Учет автошин на предприятии

Если предприятие использует транспортное средство, то необходимо вести и учет шин. О бухгалтерском и налоговом учете шин подробно рассказано в нашей статье.

Учет автошин на предприятии

Особенности учета автомобильных шин

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Первичная документация
  2. Используемые проводки
  3. Учет шин в бюджетном учреждении
  4. Карточка учета шин
  5. Налоговый учет
  6. Норма пробега

Если компания часто использует в своей деятельности ТС, то при покупке авто нужно учитывать не только машину, но и шины к ней. Учет ведется относительно каждой операции: прибытие, выбытие, переустановка и прочее. Записи в коммерческих и бюджетных учреждениях будут разными.

Вопрос: Как отражается в учете автотранспортной организации продажа изношенных шин, снятых с автомобилей и не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановлению?
Изношенные шины проданы шиномонтажному заводу как сырье для переработки по прейскурантным ценам: за 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.). Плата за них поступила в месяце продажи. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Первичная документация

Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.

Вопрос: Как отразить в учете приобретение и установку комплекта новых шин на автомобиль взамен изношенных шин?
По причине износа шин автомобиля (объекта основных средств (ОС)) организация приобрела для установки на автомобиль комплект новых шин стоимостью 24 000 руб., в том числе НДС 4 000 руб. Установка шин произведена в автосервисе, стоимость услуг которого составила 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления, резерв на ремонт ОС не создается.
Посмотреть ответ

Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.

При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.

Вопрос: Как отразить в учете стоимость шин, снятых с автомобиля в связи с заменой на новые? Снятые шины пригодны к эксплуатации. Спустя три месяца принято решение об их продаже сторонней организации…
Затраты на снятие шин, осуществленное собственной автомастерской, составили 2 000 руб. Рыночная стоимость шин (цена приобретения аналогичных шин) по акту об их замене равна 8 000 руб. Шины проданы сторонней организации по цене 9 600 руб. (в том числе НДС 1 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Наиболее существенные значения для учета:

  • Число шин.
  • Их модель и марка.
  • Стоимость.

Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.

Используемые проводки

ВАЖНО! Положение об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Приобретение шин, их направление в эксплуатацию и другие операции должны фиксироваться при помощи проводок. Используются эти записи:

  • ДТ60 КТ51. Перевод средств за купленные шины.
  • ДТ10 КТ60. Возникший долг по приобретенным элементам.
  • ДТ19 КТ60.НДС со стоимости продукции.
  • ДТ68 КТ19. НДС к вычету.
  • ДТ10 КТ10. Элементы введены в эксплуатацию.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Списание шин.

Стоимость элементов, взятых для замены изношенных шин, фиксируется на счете 10. На этом же счете нужно фиксировать уже используемые и резервные шины. Для раздельного учета нужно сформировать дополнительные счета к субсчету «Запаска».

Фиксация износа и других операций

Замена изношенных элементов может считаться составляющей ремонта. Списание выполняется на производственные издержки и расходы на ремонт ОС. Ремонтные траты нужно фиксировать по дебету учета расходов на производство, по кредиту учета затрат. Изношенные элементы ремонтируются и восстанавливаются. Учитываются они на субсчете «Запчасти, подлежащие восстановлению».

Замена сезонных шин входит в содержание ОС. Сопутствующие траты считаются расходами по основной деятельности. При замене стоимость относится на уменьшение расходов по текущей деятельности.

Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Стоимость сезонных деталей (после их износа) в расходах по главному направлению деятельности.
  • ДТ10 КТ91/1. Изношенные шины, которые подлежат восстановлению.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Замена элементов и их отправка на склад. Стоимость запчастей относится на уменьшение трат по текущей деятельности.
  • ДТ10 КТ10. Сборка зимних шин, вводимых в использование.
  • ДТ10 (субсчет «Запчасти») КТ10. Снятие зимних элементов.

Бухгалтеру нужно обязательно создать субсчета. Нужны они для раздельного учета.

Учет шин в бюджетном учреждении

Бухучет в бюджетных учреждениях ведется на основании ФЗ №129 от 21 ноября 1996 года, Инструкции, утвержденной приказом Минфина №157н.

Приобретенные запчасти нужно поместить на счет 10506. В пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса указано, что при поступлении элементов нужно использовать эту запись: ДТ0.105.26.340 КТ0.302.34.730. Оприходование шин. Первичкой являются сопроводительные документы от поставщика.

При направлении шин в эксплуатацию нужно оформить ведомость по форме 0504210 или требование-накладную по форме 0315006. Соответствующее требование оговорено в пункте 25 Инструкции №162н.

Рассмотрим дополнительные записи:

  • ДТ0.401.20.272 КТ0.105.26.440. Списание с балансового учета запчастей, которые были установлены в ходе замены изношенных запчастей.
  • ДТ0.105.36.340 КТ0.105.36.340. Введение в эксплуатацию запчастей.

Соответствующие положения содержатся в пунктах 37 и 35 Инструкции №174н.

Карточка учета шин

Предприятия обязательно должны осуществлять учет расходных материалов, нужных для эксплуатации авто. Одно из направлений учета – контроль над движением шин. Карточка учета фиксирует поступление, эксплуатацию и выбытие запчастей. В ней нужно отразить сведения о каждой единице элементов. Прописывается, за каким ТС закреплена часть. Осуществляется ежемесячный контроль над эксплуатацией. Для этого проставляются отметки о пробеге авто. Эти отметки позволяют отслеживать техническое состояние элементов. Исходя из этого устанавливается, можно ли эксплуатировать запчасти дальше.

Карточка заполняется назначенным лицом. Вся информация заносится на базе решений экспертной комиссии. Состав последней устанавливает руководитель предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Обязательно ли заводить карточку? Да, это обязательное требование для всех предприятий. Карточки могут не заводить только те, кто перевозят грузы или пассажиров для личных нужд.

Налоговый учет

При приобретении ТС стоимость используемых и запасных шин включается в начальную стоимость авто на основании статьи 257 НК РФ. В качестве отдельных элементов шины не указываются. Отдельно приобретенные запчасти не включаются в состав купленного авто. Они не входят в его стоимость. Рассмотрим статьи, которые регламентируют учет:

  • Статья 254 (расходы плательщика на хознужды).
  • Статья 260 (реставрация ОС).
  • Статья 264 (содержание служебных ТС).

Отдельно приобретенные шины могут учитываться в качестве материальных затрат на содержание ОС. В этом случае учет осуществляется по себестоимости элементов. Ремонтные траты принадлежат к прочим расходам. Траты будут признаваться на дату сборки шин на ТС. Элементы, снятые с авто, не будут относиться к возвратным отходам.

Норма пробега

Нормы по списанию запчастей не утверждены законами. Пробег устанавливается предписаниями транспортного Министерства, установленными в Письме №03-01/10-2830ш от 24 августа 2012 года. В этом акте указано, что фирмы могут самостоятельно устанавливать нормы. Они разрабатываются на основании этих сведений:

  • Данные о шинах от заводского производителя.
  • Метод установления пробега норм РД 3112199-1085-02.
  • Опыт самого предприятия по эксплуатации ТС.

В стандартах РД 3112199-1085-02 указано, что разработанная норма не должна быть меньше 25% от среднего значения пробега. Рассмотрим приблизительные значения:

  • Для легковых ТС (российский производитель): 40-45 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (российский производитель): до 100 тысяч км.
  • Для легковых ТС (иностранный производитель): 50-55 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (иностранный производитель): до 180 тысяч км.

Несмотря на то, что компания получает свободу в разработке норм, она должна учитывать некоторые рекомендации. В частности, установленные нормы должны быть экономически оправданными, обоснованными.

ВАЖНО! На основании норм производится списание.

К СВЕДЕНИЮ!
Траты на утилизацию отходов входят в расходы по текущей деятельности. Они будут облагаться налогами.

Учет автошин на предприятии

Дата публикации 30.07.2018

Использован релиз 3.0.61

С 2021 года обязателен к применению Федеральный стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н. В связи с этим утратили силу ПБУ 5/01, Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н) и Методические указания по бухгалтерскому учету специнструмента, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н).

ФСБУ 5/2019 может не применяться в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд, а также микропредприятиями, имеющими право на упрощенный бухучет и упрощенную бухотчетность.

Стандарт не применяется в отношении малоценных ОС (стоимостью в пределах лимита, установленного организацией для учета их в составе МПЗ согласно абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) и спецодежды со СПИ более 12 месяцев.

С 01.01.2019 увеличена с 18% на 20% основная ставка НДС, а также с 18/118 до 20/120 повышена расчетная ставка НДС. Изменения будут отражены в примерах по мере обновления статей.

ООО «Швейная фабрика» приобрела у ООО «Дельта» автомобильные шины Michelin в количестве 4 штук общей стоимостью 23 600,00 рублей (в т.ч. НДС 18% – 3 600,00 руб.). Для их установки на автомобиль (замены) организация воспользовалась услугами автосервиса, применяющего упрощенную систему налогообложения. Стоимость услуг автосервиса – 2 000,00 руб.

Согласно учетной политике:

  • одним из основных видов деятельности предприятия является оказание транспортных услуг;
  • в бухгалтерском и в налоговом учете стоимость автомобильных шин, приобретенных отдельно от автомобиля, включается в расходы единовременно в момент первой установки на транспортное средство и не подлежит корректировке при сезонной смене и возврате на склад;
  • в налоговом учете стоимость автомобильных шин, приобретенных отдельно от автомобиля, при списании их в производство учитывается в составе прочих расходов (расходов на содержание служебного транспорта).
Читайте также  Нумерация огнетушителей на предприятии

Организация использует общую систему налогообложения (ОСН), применяет метод начисления и ПБУ 18/02.

Создать на основании

Входящий Исходящий
Внутренний

Поступление (акт, накладная)

1. Поступление автомобильных шин

1.1 Приняты к учету автомобильные шины

1.2 Учтен входной НДС

Документ «Поступление (акт, накладная)» (рис. 1):

  • Раздел: ПокупкиПоступление (акты, накладные).
  • Кнопка Поступление. Вид операции документа – «Товары (накладная)».
  • Заполните документ.
  • В поле Накладная № и от введите дату и номер документа поставщика.
  • Укажите контрагента, договор, склад, проверьте счета учета и сроки расчетов по ссылке в поле «Расчеты».
  • Табличную часть документа заполните по кнопке Добавить:
    • в колонке Номенклатура выберите поступающие материалы – автошины. При создании новых элементов выбирайте вид номенклатуры «Материалы». Если материалы учитываются на счетах, отличных от счета 10.01, создайте для них отдельную группу в справочнике «Номенклатура» и укажите для этой группы счета учета номенклатуры для автоматической подстановки в документы;
    • в колонке Счет учета укажите счет 10.05 «Запасные части»;
    • заполните остальные колонки (количество, цена, сумма, ставка и сумма НДС).
  • Кнопка Провести.

Для просмотра результата проведения документа (рис. 2) нажмите кнопку .

1.3 НДС принят к вычету

Документ «Счет-фактура полученный» (рис. 3):

  • В документе поступления заполните поля Счет-фактура № и от, затем нажмите кнопку Зарегистрировать (рис. 1). Автоматически будет создан документ Счет-фактура полученный, поля документа будут заполнены данными из документа-основания, а в форме документа-основания появится ссылка на созданный документ.
  • По ссылке откройте документ Счет-фактура полученный. Проверьте заполнение полей документа и установленный флажок Отразить вычет НДС в книге покупок. Если флажок снять, то вычет отражается регламентным документом Формирование записей книги покупок.
  • Запишите документ по кнопке Записать (если в документ вносили изменения).

Для просмотра результата проведения документа (рис. 4) нажмите кнопку .

Книгу покупок сформируйте через раздел: ОтчетыКнига покупок (рис. 5).

2. Передача автомобильных шин в эксплуатацию

2.1 Автомобильные шины переданы в эксплуатацию

Документ «Требование-накладная» (рис. 6):

  • Раздел: ПроизводствоТребования-накладные.
  • Кнопка Создать.
  • Флажок Счета затрат на закладке «Материалы» устанавливается, если списание материалов производится на разные счета затрат или по разной аналитике. В нашем случае необходимости устанавливать флажок нет.
  • На закладке Материалы табличную часть заполните по кнопке Добавить. В колонке Счет учета материалов укажите (проверьте) счет 10.05.
  • На закладке Счет затрат укажите счет учета затрат, на который списываются запчасти для ремонта и эксплуатации автомобиля, и аналитику к нему.
  • Кнопка Провести.
  • Для вывода печатной формы документа используйте кнопку Печать.

Для просмотра результата проведения документа (рис. 7) нажмите кнопку .

3. Услуги автосервиса по шиномонтажу

3.1 Отражены услуги автосервиса по шиномонтажу

Документ «Поступление (акт, накладная)» (рис. 8):

  • Раздел: ПокупкиПоступление (акты, накладные).
  • Кнопка Поступление. Вид операции документа – «Услуги (акт)».
  • Заполните документ.
  • В поле Накладная № и от введите дату и номер документа поставщика услуг (автосервиса).
  • Укажите контрагента, договор, проверьте счета учета и сроки расчетов по ссылке в поле «Расчеты».
  • Табличную часть документа заполните по кнопке Добавить:
    • в колонке Номенклатура выберите (добавьте новую) полученную услугу из одноименного справочника (подстрока 1) или просто укажите текстовое наименование услуги (подстрока 2);
    • в колонке Счета учета по ссылке проверьте (заполните) в открывшейся форме счет учета затрат и аналитику к нему для бухгалтерского (слева) и налогового (справа) учета;
    • заполните остальные колонки (количество, цена, сумма, ставка и сумма НДС).
  • Кнопка Провести.

Для просмотра результата проведения документа (рис. 9) нажмите кнопку .

Учет автошин на предприятии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении шестой год (сезон) эксплуатируются зимние шины. Их пробег — около 17 000 км, однако по своему физическому состоянию они изношены. Шины учитываются на забалансовом счете. Гарантийный срок службы, установленный производителем (пять лет), истек. В учете учреждения установлено, что шины списываются при достижении пробега от 45 000 до 50 000 км.
Возможно ли списать шины ранее, чем они достигнут норм эксплуатационного пробега? Какими документами оформляется решение о списании шин?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок списания автомобильных шин устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Решение о списании принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, которая определяет непригодность автомобильных шин вследствие их износа или повреждения. Оформляется соответствующее решение о списании с Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Обоснование вывода:
Нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлены нормы эксплуатации автомобильных шин. Порядок списания автомобильных шин может быть установлен на уровне ведомства или вышестоящей организации бюджетного учреждения. В случае его отсутствия учреждение вправе самостоятельно разработать такой порядок в рамках формирования учетной политики. При разработке порядка учреждение может учитывать следующие положения:
— Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (письмо Минюста РФ от 21.09.2009 N 03-2609);
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
— Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090;
— нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин, установленные заводом-изготовителем автотранспортных шин (письмо Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830).
Кроме того, требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Согласно п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
В рассматриваемой ситуации гарантийный срок автомобильных шин, установленных заводом-изготовителем, истек, но в то же время нормы эксплуатационного пробега недостигнуты. В этом случае комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), принимающей решение о списании в соответствии с п. 34 Инструкции N 157н, может быть установлена непригодность данных автомобильных шин вследствие их износа или повреждения.
Локальным актом учреждения (в соответствии с учетной политикой) может быть предусмотрено требование об оформлении соответствующего решения о списании с учета пришедших в негодность комплектующих автотранспортных средств (автомобильных шин), например, Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Следует отметить, что после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной Комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом о списании. К таким мероприятиям, в частности, относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п.
Обратите внимание, что с момента списания и до момента утилизации непригодные автомобильные шины учитываются на забалансовом счете 02 (п. 335 Инструкции N 157н). Выбытие материальных ценностей с забалансового счета 02 отражается на основании оправдательных документов, операцию в учете можно оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Окончательное списание данных автомобильных шин производится с забалансового счета 02 после завершения мероприятий, предусмотренных Актом о списании.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет автомобильных шин (для бюджетной сферы);
— Энциклопедия решений. Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта

Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование — сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Принципы бухгалтерского учета автошин

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Читайте также  Профиль предприятия для визы

ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),

ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.

Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство. Читайте также статью: → “Путевой лист грузового автомобиля. Образец заполнения, бланк».

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.

Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.

Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).

Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке

ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.

Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете

Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.

В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).

Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта

Вопрос №1. Как учитываются расходы по утилизации непригодных для пользования шин автотранспорта, исчисляют ли с них налоги?

Траты, связанные с утилизацией отходов, причисляются к расходам по текущей деятельности. На них тоже распространяется налогообложение.

Вопрос №2. Что представляет собой акт на списание, утилизацию автомобильных шин?

Используется общепринятая форма, которая включает сведения о назначенном составе комиссии, проведенном осмотре. Акт содержит полную информацию о характеристиках осмотренного объекта (заводской номер, общий пробег, размер, модель и т. д.). Проверяющие устанавливают техническую непригодность запчастей для автотранспорта, тут же указывают причины. Затем решают вывести их из эксплуатации и отправить в утиль. Готовый акт визируется председательствующим и остальными компетентными лицами из числа комиссии.

Вопрос №3. Какими нормативными документами можно руководствоваться при учете основных средств?

Работнику бухгалтерии следует взять на вооружение «Методические указания по бухучету основных средств», которые утверждены приказом Министерства финансов РФ № 91н от 13 октября 2003 г. Сейчас активно применяется редакция от 24.12.2010. Она освещает вопросы оценки, амортизации, содержания, восстановления и выбытия основных средств.

Вопрос №4. Можно ли не заводить учетную карточку на автомобильные шины?

Ведение учетной формы карточки, применение эксплуатационных норм пробега — обязательные составляющие эксплуатации автошин, используемые на предприятиях. Не делать это вправе только те владельцы транспортных средств, которые занимаются перевозкой грузов, пассажиров для личных нужд.

Вопрос №5. Как производится досрочное списание автомобильных шин по причине их испорченности и их учет на счетах?

Для подобных действий должно быть основание — заключение экспертной комиссии. Если автомобильные шины испорчены и установлено виновное лицо, то цена запчастей им компенсируется. Возмещаемая сумма считается внереализационной и относится к прочим доходам. Выбытие в таких ситуациях на счетах не отображается. Просто испорченное имущество списывают с внебалансового счета («Эксплуатируемые шины»).

Шипованная резина в учете (примеры)

Организация купила специальные шины для того, чтобы подготовить автомобиль к зиме. Поговорим о том, как учесть данную покупку в бухгалтерском и налоговом учете.

Переобувка автомобиля на зимние шины является необходимым условием в пору обледенелых и заснеженных дорог. Ведь использование летних шин в зимний сезон влечет возникновение аварий. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет сезонных шин, которые организация приобрела отдельно от транспортного средства.

Бухгалтерский учет

Приобретенные зимние шины являются запасными частями к автомобилю. В бухгалтерском учете их следует отразить в виде материально-производственных запасов по фактической себестоимости (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н). Учет их наличия и движения ведется на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части».

Шины, которые организация приобрела вместе с автомобилем, подлежат отражению в составе объекта основных средств, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Замена сезонных шин — одна из процедур поддержания автотранспортного средства в рабочем состоянии. Таким способом осуществляется его содержание.

Издержки на содержание объекта основных средств включаются в затраты на обслуживание производственного процесса. При этом они отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 66 и п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Читайте также  Категории должностей на предприятии

Согласно пункту 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, при передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете следует единовременно списать их стоимости на счета учета затрат.

Отметим, что при передаче в использование автомобильные шины целесообразно оценивать по себестоимости каждой единицы.

Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад. Это отражается по дебету субсчета 10-5 в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Снятые с автомобиля шины учитывают по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега. Согласно Временным нормам эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденным Минтрансом России 4 апреля 2002 года, стоимость возвращенных на склад шин (Свш) рассчитывается по следующей формуле:

Свш = [(Нэпш – Фпш) : Нэпш] х Ц,

Где Нэпш – норма эксплуатационного пробега шины;

Фпш – фактический пробег шины;

Ц – цена приобретения шины.

Информационным письмом Минтранса России от 7 декабря 2006 г. № 0132-05/394 сообщается, что Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 4 апреля 2002 года, действуют без ограничения срока действия.

Для определения нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (Hэпш) используют такую формулу:

Hэпш = H x K1 x K2,

Где Н — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

К1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;

К2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей, грузовых автомобилей, а также автобусов и троллейбусов, поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств, категория условий эксплуатации последних представлены в соответствующих таблицах указанных Временных норм.

Для определения стоимости возвращенных на склад шин организация также может самостоятельно установить нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин.

Налоговый учет

Затраты на покупку сезонных шин являются расходами на приобретение материалов, используемых на содержание, эксплуатацию основных средств, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса. При этом рассматриваемые затраты следует признавать в расходах на дату передачи шин в использование, то есть на дату их установки на автомобиль. Это следует из пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса.

Важный момент

Если организация меняет шины по причине их износа, а не в связи со сменой сезона, то расходы на приобретение рассматриваемых активов следует квалифицировать как ремонт основных средств (автомобилей) и признавать для исчисления налога на прибыль прочими расходами согласно пункту 1 статьи 260 Налогового кодекса.

Стоимость снятых с автомобиля и переданных на склад сезонных шин в налоговом учете не отражается (п. 5 и п. 6 ст. 254 НК РФ). Они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Следовательно, согласно пункту 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница, на основании которой формируется отложенное налоговое обязательство.

Документальное оформление

На автомобильные шины, которые приобретены отдельно от транспортного средства, оформляют приходный ордер по форме № М-4 (утв. постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а).

При отпуске шин со склада для установки на автомобиль составляют требование-накладную по форме № М-11 (утв. постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а).

Во время эксплуатации автошин для контроля за их техническим состоянием используют специальный документ — карточку учета работы автомобильной шины. Ее ведут до выхода шины из строя.

Форма карточки ранее была установлена в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденных распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р. Данные Правила утратили силу с 31 декабря 2007 года в связи с истечением срока действия, установленного указанным распоряжением Минтранса России.

Следовательно, организации целесообразно самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике бланк этой учетной карточки, беря за основу ту форму, которая была установлена в названных выше Правилах. При этом ей необходимо соблюдать требования к первичным учетным документам, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Ж. Кузьмина, редактор-эксперт

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Учет автомобильных шин в бюджетной организации

В процессе эксплуатации автомобильные шины изнашиваются и становятся непригодными к использованию. В связи с этим возникает необходимость их замены на новые.

В бухучете новые шины, приобретенные для замены изношенных, учитываются как запасные части по дебету субсчета 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» (ч. 23 раздела «Счет 06» Методических указаний N 59).

Корреспонденция счетов по учету новых шины, приобретенных взамен изношенных

Приобретение шин по безналу за счет средств бюджета, в т.ч. другого уровня, отражается записями:

Содержание операций Дебет Кредит
Получено финансирование из бюджета на оплату шин 100 140, 142 (230, 232)
Перечислена со счета казначейства оплата за шины 178 100
Оприходованы шины на склад (с НДС) (ч. 26 раздела «Счет 06», п. 25 таблицы Методических указаний N 59) 069 178
Стоимость шин, приобретенных за счет бюджетных средств, отражается в учете с НДС (ч. 1 подп. 24.4 п. 24 ст. 133 НК).

Операции по приобретению шин за счет внебюджетных средств в общем случае отражаются следующими записями:

Содержание операций Дебет Кредит
Перечислена оплата за шины с внебюджетного расчетного счета 178 111
Оприходованы шины на склад (без НДС) (ч. 26 раздела «Счет 06», п. 25 таблицы Методических указаний N 59) 069 178
Отражен предъявленный НДС (ч. 1 подп. 1.2 постановления N 24) 175 178
Принят к вычету НДС (ч. 3 подп. 1.2 постановления N 24) 173 175

Установка новых шин взамен изношенных обусловлена необходимостью обеспечения работоспособного состояния автомобиля. По общему правилу затраты на поддержание основного средства в рабочем состоянии признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (ч. 2 п. 18 Инструкции по бухучету ОС).

В бухучете стоимость шин списывается в день их установки на автомобиль с кредита субсчета 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» в дебет субсчетов учета расходов (затрат), производимых за счет бюджетных или внебюджетных средств.

Если организация устанавливает шины на автомобиль самостоятельно, проводки будут такими:

Содержание операций Дебет Кредит
Списана на расходы по бюджету стоимость шин, установленных на автомобиль (ч. 27 раздела «Счет 06», п. 28 таблицы Методических указаний N 59) 200, 202 069
Списана на затраты по внебюджетной деятельности стоимость шин, установленных на автомобиль 211 (080 и др.) 069
При налогообложении прибыли учитываются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170, ст. 173 НК)

Отпуск шин со склада оформляется накладной (требованием) или иным ПУД (абз. 2 п. 7 Методических указаний N 59). Факт установки шин на автомобиль в этом случае целесообразно подтвердить соответствующим документом, например, актом установки шин.

Вместе с тем «переобуть» машину можно с привлечением подрядчика (СТО).

Если оплата шин и их установка осуществляются за счет бюджетных средств, то в бухучете рекомендуем составлять следующие записи:

В том случае если шины, а также услуги по их установке оплачиваются за счет внебюджетных средств, в бухучете рекомендуем производить следующие записи:

На каждую шину заводится карточка учета работы автомобильных шин и утверждаются эксплуатационные нормы пробега. Данная карточка может вестись в электронном виде (ч. 1 подп. 9.1 и 10.1 ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса от 21.03.2011 N 149-Ц (ТКП)).

Внимание!
Если организация перевозит пассажиров и грузы только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных норм пробега не является обязательным (ч. 2 подп. 9.1 ТКП).

Для определения технического состояния шин и контроля за соблюдением их эксплуатационных норм пробега в организации назначается ответственный за учет шин и создается комиссия по их учету и списанию (ч. 3 подп. 9.1 ТКП).

Аналитический учет автомобильных шин ведется по наименованию, маркам, заводским номерам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточках ф. 296А (в книге ф. 296 (ч. 24 раздела «Счет 06» Методических указаний N 59).

При установке новых шин на автомобиль их стоимость списывается с бухучета. Вместе с тем эти шины до момента их выбытия из эксплуатации вследствие непригодности подлежат количественному учету. Он осуществляется бухгалтерией в ведомости оперативного (количественного) учета движения ОП в СОС, находящихся в эксплуатации, ф. 412. В ней записываются должность и фамилия получившего автомобильные шины, дата получения и заводские номера (ч. 24 раздела «Счет 06» Методических указаний N 59).

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: