Проверка хоз деятельности ЖСК - Sps-Studio.ru

Проверка хоз деятельности ЖСК

Обнаружение нарушений в деятельности ЖСК может привести к его банкротству или ликвидации.

Проверка хоз деятельности ЖСК

Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

Обнаружение нарушений в деятельности ЖСК может привести к его банкротству или ликвидации.

Контролирующий орган деятельности ЖСК

Согласно ст. 123.1. ЖК России контролирующим органом является орган исполнительной ветви власти субъекта РФ, на чьей территории производится возведение многоквартирного дома, который уполномочен совершать государственный надзор в сфере долевого строительства недвижимости, в том числе для минимизации рисков банкротства ЖСК.

Статья 123.2. ЖК России регулирует порядок осуществления контроля над функционированием жилищного кооператива. Согласно данному закону контролирующий орган осуществляет контроль над ходом деятельности ЖСК, которая связана с заключением договоров с пайщиками для привлечения их финансов, используемых для возведения многоквартирного дома (в том числе контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета), а также за тем, чтобы жилищно-строительный кооператив соблюдал требования, изложенные в статье 110 пункте 3 ЖК, кроме последующего содержания дома, что предполагает:

  • после вступления в кооператив участие его членов собственными средствами в строительстве и проведении реконструкции согласно положениям заключенного договора и действующего законодательства;
  • законодательство о градостроительной деятельности определяет, что кооператив выступает в качестве застройщика и на участке земли, который ему принадлежит, обеспечивает проведение строительных работ или реконструкции дома согласно с разрешением, которое ему выдано;
  • ЖСК по закону не имеет права проводить одновременное строительство больше чем одного дома, количество этажей в котором больше трех. Исключение составляют кооперативы, основания для создания которых предусмотрены Федеральным Законом «О содействии развитию жилищного строительства».

Кроме того, ЖСК должен соблюдать требования, указанные в статье 123.1. ЖК, которая определяет, что он должен размещать в системе статут кооператива, для подготовки которого обязан использоваться типовой устав ЖСК, а также другие документы и данные, а именно:

  • число членов организации;
  • разрешение на возведение многоквартирного дома;
  • права кооператива на участок земли;
  • расположение дома, который строится, и описание, которое соответствует проектной документации;
  • число жилых помещений в доме, которые будут переданы пайщикам после выполнения условий договора, и описание технических характеристик этого имущества;
  • срок ввода в эксплуатацию и т.д.

ЖСК должен предоставлять членам организации по требованию:

  • при проведении экспертизы проектных документов – ее заключение;
  • проектную документацию со всеми внесенными изменениями;
  • документацию, которая подтверждает права на участок земли;
  • протоколы общего собрания; заседаний правления, подписанные председателем; а также ревизионной комиссии ЖСК; документы по бухгалтерскому учету и т.д.

ЖСК должен проводить учет своих членов, ведя соответствующий реестр, в котором указывается:

  • ФИО или название физического или юрлица, номер договора с ним, который подтверждает факт вступления в кооператив;
  • определение конкретного имущества, собственнические права на которое перейдут к определенной особе при полной выплате паевого взноса;
  • размер взносов, закрепленный в договоре каждой особы, в отношении которой ведется учет, выплата которого является обязательной для получения имущества в собственность.

Права государственного жилищного надзора

Контролирующий орган, осуществляя надзор, по закону имеет право:

  • запрашивать у органа исполнительной власти, который уполномочен формировать официальную статистическую информацию, документацию, которая необходима для выполнения его функций;
  • получать от структуры местного самоуправления документацию, необходимую для контроля над деятельностью ЖСК;
  • проводить плановую проверку деятельности ЖСК, включая проверку ведения бухгалтерского учета;
  • выдвигать требования председателю правления и его членам устранить выявленные нарушения, в том числе в ведении бухгалтерского учета;
  • рассматривать жалобы физических и юрлиц, которые связаны с нарушением ЖСК статьи 110 и 123.1 ЖК России;
  • направлять в судебную инстанцию заявления для защиты прав и интересов пайщиков и третьих сторон, которые определены законом и договором с кооперативом, если они нарушаются, что может привести к банкротству кооператива;
  • направлять в ЖСК предписания об устранении нарушений, в том числе тех, которые выявлены в ведении бухгалтерского учета, и устанавливать сроки их ликвидации;
  • принимать меры, которые необходимы для привлечения ЖСК, председателя правления и иных должностных лиц, к установленной законом ответственности.

Если жилищная организация в лице председателя правления в термин, установленный органом контроля, не выполняет его предписания и не устраняет выявленные нарушения, а также в том случае, если такие нарушения представляют угрозу интересам и правам членов некоммерческой организации, которые установлены законом и договором, такой орган имеет право приостановить своим предписанием деятельность ЖСК по вступлению новых пайщиков до момента, когда председатель правления обеспечит устранение выявленных нарушений, среди которых может быть неверное ведение бухгалтерского учета, что может привести к банкротству или ликвидации кооператива.

В случае если председатель правления и органы управления не обеспечат выполнение предписания контролирующего органа, в том числе в вопросах, которые касаются бухгалтерского учета, он имеет право обратиться в судебную инстанцию, требуя ликвидировать эту организацию или инициируя процедуру ее банкротства.

При проведении процедуры банкротства ЖСК несет ответственность перед пайщиками, с которыми заключены договора, и кредиторами своими активами и другим имуществом.

Предмет проверки деятельности жилищно-строительного кооператива

По закону предметом надзора за деятельностью ЖСК, которая связана с привлечением по договорам с пайщиками финансов для возведения многоквартирного дома с целью получения имущества в собственность, следует считать соблюдение всех требований, которые содержатся в ст. 110 п. 3 и ст. 123.1. ЖК России.

Существует две формы проверки:

  • документарная;
  • выездная.

Первая проводится по месту расположения контролирующего органа и предполагает изучение документов организации, которые есть в распоряжении органа надзора, актов предыдущих проверок, отчетов председателя правления ЖСК об устранении выявленных в их ходе нарушений и т.д.

Если у представителей контролирующего органа есть основания сомневаться в достоверности сведений, они по закону имеют право направить на имя председателя правления ЖСК запрос с просьбой предоставить дополнительные документы (договора, документацию по ведению бухгалтерского учета и т.д.).

Если полученный ответ не удовлетворит проверяющий орган, может быть назначена выездная проверка. Неудовлетворительные результаты проверки и невыполнение предписаний контролирующего органа могут привести к банкротству или ликвидации ЖСК.

Основания для проведения плановой проверки

Плановая проверка проводится контролирующим органом по истечение 12 месяцев с даты получения ЖСК разрешительной документации на строительство или с момента завершения последней такой проверки.

Такие проверки проводят, основываясь на ежегодном плане проведения плановых проверок, в котором указывается:

  • название юрлица и место осуществления их деятельности;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала, термины проведения проверки;
  • все органы, которые принимают участие в данной проверке.

План утверждается председателем соответствующего госоргана и размещается на сайте структуры для доведения до сведения заинтересованных сторон.

Основания для проведения внеплановой проверки

Внеплановая проверка может проводиться контролирующим органом на основании:

  • невыполнения в установленный термин ЖСК выданного предписания о ликвидации нарушений и предоставления соответствующего отчета председателем правления кооператива;
  • поступления в этот орган обращений граждан и юрлиц, а также размещения в СМИ, Интернете и других официальных источниках информации о фактах несоблюдения требований, изложенных в статье 110 пункте 3 и 123.1. ЖК России;
  • требований прокурора о проведение такой проверки для осуществления надзора за выполнением законов согласно материалам и обращениям, которые поступили в органы прокуратуры.

Обнаружение нарушений в деятельности ЖСК может привести к его банкротству или ликвидации.

Полномочия контрольных органов по отношению к организациям, управляющим МКД

Полномочия жилищной инспекции и ее должностных лиц при осуществлении жилищного надзора определены в статье 20 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ). В данной статье указаны и меры реагирования, которые жилищная инспекция вправе применять при осуществлении своих полномочий.

В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

В силу части 4.1 статьи 20 ЖК РФ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

2) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

3) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

4) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступившие обращения и заявления граждан или юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в государственной информационной системе ЖКХ информации о фактах:

— нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива,

— нарушения требований к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива,

— нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения,

— нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме,

— нарушения управляющей организацией обязательств,

— нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

— необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

— нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

— нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).

В части 5 статьи 20 ЖК РФ указано, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

Читайте также  Как правильно составить завещание на квартиру

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Согласно части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ.

Новые правила проведения проверок управляющих организаций и ТСЖ с 1 июля 2021 года

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Что изменилось в новом законе о проверках

Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).

Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).

Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Читайте также  Сколько зарабатывает стоматолог в России

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Законом установлены форма и содержание жалобы (ст. 41) и основания для отказа в рассмотрении жалобы (ст. 42). Отказ в рассмотрении жалобы не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

Зачем нужна ревизионная комиссия ТСЖ и чем она занимается

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья является контролирующим органом в ТСЖ и следит за хозяйственной, финансовой и предпринимательской деятельностью товарищества. Читайте о том, как создаётся ревизионная комиссия и чем она занимается.

Ревизионная комиссия как контрольный орган избирается на общем собрании членов ТСЖ

Ревизионная комиссия (РК) как орган контроля в ТСЖ избирается на общем собрании членов такого товарищества (ч. 3 ст. 146 ЖК РФ). Срок работы избранного состава комиссии не может составлять более двух лет. Затем комиссию необходимо переизбрать. При этом членами РК не могут стать собственники, которые уже вошли в правление ТСЖ (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ). Избранные члены комиссии выбирают из своего состава председателя РК.

Общее собрание членов созывается и проводится в соответствии со ст. 146 ЖК РФ. За выдвинутые в состав ревизионной комиссии кандидатуры должно быть отдано большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на ОСЧ (ч. 4 ст. 146 ЖК РФ). В рамках того же собрания члены ТСЖ могут утвердить положение о работе РК, включив него:

  • порядок избрания комиссии: численный состав, сроки полномочий;
  • порядок и сроки проведения ревизий;
  • схему взаимодействия с правлением ТСЖ;
  • порядок составления акта по результатам ревизии.

Примеры такого положения от работающих ТСЖ можно найти в интернете на сайтах товариществ. Если же положение о работе ревизионной комиссии не принималось на ОСЧ либо по предложенному варианту участники собрания проголосовали «против», то РК действует в соответствии с положениями ст. 150 и других статей о деятельности товарищества собственников жилья ЖК РФ.

Ревизионная комиссия контролирует финансовую деятельность ТСЖ

Ревизионная комиссия контролирует, чтобы финансово-хозяйственная деятельность ТСЖ, использование ресурсов происходило в соответствии со сметами и годовыми планами, а финансовые операции были обоснованными.

Обязанности членов ревизионной комиссии изложены в ч. 2 ст. 150 ЖК РФ. Также они могут быть закреплены в положении об РК. В рамках контрольной деятельности комиссия должна:

  1. Минимум раз в год проверять финансовую работу ТСЖ.
  2. Ревизировать годовую финансовую отчётность, составленные сметы доходов и расходов товарищества, размер взносов, отчётность ТСЖ, а затем представлять заключения на ОСЧ.
  3. Отчитываться о своей работе перед общим собранием членов ТСЖ.

РК должна проверять не ведение бухучёта в ТСЖ, а всю финансовую деятельность товарищества, при этом должен существовать систематический контроль за работой ТСЖ.

Для проверки ревизионная комиссия запрашивает необходимые документы у правления ТСЖ

Рассмотрим работу РК при проверке финансовой отчётности ТСЖ за прошедший год. Председатель правления товарищества по распоряжению всего правления ТСЖ обязан передать членам ревизионной комиссии/ревизору документы на проверку.

Ревизионная комиссия имеет право запросить у правления ТСЖ все документы, необходимые для проверки отчётности, в том числе:

  • учредительные документы товарищества,
  • договоры с подрядными организациями и договоры на предоставление в пользование общего имущества собственников помещений в МКД,
  • договоры с РСО,
  • протоколы ОСС и ОСЧ, заседаний правления ТСЖ,
  • сметы доходов и расходов и отчёт о её исполнении,
  • документы о расчётах с поставщиками,
  • документы о расходах на оплату труда,
  • банковские и кассовые документы,
  • сведения о начислениях за ЖКУ,
  • журналы обследований общего имущества и сезонных осмотров,
  • реестр показаний ОДПУ и др.

На заседании комиссии перед проверкой составляется и принимается программа ревизии, в которой должны быть все вопросы, которые РК собирается проверить.РК проверяет законность и правильность расходов, соответствие расходов выполненным по факту работами оказанным услугам, достоверность указанных в документах и отчётности сведений.

После проверки ревизионная комиссия обязана составить протокол заседания и акт проверки/заключение. Заключение выносится на общее собрание членов ТСЖ. Именно ОСЧ утверждает сделанное заключение.

При этом на законодательном уровне не указаны последствия отрицательного решения ОСЧ товарищества по заключению, которое представила на утверждение ревизионная комиссия. Порядок действий в такой ситуации можно прописать в положении о работе РК и утвердить на ОСЧ заранее.

По итогам ревизии комиссия составляет заключение

Законом не урегулирована форма, по которой РК должна составить акт/заключение, а также что именно должно содержаться в нём. Разработать бланк такого документа может сама ревизионная комиссия после её избрания на общем собрании членов, либо же это делает правление ТСЖ. Затем форма прилагается к положению о работе комиссии и утверждается на ОСЧ.

Мы рекомендуем обязательно включить в заключение по итогам ревизии следующие пункты:

  1. Реквизиты контрольной проверки: дату и место составления заключения, сведения о членах РК, тему и основание для ревизии, сроки её проведения.
  2. Реквизиты ТСЖ, в том числе наименование, ИНН, сведения о председателе правления и главном бухгалтере, которые занимали эти должности в проверяемый период работы ТСЖ.
  3. Результаты ревизии, разбитые на вопросы, которые были внесены в программу проверки на заседании РК.

Третья часть будет самой важной и содержательной, но при этом все сделанные выводы должны быть изложены лаконично и объективно, а приведённые факты подтверждены соответствующими документами. Члены комиссии не должны давать оценку обнаруженным нарушениям, а в описании нарушений РК следует чётко указать суть нарушения, кто и когда их совершил, какой от этого ущерб или последствия.

Все документы, необходимые для подкрепления выводов ревизионной комиссии, оформляются в виде приложений и являются неотъемлемой частью заключения.

Несколько примеров заключений и отчётов ревизионных комиссий ТСЖ: ТСЖ «Спасский мост», ТСЖ «ОЛИМП-99», ТСЖ «Прилепского 11».

На заметку

Ревизионная комиссия должна быть в каждом товариществе собственников жилья. К её компетенции относится контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ТСЖ: насколько правильно и обоснованно товарищество тратит поступающие взносы и плату за ЖКУ.

Комиссия избирается на общем собрании членов ТСЖ, и именно ОСЧ контролирует работу РК, принимает её отчётность и утверждает положение о работе комиссии.

Ревизионная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки деятельности ТСЖ и по итогам работы составляет заключение, где должны быть изложены выводы о том, есть ли нарушения в работе товарищества и какие меры нужно принять, чтобы устранить выявленные ошибки.

Проверка хоз деятельности ЖСК

Проект соответствующего Постановления Правительства РФ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.

Фото:www.mirmonolita.ru

Полное название документа звучит так: «Об утверждении Порядка проведения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» проверки финансово-хозяйственной деятельности застройщиков в целях оценки возможности исполнения принятых обязательств перед участниками долевого строительства».

Как следует из пояснительных материалов, проект Постановления Правительства направлен на утверждение порядка осуществления Фондом защиты дольщиков проверки финансово-хозяйственной деятельности застройщиков в целях оценки возможности исполнения принятых обязательств перед участниками долевого строительства.

Эта проверка будет осуществляться том числе по месту нахождения застройщика, с возможностью привлечения к ней оценщиков и лиц, осуществляющих строительно-техническую экспертизу.

В материалах отмечается, что во исполнение поручения Президента России №Пр-2261 от 05.11.2017 Правительством РФ 21 декабря 2017 года утвержден план (дорожная карта) поэтапного перехода от прямого привлечения средств граждан застройщиками к проектному финансированию и банковскому кредитованию строительства жилья. В целях осуществления мероприятий по поэтапному замещению средств граждан банковским кредитованием, минимизирующим риск для граждан, принят 478-ФЗ.

Фото: www.kr-gazeta.ru

Этим законом Фонд защиты дольщиков (далее Фонд) наделяется правом проверять субъектов проверки в целях оценки возможности исполнения застройщиком принятых обязательств перед участниками долевого строительства, осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности застройщиков, в том числе по месту их нахождения, с возможностью привлечения оценщиков и лиц, осуществляющих строительно-техническую экспертизу.

Вышеуказанный проект Постановления Правительства РФ разработан во исполнение п. 5 ст. 11 478-ФЗ.

Согласно проекту документа, основаниями для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности застройщика являются:

отнесение застройщика к группе застройщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых характеризуется повышенным риском возникновения случаев неисполнения им обязательств по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с методикой, утверждаемой наблюдательным советом Фонда;

Фото: www.механизация.com

несоответствие застройщика установленным 214-ФЗ требованиям к его финансовой устойчивости; нарушение застройщиком установленных законом ограничений и запретов на осуществление отдельных видов деятельности и операций, совершение сделок, в случае, если в результате этого возникает или увеличивается риск неисполнения застройщиком обязательств ‎по договорам участия в долевом строительстве;

несоблюдение застройщиком срока реализации проекта строительства в соответствии с его примерным графиком в результате отклонения от такого графика на шесть и более месяцев;

Читайте также  Самые молодые миллионеры мира

поступление в Фонд уведомления уполномоченного банка об отказе ‎в совершении операции по расчетному счету застройщика в случаях, предусмотренных законом;

систематическое получение Фондом от граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, ‎а также из средств массовой информации сведений о фактах нарушений застройщиком требований законодательства о долевом строительстве.

Субъектами проверки являются:

-хозяйственные общества, входящие с застройщиком в одну группу лиц, определяемую в соответствии 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проведение Фондом проверок хозяйственных обществ, входящих
‎ с застройщиком в одну группу лиц, осуществляется в части финансово-хозяйственной деятельности таких обществ, совершения отдельных сделок или операций, влияющих на условия, порядок или результаты исполнения застройщиком его обязательств по ДДУ, совершения с застройщиком или от его имени, либо в его интересах гражданско-правовых сделок, заключения и исполнения соглашений, в том числе корпоративных, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности застройщика.

Решение о проведении проверки принимается коллегиальным исполнительным органом Фонда по согласованию с Минстроем России.

Фото: www.vrn-cottage.ru

Проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится Фондом при условии предварительного уведомления субъекта проверки о ее проведении, которое должно быть направлено ему проверки не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала проверки и должно включать указание на дату начала и срок проведения проверки, а также иные предусмотренные Порядком сведения.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки проводится группой проверяющих, возглавляемой руководителем группы, указанным в уведомлении о проведении проверки. В состав группы проверяющих могут входить работники Фонда, а также привлеченные Фондом граждане, являющиеся оценщиками и экспертами в области проведения строительно-технических экспертиз, либо работниками коммерческих или некоммерческих организаций, осуществляющих оценочную деятельность, деятельность в области проведения строительно-технических экспертиз.

Полномочия всех лиц, участвующих в проведении проверки, подтверждаются уведомлением о проведении проверки, которое должно содержать полный поименный перечень участвующих в проведении проверки лиц.

Фото: www.codexlaw.ru

Проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки должна быть проведена в срок, не превышающий 90 календарных дней. Срок проведения проверки может быть продлен коллегиальным исполнительным органом Фонда однократно. Срок продления проведения проверки устанавливается решением коллегиального исполнительного органа исходя из оснований для продления срока (документ содержит перечень таких оснований), и не может превышать 90 календарных дней.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки проводится не чаще одного раза в год, за исключением ряда случаев (в документе приводится их перечень).

В ходе проведения проверки члены группы проверяющих имеют право:

запрашивать и получать от органов управления субъекта проверки, ‎ а также от иных должностных лиц и назначенных для взаимодействия с группой проверяющих работников субъекта проверки все необходимые для достижения целей проверки документы и информацию, в том числе в электронном виде, а также образцы (пробы) изделий и материалов;

быть допущенными и находиться в зданиях (строениях, помещениях) по месту проведения проверки, в том числе на объектах незавершенного строительства;

проносить с собой в места проведения проверки и выносить из мест проведения проверки принесенные средства связи, компьютерную технику, офисные и канцелярские принадлежности;

осуществлять фото- и киносъемку, вести видео- и аудиозапись, фиксировать с помощью видео- и звукозаписывающей техники выполняемые в ходе проверки мероприятия;

проводить опросы работников субъекта проверки в объеме, соответствующем предмету проверки и должностным обязанностям опрашиваемых работников;

изготавливать копии с предоставленной субъектом проверки документации, делать выписки, переводить предоставленную электронную информацию на бумажные носители, записывать предоставленную электронную информацию на электронные носители для последующего использования членами группы проверяющих в соответствии с целями проводимой проверки;

выносить из мест проведения проверки, предоставленные либо используемые в ходе ее осуществления копии документов, электронные носители информации;

проводить необходимые замеры и измерения, отбирать пробы, организовывать и проводить в месте проведения проверки строительно-технические экспертизы или осуществлять отдельные входящие в состав таких экспертиз действия.

Фото: www.gazeta.ru

В ходе проведения проверки от субъекта проверки не могут быть истребованы документы, размещенные им в установленном Федеральным законом порядке в единой информационной системе жилищного строительства.

Передача и получение любых документов и информации, в том числе в электронном виде, а также образцов (проб) изделий и материалов подлежит обязательной документальной фиксации путем составления соответствующих актов приема-передачи любых таких объектов, подписываемых уполномоченным должностным лицом (работником) субъекта проверки и членом группы проверяющих, принявшим документы (информацию, материалы).

В ходе проводимой проверки уполномоченные лица субъекта проверки вправе:

непосредственно присутствовать при проведении отдельных мероприятий в ходе проверки;

давать членам группы проверяющих разъяснения по вопросам, возникающим в ходе проводимой проверки, фиксировать эти разъяснения посредством письменных ответов на запросы, протоколов опроса, средств аудио- и видеозаписи;

получать от членов группы проверяющих пояснения по вопросам предоставления им конкретных документов (информации), отбора образцов (проб) изделий и материалов;

заявлять возражения по существу и форме проводимых или намеченных к проведению в ходе проверки отдельных мероприятий, фиксировать такие возражения посредством письменных заявлений;

направлять в Фонд, в органы Прокуратуры РФ и органы внутренних дел по месту проведения проверки, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту проведения проверки, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, жалобы на действия (бездействие) членов группы проверяющих;

обращаться с жалобами на действия (бездействие) Фонда или членов группы проверяющих к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по месту проведения проверки, привлекать уполномоченных лиц аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации по месту проведения проверки к участию в ее проведении либо к участию в проведении членами группы проверяющих отдельных мероприятий;

получить один экземпляр акта проверки, оформленного в соответствии с утвержденным наблюдательным советом Фонда положением о проведении Фондом проверок.

Акт проверки, содержащий относящиеся к предмету и целям проведенной проверки обоснования и выводы, подготавливается не позднее 10 рабочих дней после дня окончания проверки. Он должен быть подписан руководителем группы проверяющих и содержать реквизиты, предусмотренные положением Фонда о проведении проверок.

В указанные в Порядке сроки акт проверки направляется:

субъекту проверки;

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также
‎ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по месту проведения проверки, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В случае получения (поступления) от субъекта проверки письменных возражений и замечаний Фонд в течение 30 рабочих дней со дня их получения вносит изменения в акт проверки или готовит заключение на представленные возражения и замечания.

Фото: www.saratov.gov.ru

По результатам проведенной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о долевом строительстве и на основании изложенных в акте проверки выводов, уполномоченный орган управления Фонда вправе принять решение:

о направлении уведомления, предусмотренного п.п. 1 и 2 ч. 5.2 ст. 11 218-ФЗ об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом.

В случае выявления в ходе проверки или по ее результатам
‎ в действиях должностных лиц или иных работников субъекта проверки признаков административных правонарушений и (или) уголовных преступлений Фонд обязан незамедлительно уведомить об этом органы Прокуратуры РФ и органы внутренних дел по месту проведения проверки, а в отношении административных правонарушений, признаки которых выявлены Фондом, — также органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам о таких административных правонарушениях.

Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

  • События
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • НПА службы
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного жилищного надзора
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного лицензионного контроля
    • Политика обработки персональных данных
    • Ежегодные планы проверок
    • Отчеты о работе
    • Сведения о результатах плановых и внеплановых проверок
    • Результаты проверок органов местного самоуправления
    • Результаты работы
    • Нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Нормативные правовые акты Иркутской области
    • Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу Иркутской области
    • Контакты
    • Порядок обжалования решения конкурсной комиссии
    • Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы
    • Документы, необходимые для участия в конкурсе
    • Результаты
    • Сведения о вакантных должностях
    • Конкурсы
    • Образцы заявлений в службу
    • График приема граждан
    • Справочная информация
    • Проекты межевания территорий
    • Профстандарты в сфере ЖКХ
    • Статьи КОАП в сфере ЖКХ
    • Видеоматериалы по вопросам ЖКХ
    • Положение о порядке рассмотрения обращений граждан
    • г. Братск, Братский район
    • г. Нижнеудинск, Нижнеудинский район
    • г. Тулун, Тулунский район
    • Куйтунский район
    • г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район
    • Усть-Кутский район
    • Иркутск
    • Документы
    • Общая информация
    • Информация для Застройщика
    • В помощь Дольщику
    • Комиссия по вопросам, связанным с исполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами
    • План проведения проверок
    • Информация о проведенных проверках
    • Реестр выданных заключений (отказов в выдаче заключений) о соответствии
    • «Дорожные карты»
    • Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля и надзора в области долевого строительства
    • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы в области долевого строительства
  • О проверке финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК.

    В соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля.

    Полномочия Службы определены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами или оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, законность и целевое использование им денежных средств, полученных от населения, не входит в компетенцию Службы.

    Данная позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2018 года № А27-15310/2017. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019
    № 304-КГ-18-25618 указанное постановление оставлено без изменения.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: