Прокурорская проверка сданного дома
Прокурорские проверки ограничили
С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
Новости — Генеральная прокуратура Российской Федерации
Новости
- 4 марта 2021, 11:31
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
Защита прав граждан – участников долевого строительства – одна из приоритетных задач прокуроров.
Благодаря работе, проведенной совместно с органами исполнительной власти, в 2020 году завершено строительство 569 долгостроев, защищены права свыше 70 тыс. граждан. Для эффективного контроля за ситуацией прокурорами в каждом регионе ведутся реестры проблемных домов, проводятся личные встречи с дольщиками.
В обозначенный период выявлено более 11 тыс. нарушений законов, в целях устранения которых внесено свыше 3,5 тыс. представлений, принесено около 200 протестов, в суды предъявлено 384 заявления. По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 3,5 тыс. лиц, возбуждено 120 уголовных дел.
Выявлялись случаи возведения жилых домов с нарушением требований проектной и иной градостроительной документации, нецелевого использования средств дольщиков (Республика Коми, Чувашская Республика, Пермский край, Оренбургская, Свердловская, Ульяновская области и др.). Так, по материалам прокурорской проверки по факту хищения застройщиком денежных средств 199 дольщиков на сумму 54,7 млн рублей при строительстве многоквартирного дома в Казани следственным органом 30 ноября 2020 года возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество). В целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, арестовано имущество на сумму 17,3 млн рублей.
Пресечены факты ненадлежащего выполнения должностными лицами контрольно-надзорных и разрешительных процедур, влекущих ввод в эксплуатацию некачественного жилья, незаконного использования денежных средств граждан (республики Крым, Татарстан, Красноярский, Приморский края, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Нижегородская, Новгородская области и др.). К примеру, в Ростовской области по инициативе прокуратуры 19 августа 2020 года территориальным отделом СУ СК России возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении муниципального чиновника, разрешившего ввод в эксплуатацию двух многоквартирных домов, не подключенных к сетям водоснабжения.
Приняты меры по восстановлению прав граждан в связи с неправомерным привлечением застройщиками их средств, несвоевременным вводом домов в эксплуатацию, неразмещением для всеобщего доступа необходимой информации (Чувашская Республика, Ставропольский край, Владимирская, Костромская области и др.). К примеру, в Ивановской области по искам прокуроров со строительной компании взыскано 10 млн рублей в пользу дольщиков в качестве неустойки и штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств. В Санкт-Петербурге по инициативе прокуратуры зарегистрировано право собственности граждан на 47 квартир, длительное время не передававшихся им застройщиком.
В результате прокурорского вмешательства в ряде регионов застройщиками исключены из договоров участия в долевом строительстве условия, ущемляющие права потребителей, в том числе предусматривающие начало исчисления гарантийного срока со дня сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию, а не передачи квартиры гражданину, уплату в меньшем размере неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, дополнительные основания для одностороннего расторжения застройщиком договора, возложение на граждан обязанности по получению за плату письменного согласия застройщика на переуступку прав требования.
Повсеместно прокуратуры понуждали застройщиков к выполнению обязанности по своевременному информированию дольщиков о планируемом переносе сроков ввода жилья в эксплуатацию.
Кроме того, по требованию прокуроров приведены в соответствие с федеральным законодательством около 200 правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере (республики Марий Эл, Хакасия, Алтайский, Камчатский края, Архангельская, Волгоградская, Омская, Саратовская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ и др.). Так, в Кировской области расширен перечень категорий граждан, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, в Республике Калмыкия разработан новый порядок организации и осуществления государственного строительного контроля (надзора).
Для защиты прав граждан и оказания им правовой помощи системная работа на данном направлении органами прокуратуры будет продолжена.
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура Российской Федерации
4 марта 2021, 11:31
Органами прокуратуры активно принимаются меры по обеспечению законности в сфере долевого строительства
Защита прав граждан – участников долевого строительства – одна из приоритетных задач прокуроров.
Благодаря работе, проведенной совместно с органами исполнительной власти, в 2020 году завершено строительство 569 долгостроев, защищены права свыше 70 тыс. граждан. Для эффективного контроля за ситуацией прокурорами в каждом регионе ведутся реестры проблемных домов, проводятся личные встречи с дольщиками.
В обозначенный период выявлено более 11 тыс. нарушений законов, в целях устранения которых внесено свыше 3,5 тыс. представлений, принесено около 200 протестов, в суды предъявлено 384 заявления. По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 3,5 тыс. лиц, возбуждено 120 уголовных дел.
Выявлялись случаи возведения жилых домов с нарушением требований проектной и иной градостроительной документации, нецелевого использования средств дольщиков (Республика Коми, Чувашская Республика, Пермский край, Оренбургская, Свердловская, Ульяновская области и др.). Так, по материалам прокурорской проверки по факту хищения застройщиком денежных средств 199 дольщиков на сумму 54,7 млн рублей при строительстве многоквартирного дома в Казани следственным органом 30 ноября 2020 года возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество). В целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, арестовано имущество на сумму 17,3 млн рублей.
Пресечены факты ненадлежащего выполнения должностными лицами контрольно-надзорных и разрешительных процедур, влекущих ввод в эксплуатацию некачественного жилья, незаконного использования денежных средств граждан (республики Крым, Татарстан, Красноярский, Приморский края, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Нижегородская, Новгородская области и др.). К примеру, в Ростовской области по инициативе прокуратуры 19 августа 2020 года территориальным отделом СУ СК России возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении муниципального чиновника, разрешившего ввод в эксплуатацию двух многоквартирных домов, не подключенных к сетям водоснабжения.
Приняты меры по восстановлению прав граждан в связи с неправомерным привлечением застройщиками их средств, несвоевременным вводом домов в эксплуатацию, неразмещением для всеобщего доступа необходимой информации (Чувашская Республика, Ставропольский край, Владимирская, Костромская области и др.). К примеру, в Ивановской области по искам прокуроров со строительной компании взыскано 10 млн рублей в пользу дольщиков в качестве неустойки и штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств. В Санкт-Петербурге по инициативе прокуратуры зарегистрировано право собственности граждан на 47 квартир, длительное время не передававшихся им застройщиком.
В результате прокурорского вмешательства в ряде регионов застройщиками исключены из договоров участия в долевом строительстве условия, ущемляющие права потребителей, в том числе предусматривающие начало исчисления гарантийного срока со дня сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию, а не передачи квартиры гражданину, уплату в меньшем размере неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, дополнительные основания для одностороннего расторжения застройщиком договора, возложение на граждан обязанности по получению за плату письменного согласия застройщика на переуступку прав требования.
Повсеместно прокуратуры понуждали застройщиков к выполнению обязанности по своевременному информированию дольщиков о планируемом переносе сроков ввода жилья в эксплуатацию.
Кроме того, по требованию прокуроров приведены в соответствие с федеральным законодательством около 200 правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере (республики Марий Эл, Хакасия, Алтайский, Камчатский края, Архангельская, Волгоградская, Омская, Саратовская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ и др.). Так, в Кировской области расширен перечень категорий граждан, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, в Республике Калмыкия разработан новый порядок организации и осуществления государственного строительного контроля (надзора).
Для защиты прав граждан и оказания им правовой помощи системная работа на данном направлении органами прокуратуры будет продолжена.
Прокурорская проверка. Часть I — уведомление о проверке
В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО «Глобус» постоянно анализируется законодательство и судебная правктика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.
Итак, законодательство не регламентирует подробно процедуру проведения прокурорской проверки, и при ее проведении прокуроры руководствуются общими правилами о своих полномочиях и ограничениях, предусмотренных Законом о прокуратуре, а также приказами Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 и от 17.03.2017 N 172. Конституционно-правовой смысл положений Закона о прокуратуре, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике (абз. 8 п. 2 резолютивной части постановления от 17.02.2015 N 2-П, далее — Постановление N 2-П, ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В крайне редких случаях суд отклоняет ссылки на указанное Постановление N 2-П, поскольку оно принято в отношении правил проверок некоммерческих организаций, а не бизнес-субъектов (постановление Семнадцатого ААС от 15.07.2015 N 17АП- 7249/15).
Ограничения и запреты, предусмотренные Законом N 294-ФЗ для должностных лиц органов государственного надзора (контроля), не распространяются на прокуроров при осуществлении ими прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Уведомление о проверке
Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать поверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения, суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015; АС Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13; противоположные решения — постановления Второго ААС от 22.10.2015 N 02АП-8406/15, Пятнадцатого ААС от 14.10.2015 N 15АП-16353/15) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015). Само уведомление о проведении проверки может не содержать сведений об источнике получения информации о нарушениях (постановление АС Московского округа от 03.11.2015 N Ф05- 15425/15).
До сведения поверяемого лица должно быть доведено и мотивированное решение прокурора о расширении предмета (следовательно, и пределов) проверки (абз. второй п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, приложение 2 к Приказу N 172). На практике это требование соблюдается (определение СК по административным делам Суда ЕАО от 04.05.2016 по делу N 33а-274/2016), однако далеко не всегда (решения Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23.01.2017 по делу N 2а-36/2017, Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 01.11.2016 по делу N 2а- 6906/2016, АС Новосибирской области от 29.05.2015 по делу N А45- 6044/2015, постановление Пятого ААС от 17.07.2015 N 05АП-5619/2015).
Должностные лица органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Однако прокурор часто удовлетворяет просьбу руководителя об отложении проверки на небольшой срок, если она мотивирована (например, для обеспечения присутствия необходимых специалистов, выделения прокурору помещения, офисной техники и т.п.).
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
- 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Viber, Telegram,Signal)
- 800-101-55-04 (Бесплатный звонок по России)
Проверки нарушений прокуратурой
Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Прокурорской проверке регламент не писан
- Прокурорская проверка плановой не бывает
- Повод для визита
- Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?
- Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке
- Советы проверяемым
- Что в итоге?
Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.
Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.
Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.
Прокурорской проверке регламент не писан
Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:
- Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
- разъяснения Конституционного суда РФ;
- документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.
- Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
- Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
- Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
- постановление;
- протест;
- представление;
- предостережение.
Прокурорская проверка плановой не бывает
Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:
- недовольный клиент;
- ваш контрагент;
- правоохранитель;
- любой бдительный гражданин.
Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.
ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.
Повод для визита
ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:
- в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих безопасности государства;
- в нарушении миграционных законов и т.д.
Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.
Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?
Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:
- обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
- гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
- ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.
Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.
К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.
Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке
Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?
- Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
- Получить для изучения требуемые материалы и документы.
- Запрашивать документы для более глубокого изучения.
- Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
- Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.
Советы проверяемым
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Что в итоге?
Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:
- представление с требованиями об устранении нарушений;
- предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
- инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
- переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).
Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.
ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.
Как проходит прокурорская проверка?
Проверка из органов прокуратуры – одно из самых серьезных испытаний для компании. Ее невозможно спрогнозировать, предсказать, какие нарушения были замечены в вашей хоздеятельности. Ирина Голова узнала, почему стоит бояться прокурора и как с наименьшими потерями пережить это контрольное мероприятие.
Прокурорские проверки коренным образом отличаются от всех остальных контрольных мероприятий. Существенное различие кроется в том, что визиты в офис представителей из этого ведомства носят надзорный характер. Это, прежде всего, реакция государственного органа на какие-либо нарушения, о которых ему стало известно. Источником негативной информации может быть кто угодно: недовольный клиент компании, бывший контрагент, конкурент и даже из СМИ может поступить соответствующий «сигнал». Прокуратура имеет право самостоятельно инициировать проверку, даже если ее сотрудникам не подавалось обращение уделить пристальное внимание деятельности определенной организации. О подробностях проведения контрольных мероприятий рассказал адвокат Александр Трач.
Безграничные возможности
Многие эксперты отмечают, что прокурорские проверки относятся к самым непредсказуемым по двум причинам. Во-первых, прокуратура в полномочиях не ограничена – она может обратить внимание на задолженность по заработной плате, соблюдение миграционного законодательства или прав человека, на природоохранные нормы или законность ведения строительства на конкретном земельном участке. Говорить о том, что есть исчерпывающий перечень нарушений, который относится к компетенции работников прокуратуры, нельзя. Пожалуй, этот государственный орган не может заниматься одними фундаментальными вещами, к примеру, оспаривать те или иные законодательные нормы. Во-вторых, документы, регламентирующие порядок проведения контрольных мероприятий органами прокуратуры, менее подробны, чем регламенты других структур. «Например, у налоговых органов достаточно четко определен регламент, который полностью описывает процесс проведения контрольных мероприятий: с чего начинается проверка, какие периоды проверяются, перечислены документы, которые должны просмотреть инспекторы, что должно стать ее результатом. Соответственно, компания имеет возможность к проверке подготовиться», – говорит Александр Трач.
У представителей прокураторы отсутствует четкий регламент, который регулирует процесс проведения контрольных мероприятий. Есть только три аспекта, которые прописаны достаточно четко. Правило первое: работники прокуратуры не имеют права вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут отсматривать только документы, которые напрямую относятся к правонарушению. Второе: четко определены сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения. Третье: установлены формы прокурорского реагирования в случае установления факта нарушения закона: протест, представление, постановление прокурора, а также в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет предостережение о недопустимости нарушения закона.
Стихийное бедствие
С мая 2009 года именно Генпрокуратура РФ занимается формированием ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещает его на своем сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года. Прокуратура имеет право отказать в проведении контрольных мероприятий, если не усматривает достаточных оснований для их проведения. Это существенно снизило административную нагрузку на бизнес, потому что количество визитов органов контроля резко сократилось и их действия стали прогнозируемы. Так, любой руководитель или бухгалтер может в Интернете отследить себя в графике проверок на сайте Генпрокуратуры РФ. Но при этом проверки, инициированные самой прокуратурой, спрогнозировать практически невозможно, потому что сотрудники этого ведомства работают по факту нарушения. Предупредить о предстоящем визите могут только «свои люди» в этом государственном органе, либо намекнуть «способна» информация, опубликованная в СМИ, если контрольные мероприятия будут носить массовый характер. «Когда случается событие, которое может затронуть всех, то проводятся веерные проверки. К примеру, так было после пожара в клубе «Хромая лошадь», – отмечает Александр Трач.
Суду на подмогу
Прокурорские проверки для многих компаний, которые не могут решить споры с контрагентами путем переговоров, становятся альтернативой судебному разбирательству. «Во-первых, это занимает намного меньше времени. Рассмотрение дела служителями Фемиды может длиться полгода и более, в то время как прокуратура должна ответить на обращение, как правило, в течение 30 дней. В крайнем случае можно продлить этот срок еще на 15 дней. То есть за это время должны быть проведены все мероприятия по выявлению нарушений, если таковые имеются. Кроме того, за обращение не приходится платить.
Проверки прокуратуры спрогнозировать практически невозможно, потому что сотрудники этого ведомства работают по факту обнаружения нарушения. Предупредить о визите могут только «свои люди» в госорганах. Если контрольные мероприятия носят массовый характер, информация о них появится в СМИ.
Почему еще обращаются в прокуратуру? Потому что представители этого надзорного органа не вправе просто так отписаться – потребуется свою позицию обосновать. Получив заключение, уже можно понять настроение государственных органов в решении данного спора или в устранении конкретного нарушения. Хотя на практике встречаются ситуации, когда прокуратура укладывается в отведенный срок, но на руки получаешь-таки отписку, что этот вопрос не относится к компетенции данного государственного органа, или что он не усматривает нарушений, изучив обстоятельства дела. С самого начала нужно понимать, что прокуратура не может заменить суд, но она достаточно часто разгружает его от лишней работы. Служители Фемиды могут принять окончательное решение в споре, но в то же время они не имеют право самостоятельно инициировать разбирательство, даже если знают о факте нарушения, в отличие от прокуратуры», – разъясняет наш собеседник.
Провокации конкурентов
«Любой может обратиться в прокуратуру и сообщить, о том, что в определенной компании возможны нарушения закона и попросить обратить внимание на работу организации», – объясняет Александр Трач. Могут ли этой возможностью воспользоваться конкуренты для того чтобы устранить соперника? Да, но есть небольшая деталь. Нужно действительно быть уверенным, что указанные нарушения имеют место быть на предприятии. В противном случае, заявителя по результатам проверки можно обвинить в клевете. Но на практике это происходит крайне редко, потому что в заявлении можно не утверждать точно, а говорить: есть основания полагать, что в данной организации возможны определены правонарушения. Прокуратура все равно должна будет отреагировать на это заявление и обратить внимание на деятельность фирмы. Очень часто такие механизмы работы приводят к встречным проверкам. То есть сторона, которая подверглась контрольным мероприятиям, обращается в прокуратуру с призывом уделить внимание деятельности заявителя.
«В моей практике был случай, когда прокуратура становилась участником корпоративного спора. Для всех было очевидно, что спорят собственники одного бизнеса, но это были настолько серьезные оппоненты, что в разрешении конфликта приняли участие и государственные органы. Причем прокурор инициировал и принимал участие в судебных разбирательствах. Понятно, что когда на стороне одного участника выступает государственный орган, доверие к нему больше. Вызвала уважение беспристрастная позиция судьи: письменные обращения государственных органов в ее адрес с просьбой принять правильное решение по делу (какое именно хорошо читалось между строк) были признаны как не относящиеся к существу спора. Конфликт был разрешен, но время упущено: 9 месяцев судебных тяжб не позволили реализовать инвестиционный проект», – говорит Александр Трач.
Намеки не понимаю
То, что в среде наших чиновников есть люди, которые решают проблемы за определенную мзду, никто отрицать не будет. Есть они и в стенах прокуратуры. Понять в ходе проверки, что ревизор заинтересован в получении взятки, несложно. Когда бизнесмен начинает неоправданно много времени тратить на предоставление различных документов в ущерб своей текущей деятельности, значит, контролирующие органы уделяют предприятию слишком пристальное внимание и не всегда оно обусловлено лишь желанием выполнить установленные законом обязанности. «Если дают понять, что за некую сумму, например, протокол об административном правонарушении или предписание об устранении нарушений можно не составлять, имеет смысл обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. И это лицо не будет больше проверять вас, или вообще кого бы то ни было, – советует Александр Трач. – Как говорят о взятках? У тебя вопрос сложный, для того чтобы его решить, рекомендую обратиться к определенной юридической компании или даже конкретному адвокату. Бывает обратная ситуация, когда появляется некий юрист, который сам предлагает решить все проблемы. Это определенная игра, в которой не понятно выиграешь или проиграешь, потому что такой юрист может оказаться как связующим звеном между прокурором и предпринимателем, так и просто мошенником. Доказать его полномочия никак нельзя. Получить гарантию на такого «посредника» можно только через «знакомых», которые уже попадали в подобную ситуацию и пользовались услугами таких людей».
Юрист, который берет взятку «под прокурора» таким образом страхует его от риска быть уличенным в коррупционных действиях. Денежные вознаграждения должностным лицам за определенные услуги и решение проблемных вопросов до сих пор остается в России одним из самых сложно доказуемых составов преступления. Потому что начать судебное преследование можно только, зафиксировав факт передачи денег, при условии, что оба участника сознаются, что имел место именно факт дачи взятки. Последнее время появилось много сообщений о том, что определенное должностное лицо (в т.ч. и сотрудники прокуратуры) было замечено в коррупционной деятельности, но большинство дел разваливаются еще до суда из-за недостатка доказательств, точнее, из-за отсутствия либо небрежного процессуального закрепления таких доказательств. При указанных обстоятельствах достаточно будет заявить, что деньги были переданы в долг, как громкий скандал сойдет на нет.
Ревизоры не имеют право вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации, то есть они могут смотреть только документы, которые напрямую относятся к нарушению.
В зарубежной практике есть случаи, когда взятки чиновникам давали в самолете. Зачем для этого отправляться в полет? Шум турбин глушит прослушивающие устройства, которыми нашпигованы кабинеты госорганов. Мало того, по законодательству многих стран получение взятки можно доказать, взяв должностное лицо с поличным. И еще. Чтобы обвинить в получении взятки, нужна такая деталь, как четкое обозначение места совершения преступления. А зафиксировать его в воздухе невозможно.
Дешевле не выйдет
Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки прокуратуры, появляется у многих людей. Потому что мелкие нарушения могут привести к штрафу, а серьезные – к лишению лицензии и приостановлению деятельности организации. Естественно, в такой ситуации люди ищут все возможные пути решения. Однако они не всегда приводят к нужному результату.
Так, в Курганской области недавно был осужден адвокат, который пытался дать взятку следователю, сумма взятки 5 тысяч рублей.
Есть и другой побочный эффект от решения вопросов коррупционным путем. Однажды переданная прокурору сумма может привести к тому, что это станет постоянной обязанностью. В декабре 2010 года бывший заместитель прокурора Северного округа Москвы Вячеслав Трофимов был приговорен к 13,5 годам лишения свободы за вымогательство. Предприниматель Алексей Ященко не раз откупался от чиновника, а желание разрешить вопрос по закону пришло к нему, когда в очередной раз он не смог собрать сумму, которую затребовал чиновник.
«Сейчас увеличивается количество обращений именно к адвокатам при решении споров, возникающих в ходе проверки, в том числе и с участием прокуратуры. Это говорит о том, что законный путь оказывается более дешевым и выгодным. Потому что если с помощью взятки можно временно «закрыть» проблему, но это не говорит о ее решении, – считает Александр Трач. – Во-первых, коррупционные методы урегулирования вопросов приводят людей в кабалу, когда им приходится платить все больше и чаще. Во-вторых, у должностных лиц, будь то сотрудник прокуроры или органа государственного контроля нет преемственности: меняется человек – меняются правила игры, и ничто не мешает следующему специалисту заново инициировать проверку и рассмотреть те же нарушения, которые были «прикрыты» взятками».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Прокурорская проверка: боевая готовность № 1
Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»
специально для ГАРАНТ.РУ
Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.
Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.
Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.
Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.
Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.
Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.
По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.
Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:
- беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
- требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
- инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).
Прокурор не имеет права:
- вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
- истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
- возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.
Предприниматель (руководитель организации) обязан:
- безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
- безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).
Последствия неподчинения требованиям прокурора
Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).
Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе
Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.
Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.
Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.
Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.
Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.
Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.
Передавайте документы прокурору только по описи.
В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.
Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.
Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.
Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.
Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки
Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры
По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.
В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.