Сколько зарабатывает машинист локомотива

Средняя заработная плата машиниста в России составляет 68-70 тысяч рублей. В материале приведена статистика максимальной, средней и минимальной заработной платы машиниста поезда и помощника машиниста по регионам страны в 2021 году.

Средняя зарплата машиниста поезда и его помощника

Машинисты – это водители, управляющие промышленным, горнодобывающим, строительным и пассажирским тепло- и электротранспортом. Машинист поезда – хорошо оплачиваемая должность с высокой ответственностью, но не требующая диплома о высшем специальном образовании. Средний заработок в этой сфере в 2021 году остановился на отметке в 68 000 рублей, минимальная установленная ставка для специалиста – 31 500 руб., а максимальная зарплата – 162 500 руб., а за период с мая прошлого года ставка выросла на 30%.

Помощник машиниста – не менее оплачиваемая должность. После получения среднего специального образования в ЖД-техникуме, претендент на должность обязан пройти комплексное медицинское обследование, чтобы исключить или выявить заболевания, несовместимые с занимаемой должностью:

  • психические расстройства всех видов;
  • заболевания инфекционного характера в хронической форме;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания сердца и сосудов, органов дыхания, пищеварения и опорно-двигательного аппарата в хронической форме;
  • патологии, связанные со зрением и слухом;
  • заболевания кожи.

После получения положительного заключения о состоянии здоровья начинается период стажировки продолжительностью 3-4 месяца. После стажировки будущий помощник машиниста сдает экзамен, и только потом получает допуск к работе. Должностные обязанности помощника машиниста включают:

  • проверку техпригодности тепловоза или электровоза в начале и в конце смены;
  • контроль правильности сцепления вагонов;
  • поддержание связи между диспетчером и машинистом;
  • контроль за скоростью локомотива или тепловоза.

В случае форс-мажорной ситуации работник имеет право выполнять функции машиниста и нести ответственность за свои действия. Помощник машиниста без опыта работы может рассчитывать на заработную плату в районе 10-20 тысяч рублей, а специалисты со стажем имеют доход в районе 100 000 руб.

  1. Зарплата машиниста поезда и его помощника в России
  2. Ставка и доход помощника машиниста в Москве и регионах
  3. Зарплата машиниста поезда по стране

Зарплата машиниста поезда и его помощника в России

Средний доход машиниста локомотива примерно 58 000 руб.

В течение года 696 000 руб.
За рабочий день 2 900 руб.
В течение часа (рабочая неделя – 40 часов) 364 руб.
За 60 секунд 6 руб.
В секунду 0,1 руб.

Начисление заработной платы работникам железнодорожного транспорта происходит повременно-премиально. Ставка помощника машиниста пассажирского и грузового транспорта на линии РЖД составляет 10 430 руб., на маневровых составах – 9 279 руб. При наличии допуска к управлению железнодорожным транспортом дополнительно начисляется 10% к ставке. Также при начислении зарплаты помощнику машиниста берется во внимание доплата относительно основной ставки, если:

  • рабочие смены приходятся на праздничные дни – надбавка 2,2;
  • выпадают ночные смены – плюс 40% от ставки;
  • полагается надбавка по выслуге – 5-30%;
  • специалист работает при условиях повышенной сложности или вредности (Крайний север и т. д.) – добавляется 30% от среднего тарифа по зарплате;
  • соблюдается расписание при управлении пассажирскими поездами (электричка, скоростной поезд Сапсан) – 20%;
  • выполняется месячный план при управлении грузовым локомотивом – 15%.

Ставка и доход помощника машиниста в Москве и регионах

На текущий момент ежемесячная заработная плата помощника машиниста электропоезда на железной дороге Москвы колеблется в пределах 45-65 тысяч рублей, ставка помощника водителя тепловоза в столице еще ниже – всего 35-55 тысяч руб. при открытых 20-30 вакансиях в год.

Что касается рынка вакансий в регионах, то в целом отмечается дефицит открытых вакансий. На 2021 год по регионам России открыто всего 170-200 вакансий, а предлагаемая ставка варьируется от 10 700 до 55 500 руб.

Перечень величины заработной платы помощника машиниста в зависимости от региона:

  1. Екатеринбург – 45-55 тыс. руб.;
  2. Череповец – 45-55 тыс. руб.;
  3. Рузаевка – 40 530 руб.;
  4. Бурятия – 35 000 руб.;
  5. Волгоградская область – от 22 700 до 27 000 руб.;
  6. Костромская область – от 16 300 руб.

Соответственно, средняя российская заработная плата специалиста этого уровня составит 22-28 тыс. руб.

Зарплата машиниста поезда по стране

На текущий момент открыто порядка 500 вакансий машиниста тепловоза в РФ. Для 40% предложений о работе установлена ставка 26-40 тыс. руб., 34% с уровнем зарплаты 13-26 тыс. руб. и 17% с установленным ежемесячным жалованием от 39 до 52 тыс. руб.

По специальности «машинист электровоза» открыто порядка 100 вакансий. В 35% случаев указана зарплата 33-44 тыс. руб., 27% с уровнем зарплаты от 23 до 33,5 тыс. руб. и 20% с заработной платой от 44 до 54,5 тыс. руб.

В Самарской, Волгоградской, Ростовской и Ленинградской областях средняя заработная плата машиниста поезда на 5 000 руб. ниже среднестатистической, а в Красноярской области зарплата машиниста на 22 000 рублей выше среднестатистической.

Средняя заработная плата в 2021 году по регионам в рублях:

Красноярск 71 000
Республика Саха 61 000
Омск 58 000
Пермь 57 000
Москва 56 000
Уфа 56 000
Новосибирск 55 000
Казань 53 000
Екатеринбург 52 000
Краснодар 49 000
Воронеж 49 000
Нижний Новгород 48 000
Санкт-Петербург 47 000
Волгоград 47 000
Ростов-на-Дону 47 000
Челябинск 47 000
Самара 45 000

В столице машинисты электричек и составов московского метрополитена получают 65 000 руб., в Питере – 51 000 руб., в остальных регионах, где есть метро – от 20 до 45 тыс. руб. Самая низкая ставка для специалиста составляет 20 000 рублей, а максимальная – 100 000 руб. и доступна только машинистам с высшей категорией и стажем более 20 лет.

Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию профессионального юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Сколько зарабатывает машинист поезда? Пассажирские, грузовые поезда

Работу машиниста локомотива нельзя назвать легкой. Но она неплохо оплачивается, и многих привлекает возможность управлять такой сложной техникой и постоянно бывать в разных городах.

Что нужно для того, чтобы стать машинистом?

Для того, чтобы стать машинистом, высшее образование иметь не нужно, но профессиональная подготовка является обязательной. У тех, кто хочет стать машинистом, есть два варианта – получить начальное профессиональное образование в железнодорожном колледже или среднее образование в этом же учебном заведении, но по другой специальности. Начальное образование означает, что выпускник получает специальность помощника машиниста (но нужно обратить внимание на один нюанс – в эту категорию включаются сразу три специальности – это помощник машиниста локомотива, тепловоза или электровоза, что, соответственно, повлияет и на дальнейшее трудоустройство).

Среднее образование позволяет получить квалификацию техника, но работать обычно все равно начинают с должности помощника машиниста. Кроме того, помимо наличия соответствующего образования, есть и другие требования. В первую очередь это хорошее физическое и ментальное здоровье.

История машиниста

Кандидат на должность машиниста обязательно должен пройти медкомиссию перед приемом на работу, а еще сдать экзамен для подтверждения квалификации. После этого его берут в депо на стажировку, которая длится несколько месяцев. По ее итогам машиниста могут взять на постоянную работу, если его непосредственный руководитель напишет соответствующую рекомендацию.

Противопоказания для профессии

Есть целый ряд заболеваний, при которых профессия машиниста поезда противопоказана. В частности, к их числу относятся нарушения зрения (причем речь идет не только об остроте зрения, но и об искажении цветоощущения и патологиях бинокулярности), заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы с вестибулярным аппаратом, а также с позвоночником, особенно если они прогрессируют и затрудняют движение. Также профессия машиниста противопоказана людям, страдающим бронхиальной астмой, хроническими заболеваниями органов слуха и дыхательной системы.

Должностные обязанности

Казалось бы, от машиниста поезда требуется только одно – грамотное и аккуратное управление локомотивом. Но на самом деле список его должностных обязанностей гораздо шире, и от машиниста также требуется:

  1. проверять состояние техники перед выездом,
  2. готовить локомотив к работе, а по окончании рейса – сдавать технику принимающему,
  3. обеспечивать безопасность движения в пути,
  4. контролировать состояние локомотива в пути,
  5. устранять возникшие неисправности (причем не только на самом локомотиве, но и в подвижном составе при условии, что эти неполадки возникли в дороге, ведь перед выездом машинист должен был все проверить),
  6. оформлять техническую документацию для изготовления новых деталей эксплуатируемой техники,
  7. проверять состояние устройств связи, путей, по которым следует поезд, других узлов и устройств, и даже контролировать состояние встречных поездов.

Понятно, что выполнение всех этих обязанностей требует от машиниста поезда достаточно высокого уровня квалификации, а многие знания и навыки приходят только с опытом. Неслучайно карьеру в этой отрасли начинают с должности помощника.

Аутентичная кабина индийского поезда

Плюсы и минусы профессии машиниста

Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:

  1. достаточно высокий уровень оплаты труда,
  2. официальное оформление и достойный соцпакет,
  3. наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.

К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:

  1. высокая ответственность,
  2. сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
  3. высокий уровень стресса,
  4. риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
  5. риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.

Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы “за” и “против”.

Квалификационные категории

Машинистам присваиваются три квалификационные категории. От этого напрямую зависит зарплата.

Третий класс

Сначала машинист получает третий класс. Главное требование – отработать два года с момента окончания учебного заведения. Но сначала придется поездить помощником машиниста, потом уже руководство доверит самостоятельное управление электричкой. С третьим классом у машиниста будет больше практики, хотя обычно такие сотрудники все равно водят электрички или грузовые составы, с рейсами на коротких расстояниях.

Второй класс

Второй класс дается только через два года с момента получения третьего. Тут уже машинисту доверят водить пассажирские составы.

Первый класс

Через три года машинист может получить первый класс, что уже даст возможность совершать дальние рейсы и управлять самой современной техникой вроде поездов “Сапсан”.

Понятно, что уровень квалификации машиниста на каждом этапе строго проверяется. Такой специалист должен разбираться в устройстве и конструктивных особенностях разного типа техники, в наиболее характерных неисправностях и причинах их возникновения.

Также он должен хорошо знать регламент действий, предусмотренный РЖД как для обычного движения, так и для аварийных ситуаций, а также все правила эксплуатации состава и техники безопасности на железной дороге. Он должен уметь работать с технической документацией, а время от времени машинисту надо проходить курсы повышения квалификации, ведь технический прогресс никогда не стоит на месте.

Сколько получают машинисты поезда в России?

Для этой профессии географический фактор имеет серьезное значение. Но у тех, кто работает в Москве, нет существенных преимуществ. Они есть только у тех, кто работает на Севере, поскольку в этом случае зарплата начисляется с повышающим территориальным коэффициентом за работу.

Москва

Так, в Москве минимальный уровень зарплаты машиниста – 39 тысяч рублей (это для третьего класса). Специалисты второго класса получают 56 тысяч рублей, а первого – 122 тысячи рублей. А вот в Красноярске действует территориальный коэффициент, и здесь минимальный уровень оплаты – 50 тысяч рублей, а дальше – 71 тысяча рублей и 150 тысяч рублей соответственно. Чуть меньше зарплаты машинистов в Омске, но уровень доходов здесь все равно несколько выше, чем по стране в целом.

Читайте также  Самые требовательные профессии в России

Регионы

В большинстве регионов машинист третьего класса получает 32-39 тысяч рублей. Для машиниста второго класса средний уровень заработка составляет 50-58 тысяч рублей. Ну а для специалистов первого класса этот показатель составляет в среднем 100-115 тысяч рублей.

Влияние типа перевозок

Сумма дохода зависит от конкретных рейсов. На дальних рейсах платят больше. Влияет на оклад и сам тип поездов. Больше получают работники уже упомянутых выше “Сапсанов”. Уровень доходов конкретного специалиста зависит и от таких факторов, как работа в ночные часы и в праздничные дни (за это идет оплата по двойной тарифной ставке).

Также на уровень зарплаты влияет стаж. И, наконец, на РЖД предусмотрены ежеквартальные и годовые премии. А к отпуску машинисту положена матпомощь.

Зарплата машиниста в США, Канаде и Германии

В США машинист локомотива зарабатывает около 5 тысяч долларов в месяц. Эта довольно престижная профессия, и оплачивается она соответственно. В Канаде зарплата составляет в среднем 8000 канадских долларов. В Германии уровень доходов немного меньше – порядка 3000 евро.

Видео

Машинист поезда

Жит и быт в локомотиве

Работа локомотивной бригады

Отзывы

  1. Мой отец работал машинистом, и я решил пойти по его стопам. Поэтому сразу после школы пошел в железнодорожный техникум, получил квалификацию помощника машиниста, и через пару лет уже сам стал машинистом, но только после того как успешно сдал экзамен. Сейчас у меня уже второй класс, но скоро смогу претендовать на первый. Средняя зарплата составляет порядка 55 тысяч рублей, но еще у нас очень хороший соцпакет. Мне эта работа нравится, это только кажется, что она монотонная, а на самом деле в дороге скучать не приходится. Даже если все время водишь составы по одному и тому же маршруту, условия везде разные. А ведь бывает, что и на другие рейсы ставят, и тогда появляется возможность еще немного посмотреть страну. Правда, когда добираешься до пункта назначения, бывает и так, что думаешь только о том, чтобы наконец-то выспаться. Но иногда есть время погулять по новому городу, открыть для себя новые уголки даже в тех местах, где уже раньше бывал.
  2. Я работаю машинистом уже двенадцать лет, недавно получил первый класс. Зарплата составляет порядка 110 тысяч рублей в месяц. Конечно, тут высокие риски и ответственность. Но и уровень зарплаты достаточно высокий, с учетом того, что диплом о высшем образовании не требуется. Мне иногда приходится работать в праздничные дни, полноценный отдых это тоже проблема, потому что бывает, что перерыв между рейсами совсем небольшой. Это два самых главных минуса в моей работе, поскольку у меня маленький ребенок, и мне бы хотелось проводить больше времени с семьей. Но в целом я работой доволен, мне нравится управлять составом, я люблю дорогу, никакой рутины и однообразия я здесь не вижу. Конечно, творческой эту профессию не назовешь, но и скучно здесь тоже не будет!

Что еще почитать

Сколько зарабатывает машинист поезда. Яндекс Дзен

Зарплаты в ОАО РЖД

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД – Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек. Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.

Мастерство, целостность, обновление – такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД. Фото Istock

Общая информация

В 2021 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес. На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Начальник компании обязан рассчитать з/п сотрудника в соответствии с законодательством РФ.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.

Структура управления ОАО РЖД

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 70,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 150 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 55 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.

Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Таблица: оклады других сотрудников железной дороги

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000

В 2020 году услугами ОАО РЖД воспользовались 1,2 млрд пассажиров

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 34 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

Город Уровень месячной з/п (руб.)
Санкт-Петербург 45 000-50 000
Москва 46 000-54 000
Ставрополь 44 000-47 000
Казань 47 000-53 000

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона – следующий видеоматериал.

Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 20 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.

Контролер в электричке

В объявлениях часто пишут, что контролёр в электричке получает 70 000 рублей. Это не совсем так. Минимальная ставка – 20 000 руб./1 мес.

С течением времени сотрудник РЖД имеет право на повышение з/п. В реальности никто из контролеров электричек не получал на руки более 40 000 рублей.

Специалист имеет право на дополнительный заработок. Он включает в себя 30% от штрафа, который выплачивается безбилетными пассажирами.

На повышение оклада контролёр имеет право после долгих лет безупречной работы. Также ему необходимо сдать экзамен на разряд.

Внимательность и стрессоустойчивость – главные качества, которыми должен обладать контролёр. Взгляд на профессию изнутри. Рекомендуем посмотреть.

Сколько платят ревизорам

Средняя месячная заработная плата ревизора варьируется от 25 000 до 40 000 рублей. Ревизор обязуется следить за дисциплиной на РЖД. На работу принимают сотрудников с опытом работы от 36 месяцев.

Информация о том, сколько получает ревизор в разных российских городах, предоставлена в табличке.

Город Размер месячного оклада
Москва 38000-42000
Санкт-Петербург 36000-38000
Новосибирск 28000-34000
Екатеринбург 30000-36000
Челябинск 25000-27000
Самара 27000-29500
Симферополь 26000-28300
Новокузнецк 30000-33000
Нижний Новгород 29000-32000
Окуловка 25000-26000
Старая Русса 28000-30000
Саратов 31000-33500

Сколько зарабатывает руководство РЖД

Зарплата главы РЖД по нынешним меркам считается фантастической. Предыдущий руководитель ОАО в день зарабатывал до 1 млн. 300 000 р. В месяц он получал до 40 млн. рублей.

Более высокую заработную плату получают только министры Роснефти и Газпрома.

Нынешний директор РЖД в день получает до 700 000 рублей. Как и предыдущий глава, он регулярно отчитывается о полученной заработной плате. Коснется ли его борьба с коррупцией, пока неясно.

Начальник отдела по сравнению с главой предприятия зарабатывает достаточно скромно. Информация об оплате его труда представлена в табличке.

Город Размер месячного оклада
Москва 110000-120000
Санкт-Петербург 90000-100000
Новосибирск 75000-82000
Екатеринбург 75000-80000

Руководство компании не забывает и о премиях, поскольку заинтересовано в повышении производительности труда сотрудников. Подробнее в следующем видеосюжете.

Повышение окладов

Индексация была проведена 2 раза: в марте и октябре. Весной 13 зарплата была увеличена на 1,5%, осенью – на 2,5%. Корпорация занимает прочное место на рынке труда.

Производительность труда сотрудников РЖД возросла примерно на 10%. По словам главы корпорации, по сравнению с прошлым годом это настоящий “прорыв”.

В 2021 году ожидается очередное повышение тринадцатой зарплаты. Предполагается, что оклады сотрудников ОАО будут проиндексированы весной на 2,2%. Решение относительно осенней индексации пока не принято.

Зарплата машиниста в РЖД и метро

Зарплата машиниста соразмерна занимаемой должности. Так как это достаточно сложная и изматывающая работа, то оклад достаточно высокий — до 50 тысяч рублей ежемесячно специалисту средней квалификации и до 100 тысяч при опыте от 10 лет.

Требования к кандидату

В соответствии со стажем труда специалисту назначается определенный класс:

  • Третий – дается после двух лет работы. Новички водят электрички или малые грузовые поезда.
  • Второй – причисляется с учетом практики. Таких работников допускают к перевозке пассажиров на короткие дистанции.
  • Первый – после четырех лет труда.

Необходимы следующие условия для освоения профессии:

  • Высшее техническое образование.
  • Завершение службы в армии.
  • Проверка физического и эмоционального состояния здоровья.
  • Практика в течение четырех месяцев.
  • Успешное прохождение экзамена.
  • Работа помощником.
  • Знание английского языка для управления высокоскоростными поездами.

Формирование заработка

Оплата зависит от:

  • Опыта и квалификации: специалист первого класса, работающий более 10 лет, может зарабатывать 100 000 рублей.
  • Дополнительных часов: по причине дефицита работников некоторые люди трудятся по восемь часов вместо заявленных шести.
  • Вида смены: за ночную и вечернюю смену получают от 20 до 40% надбавки.

Также существуют премиальные выплаты и специальные льготы:

  • Отпуск раз в год за счет организации в течение 42-44 дней.
  • Бесплатное место отдыха между сменами на территории депо.
  • Льготный проезд в любое время суток.
  • Тринадцатая зарплата.
  • Бесплатное образование и медицинская помощь.
  • Снабжение бытовым топливом.
  • Оплата 50-95% от стоимости путевки в лечебно-оздоровительные учреждения для работников и членов семьи.
Читайте также  Можно ли создать сайт бесплатно самому

Машинист локомотива

Среднемесячный доход водителя составляет 41 600 рублей, дальнего следования – 50 000. Такой специалист руководит электровозами и тепловозами.

  • Освобождение или увольнение с работы вследствие нестабильного настроения или состояния.
  • Необходимость иметь четкое зрение, отсутствие дальтонизма.

Оплата труда меняется в разных регионах. Чем больше поездов и пассажиров, тем выше доход у служащего РЖД.

В следующих таблицах представлены данные за 2016 год:

Город Сумма в месяц, рубль
Москва 80 000
Санкт-Петербург 55 000
Грозный 55 000
Нальчик 50 000
Мурманск 45 000
Новосибирск 40 000
Уфа 40 000
Махачкала 38 000
Ижевск 38 000
Пермь 35 000
Пенза 31 000
Волгоград 30 000
Чебоксары 25 000
Саратов 22 000

Распределение заработных плат машинистов по регионам:

Регион Сумма в месяц, рубль
Сахалинская область 100 000
Якутия 86 000
Ингушетия 86 000
Чукотский АО 80 000
Кемеровская область 65 000
Тюменская область 60 000
Хабаровская область 60 000
Новосибирская область 55 000
Башкортостан 53 000
Красноярский край 52 000
Свердловская область 50 000
Нижегородская область 49 000

Доход водителей грузовых поездов ниже, чем пассажирских, из-за отсутствия ответственности за жизни людей.

Управляющий «Сапсана» получает до 120 000.

Машинист метрополитена

Существует всего семь городов в России в которых налажена сеть метро: Екатеринбург, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара и Санкт-Петербург.

Зарплата водителя – 20 000-65 000. Московские специалисты и работники Санкт-Петербурга получают в среднем до 60 000. В Екатеринбургском, Казанском и Новосибирском метрополитенах зарабатывают до 30 000. В Волгоградском, Самарском и Нижегородском – до 29 000.

На должность выбирают только мужчин до 40 лет, женщины не могут работать по данной специальности ввиду переменчивости настроения. Также проводится тест на определенный психотип личности. Исследования показывают степень концентрации внимания, тип памяти и возможность быстрого реагирования на ситуацию.

Машинист электрички

Средний заработок такого водителя – 45 000, в Москве – 80 000.

Помощник машиниста

Этот работник служит поддержкой, всегда находится в кабине, следит за данными на приборах, за скоростью, за световыми оповещениями, передает информацию от диспетчера.

Оплата помощнику составляет от 27 000 и поднимается при приобретении дополнительных навыков и знаний.

Регион или город Сумма, рубль
Якутия 74 000
Омская область 70 000
Камчатка 65 000
Красноярск 50 000
Кировск 31 625
Атепцево 31 625

Машинист экскаватора

Востребован в строительстве дорог и зданий, добыче горных пород и полезных ископаемых. Средний доход – 60 000.

Регион или город Сумма, рубль
Ханты-Мансийск 71 917
Ямал 71 667
Якутия 70 000
Алдан 80 000
Благовещенск 74 500
Новый Уренгой 72 500

Машинист крана

Средняя заработная плата – 45 000.

Регион или город Сумма, рубль
Ханты-Мансийский АО 62 500
Ямало-Ненецкий АО 62 500
Хакасия 61 667

Доходы в разных государствах

Заработок в большинстве европейских странах и США выше российского.

Страна Сумма, рубль
США 472 122
Великобритания 418 000
Германия 294 604
Белоруссия 46 633
Украина 24 100

Пенсия

Яркая вспышка света после выезда из тоннеля, замкнутое пространство кабины и другие психологические факторы отрицательно влияют на здоровье машиниста. Вследствие этого работники выходят на пенсию с 55 лет.

Выплаты соответствуют сроку работы, страховке и оклада.

Если специалист подписал соглашение с руководством о негосударственном пенсионном обеспечении, то компания будет оплачивать 50% от суммы взноса.

Зарплаты машинистов в России

Опубликовал: Сергей Черномордов 0 6,675 Просмотров 09.10.2019

Начинающему специалисту придется обходиться заработком от 20 000 руб. С мастерством и опытом эта цифра будет расти и может преодолеть 100-тысячный барьер. Средняя зарплата водителя локомотива – 58 тыс. руб.

От чего зависит размер заработной платы

Зарплата работника РЖД зависит от многих факторов. Назовем некоторые из них.

  1. Тип перевозок. Рабочий персонал пассажирского поезда получает больший оклад, чем бригада грузового поезда.
  2. Вид поезда. Машинист электропоезда с новой системой получает гораздо больше, чем сотрудник, работающий на старых поездах.
  3. Длина маршрута. Машинисты, совершающие длительные поездки, получают зарплату выше.

Таким образом, машинист с тяжелыми условиями работы будет заслуженно получать оклад намного выше, чем обычный машинист на маршруте между городами.

От квалификации

Чтобы служащий РЖД имел максимально возможный оклад, ему нужно соответствовать нескольким критериям:

  • наличие аттестата о получении среднего специального образования;
  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • отличное окончание стажировки.

Последняя длится от 3 до 4 месяцев.

От региона

Наибольшие зарплаты получают сотрудники железной дороги в центральных областях — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других местах все зависит от сложности деятельности и нагрузок на рабочего.

Оклады на железной дороге

Заработки специалистов зависят от их места жительства, классности, опыта работы, продолжительности пути и сложности задачи.

Выпускник железнодорожного техникума проходит 3-х – 4-х месячную стажировку, чтобы стать помощником машиниста поезда и зарабатывать 45000 руб. ($673).

Дальнейшие заработки зависят от полученной категории:

  • III класс присваивают молодым специалистам, работающим 2 года в должности помощника машиниста на локомотиве или электричке. Они имеют право водить небольшие грузовые составы на короткие расстояния. Жалованье – 50000 руб. ($748).
  • II класс получают работники, имеющие практический стаж от 4-х лет. Они управляют пассажирскими поездами на коротких расстояниях. Оклад повышается до 70000 ($1048).
  • I класс доступен только профессионалам с семилетней практикой вождения. Им доверяют пассажирские перевозки дальнего следования. Оплата труда – 100000 ($1496).

Максимальную выручку специалисты получают:

  • на пассажирских перевозках;
  • на новых электропоездах;
  • на поездах дальнего следования.

Средняя оплата труда машинистов на РЖД составляет 58100 руб. ($868). Минимум, который достается новичкам – 30500 ($456). Максимальная оплата труда – 163000 ($2439).

В зависимости от места проживания, специалисты зарабатывают:

  • Нальчик – 50000 ($748);
  • Уфа – 40000 ($599);
  • Пенза – 31000 ($464);
  • Чебоксары – 25000 ($419);
  • Саратов – 22000 ($329).

В отдаленных районах страны их оклады соответствуют:

  • Сахалин – 100000 руб. ($1496);
  • Ингушетия – 86700 ($1297);
  • Ямало-Ненецкий АО – 70000 ($1048);
  • Амурская обл. – 58335 ($873).

В разных городах водитель локомотива получает от 31600 ($473) до 190100 руб. ($2843).

Столичный машинист пассажирского поезда зарабатывает от 48 до 90 тыс. ($673 – 1347). В Питере – от 50500 ($756) до 55100 руб. ($825) в месяц.

Выручка на подземных магистралях

Заработок водителя электропоезда в метро зависит от таких условий:

  • квалификационный уровень;
  • стаж работы по специальности;
  • количество ночных смен;
  • количество рабочего времени;
  • поощрительные премии – до 45% от оклада.

В России построено всего 7 метрополитенов. Средняя выручка машинистов – 46000 руб. ($688).

  • в Москве они получают около 65000 ($974);
  • в Северной столице – 52000 ($778);
  • в других городах – от 20000 ($299) до 45000 ($673).

За работу во вредных для здоровья условиях, специалисты получают существенные надбавки.

Прибыли работников на спецтехнике

В различных областях экономики заняты операторы сложных машин.

В сравнительной таблице показаны доходы профессионалов в двух странах:

Машинист Россия Украина
RUB USD UAH USD
экскаватора 57000 853 16000 572
бульдозера 69000 1033 24300 869
автогрейдера 76760 1148 15114 540
башенного крана 35000 524 12000 429
земснаряда 76500 1145 85733 3066

Работники, освоившие управление разных агрегатов, получают:

  • автокран – 80000 руб. ($1197);
  • кран – 45000 ($673);
  • мостовой кран – 34000 ($509);
  • трелевочная машина – 44000 ($658);
  • спецтехника – 68000 ($1018);
  • тепловоз – от 30000 ($449) до 61000 ($913);
  • буровая установка – 64700 ($968);
  • аппаратура котельной – до 60000 ($898);
  • трубоукладчик – 76670 ($1147);
  • каток – 78335 ($1172).

Больше всех зарабатывают машинисты экскаваторов в Алдане – 80000 руб. ($1197) в месяц.

Доходы в странах Содружества

Средняя зарплата машиниста в Киеве составляет 25000 грн ($894).

Специалисты в областях получают:

  • Кировоградская обл. – 27000 грн ($965);
  • Ровенская – 22000 ($787);
  • Киевская – 16670 ($596);
  • Волынская – 15000 ($536);
  • Николаевская – 11670 ($417).

Профессионалы на спецмашинах зарабатывают:

  • машинист экструдера – 12000 грн ($429);
  • / фронтального погрузчика – 30000 ($1073);
  • / погрузчика – 29500 ($1055).

В таблице показаны доходы специалистов в странах СНГ:

Оплата труда в зарубежных странах

Машинист электропоезда в Германии зарабатывает от 3000 евро, а в США – до $5000/месяц.

За пассажирские перевозки в метро американские специалисты получают:

  • минимум $79000/год;
  • в среднем $87810;
  • максимум $96100.

В зависимости от полученной прибыли, профессионалы платят от 0 до 35% налогов. Сравните заработки машинистов с окладами их руководства в разных странах:

Германия Канада США Украина
В грн $
Председатель правления 8500 16000 12500 463000 18520
Член правления 7100 8500 9500 415000 16650
Начальник департамента 5700 6100 5000 114000 4560
Машинист локомотива 3000 8300 5000 11200 448

Какие предусмотрены льготы в 2019 году

Работники железной дороги в 2019 году могут пользоваться такими трудовыми льготами:

  • оплачиваемое высшее образование или курсы повышения квалификации (без отрыва от рабочего процесса);
  • бесплатный проезд в поездах РЖД в оба конца дважды в год;
  • предоставление жилья, согласно договору РЖД;
  • повторное трудоустройство при условии призыва в армию не позднее чем через 3 месяца после увольнения;
  • нельзя увольнять обоих членов семьи, которые работают на железной дороге (за исключением полного закрытия филиала);

РЖД постоянно улучшает условия труда, чтобы увеличить мотивацию своих рабочих.

Сколько зарабатывают машинисты поездов в России

Начинающему специалисту придется обходиться заработком от 20 000 руб. С мастерством и опытом эта цифра будет расти и может преодолеть 100-тысячный барьер. Средняя зарплата водителя локомотива – 58 тыс. руб. Машинисты США зарабатывают 5 000 $, а Украины – 448 $.

Машинист поезда – очень ответственная работа, не требующая корочек об окончании высшего учебного заведения и к тому же высокооплачиваемая.

Так, сколько же зарабатывает машинист поезда? Средняя зарплата специалиста этой профессии в России составляет 58 000 руб. при минимальной в 31 500 руб. и максимальной в 162 500 руб., это на 30% выше средней начисленной заработной платы за май 2018 г. Если произвести несложные расчеты, это:

Таб. 1. Сколько зарабатывает водитель поезда в России в 2018 году

Рублей
В год 696 000
В день 2 900
В час (при 40-часовой рабочей неделе) 364
В минуту 6
В секунду 0,1

Специалистов, которые осуществляют управление машинами промышленного, горнодобывающего, строительного и транспортного назначения, называют машинистами. На железнодорожном транспорте, где существует особо напряженный режим труда, связанный с безопасностью и ответственностью машинистов, у них есть помощники.

Обследование заработной платы отдельных профессиональных групп

Согласно результатам последнего наблюдения Росстата, на октябрь 2017 г. получены следующие данные:

Таб. 2. Средняя начисленная заработная плата водителей локомотивов

Рублей
Всего 51 367
из них:
тарифный заработок 27 312
выплаты по районному регулированию 10 010
другие выплаты 14 045

Справочно: Не меньше машинистов зарабатывают и дальнобойщики.

Деньги, престиж или романтика — за чем идут в машинисты РЖД? Зубы, депремирования, ДОЛБ: vgudok.com выяснял, сколько платят «рулевым» на ЖД, и чем они платят взамен

«Когда машинист ищет новые пути — поезд сходит с рельсов». Это изречение писателя, поэта и философа Станислава Ежи Леца является эпиграфом к небольшой статье «Престижность профессии «машинист поезда», которая попала в руки редакции vgudok.com. Будучи полностью согласными с философом, мы решили проверить, как живётся в современном мире машинистам — грузовым и пассажирским, подземным и надземным. И для этого сравнили факты из упомянутого материала с комментариями людей, отдавших профессии не один десяток лет. Получилось контрастно.

Читайте также  Отмена льготной пенсии сотрудникам

В советские времена каждый третий подросток в стране мечтал стать машинистом, пишет автор , не ссылаясь на источник информации. Откуда данные, сказать сложно. Напрашивается вопрос, а сколько тогда мечтало стать космонавтом, не в разы ли больше? Тем не менее, журналист сразу делает неутешительный вывод, что престиж профессии машинист в последнее время резко упал, и приводит несколько аргументов, почему это произошло.

Конечно же, в первую очередь — уровень заработной платы. Всё в стране только дорожает, начиная от коммунальных услуг, заканчивая продуктами питания и одеждой. Цены растут значительно быстрее индексации зарплаты машинистов. Это вистов профессии не добавляет.

Техническое состояние подвижного состава с каждым годом становится всё хуже. «Машинистам, работающим в небольших городах, всё чаще приходится разворачивать ремонтные работы прямо в полях. Средств на приобретение новой техники у компаний не хватает», — пишет автор.

Часто машинистам поездов приходится ночевать в железнодорожных бытовках, которые не приспособлены для проживания, отмечает автор материала. С этим можно поспорить, рассказал vgudok.com машинист грузового поезда Александр.

«Работники локомотивных бригад, которые трудятся на окнах, они, насколько я знаю, отдыхают в вагонах. Плюс существуют так называемые бригадные дома. В них достаточно комфортные условия, хотя некоторые уже старые. Единственная проблема, в некоторых их них звуконепроницаемость низкая, иногда шумно и спать не очень комфортно. Хотя привыкнуть можно ко всему», — отметил наш собеседник.

Есть у машинистов своя квалификация и престижность. Самый топ — управление пассажирским поездом, а ещё лучше скоростным. Соответственно, и зарплата для каждого сегмента своя и зависит от нескольких факторов, указывается в статье. Далее даётся развёрнутая информация.

Важно наличие категорий: чем их больше, тем выше заработная плата.

Вид ЖД-транспорта. Оклад машиниста пассажирского поезда выше, чем, к примеру, (сравнение нас весьма удивило — прим. ред.) у капитана теплохода.

Ещё один значимый фактор — регион работы. В Москве заработная плата машиниста выше 100 000 рублей, в регионах России от 40 000 до 70 000 рублей.

«Насколько я знаком с окладами машинистов в Москве, то там престижнее всего работать в метро. Ставка около 120 тыс. руб. Но там и специфика работы под землёй, поэтому зарплаты выше. Плюс отпуск два раза в год. Те машинисты, которые уходят работать в метрополитен, уже обратно никогда не возвращаются. Зарплата выше, график соблюдается, — рассказал vgudok.com бывший машинист Михаил. — К примеру, в грузовом движении графика как такового нет. Я в свои 38 лет остался практически без зубов. Я элементарно не мог посетить зубного по причине того, что нет графика на работе. То есть уезжаешь в поездку и не знаешь, что и как дальше будет происходить».

Направление — вот ещё один важнейший момент. Оклад машинистов, переправляющих людей или грузы на небольшие расстояния, зачастую ниже, чем у тех, кто водит ЖД-транспорт дальнего следования. И, что очень важно, заработная плата машиниста поезда напрямую зависит от выработанных часов. Чем дольше он в пути, тем выше его оклад, пишет журналист и для примера предлагает историю некоего Егора Васильевича, машиниста поезда «ЕкатеринбургМосква», «Москва — Екатеринбург»:

Один рейс занимает 25 часов. В месяц Васильев делает по 12 рейсов в одну и другую сторону. Один час работы оплачивается в размере 130 рублей. Необходимо рассчитать заработную плату Васильева за месяц.

12 * 2 * 25 = 600 часов — отработанное Васильевым время за 1 месяц.

600 * 130 = 78 000 рублей — заработная плата Васильева до вычета налогов;

78 000 – (78 000 * 13%) = 67 860 рублей — заработная плата машиниста после уплаты НДФЛ.

Машинист грузового поезда Святослав ставит под сомнение такие расчёты. Мы согласны со Святославом 600 часов выработать не сможет никто, ибо их в месяце всего 720, да и Трудовой кодекс столько работать не позволит, поэтому приведенные расчеты полностью оставляем на совести автора вот этого текста .

«Очень сильно сомневаюсь, что одна бригада может проехать от Екатеринбурга до Москвы, потому что там по времени ехать более 20 часов. А локомотивные бригады больше 12 часов не имеют права работать. Значит, на маршруте имеются сменные бригады. А соответственно, и работодатель не может никого заставить пахать больше 12 часов в сутки. Хотя, глядя на то, что происходит в РЖД, я ничему уже не удивлюсь», — скептически комментирует наш собеседник.

О том, как на самом деле рассчитывают заработную плату машинистов в РЖД, подробно рассказал постоянный автор vgudok.com Владимир Максимов.

«Заработок члена локомотивной бригады (как и любого рабочего на ж.д.) складывается из тарифной ставки, премии и надбавок. Тарифная ставка зависит от разряда, который устанавливается в зависимости от вида движения. Премии могут лишить за любую мелочь — да, в ОАО «РЖД» такая парадоксальная система премирования, доставшаяся в наследство от МПС СССР: работника не премируют за какие-то достижения, а наоборот, премии лишают за упущения, причём очень часто формальные, не имеющие отношения ни к безопасности движения, ни к конечному результату. Вернее было бы называть её системой депремирования.

Помимо премии, существуют надбавки и доплаты. Они разнятся в зависимости от вида движения.

Общие для всех — это сверхурочные-праздничные, доплата за ночные часы (40% за работу в период с 22:00 до 06:00), за экономию топлива или электроэнергии (ТЭР), 5% за свидетельство на право управления для помощников, по 5% за каждый класс квалификации, начиная с третьего, для машинистов и по 5% за каждое свидетельство на право управления другого вида тяги для них же.

Существует премия за работу на увеличенных участках обслуживания. В зависимости от региона устанавливается зональная надбавка — где 25, а где и 50%. Локомотивные бригады пассажирских и пригородных поездов получают премию за нагон опоздания (10 руб./мин.). В грузовых поездах часто случается следование пассажиром, оно оплачивается отдельно по тарифной ставке без премии, так же оплачивается и ожидание следования пассажиром.

Большинство надбавок — копеечные, а хорошую премию за экономию ТЭР при нынешних нормах получить нереально.

Теперь парочка усреднённых примеров. Тарифная ставка помощника машиниста электропоезда — 154,4 руб./час. Премия в различных депо может разниться от 30 до 45%. Подсчитаем: 154,4 х 161,42 (среднегодовая норма часов в месяце) — 24 923 руб. Это сумма «чистыми», которая гарантированно будет начислена работнику за отработанные часы. Добавим 11 215 руб. премии (возьмём максимум, 45%), получим 36 138 руб. Далее — надбавки, упомянутые выше. Все вместе они редко превышают 10 тысяч. Не забываем отнять 13% подоходного налога, и вот он, наш помощник машиниста во всей красе, мечта красавиц. Он, напомним, наравне с машинистом отвечает за безопасность движения и безопасность пассажиров при посадке-высадке.

Машинисту электрички за час работы начислят 203,72 руб. Используя приведённую выше методику, получим вместе с премией 47 682 руб. Десяточка-две надбавок. Глава семьи — перед вами. Точно такие же тарифные ставки и в грузовом движении.

У машинистов скоростного движения в большинстве случаев предпоследний, 12-й разряд со ставкой 221,95 руб./час. Премия частенько переваливает за сто процентов, но, согласитесь, там и уровень ответственности другой.

Семья свою главу видит редко, в основном спящим. Или перед ночью, или после неё. «Да ведь ночью электрички не ходят, о чём вы?» — воскликнет скептик и будет неправ. Работа в ночную смену делится на две части — вечернюю и утреннюю. Куда девается бригада электрички после того, как приведёт свой поезд на конечную станцию среди ночи? Откуда она берётся на электричках, отправляющихся с начальных станций ранним утром? Между этими двумя частями — сон в домах или комнатах отдыха (ДОЛБ или КОЛБ), хотя «дом отдыха» — название весьма условное. Коридор с удобствами в конце, и комнаты на две койки. Относительно недавно исчезли дома отдыха с комнатами на 6-8 человек. У всех — разное время отбоя и подъёма. Спокойного сна? Совсем недавно стали появляться ДОЛБы с комнатами гостиничного типа.

Начинается классическая ночная смена в 16-17 часов, хотя в некоторых людоедских депо может начаться и в 9-10. Дело всё в том, что графики работы не должны противоречить приказу №44 Минтранса, который устанавливает лишь продолжительность работы. Непрерывная работа, в т.ч. с вечера в ночную смену, не более 12-ти часов. С утра — ещё 10. Отдых — не менее половины отработанного перед этим времени. Остальное на усмотрение администрации и профкома. Не забыли руководители, как сами были машинистами — графики будут адекватными. Подвела память — выжмут из работяг последние соки, а профком подмахнёт. Окончание работы с утра в идеале в 9-10 часов, но есть окончания и в 15. Если утром подъём был в пять, то приказ Минтранса не нарушен, остальное — подумаешь. Знали ведь, куда шли.

Тот самый минтрансовский приказ ввёл второй отдых. Если раньше ночь состояла из работы, отдыха и снова работы, то с 2016-го года в эту схему допускается добавить ещё один отдых и еще один период работы. Сколько с собой брать еды и сменного белья — Минтранс не уточняет. Столовые и буфеты есть в единицах домов отдыха, но качество там никакое, а цены — ого-го какие, поэтому вся надежда только на принесённое с собой. Холодильников в 99% электричек нет.

На электричках есть дневные смены, но их становится всё меньше.

Проще состыковать две ночные бригады, чем ставить между ними ещё одну дневную. Эффективное использование трудовых ресурсов.

У пассажирских и грузовых бригад чёткого деления на ночные и дневные смены нет (вывозные и маневровые не рассматриваем). Есть явка, есть поездка «туда», отдых, поездка «обратно». У грузовых явки могут быть и среди ночи, и под утро, поэтому либо своя машина или такси, либо приезжай с вечера и записывайся в ДОЛБ. То же самое с окончаниями после обратной поездки: прикатил среди ночи, а развозка (в тех депо, где она есть) только что ушла. Или иди в ДОЛБ до утра, или такси. У пассажирских ночных явок-окончаний нет, и есть ещё один плюс: машинист заранее знает, во сколько он закончит работу.

Выходных в месяце во всех видах движения должно быть не меньше, чем воскресений. Именно воскресений, а не выходных и праздничных дней. Выходной — это минимум 42 часа свободного времени. Все остальные перерывы между поездками — междусменный отдых, его минимальная продолжительность 16 часов. Такова цена престижа. Или «престижа».

Престижна ли профессия машиниста сегодня, или это работа для истинных романтиков железных дорог? Каждый решает сам. Но факт остаётся фактом: до автоматизированных локомотивов ещё далеко. А значит, без «водителя» состава, пассажирского или грузового, никак не обойтись.

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: