Студенческая практика на предприятии

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

Студенческая практика на предприятии

Студенческая практика на предприятии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы варианты оформления практикантов на практику: путем заключения трудового договора на вакантную должность или без заключения трудового договора? В каких случая организация обязана оплачивать труд практиканта, а в каких случаях нет? Какова ответственность и риски работодателя при приеме на практику несовершеннолетних практикантов? Может ли работодатель принять на работу практиканта при наличии на производстве производственного фактора при допустимых условиях труда? Каковы дополнительные обязанности работодателя, кроме обязанности организовать проведение предварительных медицинских осмотров?

Необходимость заключения трудового договора с практикантом будет зависеть от того, возникают ли фактически трудовые отношения между организацией и студентом, либо студент при прохождении практики только обучается.
Если студент в процессе производственной практики только обучается, трудовой или иной договор со студентом заключать не требуется, т.к. соответствующий договор на обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией. Указанным договором определяется порядок прохождения практики. При этом в организации, в которую направляется студент для прохождения практики, рекомендуется издать приказ о прохождении студентом практики в произвольной форме.
Студент-практикант обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 N 1383, п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291.
Обязанность оплачивать практику студенту законодательством не установлена.
Если же при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст. 56, ст. 57, ст. 67 ТК РФ)*(1), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Если трудовой договор заключается с несовершеннолетним, то необходимо учитывать следующие особенности.
Согласно ст.ст. 69 и 266 ТК РФ лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру. Работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств (ст.ст. 212, 266 ТК РФ).
Обращаем внимание, что при заключении трудового договора с лицом, не достигшим 18 лет, условие об испытании не устанавливается (часть четвертая ст. 70 ТК РФ).
В соответствии со ст.ст. 92, 94 ТК РФ несовершеннолетние относятся к категории работников, которым устанавливается сокращенное рабочее время (смотрите также п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет должна составлять не более 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) работника в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать семи часов (ст. 94 ТК РФ).
В силу части второй ст. 57 ТК РФ, ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, включая продолжительность рабочей недели (в том числе неполной рабочей недели), продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, отличающийся от общих правил, установленных у работодателя, устанавливается работнику заключенным с ним трудовым договором. Поскольку сокращенное рабочее время устанавливается индивидуально данному работнику, этот факт должен найти свое отражение в трудовом договоре.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). В силу части второй ст. 57 ТК РФ данное условие также необходимо включить в трудовой договор.
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора на безвозмездной основе не допускается. Статьей 271 ТК РФ установлено специальное правило оплаты труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. Так, при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Поэтому в трудовом договоре с несовершеннолетним работником, по нашему мнению, необходимо указывать фактический оклад, а не оклад за полную ставку*(2).
Работодатель вправе принять несовершеннолетнего как на производственную практику, так и на работу только на условиях полного запрета его труда на работах с вредными и (или) опасными условиями (ст. 265 ТК РФ, вопрос-ответ Роструда). Кроме того, запрещены переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (часть вторая ст. 265 ТК РФ). Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждены, соответственно, постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» и постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Также рекомендуем ознакомиться с СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденными приказом Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58, в соответствии с п. 4.3 которых для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются противопоказанными условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— формы трудовых договоров, заключаемых с работниками в возрасте до 18 лет;
— примеры заполнения Приказа (распоряжения) о приеме работника на работу (Форма N Т-1) (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ», октябрь 2019 г.).
Примерной формой приказа о прохождении практики, к сожалению, не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Статья 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров с лицами, обучающимися по очной форме обучения. При этом по смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1).
*(2) Смотрите также Вопрос: Работник принимается на работу на неполный рабочий день (30-часовая рабочая неделя вместо 40-часовой). Правомерно ли указать в трудовом договоре должностной оклад работника согласно штатному расписанию для полного рабочего дня, указав, что оплата труда работника будет производиться пропорционально отработанному им времени, и выплачивать заработную плату пропорционально должностному окладу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Производственная практика для студентов

Производственная практика для студентов – важная составляющего учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. Работодатели же за время «третьего семестра» получают возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам, привлечь на предприятие молодые перспективные кадры. Поэтому, чтобы извлечь из практики максимальную пользу, учащимся вузов важно серьезно к ней отнестись.

Что такое производственная практика?

Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.

Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.

Цели и задачи

В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи.

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Задачи

Главные задачи производственной практики:

  • закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний;
  • освоение технологии процессов, получение профессиональных умений;
  • знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях.

Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.

Виды и сроки

В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.

Тип Содержание
Ознакомительная Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия.
Технологическая Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя.
Преддипломная Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома.

Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.

Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

«Малявки, но хорошие»: как мы брали студентов на практику

Почему решились организовывать практику, как выбирали ребят, какие задачи им ставили и за что хотели прибить в процессе.

Предыстория

Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.

В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2017 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.

Для нас второкурсники — это, конечно, совсем дети. Мы ничего от них не ожидали, потому что сами на первом-втором курсе ничего не умели. Мальчики тоже честно признались, что ничего не умеют, но уже через два или три дня у них начало получаться. Мы с Шуриком (так сотрудники зовут руководителя разработки Александра Брюханова. — ред.) предполагали, что за две недели они ничего не сделают, а они всё освоили, написали и даже успели выполнить что-то ещё.

Зоя Лалетина, проджект-менеджер

В 2018 году лекции эволюционировали. Вместо рассказов о компании и «яблоках по четвергам» мы говорили о технологиях, с которыми работаем: C++, Java, Angular и др. Обычно на такие лекции приходило 30–80 человек, человек десять из них оставались, задавали вопросы — когда-то больше, когда-то меньше. После встречи студенты окружали нас, спрашивали о предмете лекции, о работе и, очень часто, о практике.

Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2017-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…

Как отбирали студентов

Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.

Троих ребят со второго курса («малявки, но хорошие») предложила преподаватель из госуниверситета, — это была первая партия. Во второй заход, снова по рекомендации вуза, взяли двух проходивших практику в прошлом году. Ещё двое попросились сами и, когда мы уже закрыли набор, преподаватель из другого вуза слёзно попросила принять одного «очень хорошего мальчика». Забегая вперёд, об этом решении никто не пожалел — в конце практики мы взяли его на работу.

Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.

На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.

Александр Брюханов, руководитель разработки

Кто и как работал с практикантами

Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.

Сначала хотелось, чтобы практиканты жили по Scrum, чтобы как и мы на стендапах рассказывали о проделанном за день. Но полноценно получилось это только с «второгодниками»: их задачи разбили на подзадачи, вышел полноценный двухнедельный спринт. Другие практиканты то ходили вразнобой, то у их руководителя не было времени их послушать. Для второкурсников же сама процедура стендапа оказалась болезненной: сначала они не соображали, зачем всё это нужно (Дмитрию Кузьмину пришлось провести пару вводных лекций), а потом… просто страдали.

Мы-то уже привыкли: встали, рассказали кто что сделал. Со студентами было сложнее. «Ну что, ребята, стендап». Я встаю, они сидят. Я говорю: «Стендап, вставайте!». Они потихонечку-потихонечку поднимаются. Было видно, что их сильно смущала вся процедура стендапа.

Дмитрий Кузьмин, разработчик

В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.

Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.

Александр Брюханов, руководитель разработки

В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.

Какие давали задачи

Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.

Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.

Переводилка. Мы давно хотели попробовать сервис POEditor, вот и попросили ребят сделать интеграцию с ним. Этой задачей сначала занимались «зелёные второкурсники», а потом и третьекурсники. Второкурсники сделали какой-никакой прототип, у третьекурсников вышло что-то более завершённое. В итоге одного из третьекурсников мы оставили работать, и он, уже отлично понимая задачу, быстро переписал всё «по-хорошему».

Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.

Скрипты для тестеров VMmanager. Разработчикам и тестировщикам нового VMmanager нужен был скрипт для выполнения рутинных операций: ходить по SSH на сервера, проваливаться с этих серверов на виртуалки, проверять версии libvirt, Qemu, ОС и т. д. Задачей занимался парень, который был у нас на практике в прошлом году и тоже работал на бэкенде. Тогда он уже пробовал делать запросы при помощи сетевых библиотек, поэтому в этот раз справился быстро. Качество кода было не «супер-пуперное», но после ревью скрипт взяли в работу.

Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.

Отзывы студентов

Когда практика закончилась, мы попросили студентов дать развернутые отзывы о ней. Ребята подошли к задаче ответственно и накатали почти по странице текста. Ради интереса приведем несколько вырезок из отзывов ребят. Авторский стиль сохранён.

Светлана Б. Работать в IT я не передумала, наоборот, очень понравилось и организм требует «добавки». Очень хотела бы работать здесь, уже как-то привыкла к этой атмосфере и работе в коллективе, не хочется уходить.

Алексей Е. Это самая лучшая атмосфера, в которой я был. А создана она скоплением невероятно классных людей в одном месте (. ). Здесь все друг с другом на «ты», нет обязательной униформы, комфортные офисы, свободный график обеда, ну а про день пиццы я вообще молчу. В результате получается очень классная атмосфера, в которой чувствуешь себя невероятно комфортно. В такой атмосфере хочется работать, а не считать часы до ухода домой.

Дмитрий В. (. ) Всю неделю мы пытались сделать интеграцию, но ничего не выходило, пока в пятницу утром, за несколько часов до показа, к нам не пришёл Шурик и не подшаманил нам (. ). В целом я не пожалел о выборе места для прохождения практики. Я посмотрел как работает компания изнутри, как строится взаимодействие в отделе и между отделами. Очень многому научился и познакомился с замечательными людьми.

Наши выводы

Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.

  1. Выбирать заинтересованных студентов. Если человек заинтересован, он наверняка уже что-то читал по теме и даже пробовал делать. Ему проще впитывать новые знания и решать задачи. Да и разработчикам с таким общаться приятнее. «Интересно объяснять и учить, когда человек хоть немного понимает, о чём речь, когда задаёт уточняющие вопросы и сам ищет ответы. Если он пришёл как на публичную лекцию и слушает с квадратными глазами — это скучно», — говорит Александр Брюханов. Поэтому в следующем году мы либо введём тестирование, либо будем устраивать предварительные встречи со студентами и на них отбирать ребят с «горящими глазами».
  2. Уделять больше времени. Менторы тратили на ребят примерно по часу в день. За ментором могло быть закреплено два–три студента, поэтому одному практиканту доставалось совсем немного его внимания. Надо помогать больше, объяснять больше. Возможно, в будущем будем закреплять за каждым студентом отдельного Middle-разработчика. Это неплохая практика и для самих мидлов. Способность передавать знания другим — одно из наших требований для карьерного роста внутри компании.
  3. Ставить задачи, учитывая знания. Порой при постановке задач мы просто забывали рассказать некоторые вещи, потому что «ну все же про это знают». Только глядя на потуги ребят понимали, что им можно сильно облегчить жизнь, если показать программу, которая умеет половину из того, что они пытаются сделать. В следующем году постараемся это учесть.
  4. Жёстче контролировать. Ребята делают работу по студенческой привычке: «поисследуем-поисследуем, а в последний день как возьмём, да как сделаем» — как в ночь перед экзаменом. Менторы разбивали проект на маленькие задачи, но постепенно выполнять их у практикантов тоже не очень получалось. Решили, что нужно жёстче контролировать достижение промежуточных целей.
  5. И последний вывод: нам это интересно. Многое из сделанного ребятами мы будем использовать. Один практикант у нас уже работает, ещё один придёт через полгода, несколько на примете. Все ребята вернутся в университет и расскажут о «самой лучшей атмосфере», «шаманстве Шурика» и о том, что хочется «добавки». Возможно, благодаря этому в будущем кто-то из их друзей придёт к нам на собеседование, а потом и пополнит команду.

Есть мнение, что студенты — это дешёвая рабочая сила. Используешь на все 100%, а платишь мало. Может быть, для каких-то компаний это верно, но не для нас. Если мы принимаем студента, то на должность Junior-программиста. Он получает ментора, который обучает и вводит в курс дела, ставит первоначальные задачи и даёт обратную связь. На такие же условия приходят выпускники и специалисты с небольшим опытом. Мы вкладываем силы и ресурсы, чтобы помочь им всем освоиться и вырасти как можно быстрее.

Конечно, есть риск, что вырастишь студента, а он уедет. Ничего не поделать, мы всегда конкурируем с другими компаниями на западе. Но не все уедут, кто-то благодаря встрече с ISPsystem останется в Иркутске. Будет жить у Байкала, делать ПО, которое используют по всему миру, и получать достойную зарплату.

Ольга Чечельницкая, эйчар

Принимаем практиканта на работу

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Какими законодательными актами руководствоваться
  2. Учеба или уже работа?
  3. А можно вообще без договора?
  4. Особенности трудоустройства студентов
  5. Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя

Студент, трудоустраивающийся для прохождения производственной или преддипломной практики, – это и потенциально перспективный будущий сотрудник, и лишняя «головная боль» для руководства, поскольку статус такого работника не всегда понятен и определен. В Трудовом кодексе нет ясно выписанных норм трудовых отношений с практикантами. Постараемся разобраться, как оформлять такие правоотношения, какие существуют нюансы принятия на работу студентов-практикантов, на что обратить внимание работодателю при составлении документации.

Какими законодательными актами руководствоваться

Прямых нормативных документов, регламентирующих отношения студентов и руководителей организаций, где они проходят практику, не существует. В данном вопросе предлагается руководствоваться следующими основными нормами закона:

  1. Любые отношения, которые можно считать трудовыми, не должны входить в противоречие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  2. Министерство образования РФ своим приказом №1154 от 25 марта 2003 г. утвердило «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
  3. Подобный документ для учреждений среднего звена – «Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утверждено Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. приказ №1991.
  4. Дополняет два последних акта письмо-разъяснение Министерства образования Российской Федерации №16-51-198/16-15 от 16 сентября 1999 г. «Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Вопрос: Студент самостоятельно обратился в организацию с просьбой о предоставлении места для прохождения производственной практики. С ним был заключен срочный трудовой договор на время прохождения оплачиваемой производственной практики. После заключения трудового договора с практикантом руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заносит запись в трудовую книжку. При окончании срока трудового договора работодатель решил продолжить трудовые отношения на время каникул студента. Как правильно оформить продление договора? Какую следует внести запись в трудовую книжку?
Посмотреть ответ

Учеба или уже работа?

Поскольку Трудовой кодекс РФ не предоставляет четкого алгоритма оформления практики студентов, сотрудников отдела кадров беспокоит вопрос статуса и документального оформления таких отношений. Какой договор нужно заключать с практикантами?

Вопрос: На производственную практику придут студенты училища. Как это оформлять и обязательно ли с ними заключать трудовой договор?
Посмотреть ответ

Если изучить нормы приведенных нормативных актов, можно найти два важных положения, дающие логичный ответ на поставленный вопрос:

  • если должностные обязанности совпадают с требованиями практики и в организации есть соответствующие вакантные места, студентов разрешается зачислить на них;
  • практику можно проводить в составе студенческих отрядов, индивидуального обучения, если квалификация соответствует.

Таким образом, практику можно трактовать в одних случаях как учебу, а в других – как полноценную работу. Соответственно, и документальное оформление будет разным: в первом случае – стандартный трудовой договор, во втором – ученический.

А можно вообще без договора?

В приведенных нормативных актах о трудоустройстве практикантов сказано, что работодатель может оформить с ними договор. Значит, это не требование, а только возможность, и оформление договора не является обязательным.

Трудовой договор обязательно заключать, если между практикантом и работодателем устанавливаются фактически трудовые отношения, а именно:

  • студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
  • студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
  • студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.

Если таких отношений не возникает, значит, практикант не работает, а только проходит обучение. В этом случае можно составить ученический договор или не заключать никакого.

ВАЖНО! Заключенный трудовой договор может быть только срочным: ведь практика имеет четко обозначенные сроки начала и завершения. Ст. 59 ТК РФ говорит о том, что стажировка и индивидуальное обучение требуют заключения именно срочного трудового договора.

Особенности трудоустройства студентов

Нюансы трудоустройства практикантов связаны с возможным несовершеннолетием и продолжением очного обучения во время работы. Поэтому нужно принять во внимание такие обязанности работодателя:

  • если студент является очником, работодатель должен будет предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с продолжением учебы;
  • если студент трудоустраивается впервые (чаще всего это именно так), работодатель должен оформить ему трудовую книжку (в ней делается стандартная запись) и СНИЛС (если этот документ еще не оформлен);
  • если в штатном расписании нет подходящих вакантных единиц, можно их ввести на время практики, а затем сократить либо ввести их специально «под практикантов», если студенты проходят практику на постоянной основе, регулярно;
  • студенту-практиканту приказом руководителя назначается наставник от организации;
  • если студент получает стипендию, он сохраняет на нее право и трудоустроенным.

Длительность рабочего дня практиканта

Важным моментом договора является установление продолжительности рабочего дня оформляемого на практику студента. На время прохождения практики закон требует устанавливать такое рабочее время для студентов:

  • молодым студентам (до 16 лет) разрешается трудиться не более 24 часов еженедельно;
  • практиканты старше 16 лет могут работать не более 35 часов в неделю;
  • студенты техникумов, колледжей и других средних специальных учебных заведений, не выполняющие на практике физической работы, должны трудиться 36 часов в неделю независимо от возраста.

Если речь идет о преддипломной профессиональной практике, то есть студенты работают именно по будущему профилю, а не просто оттачивают профессиональные навыки, время может быть увеличено:

  • для юных (16-18 лет) – до 35 часов в неделю;
  • для более старших практикантов – до 40 часов в неделю.

Сколько платят практикантам

Вопрос о заработной плате студентам, проходящим практику, обязательно должен быть отражен в тексте трудового договора. П. 20 вышеуказанного Положения говорит о том, что определение зарплаты для практикантов выполняется в соответствии с законами, принятыми для данной отрасли, а также договорами с соответствующими учебными заведениями. Студент-практикант, подписавший трудовой договор, имеет право на те же выплаты, что и обычные работники:

  • вознаграждение за труд;
  • оплата временной нетрудоспособности;
  • отпускные и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если студенты не выполняют трудовые функции, а только обучаются, оснований для выплаты им трудового вознаграждения не возникает.

Если студенту нет 18

Заключая трудовой договор с практикантом, который еще не достиг 18-летия, работодателю необходимо принимать во внимание требования к трудоустройству несовершеннолетних – статьями 69-70, части четвертой ст. 92 и главы 42 ТК РФ. Принять на работу юного студента можно исключительно:

  • после прохождения медицинского осмотра;
  • не устанавливая испытательный срок;
  • с сокращенной продолжительностью рабочего дня;
  • не требуя работы по ночам.

Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя

Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.

Плюсы трудоустройства студентов:

  • законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
  • воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
  • обеспечение лояльности работника;
  • возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.

Минусы для работодателя:

  • неполный рабочий день для студента;
  • дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
  • невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
  • отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.

Производственная практика и стажировка студентов: какие есть отличия?

И практика, и стажировка студентов — это первый опыт «боевой» работы по специальности. Но, как это часто бывает в нашей системе образования, студенты, отправляющиеся на практику, не представляют, что их там ждёт. Впрочем, даже работодатели, приглашающие студентов, иногда не в курсе, чем отличается стажировка от практики. Как долго длится? Нужно ли оплачивать рабочее время? Ради чего студенты придут к нему на работу?

Практика и стажировка студентов — что это и зачем нужно

Для начала стоит определиться с понятиями.

  • Производственная практика — это часть учебного процесса. Студента направляет университет (или он выбирает место практики самостоятельно). Работа должна соответствовать профилю его обучения. Такая практика длится несколько недель и проводится для того, чтобы учащийся мог оценить на практике будущее место работы, погрузиться в изучаемую специальность и собрать практический материал для будущей дипломной работы.
  • Стажировка — это неоплачиваемая (чаще всего) работа по собственной инициативе студента. Она позволяет обучиться тонкостям профессии или освоить с нуля новую. Чаще всего после удачно пройденной стажировки студента приглашают туда на работу. Иногда стажировкой называют испытательный срок на новом месте работы для человека без опыта и образования.

Короче, производственная практика в первую очередь нужна для учёбы, а стажировка — для будущей работы. Чаще всего место практики назначает вуз без возможности выбора. На стажировку же студент отправляется сам в свободное время, если он нашёл подходящую вакансию. Понятие «стажировка» даже не закреплено в федеральном законе об образовании в Российской Федерации: к официальной учёбе она не имеет никакого отношения.

Можно ли их совместить? Да, если ваш университет позволяет выбрать самостоятельно место производственной практики. В таком случае принесите будущему работодатели необходимые документы из деканата. После успешного прохождения стажировки не будет проблем с тем, чтобы поставить соответствующие печати на справках для университета. Таким образом вы сможете познакомиться с вашей будущей профессией, найти работу, а заодно — не терять время на практике во время каникул. Иногда университет самостоятельно договаривается с работодателем, и они вместе организовывают стажировку, которая будет зачтена в рамках производственной практики. Как вы понимаете, от этого выиграют все три стороны.

Отличия практики и стажировки

На самом деле сходств у стажировки и практики намного меньше, чем различий. Единственная общая черта — и стажировку, и практику проходят для получения первого опыта работы. На этом все сходства заканчиваются. Всё остальное — от методов обучения до конечной цели процесса — кардинально различается.

Требования к соискателям

Кого пустят на стажировку, а кого — на практику? По ФЗ об образовании производственную практику обязаны пройти студенты любой формы обучения в рамках их образовательной программы. У вас не получится пропустить практику, но в лояльных вузах вы сможете самостоятельно выбрать, где её проходить.

Стажировка — совсем другое дело. Единственное требование — наличие полного высшего или среднего образования, либо обучение на последних курсах. Обычно на стажировку приходят студенты, недавние выпускники без опыта работы, а также опытные специалисты, которые хотят сменить специальность и сферу деятельности.

Цели

Цели у таких типов работ тоже разные. Производственная практика проводится для того, чтобы закрепить теоретические знания студента. Можно её воспринимать как большую, серьёзную и не терпящую пересдач лабораторную работу. Как ни крути, самая главная цель практики — именно научить и проверить закреплённые знания. А вот цель стажировки куда более практическая. Это, в первую очередь, приобретение нового опыта, знаний и умений, которые пригодятся в будущей работе, а не для сдачи теории. При этом целью соискателя является обучение специальности и получение работы, а руководителя — подготовки идеально подходящего работника в свой коллектив.

Методы

Методы обучения также существенно различаются. На практике студентам дают мелкие поручения, связанные с их специальностью или темой будущего диплома. Им не покажут полную работу производства и не расскажут о мелочах в выбранной профессии. Ну а стажёров ждёт полное погружение: самостоятельное изучение справочной литературы, общение со старшими коллегами, выполнение служебных обязанностей, и даже участие в совещаниях. Он будет отличаться от полноценного работника только закреплённым за ним куратором и отсутствием штрафов за небольшие ошибки.

Задачи

Задачи, которые предстоит решать практиканту, предстоит составить его научному руководителю. За основу берётся профиль обучения или тема будущей выпускной квалификационной работы. Задачи подбираются так, чтобы можно было правильно заполнить отчет практики для студентов. Ну а стажёр выполняет те задания, которые ему даёт руководство или клиент. Конечно, делает он это под присмотром старших коллег. Но никто не будет давать стажёру учебные задачи без конечного результата: он пришёл именно для того, чтобы в боевых условиях обучиться будущей профессии.

Оплата

Вознаграждение за труд практиканта не предполагается. Впрочем, студентов редко нагружают работой: чаще всего они выполняют совсем простые поручения. Кроме того, результаты прохождения практики не влияют на получение стипендии. Стажёры чаще всего или работают бесплатно, или получают минимальную оплату труда. Однако они могут пользоваться всем соцпакетом работников: например, рабочим транспортом или столовой. Для стажёров в сфере здравоохранения или питания часто предлагают бесплатное оформление медицинской книжки. В случае релокации или удалённого производства стажёрам могут быть возмещены некоторые траты: например, дорога или аренда жилья. Стажировки за рубежом предполагают полное возмещение всех трат, включая переезд, жильё, медицинскую страховку и питание.

Продолжительность

Продолжительность практики зависит от вашего учебного плана. Чаще всего она длится от 4 до 10 недель. А продолжительность по часам может быть разная: кому-то ставят практику в первой половине дня, а кому-то — на полный рабочий день. Длительность стажировки намного более свободная: она может быть 2 дня (для работы с кратким обучением), а может и до года (например, если подразумевается временная релокация в другую страну по обмену). Стандартная продолжительность стажировки для студентов в 2021 году — 2–3 месяца — как раз совпадает с летними каникулами. При этом вас ждёт полный рабочий день — не обязательно 8 часов. Часть профессий работает по полдня, а часть — полные сутки. Всё зависит от выбранного места работы.

Документы

Всё, что получит практикант после отработки — это печать на справке из университета. У него не будет никаких официальных документов о том, что он работал на производстве и ознакомился с будущей специальностью. К сожалению, часто фирма, которая не заинтересована в студентах, сразу ставит им все необходимые подписи и отправляет по домам. В итоге документы о прохождении на руках есть, а вот знаний и умений совершенно не прибавилось. Зато после прохождения стажировки работнику, в зависимости от специальности и целей, будет выдан или диплом о переподготовке, или удостоверение о повышении квалификации. Впрочем, есть вариант, что у организации нет соответствующих лицензий на выдачу документов. В таком случае стажёр не получит документальное подтверждение прохождения стажировки, но, скорее всего, ему дадут трудовой договор и приказ о поступлении на работу.

Результат

Что получают практикант и стажёр в результате своей временной работы? Студент, пришедший на практику, в идеале должен разобраться в профильном предмете, пообщаться со старшими коллегами, наработать материал для будущего диплома. Если он хорошо себя показал, ему могут предложить остаться на работу. Кроме того, студент может обращаться на производство, если это будет необходимо для написания его выпускной квалификационной работы: чаще всего бывших практикантов поддерживают достаточно долго. В будущем учебном году он сдаёт своему руководителю документы о прохождении и дневник практики студента, который заполняет самостоятельно.

После прохождения стажировки студент становится полноценным специалистом, который в дальнейшем может устроиться на работу. Чаще всего стажировку проводят именно для того, чтобы найти и обучить работника, идеально подходящего под все требования и условия. Очень редко стажировка проводится как обучение всех желающих, а не для набора собственного персонала. Если вы проходили стажировку в известной фирме, то это будет неплохим подспорьем в вашем резюме.

Таким образом, производственная практика — это элемент обучения в университете. Она поможет вам написать диплом, разобраться в профильных предметах, лучше понимать преподавателей. И, конечно, сделать окончательный выбор — хотите ли вы работать в выбранной сфере, или стоит её сменить. Стажировка — это подготовка к работе, куда вы идёте добровольно. Она может не совпадать с профилем образования — на неё приглашают даже людей без опыта и знаний. Но, в случае успешного прохождения, вы сможете без проблем устроиться на работу, а также получить полезную запись в своём резюме. Прекрасно, если у вас есть возможность совместить два этих процесса. Впрочем, производственная практика будет в вашей жизни один раз, а стажировок может быть множество: всё зависит от ваших интересов, сферы работы и амбиций.

Как оформить студента, проходящего практику в организации?

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8

Как оформить студента, проходящего практику в организации?

Для закрепления и совершенствования полученных знаний и навыков на практике (в реальных условиях), достижения профессионализма и мастерства студенты различных образовательных учреждений обращаются к руководителям организаций с просьбой прохождения производственной или преддипломной практики у них на предприятии. Некоторые компании соглашаются, чтобы посмотреть на потенциально интересных кандидатов, а некоторые отказывают в подобной услуге. Чаще всего отказывают по причине непонимания статуса студента в организации. Как можно оформить отношения со студентом-практикантом — расскажем в данной статье.

Профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования обеспечивают реализацию государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии в силу п. 6.1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с вышеуказанным положением и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон N 125-ФЗ) практика является составным элементом образовательной программы для получения профессионального образования.

Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений, а производственная включает в себя несколько этапов: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практика.

Учебная, производственная и преддипломная практика, предусмотренная образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между образовательными учреждениями и предприятиями, организациями. На основании таких договоров любые организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентам высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (п. 9 ст. 11 Закона N 125-ФЗ).

Более подробно вопросы организации прохождения практики учащимися высших учебных заведений регламентирует Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154 (далее — Положение). В частности, отметим следующие моменты:

— в период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии;

— оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм;

— при выезде из места расположения высшего учебного заведения на практику студентам выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций, за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Проезд к месту практики и обратно оплачивается в полном размере.

Но на практику могут прийти не только студенты вузов. Учащиеся средних учебных заведений тоже проходят производственную или профессиональную практику, которая регламентируется Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 21.07.1999 N 1991 , и устанавливает фактически те же правила по оплате практики, суточных, проезда учащихся, которые предусмотрены для студентов вузов.

С учетом Рекомендаций по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, приведенных в Письме Минобразования России от 16.09.1999 N 16-51-198/16-15 (далее — Письмо Минобразования России).

Трудовые отношения с практикантом

Заключать трудовой договор со студентом, проходящим практику в учреждении, необходимо только в том случае, если предполагается его зачисление на вакантное место, имеющееся у работодателя. Пункт 10 Положения позволяет работодателю зачислить студентов в штат предприятия в обычном порядке при условии, если работа, предлагаемая практиканту, соответствует требованиям программы практики.

Поскольку трудовые отношения со студентом, проходящим практику, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, для оформления трудовых отношений необходимо заключить срочный трудовой договор (ст. ст. 58, 59 ТК РФ). Так как контролирующие органы всегда проверяют обоснованность заключения таких договоров, рекомендуем следующую формулировку: «Трудовой договор заключается на 4 (четыре) месяца для прохождения производственной практики» или «. для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника». Кроме этого, издается приказ о приеме на работу и оформляется трудовая книжка, если она не была оформлена ранее (ст. 66 ТК РФ).

В трудовом договоре необходимо установить продолжительность рабочего дня студентов на время практики:

— для получения первичных профессиональных умении и навыков связанных с выполнением производительного (физического) труда на производственном объекте, студентам в возрасте от 15 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, а в возрасте от 16 до 18 лет и старше — не более 35 часов в неделю в силу ст. 92 ТК РФ;

— при прохождении практики по профилю специальности и преддипломной практики для студентов в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю, а в возрасте от 18 лет и старше — не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Обязательно в трудовом договоре должно быть условие о выплате заработной платы и ее размере. Пункт 20 Положения определяет, что оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.

С момента заключения трудового договора на студента-практиканта будет распространяться трудовое законодательство и он подлежит государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками (п. 24 Положения). То есть ему должна выплачиваться заработная плата, оплачиваться периоды временной нетрудоспособности, предоставляться ежегодный оплачиваемый и иные виды отпуска. Несчастный случай, произошедший с практикантом, подлежит расследованию в установленном ст. ст. 227 — 230.1 ТК РФ порядке. Кроме этого, на весь период производственной практики на студента-работника будут распространяться правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и иные локальные нормативные акты организации. Это подтверждается и Постановлением ФАС СЗО от 23.03.2006 N Ф04-989/2006(20527-А27-30).

Внимание! Если на практику пришел студент учебного заведения среднего профессионального образования (например, из техникума или колледжа), продолжительность работ при прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, составляет 36 академических часов в неделю независимо от возраста студентов в соответствии с п. 6 Письма Минобразования России.

Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

При заключении трудового договора работодателю нужно обратить внимание на возраст студента и при необходимости предоставлять ему гарантии, установленные законом. В частности, лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу:

— только после обязательного медицинского осмотра в силу ст. 69 ТК РФ;

— без испытательного срока (ст. 70 ТК РФ);

— с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с требованиями ст. 92 ТК РФ;

— без привлечения к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ);

— с соблюдением условий, установленных гл. 42 ТК РФ.

Кроме того, студентов можно принять не на основное место работы, а по совместительству (ст. ст. 60.1, 282 ТК РФ).

Если не трудовой договор, то какой?

Поскольку ни Положение, ни Трудовой кодекс не устанавливают обязанности заключения трудового договора с практикантом, полагаем, что можно заключить гражданско-правовой договор. Тогда отношения между организацией и студентом будут строиться на основании гражданского законодательства. Часть 2 ст. 227 ТК РФ не причисляет студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов, проходящих производственную практику, к числу работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору.

В том случае, если организация заключает гражданско-правовой договор (оказание услуг или подряд), в нем необходимо отразить:

— виды работ, входящие в программу практики студента;

— даты начала и окончания работы;

— порядок сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

— другие моменты, предусмотренные ГК РФ.

Работодатель обязан оплатить студенту выполненные в интересах организации работы, оказанные ей услуги в соответствии с заключенным договором (ст. ст. 702, 711, 779, 781 ГК РФ) на основании акта приемки-сдачи.

Заключение подобного вида договоров может быть выгодно работодателю по следующим причинам:

— гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, на студента распространяться не будут (например, не будет оплачиваться временная нетрудоспособность);

— на сумму вознаграждения не начисляется ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если они не указаны в данном договоре .

Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Если студент просто знакомится с производством, изучает организацию производственного процесса и сама программа не предполагает выполнения им каких-либо работ, то ни трудовой, ни гражданско-правовой договор заключать не следует. Даже при таком варианте за студентами в период прохождения практики сохраняется право на получение стипендии независимо от выплаты им заработной платы по месту прохождения практики (п. 19 Положения).

При решении вопроса о необходимости заключения договора со студентом-практикантом нужно все-таки исходить из того, возникают ли трудовые отношения между организацией и студентом либо студент при прохождении практики только обучается.

Напомним, трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

То есть, если при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы) и студент обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, такие отношения должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Если студенты во время прохождения практики знакомятся с производством, изучают организацию производственного процесса и т.п., то оснований для выплаты им заработной платы, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ является вознаграждением за труд, у организации не имеется. Также нет оснований и для заключения с ними трудовых договоров .

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Елена Алексеева/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с заработком и оформлением документов для ведения бизнеса, освещением и автоматикой. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Елена Алексеева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sps-Studio.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: