Повышение зарплат работникам МСЭ - Sps-Studio.ru

Повышение зарплат работникам МСЭ

Разработан единый порядок выплаты зарплат врачам и медработникам.

Повышение зарплат работникам МСЭ

Как планируется изменить систему оплаты труда медикам?

В 2022 году в семи регионах России Минтруд и Минздрав планирует апробировать новую систему оплаты труда медицинских работников. Пилотный проект позволит сбалансировать нагрузку на работников здравоохранения, а также существенно повысить им зарплаты.

«Благодаря реформе у работников здравоохранения вырастет как доля оклада в заработке, так и сам размер заработка», — пишет «Коммерсантъ» ссылаясь на проект постановления.

В чем суть новой системы оплаты труда медикам?

Зарплата будет формироваться по единым правилам. Планируется, что состоять она будет из трех компонентов:

  • фиксированный оклад,
  • стимулирующие выплаты,
  • компенсационные выплаты.

«Наша задача состояла в том, чтобы свести все существующие сейчас подходы к оплате труда в единую систему, чтобы люди по всей стране могли понимать, как, за что и почему они получают деньги, работая в государственных медучреждениях», — отметили авторы пилотного проекта.

За счет чего увеличится оклад медиков?

Размер оклада медработников будет рассчитываться с учетом трех новых величин:

  • Расчетной величины, т.е. минимального размера оплаты труда (в 2022 году МРОТ составит 13,6 тысячи рублей).
  • Коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника. Он будет варьироваться от 1 до 3,13 и зависеть от того, какую работу выполняет медработник. В постановлении предусмотрено 16 должностных групп. Они охватывают более 200 видов работ, предусмотренных Минздравом. Так, например, коэффициент сложности санитара — 1, медсестры −1,35, врача-специалиста, оказывающего первичную медпомощь — 2,23, а заведующего хирургическим отделением −3,13.
  • Коэффициента экономического развития региона. Он будет зависеть от экономического положения субъекта РФ, в котором работает конкретный медработник. Этот коэффициент рассчитывается на основе региональной медианной зарплаты. Его величина будет составлять от 1 до 3,08 в целом по стране, а в регионах-«пилотах» — от 1 до 1,38.

Таким образом, размер зарплаты будет напрямую связан с квалификацией и опытом конкретного специалиста, а не с дополнительной нагрузкой в виде допчасов работы.

Благодаря новому подходу, говорят разработчики проекта, доля оклада в зарплате у медработников вырастет до 64% для младшего и среднего медперсонала, а для врачей — до 57%. Сейчас же она в среднем по стране не превышает 40%.

Как будут формироваться стимулирующие выплаты?

Как следует из постановления, единый перечень стимулирующих выплат будет состоять из 16 видов. Среди них:

  • надбавки за работу в сельской местности,
  • надбавка за наставничество,
  • выявление онкологических заболеваний и т.д.

Они могут устанавливаться в размере от 10% до 60% процентов от оклада.

Из чего будут состоять компенсационные выплаты?

Компенсационных выплат предлагается 8 видов:

  • доплаты за работу в ночное время,
  • за работу в особых климатических условиях,
  • работу с вредными и опасными условиями труда и т.д.

Размер компенсационных выплат может варьироваться от 4% до 60% от размера оклада работника.

В каких регионах России будет апробирован единый порядок оплаты труда врачей и когда его внедрят в России?

Пилотный проект продлится до марта 2022 года. Он будет реализован в Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской и Тамбовской областях. В Севастополе и Якутии, соответствующее распоряжение подписано в июле текущего года.

В Министерстве труда отметили, что сам проект в ближайшее время пройдет общественные обсуждения. Только после всех согласований и оценки итогов эксперимента единые требования к системе оплаты труда для медработников внедрят по всей стране.

О новых требованиях к системам оплаты труда медработников

Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На территории РФ стартовал пилотный проект по утверждению требований к системам оплаты труда медработников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 847). Его цель – выровнять размеры оплаты труда в разных регионах. Как отмечают его разработчики, зарплата при новой системе не станет меньше.

Какие субъекты РФ будут участвовать в пилотном проекте?

В 2021 – 2022 годах пилотный проект будет реализован:

в Республике Саха (Якутия);

в Белгородской области;

в Курганской области;

в Омской области;

в Оренбургской области;

в Тамбовской области;

в г. Севастополе.

Кто будет участником пилотного проекта?

Участниками пилотного проекта являются осуществляющие медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и расположенные на территориях субъектов РФ, указанных выше, следующие учреждения:

1) федеральные государственные учреждения здравоохранения по специальному перечню (за исключением учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также учреждений, на которые не распространяется Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»);

2) государственные учреждения здравоохранения субъектов РФ;

3) муниципальные учреждения здравоохранения.

Каковы этапы реализации пилотного проекта?

Пилотный проект будет реализован поэтапно.

Этап 1 (срок реализации – июнь – август 2021 года). На этом этапе (подготовительном) будут анализироваться действующие системы оплаты труда работников.

Этап 2 (срок реализации – до 30 сентября 2021 года). Будут подготовлены предложения по параметрам систем оплаты труда работников на основе результатов подготовительного этапа, а также проведена расчетная апробация систем оплаты труда работников.

Этап 3 (ноябрь 2021 – март 2022 года). На этом этапе новые системы оплаты труда будут внедряться в жизнь.

Кем будут утверждаться новые системы оплаты труда?

Системы оплаты труда работников будут устанавливаться:

для федеральных государственных учреждений здравоохранения – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия их учредителя;

для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения – органом государственной власти субъекта РФ для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения.

Что будет входить в систему оплаты труда?

В систему оплаты труда будут включены:

должностные оклады по группам должностей работников;

выплаты компенсационного характера в соответствии с единым перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ;

выплаты стимулирующего характера в соответствии с единым перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ.

Как будут определяться размеры должностных окладов?

Размеры должностных окладов будут определяться по группам должностей работников по следующей формуле:

Размер
должностного оклада

Расчетная величина,
утвержденная Правительством РФ

Коэффициент
сложности труда

Региональный
коэффициент

Региональные коэффициенты будут пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

Каковы особенности новой системы оплаты труда?

Комментируемым постановлением определено, что сумма выплат работнику по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в рамках реализации пилотного проекта не может быть в абсолютном выражении меньше суммы выплат по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в действующих системах оплаты труда. Иными словами, как отмечают его разработчики, зарплата при новой системе не станет меньше.

Кроме того, в учреждениях смогут устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности и вводимые федеральными государственными учреждениями здравоохранения по согласованию с учредителем.

Какие документы будут приняты для реализации пилотного проекта?

Составитель документов

Документы для реализации проекта

Перечень федеральных государственных учреждений здравоохранения, участвующих в пилотном проекте

Методология формирования систем оплаты труда работников на основе анализа действующих систем оплаты труда.

Методические рекомендации по применению групп должностей работников при установлении размеров должностных окладов

Акты об утверждении размера расчетной величины, групп должностей работников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов и методики их расчета, коэффициентов сложности труда, единого перечня выплат компенсационного характера, единого перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера для целей реализации пилотного проекта

Когда будут подводиться итоги пилотного проекта?

До 30 июня 2022 года должен быть подготовлен доклад по итогам реализации пилотного проекта, а также:

проект акта Правительства РФ об утверждении требований к системам оплаты труда работников для целей их применения на всей территории РФ;

предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда работников на всей территории РФ;

планы мероприятий по введению систем оплаты труда в указанных учреждениях с определением срока перевода работников на новые условия оплаты труда.

Повышение зарплат работникам МСЭ

от 5 июля 2016 года N 336н

(с изменениями на 16 апреля 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда России от 16 апреля 2018 года N 235н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2018, N 0001201805290051).

1. Утвердить Положение об оплате труда работников федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Положение), согласно приложению.

2. Руководителям федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, привести условия оплаты труда работников в соответствии с Положением в установленном порядке.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г.Лекарева.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 июля 2016 года,
регистрационный N 43020

Приложение
к приказу
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 5 июля 2016 года N 336н

Положение об оплате труда работников федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2018 года)

I. Общие положения

2. Система оплаты труда устанавливается с учетом:

а) государственных гарантий по оплате труда;

б) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

3. Система оплаты труда устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

4. В случае, если при введении системы оплаты труда заработная плата (без учета премий) работника учреждения при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации оказывается ниже заработной платы (без учета премий), выплачиваемой работнику до введения указанной системы оплаты труда, ему устанавливается персональная надбавка.

Размер персональной надбавки определяется как разница между заработной платой (без учета премий), выплачиваемой работнику учреждения до введения системы оплаты труда, и заработной платой (без учета премий и персональной надбавки), выплачиваемой работнику учреждения после введения системы оплаты труда. Персональная надбавка устанавливается в абсолютном размере в рублях.

Читайте также  Как можно заработать в декрете реальные советы

5. Оплата труда работников учреждения, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ.

6. Заработная плата работника учреждения зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

II. Порядок и условия оплаты труда работников учреждения

7. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) должностей работников учреждений.

8. Размеры должностных окладов:

а) медицинских и фармацевтических работников учреждения устанавливаются в зависимости от отнесения должностей указанных работников к ПКГ должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года N 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 года, регистрационный N 10190), с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2008 года N 657н (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 года, регистрационный N 12795) и от 2 августа 2011 года N 861н (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2011 года, регистрационный N 21728), согласно приложению N 1 к Положению;

б) работников учреждения, занимающих должности работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, устанавливаются в зависимости от отнесения должностей указанных работников к ПКГ должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 года N 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 9 апреля 2008 года, регистрационный N 11481), согласно приложению N 2 к Положению;

в) работников учреждения, занимающих общеотраслевые должности служащих, устанавливаются в зависимости от отнесения должностей указанных работников к ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2008 года, регистрационный N 11858), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2008 года N 718н (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2009 года, регистрационный N 13140), согласно приложению N 3 к Положению;

г) работников учреждения, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, устанавливаются по должностям, отнесенным к ПКГ должностей работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2008 года N 242н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2008 года, регистрационный N 11856), согласно приложению N 4 к Положению;

д) педагогических работников учреждения устанавливаются в зависимости от отнесения должностей указанных работников к ПКГ должностей работников образования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2008 года, регистрационный N 11731), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 года N 1601н (зарегистрирован Минюстом России 31 января 2012 года, регистрационный N 23068), согласно приложению N 5 к Положению;

е) работников учреждения, занимающих должности, не отнесенные к ПКГ, устанавливаются согласно приложению N 6 к Положению.

9. Должностные оклады заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением заместителей главного бухгалтера, устанавливаются на 10 процентов ниже должностных окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений. Должностные оклады заместителей главного бухгалтера устанавливаются на 30 процентов ниже должностного оклада главного бухгалтера.

10. Размеры окладов работников учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются по разрядам выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих согласно приложению N 7 к Положению.

11. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, устанавливаемые в соответствии с Положением, не могут быть ниже окладов (должностных окладов), установленных в соответствии с ранее применяемой в учреждениях системой оплаты труда.

Если размеры окладов (должностных окладов), устанавливаемые в соответствии с Положением, ниже размеров окладов (должностных окладов), установленных до введения системы оплаты труда, то применяются ранее установленные размеры окладов (должностных окладов) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ.

12. С учетом условий труда работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, порядок и условия установления которых предусмотрены главой III Положения.

13. Работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера, порядок и условия установления которых предусмотрены главой IV Положения.

III. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

14. С учетом условий труда и норм действующего законодательства Российской Федерации работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера.

15. В соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера работникам учреждения могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

в) доплата за совмещение должностей (профессий);

г) доплата за расширение зон обслуживания;

д) доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

е) доплата за работу в ночное время;

ж) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

з) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

16. Оплата труда работников учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится в повышенном размере.

Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% оклада (должностного оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2013, N 52, ст.6986).

Если по результатам специальной оценки условий труда условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми, то повышение оплаты труда не производится.

17. Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

18. При совмещении должностей (профессий), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику учреждения устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

19. Работникам бюро (экспертных составов главного бюро) для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами устанавливаются компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе доплата в размере 25% оклада (должностного оклада), устанавливаемая по должностям (профессиям):

а) медицинских работников (врачи, в том числе руководители, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), а также специалистов иного профиля (всех наименований), оказывающих государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы больным туберкулезом в бюро (экспертных составах главного бюро) специализированного профиля для освидетельствования больных туберкулезом;

б) врачей, в том числе руководителей, а также среднего медицинского персонала, участвующих в освидетельствовании лиц с психическими расстройствами.

20. Работа в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878) оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.

Размер доплаты за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов оклада (должностного оклада) работника учреждения за каждый час работы в ночное время.

Расчет части оклада (должностного оклада) за час работы работника учреждения определяется путем деления размера оклада (должностного оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

21. Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам учреждения, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 9, ст.822).

22. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

Минздрав представил параметры новой системы оплаты труда

Минздрав раскрыл параметры новой системы оплаты труда в здравоохранении и планы по ее внедрению в субъектах. На федеральном уровне будут установлены единые ставки окладов, перечни, размер и условия начисления стимулирующих и компенсационных выплат, региональные коэффициенты. Зарплаты не должны быть ниже нынешних.

Минздрав представил на общественное обсуждение проект новой отраслевой системы оплаты труда и график ее внедрения в пилотных регионах. Правительство России при участии отраслевых профсоюзов установит единую расчетную величину должностных окладов и коэффициенты дифференциации в зависимости от уровня квалификации, сложности и специфики профессиональной деятельности.

Размер должностного оклада будет определяться умножением базовой ставки, утверждаемой правительством, на коэффициенты сложности труда и региональные коэффициенты. Методику расчета этих коэффициентов Минтруд и Минздрав должны совместно определить к августу этого года, говорится в материалах к заседанию Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при правительстве, которая рассмотрела проект 26 мая.

«Поскольку параметры составных частей заработной платы данным проектом не предусмотрены, основные риски в его реализации связаны с определением расчетной величины установления окладов. Мы предлагаем установить их на уровне МРОТ с ежегодным пересмотром», — пояснил глава ЦК профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников.

Предполагается, что с помощью коэффициентов зарплаты медработников в разных регионах будут выравнены, как и ситуация с дефицитом специальностей в одном регионе и их избытком в другом. Однако абсолютно равными они все равно не станут, отметили разработчики системы. Именно эти расчеты министерства вызвали у профсоюзов больше всего вопросов. «В Трудовом кодексе ясно сказано: не должно быть дискриминации зарплаты по географическому признаку при равном объеме работы», — заявил «Ъ» советник главы профсоюза медработников ФНПР Михаил Андрочников.

«В большинстве случаев размер зарплаты существенно зависит от решений, принимаемых руководителями учреждений. Во многих учреждениях оклады устанавливают непосредственные руководители, единый перечень стимулирующих и компенсационных выплат отсутствует. По результатам пилота будут определены требования к отраслевой системе оплаты труда медработников: требования к установлению должностных окладов и единые перечни выплат стимулирующего и компенсационного характера», — сообщили «МВ» в пресс-службе Минтруда.

Читайте также  Заработок на просмотре видеороликов зарубежных компаний

Медучреждения смогут также устанавливать свои дополнительные стимулирующие выплаты, источником которых может служить доход от внебюджетной деятельности.

В масштабе отрасли запустить новую систему оплаты труда медработников планируется не ранее 2023 года. В этом году пилотный проект будет начат в семи регионах — Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе. Он продлится с ноября 2021 по март 2022 года. При проведении пилотного проекта предусмотрены защитные нормы: заработная плата медработников в этот период не может быть ниже зарплаты по старой системе оплаты труда.

Проект новой системы оплаты труда разработан во исполнение Федерального закона N 362-ФЗ от 09.11.2020 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В соответствии с ним требования к формированию окладов, ставок, перечням компенсационных и стимулирующих выплат и условиям их назначения и т.д. должно определять Правительство России, а не власти субъектов или руководители медорганизаций. Основная цель поправок — нивелировать существенную разницу в окладах работников бюджетной и муниципальной сферы между субъектами.

Опрошенные «МВ» в 2020 году эксперты заявили, однако, что декларируемые законодателями цели недостижимы без серьезного увеличения финансирования отрасли. По данным недавнего мониторинга Счетной палаты, в регионах есть скрытый дефицит финансирования территориальных программ ОМС. При этом разница в финансовом обеспечении между субъектами может доходить до 3,5 раза на одного застрахованного.

В этом месяце власти Красноярского края решили, например, сэкономить на доплатах медработникам, подменяющим коллег-отпускников. В Минздраве региона объяснили это тем, что медучреждения все чаще жалуются на нехватку средств.

Охрана труда инвалидов. Интервью с экспертом

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

8 злободневных вопросов о том, как правильно организовать условия труда работающих инвалидов

На вопросы отвечает Марина Шобохонова, специалист по охране труда 12 КДЦ Минобороны России, эксперт по независимой оценке профессиональных квалификаций в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

В конце статьи есть шпаргалка

Охрана труда работающих инвалидов

1. Если наступила инвалидность, обязан ли работник при заключении трудового договора или в процессе трудовой деятельности проинформировать об этом работодателя?

— Информировать работодателя об установлении инвалидности — это право, а не обязанность работника. За сокрытие информации о наличии инвалидности работник ответственности не несет.

Если работник не проинформировал об установлении инвалидности в период действия трудового договора, нет необходимости запрашивать в бюро МСЭ подтверждение факта инвалидности.

Только с того момента, когда сам работник поставит своего работодателя в известность о наличии инвалидности и подтвердит это заключением МСЭ, он получает право на соответствующие гарантии.

На работодателе нет ответственности за непредоставление работнику гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, если работник не проинформировал о наличии инвалидности.

В ст. 65 ТК РФ установлен перечень документов, которые соискатель предъявляет при заключении трудового договора. В этом перечне нет документов, которые подтверждают факт присвоения инвалидности.

Рекомендация: в ситуации, когда работник подлежит психиатрическим освидетельствованиям или обязательным медосмотрам по ст. 213 ТК РФ, факт инвалидности будет установлен по результатам медосмотра в виде заключения. Такое заключение работодатель получит по результатам предварительных освидетельствований соискателя. Если врачебная комиссия установит невозможность выполнения трудовых обязанностей, трудовой договор не заключайте.

2. Какие гарантии положены инвалидам?

— Работодатель обязан создать инвалидам необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Работодатель не вправе устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах такие условия труда, которые ухудшают положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Это касается в том числе вопросов оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

  • Для инвалидов I и II групп устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
  • Привлекать инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
  • Инвалидам предоставляют ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Инвалид вправе подать письменное заявление на предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (абз. 4 ст. 2 ст. 128 ТК РФ). Прилагать к заявлению письменные обоснования для этого отпуска не требуется, достаточно подтверждения наличия инвалидности при приеме на работу или при переосвидетельствовании.

3. Какими документами подтверждают инвалидность? Как быть работодателям, если работник утверждает, что является инвалидом, но справку потерял.

— Лицу, признанному инвалидом, выдают справку, которая подтверждает факт установления инвалидности. В справке указывают группу инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (п. 36 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Если работник потерял документы, которые подтверждают статус инвалида, он может обратиться в бюро МСЭ для получения заверенной копии справки. Копию выдадут в течение 3 рабочих дней.

Решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации — единственные документы, которые выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

4. Когда необходимо оборудовать специальное рабочее место для инвалида?

— Установить потребность в оборудовании специального рабочего места нужно на основе сведений, которые содержатся:

  • в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте.

Если в индивидуальной программе реабилитации не указаны требования к оборудованию специального рабочего места, организовывать его не нужно.

Если в индивидуальной программе реабилитации указана необходимость оборудовать специальное рабочее место, руководствуйтесь требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»:

  • специальные рабочие места должны быть оснащены так, чтобы не мешать выполнять трудовые функции другим работникам.

5. На каких рабочих местах работать инвалиду противопоказано? Как отстранить от работы?

— Инвалидность сама по себе — не основание для отстранения от работы. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Полный перечень факторов с превышением гигиенических нормативов перечислен в п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. К ним в том числе относятся:

  • физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
  • химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
  • биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
  • физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
  • нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Основание для отстранения работника от выполнения им трудовых обязанностей — только медицинское заключение.

При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения должностного функционала работника надо отстранить от работы немедленно (ст. 76 ТК РФ). Далее — предложить другую работу, которая не противопоказана по здоровью:

  • если подходящих вакансий нет, с сотрудником расторгают трудовой договор.

6. Кто проверяет, как работодатель соблюдает трудовое законодательство в отношении работающих инвалидов?

— Как работодатель соблюдает права инвалидов на безопасные условия труда, проверяют инспекции по труду.

В проверочном листе Роструда № 10 определены требования по обеспечению регулирования труда работников-инвалидов:

  • для инвалидов I и II группы должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом заработную плату выплачивают в полном объеме, без учета сокращенной продолжительности рабочего времени (абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов»). Неисполнение этого требования влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП до 5 000 руб., на юридических лиц — до 50 000 руб.

7. Как быть работодателю в том случае, если инвалид не хочет сообщать сведения об инвалидности, но есть неофициальная информация, что у работника полная утрата способности к трудовой деятельности?

— Сведения о том, что у работника есть противопоказания к трудовой деятельности, достаточные для увольнения работника по ст. 83 ТК РФ (п.5 ч.1), должны быть получены законным способом.

Законный способ получения сведений — это получение необходимой информации из официальных источников (решение суда, заключение комиссии). Только в этом случае у работника не будет возможности оспорить решение об увольнении в суде.

Пример из судебной практики. При поступлении на работу истец не довела до сведения работодателя сведения о состоянии ее здоровья, не представила документ, свидетельствующий об утрате способности к трудовой деятельности. Об этом работодатель узнал в ходе рассмотрения иного гражданского дела с участием этого сотрудника. После получения указанных сведений законным способом у ответчика появились основания для увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (Апелляционное определение № 33-3064/2015 от 10.06.2015 по делу № 33-3064/2015 Хабаровский краевой суд (Хабаровский край).

8. При плановой проверке инспектор Роструда обнаружил, что инвалидам не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в увеличенном размере (на 2 дня). Инспектор выписал предписание устранить это нарушение. За какой срок мы должны предоставить работнику дополнительные дни отпуска, если он трудится у нас 15 лет. За все пятнадцать лет или только за тот, когда прошла проверка?

— Отпуск большей продолжительности (более 28 календарных дней, установленных ст. 115 ТК РФ) предоставляется работнику:

  • с даты приема — если он трудоустраивается с уже установленной инвалидностью; либо
  • с даты установления инвалидности — если инвалидность установили после заключения трудового договора; либо
  • с даты, когда работодателю стало известно об инвалидности сотрудника.

Работник сам определяет, отгуливать дни отпуска или получить денежную компенсацию по своему заявлению.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, можно заменить денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Это возможно, когда сотруднику положен удлиненный или дополнительный отпуск (ч. 2 ст. 115, ст. 116 ТК РФ).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Положение о труда и отдыхе инвалидов 571.4 КБ

Спорные вопросы индексации зарплат работников

Работодатель обязан повышать зарплаты с учетом уровня инфляции. А если он уклоняется от индексации, выплату какой задолженности вправе требовать работник? И на что он может рассчитывать, если работодатель жалуется на неудовлетворительные экономические показатели компании или каждый месяц премирует работников, но фиксированный оклад не увеличивает?

Читайте также  Заработок на бинарных опционах с нуля

Обязан ли работодатель индексировать зарплату работников?

Чтобы разобраться, должна ли индексироваться ваша зарплата, прежде всего нужно обратиться к ст. 134 Трудового кодекса РФ. В этой статье указано, что работодатель должен обеспечить работникам гарантии повышения зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает ее индексацию.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. То есть в госучреждениях заработная плата индексируется за счет бюджетных средств на основании соответствующих нормативных актов.

А вот в частном секторе все не так однозначно: порядок и условия индексации зарплаты могут быть установлены:

  • коллективным договором;
  • трудовым договором;
  • иными локальными нормативно-правовыми актами (далее – ЛНА).

Обязан ли работодатель закрепить в ЛНА порядок индексации?

Однозначной формулировки об обязанности работодателя установить в ЛНА порядок и условия индексации ст. 134 ТК РФ не содержит. Однако, согласно разъяснениям Роструда 1 , даже если работодатель (организация) исполняет обязанность по повышению заработной платы, порядок и условия такого повышения должны быть установлены в ЛНА. Несоблюдение этого правила может быть расценено как административное правонарушение, что может повлечь привлечение организации к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение грозит предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Однако судебная практика неоднозначна. Некоторые суды придерживаются позиции Роструда и соглашаются с трудовой инспекцией, считающей необходимым привлечение к административной ответственности за отсутствие в ЛНА положений об индексации заработной платы 2 . А в других случаях суды обращают внимание на то, что отсутствие в ЛНА таких положений не должно являться основанием для привлечения к ответственности и что требуется установить, повышались ли в организации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги 3 .

Таким образом, сегодня нет единого подхода к вопросу об обязанности работодателя устанавливать в ЛНА порядок и условия индексации. Чтобы избежать претензий и судебных споров с административными органами, работодателю следует включать такие условия в ЛНА. В случае же возникновения спора он вправе доказывать, что меры по повышению уровня заработной платы им принимаются.

Индексация и увеличение заработной платы: есть ли различия?

Индексация заработной платы – это ее повышение с учетом уровня инфляции. Индексация является обязанностью работодателя. Увеличение размера заработной платы – это увеличение компенсации за труд, квалификацию и опыт работника, что является не обязанностью, а правом работодателя.

Несмотря на довольно простое разграничение этих понятий, по данному вопросу возникает масса споров. Рассмотрим их ниже.

1. В течение нескольких лет работодатель не повышает заработную плату работника.

В такой ситуации суды встают на сторону работника. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, индексация направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности. По своей правовой природе индексация представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ). В силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ она должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации 4 .

Более того, суды придерживаются позиции, согласно которой обязанность работодателя индексировать заработную плату никоим образом не обусловлена величиной должностного оклада сотрудника. Индексация является императивной обязанностью, которая должна исполняться независимо от установленной трудовым договором величины зарплаты 5 .

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если работодатель не установил сроки, порядок и условия индексации, это не повод не проводить ее в организации 6 .

Таким образом, даже если оклад работника существенно превышает МРОТ или средний уровень заработной платы в соответствующем субъекте, по данным Росстата, работодатель все равно обязан индексировать зарплату. В противном случае работник может обратиться к нему с требованием о выплате задолженности по заработной плате в том размере, на который ее должны были проиндексировать. И тут возникает вопрос: если в ЛНА обязанность по индексации не прописана, то как работнику определить размер задолженности? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но допустимо ориентироваться на показатели уровня инфляции 7 .

2. Работодатель ежегодно повышает зарплату, но в ЛНА нет положений о ее индексации.

Ситуация эта неоднозначная. Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 4 за 2017 г., индексация – не единственный способ обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы. Эта обязанность может быть исполнена работодателем и путем периодического увеличения размера зарплаты безотносительно к порядку индексации, в частности через повышение должностных окладов или выплату премий.

Споры об индексации чаще разрешаются в пользу работодателей в ситуациях, когда оклад работника ежегодно увеличивался, хотя положения об индексации в ЛНА нет 8 . Однако, как указывалось выше, отсутствие такого положения в ЛНА все равно может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Отметим, что, хотя Верховный Суд РФ указал на возможность индексировать заработную плату путем увеличения окладов, в последнее время суды стали более тщательно рассматривать споры об индексации. Так, в одном из недавних споров суд пришел к выводу о том, что увеличение оклада не может считаться индексацией без соответствующего положения в ЛНА. То есть фактически суд указал, что обязанность по индексации за счет увеличения должностного оклада может считаться исполненной только в том случае, если соответствующий порядок индексации установлен в ЛНА. Иначе увеличение оклада нельзя рассматривать как индексацию 9 .

3. Работодатель ежемесячно премирует работников, но фиксированный оклад не увеличивается.

Вопрос о том, можно ли считать премирование способом индексации заработной платы, неоднократно рассматривался судами. Единый подход пока не выработан. В большинстве случаев ситуация аналогична описанной выше, где речь шла об индексации за счет увеличения окладов.

Однако к премированию как к способу индексации суды относятся более внимательно, поскольку по общему правилу премии – это выплаты стимулирующего и поощрительного характера, производятся они по усмотрению работодателя и являются необязательной (переменной) частью заработной платы.

Если в ЛНА прописано, что индексация заработной платы работников производится за счет выплаты премий, и если такие премии работникам выплачиваются, то суды занимают позицию работодателей. В то же время Верховный Суд РФ указал, что если ЛНА не содержит такого положения, то необходимо определить правовую природу премии 10 . Если будет установлено, что премию выплатили, например, за переработку или достижение определенного результата, то ее нельзя приравнивать к индексации зарплаты. Если же выяснится, что премия направлена на увеличение уровня заработной платы, то ее засчитывают за индексирование 11 .

4. Работодатель не индексировал зарплату из-за неудовлетворительных экономических показателей организации.

В некоторых случаях независимо от того, установлены ли порядок и условия индексации заработной платы в организации, суды встают на сторону работодателя, если последнему удается доказать, что индексирование было невозможно ввиду неудовлетворительных экономических показателей компании.

Суды полагают, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей предприятия, в связи с чем необходимо принимать во внимание финансовое положение работодателя в период, за который индексация заработной платы не произведена 12 .

Как работодателю избежать споров об индексации зарплаты?

Чтобы минимизировать риск привлечения к административной ответственности и избежать споров об индексации заработной платы с работниками, работодателю необходимо в коллективном или трудовом договоре либо в ЛНА установить порядок, сроки и условия индексации.

Такой порядок должен предусматривать:

  • период индексации зарплаты (например: «ежемесячно», «ежеквартально» или «ежегодно»);
  • размер индексации (например: «не ниже уровня инфляции»);
  • способ индексации (например, «за счет выплаты премии», «за счет увеличения оклада», «за счет выплаты единовременной компенсации»);
  • обстоятельства, при которых организация вправе не проводить индексацию.

При соблюдении работодателем такого порядка риски будут минимальны. В противном случае работники вправе будут требовать индексации, если смогут доказать, что заработная плата не повышалась или что дополнительные выплаты и увеличение оклада не преследовали цель индексации зарплаты.

1 Письмо Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем».

2 Решение Московского городского суда от 26 августа 2020 г. по делу № 7-9217/2020.

3 Решение Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2017 г. по делу № 7-2069/2017, Решение Московского городского суда от 8 ноября 2017 г. по делу № 7-11426/2017, Решение Забайкальского краевого суда от 9 октября 2017 г. по делу № 7-21-367/2017.

4 Определения Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О, от 17 июля 2014 г. № 1707-О, от 19 ноября 2015 г. № 2618-О.

5 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. по делу № 88-24828/2020.

6 Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ18-14.

7 Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2021 г. по делу № 88-6047/2021.

8 Определение Московского городского суда от 25 марта 2019 г. № 4г-3376/2019, Апелляционное определение Самарского областного суда от 1 октября 2019 г. по делу № 33-12011/2019.

9 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г. по делу № 88-24828/2020.

10 Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ18-14.

11 Апелляционное определение Московского городского суда от 6 октября 2020 г. по делу № 33-36515/2020, Апелляционное определение Омского областного суда от 24 июля 2019 г. по делу № 33-4759/2019.

12 Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2019 г. по делу № 2-199/2019.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: