КОСГУ повышение квалификации сотрудников - Sps-Studio.ru

КОСГУ повышение квалификации сотрудников

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

КОСГУ повышение квалификации сотрудников

КОСГУ повышение квалификации сотрудников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На какой раздел и подраздел классификации расходов бюджетов относятся расходы по повышению квалификации работников государственного бюджетного учреждения с 2021 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отражение расходов на образовательные услуги в рамках дополнительной профессиональной подготовки сотрудников бюджетным учреждением следует осуществлять в рамках подраздела, по которому отражаются расходы на обеспечение его функционирования.
В ситуации если расходы на оплату профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации осуществляются за счет приносящей доход деятельности (КФО 2), то применяется тот раздел (подраздел), по которому получены доходы от оказания соответствующих услуг, выступающие источником погашения обязательств.

Обоснование вывода:
При отнесении расходов бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов бюджетов следует руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее — Порядок N 85н). Общие правила применения кодов разделов, подразделов классификации расходов бюджетов установлены п. 18.1 Порядка N 85н.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (п. 2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» (далее — Закон N 273-ФЗ)). При этом в пунктах 4 и 5 статьи 76 Закона N 273-ФЗ определены направления дополнительных профессиональных программ, а именно:
— программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
— программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, согласно пункту 15 статьи 76 Закона N 273-ФЗ выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Согласно абзацу 6 п. 18.2.7. Порядка N 85н по подразделу 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на приобретение органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, казенными учреждениями образовательных услуг по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, обеспечение деятельности организаций дополнительного профессионального образования. То есть отнесение расходов по приобретению услуг по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки бюджетными учреждениями именно по подразделу 0705, согласно прямому прочтению, указанным пунктом не предусмотрено.
В соответствии с п. 18.1 Порядка N 85н отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (оказание услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, осуществляется по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). При реализации учреждением (в том числе его структурными подразделениями) различных функций (услуг, относящихся к отдельным функциям) (например, в сфере образования и оказания услуг по социальному обслуживанию населения) расходы на обеспечение деятельности (функций) указанного учреждения (его подразделений) отражаются по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов в соответствии с отраслевой направленностью.
То есть если бюджетному учреждению предоставлена субсидия по подразделу 0705 в целях оказания соответствующих услуг, то расходы на приобретение услуг по повышению квалификации в учете будут отражаться с указанием в 1-4 разрядах номера счета кода раздела, подраздела 0705. В иных случаях (у учреждений, которое не оказывает услуги по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, обеспечение деятельности организаций дополнительного профессионального образования) указанные расходы будут производиться по подразделу «основной деятельности».
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение оказывает услуги, связанные с организацией социального обслуживания населения (по подразделу 1002 «Социальное обслуживание населения»), и планирует дополнительную профессиональную подготовку сотрудников в целях повышения профессионального уровня.
Таким образом, у бюджетного учреждения такого вида расходы на мероприятия по дополнительному обучению (повышение квалификации) следует отразить в рамках подраздела, по которому отражаются расходы на обеспечение функционирования учреждения.
Аналогично, если указанные в вопросе расходы осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности, то бюджетному учреждению следует указывать аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов исходя из характера выполняемых работ или оказываемых услуг, указанных в базовых (отраслевых) перечнях. При этом разделы, подразделы, применяемые при принятии учреждением обязательств, должны соответствовать разделам, подразделам, по которым учреждением отражаются доходы бюджетного учреждения, являющиеся источником финансового обеспечения соответствующих расходов (обязательств).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

26 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

Новые КОСГУ и КБК с 2021 года, дополнительные выплаты работникам соцучреждений из-за COVID-19, а также изменения в правилах кассовых операций

1. Изменения в Порядок № 209н и новые КОСГУ с 2021 года

Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 222н

  • Действует с 21.11.2020, новые коды нужно применять с 2021 года.

Чиновники внесли обширные дополнения и корректировки в Порядок применения КОСГУ № 209н. Часть из них нужно внедрить в работу до конца года и отразить в отчетности. Другие нужно применять только с 2021 года.

Какие правила применять в учете текущего года

  1. В доходный КОСГУ 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» кроме штрафов добавили пени.
  2. Код 12К «Доходы от концессионной платы» не применяют для кассовых поступлений и выбытий.
  3. По КОСГУ 211 в учете отражают также единовременные выплаты к ежегодному отпуску государственных и муниципальных служащих, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении и доплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников.
  4. Из перечня расходов по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» исключили пособия за счет ФСС (по болезни, беременности и родам, пр.), так как с 2021 года все регионы переходят на прямы выплаты от фонда.
  5. К несоциальным выплатам сотрудникам в денежной и натуральной форме по КОСГУ 212 и 214 относят расходы для привлечения и сохранения кадрового потенциала, а также стимулирования занятости. По подстатье 214 также следует учитывать выплаты персоналу на личное потребление.
  6. Статьи 560/660 и 730/830 детализируют по группам лиц (контрагентам). Если в течение года контрагент переходит из одной группы в другую, КОСГУ с начала года не меняют.

Новые КОСГУ и правила с 2021 года

1. С 2021 года в Порядок № 209н добавили новые подстатьи КОСГУ:

  • 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду будут отражать доходы от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях;
  • 422 «Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования» и 423 «Обесценение нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования». Ранее в приказе был код 422 для обесценения всех НМА. Теперь добавили КОСГУ 423 и разделили активы по срокам их использования;
  • 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования». Аналогичная ситуация с выделением НМА с разными сроками использования.

2. Также внесли правки в действующие подстатьи КОСГУ со следующего года:

  • по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
  • по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
  • в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
  • статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
  • подстатьи КОСГУ 191–199, 352353, 411412, 421423, 432, 452453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.

2. Новые КБК на 2021 год: доходы бюджетов муниципальных округов

Приказ Минфина России от 12.10.2020 № 236н

  • Зарегистрирован в Минюсте 20.11.2020, действует с 04.12.2020.

Ведомство скорректировало Приказ от 08.06.2020 № 99н с перечнем кодов бюджетной классификации. Основные правки связаны с тем, что с 2021 года появляется новое муниципальное образование — муниципальный округ и соответствующий ему бюджет.

В приказ добавили новые коды для доходов от собственности и налоговых поступлений, например:

  • 000 1 06 01020 14 0000 110 «Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов»;
  • 000 1 11 05012 14 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков»;
  • 000 1 14 02048 14 0000 410 «Доходы от реализации недвижимого имущества бюджетных, автономных учреждений, находящегося в собственности муниципальных округов, в части реализации основных средств».

Также в приказ добавили тридцать новых кодов для доходов от государственных пошлин. Например, 000 1 08 07260 01 0000 110 «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

3. Минфин опубликовал новую таблицу соответствия раздела (подраздела) и КВР на 2021 год

Информация Минфина России от 09.11.2020 (б/н)

Таблица предназначена для учреждений субъектов РФ. Ведь со следующего года финансисты меняют порядок и добавляют новые КВР в Приказ № 85н. Поэтому ведомство опубликовало новую таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов с 2021 года.

Читайте также  Акт приемки передачи квартиры образец

4. ФСС будет доплачивать работникам соцучреждений, которые оказывают услуги гражданам с COVID-19

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1859

Для работников стационарных учреждений соцобслуживания, а также отделений, которые созданы не в стационарных организациях социального обслуживания, утвердили новые дополнительные выплаты.

Финансирование положено с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года за одну нормативную смену в 14 календарных дней.

Суммы варьируются по категориям работникам и зависят от того, выявлена или нет в учреждении социального обслуживания новая коронавирусная инфекция:

Соцработники, специалисты по соцработе, работе с семьей, реабилитационной работе в социальной сфере, психологи в соцсфере, педработники, в том числе воспитатели, инструкторы по труду, логопеды, музыкальные руководители, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, административно-управленческий персонал

Учреждение-работодатель должно направить в территориальный орган ФСС реестр работников, которые имеют право на выплату, не позже трех рабочих дней после нормативных смен.

5. Новые правила кассовых операций и расчетов с подотчетниками для бюджетной сферы

Указание ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У

  • Действует с 30.11.2020.

Центробанк внес изменения в Указания от 11.03.2014 № 3210-У, которые регулируют порядок кассовых операций для организаций и ИП. Новые правила касаются и учреждений госсектора. Ниже — обзор основных нововведений для бюджетников.

  1. Отменили трехдневный срок, в который подотчетные лица должны были отчитаться по авансовому отчету. Теперь учреждение может самостоятельно утвердить любой другой срок во внутренних документах.
  2. Кассиры не могут выдавать денежные банкноты с признаками повреждений, которые указаны в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П. Их следует сдавать в банк.
  3. Если в обособленном подразделении учреждения не хранятся наличные, оно вправе не вести кассовую книгу.
  4. Когда кассир принимает наличные, следует проверять их платежеспособность в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У.
  5. Теперь кассир может не требовать паспорт (другой документ, удостоверяющий личность) при выдаче денег.
  6. Учреждение может вести кассовые операции с помощью автоматических устройств, которые работают без сотрудника-кассира. При этом у автомата должна быть функция распознавания банкноты не меньше четырех машиночитаемых защитных признаков, которые указаны в п. 1.1 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П.

КОСГУ повышение квалификации сотрудников

Минфин России приказом от 29.09.2020 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2020. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2020 г., а часть – с 1 января 2021 г.

Изменения с 2020 года

В Порядок № 209н внесены разъяснения, которые Минфин России ранее довел системными письмами от 27.12.2019 № 02-08-10/102939, от 29.06.2018 № 02-05-10/45153. Помимо этого, уточнены описания отдельных статей (подстатей) КОСГУ. Основные изменения представлены в таблице.

В перечень расходов включены:

Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме

К несоциальным выплатам персоналу следует относить расходы, которые направлены на привлечение и сохранение кадрового потенциала, стимулирование занятости.

На подстатью 214 относится возмещение (компенсация) персоналу расходов в целях личного потребления, не связанного с выполнением функций органом власти, учреждением

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Оплата работ, услуг

На соответствующие подстатьи относится возмещение (компенсация) персоналу расходов в целях выполнения функций органом власти, учреждением (выполнения служебных, трудовых обязанностей)

Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме

К социальным пособиям в натуральной форме относятся компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента их стоимости (полной или частичной) на момент предоставления получателям.

Если выплата рассчитывается исходя из определенных показателей, она считается денежной

Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Иные доходы от собственности

Включены доходы от предоставления права на заключение договора (контракта)

Доходы от концессионной платы

Уточнено, что подстатья не применяется для отражения в учете кассовых поступлений и выбытий

Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)

Включены не только штрафы, но и пени за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, условий контрактов (договоров)

Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Включены доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов капитального характера, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в т. ч. неиспользованных

Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений

Включены доходы от возврата учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели

Отражается положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценок средств в иностранной валюте, операций с иностранной валютой, операций РЕПО

Доходы от оценки активов и обязательств

Применяется также для отражения финансового результата от оценки валютных монетарных активов и обязательств (кроме средств в иностранной валюте)

Обслуживание внутреннего долга

Включена уплата процентов за рассрочку реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту

Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления

Бюджетные и автономные учреждения отражают безвозмездное перечисление средств Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

По подстатье отражается безвозмездная передача:

Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2019 № 02-08-10/103065.

По подстатьям 242, 243, 246 КОСГУ отражается безвозмездная передача соответствующим контрагентам не только нефинансовых, но и финансовых активов. Уточнены пп. 10.4.2, 10.4.3, 10.4.6 Порядка № 209н.

По подстатьям 543 – 546, 643 – 646 КОСГУ также учитывается поступление (выбытие) прав требований по долговым обязательствам в казну (из казны) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Дополнения внесены в пп. 13.4.3 – 13.4.6, 14.4.3 – 14.4.6 Порядка № 209н.

