ГОСТ проверка работоспособности АПС - Sps-Studio.ru

ГОСТ проверка работоспособности АПС

ГОСТ Р 57974-2017 Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования (с Изменением N 1) / ГОСТ Р от 21 ноября 2017 г. № 57974-2017

ГОСТ проверка работоспособности АПС

ГОСТ проверка работоспособности АПС

ГОСТ Р 57974-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования

Production services. Organization of health checks of the systems and installations for fire protection of buildings and structures. General requirements

Дата введения 2018-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО), Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2020

Введение

Автоматические системы противопожарной защиты (далее — системы) зданий и сооружений являются одним из наиболее эффективных средств противопожарной защиты объектов.

Систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» настоящий стандарт является нормативным документом по пожарной безопасности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

— автоматических установок пожаротушения;

— автономных установок пожаротушения;

— автономных устройств пожаротушения;

— автоматической пожарной сигнализации;

— систем оповещения и управления эвакуацией;

— систем противодымной защиты;

— внутренних противопожарных водопроводов;

— лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли;

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:

ГОСТ 21.001 Система проектной документации для строительства. Общие положения

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ Р 56935 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»

ГОСТ Р 57369 Производственные услуги. Термины и определения

СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочной стандарт, на которой дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 автоматическая пожарная сигнализация: Совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.

3.2 автоматическая установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически срабатывающая, при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара, установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

3.3 автономная установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически осуществляющая функции обнаружения и тушения пожара независимо от внешних источников питания и систем управления.

3.4 автономное устройство пожаротушения: Стационарное техническое средство, предназначенное для тушения пожара, обеспечивающее выпуск огнетушащего вещества при срабатывании от воздействия опасных факторов пожара.

3.5 внутренний противопожарный водопровод: Совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам.

3.6 проектная документация: Совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

3.7 проверка работоспособности систем (системы, элементов) обеспечения пожарной безопасности объекта: Подтверждение соответствия (несоответствия) систем (системы, элементов) обеспечения безопасности объекта, при котором проверяются значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции и их соответствие (несоответствие) требованиям законодательства, а также нормативной, технической и/или конструкторской (проектной) документации, стандарта организации, согласованного с профильным техническим комитетом и проводится лицом, имеющим оценку компетентности в соответствующей области, выполненной специалистом (экспертом-аудитором), с применением необходимого аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений.

3.8 работоспособность: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.9 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

3.10 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: Совокупность технических средств, предназначенных для информирования людей о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

3.11 система противодымной защиты: Комплекс инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение распространения продуктов горения в течение времени необходимого для эвакуации людей в безопасные зоны или в течение всей продолжительности пожара.

3.12 стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, и согласованный с профильным техническим комитетом по стандартизации услуг в области обеспечения пожарной безопасности, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за которым закреплен мониторинг применения настоящего стандарта (далее — профильный технический комитет).

4 Общие требования

4.1 Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее — руководитель).

4.2 Цель (цели) проверки:

— подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;

— возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.

5 Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля

5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.

5.3 Проверка средств огнезащиты на объекте проводится не реже 1 раза в год.

5.4 Проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода.

5.3-5.4 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

6 Порядок организации проверок

6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности установленной настоящим стандартом.

Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.

6.2 Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).

6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.

Акт проверки работоспособности пожарной сигнализации

Формирование акта проверки работоспособности пожарной сигнализации является обязательным документом, сопровождающим контрольные мероприятия в отношении пожарных систем.

Где устанавливаются пожарные сигнализации и зачем они нужны

Область применения пожарных сигнализации практически безгранична. Однако существуют места, в которых их установка должна производиться в обязательном порядке:

  • детские учреждения (садики, школы и прочие учебные заведения);
  • больницы и поликлиники;
  • административные здания;
  • магазины;
  • торговые и офисные центры;
  • кинотеатры.

То есть, по сути, все те помещения, здания и сооружения, где собирается большое количество людей одновременно.

Роль пожарных сигнализаций переоценить невозможно – при серьезной нагрузке на электрические сети, которые очень часто испытывают коммуникации (большое количество одновременно включенных приборов, яркое освещение и т.д.), своевременная подача сигнала тревоги может предотвратить самые серьезные последствия.

Читайте также  Как заработать в твиттере деньги

Именно поэтому условия установки и обслуживания пожарных систем, в том числе и пожарных сигнализаций, регламентируются законом и должны исполняться строжайшим образом.

Кто может устанавливать и обслуживать пожарную сигнализацию

Работа по установке и дальнейшем сопровождении пожарных сигнализаций разрешается не всем.

Допуск имеют только специальные лицензированные организации, сотрудники которых прошли профессиональную подготовку.

При этом еще на этапе ввода здания в эксплуатацию пожарная сигнализация должна пройти «экзамен» со стороны Государственного пожарного контроля, а впоследствии все действия с данными приборами должны осуществляться с соблюдением определенных требований и стандартов.

Проведение проверок

Проверка установленной пожарной сигнализации должна производиться с определенной периодичностью.

При этом мероприятии обязаны присутствовать как минимум две стороны: представитель организации, обслуживающий данный объект, и сотрудник предприятия, во владении которого находится здание или помещение с пожарной сигнализацией. При необходимости состав комиссии может быть расширен за счет сторонних экспертов.

Зачем нужен акт о проверке

Каждый раз контрольные работы должны сопровождаться составлением соответствующего акта. В нем фиксируются:

  • сам факт проверки;
  • состояние приборов;
  • выявленные поломки, недостатки и прочие дефекты.

В процессе проверки также оцениваются степень износа пожарной сигнализации, риски при ее дальнейшей эксплуатации и предлагаются меры по устранению недочетов с установкой конкретных сроков.

Акт является очень важным документом, он свидетельствует о том, что работы по обслуживанию пожарной сигнализации проводятся своевременно и в полном объеме.

Также его наличие позволяет, в случае проверок сотрудниками надзорных ведомств, избежать возможных штрафных санкций.

Особенности составления акта

Обязательного к применению, унифицированного образца акта проверки работоспособности пожарной сигнализации нет, поэтому сотрудники предприятий и организаций могут каждый раз при надобности либо составлять акт в свободной форме, либо, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – писать акт по его образцу. При этом единственное, что нужно соблюдать – чтобы по своему составу акт отвечал некоторым нормам делопроизводства, а по тексту – включал в себя ряд определенных данных.

Заполнение шапки акта

В «шапке», в частности, следует всегда указывать:

  • наименование документа, место и дату его составления;
  • комиссию, которая проводила проверку пожарной сигнализации – можно ограничиться названиями организаций, но при необходимости следует вписать должности, имена-фамилии-отчества конкретных работников, участвующих в контрольных мероприятиях.

Заполнение основной части акта

В основной части нужно:

  • удостоверить факт проведения проверки;
  • написать наименование организации – владельца пожарной сигнализации и адрес, по которому она установлена;
  • дать ссылку на договор, в соответствии с которым осуществляются проверочные работы.

При желании в акт можно вписать и другую информацию (например, более подробно расписать данные о пожарной сигнализации, результатах ее обследования).

К формированию акта надо относиться очень внимательно, стараясь не допускать ошибок, неточностей и уж тем более не вписывать в документ непроверенные или заведомо ложные данные, т.к. они впоследствии могут привести к серьезному наказанию со стороны надзорных органов.

На что обратить внимание при оформлении

В определении законности документа то, как именно оформлен акт, значения практически не имеет. Он может быть написан на фирменном бланке или же на обычном листе любого удобного формата, набран на компьютере или же составлен в рукописном виде.

Проследить нужно только за тем, чтобы акт включал в себя «живые» подписи ответственных лиц – при этом, в данном случае использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо способом, запрещается.

Удостоверять бланк акта при помощи штемпельных изделий в обязательном порядке надо только в том случае, если норма по использованию печатей и штампов закреплена в нормативно-правовых актах фирмы (это правило действует и для ИП и для юридических лиц).

Условия хранения документа

Должным образом составленный и завизированный бланк необходимо содержать в отдельной папке в месте, к которому нет доступа посторонним людям. Длительность хранения определяется законодательством РФ или внутренними нормативными бумагами организации. После утраты актуальности акт можно утилизировать.

Ежеквартальная проверка работоспособности противопожарных систем более не требуется? Изучаем ситуацию с ГОСТ Р 57974-2017

Hola, уважаемые читатели!

Сегодня затронем с вами вопрос законодательного обоснования периодической проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта и поймём, что изменилось в наступившем году в связи с изменениями в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.

Каждый, кто так или иначе связан с эксплуатацией зданий и сооружений, имеет представление о том, что системы противопожарной защиты объектов нуждаются в периодической проверке работоспособности с сопутствующим документальным оформлением. И что такие проверки ответственные лица по закону обязаны проводить не реже 1 раза в квартал. Но на практике далеко не все знают, какие именно законодательные акты это регламентируют.

Итак, основных нормативно-правовых документов, которые обязывали проводить проверку работоспособности систем противопожарной защиты, до начала 2021 года существовало два:

  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.;

В соответствии с требованиями п. 61 вышеуказанного документа «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.». Иными словами, документ обязывал выполнять проверки противопожарных систем, но не регламентировал их периодичность. Периодичность же регулировалась национальным стандартом – РФ ГОСТ Р 57974-2017.

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Стандарт был введён Приказом № 1794-ст от 21 ноября 2017 года и содержал раздел 5 «Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля», в соответствии с требованиями которого:

— проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией производится не реже 1 раза в квартал (п. 5.1);

— проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода производится не реже 1 раза в полгода (п. 5.2).

Руководствуясь вышеуказанными документами, добросовестный руководитель каждого объекта недвижимости организовывал выполнение проверок систем противопожарной защиты один раз в квартал. До тех пор, пока 17 мая 2019 года не увидел свет Приказ Росстандарта № 202-ст «О приостановлении действия национального стандарта Российской Федерации», согласно которому ГОСТ Р 57974-2017 временно утратил силу.

По какой причине это произошло? С точки зрения сегодняшнего дня становится понятно, что документ был недостаточно проработан и нуждался в актуализации. Лично у меня не было сомнений в том, что вскоре действие стандарта будет возобновлено, поэтому продолжить работать в рамках требований документа впоследствии оказалось правильным решением.

Работа над национальным стандартом продолжалась довольно долго: ситуация прояснилась только с выходом приказа № 249-ст от 03 июня 2020 года, которым было утверждено «Изменение № 1» к ГОСТ Р 57974-2017. Я не буду останавливаться на всех нововведениях, внесённых в документ — их было довольно много; важно, что в раздел 5 «Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля» разработчик добавил следующие пункты:

— проверка средств огнезащиты на объекте производится не реже 1 раза в год (п. 5.3);

— проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода (5.4)

В соответствии с указанным приказом устанавливалась дата введения в действие изменения – 1 июля 2020 года. Поскольку действие стандарта на момент утверждения изменений было приостановлено, следующим логичным шагом стол Приказ № 402-ст от 24.07.2020 года «О восстановлении действия национального стандарта Российской Федерации», в соответствии с которым действие ГОСТ Р возобновлялось с 1 сентября 2020 года. Чтобы синхронизировать даты введения в действие ГОСТ Р и Изменения № 1 к нему, выпущен приказ № 385-ст от 21.07.2020 «О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 июня 2020 г. № 249-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту Российской Федерации»: теперь и основной стандарт, и изменение к нему вступали в силу 1 сентября 2020 года.

Казалось бы, теперь в требованиях нормативно-правовой документации полный порядок и можно снова вздохнуть спокойно. Есть национальный стандарт, есть нормативный акт, который обязывает этот национальный стандарт выполнять. Всё отлично? А вот и нет. Как вы знаете, Правила противопожарного режима, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, утратили силу. С 1 января 2021 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020, вступила в силу существенно переработанная версия Правил противопожарного режима в РФ. В одной из прошлых статей я подробно сравнил старую и новую версии документа, подробнее вы можете ознакомиться вот здесь . Корректировок в документе достаточно много, однако нас, в рамках рассматриваемого вопроса, будет интересовать, изменились ли требования Правил противопожарного режима в отношении национального стандарта.

Что ж, посмотрим. Напомню, что в старой версии ППР п. 61 содержал следующее требование: «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.». Новая версия ППР содержит п. 54 со следующей формулировкой: «Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.». Иными словами, теперь руководитель организации вместо обеспечения исправного состоя систем и установок противопожарной защиты, организует работы по ремонту и техническому обслуживанию систем, результатом которых и будет обеспечение исправного состояния оборудования. Я не стал приводить дословно весь текст п. 54, но, поверьте, там нет ни единого слова про соблюдение национальных и международных стандартов.

Читайте также  Звание кадровый работник предприятия

Как это часто бывает, сложилась очередная противоречивая ситуация в нашем законодательстве: национальный стандарт остался, а в новом нормативном акте отсутствуют требования к его (стандарта) обязательному выполнению.

Если во время действия старых Правил противопожарного режима Росстандарт давал однозначные разъяснения относительно обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017 в рамках требований п. 61 Правил, то теперь мы фактически находимся в ситуации, когда имеем право не исполнять требования национального стандарта. И любые претензии по данному вопросу со стороны надзорных органов будут незаконны. Если же мы зайдём на сайт МЧС, то увидим официальную позицию Министерства — ГОСТ Р 57974-2017 применяется «исключительно на добровольной основе».

Что же мы имеем в сухом остатке? Как и раньше, руководитель организации обязан организовать работы по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (с занесением данных во вновь введённый журнал ), но при этом проводить мероприятия по периодической проверке их работоспособности теперь нет необходимости.

Так как же быть дальше? Я предлагаю руководствоваться здравым смыслом: вопрос пожарной безопасности объекта является приоритетным, поэтому и обслуживание, и проверка работоспособности систем противопожарной защиты должны являться приоритетными направлениями деятельности технической эксплуатационной службы. Да, не выполняя комплексные проверки, вы сэкономите немного времени и сил, но при этом вы не будете уверены в том, что в случае наступления чрезвычайной ситуации системы отработают в соответствии с заложенными алгоритмами.

Иными словами, лично я считаю очень важным проводить мероприятия с ранее требуемой периодичностью и оформлять необходимые документы .

А что думаете по данному вопросу вы? Делитесь в комментариях!

Ссылки на нормативно-правовую документацию:

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

Сегодня я, Гафурова Р.А., совместно с Мухтяровым Р.К. раскроем и разъясним вам важную тему. А именно – поговорим о новом ГОСТ Р 57974-2017 и требованиях по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений которая касается всех предприятий, в чью сферу деятельности входит ремонт пожарной сигнализации, обслуживание и монтаж различных средств защиты от пожаров. Но еще больше этот вопрос касается клиентов этих предприятий, заказчиков работ.

Ранее проверки СПЗ проводились согласно первичным Правилам противопожарного режима, а более точно, согласно статье №61:

По этим требованиям предприятие, которое проводило ТО СПЗ и клиент создавали комиссию, которая проверяла автоматика средств противопожарной защиты, с периодичностью 1 раз в квартал, после чего составляли Акт об этом мероприятии. Проверка сводилась к тому, что комиссия проходила по объекту, просматривала извещатели, слушали, как работает сирена, как получает сигнал ПЦН (если он есть на объекте). Стоимость таких работ раз в квартал небольшая, подрядчики всеми силами старались удешевить работы. Со временем цена проверки упала настолько, что делать проверку почти перестали.

Это стало хорошим способом заработать на госзаказах, брали в работу несколько сотен объектов и жили в свое удовольствие. При этом какого-то качества не было в принципе. В результате трагедии как в «Зимней Вишне» или «Хромой лошади», где все СПЗ были актированы, но не сработали. Но Акты ежеквартальные этих объектов имеются в наличии, их подписывали Заказчик и Подрядчик работ. Все системы, которые должны были предотвратить пожар не выполнили своих функции и этим занимается Прокуратура.

Но 20 сентября 2016 года вышло 247 постановление Правительства РФ, изменившее цитировавшийся пункт №61 правил противопожарного режима, а именно:

Что изменилось в новом пункте 61? Сейчас на руководство объектов возлагается не просто ответственность за проверку работы СПЗ. И руководство должно обеспечивать проверки, согласно инструкциям производителя компонентов и другого оборудования пожарной защиты. Это должно соответствовать национальным ГОСТ. Соответствовать международным стандартам в наших условиях, это, скажем прямо, утопия. Но возникает вопрос – что такое национальный стандарт? Есть ли уже такие ГОСТ? Пока предприятия использовали РД (регламентные документы) различных годов, это было понятно.

Стандарт этот существует, он называется ГОСТ Р 57974-2017. Ниже мы рассмотрим его подробно. Он стал действительным после приказа №1794 ФАТР от 21.10 17-го года.

Требования и порядок проведения проверок

Вот как описана цель документа:

Достаточно ясно видно, что цель проверки теперь состоит не только в проверке работы систем противопожарной защиты, но и в определении того, можно ли продлить эксплуатационные сроки. Если есть элементы, просроченные по нормам производителя либо морально старые, то комиссия теперь не может игнорировать сей факт. Она должна принять ответственное решение – система или продолжает работу, или нет.

И подумайте сами – возьмет ли кто-нибудь ответственность, если по паспорту производитель дает гарантию только на 60 тысяч часов работы извещателя? А это менее 7 лет. То есть, если есть в системе извещатель или другой датчик с таким ресурсом, старше 2011 года (статья пишется в 2018) – то единственный выход – капитальный ремонт и замена. Теперь по ГОСТу без проверки нельзя не только вести ТО, но провести пусконаладку. Установлена точная периодичность проверок, а также арендатор (тот кто пользуется правом ведения, управления). Так что – ответственен за системы ППЗ – арендатор, и он дожжен производить проверку, отмазаться не выйдет.

Важный нюанс, на который надо обратить внимание. Право проверять системы имеет право только квалифицированный эксперт, имеющий подтверждение компетенции (добровольная сертификация). Экспертов теперь (для ежеквартальных проверок!) потребуется очень много, будут курсы обучающие, которые будут выдавать сертификаты, с занесением в реестр.

Проверять может или физическое лицо, с дипломом и сертификатом, которое работает в штате какой-либо организации, юрлицо (оно, очевидно, должно иметь в штате НЕСКОЛЬКО таких специалистов), ИП. Если вы хотите зарабатывать на жизнь такими проверками – сами решите, как оформиться.

Обратите внимание на этот нюанс! Не важно, кто будет проводить проверку аудит, ИП или организация. У них должен свой фирменный сертификат, пронумерованный и внесенный, видимо, в свой реестр, (а иначе – зачем эти номера?), который действует 1 квартал. Если произойдет трагедия и на пепелище обнаружится, что ППЗ не сработала – то комиссия спросит с этого аудитора.

Точнее, комиссия выявит, а вопросы будет задавать работник прокуратуры. Впрочем – что могут сделать такому аудитору? Он всего лишь подтвердил, что техника работала, комиссия ходила и это видела. А при пожаре не сработала защита от пожара. Это же техника. Максимум что возможно в качестве наказания эксперта – уволить его, лишить возможности заниматься аудитом.

Весьма примечательное место в ГОСТ. Эксперт-аудитор (при это почему-то лишь организация) сможет отправить итоги аудита систем противопожарной защиты в какой-то невнятный «центр мониторинга».

И возникает интересный момент – при аудите/тестировании больших объектов найти кучу недоработок и в системах противопожарной защиты (пожаротушение, дымоудаление, система пожарной сигнализация) не трудно. Ведь в ней тысячи элементов. Это может создать почву для коррупции и вымогательства со стороны внешних проверяющих! В организациях с крупными объектами будут проще держать своего штатного сертифицированного эксперта-аудитора для регулярных ежеквартальных проверок. Он будет контролируемый.

Пункт 6.6 также интересен – вы заметили, что нам интересны вообще все подпункты этого «интересного» пункта № 6 документа?

Но в этом случае – ничего сверхсложного, методики проверок давно существуют, они создаются в ВНИИПО (научно-исследовательский институт пожарной охраны), прописаны в инструкциях производителей. Могут быть созданы и самой экспертной организацией.

Этот пункт также несложный. Производители средств пожарной защиты по-быстрому пройдут экспертизы на свои изделия и оборудование в этом ТК 001 и разработает методики.

Кто успеет первым – существенное поднимет продажи оборудования. Продукция с уже разработанными и получившими одобрение методиками тестов будет пользоваться большим спросом.

Тут, на первый взгляд, ничего нового нет, это как и в прошлых регламентных нормативах, которые касаются техобслуживания и регламента средств пожарной защиты.

Тем не менее, надо обратить внимание на тот факт, что теперь экспертные организации могут вносить в акты замечания, что документация на проверяемое оборудования была не в нужном количестве.

Обязательность исполнения и применения ГОСТ Р 57974-2017

Подведем итоги нашего пристального обзора ГОСТ Р 57974-2017. Что мы получим в ближайшее время?

  1. Аудит систем противопожарной защиты теперь выполняется по закону экспертами-аудиторами.
  2. Они получили возможность очень методично и по закону «пить кровь» с организаций, производящими техобслуживанием систем пожарной защиты.
  3. Заказчики не будут платить за ТО системы, пока не получен сертификат соответствия.

Конечно, такие системы «саморегулируется». «Сарафанное радио» разнесет, что некая организация слишком придирчиво относится к аудиту, а кто-то «лоялен» и хочет, чтобы им позолотили ручку. Большие фирмы, занятые обслуживанием систем пожарной защиты, зарегистрируют параллельные экспертные организации. Мелкие будут «золотить ручку», опять коррупция и круговая порука.

Ну что же – пора впадать в отчаяние, искать экспертов и проводить ежеквартальные аудиты? Нет, сроки пока не определены. Официальный сайт МЧС РФ опубликовал заявление, ГОСТ, хотя он и действующий, но проверки систем противопожарной защиты по нему пока сугубо добровольные и если нет сертификатов, штрафовать вас не будут.

Таким образом данный ГОСТ не обязателен для применения, носит добровольный характер. Ответственность за не соблюдение не предусмотрена. Учитывая это ООО «ГЕФЕСТ-АЛАРМ» просит в целях уменьшения трат не покупать не нужные сертификаты.

Читайте также  Как можно заработать в декрете реальные советы

Скачать данный ГОСТ57974-2017 можете у нас на сайте тут.

ГОСТ проверка работоспособности АПС

п 6.2 Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).

Правила противопожарного режима устанавливают
61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

В настоящее время в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участились обращения от органов исполнительной власти, организаций и граждан по порядку применения положений ГОСТ Р 56935-2016 «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

В целях разъяснения возникающих вопросов, а также установления единого порядка применения требований пожарной безопасности сообщается, что указанные документы в соответствии Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе.

Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Сложнее с тушением. Но там просто больше объем проверки.

А есть еще ВПВ, еще еще СОУЭ (для того и другого особая квалификация не нужна). Ну есть еще заделка противопожарных перегородок.

Не согласен! Самое обидное, что наварюсь не я.
__________________________________________________________________
По сути — я как раз на офигенно большом предприятии обслуживаю АПС и СОУЭ собственными силами (в штате). Руководство поставило задачу всем отделом аттестоваться в качестве экспертов-аудиторов. Разводняк полный, но денег в конторе до этих самых (ну вам по пояс будет), поэтому работаю в заданом направлении, а именно переписываюсь с НСОПБ (ненавижу любое говно, которое в аббревиатуре неуместно содержит «национальный»):

Мой запрос:
> Здравствуйте!
>
> Наша организация осуществляет на своих объектах техническое обслуживание средств автоматической противопожарной защиты собственными силами. В объёме ТО-2 мы осуществляем проверки работоспособности систем. В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 57974-2017 такие проверки должны проводиться с участием экспертов-аудиторов, аттестованных в системе добровольной сертификации. В связи с изложенным прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
>
> 1. Кем (каким органом) осуществляется аттестация будущих экспертов-аудиторов в системе добровольной сертификации?
> 2. Какой пакет документов должен предоставить будущий эксперт-аудитор в орган, осуществляющий аттестацию в системе добровольной сертификации?
> 3. Какое дополнительное обучение (название программы, продолжительность) должен пройти будущий эксперт-аудитор для аттестации в системе добровольной сертификации?
> 4. Возможно ли прохождение дополнительного обучения по указанной программе в филиалах ВДПО или других учебных заведениях?
> 5. Каков порядок прохождения аттестации будущих экспертов-аудиторов в системе добровольной сертификации при наличии всех необходимых документов?
>
> Спасибо
___________________________________________________________________
Ответ этих гомосексуалистов:
Добрый день (добрый день у них, мля, по пятнадцать тыр с носа загребать)!
В ответ на Ваши вопросы сообщаем:
1.Решение об аттестации специалистов (экспертов-аудиторов) в Системе НСОПБ принимается Комитетом по оценке и подтверждению компетентности (аккредитации, аттестации) (далее — Комитет).
2. Для аттестации в качестве специалиста (эксперта-аудитора) на проведение проверок работоспособности систем ППЗ в Системе НСОПБ необходимо заполнить и направить в наш адрес скан заявления согласно прилагаемому образцу. К заявлению следует приложить:
а) скан документа, подтверждающего образование кандидата в эксперты-аудиторы;
б) скан документа, подтверждающего стаж практической деятельности кандидата;
в) скан документа, подтверждающего дополнительную подготовку кандидата
3.Кандидат в эксперты-аудиторы может пройти дополнительное обучение по программе подготовки специалистов (экспертов-аудиторов), осуществляющих работы по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, в объеме 25 часов
4. Кандидат в эксперты-аудиторы может пройти дополнительное обучение в одном из учебных экспертных центров Системы НСОПБ. С реестром учебных центров, аккредитованных в рамках Системы НСОПБ, Вы можете ознакомиться на сайте http://www.nsopb.ru/centres
5. Аттестация кандидата в эксперты-аудиторы осуществляется Комитетом на основании представленных документов. В случае возникновения вопросов к квалификации кандидата в эксперты-аудиторы, Комитет вправе пригласить кандидата для участия в заседании для дачи пояснений.
Стоимость услуг:
Экспертиза документов по аттестации эксперта на право проведения работ по подтверждению соответствия – 15 000 руб.
Оформление аттестата компетентности эксперта 400 руб.

Одновременно, проверка работоспособности систем ППЗ не относится к техническому обслуживанию.
Направляю Вам видеоролик, разъясняющий порядок организации проверки работоспособности пожарных систем ППЗ:
https://www.youtube.com/watch?v=hCqL.
__________________________________________________________________________________
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: «Экспертиза документов по аттестации эксперта на право проведения работ по подтверждению соответствия» — коллеги вдумайтесь в эту фразу! Это ГЕНИАЛЬНО, мля! Если будет ситуация, когда надо оправдываться за ничегонеделание — смело копируйте этот шедевр в объяснительную!
_________________________________________________________________________________
Мой второй вопрос:
Спасибо за оперативность ответов.
Ещё один вопрос:
Вы пишите, что кандидат в эксперты-аудиторы может пройти дополнительное обучение в одном из учебных экспертных центров Системы НСОПБ. Это не ответ на заданный вопрос — нам географически не удобно проходить обучение ни в одном из учебных центров, аккредитованных в рамках Системы НСОПБ. Зато прямо в нашем городе есть учебный центр ВДПО, который готов организовать и провести обучение наших специалистов по указанной программе «Подготовки специалистов (экспертов-аудиторов), осуществляющих работы по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты» в необходимом объёме. Можем ли мы, пройдя обучение в ВДПО, рассчитывать на аттестацию в качестве экспертов-аудиторов?
________________________________________________________________________

А теперь давайте отойдет от мифических ничем не подтвержденных требований и обратимся к профстандартам и требований к специальности в рамках ЕТКС. А там все грустно. «должен соответствовать квалификации аудитор». Данная квалификация предусмотрена для бухгалтеров.

Ждем ответа от них, это интересно.

Когда блин народ перестанет наживаться на «безопасности» и начнет заниматься БЕЗОПАСНОСТЬЮ? Нет, конечно я не беру всех под одну гребенку.

Проверка систем противопожарной защиты: ГОСТ и порядок проведения

С 01.05.2018 в силу вступил стандарт ГОСТ Р 57974-2017, устанавливающий новые правила проверки систем противопожарной защиты. К таким системам относятся автономные и автоматические установки, система пожарной сигнализации, противодымная защита, противопожарные водоемы, системы оповещения и эвакуации. Стандартом определяется периодичность проверок и порядок их проведения.

Периодичность проверки систем ПЗ

Новый стандарт вводится в полном соответствии с ст. 26 ФЗ №162 от 29.06.2015 о национальной стандартизации. ГОСТ Р 57974-2017 определяет основные цели проводимых проверок:

  • оценка, установление работоспособности противопожарной системы объекта;
  • продление эксплуатационного срока оборудования.

Нормы стандарта адресованы руководителям предприятий, арендаторам и владельцам различных объектов защиты и организаций. Документ устанавливает такую периодичность выполнения проверок:

  • для автономных, автоматических противопожарных систем АУПС – каждые три месяца;
  • для систем оповещения и эвакуации СОУЭ – каждые три месяца;
  • для автоматических установок пожаротушения АУПТ – каждые три месяца;
  • для автономных устройств, установок пожаротушения – каждые полгода;
  • для противодымных систем – каждые полгода;
  • для противопожарных внутренних водоемов – каждые полгода.

Проверки не должны проводиться реже, чем это указано в регламенте. При необходимости руководитель предприятия может сделать их чаще, но это не является обязательным. Кроме того, следует различать сервисное и техническое обслуживание с выполнением проверок работоспособности.

Порядок проведения проверок

Для выполнения работ по проверке владелец объекта должен не только обеспечить надлежащие условия, но и подготовить пакет документации, включая следующее:

  • полная проектная и техническая документация;
  • акты ввода в эксплуатацию;
  • паспорта, инструкции на все установленное оборудование;
  • журнал учета с указанием всех неисправностей и работ по их устранению;
  • сертификаты соответствия на отдельные элементы системы;
  • СТО производителя используемого оборудования (указываются собственные методики проверок, технической экспертизы).

Кроме того, в пакет документации должны входить все акты о выявленных неисправностях и дефектах, если они были выявлены в ходе эксплуатации и прошлых проверок. Отдельно в пакет включаются акты о мониторинге вывода сигналов на общий пульт централизованного управления.

Организацией проверки занимается собственник или руководитель организации. Приказом определяется дата и график выполнения работ, ответственные лица, тип проверки (плановая или внеплановая с указанием причины). В работах принимают участие эксперты, состоящие в штате организации или привлекаемые на условии договорных отношений. Для экспертизы применяются установленные национальными стандартами методики, средства измерений и испытательное оборудование.

Проверка проводится для всех противопожарных систем объекта, ее результаты отображаются в протоколе, обязательно указываются все выявленные несоответствия и неисправности. Если дефектов нет, результаты оформляются экспертной комиссией в виде сертификата соответствия установленным требованиям, эксплуатационные сроки для оборудования ПЗ продлеваются.

Если в рамках экспертизы были выявлены неисправности или повреждения, составляется акт, в котором указываются все проблемы и рекомендации по их устранению. Руководитель обязан в кратчайшее время предпринять меры по устранению несоответствий, после чего инициировать проверку повторно.

По результатам проверки составляется заключение, являющееся основанием для выдачи сертификата, его регистрации в Реестре.

Согласно новому ГОСТу, организация учета документации и ее хранение возлагается на руководителей предприятий. Порядок проведения проверок также контролируется ответственными лицами, но с привлечением собственных экспертов или специалистов аккредитованных организаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: