Казначейские операции на предприятии
Что такое казначейский счет и как с ним работать
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Что собой представляет казначейский счет
- Для чего открывается казначейский счет
- Порядок открытия казначейского счета
- Особенности расходования средств с казначейского счета
Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.
Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
Посмотреть ответ
Что собой представляет казначейский счет
Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.
Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.
ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.
Для чего открывается казначейский счет
Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:
- Соответствие положениям контракта.
- Соответствие законам.
- Целесообразность, рациональное использование.
Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленный взыскателем исполнительный документ в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
Посмотреть ответ
Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:
- Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
- Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
- Соглашения о взносах в уставной капитал.
- Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
- Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
- Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
- Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.
Казначейство выполняет эти функции:
- Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
- Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
- Проверка фактической поставки товара.
- Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.
Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.
Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
Посмотреть ответ
Порядок открытия казначейского счета
Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.
Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.
Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:
- Наименование документа.
- Дата составления.
- Наименование компании, которой нужно открыть счет.
- Наименование других получателей.
- Отдел Федерального казначейства.
- Просьба об открытии счета.
- Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.
Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.
Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:
- Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
- Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
- Копия Устава организации.
- Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
- Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.
Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.
Особенности расходования средств с казначейского счета
Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:
- Платежное поручение.
- Государственный контракт.
- Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).
ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.
Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.
Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:
- Закупка строительных материалов.
- Закупка инструментов.
- Выплата зарплаты сотрудникам.
- Найм строительной бригады и прочее.
Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:
- Внесение средств в уставной капитал.
- Приобретение собственности для нужд компании.
- Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).
Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.
Как регламентировать казначейские функции
Казначейские функции – это операции, связанные с управлением денежными активами. Во многих компаниях основные казначейские функции выполняет финансовый директор.
При организации системы казначейства важно учитывать «человеческий фактор», который имеет большое значение. Нажатием одной кнопки легко отправить платеж не по тем реквизитам, купить валюту не по тому курсу. Поэтому операции данного функционала должны быть четко регламентированы, а казначейские функции строго распределены. Свобода творчества и креативность здесь неуместны. Необходимы четко прописанные уровни принятия решений.
Казначейские операции на предприятии
Для удобства можно разделить блок казначейских операций на несколько подблоков и для каждого из них сформировать свой регламент. Например, в зависимости от специфики деятельности компании, такими блоками могут быть:
- Кредитные операции;
- Валютные операции;
- Операционная деятельность.
В рамках этих разделов гораздо удобнее сформировать конкретные регламенты и затем на их основе разработать должностные инструкции.
Блок «Кредитные операции»
Данный блок в рамках общего функционала казначейства предназначен для ведения всех операций, связанных с привлечением/возвратом заемного капитала. Компания может применять различные инструменты (см. схему 1):
- прямое кредитование;
- лизинг;
- факторинг;
- аккредитивное финансирование;
- овердрафт и т.д.
Схема 1. Кредитные продукты
![]() |
Каждый из этих продуктов имеет свою специфику, которая должна учитываться при регламентации операций данного блока казначейских функций. Но есть и одно общее железное правило: перед началом каждого планового периода (это может быть и месяц, и квартал) руководитель казначейства (финансовый директор, финансовый менеджер) готовит плановый прогноз движения заемного капитала в рамках каждого кредитного продукта на основе (см. табл. 1):
- заключенных договоров;
- потребностей в финансировании;
- плановых остатков и т.д.
Таблица 1. Пример прогноза движения заемного капитала (период – ноябрь 2016 года)
Кредитор | Номер | Дата оконч. | Ставка | Сальдо на нач. периода | Плановый расход в тек. пер. | Получение | Сальдо на кон. периода | ||
Дата | Основной платеж | %% | |||||||
Банк А | №839 | 30.12.2016 | 12% | 151 500 000 | 10.11.2016 | 50 000 000 | 1 500 000 | 100 000 000 | |
Банк Б | №КЛ-12/53 | 01.07.2018 | 15% | 330 000 000 | 24.11.2016 | 200 000 000 | 30 000 000 | 100 000 000 | 200 000 000 |
Этот прогноз является основой для проведения всех ежедневных операций в рамках кредитной деятельности. Что касается регламентации процессов, приведу пример регламента бизнес-процесса «Возврат кредитного транша».
Пример регламента бизнес-процесса «Возврат кредитного транша»
Аналогичным образом можно подготовить регламенты, которые будут касаться работы с другими кредитными продуктами с учетом конкретной специфики.
Блок «Валютные операции»
Этот блок актуален для тех компаний, деятельность которых подразумевает привлечение валютного финансирования, либо какие-то экспортно-импортные операции.
Формирование отдельных регламентов в рамках блока «валютные операции» обязательно. Причина – пресловутый «человеческий фактор» может сыграть здесь очень негативную роль.
Базисом для всех процессов должен служить прогноз движения валюты, который до начала периода готовит руководитель казначейства (см. табл. 2).
Таблица 2. Пример прогноза движения валюты
Дата | Сведения о платежах | Отклонения по курсу | |||
Валюта | Сумма | Курс бюджета | |||
10.11.2016 | Доллары США | 15 000 | 62 | 65,1 | 59 |
17.11.2016 | Евро | 700 000 | 70 | 73,5 | 67 |
Однако этот прогноз не может предусмотреть те курсы, по которым будет продаваться/покупаться валюта, если только речь не идет о сделках хеджирования, когда курс определен заранее.
Поскольку волатильность на валютном рынке России весьма высока, и ситуация может измениться в течение нескольких минут, при формировании регламентов необходимо:
Обратите внимание!
Цепочка согласований не должна быть тормозом в тех случаях, когда оперативно принятое решение поможет избежать убытков или получить прибыль.
Рассмотрим пример регламента бизнес-процесса «Покупка валюты для оплаты импортного контракта».
Пример регламента бизнес-процесса «Покупка валюты для оплаты импортного контракта»
На практике применяемая стратегия зависит от нескольких факторов:
- наличие свободного денежного потока;
- колебания курса;
- доступ к источникам финансирования. Например, если валюта покупается за счет кредита, то начать приобретать ее компания сможет только в тот момент, когда получит эти средства, даже если до этого курс был гораздо выгоднее.
Поэтому здесь не может быть какого-то жестко закрепленного правила. Решения должен принимать руководитель казначейства.
Блок «Операционная деятельность»
Это самый большой блок и по количеству транзакций, и по их разнообразию. Поэтому надо четко прописать схему выдачи акцепта на проведение платежей и, таким образом, разграничить уровень полномочий. Проще всего это сделать, внедрив в блок «Казначейство» ERP-системы предприятия алгоритм согласования заявок на финансирование. На схеме 2. представлена возможная разноуровневая схема согласований и движения заявок. В ней предусмотрены следующие ограничения:
- заявки на сумму до 500 000 рублей (эквивалент в валюте платежа) согласовывает руководитель казначейства;
- заявки на сумму 500 001-3 000 000 рублей (эквивалент в валюте платежа) – заместитель финансового директора;
- заявки на сумму 3 000 001 и выше (эквивалент в валюте платежа) – финансовый директор.
Схема 2. Схема согласований и движения заявок
![]() |
Также необходимо закрепить приказом или распоряжением порядок передачи функционала визирования на время отпуска/болезни/иного отсутствия уполномоченного сотрудника. Иначе хорошо продуманный механизм застопорится и начнет тормозить. А ведь управление деньгами – это оперативный процесс. Промедление может привести и к потерям, и к осложнению отношений с контрагентами.
Обратите внимание!
Когда речь идет об управлении денежными средствами, минута промедления может обойтись очень дорого. Так, например, если даже самый капризный контрагент сможет безболезненно подождать 10-15 минут согласования договора, то курс доллара за это время может измениться на два-три рубля и более. В итоге на разнице в курсе компания потеряет значительную сумму. Такие примеры часто встречаются на практике.
Компаниям, имеющим разветвленную холдинговую структуру, филиалы/дочерние общества, расположенные в различных часовых поясах, необходимо определить:
- время передачи информации в головной офис;
- способы согласования срочных решений, если в офисе основной компании еще нерабочее время.
Казначейские функции: о чем нельзя забывать
При формировании системы казначейства, распределении казначейских функций и казначейских операций, важно не забывать про ключевые моменты. Выделим четыре из них.
- Регламенты, описывающие казначейскую деятельность, должны учитывать все возможные нюансы прохождения операций и строго определять уровни полномочий всех участников процесса.
- Скорость принятия того или иного решения может принести компании доход или убыток. Поэтому казначейство должно быть всегда мобильным участком, и от всех его сотрудников нужно требовать именно такого отношения к работе.
- Для того чтобы уменьшить количество ручного труда и минимизировать возможность ошибок на уровне внесения реквизитов в учетной базе необходимо:
- вести справочник контрагентов со всеми реквизитами, в том числе и банковскими;
- назначить ответственного сотрудника, который отвечает за ведение этого справочника и актуализирует информацию в нем.
- К сожалению, формализовать на 100% все процессы невозможно. Поэтому в компании должен быть такой сотрудник, который умеет быстро принимать решения и обладает для этого соответствующими полномочиями. Как правило, это руководитель казначейства.
Казначейское обслуживание с 2021 года
С 1 января 2021 года начнет действовать новый порядок казначейского обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ТОФК). Причиной тому станут внесение Федеральным законом от 27.12.2019 № 479‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 479‑ФЗ) изменений в Бюджетный кодекс и вступление в силу ряда других нормативно-правовых актов. В статье приведем краткий обзор данных изменений.
С указанной даты вступят в силу:
- вновь введенные гл. 24.2«Система казначейских платежей», 24.3«Казначейское обслуживание» БК РФ;
- Приказ Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н «О Порядке казначейского обслуживания» (далее – Приказ № 21н);
- Приказ Федерального казначейства от 01.04.2020 № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов» (далее – Приказ № 15н);
- Приказ Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей»;
- Положение Минфина РФ № 63н, ЦБ РФ № 717‑П от 10.04.2020 «Об особенностях взаимодействия системы казначейских платежей с платежными системами».
Участники системы казначейских платежей
Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479‑ФЗ).
К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:
- Федеральное казначейство;
- финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);
- администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- федеральные бюджетные и автономные учреждения.
Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:
- получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
- бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).
Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей, обеспечивающим функционирование системы казначейских платежей, прием и исполнение распоряжений, осуществление операций по казначейским счетам участников системы казначейских платежей.
Казначейское обслуживание
Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.
Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:
- единый счет бюджета;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
- казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.
Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.
Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.
При казначейском обслуживании информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей и территориальным органом Федерального казначейства будет осуществляться в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени прямого участника системы казначейских платежей.
Обмен документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также при отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде с применением электронной подписи производится с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
Операции с наличными денежными средствами
Обеспечение наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей будет производиться Федеральным казначейством с открытием, в соответствии со ст. 155, 156 БК РФ, банковского счета, предназначенного для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям.
Формы документов для проведения казначейских операций
Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.
С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):
- заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
- заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
- сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
- заявка на возврат (ф. 0531803);
- заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
- заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
- заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
- уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
- уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
- распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
- реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
- уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.
С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
- реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).
Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений
Бюджетные и автономные учреждения вправе будут распоряжаться денежными средствами на соответствующих казначейских счетах согласно законодательству РФ.
Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, указанные учреждения представляют в ТОФК распоряжения о совершении казначейских платежей, предусмотренные приложениями 15 – 25 к Приказу № 21н.
Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся косвенными участниками системы казначейских платежей, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейских платежей, предусмотренное приложениями 15 – 18 к Приказу № 21н.
Таким образом, косвенные участники системы казначейских платежей будут осуществлять операции через соответствующих прямых участников этой системы (финансовых органов) путем направления им распоряжений.
Учет операций со средствами бюджетных и автономных учреждений будет осуществляться по кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации РФ, исходя из экономического содержания казначейских платежей:
- поступления – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
- выплаты – по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов), кодам субсидии и кодам объектов капитального строительства (при наличии).
При оплате расходов бюджетного (автономного) учреждения за счет средств целевых субсидий распоряжение о совершении казначейских платежей и документы, необходимые для санкционирования расходов, дополнительно проверяются на соответствие установленному порядку санкционирования.
Закрытие банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание
В целях реализации положений Федерального закона № 479‑ФЗ выпущено Письмо Минфина РФ № 09‑01‑10/66747, ЦБ РФ № 04‑45‑7/5526, Федерального казначейства № 07‑04‑05/05‑14880 от 29.07.2020 о закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание.
В письме сообщается, что финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) в срок до 01.04.2021 необходимо провести работу по закрытию счетов, открытых им в подразделениях ЦБ РФ или кредитных организациях. С 01.01.2021 не допускается совершение операций финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) по банковским счетам, открытым в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организациях, за исключением операций по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.
В связи с вышесказанным финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) необходимо будет до 01.01.2021 заключить с подразделениями ЦБ РФ и кредитными организациями (филиалами) дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие:
- отказ от инициирования операций по банковскому счету с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета;
- ежедневный перевод с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета остатков денежных средств со счета финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета, открытый органу Федерального казначейства в подразделении ЦБ РФ;
- необходимость представления заявления клиента на закрытие банковского счета за десять рабочих дней до даты его закрытия, но не позднее 17.03.2021;
- закрытие банковского счета не позднее 01.04.2021.
Кроме того, финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) для организации перехода на казначейское обслуживание необходимо провести работу по открытию казначейских счетов во взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства, а также проинформировать своих клиентов о переходе на казначейское обслуживание.
Переход на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей в 2021 году
Автор: Анастасия Хахулина, методист бюджетных проектов компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.
Новый год несет с собой новые изменения в законодательстве для учреждений бюджетной сферы. Самое глобальное и масштабное из них – переход на казначейское обслуживание.
Кто участвует в системе казначейских платежей
1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.
Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.
К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.
К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.
Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.
П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.
Как работает казначейский счет
Казначейских счет – это счет, который открыт в Федеральном Казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для того, чтобы он мог осуществлять и отражать хозяйственные операции, связанные с денежными средствами. Таким образом, можно провести аналогию с банковским счетом. Отличаются они структурой счета и главное отличие заключается в том, что казначейский счет всегда начинается с цифры «0».
Казначейство России представило на своем официальном сайте таблицу соответствий банковских счетов казначейским.
Казначейский счет федерального бюджета и счет для учета распределений поступлений открывается Федеральным казначейством, а вот все остальные казначейские счета открываются финансовым органом субъекта РФ.
Казначейские счета открываются в следующих целых обслуживания:
исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектом РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
поступления средств в бюджеты бюджетной системы РФ и их распределения;
совершения операций со средствами во временном распоряжении;
совершение операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;
совершение операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.
А единый казначейских счет открывается:
территориальному органу Федерального казначейства – для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;
финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
органу управления государственным внебюджетным фондом – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.
Процедура открытия казначейского счета описана в разделе 2 Порядка № 15н.
Согласно вышеуказанным письмам, финансовые органы должны еще также провести работу по закрытию счетов, ранее открытых в подразделениях ЦБ или кредитных организациях, так как с 01.01.2021 использование таких счетов не допускается. Исключением из этого правила являются операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, для этого необходимо было до 01.01.2021 г. заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета. А вот закрыть счета рекомендуется до 01.04.2021.
Автономным учреждениям
А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно приказу Федерального казначейства №21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.
Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.
Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.
При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):
документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств
положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.
В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.
Казначейство — система управления деньгами
Казначейство. Пора навести порядок в финансах фирмы
Эффективно управлять всеми денежными потоками, рисками, обеспечить полную платежеспособность предприятия. Основные инструменты — это платежный календарь и согласование платежей. Автоматизация данного направления наиболее эффективна с использованием Интернет сервиса и интеграции в существующие программы 1С. Обращая пристальное внимание на данный процесс, увеличивается эффективность работы любой фирмы. Казначейство иными словами — это подразделение, которое отвечает за все счета и кассу организации.
Казначейство в 1С. За и против
Если не следить за денежными потоками фирмы, тогда в чем вообще смысл коммерческой организации? Тем более, в настоящее время, рынок достаточно часто бывает не стабильным.
В компании недостаточно денег? Это значит, что выплаты по налогам, заработной плате, кредитам, и другим платежам невозможны. Последствия могут быть серьезными: пени, штрафы и прочие дополнительные издержки, которые ложатся на плечи компании. При возникновении подобной ситуации уже увеличивается вероятность того, что компания перестанет существовать, или потребуются дополнительные затраты на вывод предприятия из нестабильной ситуации.
Но есть и обратная сторона, когда у фирмы большое количество денежных средств. Вроде бы хорошо и в тот момент, когда у компании возникнут трудности, можно будет решить все сложности. Деньги должны приносить деньги. А если этот трудный момент и вовсе не наступит, или через пять лет? Упущенная выгода не нужна. К примеру, можно принять участие в каком-нибудь успешном проекте, тем самым увеличив прибыть.
Для этого и важен контроль над денежными средствами, этим вопросом занимается казначейство. В компании важен баланс между дополнительной прибылью, вложением и затратами. Поэтому, отвечая на вопрос: за или против казначейства? Ответ однозначно: да.
В статье, мы рассмотрим подробно: какова цель казначейства, кому подходит система казначейства, рассмотрим его формы, и какая подойдет именно Вашей организации.
Основная цель казначейства
- выполнение всех действий, связанных с расчетно-кассовыми операциями;
- формирование четкого плана поступлений финансовых средств;
- получение заявок на оплату нужд фирмы от центра финансовой ответственности и контроль над их исполнением;
- формирование реестра на оплату счетов, графика предстоящих платежей, платежного календаря;
- контроль и формирование отчетности по исполнению всех платежей, обязанностей по договорам;
- подготовка всех необходимых документов для получения кредита.
Нужна ли Вам система казначейства в 1С?
Как определить необходимость внедрения системы казначейства? Ответ прост, ответьте на ряд ниже поставленных вопросов:
- Как часто у Вас появляются кассовые разрывы?
- Возникает ли нехватка финансовых средств?
- Есть ли у фирмы четкий план по распределению денежных средств между подразделениями? Если есть, то эффективно ли он используется?
- Бывают ли моменты, когда финансовые средства компании «покидают» ее без контроля?
Ответы Вас не удовлетворили? Значит, проблемы точно есть. В организации независимо от масштаба, деньги должны быть под контролем. Всегда необходимо понимание, куда их потратили, на что планируется израсходовать и зачем.
Если есть трудности с движением и контролем денежных средств, то пора внедрять систему казначейства. Такая система может быть полностью автоматизирована, или частично.
Централизованное, децентрализованное, или автоматизированное?
В казначействе выделяют следующие формы организации. Это централизованное, децентрализованное и полностью автоматизированное. Выбор зависит напрямую от направления деятельности Вашей компании и масштабов.
Так чем же их отличия?
При использовании централизованного казначейства, в самой организации формируется целое подразделение. Через нее проходят все денежные потоки, а другие службы, если потребуется что-то оплатить, просто предоставляют заявку на оплату. За подразделением казначейства закреплены все действия, связанные с финансовыми средствами: планирование, исполнение, контроль.
Децентрализованная форма казначейства отличается от централизованного только тем, что делегируются полномочия. Иными словами, не исключается вероятность передачи права осуществления платежей прямо из центров финансовой ответственности. Но это не значит, что система контроля в данном случае должна отсутствовать. При отсутствии должного контроля, вероятность потери, перерасхода денежных средств возрастает в разы. Не стоит забывать и про финансовые риски, которые в самом плохом раскладе, могут привести к банкротству фирмы.
В настоящее время, все больше компаний применяют централизованную систему управления. В этом случае оперативность обмена данными крайне важна для непрерывного контроля. Решением такого вопроса является перевод на автоматизированную систему казначейства.
Централизованное казначейство
Централизованное казначейство — это структура, которая позволяет управлять денежными средствами организации. Такую форму казначейства в основном применяют холдинги, где головная компания распределяет средства между дочерними организациями. Также, данную форму могут использовать крупные компании. Из-за больших масштабов, они достаточно часто сталкиваются с проблемами, которые касаются управления финансами. Для того чтобы все денежные ресурсы взять под контроль, рекомендуют применять централизованную форму казначейства.
Плюсы централизованной формы казначейства
Самое главное преимущество внедрения централизованного казначейства — это наведение порядка в финансовой системе холдинга, или крупной компании. Обеспечено хорошее состояние в таких вопросах, как:
- обеспечение отсутствия кассовых разрывов;
- консолидация финансовых потоков холдинга, или организации;
- непрерывный контроль над затратами всех структур холдинга, или организации;
- контроль согласования платежей;
- контроль утверждения бюджета;
- повышение эффективности использования денежных средств, среди подразделений холдинга, или организации.
Минусы централизованного казначейства
Когда система казначейства не автоматизирована, возникает ряд ошибок, которые возможны из-за человеческого фактора. Также, имеется ряд других моментов:
- все заявки на оплату проверяются вручную, на соответствие с лимитами по статьям бюджета;
- нет оперативной информации по остаткам на всех счетах;
- требуется большое количество сотрудников, для выполнения всех операций;
- скорость согласования заявок на оплату низкая и пр.
Специфика централизации казначейства
Навести порядок в финансовых вопросах не так-то просто, особенно в крупных организациях, или холдингах. Бывают такие случаи, что подразделения, или дочерние организации пользуются своими собственными системами работы с финансами. И привести все это к одному виду, очень сложно.
Лучше всего начинать с подробного анализа всех подразделений, или дочерних организаций фирмы. После следует привести всю документацию к одной форме. Данный процесс является длительным и вероятнее всего потребуется хорошее финансирование. Далее, обеспечьте полный доступ пользователей к общей системе денежного учета. После проведения данных процедур, можно внедрять централизованное казначейство.
Подводя итог вышесказанного, то централизованное казначейство — это четкое управление и контроль над всеми денежными потоками холдинга, или крупной организации.
Автоматизированная форма: казначейство в 1С или в веб сервисе
Автоматизированная форма казначейства создает возможность оперативного централизованного управления всеми финансовыми средствами компании. Такое казначейство увеличивает понятность всех поступлений и затрат, обеспечивает оперативный контроль целесообразности выплат фирмы. Централизованное казначейство подразумевает большие затраты: оплата труда сотрудников, помещение, канцтовары и прочее. Автоматизированное казначейство сводит такие затраты к минимуму. В конечном итоге данные действия приводят к большой экономии денежных средств предприятия. Также полностью сводятся к нулю ошибки, связанные с человеческим фактором.
Функции автоматизации казначейства
- четкое формирование планов и лимитов финансовых средств компании;
- грамотное управление всеми остатками средств фирмы, борьба с кассовыми разрывами;
- автоматизированное казначейство непрерывно взаимосвязано с бюджетом, бухучетом и другими системами;
- поддержание платежеспособности предприятия, контроль лимитов по всем статьям бюджета;
- автоматизированное казначейство позволяет сократить время на согласование заявок на оплату и формирование отчетов.
Какие вопросы решает автоматизированное казначейство?
- создание планового БДДС;
- создание платежного календаря и его управление;
- установка лимитов по статьям затрат;
- создание заявок на использование финансовых средств и учет всех лимитов;
- более быстрое и четкое согласование всех заявок на оплату;
- создание всех необходимых документов: платежное поручение и др.;
- создание отчетности по реализации БДДС на предприятии, как исполняются заявки и пр.;
- используя веб-сервис Финоко, все действия по согласованию заявок на оплату, можно выполнить с помощью телефона, который поддерживает ios, или android.
Казначейство или в веб сервисе – это правильный и действенный способ «порядка» в денежных вопросах компании. Какой вид казначейства использовать в работе, выбирать Вам. Но, живя в современном мире, для надежности и экономии времени, мы рекомендуем автоматизировать весь процесс. И этот способ подходит не только крупным организациям. Веб-сервис Финоко – это отличная возможность быстро перейти на такую систему. Десятками компаний доказано, что это работает. Многолетний опыт работы показал, что надежность сервиса превыше всего. И самое главное, Финоко не требует приобретения каких-либо дополнительных программ, что несомненно является большим преимуществом.
Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2021 году
БКС-Тендер / Статьи / Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2021 году
В чем вообще разница между стандартным расчетным счетом компании в банке и лицевым счетом в казначействе? Разница в том, что деньги с расчетного счета можно переводить на нужды компании в свободном режиме, в то время как деньгами с казначейского счета можно пользоваться только при строгих условиях и далеко не на все цели. Средства, находящиеся на казначейском счете бюджетные, по закону они не принадлежат Поставщику (подрядчику, исполнителю), он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно на строго определенные цели.
Основная задача казначейского счета – контроль целевого расходования бюджетных средств. Разберем поподробнее все этапы расчетов с казначейством.
1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его казначейском счете. Разрешение на перевод средств с казначейского счета дает Федеральное казначейство. Расходовать денежные средства можно только на ограниченный перечень направлений. Данный перечень во вложении. При заключении контракта с Заказчиком компании необходимо четко знать структуру расходов на которые пойдут средства от контракта. Все эти расходы должны быть реальными и документально подтвержденными. На первом этапе мы бы рекомендовали сформировать перечень направлений на которые будут расходоваться средства, учитывая долю прибыли. Размер прибыли может определяться в самом контракте при его заключении. По государственному оборонному заказу, например, установлено, что норма прибыли не может превышать 20% от цены контракта. Важно то, что документально неподтвержденные расходы Поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислению не подлежат, даже если контракт им исполнен. Остатки средств с казначейского счета в таком случае переводятся в доход бюджета.
2. После распределения всех направлений расходов, с возможностью их документального обоснования, Поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует документы, являющиеся основанием для распоряжения средств с казначейского счета. Основанием для осуществления платежей с казначейского счета являются следующие документы:
1) Контракт. Его можно не предоставлять, если он был предоставлен в казначейство при открытии лицевого счета.
2) Товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг). Документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров должны быть подписаны уполномоченными лицами со стороны Заказчика и со стороны Поставщика (подрядчика, исполнителя) – эти лица должны быть указаны в контракте и в карточке образцов подписей, которая была передана в казначейство для открытия казначейского счета.
3) Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213. Данная форма отображает направление расходов, на которые будут направлены денежные средства. Перечень расходов, как говорилось выше, жестко ограничен. Деньги с казначейского счета разрешено переводить на:
- оплату фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- возмещение произведенных расходов;
- оплаты обязательств по накладным расходам;
- заработную плату, командировочные расходы работников;
- расчеты по налогам, страховым взносам;
- приобретение услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, аренды, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров;
- перечисления прибыли.
4) Платежное поручение. В платежном поручении обязательно должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета и детализированный код и наименование выплат согласно Перечню направлений расходования бюджетных средств.
5) Дополнительно, в качестве обоснования, может быть запрошена справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике) и выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.).
По каждому из вышеперечисленных документов нужно проверить, чтобы обязательно был указан уникальный идентификатор контракта – это обязательный реквизит для казначейства, по которому происходит отслеживание бюджетных средств.
3. Документы направляются в казначейство на проверку через Портал СУФД.
4. Казначейство во время проверки может запросить дополнительные документы, подтверждающие раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств. К таким документам согласно Приказа Минфина России от 25.12.2019 N 255н относятся Расчет накладных расходов и Расходная декларация. Ведение раздельного учета – обязанность получателя бюджетных средств. За нарушение ведения предусмотрена серьезная административная ответственность.
5. Перевод денежных средств Казначейством.
До момента полного исполнения контракта и подписания окончательных Товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг) переводить на свой расчетный счет прибыль запрещается. Федеральное казначейство переводит с казначейского счета прибыль компании только после получения подписанных с обеих сторон товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг). Как уже было сказано выше – компании обязательно соблюдать установленную норму прибыли. Если остатков на счете после выполнения контракта будет больше, чем норма прибыли – никто эти деньги компании не вернет.