По подстатьям 553 – 556, 653 – 656 КОСГУ также отражается поступление (выбытие) иных финансовых активов в казну (из казны) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (пп. 13.5.3 – 13.5.6, 14.5.3 – 14.5.6 Порядка № 209н).

Изменения с 2021 года

Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.

С 2021 года по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ отражаются только расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 10.1.3 Порядка № 209н). Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС РФ, из описания подстатьи 213 исключены, поскольку их будет перечислять сам фонд. Социальное пособие на погребение учреждение-работодатель должно выплачивать по подстатье 265 КОСГУ (п. 10.6.5 Порядка № 209н). Дополнительные выходные дни в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами оплачиваются по подстатье 266 КОСГУ (10.6.6 Порядка № 209н).

Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами, иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 КОСГУ. В этой части п. 10.2.6 Порядка № 209н оставлен без изменений. Ранее планировалось, что для этих целей будут применяться подстатьи 352, 353 КОСГУ.

Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352, с неопределенным сроком – по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). В прежней редакции Порядка № 209н было наоборот: по подстатье 352 КОСГУ предполагался учет неисключительных прав с неопределенным сроком, а по подстатье 353 – с определенным. Однако соответствующие пункты Порядка № 209н скорректированы.

Выбытие неисключительных прав, начисление амортизации на объекты неисключительных прав с определенным сроком полезного использования, снижение стоимости прав в связи с обесценением отражаются по подстатьям 452, 453 КОСГУ (пп. 12.5, 12.5.2, 12.5.3 Порядка № 209н).

Обратите внимание, подстатьи 352, 353, 452, 453 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60, для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются.

Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования учитывается по подстатье 422, с неопределенным сроком – по подстатье 423 КОСГУ.

Другие изменения и уточнения порядка применения КОСГУ представлены в таблице.

Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Отражаются суммы возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на выполнение задания в объеме, соответствующем показателям, которые не были достигнуты, если задание не выполнено

Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов

Отражается возмещение ФСС РФ расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В 2020 году такие поступления учитываются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат». Подробнее здесь

Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

Отражаются также безвозмездные неденежные поступления капитального характера от индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ и услуг

Включена абонентская плата за пользование радиоточкой

Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2020 и в 2021 году

Причина поправок в Порядок применения КОСГУ

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.

Минфин уточнил отдельные положения Приказа № 209н с целью совершенствования нормативно-правового регулирования порядка применения КОСГУ в соответствии с положениями ст. 18, 19, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса РФ.

Сразу скажем, что Минфин внёс изменения и в доходные, и расходные коды КОСГУ. И вообще предусмотрено довольно много уточняющих правок. Некоторые из них надо применять уже с 21 ноября 2020 года.

Также уточнены требования к утвержденной структуре кодов КОСГУ. По-новому изложены положения, касающиеся перечня «доходных» статей КОСГУ, детализированы отдельные статьи и порядок отнесения на подстатьи некоторых доходов.

В новой редакции Приказа № 209н Минфин учёл свои требования, разъяснения и комментарии по применению кодов КОСГУ, которые давал ранее.

С какой отчётности применять изменения

В новой редакции Приказ № 209н нужно применять, в основном, при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год

Однако есть ряд исключений, которые применяют при ведении учета уже в 2020 году и составлении указанной отчетности за 2020 год.

Основные изменения в применении КОСГУ 2020-2021

Компенсации от ФСС

Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:

  • мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
  • санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.

Отметим, что в 2020 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».

А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).

Читайте также  В каких случаях банк может заблокировать счет

Налоговые штрафы

Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).

Отметим, что до 2021 года Минфин требовал отражать указанные санкции по коду 295 КОСГУ «Другие экономические санкции».

Покупка лицензий и программного обеспечения

Минфин оставил в силе требование применять подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» при учете затрат на покупку неисключительных прав пользования на программы, базы данных и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Ранее подстатью для учета таких расходов хотели заменить кодами 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 КОСГУ для определенного срока использования. Согласно поправкам в Приказ № 209н, эти коды нужно использовать только при принятии к учету прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.

Составы операций, отражаемых по кодам 352 и 353 КОСГУ, поменяли местами. Теперь подстатью 352 КОСГУ применяют, если в отношении права пользования на результаты интеллектуальной деятельности можно определить срок полезного использования. Соответственно, объекты с неопределенным сроком учитывают по подстатье 353 КОСГУ.

Новые расходы по коду 226 КОСГУ

И ещё много уточнений Минфин внёс в подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги». Теперь по ней отражают следующие расходы:

  • оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.) в случае, если они производились не для целей капвложений в объекты капстроительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включались в объемы капвложений, формирующих стоимость ОС;
  • материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
  • компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
  • оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарств по единому контракту (договору), заключенному с фармацевтической компанией;
  • оплату услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе;
  • оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
  • вознаграждение конкурсному управляющему, а также компенсацию его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.

Отметим, что по большинству этих затрат Минфин уже давал свои разъяснения.

Зарплатные выплаты

С 21.11.2020 перечень затрат по подстатье 211 КОСГУ «Заработная плата» дополнен следующими выплатами:

  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Отметим, что Минфин требовал отражать эти суммы по коду 211 КОСГУ и ранее.

Соцобеспечение

Довольно много дополнений в подстатью 260 КОСГУ по затратам на социальное обеспечение. Приводим их ниже в таблице.

ПОДСТАТЬЯ КОСГУ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ ДОБАВИЛИ
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» Выплата материальной поддержки безработным и гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства

Выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан

Выплата единовременного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях

Выплата органами госвласти (муниципальными органами) физлицам, в т. ч. работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами

Оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно

Компенсация стоимости проезда, найма жилого помещения гражданам, направленным на профобучение или получение дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости

Компенсация стоимости проезда и провоза багажа безработным при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

Ежемесячное возмещение судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью

Ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти)

Материальная помощь близким родственникам, членам семьи, супругу (супруге) служащего (работника) в связи с его смертью в период службы в случае, если выплата предусмотрена статусом сотрудника, условиями трудовых отношений

Оплата больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам

Единовременное денежное поощрение (пособие) при увольнении в связи с выходом на пенсию за выслугу лет

Другие изменения в применении КОСГУ

КОД КОСГУ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Подстатья 129 КОСГУ «Иные доходы от собственности» Включили доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона, когда цена контракта снижается до половины процента начальной максимальной цены контракта и ниже.

Отметим, что Минфин и ранее рекомендовал отражать по данной подстатье плату за право на заключение договора.

Такую рекомендацию Минфин давал уже давно.

  • на уплату сборов за оформление авиабилетов и ж/д билетов;
  • по удержаниям перевозчика, связанным с их возвратом или обменом.

Минфин уже разъяснял это ранее.

Минфин уже разъяснял это ранее.

  • оплату государственного техосмотра т/с;
  • оплату работ по консервации объекта незавершенного строительства.

Как выбрать код по таким затратам, Минфин разъяснял в 2019 году.

  • на разработку генпланов, совмещенных с проектом планировки территории;
  • межевание границ земельных участков;
  • разработку правил землепользования и застройки (документации градостроительного зонирования);
  • проведение архитектурно-археологических обмеров;
  • разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности.

Также добавили затраты на инженерно-геодезические изыскания и выполнение кадастровых работ.

По общему правилу эти затраты и ранее надо было относить на подстатью 228 КОСГУ, если их несли для целей капвложений в основные фонды.

Другие дополнения Минфин ранее упоминал в примерах и методических рекомендациях (письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153).

Как учитывать расходы на повышение квалификации

Вопрос профессионального уровня волнует не только отдельно взятого человека, но и компанию, в которой он работает. Поэтому работодатели направляют своих сотрудников на разнообразные курсы, семинары, тренинги, чтобы актуализировать их знания и навыки. Все это требует затрат. Все ли можно учесть в расходах фирмы?

Зачем повышать квалификацию персонала

Повышение квалификации — это актуализация знаний и навыков сотрудника по имеющейся специальности.

Для чего это нужно?

Во-первых, квалифицированные сотрудники лучше справляются со своими обязанностями, делают это быстро и качественно. Поэтому улучшается качество выпускаемого продукта или оказываемой услуги. Цепочку можно продолжить: растет количество клиентов, становится больше прибылей и т. д.

Во-вторых, уменьшаются расходы компании. Отпадает необходимость привлекать сторонних специалистов. Кроме того, снижается объем потерь из-за ошибок, допускаемых из-за нехватки знаний.

В-третьих, обучение сотрудников свидетельствует о заботе со стороны фирмы, улучшается микроклимат, сокращается текучесть кадров.

Как видите, все это имеет прямое отношение к производственной деятельности компании. А это одно из условий для признания расходов.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Кого и в какой форме обучать – решает фирма. Это зависит от поставленных целей — повысить узнаваемость бренда, повысить конкурентоспособность, увеличить производительность труда, улучшить качество услуг, внедрить новые технологии и др.

Как учитывать расходы на повышение квалификации

Расходам на повышение квалификации персонала посвящено недавнее письмо Минфина от 2 марта 2021 г. № 03-03-07/14266.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

А в пункте 3 статьи 264 установлены требования для признания расходов на обучение:

  • образовательное учреждение, где обучаются работники вашей компании, должно иметь лицензию;
  • направленные на обучение сотрудники числятся в штате компании, то есть работают по трудовому договору.

Если эти условия соблюдены, то на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы компании на обучение своих работников относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Далее разберемся более подробно и с обоснованием, и с документальным подтверждением расходов на повышение квалификации персрнала.

Какие нужны документы для обоснования расходов

Из содержания документов должно быть видно, как расходы на повышение квалификации связаны с деятельностью фирмы, и какую пользу принесет обучение сотрудников для компании.

Среди них могут быть утвержденные директором планы подготовки (переподготовки) кадров, в которых предусмотрены цели повышения квалификации и сроки направления на обучение тех или иных сотрудников.

Хорошо, если возможность повышения квалификации работника отражена в его трудовом договоре, а результаты повышения квалификации – в допсоглашении к нему о присвоении новой квалификации, изменении обязанностей и повышении зарплаты.

Перед направлением на обучение издайте приказ руководителя о направлении работников на курсы. В нем укажите, что сотрудники учатся в связи с производственной необходимостью и по инициативе компании в целях:

  • внедрения нового оборудования;
  • расширения производства;
  • совершенствования бизнес-процессов и др. (см. выше).

Документами, которые подтверждают обучение работника в интересах фирмы, будут:

  • договор об оказании образовательных услуг, заключенный между организацией и образовательным учреждением;
  • учебная программа с курсов повышения квалификации;
  • акт об оказании образовательных услуг;
  • документ (диплом, свидетельство, аттестат, сертификат и др.), выданный сотруднику по окончании обучения.

Независимая оценка

Независимая оценка квалификации введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ. Ее проводят центры оценки квалификации.

Если за проведение независимой оценки платит работодатель, то расходы на проведение экзамена он сможет учесть в расходах, если сотрудник, сдавший экзамен, работает в компании по трудовому договору.

На время прохождения независимой оценки квалификации работодатель обязан сохранить за работником рабочее место и выплатить средний заработок по основному месту работы, а в случае, если для сдачи экзамена нужно ехать в другую местность, работодатель обязан оплатить ему командировочные расходы (ст. 187 ТК РФ).

Все эти расходы, наряду с платой за оценку, компания может учесть при налогообложении прибыли (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Тренинги и семинары для работников

Еще в своем письме Минфин написал, что на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ учитываются в прочих расходах затраты на консультационные услуги. Какое отношение они имеют к повышению квалификации и обучению персонала?

Самое прямое. Очень часто компании направляют своих работников на разнообразные семинары и тренинги, а зачастую даже проводят их на своей территории.

Заметим, что такие мероприятия чаще всего устраивают не образовательные учреждения, а специализированные организации (аудиторские, консалтинговые компании и др.). Лицензии на образовательную деятельность у них, как правило, нет. И документы по завершении занятий они могут не выдавать.

То есть затраты на такие занятия не отвечают требованиям пункта 3 статьи 264 НК РФ, предъявляемые к расходам на обучение. Поэтому Минфин нас и отсылает к подпункту 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ, чтобы учитывать затраты на семинары и тренинги как расходы на консультационные услуги.

Но договор с фирмой — организатором семинара или тренинга должен быть, и прописать в нем нужно не образовательные, а консультационные услуги.

Также, кроме договора на оказание консультационных услуг, будут нужны и другие документы:

  • приказ директора о направлении сотрудников на консультационный семинар (тренинг) в связи с производственной необходимостью;
  • план, содержание мероприятия (должны быть связаны с деятельностью вашей компании);
  • акт об оказанных консультационных услугах;
  • платежные документы, квитанции, чеки.

Вывод

Таким образом, расходы на повышение профессионального уровня работников могут учитываться для целей налогообложения прибыли, если они соответствуют критериям статьи 252 НК РФ:

  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пункта 23 НК РФ, при условии, если они соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 264 НК РФ;
  • как консультационные услуги на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Расходы на обучение сотрудников: оформляем и отражаем в бухгалтерском и налоговом учете

Как может проводиться обучение

Обучение сотрудников может проводиться по-разному:

  • собственными силами организации (внутреннее обучение). Например, обучение тайм-менеджменту отделом обучения персонала, работники которого получают зарплату. Необходимости в отдельном учете такого обучения не возникает;
  • в организации, не имеющей образовательной лицензии, или приглашенным лектором в частном порядке. Такие мероприятия проходят, как правило, в виде лекции, семинара или вебинара.
  • в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии. Это могут быть, к примеру, курсы повышения квалификации. Причем такое обучение может проводиться в виде очно-заочной, вечерней формы или в виде дистанционного обучения (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

На учете обучения сотрудников с помощью двух последних вариантов мы и остановимся.

Кто имеет право обучаться

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено, что у сотрудников есть право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между сотрудником и работодателем.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию сотрудников прописаны в ст. 196 ТК РФ. Необходимость обучения сотрудников для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

К примеру, обязательное повышение квалификации должны проходить аудиторы. Это прямо предусмотрено в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». При этом для налогового учета расходов обучаться за счет работодателя могут (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • потенциальные сотрудники, которые по договору должны не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор с организацией и отработать в ней не менее одного года.

Если трудовой договор между указанным лицом и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия или не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, то сумму затрат, потраченных организацией на обучение, надо восстановить путем отражения ее в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключением из этого может быть расторжение договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам, приведенным в ст. 83 ТК РФ, в частности:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством РФ.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, должен решаться в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 № 14-2/В-935).

Во избежание возможных споров лучше прописывать уважительные причины для увольнения непосредственно в соглашении об обучении (Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1).

Какими документами подтвердить расходы на обучение

Для подтверждения расходов на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, для бухгалтерского и налогового учета нужны следующие документы (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

  • приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение. Этот приказ может быть оформлен только на того сотрудника, который должен получить в процессе обучения соответствующие имеющимся или предполагаемым после окончания обучения трудовым обязанностям навыки и знания;
  • договор на обучение с российской образовательной организацией, предусматривающий обучение по основным программам профессионального обучения или дополнительным профессиональным программам (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Такой договор должен быть заключен именно работодателем.

Если договор заключил работник, то компенсация стоимости такого обучения не включается в расходы на обучение (письма Минфина России от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562 и от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Сведения о видах и уровне образования можно увидеть в приложении к лицензии, которая должна быть у вуза (ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Поэтому желательно иметь копию лицензии (особенно, если ее номер не указан в договоре на обучение), а также учебную программу образовательного учреждения с указанием количества часов посещений.

Если сотрудники обучаются в иностранном образовательном учреждении, то для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на обучение сотрудника необходимо наличие договора об оказании услуг по обучению, заключенного с иностранным образовательным учреждением (Письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121);

  • документ о прохождении обучения или его этапа. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

Документы, подтверждающие расходы на обучение, организация обязана хранить в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с яалогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет (абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение сотрудников в бухгалтерском учете

В бухучете затраты на обучение можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) и учитывать в составе общехозяйственных расходов организации на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки будут следующие:

  • Дебет 26 Кредит 60 — отражены расходы на обучение;
  • Дебет 60 Кредит 51 (50) — погашена кредиторская задолженность, возникшая в связи с проведением обучения.

Как учесть обучение сотрудников в целях налогообложения

Для налога на прибыль и при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» можно учесть расходы на любое профессиональное образование сотрудников, если оно не только подтверждено документально, но и осуществлено в интересах организации (п. 3 ст. 264 и пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.02.2018 № 03-11-06/2/8502).

Повышение квалификации, участие в профессиональном семинаре или вебинаре, профессиональная переподготовка, оплата высшего образования в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность, — это все расходы на обучение (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если же оплачено участие сотрудников в семинаре или вебинаре, организованном организацией, не имеющей образовательной лицензии, или проведенном лектором в частном порядке, то компания такие затраты может учесть в целях налогообложения прибыли, но в составе прочих расходов (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для этого нужно наличие договора, плана семинара или вебинара, акта оказанных услуг по проведению мероприятия или акта об оказании информационных или консультационных услуг (Письмо УФНС России по Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987).

При этом не признаются расходами на обучение сотрудников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Если обучение оплачено авансом, то сразу уменьшить налогооблагаемую базу нельзя (п. 14 ст. 270 НК РФ). Учитывать такие расходы надо по окончании всего обучения или его этапа на основании документа, подтверждающего прохождение сотрудником обучения (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03-03-06/1/21364).

Затраты на выплату стипендии по ученическому договору можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату их возникновения, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188).

При этом принять расходы по выплате стипендии учащимся, не принятым в организацию по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли нельзя (письма Минфина России от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188). Кроме того, оплата обучения сотрудника не облагается НДФЛ и страховыми взносами (Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расходы на проезд к месту обучения и обратно — это не расходы на обучение

Расходы организации по оплате сотруднику проезда к месту обучения и обратно для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ).

Для признания этих расходов не имеет значения, соответствует ли специальность, которую получает сотрудник в процессе обучения, его трудовым обязанностям или нет (Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

При этом работодатель только один раз в год оплачивает проезд до места обучения и обратно сотруднику, который успешно обучается по аккредитованной образовательной программе заочно, в следующем размере:

  • при обучении в образовательной организации высшего образования (программы бакалавриата, специалитета или магистратуры) — полную стоимость проезда (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 ТК РФ);
  • при обучении в профессиональной образовательной организации (программы среднего профессионального образования) — 50% стоимости проезда (ч. 3 ст. 174 ТК РФ).

Компенсации подлежит оплата проезда, даже если сотрудник присоединил к учебному отпуску ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 177 ТК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24). Также для целей налогообложения учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций сотрудникам на время учебных отпусков, которые предоставляются им в рамках трудового законодательства (письма Минфина России от 19.03.2018 № 03-03-07/16735, от 21.08.2017 № 03-03-06/1/53351, от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23694).

Такие гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются только при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ). Кроме того, если организация компенсирует работнику расходы на проезд до места обучения и обратно, такая компенсация освобождена от НДФЛ и страховых взносов, но только один раз в учебном году (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 и ч. 3 ст. 174 ТК РФ, п. 3 ст. 217 и пп. 2 и 10 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо Минфина России от 01.09.2015 № 03-04-06/50182).

Как видим, для бухгалтерского и налогового учета расходов на обучение сотрудников не имеет значения, является учебное заведение государственным или нет.

Наличие государственной аккредитации у учебного заведения также не является обязательным условием для признания затрат на обучение в расходах.

Главное для отражения затрат на обучение сотрудников, как и для всех других расходов — это заинтересованность в них организации (экономическая оправданность) и первичные подтверждающие документы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: