далее… Но вернемся к курильщикам чуть ниже.
Действующие платежи за вредное воздействие на окружающую среду давали бюджету за последние четыре года в среднем по 11 млрд рублей. Это лишь одна седьмая часть расходов того же бюджета на экологию. Минфин надеется, что новый экологический налог позволит поднять сборы многократно. Но каков шанс, что это удастся на практике? С таким вопросом «РГ» обратилась к председателю Комитета Госдумы по экологии Владимиру Бурматову.
«Законопроект будет проходить через наш комитет, поэтому предстоит уточнить много вопросов, — сказал он. — Поставить счетчики выбросов на любые группы вредных веществ — технически несложно. Но вопрос в том, каков будет толк от этого оборудования? Как будут использоваться средства, взимаемые за негативное воздействие на окружающую среду? Я согласен с минфином в том, что сейчас эти средства не позволяют компенсировать экологический вред. Но где доказательства, что новый механизм станет более эффективным? Некоторое время назад Госдуме был предложен другой финансовый инструмент: экологический сбор за упаковку. Расчеты показывали, что будет собираться 6,5 млрд рублей в год. В итоге собирают миллиард. То есть ошиблись «всего» в 6,5 раза. Мне интересно, а во сколько раз ошибутся с экологическим налогом? Второй вопрос — как будут распределяться средства, которые получится собрать? До сих пор экологический сбор можно было тратить, например, на строительство новых мусорных полигонов. Но это же неправильно, когда средства, собранные на защиту окружающей среды, вкладываются в то, чтобы ее погубить».
Деньги на мусорный ветер
Одна часть законопроекта коснется всех без исключения. Речь — об экологическом налоге на твердые коммунальные отходы (ТКО). Платить его граждане будут через посредника — оператора по вывозу и утилизации. Таким образом, плата за мусор для населения увеличится. Вопрос только: «на сколько» или «во сколько раз»?
«Об увеличении платы уже объявили во многих регионах, — говорит Бурматов. — Региональные операторы по вывозу ТКО заложат экологический налог в цену на свои услуги. Наш комитет проводит мониторинг, и мы видим, что некоторые операторы повысят тарифы на сотни процентов. В Курганской области с нового года вывоз ТКО подорожает на 500%, и это еще не предел. Госдуме хотелось бы получить разъяснение, почему так происходит, поэтому я написал запрос на имя главы ФАС Артемьева с требованием проверить тарифообразование. В разных регионах тарифы на вывоз одного кубометра мусора различаются в семь раз. Например, на Камчатке это больше двух тысяч рублей, а в Астрахани — триста рублей. При этом сейчас меняется методика расчета. Раньше люди платили за квадратные метры жилья, а будут — за кубометры мусора, которые в платежке выделят отдельной строкой. Мы потому и волнуемся, что людям с 1 января уже платить по-новому, а еще непонятно, как эту сумму рассчитывают. И совершенно неясно, как быть тем субъектам Федерации, в которых законодательно утвердили тарифы на будущий год, не зная об экологическом налоге. Регионов, где тариф уже нельзя изменить и оператору придется платить этот налог из собственной прибыли — около 20. А согласятся операторы работать на таких условиях, или к новому году мы получим не подарок под елочкой, а мусорный коллапс»?
Перекур в пользу бюджета
Вернемся к курильщикам. Учесть, кто из наших граждан курит, а кто — нет, налоговые службы, естественно, не смогут. Поэтому, как и в случае с мусором, налог за потребителей будут платить производители.
При этом производители табака, в отличие от мусорщиков, сохраняют олимпийское спокойствие. «Мы не планируем участвовать в обсуждении законопроекта о налоге для курильщиков, — сказали «РГ» в офисе БАТ-Россия. — Какой закон примут, такой и будем исполнять». Им переживать не о чем: все свои новые издержки табачные магнаты включат в стоимость продукции, и расплачиваться будет покупатель.
Кстати, давайте посчитаем, сколько в реальности стоит курево. Себестоимость 1000 сигарет, продаваемых в России, — $1. Таким образом, пачка из 20 штук стоит 2 цента или меньше полутора рублей. Добавим сюда упаковку и логистику — получим три рубля за пачку. Все остальное — это прибыль производителя и акциз.
Причем легенда о том, что акциз составляет львиную долю розничной цены на табак, не совсем соответствует действительности. Сейчас акциз на пачку сигарет стоит 23 рубля 35 копеек. А пачка «экономкласса» продается за 110-150 рублей. С июля акцизная марка подорожала на два рубля, а стоимость пачки выросла на десять-пятнадцать рублей. Просто под каждое повышение акциза (обычно его поднимают единовременно на 10%) производитель повышает и свою прибыль на те же 10%. Что называется, под шумок.
Тем не менее вклад курильщиков в нашу экономику огромен. От акцизов на табак за 2018 год государство планирует получить не менее 0,6 трлн рублей. Это 4% от всех доходов федерального бюджета, которые составят 15,1 трлн. Акцизы на табак позволяют полностью обеспечить все государственные расходы на образование либо на здравоохранение, культуру и кинематографию, спорт и экологию в сумме. Если исходить из того, что бюджетное финансирование экологии в 2018 году — около 78 млрд рублей, то одну сигарету из каждой пачки курильщик уже и так тратит на экологию, безо всякого экологического налога.
«Ущерб, который наносят курильщики экологии, огромен, — говорит Бурматов. — Сигаретные окурки являются основным видом самых заметных отходов, валяющихся прямо на улицах. По всему миру они исчисляются десятками миллиардов штук ежедневно. Но как логически увязать экологический налог (удорожание пачки сигарет) с избавлением улиц от этого вида мусора? У налога должна быть эффективность. А в данном случае мы просто получим, что окурок продолжит валяться на улице, просто он будет дороже стоить. Нужно, чтобы экологический налог не только приводил к удорожанию продукции, но и приносил пользу природе. Мы на этом настаиваем. Например, когда был предложен законопроект о том, чтобы очистить реку Волгу от загрязнений путем увеличения налога на бытовую химию, то мы спросили, как подорожание средств для мытья посуды повлияет на чистоту реки? Авторы ответить не смогли, и эта инициатива не прошла».