Полномочия Россельхознадзора при проверке

Рассказываем, как проходят проверки Россельхознадзора, какие документы могут затребовать и какая ответственность грозит за нарушения законодательства.

Полномочия Россельхознадзора при проверке

Как проходит проверка Россельхознадзора

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Россельхознадзор и его функции
  2. Какие документы могут потребовать при проверке
  3. Нюансы

Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу. Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

  • в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
  • в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

  • в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
  • в продуктовых складах различного назначения;
  • на пищевых предприятиях;
  • в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
  • в медучреждениях.

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

  • наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
  • цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
  • дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
  • дату начала актуальной плановой проверки;
  • продолжительность;
  • характер проверки (выездная, документарная).

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.

Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:

  • о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
  • о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
  • о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.

Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.

На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).

Какие документы могут потребовать при проверке

Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.

Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.

Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):

  • сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
  • фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
  • документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.

Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.

Нюансы

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

Полномочия Россельхознадзора при проверке

регистрационный N 53905

УТВЕРЖДЕН

от 31 октября 2018 года N 1235

Административный регламент осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного надзора

Раздел I. Общие положения

1. Административный регламент осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного ветеринарного надзора (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, её территориальными органами, должностными лицами, взаимодействия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора, за исключением ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах таможенного оформления.

Наименование функции

2. Федеральный государственный ветеринарный надзор.

Наименование органа, осуществляющего федеральный государственный ветеринарный надзор

3. Федеральный государственный ветеринарный надзор осуществляется Россельхознадзором, территориальными органами Россельхознадзора.

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного ветеринарного надзора

4. Информация о нормативных правовых актах, регулирующих осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, размещается на официальном сайте Россельхознадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.fsvps.ru, в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Предмет федерального государственного ветеринарного надзора

5. Предметом проверки при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора являются:

а) соблюдение проверяемыми органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — проверяемые лица) в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному надзору, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 30.06.2010), а также международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, норм и правил в области ветеринарии (далее — обязательные требования в области ветеринарии);

б) выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;

в) выполнение предписаний должностных лиц Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора

6. Должностные лица Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора (далее — должностные лица) при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» («Ведомости СНД и ВС РФ», 17.06.1993, N 24, ст.857, «Собрание законодательства Российской Федерации», 30.04.2018, N 18, ст.2571) имеют право:

а) посещать и обследовать беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, проверяемых лиц в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения норм и правил в области ветеринарии;

б) предъявлять проверяемым лицам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

в) устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

г) принимать решения о проведении диагностических исследований по эпизоотическим показаниям;

д) проверять соблюдение обязательных требований в области ветеринарии, а также документы, относящиеся к предмету проверки;

Читайте также  Самые дорогие акции в мире

е) посещать и обследовать беспрепятственно территорию и (или) здания, строения, сооружения, помещения проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения (приказа) о проведении проверки;

ж) осуществлять беспрепятственно осмотр предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых носителях;

з) получать по мотивированному требованию в установленный законодательством Российской Федерации срок от проверяемого лица документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, необходимую для осуществления федерального государственного ветеринарного надзора;

и) давать проверяемым лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора;

к) составлять протоколы об административных правонарушениях;

л) осуществлять внесение сведений о проведении проверки в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 («Собрание законодательства Российской Федерации», 11.05.2015, N 19, ст.2825, 03.12.2018, N 49 (часть VI), ст.7604).

7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора обязаны:

а) исполнять своевременно и в полной мере полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области ветеринарии;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;

в) проводить проверку на основании соответствующего распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о ее проведении;

д) уведомлять в письменной форме проверяемых лиц о результатах проверки, выявленных нарушениях обязательных требований в области ветеринарии;

е) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Россельхознадзора, руководителя, заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о проведении проверки, копии документа о согласовании проверки (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проведения проверки);

ж) не препятствовать руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

з) предоставлять руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

и) знакомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

к) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых лиц;

л) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемыми лицами;

м) соблюдать установленные сроки проведения проверки;

н) не требовать от проверяемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

о) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у проверяемого лица;

п) ознакомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица по их просьбе с положениями настоящего Административного регламента перед началом проведения выездной проверки;

р) исполнять федеральный государственный ветеринарный надзор в соответствии с настоящим Административным регламентом;

с) соблюдать ограничения при проведении проверок, установленные статьей 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» («Собрание законодательства Российской Федерации», 29.12.2008, N 52 (ч.1), ст.6249, 30.04.2018, N 18, ст.2564) (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ);

т) не требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Перечень.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по федеральному государственному ветеринарному надзору

8. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого лица при проведении проверки имеют право:

а) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке осуществления федерального государственного ветеринарного надзора;

б) получать от Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

в) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Россельхознадзором, территориальными органами Россельхознадзора в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в Перечень;

г) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора по собственной инициативе;

д) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц, совершенными в рамках проведения проверки;

е) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении вреда, включая упущенную выгоду;

з) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

9. Руководитель или уполномоченный представитель проверяемого лица обязан:

а) представлять в Россельхознадзор, территориальный орган Россельхознадзора (их должностным лицам) по их мотивированному требованию в установленный законодательством Российской Федерации срок документы и материалы, необходимые для проведения проверки;

б) обспечить исполнение предписаний Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований в области ветеринарии;

Что нужно знать о проверках Россельхознадзора

«Руководитель бюджетной организации», 2011, N 7

Решили сэкономить и закупили крупу сомнительного качества? Храните пестициды где придется и используете бездумно? Посеяли «беспаспортные» семена? Тогда не удивляйтесь визиту инспекторов Россельхознадзора и наложению на ваше учреждение взысканий.

Растения, комбикорм, крупы — под контролем

Россельхознадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере:

Основными документами, регламентирующими деятельность Россельхознадзора, являются:

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В силу п. п. 9, 9.1, 9.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще. Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Основанием для включения учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

План проведения проверок на год утверждается руководителем территориального управления и направляется на согласование в Генпрокуратуру. Все планы проверок в обязательном порядке размещаются на официальных сайтах соответствующих территориальных управлений и Генпрокуратуры.

На вас пожаловались? Ждите инспектора

Законодательно предусматривается и возможность проведения внеплановых проверок. Периодичность их в Законе N 294-ФЗ не оговаривается. Внеплановые проверки могут проводиться по следующим причинам:

О перечисленных фактах могут сообщать граждане и юридические лица. Также информация может поступить из органов государственной власти и местного самоуправления либо из СМИ.

Пример 1. При проведении внеплановой документарной проверки филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Нижегородской области (по письму от жителей деревни Гавриловка Ковернинского района) выявлены следующие нарушения: применение пестицидов на придорожных территориях, находящихся на расстоянии менее 50 м от детских спортивных площадок, а также транспортировка пестицидов в необорудованных транспортных средствах. Это является нарушением ст. ст. 20 и 22 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

По результатам данной проверки был составлен акт, выдано предписание об устранении выявленных правонарушений, составлен протокол об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя филиала ФГУ «Россельхозцентр», вынесено постановление, наложен административный штраф.

Наказание не сильнее нарушения

Сфера деятельности Россельхознадзора охватывает разные области, поэтому государственные инспекторы при проведении проверок руководствуются должностными регламентами, установленными отдельно для каждого контрольно-надзорного отдела. Кроме того, наши сотрудники действуют в соответствии со ст. 18 Закона N 294-ФЗ, в которой предусмотрены обязанности должностных лиц контролирующего или надзорного органа при проведении проверки, в частности:

Руководитель имеет право:

От устного замечания до уголовной ответственности

Для каждого направления деятельности управления характерны свои наиболее часто повторяющиеся нарушения. Так, в области карантина растений значительная доля нарушений выявляется при контроле за перевозимой по территории РФ импортной подкарантинной продукцией без карантинных сертификатов. Данная продукция подвергается экспертизе для установления фитосанитарного состояния либо по результатам досмотра допускается к реализации. Имели место случаи реализации и использования подкарантинной продукции без предъявления ее для государственного карантинного фитосанитарного контроля.

Основные виды нарушений, встречающихся при проведении проверок качества и безопасности крупы при госзакупках, таковы:

Для отдела надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами обычным является выявление следующих нарушений:

На сельхозпредприятиях, использующих семена для производства товарной продукции, наиболее часто встречаются следующие нарушения:

В хозяйствах, занимающихся производством и реализацией семян, наиболее часто встречаются следующие нарушения:

При проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей семенами овощных культур, часто выявляются следующие основные нарушения:

В области ветеринарного надзора обычно выявляются следующие нарушения:

Руководители и сотрудники организаций, допустившие нарушения, несут за это дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в рамках действующего законодательства. Предусмотрены наказания от устного замечания до административного ареста, дисквалификации должностных лиц и административного приостановления деятельности. Однако эти виды наказания применяются только по решению судов. Львиную долю наказаний составляют штрафные санкции.

Пример 2. При проведении обследования земель сельскохозяйственного назначения в Выксунском районе Нижегородской области было выявлено нецелевое использование земельного участка сельхозназначения площадью 0,047 га, расположенного в урочище Красное Пятово Выксунского района в 40 м правее автодороги Новодмитриевка — Семилово, путем несанкционированного складирования на нем пиломатериалов.

Читайте также  Много ли зарабатывают фотографы

По данному факту в отношении директора учреждения были составлены определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Также было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб., выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Пример 3. Отделом ветнадзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в ходе плановой выездной проверки в декабре 2010 г. в отношении СПК «Полянский» были выявлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ В.М. Авиловым от 04.12.1995 N 13-7-2/469, допущенные главным ветеринарным врачом СПК. В частности, на территории фермы были обнаружены остатки трупа животного (теленка), куски шкуры, что подтверждается актом проверки. Данные факты являются нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания и наложен штраф в размере 3000 руб.

По факту неуплаты в установленный законом срок административного штрафа было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении должностного лица — главного ветеринарного врача СПК «Полянский». Материалы дела были направлены мировому судье Большеболдинского района Нижегородской области.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Мировой судья признал ветеринарного врача СПК «Полянский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и 20 апреля 2011 г. назначил наказание в виде административного ареста сроком на одни сутки.

Пример 4. При проведении плановой выездной проверки ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» выявлена закупка крупы у поставщика ЧП Баженова И.А. без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (отсутствуют удостоверения качества от изготовителя или фасовщика и сертификаты (декларации) соответствия), что является нарушением п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Нарушение допустил кладовщик. По данному факту составлен протокол об административном нарушении по ст. 7.18 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела 2 июня 2011 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1500 руб. Для проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям ГОСТ 572-60, ГОСТ 5784-60, п. 1.4.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 отобраны пробы. По результатам испытаний, проведенных ФГУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора», установлено, что крупа ячменная ячневая не соответствует требованиям ГОСТ 5784-60 по качеству.

В результате директору ГОУ выдано предписание о запрете использования продукции в пищу, вынесено постановление о запрещении использования пищевой продукции и дано предписание об устранении нарушений правил и норм.

Пример 5. В ФГУП «Центральное» Россельхозакадемии выявлено непроведение биологической рекультивации и мероприятий по введению в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 53,2 га, расположенных северо-восточнее д. Бешенцево Кстовского района и на участке временного отвода при строительстве автомобильной дороги М-7 «Волга» южнее села Вязовка.

По результатам проверки в отношении данного ФГУП составлен протокол об административном правонарушении, материалы дела направлены мировому судье Кстовского района для рассмотрения. Мировым судьей вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Проверки Россельхознадзора — что проверяют, как проводятся плановые и внеплановые проверки

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Россельхознадзора: из чего они состоят, как проходят, и чем отличаются от инспекции Роспотребнадзора.

Содержание

  • Что проверяют
  • Сравнение с Роспотребнадзором
  • Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора
  • Как проходит проверка

Что проверяют

Под контролем Россельхознадзора находится вся необработанная продукция сельскохозяйственного назначения.

  1. Мясо и субпродукты;
  2. Сырые молочные продукты;
  3. Яйца;
  4. Продукты пчеловодства;
  5. Сырые овощи, фрукты и зерновые культуры.

Но, как и в большинстве государственных инспекций, проверять сначала будут документы:

  1. Вывеска на входе;
  2. Уголок потребителя;
  3. Правильно оформленные ценники;
  4. Доступность для потребителей информации о поставщике или производителе товаров;
  5. Документы на право собственности или аренды помещения;
  6. Санитарные книжку и медосмотры сотрудников;
  7. Санитарные заключения;
  8. Лицензии на реализацию товара;
  9. Прочие документы, зависящие от вида продукции.

Сравнение с Роспотребнадзором

Задачи и функции Россельхознадзора часто путают с Роспотребнадзором. Оба этих ведомства контролируют работу предприятий, имеющих дело с продуктами питания, но где же проходит граница между сферами их работы?

Россельхознадзор Роспотребнадзор
Полное название Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Что проверяет Сельскохозяйственная продукция, не прошедшая никакой обработки Обработанная продукция (например, термическая обработка), защита прав потребителя, санитарное состояние
Кому подчиняется Минсельхозу Правительству РФ
Периодичность плановых проверок Каждые 3 года

В распределении задач этих двух ведомств поможет постановление правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009. В части Б его первого пункта подробно описано, чем должно заниматься каждое из ведомств. Именно на этот документ и стоит ссылаться, если вы вдруг заподозрили, что проверка выходит за рамки своей компетенции.

Еще в 2015 году появились слухи о скором слиянии двух ведомств, но на настоящий момент они продолжают свою обособленную деятельность.

Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора

Плановые проверки на 2021 год уже вывешены на сайте ведомства. С этим графиком стоит свериться, если ваша фирма открылась более трех лет назад – это минимальный возраст для плановой проверки.

Плановая выездная проверка наиболее чаще всего затрагивает такие продукты, как мясо, яйца, молоко и мед.

Внеплановая проверка наносит визит в любой момент, если на предприятии (будь то ферма, или магазин) есть продукция, не прошедшая термическую обработку (например, свежие фрукты), и в ведомство поступила информация о нарушениях в их качестве.

Инициируются внеплановые проверки по результатам получения жалоб от населения, юридических лиц или СМИ. Если поступают сообщения об отравлении или угрозе здоровью потребителей, то проверка может быть инициирована незамедлительно, предприниматель даже не получит предупреждения. О начале иных проверок предпринимателя оповестят как минимум за сутки (о плановой проверке – за трое суток) посредством уведомления.

Уведомление содержит в себе:

  • Реквизиты приказа о проведении проверки;
  • Предмет и вид проверки (документарная или выездная), адрес ее проведения и сроки;
  • Требования подготовить определенные документы и информацию по предмету проверки.

Как проходит проверка

Документарные проверки проводятся полностью на территории ведомства. Проверяемому лицу будет предъявлен список документов, их копии необходимо предоставить в течение 10 дней.

Если предприниматель по некоторым причинам не может представить требуемые документы или прочие данные, он обязан до окончания выделенного срока подать письменное объяснение причин.

Выездная инспекция начинается с предъявления инспектором удостоверения и положения о проверке. Внимательно проверьте, соответствуют ли действительности все имена, названия и даты в документах. Также в положении указываются основания для проверки и ее цели.

Если выездная проверка носит плановый характер, то она может осуществляться только в присутствии руководителя предприятия или его заместителя.
Длится проверка не более 30 дней.

Сначала инспектор Россельхознадзора задает вопросы проверяемому, записывая его ответы. Затем данные подтверждаются документами.
Работники аграрной сферы советуют начинающим предпринимателям открыто общаться с инспекцией Россельхознадзора, рассказывать о своей деятельности, раскрывать все «как» и «почему», и тогда проверка, скорее всего, не будет углубляться в исследования.

Например , отсутствие разрешения на минеральные удобрения лучше объяснить своим обоснованным отказом от их применения, чем промолчать и тем самым подтолкнуть инспектора к анализу почвы.

Инспектор Россельхознадзора в ходе выездной проверки вправе запрашивать дополнительные сведения, документы и пробы продукции. На все передаваемые эксперту образцы обязательно должен составляться акт передачи.

Первый плановый визит обычно завершается лишь рекомендациями по организации работы с сельскохозяйственной продукцией.
В конце проверки инспектор составляет в двух экземплярах акт, выдает заключение, оставляет запись в журнале учета проверок.

В акте проверки обязательно должен быть указан перечень всех членов комиссии, участвовавших в проверке, список проведенных контрольных мероприятий.

Если проверяемый не согласен с заключением экспертов, или он обнаружил ошибки в их действиях (например, выход за рамки их полномочий), сразу же вместо утверждения заключения можно оформить отказ. Он будет рассмотрен ведомством в течение месяца.

Внеплановая проверка Россельхознадзора — основания

vneplanovaya_proverka_rosselhoznadzora_-_osnovaniya.jpg

Похожие публикации

Внеплановые проверки Россельхознадзора (выездные и документарные) проводятся при наличии оснований, установленных правовыми актами. Их количество и регулярность закон не ограничивает. Если предприниматель или руководитель организации сочтет, что контрольные мероприятия организуются без достаточных оснований, или назначаются слишком часто, на действия чиновников можно пожаловаться в прокуратуру. Результаты внеплановых проверок Россельхознадзора, проведенных с нарушениями законодательства, оспариваются в судебном порядке.

Внеплановая проверка Россельхознадзора на 2019 год: правовые акты

Россельхознадзор – сокращенное наименование Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Этот государственный орган проводит внеплановые проверки в соответствии с положениями нескольких нормативных актов:

закона о защите прав предпринимателей и юридических лиц при осуществлении госконтроля № 294-ФЗ от 26.12.2008 – порядок проведения любых внеплановых проверок регламентирует ст.10;

Положения о Россельхознадзоре, утв. Постановлением Правительства № 327 от 30.06.2004 – в разделе II перечислены полномочия ведомства в области надзора, указано, что именно оно вправе контролировать;

Приказа Россельхознадзора № 744 от 17.10.2016 – здесь представлен Перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих требования, за соблюдением которых надзирает данный орган.

В отношении каждого вида надзора составлены отдельные административные регламенты, детально описывающие, как осуществляются плановые и внеплановые проверки. Например, разработаны регламенты по осуществлению:

государственного надзора за землями сельскохозяйственного назначения (Приказ Минсельхоза РФ № 591 от 27.12.2016);

Читайте также  Сколько зарабатывают летсплейщики

госнадзора в области безопасности пищевых продуктов, изделий и материалов (Приказ Минсельхоза РФ № 185 от 17.05.2016);

ветеринарного контроля (Приказ Россельхознадзора № 1235 от 31.10.2018), и т.п.

Ведомственные регламенты не должны противоречить правилам назначения и проведения внеплановых проверок, установленных законом № 294-ФЗ.

Внеплановая проверка Россельхознадзора: основания

Для проведения внеплановой проверки инспекторами Россельхознадзора имеются следующие основания:

окончание срока исполнения предписания (об устранении нарушения), ранее выданного ведомством предпринимателю или организации;

получение Россельхознадзором от граждан, средств массовой информации, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, чиновников, муниципалов заявления, жалобы или обращения с информацией:

о причинении вреда жизни и здоровью людей, вреда растениям, животным, окружающей среде, государственной безопасности;

об угрозе его причинения;

о возникновении чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера (или об угрозе ее возникновения);

издание приказа руководителем территориального органа Россельхознадзора – на основании поручений Правительства или Президента, а также требования прокурора (о назначении проверки).

Внеплановая проверка Россельхознадзора без согласования с прокуратурой проводится только в крайних случаях, когда требуются неотложные выездные действия. Как правило, они необходимы, если промедление может нанести вред жизни и здоровью граждан. Но и в таких ситуациях работники ведомства обязаны уведомить прокуратуру о проведенной выездной проверке в течение 24 часов.

В остальных случаях предварительное согласование внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры обязательно. Оно оформляется в виде заявления, форма которого приведена в Приложении 2 Приказа Минэкономразвития России № 141 от 30.04.2009.

Что проверяет Россельхознадзор при внеплановой проверке

Россельхознадзор уполномочен осуществлять госнадзор в различных сферах. В частности, он следит, не нарушается ли законодательство:

при использовании земель сельхозназначения;

при обращении лекарств, используемых в ветеринарии;

при производстве кормовых добавок.

Но чаще всего ведомство проводит внеплановые проверки качества пищевых продуктов. В отличие от Роспотребнадзора, Россельхознадзор интересуют не переработанные изделия (йогурты, колбаса, и т.д.), а продовольственное «сырье» растительного и животного происхождения — яйца, сырое молоко или сливки, мед, мясо, картошка и т.д. Так, Россельхознадзор вправе проверять:

рынки и другие торговые точки, где такое сырье продают;

фермерские хозяйства, колхозы, заготовительные организации;

кафе и рестораны, готовящие блюда из сырых продуктов;

перерабатывающие производства (качество сырья, пускаемого на переработку).

Помимо качества продуктов, ведомство проверяет условия их хранения, транспортировки, порядок утилизации некачественного сырья.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Простыми словами: Чем отличаются Роспотребназдор и Россельхознадзор

Зачем нужен Россельхознадзор?

Россельхознадзор (полностью называется Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) проверяет необработанную сельскохозяйственную продукцию. То есть все, что не прошло термическую и другие возможные обработки относится к его сфере интересов. Иными словами, Россельхознадзор может проверять как фермы, так и магазины, потому что сырые овощи и фрукты продаются и там, и там. Россельхознадзор подчиняется Минсельхозу.

Зачем нужен Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор проверяет уже конечную переработанную продукцию, но в целом ее деятельность касается такого широкого спектра (то есть он в целом занимается санитарно-эпидемиологическим надзором), как защита прав потребителей и благополучия человека, как и следует из ее полного названия — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Интересно, что Роспотребнадзор подчиняется напрямую правительству, а не какому-то министерству.

А теперь сухо и официально, со ссылками на документы

Роспотребнадзор в 2004 году указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 (редакция от 2010 года). При этом в своей деятельности он опирается на постановление правительства «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154, а также на положение, утвержденное постановлением правительства от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности».

Россельхознадзор создан в 2004 году все тем указом президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В этих документах прописаны и цели этих ведомств.

Что именно может проверить Россельхознадзор?

Попробуем обобщить, но сразу предупредим, что сфера ответственности этого ведомства очень широка.

Начнем с животноводства. Россельхознадзор, согласно документам о его деятельности, должен следить за продовольственным сырьем животного происхождения, которые не прошли какую-либо обработку. То есть это может быть мясо, субпродукты и кровь после убоя, сырое молоко и сливки, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты. Кроме того, это могут быть пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках.

В растениеводстве логика такая же. Все сырые овощи, фрукты, зерновые, бобовые и другая продукция растениеводства проверяется Россельхознадзором.

При этом не важно фермер ли вы или владелец магазинов и ресторанов – если используете какую-либо необработанную пищевую продукцию, Россельхознадзору есть что проверять.

Все документы на партии товаров, любую сырую продукцию у вас должны быть на руках. Подойдут и копии от поставщиков – специалисты Россельхознадзора это все проверят сами.

Что именно может проверить Роспотребнадзор?

Как и в случае с Россельхознадзором, объять необъятное мы не можем, поэтому перечислим самое основное и только то, что важно для аудитории Milknews.

Строго говоря, Роспотребнадзор может проверять всю пищевую продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора – то есть все, что прошло промышленную или тепловую обработку.

Казалось бы, все просто, но не упускайте из внимания, что Роспотребнадзор занимается санитарно-эпидемиологическим надзором в целом. То есть в ресторане могут проверить чистоту, вытяжку и все связанные с этим документы.

Все возможные документы на такие товары или их копии от поставщиков должны быть готовы к визиту специалистов ведомства.

Что делать, если одно из этих ведомств проверяет что-то не то?

Если вы подозреваете, что Роспотребнадзор проверяет что-то не то, то юристы рекомендуют сослаться на упомянутые выше документы. То есть на постановление правительства «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154, а также на положение, утвержденное постановлением правительства от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности». Оттуда можно зачитать отдельные пункты с перечислением обязанностей.

Если вам не нравится, что делает Россельхознадзор, то можно сослаться указ президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Там перечислены задачи этой структуры.

Однако, как нам сказали специалисты в области права, это может не помочь, потому что с тех пор вышло множество новых документов. В этом случае можно сослаться на постановление правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года No 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля». В этом случае надо сослаться на пункт 1 часть Б. Там как раз описано, кто чем должен заниматься.

Если и это не помогло, остается только обжаловать решение в территориальном органе этих ведомств. То есть у них же самих искать правды. Контакты для жалоб есть на сайтах региональных Россельхознадзоров и Роспотребнадзоров.

Когда они могут проверять?

Возможны два варианта: плановые и внеплановые проверки.

С плановыми все просто, потому что о них можно узнать заранее на сайтах: Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Но такие же списки есть и в местных управлениях. Вот пара примеров: http://www.rcxn.yaroslavl.ru/plan-proverok.html и http://www.38fsvps.ru/Nadzor. А вообще, имейте в закладках сайт «Единый реестр проверок».

Если вашему делу меньше трех лет, то плановых проверок не ждите – вам они не положены.

О внеплановых проверках вас должны предупредить не позднее чем за 24 часа до начала. Они проводятся, если на вас поступали жалобы, поэтому тут ваша задача работать аккуратно и всегда уметь доказать свою правоту (то есть, опять же, хранить как можно больше документов).

Как проходят проверки?

Сельхозпроизводители говорят, что многое специалисты записывают со слов предпринимателя, а потом уже проверяют где он прав, а где виноват. Однако документы на продукцию все равно должны быть все. Попытайтесь запросить хотя бы копии у поставщиков.

Если проверка у вас проходит в первый раз, придираться к вам, скорее всего, не будут. Более того, некоторые сотрудники даже дают советы как лучше работать и готовиться к дальнейшим проверкам.

Приведем пример. Очень многие начинающие аграрии при отсутствии документов на минеральные удобрения пытаются доказать, что работают без них. В этом случае специалисты (в данном случае фермеры говорили о Россельхознадзоре) могут взять на анализ почву с полей и проверять правы ли вы. Но иногда их удается убедить и на словах.

Вообще, аграрии часто советуют сильно не спорить с чиновниками и попытаться подробно рассказать, что вы делаете и почему. В этом случае вас могут понять и без дополнительных документов. Многие даже говорят, что важно «хорошо встретить гостя» — предложить чай и поесть.

Зачем в России для проверок две структуры?

Так сложилось исторически – решения правительства, о которых мы писали выше, привели к такой структуре. Однако за границей проверками безопасности продовольствия действительно занимается одна структура. Возможно, это удобнее. Но в России оба ведомства настаивают на своей самостоятельности и говорят, что им лучше работать раздельно.

Тем не менее, новости об их объединении или частичной передачи полномочий появляются регулярно, поэтому неизвестно насколько такая система оправдана.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: