Внезапные проверки рабочих мест

ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ МЕСТ ПЕРСОНАЛА. УЧЕТ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ И НОРМ. 17.1. Руководители исполнительного аппарата, филиалов и их структурных подразделений должны проводить систематические, в том

Внезапные проверки рабочих мест

ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ МЕСТ ПЕРСОНАЛА. УЧЕТ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ И НОРМ.

17.1. Руководители исполнительного аппарата, филиалов и их структурных

подразделений должны проводить систематические, в том числе внезапные, в ночные часы, праздничные и выходные дни, проверки рабочих мест.

В случае отсутствия руководителей (отпуск, командировка, болезнь и т.д.) проверки рабочих мест проводят их заместители или лица, их замещающие.

17.2. Порядок организации и проведения обходов и осмотров рабочих мест в филиалах и

СП определяют директор филиала и СП, с учетом требований настоящего Порядка.

Для проведения обходов и осмотров рабочих мест в филиалах и их подразделениях должны быть разработаны графики обходов рабочих мест руководителями филиалов и СП, руководителями подразделений, которые утверждаются:

— для руководителей филиала (директор, заместитель директора, заместитель директора — главный инженер, и их заместители) — директором филиала;

— для руководителей подразделений филиалов и их заместителей — заместителем директора — главным инженером;

— для руководителей СП (директор, заместитель директора), для руководителей подразделений СП и их заместителей — директором СП.

17.3. Проверки рабочих мест проводятся с целью проверки:

§ выполнения персоналом правил, производственных и должностных инструкций, поддержания установленного режима работы оборудования;

§ соблюдения персоналом порядка приемки-сдачи смены, ведения оперативной документации, производственной и трудовой дисциплины;

§ своевременного выявления персоналом дефектов и неполадок в работе оборудования и оперативного принятия мер к их устранению;

§ правильного применения установленной системы нарядов-допусков при выполнении ремонтных и специальных работ;

§ состояния эксплуатации, охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и промышленной санитарии на рабочих местах;

§ наличия и состояния необходимой документации на рабочем месте в соответствии с утвержденными перечнями;

§ исправности и наличия на рабочих местах машин, механизмов, оснастки, приспособлений и средств безопасности;

§ соответствия условий производственной деятельности нормативным требованиям;

§ и других вопросов.

17.4. Проверки рабочих мест включают в себя :

§ проверки рабочих мест (ПРМ);

§ проверки работающих бригад (ПРБ);

§ внезапные проверки (в т.ч. в ночное время, праздничные и выходные дни) (ВП);

§ проверки состояния трудовой и производственной дисциплины;

§ проверки санитарного состояния санитарно — бытовых, производственных и служебных

§ проверки организации работ с персоналом;

§ проверки при проведении Дней ОТ, Месячников, Декадников;

§ контроль за приёмом-сдачей смен (ПСС);

§ контроль за оперативными переключениями (КОП).

Рабочее место — место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 «Трудового кодекса РФ»)

17.5. В проверках, указанных в п.17.4, в том числе внезапных проверках, в ночное время,

праздничные и выходные дни, должны принимать участие руководители, руководящие работники и специалисты филиала, руководители структурных подразделений, их заместители и другие руководящие работники и специалисты подразделений, в том числе мастера, руководители и специалисты дирекций, служб, отделов, лабораторий и т.д., уполномоченные лица по охране труда профсоюзных комитетов.

Каждый директор филиала и его заместители, заместители главного инженера должны проверять не менее одного рабочего места в месяц; каждый руководитель структурного подразделения и его заместители — не менее одного рабочего места в неделю; руководители подразделений и их заместители, работники которых связаны с эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений, — не реже одного раза в неделю рабочие места, указанные в графике, и ежедневное посещение рабочих мест подчиненного оперативного персонала (в рабочие дни).

Кроме этого, проверки организуются так, чтобы:

§ Каждое СП, РЭС (УЭС) контролировались руководителями филиалов (директор и его замес —

тители, заместители главного инженера), руководителями служб и отделов филиалов не реже одного раза в месяц (без учета проверок, проводимых в Дни ОТ);

§ Каждый РЭС (УЭС), участок, другие подразделения СП контролировались руководителями

СП, руководителями служб и отделов СП — не реже одного раза в месяц (без учета проверок, проводимых в Дни ОТ).

Результаты каждой проверки рабочего места должны оформляться записью в оперативном журнале или другом документе, который должен находиться на проверяемом рабочем месте, или оформляться актом, копия которого направляется в СОТиН (сектор СОТиН СП) и использоваться в дальнейшем при принятии соответствующих решений.

17.6. Количество проверок устанавливаются графиком обходов и осмотров рабочих мест,

при этом количество проверок для любого филиала, подразделения рассчитывается с учетом количества проверок (мероприятий) в год на 1 человека среднесписочного состава подразделения (филиала, СП, РЭС, УЭС, службы, отдела и т.д.) (приложение Ш к Порядку).

17.7. Графики внезапных проверок, в т.ч. в ночное время, праздничные и выходные дни,

рабочих мест подразделений должны предусматривать одну внезапную проверку каждого рабочего места в месяц, с таким расчетом, чтобы в течение квартала на всех рабочих местах подразделения были проведены внезапные проверки. Внезапные проверки ежемесячно должны проводиться также одним из руководителей филиала, СП, РЭС и других подразделений — директором, заместителями директора, заместителями главного инженера, руководителями, их заместителя подразделений или лицами, их замещающими.

17.8. Форма представления уполномоченного лица по охране труда приведена в

Приложении № 1 к «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 08.04.1994 г. № 30.

17.9. Для оценки эффективности работы с персоналом применяются общий интегральный

коэффициент, коэффициенты интенсивности работы с персоналом, эффективности проверок бригад, проверок рабочих мест, контроля за приёмом-сдачей смен, контроля за оперативными переключениями, работы уполномоченных лиц и членов совместных комитетов и т.д. (приложение Ш к Порядку).

Суммарное количество проверок рабочих мест за год распределяется руководителем филиала, СП, подразделения между соответствующими подразделениями, руководителями, специалистами и работниками пропорционально численности работников в подразделениях с составлением соответствующих графиков (планов).

Удельные показатели по работе с персоналом на 1 человека среднесписочного состава,

общий интегральный коэффициент, условные коэффициенты эффективности периодически корректируются Дирекцией НПК и ОТ исполнительного аппарата ОАО «ДРСК» и утверждаются заместителем генерального директора по техническим вопросам — главным инженером ОАО «ДРСК» на основании отчетов филиалов с учетом складывающейся обстановки по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, уровня травматизма.

Указанные показатели учитываются при подведении итогов ежегодных смотров-конкурсов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

17.10. Анализ работы с персоналом проводится руководителями подразделений (СП, РЭС,

участка, службы, отдела, лаборатории и т.д.) в конце каждого месяца, с докладом на селекторном совещании филиала или СП по итогам работы за прошедший месяц.

17.11. По филиалу результаты работы с персоналом подводятся в конце каждого месяца на

совещаниях директором или заместителем директора — главным инженером филиала, и ежеквартально на заседаниях КРВЭ и ПД и/или комиссии по охране труда и т.д.

17.12. В целом по ОАО «ДРСК» результаты работы с персоналом по итогам каждого месяца

подводятся и доводятся до филиалов ДНПК и ОТ исполнительного аппарата ОАО «ДРСК», результаты работы с персоналом периодически рассматриваются на оперативном селекторном совещании ОАО «ДРСК» с филиалами.

Аналитические материалы по работе с персоналом периодически должны рассматриваться на заседаниях КРВЭ и ПД ОАО «ДРСК» и филиалов.

17.13. Все нарушения, допущенные работниками (в том числе руководителями и специалис-

тами) правил и норм по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, эксплуатации, безопасности при эксплуатации транспортных средств, дорожного движения, производственной дисциплины и трудового распорядка, независимо от того, были по ним выпущены приказы (распоряжения) о привлечении к ответственности работников или нет, заносятся в учетную карточку нарушений .

Карточка заполняется в присутствии работника, допустившего нарушение.

Карточка учета нарушений хранится в течение всего времени работы работника в подразделении ОАО «ДРСК». Порядок заполнения и место хранения карточек устанавливается приказом по филиалу.

.Карточкаучетанарушений требований правил и норм, должностных и производственных инструкций, производственной дисциплины и трудового распорядка (приложение Ц к Порядку).

О внеплановом инструктаже и внеочередной проверке знаний требований охраны труда

В связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране труда работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников.

Данное требование должно быть выполнено независимо от срока проведения предыдущей проверки.

При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем установленных требований и при наличии достаточных оснований будут приниматься предусмотренные законодательством меры реагирования.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ

В связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее.

Согласно ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действующим является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 (далее — Порядок).

Пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка предусмотрено, что при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.

Читайте также  Счета вто в банке что это

Учитывая изложенное, с вступлением в силу ряда правил по охране труда работодатель обязан с 1 января 2020 года провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.

При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников (ст. 76 ТК РФ).

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее — КоАП РФ).

При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем требований ст. 76 ТК РФ, п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка и при наличии достаточных оснований следует принимать предусмотренные законодательством меры реагирования:

  • выдача работодателю предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения;
  • выдача работодателю предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • принятие мер к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.

Вместе с тем, учитывая объем вступивших в силу правил по охране труда, специфику деятельности работодателя, количество работников и время, необходимое работодателю для организации исполнения требований п. п. 2.1.6 и 3.3 Порядка, при выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений следует устанавливать разумный и достаточный срок, а при определении вида и размера административного наказания учитывать все обстоятельства допущенных нарушений.

Если будет установлено, что действие или бездействие, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, то может быть рассмотрен вопрос о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ) или о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Помимо этого, в случаях, когда исполнение работодателем обязанности по проведению внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников организаций фактически не возможно (например, проведение мероприятий по закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), а также при обстоятельствах, зависящих от третьих лиц, независимых от работодателя и не подчиненных ему (например, организации, оказывающие услуги по охране труда), следует рассматривать вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как признака субъективной стороны состава административного правонарушения.

При отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Также направляем позицию Минтруда России по вопросу проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников (письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 прилагается).

Контроль за условиями труда на рабочих местах

Время чтения: 7 мин

Обязанности работодателя по осуществлению контроля

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

— работа вентиляционных установок;

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма журнала 1-ой ступени контроля Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Читайте также  КОСГУ повышение квалификации сотрудников

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Приложение N 24. Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по проверке выполнения требований охраны труда при работах по обслуживанию электроустановок

Приложение N 24
к приказу Федеральной службы по
труду и занятости
от 10 ноября 2017 г. N 655

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по проверке выполнения требований охраны труда при работах по обслуживанию электроустановок*

Предмет плановой проверки всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в настоящий проверочный лист (список контрольных вопросов).

Проверочный лист утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 г. N 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Вид государственного контроля (надзора)

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя

Вид деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

Категория риска деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

Наименование территориального органа Федеральной службы по труду и занятости

Основание проведения плановой проверки

Распоряжение N________ от________ государственной инспекции труда _____________________________________

Место проведения проверки и (или) указание на используемые производственные объекты

Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок

Должности, фамилии и инициалы должностных лиц государственной инспекции труда__________________,

проводящих плановую проверку и заполняющих проверочный лист

Перечень вопросов, отражающих содержание требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:

Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы

Работодатель имеет: протоколы и запись в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках (в организациях электроэнергетики), о прохождении работниками обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках, оказанию первой помощи пострадавшему на производстве, а электротехническим персоналом также приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока с учетом специфики обслуживаемых (эксплуатируемых) электроустановок

Пункты 2.1., 2.3., 2.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2013, регистрационный N 30593), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.02.2016 N 74н (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2016, регистрационный N 41781) (далее — Правила N 328н)

протоколы и запись в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках (в организациях приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд) о прохождении работниками обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках, оказанию первой помощи пострадавшему на производстве, а электротехническим персоналом также приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока с учетом специфики обслуживаемых (эксплуатируемых) электроустановок

Работники имеют удостоверения о прохождение # проверки знаний, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, работников, относящихся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки, с получением

соответствующей группы по электробезопасности

При работе по распоряжению или наряду работодатель проводит целевой инструктаж с его регистрацией в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, а также записью о допуске к работе в оперативном журнале

Командированный персонал по прибытии на место командировки прошел вводный инструктаж по безопасности труда

и первичный инструктаж по безопасности труда

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта прошли обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования)

и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования)

У работодателя имеется локальный нормативный акт о назначении лиц, ответственных за стажировку, дублирование;

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

  • Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки
  • Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке
  • Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?
  • Документы, интересующие трудовую инспекцию
  • Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Порядок проведения внеплановой проверки госинспекцией по труду разъяснил В. И. Неклюдов — инспектор по труду Нижегородской обл. Ознакомьтесь с мнением чиновника в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия.

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспекторы ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Читайте также  Подготовка аудиторской проверки характеристика

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту.

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил

Сооснователь юридического сервиса Raketa.one

Представьте, вы сидите в офисе и тут распахивается дверь — к вам пришли с проверкой. Сотрудники нервничают, работа стоит, проверяющие роются в бумагах и раздают указания. А вам тревожно, ведь по итогам могут оштрафовать, закрыть бизнес или даже возбудить уголовное дело.

Владимир Савченко, сооснователь юридического сервиса Raketa.one, не раз сопровождал предпринимателей во время проверок. Он рассказал, как перестать бояться налоговой, Роспотребнадзора, СЭС, трудовой инспекции и прокуратуры.

Правило №1. Перекрыть путь к офису

Проверяющие не застанут вас врасплох, если им придется преодолевать препятствия, чтобы встретиться с вами и начать проверку:

  1. Организуйте проходную и наймите вахтера. Чтобы попасть в офис, инспекторы будут должны предъявить документы и записаться в журнале учета посетителей. Если поставить при входе стойку охраны с турникетом нет возможности, установите хотя бы домофон.
  2. Не давайте инспекторам бродить по всему офису. Проводите их сразу в комнату для переговоров. Если такой комнаты нет, то в кабинет главного бухгалтера или генерального директора. В идеале к моменту появления проверки на вашей территории сотрудники должны сидеть по кабинетам с закрытыми дверями.
  3. Снимайте процесс проверки на видео. Только сначала предупредите проверяющих о видеосъемке. Вряд ли они рискнут нарушить закон «на камеру», и проверка пройдет строго по процедуре. Хорошо, если в офисе установлены камеры видеонаблюдения с записью звука, но снимать можно и на смартфон.

Эти барьеры не только исключают неожиданное появление проверки прямо у вас в офисе, но и вынуждают проверяющих точно соблюдать ваши права по закону.

Правило №2. Узнать причину проверки

От причины зависит, что могут делать проверяющие, а что — нет. Проверки регулируются федеральным законом N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и отраслевыми нормативными актами. Например, правила проведения налоговой проверки прописаны в ст.89 НК РФ. Сверяйте действия проверяющих с положениями законов, чтобы защитить свои права.

Плановые проверки

Государственные органы планируют проверки на год вперед. Узнать, придут ли к вам проверяющие в этом году, можно на сайте Генеральной прокуратуры, где публикуется сводный план.

Малый и средний бизнес в 2021 году не будут проверять планово — из-за пандемии до 31 декабря действует мораторий на проверки. Возможно его продлят и на 2022 год. Но имейте в виду на будущее:

  • за три дня до начала проверки вы должны получить от контролирующего органа письмо с копией приказа или распоряжения о ее проведении — по почте или на электронный адрес;
  • обычно проверки проводят один раз в три года. Бизнес, который связан с образованием, здравоохранением, социальной сферой, энергетикой, драгоценными металлами и камнями, проверяют чаще. Например, в частный детский сад проверяющие из СЭС будут ходить ежегодно.

Если инспекторы пришли без предупреждения или раньше срока, вы можете отказаться от проверки.

Внеплановые проверки в случае административного нарушения

Обычные внеплановые проверки проводят, когда нужно выдать лицензию или убедиться, что вы исправили нарушения, которые были обнаружены в прошлый раз. О такой проверке предупреждают за 24 часа: отправляют уведомление на электронную почту компании или звонят по телефону.

Но, если здоровью и жизни людей грозит опасность, нагрянет внезапная проверка — инспекторы придут без предупреждения. Самый частый повод для внезапной проверки — жалоба недовольного потребителя, сотрудника, конкурента. Допустим, вы задержали зарплату, и работник написал заявление в трудовую инспекцию. Или продали несвежую рыбу, и человек попал в больницу — к вам придут из Роспотребнадзора.

Попросите проверяющих показать вам документ, который послужил причиной проверки: жалобу, заявление, публикацию в СМИ. Если ее нет или она была отправлена анонимно, внеплановую проверку проводить нельзя.

Внеплановые проверки в рамках возбуждения уголовного дела

У правоохранительных органов для проверок есть свои законы: уголовно-процессуальный кодекс, федеральные законы N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и N 3-ФЗ «О полиции».

  • Доследственные проверки

Проводятся по фактам, указанным в заявлении потерпевшего. Во время доследственной проверки сотрудники полиции могут осмотреть помещения, поговорить с персоналом на добровольной основе, посмотреть нужные документы. В результате проведения проверки правоохранители решат, возбуждать уголовное дело или для этого нет оснований.

  • Проверки при расследовании уголовных дел

Если уголовное дело уже возбуждено, у вас могут провести обыск, изъять документы и технику, провести допрос сотрудников.

Правило №3. Проверить проверяющих

Внимательно просмотрите документы проверяющих: удостоверения, распоряжение о проведении проверки и проверочный лист со списком контрольных вопросов к предпринимателю. На обыск или изъятие документов фирмы в рамках проверки по возбужденному уголовному делу нужны соответствующие постановления. Если у инспекторов документы не в порядке, вы можете сказать, что проверка незаконна, и попросить вернуться с правильными документами.

На что обращать внимание:

  • на личные данные проверяющих. Если в распоряжении указан один человек, а удостоверение вам показывает другой, вы можете отказать в проведении проверки;
  • на тип проверки. При доследственной проверке сотрудникам можно визуально осмотреть помещение, но нельзя открывать ящики столов и заглядывать в шкафы. Это уже обыск — его можно проводить только в ходе расследования уголовного дела;
  • на предмет проверки. Проверяющие могут запросить только те документы, которые относятся к предмету проверки. Допустим, в ваше кафе пришли из СЭС, чтобы проверить, как вы устранили нарушения по медкнижкам. Если инспекторы заодно решили узнать, заключили ли вы договоры на проведение дезинфекции — это против правил;
  • на список документов, которые требуют предъявить проверяющие. Не выдавайте ничего сверх списка. Если проверяющим нужно что-то еще, пусть составят письменный запрос и укажут причину.

Хорошо, если у вас в контактах есть юрист, которого можно быстро подключить к проверке. Он проверит документы, проследит, чтобы проверка была проведена правильно, и поможет отстоять ваши интересы.

Правило №4. Научить сотрудников использовать тактику глухой защиты

Это легче легкого: ничего не говорить, никаких бумаг не выдавать, протоколы не подписывать. Отказ можно обосновать простой фразой: «Я не могу дать вам эту информацию/документ без разрешения директора. Пожалуйста, со всеми вопросами обращайтесь к нему».

По закону рядовые сотрудники не несут ответственности за отказ в предоставление документов или объяснений, если дело не касается возбужденного уголовного дела. При административном правонарушении объяснение обязан дать тот, кто его совершил: например, продавец, который продал алкоголь несовершеннолетнему. Требовать объяснений с другого продавца инспекторы не могут.

Регулярно проводите подготовку персонала к проверке, и тогда сотрудники не растеряются при виде проверяющих:

  • расскажите, кто может проверять вашу фирму и какие полномочия есть у проверяющих;
  • запретите обсуждать рабочие вопросы в присутствии проверяющих;
  • научите вежливо отказывать проверяющим в общении и выдаче документов.

Внесите правила поведения во время проверки в должностные инструкции сотрудников.

Правило №5. Фиксировать нарушения

Вы можете оспорить результаты проверки, если докажете, что инспекторы ошиблись или превысили свои полномочия. Фиксируйте проверку на камеру и записывайте все нарушения: фамилии проверяющих в удостоверении и приказе не совпадают, у вас изъяли документы без описи, проверили что-то лишнее, пришли не в тот день.

Не торопитесь предъявлять проверяющим доказательства нарушений — промолчите, и тогда у вас будут основания для подачи жалобы в прокуратуру или оспаривания действий инспекторов в суде. Результаты проверки и штрафы отменят, а если назначат повторную — вы успеете исправить все недочеты и избежите наказания.

Ни в коем случае не идите у инспектора на поводу, если он требует денег, чтобы скрыть реальные ошибки, или угрожает вписать недочеты, которых нет на самом деле. Сразу напишите заявление в полицию, прокуратуру или следственный комитет.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: