Неповиновение требованиям сотрудника ДПС
Правовое информирование. Административные наказания и ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции
Выполняя служебные обязанности, сотрудники полиции вправе применять к физическим и юридическим лицам методы административного принуждения в целях: пресечения совершаемых преступлений и административных правонарушений; обеспечения необходимых условий привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности; непосредственного привлечения лиц, совершивших административные и иные правонарушения в сфере властно-публичной деятельности государства и местного самоуправления, к административной ответственности; обеспечения исполнения физическими и юридическими лицами законно предъявленных к ним властных требований, не выполненных ими добровольно.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрел нормы, обеспечивающие административно-правовую охрану в виде ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. ст. 12.25, 12.26, 17.7, ч. 1 ст. 19.3, ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ):
— часть 1 статьи 12.25 КоАП РФ «Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства» влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей;
— часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ «Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей;
— часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет;
— часть 2 статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей;
— статья 17.7 КоАП РФ «Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
— часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
— часть 1.1 статьи 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей» влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
— часть 2 статьи 20.1 КоАП РФ «Действия, образующие состав административного правонарушения мелкое хулиганство, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка» влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Анализ санкций указанных статей свидетельствует о том, что максимальная штрафная санкция может быть назначена по части 2 статьи 20.1 КоАП, что, вероятно, по мнению законодателей, представляет наибольшую общественную опасность, так как данное правонарушение по объективной стороне ближе, чем прочие из рассмотренных, подходит к границе административно-правовой и уголовно-правовой ответственности.
Негативные моменты данных правонарушений заключаются в том, что неповиновение оказывают участковым уполномоченным полиции, которые несут службу на административных участках, сотрудникам патрульно-постовой службы полиции, охраняющим общественный порядок и обеспечивающим общественную безопасность на улицах и в общественных местах, сотрудникам ГИБДД, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Назначение наказания предусматривает цель воспитания нарушителя (физического лица) в духе уважения к законам. Санкция является средством воздействия на его сознание. Ограничения и лишения, связанные с применением административных наказаний, безусловно, оказывают воспитательное воздействие на правонарушителей, заставляют выполнять установленные законодательством требования. Воспитание правонарушителей теснейшим образом связано с указанной в статье 3.1 КоАП РФ целью административных наказаний — предупреждение правонарушений.
Ответственность иностранных граждан наступает на общих основаниях (статьи 2.6 КоАП РФ). Исключение составляют иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции. Вместе с тем, иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность за правонарушения, связанные с нарушением правил пребывания в РФ. К иностранным граждан и лицам без гражданства применяются ограничение въезда, административное выдворение за пределы Российской Федерации, отказ в выдаче либо аннулирование вида на жительство.
Ответственность граждан
за неповиновение, сопротивление сотруднику полиции, находящемуся при исполнении своих служебных обязанностей
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» регламентированы права, предоставленные полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, к числу которых в том числе отнесены следующие:
1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
2. Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
3. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28).
Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя предоставленные права, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения всеми гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 1, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, сотрудники полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3–ФЗ «О полиции» вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка. Привлечение к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции возможно, если распоряжения или требования являются законными.
О нахождении сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.
Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок, и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
За 6 месяцев 2020 года сотрудниками полиции органов внутренних дел Тульской области составлено 378 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В Уголовном кодексе РФ также содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.
Оскорбление полицейского, согласно статье 319 УК РФ, повлечет за собой уголовное наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Наиболее строгое наказание грозит тем, кто применил насилие, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких лиц при исполнении им своих должностных обязанностей. Если насилие не опасно для жизни и здоровья, то преступнику грозит наказание в виде крупного штрафа, ареста до 6 месяцев, принудительных работ до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Когда в результате насильственных действий причинен ущерб здоровью разной степени тяжести или жизни, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 10 лет (статья 318 УК РФ).
Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ.
4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».
Комментарии к ст. 19.3 КОАП РФ
1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
2. Часть 1 данной статьи содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.
К сотрудникам полиции относятся граждане РФ, осуществляющие служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым присвоены специальные звания, к военнослужащим — лица рядового, сержантского и офицерского состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск, иных воинских формирований.
Права военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность гражданина за неповиновение законному распоряжению или законному требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Речь идет о гражданах, не находящихся в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности в соответствующих учреждениях.
К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, указанные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других федеральных законах (см. ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). Ныне это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.
4. Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 (с изм. и доп.) сотрудники ФСКН России вправе производить дознание и следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности ФСКН России; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков; выдавать в установленном порядке предписания и заключения. Согласно КоАП РФ должностные лица органов ФСКН России вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств и иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27).
Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС России), утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 (с изм. и доп.), устанавливает функции указанной Службы по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляемые должностными лицами, имеющими специальные звания. В соответствии с КоАП РФ эти лица вправе осуществлять доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.2, 27.7, 27.10), составлять протоколы об административных правонарушениях миграционного законодательства (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3), рассматривать соответствующие дела (ст. 23.67).
5. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 238 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в комментируемую статью введена новая часть — четвертая. В ней устанавливается ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Обязанности и полномочия сотрудников органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.), в том числе ст. 13 указанного Закона.
В примечании к комментируемой статье имеется специальная оговорка: положения ч. 4 данной статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с упомянутым выше Законом. Эти меры предусмотрены ст. 13.1 данного Закона (имеется в виду объявление физическому лицу официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности).
6. Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, указанные в статье лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.
7. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФМС России, образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.
8. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.
О нахождении сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН России, ФМС России, ФСБ России при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.
9. Нередко неповиновение следует за другим нарушением общественного порядка, за которое по закону предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если же эти действия фактически образуют элементы одного правонарушения, их следует квалифицировать по той статье данного Кодекса или УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных.
По совокупности нескольких административных правонарушений подобные деяния должны квалифицироваться тогда, когда они были совершены разновременно и не охватывались единым намерением. В этих случаях назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 настоящего Кодекса.
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи, рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 данной статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. п. 1 и 78 ч. 2 ст. 28.3, п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы по ч. 3 данной статьи составляют должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы по ч. 4 данной статьи составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).
11. Из числа субъектов административной ответственности по ч. 2 данной статьи исключены осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и содержащиеся под стражей в иных учреждениях. Эти лица, виновные в совершении правонарушений, указанных в ч. 2 данной статьи, несут ответственность по УИК РФ и УК РФ.
С объективной стороны состав правонарушения, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию упомянутых в этой части статьи лиц, а также других лиц при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране перечисленных в ч. 2 учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых и обвиняемых).
С субъективной стороны правонарушение, указанное в ч. 2 данной статьи, как и предусмотренные в ч. 1, может совершаться умышленно.
12. Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматривают должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), а при необходимости решения вопроса об административном аресте — мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 5 ч. 5 ст. 28.3).
Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог
Телефон и WhatsApp 8-916-579-33-83 (Москва)
Статья 19.3 КоАП РФ — Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции — Ст 19.3 ч 1 — Услуги адвоката в Москве
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до тридцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Автомобилиста без ОСАГО обвинили в неповиновении полицейскому и отправили под суд
По закону водителю грозили крупный штраф, арест или обязательные работы
Инспектор ГИБДД вправе потребовать от водителя ездить исключительно с полисом ОСАГО, а за отказ выполнять эти требования грозит наказание вплоть до ареста
Фото: ГИБДД по Свердловской области
ГИБДД нашла новый способ борьбы с водителями без ОСАГО
В мае этого года автомобилиста Игоря под Кыштымом остановили сотрудники ГИБДД и оштрафовали на 800 рублей за езду без полиса ОСАГО на машине знакомого. Помимо этого штрафа, водитель получил письменное требование не использовать автомобиль без страховки, но проигнорировал его. В конце августа Игорь был остановлен повторно и загремел под суд: ему вменили уже куда более жесткую статью — 19.3 КоАП. 74.RU разбирался, насколько законна такая процедура и является ли она панацеей против «безосажных» водителей.
— За езду без ОСАГО есть наказание в виде штрафа 800 рублей по статье 12.37 КоАП, и там нет никаких «если», — возмущается Игорь. — По факту сотрудники полиции говорят мне, что я должен пойти и купить страховку на чужой автомобиль! Это вообще незаконно.
В требовании, которое выписал инспектор ГИБДД, дословно написано: «Дальнейшую эксплуатацию транспортного средства осуществлять только при наличии действующего страхового полиса ОСАГО». То есть инспектор не заставлял Игоря оформлять полис, но требовал воздержаться от езды на машине без ОСАГО. На выполнение этих условий автомобилисту давалось 10 дней.
После повторной встречи с инспекторами дело было передано в Кыштымский городской суд, который наказал Игоря дополнительным штрафом в 3000 рублей. И он легко отделался, часть 1 статьи 19.3 КоАП предусматривает наказание вплоть до ареста или обязательных работ.
Часть 1 статьи 19.3. КоАП. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции […] влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 4 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Могут ли арестовать за езду без ОСАГО?
Да, вполне. Статья 19.3 КоАП применяется достаточно часто, например, если водитель проигнорировал требование сотрудника полиции удалить тонировку со стекол. По словам автоюриста Юрия Панченко, используют ее и для борьбы с автомобилистами без полиса ОСАГО, хотя есть нюансы. В самой формулировке статьи 19.3 КоАП важным является уточнение, что водитель обязан исполнять не любое пожелание инспектора, а лишь законное требование.
— Законность базируется на пяти составляющих, — разъясняет Юрий Панченко. — Инспектор должен быть при исполнении обязанностей, действовать исключительно в рамках предоставленных ему прав, а порядок его действий должен определяться нормативами, в частности, административным регламентом ГИБДД. Кроме того, у инспектора должны быть основания для его требований, под которыми понимается статья КоАП, определяющая данный вид правонарушения (в нашем случае 12.37 КоАП). Наконец, в законе должен быть прописан порядок ограничения прав и свобод граждан: де-факто это порядок действий водителя в ответ на требования, которые к нему предъявляются.
Если хотя бы одна составляющая отсутствует, требования полицейского незаконны. Например, сотрудник МВД не вправе предписать водителю совершить действия, порядок которых не прописан в том или ином законе.
— В административном регламенте ГИБДД не сказано, что делать после того, как инспектор оформил постановление за управление без полиса ОСАГО. И до последнего времени требования к водителю, связанные с управлением без полиса, были заведомо незаконны, — говорит Юрий Панченко. — Инспектор также не может требовать от автовладельца купить полис ОСАГО, потому что такой обязанности в принципе не предусмотрено: я ведь могу приобрести автомобиль и не ездить на нем, что исключает необходимость иметь полис в принципе.
Но с 2020 года у инспектора появились полномочия, определенные законом о профилактике правонарушений.
— Совершение правонарушения подразумевает не только наличие причины, но и наступлении условий совершения правонарушения, — продолжает Юрий Панченко. — В нашем случае отсутствие полиса — причина правонарушения. Если водителя предостеречь от управления автомобилем без полиса, то условия совершения правонарушения исключаются. В этом случае инспектор может выписать не требование, а предостережение, указав, что водитель не может ездить без полиса ОСАГО. И вот тогда, если водителя повторно ловят на дороге без полиса, можно задействовать статью 19.3 КоАП.
Эксперт добавляет, что порядок действий инспектора при объявлении предостережения, как альтернатива административному регламенту, определен специальным приказом. И если инспектор хочет, чтобы его требования к водителю были законными, то бумагу, в которой они изложены, он обязан озаглавить как «Предостережение» и никак иначе.
— К сожалению, не только водители, но и полицейские с судьями не всегда в курсе последних изменений в законодательстве, — подытоживает Юрий Панченко.
А можно ли загреметь под суд за отсутствие техосмотра?
Горячая тема последних недель — временная «отмена» техосмотра. А может ли инспектор ГИБДД выписать требование или предостережение не эксплуатировать автомобиль без диагностической карты?
— Нет, если речь идет о частном автомобиле (не коммерческом транспорте), — считает Юрий Панченко. — Разница в том, что у инспектора нет оснований для подобных действий, потому что в КоАП пока нет статьи, которая бы наказывала пользователей личных автомобилей за езду без техосмотра. Но после 1 марта 2022 года и за отсутствие диагностической карты можно запросто схлопотать «предостережение».
К упомянутой дате в КоАП появится новый штраф в 2000 рублей, причем фиксировать нарушения смогут автоматические комплексы в ежедневном режиме: то есть неделя езды без техосмотра обойдется в 14 тысяч рублей.
С конца августа для покупки полиса ОСАГО не нужна диагностическая карта техосмотра. Однако езда без нее грозит проблемами в случае ДТП.
В России снова начались проблемы с доступностью полисов ОСАГО для отдельных категорий граждан.
Будьте внимательны на челябинских парковках: власти города взяли курс на максимально скрытное обозначение парковочных мест для инвалидов.
Остановка по требованию сотрудника ДПС и неподчинение ему
Количество дорожных нарушений растет пропорционально росту количества автомобилей. Правила дорожного движения постоянно ужесточаются, поэтому сотрудники ДПС все чаще останавливают и проверяют водителей.
Иногда водитель проявляет неповиновение сотруднику ДПС и не останавливается по его требованию. Чем грозит подобное неподчинение, мы и расскажем в данном материале. Вся информация представлена по состоянию на 2016 год.
Штраф, если водитель не остановился по требованию
Помните, что если вы будете в будущем оперировать теми или иными данными из этого материала, то всегда учитывайте их актуальность.
Например, если человек проявил неповиновение работнику ДПС и не остановился по его требованию, однако в дальнейшем был пойман, ему будет предъявлено обвинение, поскольку он совершил нарушение согласно действующим Правилам дорожного движения. Так, они гласят, что водитель обязан остановиться по требованию сотрудника ДПС в месте, на которое он укажет.
Ответственность за данный поступок водитель несет согласно законодательству. Она предполагает выплату штрафа в размере от 500 до 100 рублей. При этом право выбора размера штрафа остается за сотрудником ДПС.
Причины, по которой водители не останавливаются по требованию сотрудников дорожной службы, существуют разные:
- алкогольное опьянение;
- желание скрыться с места ДТП;
- желание быстро проехаться.
Крайне рекомендуется всем водителям прочесть те нормативные акты, которые содержат информацию о такого рода нарушениях и что им может грозить в случае неповиновения. Как вы помните, незнание законодательной базы не избавляет водителя от ответственности.
Согласно кодексу Российской Федерации, если водитель не останавливается по требованию сотрудника ГИБДД, то ему, помимо штрафа, может грозить административная ответственность, предполагающая арест сроком на 15 суток. Также человеку может грозить и уголовная ответственность, если он после остановки автомобиля прибегает к оскорблению сотрудника ДПС при исполнении. Наказание бывает двух видов:
- наложение штрафа до 40000 рублей;
- выполнение обязательных работ длительностью 360 часов (15 суток).
Возможные опасные последствия отказа водителя остановиться
Конечно же, если водитель не заметил, что его пытается остановить сотрудник ДПС, например, при совершении трудного маневра или тогда, когда сигнал был подан очень поздно, то никаких последствий для него не будет.
А вот совершенно другой случай, когда водитель намеренно не остановился по требованию, даже когда сотрудник ДПС подал сигнал вторично.
Если водитель не выполняет требование остановить свой автомобиль, то сотрудник ДПС автоматически получает право приступить к преследованию нарушителя. Также сотрудник имеет право на передачу информации другому наряду ДПС, который, в свою очередь, получает право остановить автомобиль нарушителя в принудительном порядке. Все это регламентируется соответствующей статьей в административном документе ГИБДД.
Также можно изучить федеральный закон, посвященный полиции, в нем говорится, что сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль, водитель которого хотел уехать, используя при этом следующее:
- специальные средства, разработанные для избегания встречи с сотрудниками ДПС;
- временной запрет движения на тех или иных дорожных отрезках;
- грузовые или патрульные транспортные средства, которые стоят на проезжей части с целью заслона;
- применение огнестрельного оружия.
Объективные причины не останавливаться по требованию сотрудника ДПС
Далеко не во всех случаях водитель, который не остановился по требованию работников ГИБДД, хотел сделать намеренное правонарушение.
Чаще всего это происходит в двух случаях:
- если водитель не остановился, поскольку соответствующее требование настигло его на плохо освещенном дорожном участке, или тогда, когда человек, призывающий его остановиться, не показался ему похожим на сотрудника ДПС. В таких случаях лучше заплатить штраф, чем стать жертвой мошенников. Помните, что сотрудник ДПС по требованию водителя должен показать ему свой нагрудный знак и удостоверения сотрудника дорожной службы;
- если он не остановился в указанном месте, поскольку такая остановка стала бы грубым нарушением правил дорожного движения. Лучшее решение – это требование остановить автомобиль в положенном месте. Если же сотрудник дорожной службы все равно продолжает выписывать штраф, то следует уточнить причину неподчинения.
Как работник ДПС обязан останавливать водителей
Когда речь заходит о процедуре неповиновения после требования остановить автомобиль, нужно дополнительно знать и о том, как должна выполняться процедура остановки самим сотрудником ДПС. Данная процедура подробно расписана в документе, регламентирующем правила дорожного движения, которые водитель должен изучить прежде всего.
Для того чтобы водитель остановил автомобиль, сотрудник ДПС должен выделить его специальным жестом или посредством громкоговорящего устройства. Потом он обязан указать место остановки по требованию. Чтобы достичь максимальной четкости сигнала, можно для указания использовать не только руку, но также специальный жезл, или же красный световозвращатель. Помимо этого, чтобы привлечь внимание водителя и прочих участников дорожного движения, сотрудник дорожной службы может использовать свисток или же другие сигналы.
Можно ли обжаловать постановление сотрудника ГИБДД?
Водитель имеет полное право на обжалование штрафа или другого наказания в более высоко стоящем органе ГИБДД или же в суде. В первом случае процедура обжалования не столь хлопотная и затратная в плане сборов требуемых документов, но она при этом более сложная в отношении доказательства невиновности. Дело в том, что интересы ведомства могут так или иначе оказывать влияние на то или иное решение.
Если водитель желает оспорить имеющееся постановление касательно себя, он должен аргументировать свое положение теми или иными статьями или нормативными документами.
Так, основанием оправдания может быть соответствующий пункт Административного регламента, который был принят в МВД в соответствии с приказом министра Внутренних Дел. Положения данного документа гласят, что регулирующие сигналы должны подаваться четко и максимально понятно для водителей транспортных средств.
В данном случае они могут объяснить свой отказ останавливаться по требованию сотрудника ДПС такими тезисами:
- если сотрудник дорожной службы вышел на обочину для подачи знака поздно и водитель не увидел его действия из-за стоящих рядом машин;
- поток машин был настолько плотным, что водитель не понял, ему ли адресовано требование остановиться, или кому-то другому;
- инспектор подал свой жест остановиться неправильно в несоответствии с правилами дорожного движения;
- если сотрудник ДПС не имел светоотражающую форму или светящийся жезл ночью и его действия были не замечены.
Но нужно знать, что все это, несмотря на наличие презумпции невиновности, водитель, который оспаривает постановление, будет все доказывать самостоятельно посредством показаний свидетелей или записей на регистраторе.
Всем известно, что количество автомобилей на дорогах значительно выше, нежели количество сотрудников ДПС. Соответственно, вероятность того, что для проверки остановят именно ваш автомобиль, не слишком высока, особенно если вы при этом не нарушали никаких правил.
И если вы увидели, что вас желают остановить, то не стоит беспокоиться. Лучше остановитесь и выслушайте, что от вас хотят. Если вы ничего не совершали, то такая встреча не обернется для вас ничем плохим.
Штраф за неостановку по требованию инспектора ДПС
Иногда водитель не замечает, что инспектор ГИБДД потребовал остановиться. Бывает, что на дороге плохая видимость или одежда инспектора сливается с окружением. В этом случае сотрудники имеют право оштрафовать нарушителя, а водитель — оспорить штраф. Рассказываем, что грозит за неостановку, погоню и когда требование можно игнорировать.
Штраф ГИБДД за неостановку по требованию инспектора ДПС
Статья 12.25, 19.3 КоАП РФ
Оглавление
- Какой штраф за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
- Что делать, если проигнорировал требование по ошибке
- Стоит ли возвращаться, если уехал
- Будет ли погоня, если проигнорировать
- Какой штраф за погоню
- Как происходит остановка транспорта
- В каких случаях можно не обращать внимания
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Какой штраф за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
Если водитель не заметил требования сотрудника ГИБДД остановиться, посчитал, что сигнал подан не ему, или специально проигнорировал, штраф — от 500 до 800 рублей.
Что делать, если проигнорировал требование по ошибке
Бывает, что водитель просто не замечает сотрудника ГИБДД. Такое возможно ночью или в туман.
Если штраф все же выпишут, доказать плохую видимость поможет запись видеорегистратора. Согласно п. 65 Административного регламента МВД сотрудник ГИБДД в темное время суток должен использовать светящийся или светоотражающий жезл и светоотражающую одежду.
Чтобы обжаловать штраф, действуйте по шагам:
- Оформите жалобу на имя руководителя отделения, сотрудник которого выписал штраф. Контакты отделения есть в постановлении о штрафе.
- Приложите к жалобе запись с регистратора, на которой видно, что заметить сотрудника ГИБДД было сложно. Можно на диске или флешке.
- Отправьте жалобу — с личным визитом или заказным письмом.
- Получите ответ. Ответ дадут через десять суток.
Стоит ли возвращаться к сотрудникам, если уже проехал
Иногда водитель может не заметить, что инспектор подал сигнал остановиться и проезжает дальше. Инспектор, скорее всего, не станет вас догонять, если не заподозрит в угоне или пьяной езде. Можно не возвращаться.
Могу привести случай из практики. Мужчина ехал по незнакомой дороге ночью. Ему подал знак остановиться человек, похожий формой на сотрудника ГИБДД, но жезла в руке и мигалки на крыше авто не было. Мужчина испугался за свою жизнь и не стал останавливаться. Оказалось, что это были настоящие сотрудники ГИБДД, и выписали они ему настоящий штраф. Позже в суде мужчина объяснил, почему не стал останавливаться. Суд принял во внимание его объяснение и штраф отменил. В таких случаях действительно лучше не останавливаться и не возвращаться — ради собственной безопасности.
Будет ли погоня, если проигнорировать требование инспектора ДПС
Да, инспекторы ГИБДД иногда могут начать погоню, если посчитают, что водитель опасен для остальных водителей на трассе. Обеспечивать безопасность на дороге — обязанность сотрудников дорожной службы. Погоня будет, если машина едет с явным превышением скорости или предположительно пьян. А еще опасность может быть в неисправном авто: например, у грузовика вот-вот оторвется тент или колесо.
Какой штраф, если сотрудники ГИБДД устроили погоню
Если опасного водителя остановят после погони, он получит штраф до 1000 рублей или арест на 15 суток.
Как по регламенту происходит остановка транспорта по требованию сотрудника ДПС
В пп. 85-87 специального регламента для сотрудников дорожной полиции сказано, что сигнал к остановке инспектор обязан подать одним из способов:
- рукой,
- жезлом,
- с помощью громкоговорителя,
- с помощью свистка.
Инспектор ГИБДД обязан учитывать безопасность всех остальных водителей на дороге и не может указывать остановиться в месте, опасном для водителя или вразрез с ПДД.
Дальнейшие действия инспектора описаны в п. 89 регламента. Сотрудник ГИБДД при остановке транспорта должен:
- без промедления подойти к водителю;
- назвать должность, звание имя и фамилию;
- назвать причину остановки;
- потребовать документы, если посчитает это необходимым;
- предъявить удостоверение по желанию автовладельца;
- если собирается задержать водителя или его машину, объяснить причину, права и обязанности;
- если планирует привлечь водителя или пассажиров в качестве свидетелей или понятых — объяснить их права и обязанности.
В каких случаях можно не обращать внимания на сигналы к остановке
Автовладелец может не останавливаться, если инспектор требует сделать это там, где правила запрещают:
- на трамвайных путях;
- на ж/д переездах;
- если дорога у́же 3 метров, а значит, остановившаяся машина загородит проезд другим;
- на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними;
- если видимость дороги меньше 100 метров;
- ближе 5 метров от перекрестка;
- ближе 15 метров от остановки общественного транспорта;
- если машина закроет светофор от других водителей;
- на полосе для велосипедистов.
Также можно не тормозить после знака «Остановка запрещена».
Если автовладелец не затормозил в запрещенных для этого местах и инспектор выписал штраф, такое решение можно обжаловать и приложить запись с регистратора