Бургерная на колесах бизнес - Sps-Studio.ru

Бургерная на колесах бизнес

Как я открыл фудтрак Почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом — рассказывает Денис Пугач, совладелец двух стильных трейлеров с вывеской Durum-Durum, торгующих шаурмой в

Бургерная на колесах бизнес

Как я открыл фудтрак

Почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом — рассказывает Денис Пугач, совладелец двух стильных трейлеров с вывеской Durum-Durum, торгующих шаурмой в московских парках

Неуловимый фудтрак

Фудтрак в любую погоду

В Нью-Йорке экологичный стритфуд-фургон сдают за $1 в месяц

Концепция

Durum-Durum — это шаурма. Решили делать, потому что в Москве не было такой шаурмы, какую мы любим. Для начала решили попробовать отработать мобильную версию — сделать ресторан на колесах. Хотели привезти английский двухэтажный автобус double-decker, но из-за многих ограничений (высота 4,4 м, в Россию можно ввозить не выше четырех, проблема с таможней — он оказался старше двадцати лет) и запрета на ввоз в страну праворульного транспорта от этой идеи пришлось отказаться.

Привезли Airstream: купили в Штатах за 10 000 долларов, доставили в порт, дальше переправляли кораблями в Германию и оттуда в Санкт-Петербург, в Петролеспорт, где и растаможили.

Планировали открыться к 1 мая 2013 года, но, понимая, что не успеваем забрать трейлер из ремонта, купили оборудование и поставили дома на кухне: печку, тестораскатку и газовый гриль. Начали придумывать рецепты и читать, как замариновать курицу, как печь лепешки, до этого никогда не готовили (яичница не в счет).

18 мая 2013 года мы первый раз вышли на Городской маркет еды в Парке Горького. В нашем меню были дюрюмы — лепешки с курицей, капустой, огурцами и два самодельных соуса. Потом начались фестивали: работали в саду им. Баумана, в парке на Красной Пресне. Начиная с 2013 года каждый день зимой и летом, в любую погоду.

Документы

Перечень документов для открытия фудтрака, НТО (нестационарного торгового объекта), такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли (парки) может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания.

На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу (есть ряд ограничений) плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли.

Также понадобится письмо в Роспотребнадзор об уведомлении о начале деятельности, который проверяет в первый год, а потом раз в три года. Со стороны СЭС: наличие меню в печатном виде, уголок потребителя, медкнижки у всех сотрудников и документы на компанию должны быть внутри трейлера — свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке в налоговую инспекцию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Разрешительные документы оформить несложно, не помню точную продолжительность, но в течение пяти рабочих дней.

DURUM-DURUM

Команда: Карен Исаджанян, Александр Грабко, Денис Пугач.

В меню: дюрюм с курицей, дюрюм с уткой, дюрюм-бургер из баранины, дюрюм с фалафелем.

Старт: в мае 2013 года на «Местной еде» в Парке Горького.

Маршруты: в 2014 году фургон работал в двух столичных парках — Красная Пресня и Сад им. Баумана.

Кухня

Все, кто обкатал свою модель и понял, что тот продукт, который он делает, востребован, дальше открываются в помещении. В помещении больше возможностей, чтобы сделать качественную кухню: в трейлере тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа.

У нас есть заготовительный цех, где мы делаем заготовки. Каждый день руководитель ресторана дает поручение заготовщику — какой объем заготовок ему нужен. Въезд на «Белую дачу», где стоит наш трейлер, ограничен: привезти надо до десяти утра. Бывают сложности, и нас не пускают, когда опаздываем.

Заготовительный цех оборудован продуманно, по последнему слову техники: холодильная камера, морозильные лари, печи, ванны для мытья гастроемкостей. На заготовке работает разное количество людей: в обычном режиме — один или двое, когда предстоит большое мероприятие — трое-четверо. Понятно, что какие-то вещи в любом случае можно сделать заранее, в зависимости от особенностей продукта, объема и сроков хранения. Например, вакуумировать соус, замариновать мясо. Иногда человек просто выходит на одну смену, если нужно 80 кг баранины зачистить, обрезать и порезать — это 2–3 часа или фарш прокрутить для котлет.

В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам, мясо насаживается на вертикальный гриль.

Особенности продукта

Мы можем моментально собрать команду на необходимое количество людей. Но именно в этом и состоит сложность мобильной торговли: в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса — сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты — ресторан на колесах, то это очень сложно сделать.

Бизнес на колесах не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у нас в трейлере человек работает, зарплату получает. Мы ему говорим: ты пока дома посиди. Поэтому это очень сложная работа: в ней есть пики торговли, а есть спад, и моя задача их как-то сглаживать.

Плюс у нас еще специфическое блюдо, и для поддержания качества здесь постоянно нужен клиентский поток. Это бургер можно приготовить, когда появился клиент, а в нашем случае замаринованное мясо насаживается на бобину (вертикальный гриль) и, если потока нет, невозможно остановить процесс: мясо поджаривается и выкидывается, если продать его некому. Поэтому бургерных сетей в мире много, а сетей с шаурмой нет.

Надо правильно выбрать продукт. Идеально — кутаб, если продолжать нашу тематику, то гёзлеме. Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. Надо постоянно смотреть, что важнее — привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи. Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, ко мне придут люди и поедят.

У нас пять позиций в меню, за счет возможных комбинаций начинок и добавок их количество увеличивается. Можно и саму основу дюрюма (лепешки) сделать разной. Есть отдача в ланч-боксе, есть завтрак. При этом меню простое. Дюрюм — это моноконцепт.

Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков. Что продает «Макдоналдс»? Не бигмак, а картошку фри и кока-колу, то, что фактически стоит ноль. Это у нас лепешка 80 граммов, а мяса 140. Вес стандартного дюрюма (шаурмы) 350 граммов — хорошая порция. Можно ли на этом заработать и разбогатеть — не знаю, но надеюсь.

Оборудование

У фудтрака одно преимущество — визуальное; он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Скругленные углы — это нестандартное оборудование. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже.

Или надо пол постелить, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть невозможно. Если наливной пол делать, к примеру; он тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. Таких нюансов рассказать никто не может: опыта еще ни у кого нет. Хотя сейчас вроде появляются конторы, которые хотят профессионально заниматься переоборудованием автобусов; их единицы.

В нашем случае оборудование выходило дороже, мы не всегда знали, каким оно должно быть. Надо было купить гриль, он может и десять тысяч рублей стоить, и сто. В итоге покупали за шесть тысяч; он ломался, и мы уже знали, что нам от этого оборудования нужно — как он жарит, как держит тепло. Тоже было с печью — она развалилась за сезон, но мы начали понимать, что нам нужна печь двухсекционная, раздельная, чтобы тепло держала.

Во многом это объясняется и тем, что мы непрофессионалы. Ну а кто профи по вертикальному грилю? У нас это в принципе не развито. Приходишь в магазин, а продавец говорит: «Давайте откроем инструкцию». Поэтому многие вещи приходится постигать методом проб и ошибок, вникать во все.

В нашем фургоне два вертикальных гриля и один горизонтальный, печь для пиццы, тестораскаточная машина, холодильное оборудование, в том числе сокоохладитель и льдогенератор, мармит, фритюр, кассовый аппарат, VDU (Video Display Unit) монитор для сборщика, подогреваемая поверхность, рожковая кофемашина и вытяжка (внутри трейлера температура может нагреваться до 50°С).

Готовый бизнес-план фургончика с едой

1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года

Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.

Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.

В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.

1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой

Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.

Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.

Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:

Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.

Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:

  • два холодильника, чтобы хранить продукты;
  • два термопота, чтобы подавать чай;
  • фритюрницу для картофеля;
  • пресс-гриль и профессиональный тостер для сэндвичей;
  • ножи, доски, слайсеры;
  • кофемашину.

С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.

На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.

Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.

Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.

Читайте также  Финансирование бизнеса с нуля

Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.

Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.

С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:

Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.

Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.

В среднем генератор стоит 60 000 рублей.

Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.

Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.

Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.

Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.

Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».

Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.

Бизнес-план передвижной закусочной

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация уличного фаст-фуда в формате «закусочная на колесах». Торговая марка – «Вагон-ресторан». Предполагается приобретение и оборудование под закусочную автофургона. Место расположения проекта – город Санкт-Петербург. Факторами успеха проекта являются:

рост сегмента уличного фаст-фуда за счет других форматов общественного питания

высокая емкость рынка за счет особенностей города: туристический поток, большое количество студентов

гибкость формата: возможна быстрая смена дислокации в течение дня с целью наибольшего охвата целевой аудитории

Основные показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1.

Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта

Ставка дисконтирования (r), %

Ставка дисконтирования (r-мес), %

Срок окупаемости (PP), мес.

Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес.

Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.

Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), %

Внутренняя норма прибыли (IRR), %

Индекс доходности (PI)

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Рынок общественного питания можно сегментировать следующим образом (по сужению ниши):

общественное питание в целом (кафе, рестораны, столовые, фаст-фуд);

фаст-фуд (кафе, стационарные и нестационарные точки продаж);

В целом, на сегодняшний день, отрасль общественного питания в России находится в достаточно сложном состоянии: по оценкам экспертов, с рынка в 2015 году ушло до 30% крупных игроков. Это связано, в первую очередь, с тяжелой экономической ситуацией и падением платежеспособности населения. Посещаемость кафе и ресторанов снизилась примерно на 30%. Кроме того, негативное влияние на отрасль оказывает рост цен на продукты питания, связанный с западными санкциями и ограничением импорта; отечественные производители не справляются с ростом объемов потребления. Согласно данным Росстата, оборот в сфере общественного питания снизился на 6% в 2015 году. Однако, спад приходится, в первую очередь, на традиционные кафе и рестораны высокого ценового сегмента. На фоне общего падения спроса, некоторые регионы и сегменты рынка общественного питания испытывают подъем. Из регионов эксперты выделяют Тульскую и Воронежскую области, а также республики Мордовию и Хакасию. Что касается сегментов, то даже в кризисных условиях растут фаст-фуд (+10% в 2015 году) и доставка пиццы (+6%).

Из наиболее заметных трендов можно выделить следующие:

ориентация в закупках продуктов питания на отечественных поставщиков;

отказ от необоснованно дорогих («статусных») заведений в пользу более демократичных, но с хорошей кухней;

распространение моноспециализации (например, на мясном гриле, стейках или бургерах)

возрождение интереса к русской кухне или кухне отдельных регионов России;

увеличение доли вегетарианских блюд в меню большинства заведений.

Сегмент уличного фаст-фуда целесообразно рассматривать не уровне географического региона сбыта. На сегодняшний день преобладают стационарные павильоны с уличной едой: пирожки и прочая выпечка, блины с начинками, шаурма, хот-доги. Шаурма, оценочно, занимает первое место по спросу среди всех видов уличного фаст-фуда. Тем не менее, есть и сдерживающие факторы роста спроса: многие потенциальные потребители опасаются приобретать данный вид продуктов по причине неуверенности в происхождении и качестве исходных ингредиентов, а также из-за потенциального отсутствия надлежащих санитарных условий в павильонах при приготовлении продукта.

Проектом предполагается приобретение и оборудование специализированного автофургона (фудтрака), определение наиболее интересных точек сбыта, между которыми фудтрак может перемещаться в течение суток, получение разрешения от Администрации города. Основа меню «Вагон-ресторана» — бургеры. Ценовой сегмент – «средний» и «средний+». К основным конкурентным преимуществам проекта можно отнести:

использование качественных ингредиентов для приготовления бургеров

высокое качество продукции

высокая скорость обслуживания

вежливость и опрятный вид персонала

привлекательный внешний вид фудтрака и оригинальный дизайн, привлекающий внимание

Фудтрак приобретается новым, на базе фургона китайского производства, что позволяет сократить объем инвестиционных затрат (по сравнению с фургонами европейских марок); его оборудование, разработка технологической карты и меню на основании пожеланий инициатора проекта, осуществляется специализированной компанией.

Предполагается дислокация в трех основных точках и одной дополнительной по сезону (белые ночи); время присутствия указано справочно и может изменятся в соответствии с конъюнктурой спроса:

Район Исаакиевского собора (09.00 – 14.00)

Невский проспект, район Спаса-на-Крови (14.00 – 19.00)

Район Мариинского театра (19.00 – 23.00)

Район Дворцового моста (23.00 – 02.00, в сезон белых ночей)

Таблица 2. Инвестиционные затраты по проекту

НАИМЕНОВАНИЕ

Оборудование

Нематериальные активы

Оборотные средства

Собственные средства:

1 200 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Проект предоставляет услуги общественного питания населению и гостям города Санкт-Петербург. Основу меню составляют бургеры, в дополнение к ним предлагаются картофель-фри и напитки. Все ингредиенты, используемые при приготовлении продукции, натуральные и свежие, закупаются у местных поставщиков. К ингредиентам предъявляются жесткие требования по качеству, в обязательном порядке требуется предоставление сертификатов и разрешений поставщиком.

Номенклатура и описание продукции приведены в Табл. 3. Цены реализации приведены в Табл. 4.

Таблица 3. Номенклатура и описание продукции проекта

Наименование

Классический американский бургер на ржаной булке, с говяжьей котлетой, картофелем и овощами

Престарелый лысый орел

Увеличенный в 1,5 раза «Лысый орел»

Корова в капкане

Бургер с говяжьей котлетой и овощами под двумя слоями сыра

Свинка на травке

Бургер на пшеничной булке с беконом, овощами, моццареллой и травами

Бургер на гречишной булке с бараньей котлетой-гриль, под острым соусом с кавказскими травами, овощами и адыгейским сыром

Свинка на печке

Бургер со свиной котлетой-гриль на ржаной булке с пряным соусом, сыром чеддар

Бургер со свиной котлетой на пшеничной булке с классическим соусом, с добавлением бекона, овощей, картофеля и сыра

Бургер на пшеничной кунжутной булке с рыбной котлетой, с овощами, белым соусом и травами

Картофель фри «Бацька»

Картофель-фри «Его Картофейшество»

Картофель-фри «Александр Бульбарожденный»

Натуральный кофе на выбор: капучино, американо, по-венски

Натуральный чай на выбор: черный, зеленый, улун, пуэр

Напитки по сезону: холодный чай и кофе, мохито б/а, грог б/а, глинтвейн б/а

Сильногазированные прохладительные безалкогольные напитки

Таблица 4. Переменные затраты и цены реализации

ТОВАР/УСЛУГА

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

Престарелый лысый орел

Корова в капкане

Свинка на травке

Свинка на печке

Картофель-фри «Его Картофейшество»

Картофель-фри «Александр Бульбарожденный»

Все бургеры подаются в картонных коробках, произведенных на заказ в соответствии со стандартами бренда «Вагон-ресторан». Напитки подаются в картонных теплоизолированных стаканах.

Напитки также исключительно из натуральных ингредиентов: натуральный чай (заваривается во френч-прессе), натуральный кофе (заваривается в профессиональной кофе-машине). Сезонные напитки – безалкогольные, на основе чая и кофе.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевая аудитория проекта – мужчины и женщины в возрасте от 15 до 40 лет с доходом среднего уровня и выше; ведущие активный образ жизни, проводящие много времени вне дома; туристы и студенты.

Точки продаж (см. Раздел 2) выбраны с учетом максимального трафика в определенное время суток. Фудтрак передвигается по городу с целью максимального охвата целевой аудитории.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Для продвижения бренда используются социальные сети: vk.com, Twitter и Instagram. SMM ведет сам инициатор проекта. Публикуются фотографии бургеров с привлекательными описаниями, рецепты бургеров и закусок для домашнего приготовления, фотографии довольных покупателей с продукцией «Вагон-ресторан» (с их согласия), новости города из непосредственного окружения фудтрака и прочая информация. Используется платное продвижение отдельных постов. Рекламный бюджет – 3 000 рублей в месяц.

Плановый объем продаж приведен в Табл. 5.

Таблица 5. Плановый объем продаж

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

Престарелый лысый орел

Корова в капкане

Свинка на травке

Свинка на печке

Картофель-фри «Его Картофейшество»

Картофель-фри «Александр Бульбарожденный»

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Основным производственным активом является фудтрак – автомобильный фургон, оснащенный оборудованием для приготовления бургеров, горячих напитков и картофеля-фри. За базу берется новый фургон марки BAW как наиболее доступный по стоимости. Кухонное оборудование – европейских производителей высокого качества. Фудтрак в соответствии с требованиями надзорных органов оснащен проточным водопроводом, канализацией, средствами пожаротушения.

Оснащение фудтрака осуществляет специализированная компания, предлагающая услуги по организации заведений общественного питания «под ключ»: приобретение автомобиля, разработка рекламного оформления, разработка меню, подбор поставщиков, монтаж инженерных сетей и оборудования. Полная стоимость фудтрака с комплексом услуг по оснащению – 2 045 646 рублей. Срок подготовки – 45 календарных дней. В этот же период осуществляется подбор и обучение персонала.

Складирование и хранение ингредиентов осуществляется в холодильном шкафу фудтрака в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Объем шкафа позволяет хранить запас продуктов на два-три дня. Ингредиенты закупаются у трех поставщиков, расположенных в Санкт-Петербурге, самовывозом.

Технологические карты также предоставляются поставщиком фудтрака. Приготовление продукции осуществляется в точном соответствии с ними.

Один раз в три дня осуществляется слив жидких отходов производства и легкая чистка емкости их хранения. Чистка производится силами работников проекта.

План производства приведен в Прил. 1 к настоящему бизнес-плану.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Процесс реализации проекта можно разбить на две основные фазы: фазу подготовки и рабочую фазу. В ходе подготовки производится приобретение и оснащение фудтрака, подбор и обучение персонала, регистрация бизнеса и получение разрешений. Подготовительный этап длится 45 календарных дней.

В ходе рабочей фазы непосредственно осуществляется операционная деятельность – торговля в согласованных с Администрацией города местах, а также продвижение в социальных сетях.

Читайте также  Бизнес на сигаретах рентабельность

Все административно-управленческие функции выполняются инициатором проекта. Для этого он имеет необходимые навыки и знания в сфере предпринимательства, имеет опыт работы в сфере общественного питания. Кроме того, инициатор проекта работает на фудтраке и выполняет функции маркетолога (занимается продвижением). Бухгалтерия передана на аутсорсинг.

К работникам предъявляются следующие требования: опыт работы в сфере общественного питания от 1 года, наличие медицинской книжки. График работы сменный, 2/2. Штатное расписание и фонд оплаты труда приведены в Табл. 6.

Таблица 6. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Бизнес на колесах: что нужно учесть, если хотите открыть мобильный стритфуд в России

Руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито»

Стритфуд на колесах — фудтраки и кофетраки — часто можно увидеть на форумах, музыкальных фестивалях, в городских парках и торговых центрах. Отсутствие законодательной базы пока не позволяет ресторанам на колесах перемещаться по улицам, но в крупных городах все равно появляется все больше мобильных точек общепита.

Сергей Никольский, руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито», рассказывает, как развивается направление мобильного стритфуда в России и что нужно знать желающим зайти в эту нишу.

Не самый мобильный бизнес

Сейчас в России нет законодательной базы, которая позволяла бы владельцам фудтраков вести действительно мобильную торговлю, перемещаясь вслед за потоком покупателей. С 2018 года на рассмотрении Госдумы находится законопроект, принятие которого позволит стритфудам на колесах переезжать с места на место, но пока его принятие откладывается.

В некоторых городах России при этом действуют локальные акты, позволяющие фудтракам перемещаться по городу. Например, такая практика с 2018 года применяется в Нижнем Новгороде. А в июле этого года фудтраки легализовали в Санкт-Петербурге.

В большинстве городов России для работы необходимо арендовать место под фудтрак. Заключить договор аренды предприниматель может с общественным пространством — например, городским парком или частным арендодателем. Во втором случае получится разместиться, например, на территории парковки торгового центра или бизнес-холдинга. Но владелец фудтрака все равно остается привязан к конкретной точке в городе.

Основатель сети мобильных кофеен «Кофельяно» Алексей Федосов

Надеяться на внесение изменений в законодательство на федеральном уровне в ближайшее время не стоит. Но ситуация такова, что у региональных властей сейчас достаточно полномочий для легализации фудтраков. Опыт Нижнего Новгорода, Костромы, Татарстана — наглядный пример. При этом в Москве и Санкт-Петербурге направление стритфуда на колесах все равно более развито, чем в остальных городах страны.

Основатель нижегородской сети гриль-баров на колесах «Горячо» Игорь Ладыгин

В Москве кофетраки и фудтраки по большей части размещаются в парках или на территории торговых центров на окраинах города. Из-за этого сложно понять, где таких точек все-таки больше — в Москве или Санкт-Петербурге. Петербург сам по себе более компактный, мобильные кофейни там больше сконцентрированы в центре. Из-за этого возникает впечатление, что там их очень много.

Сколько стоит запуск бизнеса на колесах

Как отмечает вице-президент ассоциации «Гастроном» Илья Завельский, в среднем первоначальные инвестиции для открытия стритфуда на колесах колеблются от 2 до 2,5 млн рублей с учетом не только затрат на сам фудтрак, но и других расходов — например, на проработку меню и оформление документов, необходимых для старта бизнеса (потребуется оформить статус ИП, медицинские книжки для сотрудников и получить разрешение от Роспотребнадзора).

Стоимость открытия будет зависеть от того, с каким меню вы планируете работать.

Для того чтобы готовить в фудтраке блюда на гриле, потребуется и сама печь, и улучшенная система вентиляции. А вот затраты на запуск кофе-точки на колесах будут значительно ниже. Например, купить передвижную кофейню в Москве можно за 500 тысяч рублей.

Стоимость аренды места под стоянку зависит от региона и от арендодателя. По данным компании «Клен», которая оказывает услуги по открытию точек общепита, в среднем аренда в Москве места площадью 7 кв. м (столько потребуется для полноценного большого фудбаса, другие форматы потребуют меньше) будет стоить порядка 350 тыс. рублей в год, если речь идет о территории на границе Третьего транспортного кольца. Аренда в центре обойдется дороже, за год сумма составляет в среднем в 700 тыс. рублей.

Если вы планируете работать на фудтраке на крупных мероприятиях, за аренду снова придется платить. По данным сервиса Quick Resto, стоимость размещения мобильной точки на площадке фестиваля или форума стоит в среднем от 3 до 30 тыс. рублей в зависимости от масштаба мероприятия.

Как выбрать фудтрак

  • купить новый фудтрак от российского или зарубежного производителя (во втором случае к стоимости самой машины придется добавить затраты на транспортировку и растаможку);
  • приобрести подержанный фудтрак (предыдущие владельцы часто продают фудтраки в комплекте с оборудованием для готовки, это может быть выгодно);
  • купить фургон или прицеп и переоборудовать его под фудтрак самостоятельно или при помощи специальных бюро (создать фудтрак можно даже на базе легкового автомобиля, масштабы необходимых доработок зависят от целей бизнеса).

Почему это выгодно, если перемещаться нельзя

Основатель одной из первых в России компаний-производителей фудтраков EdaNaKolesah Рафаэль Хабиров

Запуск мобильной точки, несмотря на все ограничения, обходится дешевле, чем открытие собственного ресторана, так как расходы на аренду и ремонт ниже. Для рестораторов, у которых уже есть бизнес в традиционном формате, точка на колесах становится дополнением к основной деятельности, а новичкам в общепите позволяет протестировать гипотезы с минимальными затратами.

Ниша еды на колесах позволяет запустить бизнес намного быстрее, но самое главное — дает право на ошибку. Если не получилось на одном месте — можно с легкостью сменить локацию, а еще полностью сменить концепцию и брендинг, и все это будет намного быстрее и безопаснее, нежели работа со стационарным рестораном, ведь владелец прогоревшего ресторана теряет все вложенные деньги.

Свой первый фудтрак Рафаэль продал несколько лет назад, а теперь его проект — резидент «Сколково» — вырос в современный промышленный комплекс в Подмосковье, площадью более 4 тыс. кв. м по производству трейлеров премиум-класса. Компания развивает по такому же пути направления домов, бань, магазинов и офисов на колесах.

Игорь Ладыгин

От мобильного ресторана, если он окажется успешен, проще прийти к полноценной стационарной точке, чем с нуля. Мы начинали со смокера — гриля — на колесах, который собрали сами, потому что нам было любопытно попробовать это направление. В итоге наши смокеры и продукция из смокеров заинтересовали очень многих. Так от их производства «для себя» мы перешли к производству для всех.

В итоге развиваем два направления бизнеса. Мы научились собирать уникальные, качественные смокеры на колесах и продаем их под заказ. Параллельно мы расширяли собственную торговлю и в итоге открыли стационарный ресторан. Это оказалось проще, чем если бы мы начинали с нуля, ведь у нас уже было отработанное меню и понимание того, что понравится клиентам.

Алексей Федосов

Ниша бизнеса на колесах очень актуальна для самозанятых. Я знаю ребят, у которых есть кофетраки и которые путешествуют на них по России. Сейчас они поехали в Крым: покупаться, позагорать и поработать.

Еще один выгодный формат, в котором мы работаем, — выездные кофе-брейки под заказ. Допустим, компания организует для сотрудников корпоратив на природе — мы можем приехать и обеспечить участников напитками и снеками. Количество таких мероприятий, правда, невелико — пока 1-2 в месяц. Так что для нас это лишь дополнительное направление.

Как достичь максимума

Что нужно учесть, задумавшись об открытии бизнеса на колесах:

  • Платить аренду все равно придется: по закону у бизнеса на колесах должен быть договор об аренде места для работы.
  • Самый дешевый вариант бизнеса на колесах с точки зрения инвестиций — мобильная кофейня. Любая идея, связанная с готовкой еды, требует больше вложений.
  • Кафе на колесах позволяет протестировать меню и может стать первым, менее рискованным шагом к открытию стационарного ресторана.

Фотографии в тексте предоставлены автором

Как открыть фудтрак

Фуд-трак (или закусочная на колесах) — это новая бизнес-модель для ресторанного рынка России. И в условиях кризиса она имеет хорошие перспективы. Свежий формат не только привлекает уже заскучавшего потребителя, но и полностью соответствует его сегодняшним требованиям: быстрая и качественная еда рядом с работой или местом досуга за небольшие деньги. Для предпринимателя купить фуд-трак выгодно по многим причинам:

  • Снижение арендной нагрузки на бюджет — не придется платить за помещение
  • Экономия на зарплате персонала — штат не превысит 4-6 человек (по 2-3 на смену)
  • Большой охват аудитории — не потребитель идет к вам, а вы к потребителю. И это принципиальная разница. Клиентом кафе на колесах может стать любой прохожий.
  • Мобильность — вы меняете места дислокации и появляетесь там, где больше потенциальных клиентов
  • Быстрая окупаемость — примерный срок составляет 3-4 месяца при обслуживании 250 человек в день

Кому интересен этот бизнес?

  • Начинающим предпринимателям — вы выходите на рынок с оригинальной концепцией и относительно небольшими вложениями, если сравнивать с открытием стационарной точки питания
  • Профессионалам — закусочной на колесах можно дополнить основной бизнес, открыть мобильный филиал кафе или ресторана, в сезон интересны фургон с мороженым или передвижная кофейня
  • Сетевым операторам — сеть передвижных кафе покроет самые прибыльные места вашего города

Предложение компании «КЛЕН»

Мы оценили ситуацию на рынке, провели опрос среди наших клиентов, проанализировали тенденции HoReCa и на основе полученных данных разработали бизнес-план и пакет предложений для открытия фуд-трака.

Создание концепции мобильного кафе

В рамках этой услуги специалисты «КЛЕН» определят целевую аудиторию проекта, выберут кухню и разработают меню, подберут места для размещения фуд-трака.

Проектирование и оснащение фуд-трака

Проект фуд-трака подразумевает переделку кузова автомобиля (адаптация грузового авто для фуд трака), план-привязку оборудования к имеющимся инженерным коммуникациям и размещение техники.

Услуга оснащения включает подбор профессионального оборудования для приготовления, хранения и раздачи блюд.

Брендирование

Внешний вид фуд-трака играет ключевую роль в успешности бизнеса. Мы разработаем фирменный стиль вашего проекта, придумаем и изготовим дизайн для фудтраков и наружную рекламу.

Готовые решения

Вы можете не терять время на разработку, а купить готовый food truck в Москве. Специально для новичков мы создали три готовых решения фуд-траков на базе автомобилей BAW, Газель и МАЗ. Это бургерная, пиццерия и комбинированный проект бургерной и пиццерии.

Готовое решение — комплект самого необходимого для начала бизнеса:

  • Машина — фургоны под фуд трак в различных ценовых категориях
  • Оборудование для фуд-трака
  • Посуда и инвентарь
  • Технологический проект

Для готовых решений мы не случайно выбрали именно эти марки автомобилей. Каждая выполняет свои задачи. На BAW удобно передвигаться по городским улицам и регулярно менять место остановки. Фуд-трак BAW подходит для парков и городских площадей, зон отдыха, пляжей. На Газели можно преодолевать средние расстояния и оказывать услуги питания в сельской местности, в санаториях, пансионатах, домах отдыха. Такой фуд-трак принесет дополнительную прибыль за счет выездов в область и кейтеринга. МАЗ среди всех автомобилей имеет самый большой кузов, а значит, его кухня способна производить большие объемы блюд за единицу времени. Вы сможете организовать блинную или предложить шашлык на огне. Так как сеть технической поддержки МАЗа представлена в большинстве городов России и СНГ, этот фуд-трак способен выезжать на различные фестивали и массовые мероприятия, он преодолевает большие расстояния и работает на значительном удалении от основной базы.

Стоимость машин: BAW Fenix 33462 ГБО — от 840 000 руб.; Газель Некст — от 1 060 000 руб.; МАЗ 4371Р2-440-000 — от 1 680 000 руб. Площадь кузова: 8, 8 и 12 м².

Продажа фудтраков в Москве (и по всей России) избавит владельца от необходимости самостоятельно подбирать оборудование. В проекте уже собран комплект профессиональной кухонной техники для работы с полуфабрикатами высокой степени готовности, хранения и тепловой обработки продуктов, их упаковки и раздачи. Все оборудование многофункционально и имеет малые габариты, оптимальные для ограниченной площади кухни. Например, стол охлаждаемый для пиццы HICOLD PZE1-11GN (1/3) — используется для хранения гастрономии и напитков, сбора пиццы, приготовления салатов и десертов, оснащен витриной с гастроемкостями, куда помещают нарезанные ингредиенты. Цена на фудтраки складывается из нескольких слагаемых.

Стоимость комплекта оборудования: «Бургерная» — от 256 000 руб.; «Пиццерия» — от 293 000 руб.; «Бургерная+Пиццерия» — от 309 000 руб.

Комплект инвентаря состоит из емкостей для хранения продуктов и подготовленных ингредиентов, разделочных приспособлений, мельниц для специй, диспенсеров для соусов и хозтоваров.

Стоимость инвентаря: от 24 000 руб.; от 35 000 руб.; и от 36 080 руб.

Индивидуальный проект

Если Вам не подходит готовый вариант, мы разработаем индивидуальный проект — производство фудтраков от концепции до запуска.

Поддержка клиента

После открытия закусочной на колесах наше сотрудничество не заканчивается. Компания «КЛЕН» гарантирует техническую поддержку и сервисное обслуживание всем, кто решил купить фудтрак. Возможно обучение вашего персонала работе на оборудовании в мобильной кухне.

Особенности формата

Идея фуд-траков далека от стандартной уличной еды. В идеале — это ресторан/кафе/пиццерия на колесах, где качество блюд не отстает от стационарных заведений. Фудтрак и автокафе выбирают те, у кого нет времени на посиделки в помещении, но есть желание получить качественную услугу. Поэтому не экономьте на сырье, готовьте вкусные и максимально здоровые блюда, дабы не сравняться с киосками фаст-фуда в худшем их проявлении.

Законодательство

Сейчас в законодательстве РФ есть белые пятна по вопросу мобильной торговли. Пока нет четких норм, которые бы классифицировали фуд-трак как предприятие питания и помогали контролировать качество продуктов и соблюдение санитарных норм. Даже в Москве и Санкт-Петербурге фуд-траки работают без правовой базы. Владельцам бизнеса необходимо договариваться с местной администрацией о длительной парковке в определенном месте, либо же арендовать участки земли там, где планируется оказание услуг. Опыт показывает, что это не всегда товарно-денежные отношения. К примеру, возможна договоренность и на прочих условиях с администрацией торговых и бизнес центров, образовательных учреждений, около которых фуд-трак остановится.

Пока законодательство не в силах реагировать оперативно на новые требования бизнеса, но работа по лицензированию мобильных кафе уже ведется.

Оформление

Несмотря на пробел в законе фуд-трак открывают примерно так же, как стационарное заведение. Шаги следующие:

  • Разработка концепции и бизнес-плана
  • Регистрация ИП и постановка на учет в налоговый орган
  • Решение вопроса с местами стоянки автомобиля
  • Приобретение или переоборудование фуд-траков
  • Найм персонала — 1 повар, 1 кассир и 1 водитель на смену. Если у повара или кассира есть права соответствующей категории, две должности можно совмещать.
  • Оснащение фургона — покупка кухонного оборудования, вытяжки и обогревателя на зимний период, электрогенератора, водонагревателя.
  • Обращение в Роспотребнадзор и получение разрешения на деятельность

Изготовление и открытие фуд-траков — бизнес, который только начинает развиваться. У вас есть реальный шанс стать одним из лидеров этого рынка. Компания «КЛЕН» окажет все необходимые услуги для успешного старта и развития вашего дела.

Оборудование для ресторанов, посуда для кафе и столовых, мебель для общепита, кухонный инвентарь — интернет-магазин.

Фуд-трак как бизнес на колесах. Фаст-фуд с торговым прицепом

  • Актуальность
  • Выбор формата
  • Финансовый план
  • Выбор места
  • Авто для фастфуда на колесах
  • Оборудование
  • Документы
  • Риски, трудности
  • Франшизы

Актуальность

Передвижной фастфуд на колесах востребован среди офисных работников, студентов, туристов или просто занятых людей, которые желают полакомиться чем-то вкусным и сытным, но не имеют времени на посиделки в кафе. Фуд-трак – это точка быстрого питания на основе грузового авто, которое переоборудовано в небольшую кухню с ресторанным оборудованием. Отличительная черта такого бизнеса – приготовление блюд из полуфабрикатов. Это в разы уменьшает время приготовления, обеспечивая оперативную подачу. К тому же для реализации бизнес-плана фуд-трака не требуется внушительного стартового капитала. Данное направление достаточно новое, отличается от приевшихся «уличных форматов».

Выбор формата

Актуальные варианты организации фуд-трак как бизнес:

  1. Закусочная – в меню предложено около 20 видов бургеров, картошка фри и прохладительные безалкогольные напитки. Для роста дохода потребуются авторские рецепты и оригинальный подход.
  2. Кофейня – ориентирована на продажу качественного натурального кофе (15-20 видов). Также в меню присутствуют коктейли, смузи, лимонад, выпечка.
  3. Пиццерия – в меню предложено около 10 видов наполнителей для пиццы, а также прохладительные напитки, мороженое, легкие салаты.
  4. Азиатская кухня – в продаже имеется овощная лапша, роллы, суши, салаты и традиционные для данного региона закуски.
  5. Гриль-меню – клиентам предлагаются мясные и рыбные блюда, приготовленные на качественном оборудовании (гриль, жарочная поверхность). Это стейки, ребра, медальоны и др.

Существуют и другие варианты бизнес-плана фастфуда на колесах, некоторые точки быстрого питания объединяют в себе несколько форматов.

Финансовый план

Стартовые расходы зависят от формата и концепции развития – покупка нового оснащенного торговым и кухонным оборудованием стоит от 2 млн. рублей. Если купить б/у фургон фастфуд на колесах и самостоятельно переоборудовать его в фуд-трак, расходы можно снизить вдвое. Также понадобиться капитал для оформления документов, закупки одноразовой посуды и продуктов для приготовления еды, полуфабрикатов, формы сотрудников и др. По мнению экспертов, если за первый год работы стартовые расходы не окупились, нужно пересмотреть концепцию развития. Причинами низкой доходности могут быть:

  • невыгодное месторасположение;
  • неправильно установленное меню;
  • отсутствие уникального стиля;
  • плохое качество блюд.

Наценка на еду не должна превышать 200-250%, так как в данной сфере доход делает высокая посещаемость. На сегодня средний чек в подобных точках составляет 300-350 рублей.

Выбор места

Основной критерий – высокий уровень проходимости. Чем более оживленный поток людей проходит мимо точки, тем большую прибыль можно заработать.

Фастфуд на колесах в Америке строго регламентирован законодательством, в России данное направление не имеет нормативной базы. Поэтому при выборе места существует несколько вариантов:

  • Участие в аукционах, организуемых местными властями на получение участка земли для ведения торговой деятельности. На практике в торгах побеждают крупные компании и известные торговые сети.
  • Аренда земли – более реальный вариант для новичков в бизнесе на фуд-траке. Аренда зависит от места и региона.
  • Участие в выездных мероприятиях. С организаторами заключается договор. Стоимость аренды зависит от многих факторов и варьируется в пределах 2-30 тыс. рублей в день. Выручка при этом также будет разная. К примеру, День энергетика в маленьком городе посетят не более одной тысячи людей, при этом на музыкальный фестиваль танцевальной музыки может попасть 20-30 тысяч.
  • Нелегальная торговля – можно установить торговый прицеп для ведения бизнеса в любом выгодном месте, но уже в ближайшее время госорганы обязательно поинтересуются наличием специальных разрешений, поэтому данный вариант не рекомендован для российских предпринимателей.

Как открыть фастфуд на колесах:

Авто для фастфуда на колесах

Модель автомобиля зависит от выбранного формата и перспектив развития. На российском рынке уличного фаст-фуда принято использовать следующие марки:

  1. BAW – отличается маневренностью и удобством. Как правило, данную марку покупают для крупных городов и располагают в парках, скверах, на пляжах и для участия в выездных мероприятиях.
  2. Газель – используется для преодоления больших расстояний или для сезонного бизнеса. Часто располагают в небольших городах, на различных курортах, праздниках, возле домов отдыха и пансионатов.
  3. МАЗ – возможность вмонтировать большую кухню, профессиональное оборудование. Данные марки используют для местности, в которых возникает необходимость приготовить большие объемы еды.

Примерные цены на некоторые модели (с готовым дизайном и вмонтированным кухонным оборудованием):

    • ГАЗ ГАЗель – 1800000 — 2300000 рублей;
    • BAW – 1650000 – 2000000 рублей;
    • Mercedes – 2250000-2800000 рублей.

Существенно сэкономить можно при самостоятельном переоборудовании подержанного авто в фуд-трак:

Также можно купить прицеп для торговли. Его цена зависит от размера, производителя и характеристики. Прицепы «Купава» размером 2,5х2х2,1 м с оснащенной торговой мебелью стоят от 230 тыс. рублей.

Оборудование

Список необходимого кухонного оборудования зависит от специфики предлагаемых блюд. К примеру, для выпечки пиццы или гонконгских вафель нужны специальные печи, для кофейни – мощная кофе-машина. Стандартный комплект выглядит следующим образом:

  • индукционная плита (2-6 комфорки);
  • фритюрница;
  • конвекционный шкаф для гриль-меню;
  • холодильные или морозильные камеры;
  • бойлер;
  • вытяжка;
  • мойка;
  • сплит-система.

Документы

При покупке нескольких фуд-траков лучше выбирать ООО в качестве регистрационно-правовой формы. Для новичков лучше выбрать ИП. Кроме решения вопроса с местом для торговли нужно собрать документы для фастфуда на колесах:

  1. договор на покупку воды;
  2. договор на вывоз и утилизацию отходов;
  3. разрешение на деятельность в Роспотребнадзоре;
  4. сертификация на продукцию;
  5. санитарные книжки сотрудников;
  6. уголок защиты прав потребителей (основная информация, книга жалоб и предложений).

Риски, трудности

Несмотря на перспективы и актуальность бизнес-плана фуд-трака на колесах, за последние 5 лет рынок уличной торговли переживает кризис, о чем свидетельствует закрытие некоторых точек. Причины такого явления:

  1. рост спроса на стандартные кафе, которые массового открываются в торговых и развлекательных центрах;
  2. указы и постановления местных властей – проверка документов и сносы небольших уличных ларьков, киосков подтверждают тот факт, что государственная политика настроена на очистку городов от подобных точек;
  3. невысокое качество блюд, предлагаемых на российском рынке, которое строит стереотип о вредности, чрезмерной жирности и калорийности уличной пищи.

Франшизы

Некоторым предпринимателям удалось развить свой бизнес-план фастфуда на колесах до сетевого формата. Новые открытые точки и высокий товарооборот свидетельствуют об успехе, с которым разработчики предлагают поделиться по модели франчайзинга. Как правило, инвестиции в данный проект начинаются от 2,5 млн. рублей. Франчайзинговый пакет включает предоставление фуд-трака, POS-материалы, возможность работать от узнаваемой торговой марки, которая успела себя зарекомендовать.

  • Фудтрак Рус;
  • Бургер Трак;
  • Клен.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: