Проверки перевозчиков на транспорте
Как проходит проверка Ространснадзора
Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Плановые и внеплановые проверки
- Другие виды проверок
- Что именно проверяется
- Какие документы будут проверяться
- Как быстро подготовиться к проверке
- Для чего проводятся контрольные мероприятия
Ространснадзор – это орган, который контролирует безопасность дорожного движения (БДД). Проверки его касаются ЮЛ и ИП, которые работают в соответствующей области. Для того чтобы благополучно пройти контрольные мероприятия, нужно хорошо к ним подготовиться.
Плановые и внеплановые проверки
Контрольные мероприятия могут быть внеплановыми и плановыми. Первые осуществляются только при наличии конкретных оснований. Их перечень зависит от того, является ли деятельность лицензированной или нет. Для лицензируемой работы предлагаются эти основания:
- Ранее компании было вынесено предписание об устранении нарушения. Исполнить его требования нужно в установленные сроки. Когда они заканчиваются, факт устранения нарушения проверяется с помощью внепланового мероприятия.
- В Ространснадзор поступили жалобы или обращения, в которых есть информация о грубых нарушениях. Проверка выполняется вне зависимости от того, кто был составителем жалобы.
- Действие лицензии было приостановлено.
- Лицо, предоставившее лицензию, направило ходатайство об осуществлении контрольных мероприятий. Направлены они будут на проверку выполнения предписания, которое было вынесено лицензиатом.
- Лицензиат вынес распоряжение на основании поручений Правительства.
Если деятельность организации не предполагает получения лицензии, предлагаются эти основания:
- Истек срок выполнения требований, которые были вынесены ранее.
- Жалобы на компанию, касающиеся угрозы вреда жизни и здоровью.
- Распоряжение руководителя Ространснадзора, оформленное на основании поручения Правительства.
Плановая проверка не определяется нарушениями, допущенными субъектами. Если деятельность ЮЛ не является лицензируемой, контрольные мероприятия проводятся по этим основаниям:
- Прошло 3 года с даты регистрации ЮЛ или ИП.
- Прошло 3 года с даты завершения предыдущей плановой проверки.
Если деятельность является лицензируемой, основания будут следующими:
- Прошел год с даты предоставлений или переоформления лицензии.
- Прошло 3 года с момента завершения последней плановой проверки.
Плановые мероприятия нужны для обнаружения нарушений, о которых нет никаких свидетельств со стороны внешних источников.
Другие виды проверок
Также различают документарную и выездную проверку. Первая осуществляется по месту нахождения Ространснадзора. В процессе проверяются различные документы. В частности, это такие бумаги:
- В которых прописана организационно-правовая форма ЮЛ, права и обязанности.
- Документы, сопутствующие исполнению ранее выданных предписаний.
- Акты проверок, которые были проведены ранее.
- Документы, связанные с административными нарушениями.
Если у органа возникли сомнения в достоверности предоставленных данных, он направляет запрос с требованием направить дополнительные документы. Запрос направляется вместе с копией соответствующего распоряжения от руководителя Ространснадзора. Документы должны быть предоставлены в течение 10 дней с даты получения запроса. Если в ходе мероприятия были обнаружены нарушения, назначается выездная проверка.
Выездная проверка – следующая ступень после документарного мероприятия. Ее предваряет направление уведомления за трое суток до мероприятия. В этом документе нужно прописать цели и задачи проверки, а также список документов, которые будут запрошены. Иногда проверка может проводиться Ространснадзором совместно с другими структурами: ГИБДД, МЧС.
Руководитель компании должен иметь в виду, что проверка будет касаться самых обширных областей. Это не состояние ТС, профессионализм водителей, состояние гаража. Это прежде всего документы, касающиеся БДД. Мероприятие осуществляется на основании Регламента ФС по надзору в транспортной сфере, установленного приказом Минтраса №144 от 29 апреля 2013 года.
Что именно проверяется
В рамках контрольного мероприятия проверяются эти направления:
- Наличие сотрудников, несущих ответственность за соблюдение БДД. У них должен быть документ о прохождении соответствующей аттестации.
- Проведение организационных действий касательно БДД.
- Наличие медицинского надзора за состоянием водителей.
- Организация условий для осуществления предрейсовых осмотров водителей.
- Надзор над профессионализмом сотрудников.
- Наличие технического осмотра.
- Поддержание эксплуатации ТС в исправном состоянии.
- Исполнение экологических норм относительно эксплуатации авто.
- Наличие журнала учета контрольных мероприятий.
Существует более 50-ти бумаг, касающихся БДД. Это и инструкции, и акты, и различные графики, и журналы.
Какие документы будут проверяться
В уведомлении, направляемом компании за три дня до проверки, указываются документы, которые будут запрошены в процессе. То есть руководитель получает время на подготовку. Как правило, это следующие бумаги:
- Уставные бумаги.
- Свидетельство о том, что ЮЛ поставлено на учет в налоговой.
- Свидетельство о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
- Бумаги о назначении гендиректора.
- Штатное расписание.
- Бумаги, на основании которых ответственность за БДД возложена на конкретных сотрудников.
- Бумаги, подтверждающие квалификацию сотрудников.
- Справка о ТС, которые находится в эксплуатации на текущий момент.
- Бумага, подтверждающая наличие стоянки для авто.
- Если компания специализируется на транспортировке опасных грузов, нужны бумаги, касающиеся подвижного состава и сотрудников.
- Бумаги по организации мер по предотвращению ДТП.
- Документы, касающиеся учета путевых листов.
- Путевые листы за последние 3 месяца.
- Товарно-транспортные накладные, оформленные по каждому виду транспортируемого груза.
- Бумаги, подтверждающие меры по организации и учету осмотров водителей до рейса и после него.
- Документы об осуществлении ТО и ремонта ТС.
- Перечень водителей с указанием момента их приема в компанию.
- Медицинские справки сотрудников, которые занимаются транспортировкой.
- Документы об организации деятельности водителей. К примеру, это может быть проведение семинаров, инструктажей.
- Документы о том, что водители нарушали ПДД.
- Бумаги, касающиеся учета работы водителей за последние 3 месяца.
- Справки о проведении страхования гражданской ответственности.
- Бумаги о том, что ТС оснащены навигаторами.
Также контролирующие органы могут запросить другие документы, касающиеся водителей и ТС.
Как быстро подготовиться к проверке
Что делать руководителю в том случае, если ему пришло уведомление, однако часть документов просто отсутствует? В ряде случаев можно быстро восполнить пробелы при помощи шаблонов. К примеру, это могут быть шаблоны о перечне сотрудников. Так можно быстро создать документы, которые нужны для проверки.
Однако эта схема работает не во всех случаях. К примеру, она не подойдет, если отсутствует справка о страховании гражданской ответственности. Для получения этого документа нужно обращаться в соответствующие органы. Это вопрос не одного дня.
Для чего проводятся контрольные мероприятия
Главная цель проведения контрольных мероприятий – это обеспечение БДД. К примеру, компания не проводит предрейсовые осмотры водителей. Если не пресечь это правонарушение, увеличивается риск ДТП, связанных с алкогольным опьянением.
Защита от похищения груза мошенниками
Хищение грузов путём мошенничества стало уже привычным делом. Ежедневно на форуме “Пропажа груза” АвтоТрансИнфо появляются новые сообщения, анализ которых показывает, что чаще всего мошенникам удаётся реализовать свои замыслы благодаря абсолютному отсутствию каких-либо барьеров и препятствий. Мы предлагаем Вам воспользоваться простой экспресс-проверкой, которая позволит значительно снизить риск утраты груза в результате мошеннических действий. Все этапы проверки не требуют значительных усилий и временных затрат, а интернет-ресурсы, используемые для проверки, полностью бесплатны и общедоступны.
Основной способ хищения грузов.
Несмотря на то, что мошенники в основной своей массе люди не ленивые и невероятно творческие, для хищения грузов они используют простой (но несмотря на это эффективный) способ: “встраиваются” в качестве посредника между экспедитором и перевозчиком и оформляют с перевозчиком заявку, указывая в ней нужный им адрес выгрузки (иногда на соседней улице от места загрузки). Чтобы у заказчика перевозки раньше времени не появились сомнения в сохранности вверенного мошенникам груза, в качестве телефона водителя указывают номер мошенника, который представляется водителем. Такая бесхитростная комбинация, которая позволяет похищать грузы стоимостью в несколько миллионов.
Зная тактику противника, мы можем разработать эффективные контрмеры. Итак, нам необходимо:
- Исключить посредника между непосредственным перевозчиком и Вами.
- Идентифицировать личность водителя по телефону.
[Этап 1] . Получение необходимых сведений от перевозчика.
Запросите у перевозчика следующие сведения:
- ИНН или ОГРН(ИП);
- если контрагент индивидуальный предприниматель — его адрес регистрации и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество водителя, серию, номер и дату выдачи паспорта и водительского удостоверения, адрес регистрации, действующий мобильный телефон;
- VIN код транспортного средства, серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, его государственный регистрационный знак;
- в каких отношениях находится водитель и Ваш контрагент (трудовой договор, договор аренды, экспедиторский договор).
Требовать сканированные копии документов не обязательно, хоть и не возбраняется. Для проверки достаточно электронного письма, в котором будут указаны необходимые сведения.
Наличие между Вашим контрагентом и перевозчиком других звеньев увеличивает риск хищения груза. В этом случае следует руководствоваться принципом “Лучше не заработать, чем потерять”.
[Этап 2] . Проверка контрагента.
Проверка государственной регистрации предпринимателя или организации:
- на сайте федеральной налоговой службы: http://egrul.nalog.ru/
- на сайте “Вестник государственной регистрации”: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/ и http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/.
Проверка директора и учредителей юридического лица или индивидуального предпринимателя на предмет розыска Федеральной службой судебных приставов: http://fssprus.ru/iss/suspect_info/.
В информационной выписке ФНС России обратите внимание на статус Вашего контрагента — не находится ли он в состоянии ликвидации или реорганизации. Присутствие индивидуального предпринимателя, директора или учредителей юридического лица в базе данных разыскиваемых лиц ФССП однозначно указывает на то, что лучше поискать другого партнёра для перевозки груза.
[Этап 3] . Проверка телефона и электронной почты контрагента.
Есть большое количество сайтов, которые бесплатно моментально определяют регион мобильного оператора по номеру, например, https://gsm-inform.ru/info/. При наличии элементарных навыков рекомендуется также установить IP-адрес, с которого Вам прислали электронное письмо с данными, и с помощью Whois-сервиса (например, https://www.nic.ru/whois/ или http://2whois.ru/) установить регион отправки сообщения.
Несовпадение регионов, с которых Вам поступали звонки и отправлялись электронные письма с регионом регистрации организации или предпринимателя, должно вызвать у Вас подозрение. Попросите контрагента пояснить эту ситуацию.
[Этап 4] . Идентификация водителя по телефону.
Целью является установление личности человека, который Вам известен как водитель. Методика идентификации состоит в установлении совокупности сведений, которые известны водителю, подготовка вопросов, на которые он может дать ответы “с ходу”, и непосредственный опрос водителя.
[Этап 4.1] . Подготовка к опросу.
Произведите поиск информации о розыскиваемых лицах в системе Внимание, розыск! МВД РФ. Введите фамилию, имя, отчество и год рождения водителя в соответствующие поля, после чего укажите свой электронный адрес и введите капчу. Затем нажмите «Искать».
Проверьте паспорт водителя на предмет утери: http://www.egrul.ru/pasports.html.
http://www.gibdd.ru/check/driver/ — проверьте водительское удостоверение. Сервис позволяет получить информацию о наличии водительского удостоверения в базе данных ГИБДД, открытые категории (B, C, D, E), а также дату рождения водителя.
http://www.gibdd.ru/check/auto/ — проверьте транспортное средство на предмет угона и наложенных ограничений.
http://fssprus.ru/iss/ip — проверьте наличие у водителя судебных задолженностей.
На электронных картах https://www.google.ru/maps, https://yandex.ru/maps определите ближайшие к адресу регистрации водителя приметные организации и учреждения (крупные магазины и торговые центры, театры, автозаправки), перекрёстки улиц, озёра, реки или другие водоёмы. Используйте сервисы Google Просмотр улиц и Яндекс Панорама, чтобы уточнить этажность и цвет зданий рядом стоящих зданий, а также дома, в котором зарегистрирован водитель.
[Этап 4.2] . Опрос водителя.
Позвоните водителю и задайте ему заранее подготовленные вопросы. Рекомендуется незадолго до проведения опроса попросить диспетчера предупредить водителя о том, что ему позвонят и попросят ответить на несколько вопросов. Пример такого опроса:
— Здравствуйте, Виктор Петрович. Меня зовут Николай, я сотрудник службы безопасности транспортной компании “Мега-Транс”. Могли бы Вы ответить на несколько вопросов?
— Здравствуйте, да, могу.
— Назовите дату Вашего рождения.
— 17 апреля 1980 года.
— Где Вы прописаны?
— Калужская область, посёлок Воротынск, улица Школьная, 22.
— Что находится напротив Вашего дома?
— Стадион ФОК.
— Какого он цвета?
— Красный с белым.
— Что ближе к Вашему дому: школа или детский сад?
— Они совсем рядом, через дорогу. Наверное, детский сад ближе, он прямо под домом находится.
— Скажите, Вы на этой машине в аварию месяц назад не попадали?
— Авария была, но три месяца назад.
— Да, всё верно. У Вас есть задолженность по коммунальным платежам. Помните размер, хотя бы примерно?
— Тысяч 5-6.
— Виктор Петрович, у меня больше нет к Вам вопросов. Большая просьба: разгружайтесь только по адресу, указанному в транспортной накладной. До свидания, спасибо за беседу.
— До свидания.
В результате проверки сразу ясно кто Ваш собеседник. Обратите внимание: задаваемые вопросы должны чередоваться, изменяться и дополняться каждый раз, чтобы мошенники не смогли подготовиться к ним и заучить ответы.
Проверка контрагента и идентификация водителя значительно снижают риск хищения груза. Использование указанной или другой методики по проверке тех, кому Вы доверяете перевезти груз, должно стать в наше непростое время обязательным. Перевозка грузов — высокорискованный бизнес. Одна из главнейших задач профессионального экспедитора заключается в исключении или минимизации потенциальных рисков.
Перевыпуск sim-карты водителя.
Мошенники не стоят на месте, изобретая все новые способы хищения грузов. Пресловутое соревнование щита и меча никогда не прекращается. Освоен новый способ хищения грузов, учитывающий проверку и идентификацию водителя службой безопасности экспедитора — перевыпуск sim-карты.
Основная идея этого метода проста — после прохождения водителем (настоящим) идентификации экспедитор “расслабляется”. В этот момент мошенники производят перевыпуск sim-карты водителя по доверенности, копии паспорта или фальшивому паспорту в салоне связи. Это действие приводит к блокировке sim-карты водителя и получению мошенником действующей sim-карты, с которой мошенники будут вести переговоры с экспедитором и “сообщать” “актуальное местонахождение” машины с грузом. Разумеется, водителю будут даны другие инструкции относительно места выгрузки.
Мошенникам не составляет большого труда перевыпустить sim-карту. По запросу “мошенники перевыпустили sim” поисковые системы выдают огромное количество ссылок на заслуживающие доверия источники — такие как площадка vc.ru, новостные ленты “Известий” и “Вести.Ru” и другие ресурсы.
Скриншот с сайта Вести.Ру
Скриншот с сайта vc.ru
Скриншот с сайта Известия.Ру
Скриншот с сайта Клерк.Ру
Но если раньше мошенники пользовались перевыпуском sim-карт для кражи денег со счетов пользователей интернет-банков, то сейчас они освоили новое применение.
Как экспедитору заметить замену sim-карты? К сожалению, надежных механизмов по отслеживанию этого факта не существует. Однако, можно отметить, что при регистрации водителем в мессенджере WhatsApp, использующем сквозное шифрование всех сообщений, у собеседника, при замене мобильного устройства водителя, появится уведомлением об изменении кода безопасности абонента.
Поэтому будет не лишним направлять водителю любое сообщение (например, с адресом погрузки и выгрузки) именно через мессенджер и регулярно проверять статус кода безопасности. При наличии оснований полагать, что грузом собираются завладеть мошенники, следует обращаться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.
© ГрузКонсалт. Любое использование материала допускается только при наличии прямой ссылки на источник.
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральный прокурор
Заместители Генерального прокурора
Структура
- Генеральная прокуратура
- Прокуратуры субъектов
- Главная военная прокуратура
- gvp.gov.ru
О Генпрокуратуре России
- История органов прокуратуры
- Виртуальный музей
Документы
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
Международное сотрудничество
- Новости
- Основные документы
Взаимодействие со СМИ
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
Правовое просвещение
Контакты
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
- Рус
- Eng
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
- Руководство
- Генеральный прокурор
- Краснов Игорь Викторович
- Заместители Генерального прокурора
- Буксман Александр Эмануилович
- Винниченко Николай Александрович
- Демешин Дмитрий Викторович
- Зайцев Сергей Петрович
- Захаров Алексей Юрьевич
- Кикоть Андрей Владимирович
- Лопатин Геннадий Борисович
- Петров Валерий Георгиевич
- Пономарев Юрий Александрович
- Разинкин Анатолий Вячеславович
- Ткачев Игорь Викторович
- Шишкин Николай Анатольевич
- Структура
- Генеральная прокуратура
- Прокуратуры субъектов
- Специализированные прокуратуры
- Главная военная прокуратура
- gvp.gov.ru
- Научные и образовательные организации
- О Генпрокуратуре России
- История органов прокуратуры
- Виртуальный музей
- Геральдика
- История в лицах
- Исторические фильмы
- Документы
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Международное сотрудничество
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Взаимодействие со СМИ
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Правовое просвещение
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Контакты
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Генпрокуратура России принимает меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом и по пресечению деятельности нелегальных автоперевозчиков
Генеральная прокуратура Российской Федерации. 10 декабря 2015, 11:46
По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации органы прокуратуры субъектов Российской Федерации провели масштабные проверки, которые показали, что несмотря на принимаемые органами государственной власти меры, ситуация в области автомобильных пассажирских перевозок остается критической.
В ходе проверок были выявлены многочисленные нарушения. Установлено, что повсеместно хозяйствующие субъекты оказывают услуги по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом без лицензий и необходимой разрешительной документации. В результате перевозчики не только уклоняются от получения лицензий, согласования маршрутов с уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, но и избегают проверок органов Ространснадзора, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
Кроме того, перевозчиками допускается эксплуатация автотранспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.
В большинстве регионов страны пассажирские перевозки осуществляются на автобусах с неисправными рулевым управлением, тормозной системой, при отсутствии ремней безопасности, медицинских аптечек, с установленными дополнительными посадочными местами и просроченным газобаллонным оборудованием.
Пренебрегая требованиями об обязательном проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, руководители транспортных компаний выпускают на линию водителей в состоянии здоровья, не отвечающего требованиям безопасности.
Так, в Волгоградской области выявлены водители, работавшие по трудовому договору, которые состоят на учете в наркологическом диспансере. В Псковской области водитель, лишенный права управления транспортным средством, перевозил группу детей.
Также перевозчиками не соблюдаются права водителей на труд и отдых, своевременную выплату заработной платы. Водителями автобусов допускаются переработки, что создает угрозу безопасности при управлении ими транспортными средствами.
К примеру, общая продолжительность сверхурочной работы водителя, совершившего в Омской области в июне 2015 года ДТП, в результате которого 16 человек погибли, 11 получили ранения, в текущем году составила 594 часа.
В некоторых муниципальных образованиях условия для предоставления транспортных услуг населению не созданы, организация транспортного обслуживания населения между отдельными поселениями отсутствует, порядок организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом не определен.
О состоянии законности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом проинформирован Председатель Правительства Российской Федерации.
Генеральной прокуратурой России также предложено ввести лицензирование заказных перевозок и перевозок для собственных нужд предприятий. Кроме того, предложено предусмотреть специальную административную ответственность за нарушение лицензионных требований в указанной сфере. В целях информирования МВД России о лицах, имеющих противопоказания и ограничения к водительской деятельности, предложено обеспечить межведомственное взаимодействие с Минздравом России.
По результатам рассмотрения указанной информации заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Минтрансу России поручено принять меры по устранению указанных недостатков и усилить контроль в данной сфере. Заинтересованным ведомствам необходимо проработать законодательные инициативы Генеральной прокуратуры России.
Кроме того, по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорами г. Москвы и Московской области проведены проверки исполнения хозяйствующими субъектами законодательства при организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
По результатам совместной проверки прокуратуры ЦАО г. Москвы и ГКУ г. Москвы «Организатор перевозок», в отношении водителей 3 автобусов, осуществлявших посадку пассажиров вблизи Павелецкого и Казанского вокзалов, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях по ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств). Данные транспортные средства были эвакуированы и помещены на штрафные стоянки.
Тверской межрайонной прокуратурой в ходе проверки ИП Карпенко И.Н., осуществлявшего продажу билетов и перевозку пассажиров по маршруту «г. Москва-г. Смоленск», установлено, что работниками предпринимателя в нарушение законодательства о транспортной безопасности проверка багажа и пассажиров при посадке в автобус не производится. В связи с этим индивидуальному предпринимателю было внесено представление.
По факту осуществления ООО «Ангарт» регулярных пассажирских перевозок под видом заказных прокуратурой организована проверка в порядке уголовно-процессуального законодательства.
Никулинской межрайонной прокуратурой установлено, что ООО «Фирма «Интеррост М» осуществляет перевозку пассажиров по маршруту «г. Москва-г. Наро-Фоминск» без необходимой разрешительной документации. В связи с выявленными нарушениями руководителю организации внесено представление. Кроме того, специалистами регионального управления Ространснадзора в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), транспортное средство арестовано.
Аналогичные нарушения выявлены Останкинской, Бабушкинской Головинской, Кунцевской, Черемушкинской межрайонными прокурорами.
В целях выявления, пресечения и профилактики деятельности нелегальных перевозчиков на территории, прилегающей к железнодорожным вокзалам прокуратурой ЦАО г. Москвы создана рабочая группа, организован постоянный мониторинг ситуации с организацией междугородних перевозок по несогласованным городскими органами власти маршрутам.
Прокуратурой Московской области в ходе проверки ГУП МО «Мострансавто» и иных перевозчиков, работающих под эгидой названного предприятия, выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности (отсутствие оценки уязвимости пассажирских автобусов, плана обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и другое).
Талдомской городской прокуратурой установлено, что 2 транспортных средства эксплуатируются Талдомским филиалом указанного предприятия с техническими неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена. Аналогичные нарушения выявлены Мытищинской городской прокуратурой.
По всем выявленным нарушениям приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, реальное устранение нарушений закона находится на контроле прокуроров субъектов.
Защита прав при перевозках на городском автомобильном транспорте
Транспортное обслуживание населения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 № 259), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112).
Решение об открытии, изменении, закрытии, определении вида маршрута регулярных перевозок принимает администрация города, и данную информацию доводит до сведения населения посредством публикации ее в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации муниципального образования. Перевозки пассажиров по маршрутам осуществляются с использованием городских автобусов различных типов и категорий, на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа, заключаемым МУ «Транспортное управление» с перевозчиком. Движение транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок производится по расписанию, которое составляется для каждого остановочного пункта маршрута, где предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Нередко пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда по причине транспортных коллапсов, ставших в последнее время частым явлением на дорогах, водители транспортных средств самовольно меняют маршруты, объезжая «пробки» по другим улицам, вынуждая пассажиров пешком (либо пересаживаясь на другой транспорт) добираться до места назначения. Таким образом, нарушаются права пассажиров (потребителей) на получение оказываемой услуги надлежащего качества, предусмотренной ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
Основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность выполнения пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок и др.
В последнее время, по причинам тех же транспортных коллапсов, участились случаи остановок транспортных средств на середине дороги, устраивания водителями автобусов гонок, долгих стоянок на остановках в мороз с открытыми дверями, что подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров и нарушает права пассажира на получение оказываемой услуги надлежащего качества, а также и безопасной для его жизни и здоровья.
Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в транспортное средство. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси), должна производиться без нарушения правил дорожного движения. В том числе, перевозчик обязан:
- обеспечивать перевозку пассажиров по установленному маршруту и расписанию, и не имеет права отменять установленные по маршруту регулярных перевозок рейсы или изменять расписание движения без предварительного согласования с МУ «Транспортное управление»,
- обеспечивать соответствие количества пассажиров вместимости транспортного средства,
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и др.
Ответственность перевозчиков за вред, причиненный жизни или здоровью (или имуществу) пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона о «Защите прав потребителей», если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Для того, чтобы определить период перевозки пассажира, в течении которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его имуществу, перевозка пассажира включает в себя период посадки и высадки пассажира в (из) транспортного средства и период в течении которого пассажир находится в транспортном средстве.
На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору (ст.4 вышеуказанного Закона), а потребитель, в свою очередь, имеет право на получение оказываемой услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни, здоровья и имущества (ст.7 Закона).
К примеру: Вы воспользовались услугами перевозки в маршрутном такси, данная услуга оказалась ненадлежащего качества, факт заключения договора подтверждается приобретением билета на проезд, следовательно, Вы можете требовать соблюдения Ваших потребительских прав при выполнении услуги. А именно: Вы вправе обратиться в МУ «Транспортное управление» с претензией, где укажете дату, время, номер маршрута (автобуса) и факт некачественной услуги (гонка по улице с опасностью для жизни и здоровья пассажиров, холод в салоне, изменение маршрута (и как следствие причинение убытков в связи с потерей времени, средств), и т.д.
Если же, при оказании услуги причинен вред Вашему здоровью или имуществу, либо вред Вашим близким, то Вы имеете право требования полного возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка услуги (ст.14 Закона о защите прав потребителей, параграф 3 гл.59 ГК РФ), а также компенсации морального вреда (ст.15 Закона ОЗПП, параграф 4 гл.59 ГК РФ). Перед подачей иска в суд пострадавший может написать претензию в адрес компании перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке (ст. 39 гл. 7 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 ФЗ № 259). Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тридцатидневный срок.
Проверки перевозчиков на транспорте
В связи с последними дорожно-транспортными происшествиями с участием пассажирских автобусов в Тверской области и Чувашской Республике, в которых погибло свыше двух десятков людей, а свыше десяти получили ранения различной степени тяжести, руководством Госавтоинспекции МВД России принято решение о проведении масштабных профилактических мероприятий для устранения правонарушений владельцами и водителями автобусов.
Согласно официальной статистике, за 9 месяцев этого года отмечается рост ДТП с участием автобусов на 0,9% (8923 факта), в которых погибло более 600 человек и ранено более 13 тыс. человек. Наибольшая тяжесть последствий фиксируется на маршрутах перевозок пассажиров автобусами в межрегиональном и междугородном сообщении, особенно на скоростных участках дорог, где происходит большинство резонансных дорожно-транспортных происшествий.
Территориальным органам Госавтоинспекции МВД России даны поручения проанализировать оперативную обстановку, уточнив маршруты движения автобусов, их начальные, промежуточные и конечные пункты.
Во взаимодействии с органами транспортного надзора сотрудники ГИБДД проведут рейдовые мероприятия по профилактике и пресечению нарушений, особое внимание будет обращено на легальность деятельности перевозчиков, согласованию маршрутов перевозки с органами власти, наличию мест организованной стоянки автобусов и условий для предрейсового технического и медицинского осмотров, а также соблюдению времени труда и отдыха водителей при управлении автобусами и в течении всего времени работы по оказанию услуг в сфере перевозок пассажиров.
Кроме того, намечена организация сплошных проверок участвующих в межрегиональном и междугородном сообщении автобусов в вечернее и ночное время. К таким мероприятиям планируется привлекать медицинских работников для определения состояния здоровья водителей (нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения). С помощью патрульных автомобилей будет осуществляться скрытый контроль для выявления и пресечения нарушений правил дорожного движения.
Запланировано проведение рабочих встреч с руководителями субъектов транспортной деятельности для разъяснения законодательства в области безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок, ответственности за его нарушение.
Помимо этого, с владельцами автодорог прорабатываются вопросы внесения изменений в проекты организации дорожного движения, в части ограничения скоростного режима движения автобусов, посредством установки совместно с дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (110 и 130 км/ч) дополнительных табличек 8.4.3 «Вид транспортных средств» (легковой автомобиль).
Несмотря на проведение сотрудниками Госавтоинспекции масштабных мероприятий, направленных на безопасность пассажирских перевозок, гражданам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, рекомендуется серьезнее подходить к выбору перевозчика, обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие договора фрахтования (в случае заказных перевозок), наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика и, в случае любых несоответствий, жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть написаны на кабине водителя. Если предприятие не реагирует на жалобы, то нужно обратиться в Ространснадзор. На официальном сайте ведомства предусмотрен специальный сервис – сообщения граждан о замеченных недостатках в работе пассажирского транспорта.
В Госавтоинспекции призывают пассажиров с пониманием отнестись к проводимым мероприятиям по проверке безопасности перевозок на транспорте, так как усилия сотрудников направлены на самое главное – сохранение жизни и здоровья людей.
Контроль за безопасностью пассажирских перевозок является приоритетом деятельности Госавтоинспекции
В целях снижения аварийности с участием пассажирского транспорта Госавтоинспекция МВД России в минувшем году провела по всей стране масштабные профилактические мероприятия, направленные на пресечение нелегальных межрегиональных перевозок. Основное внимание акцентировалось на причинах, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов.
Установлено, что нарушения связаны с переутомлением водителей пассажирского транспорта и неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств. Только в 2017 году, согласно данным официальной статистики аварийности, на российских дорогах произошло около 11 тысяч ДТПс участием автобусов, что на 1,4% ниже аналогичного показателя прошлого года, в которых погибли 839 человек (-4,2%) и получили ранения 16,6 тысяч человек (-1,4%). При этом по вине водителей автобусов в прошлом году произошло 5553 ДТП (-0,7%), в которых погибли 323 человека (+16,6%) и 8580 получили ранения (-0,4%).
Кроме того, выявлено, что на многих предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками, зачастую не проводились необходимые процедуры для допуска водителей на рейс, а в транспортных средствах отсутствовали либо не работали специальные устройства, контролирующие соблюдение водителями режима труда и отдыха (тахографы). В 2017 году за отсутствие тахографа либо за неисправный тахограф составлено более 30 тыс. административных материалов, а за нарушение водителями режима труда и отдыха– почти 4 тысячи материалов.
Также в конструкцию транспортных средств самовольно вносились изменения (устанавливались дополнительные сиденья, заменялись световые приборы, демонтировались системы безопасности и т.п.), что значительно увеличивало риск совершения ДТП с печальным итогом.
Таким образом, в прошедшем году сотрудники Госавтоинспекции пресекли 653 факта оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности при перевозке пассажиров, выявили более 523 тыс. фактов эксплуатации автобусов с техническими неисправностями, в том числе 4368 фактов управления автобусом с неисправной рулевой и тормозной системой. Обнаружено 8932 автобуса, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения (регистрация 1697 из них прекращена).
По итогам проверок возбуждено 1988 дел об административных правонарушениях по фактам управления автобусами в состоянии алкогольного опьянения, 784 дела – за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, 3979 дел – за нарушения режима труда и отдыха водителей, 95 дел – за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции о недопущении дальнейшей эксплуатации автобусов как средства совершения правонарушений.
Эти данные свидетельствует об отсутствии контроля со стороны компаний-перевозчиков как за обеспечением безопасности самих пассажиров, так и за состоянием водителей. Однако, несмотря на штрафные санкции, владельцы компаний-перевозчиков до сих пор недостаточно ответственно подходят к решению вопроса оснащения транспортных средств тахографами, считая расходы на их установку «дополнительным обременением», а контроль режима труда и отдыха – излишней мерой. Водители, участвующие в грузовых и пассажирских перевозках полагают, что если ездить менее 9 часов в день, то перевозками заниматься будет невыгодно.
Госавтоинспекция обращает внимание представителей автотранспортных предприятий на необходимость принятия мер для устранения причин и условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, и обеспечения более тщательного контроля за работой пассажирского транспорта и безопасностью перевозок. В 2018 году контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок остается в приоритете деятельности службы. При этом надзор за участниками рынка в этой сфере транспортной деятельности будет усилен.
Кроме того, рекомендуется гражданам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, серьезнее подходить к выбору перевозчика, обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика и, в случае любых несоответствий, жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть написаны на кабине водителя. Если предприятие не реагирует на жалобы, то нужно обратиться в Ространснадзор. На официальном сайте ведомства предусмотрен специальный сервис – сообщения граждан о замеченных недостатках в работе пассажирского транспорта.