Проверка Росприроднадзора что проверяют?

Росприроднадзор обеспечивает экологический контроль. Расскажем, как проходят плановые и внеплановые проверки данным органом, какие документы проверяются и т.д.

Проверка Росприроднадзора что проверяют?

Как проходят проверки Росприроднадзора

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Плановые и внеплановые мероприятия
  2. Сроки
  3. Что именно проверяет Росприроднадзор
  4. Правильная подготовка к проверке
  5. Итоги проверки
  6. Дополнительные рекомендации

Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.

Плановые и внеплановые мероприятия

Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.

Плановая

Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:

  • Государственная регистрация ЮЛ.
  • Окончание действия результатов последней проверки.
  • Начало деятельности ЮЛ.

Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.

Внеплановая

Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:

  • Ранее лицу было выдано предписание об исправлении ошибок. Срок, отпущенный на эти исправления, закончился.
  • Есть приказ или распоряжение вышестоящего органа надзора.
  • На фирму поступила жалоба, предметом которой являются эти правонарушения: создание угрозы людям, окружающей среде, объектам культурного значения, нарушение прав потребителей.

Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.

Сроки

Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:

  • 50 часов для малых предприятий.
  • 15 часов для микропредприятий.

Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.

Что именно проверяет Росприроднадзор

Роспотребнадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

  • Геологические исследования, охрана недр и их разумное использование.
  • Слежение за отходами и охрана атмосферы.
  • Охрана озер, морских вод.

Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.

Проверяемые документы

Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:

  • Учредительные бумаги.
  • Положение о назначении управленца.
  • Доверенность.
  • Приказ о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение природоохранных нормативных актов.
  • Бумаги о прохождении подготовки в сфере экологии.
  • Планы природоохранных мер за крайние 2 года.
  • Расчеты платежей за пагубное влияние на окружающую среду.
  • Отчетность по воздуху и отходам.
  • Первичные отчеты по охране воздуха.
  • Журналы учета стационарных источников, газоочистной и пылеулавливающей техники.
  • Нормативы по возможным выбросам в атмосферу.
  • Справка о том, что на балансе фирмы есть источники выбросов и газоочистная техника.
  • Паспорт на газоочистную технику.
  • Нормативы по образованиям отходов.
  • Отчетность о появлении и размещении отходов.
  • Технические отчеты.
  • Паспорт на опасные отходы.

Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.

Правильная подготовка к проверке

К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов. Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов. Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.

К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:

  • Все документы инспекторов должны быть тщательно проверены. В частности, запросить следует удостоверение, приказ о проверке.
  • Рекомендуется известить о мероприятии своего юриста.
  • Работа инспектора должна проводиться в сопровождении представителя фирмы.

Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.

Итоги проверки

Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.

Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:

  • Отсутствие разрешения на выброс отходов, проекта ПДВ. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 с приостановкой работы на срок до 3 месяцев.
  • Выбросы свыше нормативов. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 рублей.
  • Неисправные газоочистные установки. Штраф для ИП равен 1 000-2 000 рублей, для ЮЛ – 10 000-20 000 рублей, остановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Отсутствует план-расчет выбросов. Штраф для ИП составляет 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Отсутствуют бумаги о формировании отходов, журнал учета отходов. Для ИП – 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Нарушения в сфере обращения с группой опасных отходов. Штраф для ЮЛ составляет 100 000-250 000 рублей. В некоторых случаях практикуется остановка работы на 3 месяца.
  • Искажение сведений о нарушениях в области экологии. Штраф равен 10 000-20 000 рублей.
  • Нарушены правила безопасности при сбросе стоков. Назначается штраф 80 000-100 000 рублей и остановка деятельности на 3 месяца.
  • Выброс опасных элементов. Назначается штраф 180 000-250 000 рублей, а также приостановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Не вовремя оплачен штраф, назначенный ранее. Штраф размером 50 000-100 000 рублей.

Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.

ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Дополнительные рекомендации

Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо. Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму. Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.

Проверка Росприроднадзора что проверяют?

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Часто задаваемые вопросы

  • Виды надзора
  • Нормативно-правовые акты
  • Поднадзорные объекты
  • Планы проверок
  • Проверочные листы
  • Реестр аттестованных экспертов
  • Результаты проверок
  • Государственный доклад об эффективности государственного надзора
  • Часто задаваемые вопросы

В какой орган необходимо представлять информацию об объектах, включенных в региональный реестр и подлежащих федеральному надзору?

В соответствии с пунктами 3 1 , 16 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение о ФГЭН):

при осуществлении федерального государственного экологического надзора в части видов надзора, определенных пунктом 7 перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, применяется риск-ориентированный подход;

в целях применения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного экологического надзора в соответствии с перечнем видов надзора, указанных в пункте 3 1 Положения о ФГЭН, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Таким образом, если по конкретному виду государственного надзора применяется риск-ориентированный подход, то объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, должны быть присвоены соответствующие категории риска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённого приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Таким образом, в случае, если в отношении объектов осуществляется федеральный государственный экологический надзор, декларации и отчеты направляются в территориальный орган Росприроднадзора.

Надо ли актуализировать сведения об объектах НВОС на основании требований пункта 7.1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»?

В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон
№ 7-ФЗ) ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также  Самая денежная профессия в России

Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 28, 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572):

федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору;

региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона
№ 7-ФЗ;

при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

На основании пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, в Законе № 7-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Правила № 572 также не предусматривают актуализацию таких сведений для всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, используемых одним лицом, в случае отнесения хотя бы одного из таких объектов к федеральному государственному экологическому надзору. В настоящее время актуализация сведений в реестрах на основании пункта 7.1 статьи 65 Закона № 7-ФЗ не предусмотрена.

Будет ли нарушением движение/стоянка автотранспорта по грунтовой дороге в водоохранной зоне. Что означает фраза «твердое покрытие»?

Если в целях устранения экологического ущерба, загрязнения почв, нарушителем в добровольном порядке за свой счет проведены восстановительные (рекультивационные) мероприятия, правомерно ли предъявление нарушителю требования о возмещении вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»?

Прошу дать разъяснения. Обязанность по предоставлению формы 2-ТП рекультивация возложена на собственника (арендатора) земельного участка или данная обязанность возложена на организацию (подрядчика), непосредственно осуществляющую работы по снятию и использованию плодородного слоя почвы?

Согласно п.3 ст.13 Земельного кодекса при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Вместе с тем ГОСТ 17.5.1.03-86, ГОСТ 17.5.1.01-83, ГОСТ 17.4.3.02-85, ГОСТ 17.5.3.05-84 установлено требование и критерии снятия потенциально-плодородного слоя почвы, что не соответствует более поздним нормативно-правовым актам (Земельный кодекс, Постановление Правительства Российской федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», Приказ Росстата от 29.12.2012 №676) С учетом изложенного прошу разъяснить: необходимо ли производить снятие потенциально-плодородного слоя почвы с учетом отсутствия данного требования в Земельном кодексе, Постановление Правительства Российской федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», Приказе Росстата от 29.12.2012 №676?

Необходимо ли производить расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в случае поступления в почву загрязняющих веществ, отсутствующих в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды?

Предоставляется ли природопользователями в территориальные органы Росприроднадзора (в уведомительном порядке) проектная документация, в которой прописаны мероприятия по рекультивации нарушенных земель, если данная проектная документация прошла государственную экспертизу и получено положительное заключение?

Организация разработала план снижения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и направила на согласование в РПН, Управление план на рассмотрение не приняло.

Просим пояснить порядок принятия деклараций о воздействии на окружающую среду и порядок выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы для объектов II категории, а также возможность установления указанных сбросов на основании действующего плана снижения сбросов, согласованного в установленном порядке.

Проверка Росприроднадзора: что проверяют, как подготовиться и какие штрафы

Здравствуйте! Сегодня мы расскажем, с какими проверками на предприятие приходит Росприроднадзор, за что можно получить штраф и как подготовиться, чтобы не оказаться застигнутым врасплох.

Содержание

  • Когда приходит проверка
  • Что проверяет Росприроднадзор
  • Как подготовиться к проверке
  • Штрафы
  • Если проверка пришла внезапно

Когда приходит проверка

Как и прочие государственные проверки, инспекция Росприроднадзора может быть плановой или внеплановой.
График плановых проверок на будущий год утверждается в сентябре-октябре. Он проходит через согласование в территориальных отделениях прокуратуры, затем направляется на утверждение в Генпрокуратуру. План на 2021 год уже можно найти на сайте Росприроднадзора.

Если на работу предприятия не поступало жалоб, то плановая проверка может прийти на него не чаще, чем раз в три года.

Поводом для проверки вне плана могут стать:

  1. Завершение срока, выделенного на выполнение предписания после предыдущей проверки.
  2. Распоряжение от Правительства РФ.
  3. Информация (от физических, юридических лиц или СМИ) о возможных нарушениях или жалобы потерпевших. Поводом может выступить любое обращение, но по статистике только в 30% случаев нарушения подтверждаются.
  4. Чрезвычайная ситуация, которая несет угрозу окружающей среде.

Длится проверка не более 20 дней.

Что проверяет Росприроднадзор

Росприродназор контролирует влияние предприятий на окружающую среду. Первым делом проверяются документы. Инспекторы изучат все, что связано с отходами, их хранением и утилизацией. Если на предприятии применяются опасные или вредные для окружающей среды вещества, будет проверено все, что с ними связано. Кроме того, Росприроднадзор контролирует использование и охрану недр и водных объектов, а также прочие аспекты природопользования.

Выездная проверка Росприроднадзора проводится реже документарной. Обычно это именно внеплановые проверки, или дополнительное расследование после проверки документов.

Как подготовиться к проверке

Чтобы без нареканий пройти проверку Росприроднадзора, можно подготовиться, выполнив ряд мероприятий:

  1. Оформить все необходимые документы. Их приблизительный перечень мы приведем далее. На практике документы во многом зависят от деятельности предприятия и его степени влияния на окружающую среду.
  2. План деятельности компании согласовать с требованиями охраны окружающей среды и при необходимости реализовать его с поддержкой третьих лиц, специалистов в охране окружающей среды.
  3. Провести на предприятии экологический аудит. Эксперты помогут выявить слабые места в работе предприятия и его документах. Это самое эффективное, но недешевое мероприятие. Однако, выгоднее будет заплатить за аудит, чем оплачивать потом штрафные санкции.

Стандартный список документов, которые может запросить Росприроднадзор, выглядит следующим образом:

  1. ИНН и прочие учредительные документы.
  2. Выписка из ЕГРПО.
  3. Рабочий график сотрудников.
  4. Паспорт ИП или приказ о назначении руководящего состава для общества.
  5. Приказы о назначении сотрудников, ответственных за экологический контроль.
  6. Документы об аттестации сотрудника, ответственного за контроль в области обеспечения безопасности природопользования.
  7. Список недвижимости предприятия и документы на право собственности или договор аренды.
  8. Планы зданий из БТИ.
  9. Если здание сдается — подтверждение наличия арендаторов.
  10. Годовой план мероприятий по охране окружающей среды (уборка территории, посадка деревьев).
  11. Расчет экологического взноса за негативное влияние на природу и подтверждение его оплаты.
  12. Отчет о выбросе в воздух вредных веществ.
  13. Отчетность по охране атмосферного воздуха.
  14. Документы по формированию и утилизации отходов, форма 2-ТП. Журнал учета отходов.
  15. Договор с компанией по вывозу и утилизации отходов.
  16. Лабораторные исследования отходов на класс опасности.
  17. Лицензии на отходы 1-4 класса.
  18. Подтверждение права на работу с опасными отходами.
  19. Годовой проект и график контроля предельно допустимых выбросов.
  20. Паспорта и журналы учета работы газоочистного и пылеулавливающего оборудования.
  21. Журнал проверок.

Штрафы

Если Росприроднадзор обнаружит нарушения, инспектор составит акт, вынесет предписания по исправлению ошибок и выпишет штраф, работа предприятия может быть даже приостановлена. А за серьезные или повторные нарушения предпринимателю грозит привлечение к административной ответственности.

Инспекция обязательно проверит, были ли выполнены ее предписания. Для этого будет организована внеплановая проверка Росприроднадзора.

Наиболее распространенные штрафы за нарушение экологического права:

Нарушение

Штраф для ответственного лица или ИП

Штраф для юридического лица

Нет разрешения на выброс отходов, не разработан проект ПДВ.

40 000 — 50 000 рублей

80 000 — 250 000 рублей, приостановка деятельности на срок до трех месяцев.

Выброс вредных веществ выше нормы по ПДВ

10 000 — 20 000 рублей

80 000 — 100 000 рублей

Газоочистное оснащение неисправно или малоэффективно

1 000 — 2 000 рублей

10 000 — 20 000 рублей, приостановка работы на три месяца

Нет плана-расчета на вредные выбросы в атмосферу

10 000 — 30 000 рублей

100 000 — 250 000 рублей

Нет документов об образовании отходов (кроме малого и среднего секторов бизнеса), журналов учета отходов

10 000 — 30 000 рублей

100 000 — 250 000 рублей

Нарушение норм обращения с опасными отходами

100 000 — 250 000, иногда приостановка деятельности на три месяца

Искажение информации об экологических нарушениях

10 000 — 20 000 рублей

Нарушение норм безопасности во время сброса сточных вод

80 000 — 100 000 рублей и приостановка работы на три месяца

Выброс в атмосферу опасных веществ

180 000 — 250 000 рублей и приостановка на срок до трех месяцев

Задержка оплаты выставленного ранее штрафа

50 000 — 100 000 рублей

Оплатить штраф необходимо до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Чтобы оспорить заключение Росприроднадзора, нужно в течение 15 дней предоставить письменное возражение в региональный проверяющий орган.

Штраф возможно обжаловать в течение 10 дней в судебном порядке. Туда необходимо предоставить жалобу с описанием неправомерного штрафа и прилагающиеся к нему доказательства.

Читайте также  Интернет лотерея с реальным выигрышем

Если проверка пришла внезапно

Запомните несколько правил как вести себя, если на пороге стоит государственная инспекция.

Это относится не только к Росприроднадзору, но и к другим ведомствам:

  1. Тщательно проверьте документы инспекторов: удостоверения, приказ о проведении проверки — все ли верно, совпадают ли имена, названия и даты. По возможности снять копии со всех предоставленных документов.
  2. Оповестите о проверке своего юриста.
  3. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Их везде должен сопровождать хотя бы один сотрудник (например, секретарь).
  4. Не спешите как можно быстрее представить требуемые документы и информацию. Вы имеете право на время для подготовки ответа. Прежде чем передать документы, еще раз их проверьте. И не давайте лишней информации, ведь как известно, все сказанное, может быть использовано против вас самих.
  5. Никогда не лгите и не оправдывайтесь, не грубите инспектору.

Самое главное — помните, что защита окружающей среды не менее важна, чем успешная коммерческая деятельность. Не жалейте времени и средств на соблюдение экологических законов.

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПРИРОДНАДЗОР НА ПРЕДПРИЯТИИ

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.

  • геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
  • использованием и охраной водных объектов;
  • континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительной экономической зоной России;
  • охраной озера Байкал и т. д.

Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой. Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры. Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:

  • истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
  • приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
  • обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
  • обращение граждан о нарушении прав потребителя.

Порядок проведения проверки отражен на схеме:

Что проверит Росприроднадзор

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:

  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха:
  10. журнал учета стационарных источников и их характеристик;
  11. журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  12. журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
  13. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  14. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  15. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  16. Паспорта на газоочистные установки.
  17. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  18. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  19. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  20. Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  21. Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  22. Паспорта опасных отходов.
  23. Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  24. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  25. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Как подготовиться к проверке

К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.

После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.

К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки. Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют. Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:

  • с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
  • четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
  • дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.

Запомните, чего не следует делать при проверке:

  1. Оправдываться в нарушениях и лгать.
  2. Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
  3. Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
  4. Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
  5. Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.

Комментарий эксперта SRG-ECO

Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.

Запомните главное

  1. Росприроднадзор проверяет всех природопользователей. Плановую проверку назначают не чаще одного раза в три года.
  2. Проверять могут только то, что соответствует цели проверки, обозначенной в распоряжении о проверке.
  3. Подготовиться к проверке поможет экологический аудит. Он выявит, какой документации недостает и соответствует ли деятельность предприятия экологическим нормам.
  4. Перед проверкой стоит попытаться устранить как можно больше имеющихся нарушений самостоятельно или с помощью сторонней организации, которая оказывает такие услуги.

Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться? (часть первая)

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом ежегодные планы «экологических» проверок после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования должны быть согласованы с органами прокуратуры до окончания года, предшествующего году проведения проверок, (т.е. не позднее 31 декабря) размещены на:

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

Отсутствие объектов юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок по состоянию на 31 декабря текущего года исключает возможность проведения в отношении его объектов плановых проверок в течение будущего года.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

Читайте также  Кассовая отчетность в магазине

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.


Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:

  1. наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  2. издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.

Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:

  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).

Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:

  1. наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  2. предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Росприроднадзор внепланово проверит организации, утилизирующие отходы в 2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору провести внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших в 2020 г. утилизацию отходов от использования товаров на основании договоров, заключенных с производителями и импортерами товаров, упаковки товаров.

Внеплановые проверки пройдут с 1 октября 2021 г. по 1 ноября 2022 г.

В рамках проверок Росприроднадзор проанализирует, каким образом производители и импортеры товаров, упаковки товаров (далее — производители и импортеры) выполнили нормативы утилизации отходов в 2020 году, и оценит, соблюдают ли компании-утилизаторы лицензионные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности.

Росприроднадзор также проверит выполнение иных обязательных требований в области охраны окружающей среды, содержащихся в разрешительных документах и экологическом законодательстве.

Основная цель контрольных мероприятий – установить, были ли в действительности исполнены обязанности производителей и импортеров по утилизации от 10 до 45% от выпущенной в оборот продукции в 2020 году.

Напомним, что производители и импортеры ряда товаров и упаковки [1] обязаны обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от выпущенных в обращение указанных товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства[2]. Надзор за исполнением данной обязанности осуществляет Росприроднадзор.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители и импортеры вправе выбрать один из четырех способов обеспечения выполнения нормативов утилизации[3]:

самостоятельно утилизировать отходы, организовав собственные объекты по утилизации отходов;

заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов;

заключить договор с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» или ассоциацией, созданной производителями и импортерами в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации;

уплатить экологический сбор.

Отметим, что на практике производители и импортеры довольно часто прибегают к заключению договора с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов, которое принимает на себя обязательство обеспечить утилизацию отходов в согласованном объеме.

В подтверждение утилизации стороны договора подписывают акт утилизации отходов, который наряду с договором может быть запрошен Росприроднадзором в целях проверки отчетности о выполнении установленных нормативов утилизации[4].

Кроме того, численность сотрудников Росприроднадзора не позволяет обеспечить эффективный контроль за всеми компаниями, которые обязаны выполнять нормативы утилизации. В связи с этим уже обсуждалась передача части функций ведомства, связанных с администрированием экологического сбора, Федеральной налоговой службе[5].

Росприроднадзор неоднократно заявлял, что подтверждающие документы, которые производители и импортеры представляют регулятору, зачастую содержат искаженные сведения об утилизации отходов. Так, количество утилизированных отходов, фигурирующее в актах утилизации, в некоторых случаях существенно превышает объем производственных мощностей, которыми располагают компании-утилизаторы.

При проведении проверок компаний-утилизаторов, Росприроднадзор будет выявлять расхождения между данными, представленными производителями и импортерами товаров в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, и данными, содержащимися в документации утилизаторов.

Росприроднадзору поручено отчитаться об окончательных результатах проверок до 1 декабря 2022 г., а о промежуточных — в декабре 2021 г. и июне 2022 г.

По итогам проверок Росприроднадзор может инициировать привлечение импортеров и производителей к административной ответственности за предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации, содержащей недостоверные сведения[6].

Необходимо учитывать, что максимальный размер административного штрафа, назначаемого за соответствующее правонарушение, не ограничен, так как он исчисляется в зависимости от суммы экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, в отношении которой производитель/импортер не обеспечил утилизацию отходов.

Помимо этого, при выявлении недостоверности представленной отчетности Росприроднадзор вправе обратиться в суд за взысканием с производителя/импортера суммы экологического сбора, которую тот обязан был уплатить в связи с невыполнением нормативов утилизации.

О чем подумать, что сделать

Во избежание привлечения к административной ответственности и предъявления требований об уплате экологического сбора рекомендуем производителям и импортерам внимательно выбирать компанию-утилизатора, контролировать ее работу и заблаговременно формировать доказательственную базу, которая будет подтверждать реальность утилизации отходов компанией-утилизатором.

Проверяемым компаниям необходимо уже сейчас начать подготовку к проверкам, проанализировав свои бизнес-процессы и составив список требований законодательства об отходах и природоохранного законодательства, которым должна соответствовать их деятельность. Затем необходимо проверить соблюдение указанных требований и устранить выявленные нарушения, когда это возможно.

Для подготовки к проверкам можно использовать формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых Росприроднадзором при осуществлении государственного надзора.

При этом необходимо учитывать, что, по общему правилу, Росприроднадзор обязан известить проверяемую компанию о внеплановой выездной проверке не позднее чем за 24 часа до ее начала (путем направления копии решения о проведении выездной проверки)[7].

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с сопровождением при проведении внеплановых проверок, аудитом документации, подтверждающей утилизацию отходов, оспариванием требований Росприроднадзора об уплате экологического сбора и постановлений о привлечении к административной ответственности.

[1] В настоящее время перечни соответствующих товаров и упаковки установлены Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

[2] Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год».

[3] Статья 24.2 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[4] Подпункт «б» п. 14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.

[6] Статья 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[7] Часть 6 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: